Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация школьников как фактор развития человеческого потенциала территорий'

Профессиональная ориентация школьников как фактор развития человеческого потенциала территорий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / CAREER GUIDANCE / PROFESSIONAL PREFERENCES OF LEAVERS / RESEARCH-AND-EDUCATIONAL CENTER / ECONOMIC FIELD OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Дарья Витальевна, Пеева Александра Алексеевна

Проблема развития готовности школьников к профессиональному выбору является акуальной не только для российского образования, но и для человеческого потенциала территорий. Новые требования, ориентированные на подготовку выпускника школы к его будущей профессиональной деятельности, стимулируют появление практических моделей и форм психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации. В связи с этим контроль за эффективностью подобных мероприятий становится первостепенным для любой образовательной организации. В данной статье представлено описание психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Научно-образовательном центре Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Обоснована актуальность проблемы, перечислены направления и формы работы в рамках профориентационной деятельности, раскрыта ее практическая значимость для организаций г. Вологды и Вологодской области. Подробно представлены основные результаты исследования настроений школьников, целью которого является выявление профессиональных предпочтений в 2013/2014 уч. году, а также данные о поступлении выпускников в профессиональные учебные заведения. В ходе сравнительного анализа сделан вывод о том, что в НОЦ ИСЭРТ РАН сложилась продуктивная система профориентационных мероприятий, которую можно использовать в любой образовательной среде. В качестве перспективы данного исследования со второго полугодия 2014/2015 уч. года введен элективный курс «Профориентация» в десятых классах, который позволит актуализировать процесс самоопределения школьников и сформировать готовность к выбору учебного заведения, карьеры, жизненного пути, что в дальнейшем должно отразиться на кадровом потенциале региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career guidance of students as a factor of development of humab potential of territories

The problem to develop students’ readiness to making a professional choice is relevant not only for Russian education, but also for human potential of territories. The new requirements that focus on training school leavers for their future professional activity stimulate the emergence of practical models and forms of psychological and pedagogical support of professional orientation. In this regard, the monitoring of the effectiveness of such activities becomes paramount for any educational organization. This article presents the description of psychological and pedagogical support of professional self-determination of students at the ISEDT RAS Research-and-Educational Center. It justifies the urgency of problems, lists directions and forms of work in the framework of career guidance and discloses its practical significance for organizations of Vologda and the Vologda Oblast. The work presents the main results of the study of students’ attitudes, aimed at identification of occupational preferences in the 2013/2014 academic year, as well as the data on the leavers’ entry to professional educational establishments. The comparative analysis shows that the ISEDT RAS REC has developed a productive system of career guidance activities that can be used in any educational environment. In the second semester of the 2014/2015 academic year the elective course “Career guidance” was introduced for the 10th form as a perspective of this study. It will help actualize the process of self-determination of pupils and develop readiness for the choice of an educational institution, career, life path that in future will influence human potential of the region.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация школьников как фактор развития человеческого потенциала территорий»

УДК 373.6(470.12) ББК 74.202(2Рос-4 Вол)

© Соколова Д. В., Пеева А. А.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИЙ

СОКОЛОВА ДАРЬЯ ВИТАЛЬЕВНА

инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: rozontova@yandex.ru

ПЕЕВА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВНА

инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: sashakokoreva@mail.ru

Проблема развития готовности школьников к профессиональному выбору является актуальной не только для российского образования, но и для человеческого потенциала территорий. Новые требования, ориентированные на подготовку выпускника школы к его будущей профессиональной деятельности, стимулируют появление практических моделей и форм психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации. В связи с этим контроль за эффективностью подобных мероприятий становится первостепенным для любой образовательной организации.

В данной статье представлено описание психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Научно-образовательном центре Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Обоснована актуальность проблемы, перечислены направления и формы работы в рамках профориентационной деятельности, раскрыта ее практическая значимость для организаций г. Вологды и Вологодской области.

Подробно представлены основные результаты исследования настроений школьников, целью которого является выявление профессиональных предпочтений в 2013/2014 уч. году, а также данные о поступлении выпускников в профессиональные учебные заведения. В ходе сравнительного анализа сделан вывод о том, что в НОЦ ИСЭРТРАН сложилась

продуктивная система профориентационных мероприятий, которую можно использовать в любой образовательной среде. В качестве перспективы данного исследования со второго полугодия 2014/2015 уч. года введен элективный курс «Профориентация» в десятых классах, который позволит актуализировать процесс самоопределения школьников и сформировать готовность к выбору учебного заведения, карьеры, жизненного пути, что в дальнейшем должно отразиться на кадровом потенциале региона.

