3.Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. - М.: Советский спорт, 1991. - 32 с.
4.Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы //Дефектология. -1991. - №2.
5.Мозговой В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся // Дефектология. - 1993. - №3.
6.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992.
7. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие
для учителей и студентов / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с. 8.Об организации и содержании коррекционныхзанятий по ЛФК во вспомогательной школе и школе-интернате. Методические рекомендации / Сост. В.Ф. Мачихина, Н.А. Козленко, А.А, Дмитриев. - М.: Гособразование СССР, 1988.
9. Венгржиповский В.В. О проведении игр на уроках физкультуры во
вспомогательной школе. // Специальная школа. - 1995. - №129.
10. Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе:
Учебное пособие. - М.: Учебная литература, 1997. - 320 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
Н.Л. Егорова, Т.А. Вехова
Лица с умственной отсталостью в настоящее время наиболее многочисленная группа среди инвалидов с психическими заболеваниями. Среди них, по данным исследований, легкая умственная отсталость составляет 7275 %, умеренная - 23-25 %, тяжелая - 5 %. Для лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии трудовая деятельность - основа их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта [4].
Профессиональное обучение и трудоустройство лиц с умственной отсталостью всегда было сложной задачей для государства. Расширение частного предпринимательства в экономике все более отодвигает их в разряд безработных, пополняющих криминогенную среду.
Часть общества, состоящая из лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии, многочисленна и постоянно увеличивается. Трудовая деятельность является основой их социализации, а трудоустройство - важной государственной задачей, поэтому профессиональная подготовка этой группы лиц становится все более актуальной [1,6].
Получение профессии, трудоустройства и адаптации на рабочем месте лиц с умственной отсталостью, а также их подготовка к самостоятельной жизни и вхождению в социум является одной из важнейших задач обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида [3].
Данная группа лиц является социально незащищенным слоем населения, им достаточно тяжело адаптироваться к новым условиям на рабочем месте, новому коллективу. Что усугубляется неадекватным отношением к ним окружающих людей. Они с трудом могут конкурировать на рынке труда, так как таких людей неохотно принимают на рабочие места на предприятиях [7].
Но, несмотря на ограниченные возможности этого контингента, им необходимо помочь найти свое место в социуме, получить профессию, дать возможность реализовать свои профессиональные навыки, чтобы жить и трудиться как полноценный человек.
Руководитель в школе должен иметь определенный круг знаний о различных профессиях, владеть способа-
ми индивидуально-психологического изучения личности школьников, большим опытом педагогической деятельности. На практике нередко обнаруживается почти полное бессилие школьных работников в оказании практической помощи учащимся в выборе реальной профессии и трудоустройстве. Очевидно, нужно подумать и о создании системы подготовки и переподготовки кадров для проведения профориентационной работы в школах.
В основу нашего исследования положена следующая гипотеза: работа по профессиональной ориентации старшеклассников в специальной (коррекционной) школе VIII вида будет успешнее, если в ее основе лежит личностное ориентирование и индивидуальные возможности учащихся.
Цель исследования: изучить влияние профориентационной работы на интересы учащихся специальной (коррекционной) школы и определение ими своей будущей профессии.
ОБЪЕМ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проходило на базе Введенской специальной (коррекционной) школы VIII вида Курганской области.
Экспериментальная работа проходила в 3 этапа, для каждого из которых были определены свои задачи:
1 этап - констатирующий эксперимент:
> выявить индивидуальные возможности испытуемых, на их основе выделить перечень доступных им сфер профессиональной деятельности;
> определить профессиональную направленность учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с помощью методик профориентации;
2 этап - формирующий эксперимент:
> сопоставить исходные результаты с видами профессий, соответствующими возрастными и индивидуально-психологическими и личностными особенностями и возможностями этих учащихся;
> разработать и провести работу по профориентации с участниками исследования, с тем, чтобы помочь им определиться с будущей профессией, соответствующей их индивидуальным возможностям.
3 этап - контролирующий эксперимент:
> провести контрольное исследование с целью определения эффективности проведенной профориентационной работы, сравнив его результаты с проведенным ранее;
> проанализировать результаты профориентационной работы, изменения в профессиональных интересах учащихся, сделать соответствующие выводы.