Профориентационная работа, профессиональные предпочтения выпускников, научно-образовательный центр, экономическое направление подготовки.

Реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс так, чтобы передать знания от старшего поколения к младшему, но и подготовить выпускника школы к его профессиональной деятельности в новой экономической реальности развития страны, региона, муниципалитета.

Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. Это свидетельствует о необходимости улучшения качества профориентации, которая представляет собой систему подготовки к самостоятельному выбору профессии, учитывающую индивидуальные особенности, потребности личности и рынка труда. Задача сегодняшнего дня -помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать свои способности в контексте требований рынка труда [2].

В поиске направлений совершенствования профориентационной работы значительная роль принадлежит идее построения такой учебной деятельности, которая ориентирована на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся [1; 3].

Особенностям профессиональной ориентации школьников в последние десятилетия уделяется большое внимание в научно-практических трудах таких исследователей, как С.Я. Батышева, Л.В. Ботя-

кова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.Д. Сазонова, С.П. Крягжде, К.К. Платонов, З.А. Решето-ва, Л.М. Митина, И.М. Кондаков, В.Г. Колесников и др.

Однако, несмотря на очевидный интерес ученых к данной теме, профориентаци-онная работа в современном образовании не в полной мере достигает своей главной цели - формирования у обучающихся осознанного выбора профессии [10].

В связи с этим видится необходимость в изучении и разработке практических моделей, описывающих психолого-педагогическое сопровождение школьников в вопросах профессиональной ориентации, в том числе в учреждениях дополнительного образования.

Примером такой модели может служить система работы Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук г. Вологды (далее НОЦ), который является инновационной структурой. В НОЦ готовятся специалисты по ступеням «школьник - студент - аспирант - молодой ученый» для научной деятельности с целью формирования человеческого потенциала региона.

Организация учебного процесса первой ступени обучения (школьников) НОЦ включает в себя деятельность двух взаимодействующих групп. Первая - методическая группа, осуществляющая процесс по экономическому просвещению обучающихся. Вторая - группа психолого-пе-

дагогического сопровождения, которая реализует поддержку школьников НОЦ. В содержание деятельности данных групп включена система познавательных, развивающих, просвещающих и профилактических мероприятий [3; 5].

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся осуществляется непрерывно на протяжении всего учебного года по следующим направлениям [3; 6]:

1) просветительское (предоставление обучающимся информации о мире профессий, знакомство с основными понятиями рынка труда и т. д.);

2) развивающее (формирование у школьников представлений о будущей деятельности в процессе тренинговых занятий);

3) диагностическое (выявление профессиональных предпочтений);

4) консультационное (предоставление школьникам возможности индивидуальных консультаций по вопросам профессионального выбора) (табл. 1).

Одним из методов контроля за эффективностью профориентационной работы в НОЦ является ежегодное проведение анкетирования профессиональных предпочтений с целью установления готовности обучающихся НОЦ к самоопределению в мире профессий.

Цель исследования - выявление профессиональных предпочтений выпускников научно-образовательного центра.

Задачи исследования:

- собрать и проанализировать результаты анкетирования;

- определить доминирующие мотивы обучающихся при выборе профессии;

- выявить готовность выпускников к поступлению в вуз;

- определить выбор направлений деятельности выпускников;

- оценить результативность проводимой обучающимися НОЦ профориентаци-онной работы.

Представим результаты исследования, осуществленного в конце 2013/2014 уч. года. В нем приняли участие 38 обучающихся 11-х классов. В качестве диагностического инструмента была использована «Анкета профессиональных предпочтений», разработанная сотрудниками НОЦ, с помощью которой мы смогли не только узнать о выборе выпускниками того или иного вуза, но и определить доминантные мотивы, которыми руководствуются обучающиеся НОЦ при выборе профессии и образовательного учреждения. В ходе обработки данных респондентов было выявлено, что некоторые из них предоставили несколько вариантов ответа на