В исследовании приняли участие 8 учеников 8 класса Введенской специальной (коррекционной) школе VIII вида, среди которых 4 мальчика и 4 девочки. Группа для исследования была набрана таким образом, чтобы половину испытуемых составляли ученики, отличающиеся прилежанием и серьезным отношением к учебе и профессиональной деятельности, а другую половину составляли бы ученики с более равнодушным или несколько негативным отношением к учебе.
Перед началом эксперимента нами было сделано следующее предположение: вероятно, что старшеклассники необъективно оценивают свои возможности, которые будут недостаточными для приема на работу по желаемой ими специальности. Следовательно, необходимо направить их профессиональные стремления в правильном направлении, воспитывая у них интерес к соответствующим их возможностям профессиям.
На этом этапе исследования были проведены следующие мероприятия:
• проведена профориентационная методика "Карта
интересов" (адаптированная к использованию с контингентом испытуемых), результаты которой были тщательно обработаны и систематизированы;
• выявлены индивидуальные возможности испытуемых при помощи изучения медицинской документации из личных дел испытуемых;
• на их основе определен перечень доступных им сфер профессиональной деятельности.
Краткая общая характеристика психолого-педагогических особенностей учеников Введенской специальной (коррекционной) школы VIII вида, участвующих в исследовании.
1. Восприятие (зрительное, слуховое, тактильное), память.
Сужен объем восприятия, темп восприятия замедлен, память слабая, снижена прочность запоминания, быстрая потеря информации, воспроизведение неточное, низкое.
2. Мышление, речь, внимание.
Сравнение по случайным признакам. Объем активного словаря ограничен бытом, затруднения в понимании скрытого смысла. Самостоятельное высказывание малоразвернутое.
3. Работоспособность, эмоционально-волевая сфера.
Темп работы замедлен, работоспособность снижена, очень быстро утомляются, недостаточная целенаправленность деятельности.
Требуется постоянный контроль со стороны взрослых.
Выявленные индивидуальные возможности испытуемых при помощи изучения медицинской документации из их личных дел, а также общая специфика лиц с легкой умственной отсталостью позволяют судить о перспективах трудоустройства таких учащихся и выделить перечень доступных им сфер профессиональной деятельности среди двадцати трех, представленных в методике "Карта интересов".
Именно на эти сферы профессиональной деятельности будет направлена вся профориентационная работа с испытуемыми, во время которой необходимо стремится к тому, чтобы после ее окончания учащиеся отдавали бы большее предпочтение именно им. Следовательно, если полученные после повторного проведения методики результаты изменятся в сторону повышения интереса к означенным выше видам деятельности, то проведенную во время исследования работу можно считать успешной и эффективной.
Испытуемые довольно сильно различаются между собой в отношении как к учебной, так и к профессиональной деятельности, что прекрасно подтверждается в результатах исследования. Как можно заметить, некоторые ученики обозначили свой интерес во многих областях деятельности, показав этим высокую любознательность и стремление к познанию нового. Тогда как другие не показали практически никакого интереса. Причем подобная ситуация наблюдается как среди мальчиков, так и среди девочек, хотя, конечно, среди мальчиков - в большей степени.
Таким образом, если судить по количеству высоких оценок, выставленным тому или иному виду деятельности, по этому показателю лидируют следующие виды деятельности: сельское хозяйство, лесное хозяйство, журналистика, строительство, из которых ученикам недоступна журналистика. Такие виды деятельности, как астрономия, геология, общественная работа, легкая промышленность, право и физика не получили от учеников ни одной высокой оценки. Здесь вызывает удивление при-
сутствие в этом списке легкой промышленности, следовательно, швейное дело не вызывает интерес среди испытуемых учениц. Рейтинг наиболее популярных видов деятельности:
Общий: наиболее популярны - история и математика, также популярны - лесное хозяйство, журналистика и искусство, наименее популярны - филология, транспорт, электротехника, физика, геология, легкая промышленность.
Помимо общего рейтинга целесообразно упомянуть отдельные рейтинги как среди мальчиков, так и среди девочек:
Среди девочек: наиболее популярны - история и математика, также популярны - медицина и лесное хозяйство, наименее популярны - транспорт, рабочие специальности, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника.
Среди мальчиков: наиболее популярна - техника, также популярны - строительство, журналистика, искусство, рабочие специальности, электротехника, наименее популярны - филология, астрономия, медицина, геология, общественная работа и более всего - физика.