Таблица 1. Мероприятия по профориентационной работе со школьниками НОЦ

Мероприятие Целевая аудитория Форма реализации Содержание

Выявление склонностей обучающихся в рамках диагностики их личностной сферы 8 - 11 кл. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) по методике В.В. Синявского, В.А. Федоришина Помощь обучающимся в определении склонностей личности для дальнейшего выбора профессии [7]

Развивающие занятия для старшеклассников 11-е кл. Занятие «Психологическая подготовка выпускников к экзаменам» и др. Психологическая подготовка выпускников к предэкзаменационному периоду и т. д. [8]

Заседания Дискуссионного клуба 5 - 11 кл. Обсуждение актуальных вопросов («Рынок труда в Вологодской области», «Проблема трудоустройства молодежи в Вологодской области») Обсуждение вопросов, касающихся профессионального самоопределения школьников, рынка труда, профессий и т. д.

Экскурсии на предприятия и организации г. Вологды 5 - 11 кл. Экскурсии (КБ «Северный кредит», ОАО «Вологодский оптико-механический завод») Ознакомление школьников с предприятиями города, формирование практического интереса к миру профессий

Диагностика профессиональных предпочтений выпускников НОЦ 11-е кл. Анкета профессиональных предпочтений выпускников Выявление и анализ профессиональных предпочтений выпускников НОЦ

вопросы анкеты, поскольку сомневаются в правильности своего выбора или не готовы его сделать.

Анализ ответов испытуемых о готовности их к поступлению в вуз выявил, что почти все обучающиеся (97%, 37 чел.) считают себя в большей степени готовыми и только 3% (1 чел.) полагают, что не готовы к поступлению в вуз. Данное распределение свидетельствует о плодотворной подготовке старшеклассников к поступлению в течение всего учебного года и позитивном настрое в отношении своего будущего (рис. 1).

По результатам исследования профессиональных предпочтений можно констатировать, что большинство опрошенных определились с выбором направления, по которому они будут получать образование (рис. 2). Так, 37% (14 чел.) в качестве приоритетного направления выделяют экономическое, что согласуется с профилем обучения в НОЦ. Технические специальности выбрали для себя 26% опрошенных (10 чел.), юридические - 21% (8 чел.), сферу медицины - 11% (4 чел.), педагогические специальности - 4% (1 чел.). Свой вариант ответа предлагают 11% испытуемых (4 чел.): они выбрали для себя экологическое, искусствоведческое, культурологическое, дизайнерское направления будущего обучения.

Также анкетирование выявило, что большая часть опрошенных (89%, 34 чел.) определилась, в какой вуз будет поступать для реализации своих профессиональных предпочтений. Вместе с тем 8% (3 чел.) затрудняются с выбором, а 3% (1 чел.) на момент проведения диагностики еще не определились с учебным заведением (рис. 3). Поскольку обучающиеся НОЦ рассматривают несколько вариантов, то окончательное решение примут после сдачи ЕГЭ.

При анализе ответов о выборе вуза следует отметить, что большинство школьников (69,2%, 26 чел.) ориентируется на учебные заведения г. Вологды (рис. 4).

Ответы данной группы обучающихся распределились следующем образом. Доля испытуемых, выбравших Вологодский государственный университет, составляет 37% (14 чел.), филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета в г. Вологде - 13% (5 чел.), филиал МГЮА им. О.Е. Кутафина - 11% (4 чел.), Вологодский филиал РАНХиГС - 5,2% (2 чел.), Вологодскую молочнохозяйственную академию им. Н.В. Верещагина - 3% (1 чел.).

Остальные обучающиеся НОЦ планируют поступать в вузы других крупных городов. Так, 16% испытуемых (6 чел.) остановили свой выбор на Санкт-Петербургском государственном эконо-

Не готов

3

Готов полностью

7

Готов частично 32

Практически готов 58

0 10 20 30 40 50 60 70

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете свою готовность к поступлению в вуз?»,

% от числа опрошенных

Педагогическое 4

Другое 11

Медицина 11

Юридическое 21

Техническое 26

Экономическое 37

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «С каким направлением Вы планируете связать свою будущую профессию?», % от числа опрошенных

Нет I 3

Затрудняюсь ответить

Да

89

10 20 30 40 50 60 70 80

90 100

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Определились ли Вы с выбором вуза?», % от числа опрошенных

КПИ ФСБ РФ ВГМХА ПГУПС ВШЭ СПбГУЭФ

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова РГПУ им. А.И. Герцена Вологодский филиал РАНХиГС ЯГМА ЯГТУ

филиал МГЮА им. О.Е. Кутафина в г. Вологде

ВГПУ

филиал СПбГЭУ в г. Вологде СПбГЭУ ВоГУ

5,2 5,2

11 11 11

13

16

10

15

20

26

25 30

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «В какой вуз Вы планируете поступать?», % от числа опрошенных

8

0

0

5

мическом университете, 11% (4 чел.) -на Ярославском государственном техническом университете, 11% (4 чел.) -на Ярославской государственной медицинской академии.

Отдельные учащиеся старших классов (по 3% - 1 чел.) остановили свой выбор на следующих вузах: Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова, Санкт-Петербургском государственном университете экономики, Высшей школе экономики, Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I, Калининградском пограничном институте Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Рассматривая все вузы, выбранные старшеклассниками, можно отметить, что почти все они имеют экономический профиль, что свидетельствует о приоритетности и популярности данного направления.

Причины выбора того или иного вуза обучающимися неоднородны. Наиболее важными, по мнению опрошенных, являются следующие:

- собственные интересы и увлечения (71%, 27 чел.), это характеризует ценностную основу выбора, ориентацию испытуемых, прежде всего, на собственные предпочтения и пристрастия;

- высокое качество подготовки в вузе (47,4%, 18 чел.), такой выбор дает представление о том, что обучающиеся ориентированы, прежде всего, на качество будущего образования, от которого будет зависеть их профессионализм как специалистов и, соответственно, востребованность на рынке труда;

- престижность учебного заведения (34%, 13 чел.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- востребованность профессии на рынке труда (26,3%, 10 чел.);

- наличие бюджетных мест (15,8%, 6 чел.);

- приемлемая стоимость обучения (5,3%, 2 чел.).

Таким образом, по результатам анкетирования можно сказать, что исследуемые школьники психологически готовы к поступлению в высшие учебные заведения, имеют четкое представление о том, куда они планируют поступать и какую профессию получать, ориентированы на качественное продолжение своего образования.

Кроме того, ежегодно в НОЦ проводится сбор данных о поступлении выпускников в учебные заведения. Так, в 2013/2014 уч. году научно-образовательным центром было выпущено 54 школьника, из них 45 человек (83%) обучались в 11-х классах МОУ «Лицей № 32» и 9 человек (17%) - в 11-м общегородском классе [9].

В 2013/2014 уч. году из 54 выпускников очного факультатива НОЦ в высшие учебные заведения г. Вологды, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Ярославля поступили 52 обучающихся, что составляет 96% от общего количества выпускников. Один из выпускников продолжил свое образование в США в колледже «Футхилл» (2% от общего числа). В целом удельный вес зачисленных в вузы составил 98%. Для сравнения в период с 2010/2011 уч. года по 2012/2013 уч. год доля поступающих варьировалась в диапазоне от 90 до 93%. Результаты выбора учащимися вузов и поступления в них свидетельствуют о повышении общего уровня подготовки обучающихся НОЦ (рис. 5).

Численность выпускников, поступивших в учебные заведения г. Вологды, 31 человек (57,4%), из них в ВоГУ поступили 22 человека (40%), в ВГМХА им. Н.В. Верещагина - 1 человек (2%), в филиал МГЮА имени О.Е. Кутафина - 5 человек (9%), в Вологодский институт экономики и права Федеральной службы исполнения наказаний - 1 человек (2%), в Вологодский институт бизнеса - 1 человек (2%),

2013/14 уч.г.

98

2012/13 уч.г. 90

2011/12 уч.г.

93

2010/11 уч.г.

92

86

88

90

92

94

96

98

100

Рис. 5. Динамика поступления учащихся НОЦ в высшие учебные заведения в 2010/2011 - 2013/2014 уч. гг., % от числа опрошенных

Таблица 2. Результаты поступления в профессиональные учебные заведения выпускников НОЦ в 2013/2014 уч. году

Показатель Всего, чел. % от общего количества

1. Численность выпускников 54 100

2. Численность выпускников, поступивших в вузы России 53 98

нет данных 1 2

3. Численность выпускников, поступивших в учебные заведения г. Вологды, из них: 32 59

ВоГУ 22 40

ВГМХА им. Н.В. Верещагина 1 2

Филиал МГЮА в г. Вологде 5 9

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний 1 2

Вологодский институт бизнеса 1 2

Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова 1 2

4. Численность выпускников, поступивших в учебные заведения г. Санкт-Петербурга 10 19