Этот рейтинг ясно отражает неадекватность испытуемых в оценке своих возможностей для будущей профессии. Но тут, надо заметить, испытуемые мальчики более объективны в своих профессиональных предпочтениях, высказывая свой интерес в области техники, электротехники, строительстве и рабочих специальностей. Очень похвален интерес в области искусства, и ничто не мешает учащимся в дальнейшем интересоваться и заниматься искусством (в чем им помогут различные кружки), что положительно сказывается на развитии их творческих способностей. Но, разумеется, как сферу их будущей профессиональной деятельности искусство рассматривать не стоит. А вот журналистика явно не подходит в качестве будущей профессии испытуемых. Среди наименее популярных, пожалуй, стоит обратить внимание мальчиков на общественную работу. Также странно отсутствие среди наиболее популярных видов деятельности сферы транспорта, на которую тоже следует обратить внимание при формировании адекватных интересов учащихся.
Интересы же девочек далеки от того, что в действительности ждет их по окончании школы. В числе наиболее популярных сфер деятельности среди девочек такие, как история и математика, также их интересуют -медицина и лесное хозяйство, педагогика, география, право, но, увы, у них нет шансов где-либо устроиться на работу в этих сферах. После школы их, скорее всего, ожидает работа в швейных цехах либо в сфере обслуживания, сельского или лесного хозяйства, общественного труда. Очень низкие перспективы испытуемых девочек и в сфере педагогики, географии и права.
Таким образом, с испытуемыми необходимо вести профориентационную работу в направлении повышения объективности в выборе будущей профессии, подчеркивая невозможность будущей профессиональной деятельности учащихся в таких сферах, как журналистика, история, математика, медицина и некоторых других сферах, которыми в меньшей степени интересуются испытуемые; а также прививая интерес учеников к более подходящим их возможностям сферам, таким как: легкая промышленность (швейное дело) и общественная работа.
На формирующем этапе исследования были проведены следующие мероприятия:
• на основе результатов методики определено направление профориентационной работы с целью решения поставленной проблемы;
• проведена работа с детьми (как классная, так и
внеклассная): беседы на классных часах, экскурсии на ближайшие предприятия и встречи с персоналом этих предприятий; использование профориентационной направленности во время проведения занятий по изучаемым предметам;
• проведена работа с родителями испытуемых в форме бесед, консультаций.
Системный подход к профессиональной ориентации личности, прежде всего, требует непрерывности этой работы в период школьного обучения. В то же время в основе системного подхода лежит понимание работы как многогранного комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга принципов, методов и форм, направленных на решение проблемы подготовки учеников к выбору профессии.
Системный подход к профориентации - сложная многоаспектная проблема. Это научно обоснованная система социально-экономических, психофизиологических, педагогических, медицинских и правовых мероприятий, направленных на оказание молодежи помощи по выбору и адаптации к труду по избранной профессии.
Работа учителя по профориентации
Рис. 1. Педагогическая технология работы по профессиональной ориентации учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Сущность системного подхода к профориентации включает диалектическое единство содержания, принципов, методов, форм и компонентов системы профориентации в целостном педагогическом процессе, осуществляемом в тесной взаимосвязи школы, семьи, предприятий, общественности.
Успех в профориентационной работе может быть достигнут только в результате системного подхода в ее осуществлении. При этом следует реализовать все компоненты системы профориентации. Она предусматривает включение профессионального просвещения, преоп-тации, предварительной профессиональной диагностики, профессиональной консультации.
Выбор будущей профессии в значительной степени зависит от позиции родителей. Особо важное значение имеет предварительная общетрудовая подготовка ребенка. На эту сторону воспитательной деятельности семьи указывал А. С. Макаренко. Он писал: "...родители вовсе не должны думать, что семейное воспитание не имеет никакого отношения к получению квалификации. Именно семейная трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека. Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое
воспитание, тот в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку. А те дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут получить хорошей, их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на все усилия государственных органов".
Основные недостатки семейного трудового воспитания объясняются, прежде всего, отсутствием систематического руководства этим процессом со стороны школы. Оно должно заключаться в организации системы педагогического воздействия на родителей с целью воспитания у их детей трудолюбия, уважения к людям труда, потребности трудиться на пользу обществу.