5. Численность выпускников, поступивших в учебные заведения г. Москвы 6 11

6. Численность выпускников, поступивших в учебные заведения других городов 5 9

7. Численность выпускников, поступивших в учебные заведения других стран (США, Футхилл) 1 2

8. Численность выпускников, поступивших на экономические специальности 17 32

9. Численность выпускников, выбравших направления, обучение по которым организовывалось в рамках учебного процесса НОЦ (экономика, математика, информатика) 22 41

в Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова (филиал в г. Вологде) - 1 человек (2%) (табл. 2).

Доля зачисленных в 2013/2014 уч. году только на экономические специальности составляет 32% (17 чел.). В сравнении с 2010/2011 уч. годом удельный вес обучающихся, выбравших экономические специальности, остался на прежнем уровне (рис. 6).

С целью определения эффективности профориентационной работы в НОЦ сравним предпочтения школьников и реальные показатели их поступления в

учреждения профессионального образования, представленные в таблице 3. Плановые показатели по выбору учреждения для дальнейшего обучения практически полностью были реализованы выпускниками этого года. Наибольшее совпадение предпочтений и фактического результата поступления наблюдается в Вологодском государственном университете (37 и 40% соответственно), филиале МГЮА им. О.Е. Ку-тафина (11 и 9% соответственно). Также нужно отметить небольшую разницу

2013/14 уч.г. 2012/13 уч.г. 2011/12 уч.г. 2010/11 уч.г.

32

43

43

33

10

15

20

25

30 35

40

45

50

0

5

Рис. 6. Динамика поступления обучающихся НОЦ в высшиеучебные заведения за 2010/2011 - 2013/2014 уч. гг., % от числа опрошенных

Таблица 3. Результаты обозначенных предпочтений и фактических поступлений в учреждения профессионального образования выпускников НОЦ в 2013/2014 уч. г.

Выбранный вуз Предпочтения (%) Фактический показатель (%)

Вузы г. Вологды и Вологодской области

Вологодский государственный университет 37 40

Филиал СПбГЭУ в г. Вологде 13 0

Филиал МГЮА им. О.Е. Кутафина 11 9

РАНХиГС (ВФ) 5,2 0

Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина 3 2

Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова (ВФ) 0 2

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний 0 2

Вологодский институт бизнеса 0 2

Вузы страны и других стран

Численность выпускников, поступивших в учебные заведения г. Москвы 6 11

Численность выпускников, поступивших в учебные заведения г. Санкт-Петербурга 25 19

Численность выпускников, поступивших в учебные заведения других городов 25 9

Численность выпускников, поступивших в учебные заведения других стран (США, Футхилл) 0 2

Численность выпускников, поступивших на экономические специальности 37 32

(5%) в количестве выпускников, предпочитающих экономическое направление обучения (37%) и поступивших на экономические специальности (32%).

Таким образом, проведенная в 2013/2014 уч. году профориентационная работа в НОЦ и анкетирование выпускников 11-х классов позволили сделать вывод о результативности мероприятий, проводимых с обучающимися, которые ориентируют их на поступление в высшие учебные заведения.

В целях развития профориентацион-ной работы в научно-образовательном центре в учебную программу для десятых классов введен элективный курс

«Профориентация» со второго полугодия 2014/2015 уч. года. Темы, которые будут рассмотрены в рамках курса, имеют широкую направленность: «Классификации профессий», «Составление резюме», «Здоровье и выбор профессии», «Система профессионального образования» и т. д.

На занятиях планируется использовать различные формы работы: информационное сообщение, групповые и индивидуальные формы работы на уроках, выполнение практических заданий, экскурсии на предприятия и в учебные центры г. Вологды, онлайн-экскурсии, встречи с представителями разных профессий, деловые игры, творческие работы, дискуссии [4; 11].

Внедрение нового элективного курса в десятых классах позволит развить интерес к профессиям экономического направления, актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся и сформировать готовность к обоснован-

ному профессиональному выбору учебного заведения, карьеры, жизненного пути, который предстоит сделать в выпускном классе. Данная работа будет способствовать формированию качественного человеческого потенциала территорий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеер, Э. Ф. Профориентология: теория и практика [Текст] : учеб. пособие для высшей школы / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. - М. : Академический Проект, 2004. - 192 с.

2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. Климов - М. : Академия, 2010. - 304 с.

3. Королева, И. А. Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы со школьниками [Текст] / И. А. Королева, А. Б. Кулакова // Проблемы развития территории. -2013. - № 3 (65). - С. 83-92.

4. Кулакова, А. Б. Психологический аспект мотивации учебной деятельности обучающихся в образовательном процессе [Текст] / А. Б. Кулакова, Д. В. Розонтова // Проблемы и перспективы современной науки : сб. материалов I Междунар. науч. конф., г. Ставрополь. 13 апреля 2014 г. - Ставрополь, 2014. - C. 113-117.

5. Леонидова, Г. В. Научно-образовательный центр как основа профильного обучения в системе экономического образования в регионе [Текст] / Г. В. Леонидова, О. Н. Политова // Проблемы развития территории. - Вологда : ВНКЦ ЦЭМИ РАН. - 2004. - Вып. 25. - С. 64-65.

6. Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН: 10 лет. От идеи до реализации [Текст] / В. А. Ильин, А. А. Шабунова, В. И. Попова, Г. В. Леонидова, О. Ю. Гарманова, С. Ю. Егорихина, И. А. Королева, А. Б. Кулакова, Ж. В. Фомина. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - Кн. 1 : Подсистема дополнительного школьного образования. - 138 с.

7. Розонтова, Д. В. Влияние психолого-педагогических условий на процесс адаптации школьников НОЦ ИСЭРТ РАН [Текст] / Д. В. Розонтова // Вопросы территориального развития. - 2014. -№ 2 (12). - Режим доступа : http://goo.gl/TXQsRa

8. Розонтова, Д. В. Формирование коммуникативных способностей обучающихся в условиях развивающей среды НОЦ ИСЭРТ РАН [Текст] / Д. В. Розонтова, А. Б. Кулакова // Проблемы развития территории. - 2014. - № 5 (73) - С. 69-77.

9. Сеничева, Н. Н. Методическое и информационное сопровождение образовательного процесса на примере ИСЭРТ РАН [Текст] / Н. Н. Сеничева, Д. В. Соколова // Проблемы и перспективы современной науки : сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф., г. Ставрополь, 30 ноября 2014 года. - Ставрополь, 2014. - С. 57-62.

10. Скоблева, Э. И. Высшее профессиональное образование как институциональная система [Текст] / Э. И. Скоблева // Вестник АГТУ - 2010. - № 2. - С. 28-35.

11. Фомина, Ж. В. Развитие творческих способностей обучающихся Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН [Электронный ресурс] / Ж. В. Фомина, А. Б. Кулакова // Вопросы территориального развития. - 2014. - № 1 (11). - Режим доступа : http://goo.gl/uUibpk

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Соколова Дарья Витальевна - инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: rozontova@yandex.ru. Тел.: (8172) 59-78-10.

Пеева Александра Алексеевна - инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Фе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: sashakokoreva@mail.ru Тел.: (8172) 59-78-10.

Sokolova D.V., Peeva A.A.

CAREER GUIDANCE OF STUDENTS AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF HUMAN POTENIAL OF TERRITORIES

The problem to develop students' readiness to making a professional choice is relevant not only for Russian education, but also for human potential of territories. The new requirements that focus on training school leavers for their future professional activity stimulate the emergence of practical models and forms of psychological and pedagogical support of professional orientation. In this regard, the monitoring of the effectiveness of such activities becomes paramount for any educational organization. This article presents the description of psychological and pedagogical support of professional self-determination of students at the ISEDT RAS Research-and-Educational Center. It justifies the urgency of problems, lists directions and forms of work in the framework of career guidance and discloses its practical significance for organizations of Vologda and the Vologda Oblast. The work presents the main results of the study of students' attitudes, aimed at identification of occupational preferences in the 2013/2014 academic year, as well as the data on the leavers' entry to professional educational establishments. The comparative analysis shows that the ISEDT RAS REC has developed a productive system of career guidance activities that can be used in any educational environment. In the second semester of the 2014/2015 academic year the elective course "Career guidance" was introduced for the 10th form as a perspective of this study. It will help actualize the process of self-determination of pupils and develop readiness for the choice of an educational institution, career, life path that in future will influence human potential of the region.

Career guidance, professional preferences of leavers, Research-and-Educational Center, economic field of training.