Уровень работы школы с родителями не всегда отвечает тем требованиям, которые предъявляют к ней задачи совершенствования обучения и воспитания учащейся молодежи. К сожалению, следует отметить недостаток внимания со стороны семьи к трудовому воспитанию и профессиональной ориентации детей, недостаточную разработанность организационных форм и методов работы с родителями, отсутствие разнообразия в выборе приемов воспитания, преобладание коллективных и групповых форм и методов работы, слабое распространение индивидуальных способов педагогического воздействия.
Проведенные исследования показывают, что значительная часть родителей убеждена в том, что их дети не нуждаются в помощи и могут сами выбирать себе профессию по душе. Такая позиция взрослых чаще всего определяется или равнодушием к судьбе детей, или боязнью ошибиться, или неумением дать совет. Другие родители, наоборот, считают, что лишь они могут правильно решить вопрос о подходящей профессии для своего ребенка, при этом не считаясь с интересами и способностями детей, навязывая им какие-либо профессии. Добрая половина родителей поступает более благоразумно, четко прислушиваясь к намерениям и стремлениям своих детей, учитывая их интересы, склонности и возможности, опираясь на уровень развития их способностей. Они советуют избрать ту профессию, которая в наибольшей степени соответствует особенностям их детей.
В большинстве случаев родители оказывают положительное влияние на своих детей. Хорошее отношение к своей работе со стороны отца, матери, старших братьев и сестер, их удовлетворенность своей профессией часто являются достаточным моральным стимулом для того, чтобы школьник заинтересовался содержанием их труда. Однако встречаются родители, не удовлетворенные своей работой, некоторые из них даже отрицательно относятся к рабочим профессиям. Не всегда родители поощряют интересы и склонности своих детей к определенным видам трудовой деятельности. Не всегда знают и правильно оценивают их способности.
Все это вызывает необходимость организации целенаправленной и систематической работы с родителями по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии. Организатором этой работы должен выступать педагогический коллектив школы. А. С. Макаренко писал: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания".
Одной из задач педагогического просвещения родителей является научить их правильному изучению личности своих детей. В процессе занятий необходимо научить родителей умению изучать личность школьника,
определить ведущее направление развития его интересов, склонностей и способностей. Этой цели может служить ознакомление их с педагогическими методами исследования, с некоторыми работами А. С. Голомштока, Л. Л. Кондратьевой, Е. А. Климова и других специалистов в области психологии личности и профессиональной ориентации.
Важным направлением этой работы является ознакомление родителей с системой профессионально-технического образования и пробуждение интереса к профессиям сферы материального производства.
Наиболее эффективными формами и методами массовой работы с родителями являются: циклы лекций, тематические вечера, посвященные отдельным профессиям, встречи с работниками предприятий, классные собрания, где обсуждаются вопросы подготовки учащихся к выбору профессии, конференции по обмену опытом трудового воспитания детей, дни открытых дверей на предприятиях, куда выпускники могут пойти работать.
ОБСУЖДЕНИЕ
После проведения профориентационной работы с испытуемыми был проведен контрольный срез по используемой в начале исследования методике "Карта интересов".
По количеству высоких оценок, выставленных тому или иному виду деятельности, теперь лидируют следующие виды деятельности: техника, электротехника, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, они вполне доступны испытуемым. Здесь следует отметить явный прогресс вследствие проведенной профориентационной работы. Среди лидирующих сфер деятельности появились перспективные для мальчиков техника и электротехника, что свидетельствует о повышении интереса к этим сферам за время исследования. Также в числе лидирующих сфер отсутствует журналистика, что может свидетельствовать о повышении объективности в профессиональных интересах учащихся.
Увеличилось количество видов деятельности, которые не получили от учеников ни одной высокой оценки. Теперь наряду с астрономией, геологией, легкой промышленностью, общественной работой, правом и физикой это медицина, педагогика и филология. Здесь также можно отметить некоторый прогресс в профессиональном самоопределении учеников - это появление среди перечисленных недоступных испытуемым профессиональных сфер. Но при этом интерес к легкой промышленности и общественной работе по-прежнему низкий. Отдельно можно отметить астрономию, которая в этот раз получила лишь самые низкие (0-2) оценки учеников.