REFERENCES

1. Zeer E. F., Pavlova A. M., Sadovnikova N. O. Proforientologiya: teoriya i praktika: ucheb. posobie dlya vys-sheishkoly [Career Guidance: Theory and Practice: Textbook for High Schools]. Moscow : Akademicheskii Proekt, 2004. 192 p.

2. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya: ucheb. posobie dlya vuzov [Psychology of Professional Self-Determination: Textbook for Universities]. Moscow : Akademiya, 2010. 304 sp.

3. Koroleva I. A., Kulakova A. B. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie proforientatsionnoi raboty so shkol'nikami [Psychological and Pedagogical Support of Professional Orientation Work with Students]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2013, no. 3 (65), pp. 83-92.

4. Kulakova A. B., Rozontova D. V. Psikhologicheskii aspekt motivatsii uchebnoi deyatel'nosti obuchayush-chikhsya v obrazovatel'nom protsesse [The Psychological Aspect of Motivation of Educational Activity of Students in the Educational Process]. Problemy i perspektivy sovremennoi nauki: sb. materialov I Mezhdu-nar. nauch. konf. [Problems and Prospects of Modern Science : Materials of the I International Scientific Conference], Stavropol, 2014, pp. 113-117.

5. Leonidova G. V., Politova O. N. Nauchno-obrazovatel'nyi tsentr kak osnova profil'nogo obucheniya v sisteme ekonomicheskogo obrazovaniya v regione [Research-and-Educational Center as a Basis for Specialized Courses in the System of Economic Education in the Region]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], Vologda : VNKTs TsEMI RAN, 2004, issue 25, pp. 64-65.

6. Ilyin V A., Shabunova A. A., Popova V I., Leonidova G. V., Garmanova O. Yu., Egorikhina S. Yu., Koroleva I. A., Kulakova A. B., Fomina Zh. V Nauchno-obrazovatel'nyi tsentr ISERT RAN: 10 let. Ot idei do realizatsii [ISEDT RAS Research-and-Educational Center: 10 Years. From Idea to Implementation]. Vologda : ISERT RAN, 2013. 138 p.

7. Rozontova D. V. Vliyanie psikhologo-pedagogicheskikh uslovii na protsess adaptatsii shkol'nikov NOTs ISERT RAN [Influence of Psycho-Pedagogical Conditions on the Process of Adaptation of ISEDT RAS REC Students]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Issues of Territorial Development], 2014, no. 2 (12). Available at: http://vtr.isert-ran.ru/?module=Articles&action=view&aid=3575

8. Rozontova D. V, Kulakova A. B. Formirovanie kommunikativnykh sposobnostei obuchayushchikhsya v usloviyakh razvivayushchei sredy NOTs ISERT RAN [The Formation of Communicative Abilities of Students in the Conditions of the Developmental Environment of ISEDT RAS]. Problemy razvitiya territorii [Issues of Territorial Development], 2014, no. 5 (73), pp. 69-77.

9. Senicheva N. N., Sokolova D. V. Metodicheskoe i informatsionnoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo protsessa na primere ISERT RAN [Methodological and Information Support of the Educational Process on the Example of ISEDT RAS]. Problemy i perspektivy sovremennoi nauki: sb. materialov III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Problems and Prospects of Modern Science : Materials of the I International Scientific Conference], Stavropol, 2014, pp. 57-62.

10. Skobleva E. I. Vysshee professional'noe obrazovanie kak institutsional'naya sistema [Higher Education as an Institutional System]. Vestnik AGTU [Vestnik of Astrakhan State Technical University.], 2010, no. 2, pp. 28-35.

11. Fomina Zh. V., Kulakova A. B. Razvitie tvorcheskikh sposobnostei obuchayushchikhsya Nauchno-obrazovatel'nogo tsentra ISERT RAN [Development of Creative Abilities of Students of ISEDT RAS Re-search-and-Educational Center]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Issues of Territorial Development], 2014, no. 1 (11). Available at: http://vtr.isert-ran.ru/?module=Articles&action =view&aid=3494

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Sokolova Dar'ya Vital'evna - Research Engineer at the Department for the Studies of the

Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development.

Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of

Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia.

E-mail: rozontova@yandex.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.

Peeva Aleksandra Alekseevna - Research Engineer at the Department for the Studies of the

Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development.

Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of

Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia.

E-mail: sashakokoreva@mail.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.