Рейтинг наиболее популярных видов деятельности в конце исследования:
Общий: наиболее популярны по-прежнему история и математика, но теперь к этим сферам прибавились еще лесное хозяйство и сфера обслуживания, интерес к которым явно повысился. Также весьма популярны стали рабочие специальности и транспорт. Не пропал интерес испытуемых и к искусству. Наименее популярны филология, физика и геология. Здесь стоит отметить огромный скачок популярности электротехники и транспорта, рост интереса к легкой промышленности. Отметим практически полное отсутствие интереса учащихся к астрономии.
Среди девочек: наряду с историей и математикой наиболее популярны стали лесное хозяйство и сфера обслуживания. Впрочем, популярной осталась и медицина. Заметно повысился интерес девочек к легкой промышленности. Понизился же интерес в физике и астрономии. Наименее популярны также остались строительство, техника и электротехника, что вполне логично и ожидаемо.
Среди мальчиков: список наиболее популярных видов деятельности пополнили рабочие специальности, строительство и транспорт, интерес к которым заметно повысился (особенно большой рост интереса наблюдался к транспорту). Среди наиболее популярных видов деятельности осталась и техника. Также весьма популярны искусство и электротехника. Не менее популярны стали сельское хозяйство и, как ни странно, история. Среди наименее популярных видов деятельности особых изменений не произошло - практически полное отсутствие интереса у мальчиков к физике, а теперь еще и к астрономии.
Сравнив и проанализировав результаты методики, проведенной до и после профориентационной работы, мы можем сделать следующие выводы:
Профессиональная направленность испытуемых после проведенной с ними профориентационной работы стала значительно объективней, что доказывают результаты контрольного среза по используемой методике. В интересах испытуемых наблюдается следующая тенденция: стало больше как явного интереса к одним областям, так и явного его отсутствия к другим. Следовательно, интересы испытуемых приобретают более осознанный, упорядоченный характер. Испытуемые стали более четко выделять свои склонности к одним областям и их отсутствие к другим. Тогда как ранее у испытуемых наблюдалось более разрозненное, хаотичное распределение интересов между несколькими областями.
Мальчики стали четко обозначать свой интерес в области техники, строительства, рабочих профессий и транспорта. Снизился их интерес к журналистике. Следовательно, запланированная работа по корректировке объективности интересов мальчиков была выполнена успешно.
Интересы же девочек, по-прежнему, далеки от адекватных. Хотя заметный прогресс в объективности интересов все же наблюдается. В числе наиболее популярных видов деятельности среди девочек так и остались: история и математика. Проявляется по-прежнему интерес у девочек в области медицины. Но есть и положительный момент: удалось заметно повысить интерес испытуемых девочек к легкой промышленности, ранее практически не интересовавшей их. Также изрядно увеличился их интерес в области сферы обслуживания, ставшей теперь одной из наиболее популярных видов деятельности. Следовательно, запланированная работа по корректировке объективности интересов девочек была результативной.
Основные изменения в профессиональных интересах и склонностях испытуемых, выявленные при анализе результатов контрольного среза:
Повышение интереса испытуемых: легкая промышленность, сфера обслуживания, транспорт.
Понижение интереса испытуемых: журналистика, физика, астрономия, право, педагогика.
В дополнение к методике "Карта интересов" с испытуемыми была проведена популярная методика для профориентации ДДО (дифференциально-диагностический опросник), широко применяемая в различных учреждениях для обследования людей любых возрастов с целью выяснить, какие результаты будут получены с помощью этой методики и насколько они подтвердят итоги нашего исследования. Эта методика не столь узконаправлена и призвана обобщить и проверить результаты, полученные с помощью методики "Карта интересов".
Результаты показали, что все 4 испытуемых мальчика больше всего склоняются к типу профессий "Человек-Техника", что полностью совпадает с результатами наше-
го исследования и подтверждает интересы испытуемых.
Испытуемые девочки разделились на две равные группы: двое из испытуемых больше склоняются к типу профессий "Человек-Природа", другие же две ученицы -к типу профессий "Человек-Человек", что также отражает интересы девочек, выявленные из результатов исследования.
Следовательно, результаты проведенной методики ДДО подтверждают и обобщают выявленные во время исследования особенности профессиональной направленности испытуемых, их интересы и склонности в отношении выбора будущей профессии. ВЫВОДЫ
1. Действительно, старшеклассники несколько неадекватно оценивают свои возможности, которые будут недостаточными для приема на работу по желаемой ими специальности. Следовательно, необходимо направлять их профессиональные стремления в правильном направлении, воспитывая у них интерес к соответствующим их возможностям профессиям.
2. Подкорректировав профессиональные интересы мальчиков во время профориентационной работы, которые и ранее были относительно объективны, нам удалось сформировать у них достаточно адекватное отношение к своим возможностям при выборе будущей профессии и добиться объективности их интересов и склонностей в профессиональной сфере.
3. Подкорректировав профессиональные интересы девочек во время профориентационной работы, нам удалось значительно приблизить к объективности их интересы и склонности в профессиональной сфере и добиться повышения адекватности в оценке своих возможностей при выборе будущей профессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, несмотря на небольшие изменения в профессиональной направленности испытуемых все же имеет место определенный прогресс в развитии объективности выбора учащимися будущей профессии и заметны тенденции его роста при условии продолжения в дальнейшем профориентационной работы в том же ключе. Что говорит о положительном влиянии и определенной эффективности проведенной работы по корректировке объективности профессиональных интересов испытуемых во время исследования.
Список литературы
1. Старобина Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной
отсталостью: Метод. пособие. - М.: Изд-во НЦ "ЭНАС", 2003. -(Коррекционная школа).
2. Перечень профессий, по которым организуется обучение детей и
подростков с недостатками в умственном и физическом развитии. (Приказ № 147 Госпрофобра СССР от 3.10.86; Приказ № 1-Ш-И Министерства соцобеспечения РСФСР от 11.11.86.)
3. Перечень профессий и специальностей, рекомендуемых для
профессиональной подготовки инвалидов в учебных заведениях профессионального образования / Сост. Е. М. Старобина, М. В. Агрба и др. - СПб., 2000.
4. Старобина Е. М., Агрба М. В. и др. Новые возможности трудоустрой-
ства инвалидов с интеллектуальными нарушениями. - СПб., 2000.
5. Старобина Е. М., Агрба М. В. Организационно-методические основы
профессиональной подготовки лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии: Метод. рекомендации. - СПб., 1997.
6. Старобина Е. М., Мамонтова О. В. Профессиональная подготовка в
условиях реабилитационного центра для умственно отсталых: Сборник трудов ежегодного Санкт-Петербургского семинара по проблемам реабилитации. - СПб., 1997. - С. 64-65.
7. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/
Под ред. А. Ф. Кудряшова. - Петрозаводск: "Петроком", 1997.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Г.С. Гоголева
Каждый человек занимает в обществе вполне определённое место, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это позволяет реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Следовательно, общение - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми. Как полагал Л.С.Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении [1;2].
Для ребёнка с нарушением интеллекта обучение речи через общение представляет большую значимость. Если ребёнок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научится жить в нём.
У детей дошкольного и школьного возраста с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, как правило, наблюдается глубокое недоразвитие речи. Прежде всего, появление речи значительно запаздывает. Степень недоразвития речи, по мнению И.А.Смирновой, чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития [6]. У некоторых детей можно наблюдать поток бессмысленных фраз с сохранением ранее услышанных интонаций. У других, по результатам исследования А.Р.Мал-лера, не развивается в течение ряда лет [5].
Дети с тяжёлым нарушением интеллекта плохо понимают чужую речь; они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями.
При характеристике устной речи умеренно и тяжело умственно отсталых дошкольников и школьников следует подчеркнуть, что само по себе накопление новых слов не ведёт к улучшению их активной лексики, так как они не пользуются речью даже тогда, когда знают нужное слово. Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему - всё это тормозит процесс активизации словаря детей с умственной отсталостью [3;8].
Можно выделить особенности сенсорных и моторных расстройств в зависимости от степени поражения мозга у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Компонент сенсорного недоразвития присутствует у всех детей в разной степени, в связи с чем условно выделяют несколько уровней [3;4;7;8].
К первому уровню сенсорного недоразвития могут быть отнесены дети, которые не понимают речь посторонних, но слышат и воспринимают речь ближайших родственников, постоянно ухаживающих за ними.
Ко второму уровню сенсорного недоразвития относят детей, воспринимающих речь окружающих в виде отдельных фраз и инструкций. Более длинную фразу или читаемый текст они не воспринимают и не реагируют