Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 12 (177)
УДК 377
А. Д. Копытов
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЙ КОНТЕКСТ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
В контексте современного видения профессиональной подготовки акцентируется внимание на профессиональную ориентацию учащейся молодежи. Фиксируется, что без усвоения индивидом потребностей и интересов общества невозможен осознанный выбор профессии, учитывающий интерес общества и самого индивида, невозможно развитие личности. Описывается классификация типологии профессий с точки зрения их изменчивости, приводится исторический комментарий формирования отечественной профориентационной практики и определяется ее вектор в системе «человек - профессия», прокомментированы классификации стадий профессиональной жизни Э. Гинзберга и Д. Сьюперта.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное образование, классификация стадий профессиональной жизни, типология профессий.
Основной характеристикой любой системы, в том числе и образовательной, является качество и эффективность ее работы. От качества работы образовательной системы напрямую зависят ее конкурентная способность и выживаемость, способность удовлетворить потребности государства, общества и каждой отдельной личности. О большом интересе, связанном с качеством и эффективностью функционирования и развития образовательных систем разного уровня, говорит большое количество исследований, на протяжении последнего времени в значительных объемах появляющихся в научных изданиях.
В течение многих лет для повышения эффективности работы системы образования проводятся многочисленные преобразования: реорганизации (объединение и разъединение «образовательных министерств», ликвидация и восстановление методических служб, перераспределение функций управления образованием внутри муниципалитетов, многообразие учебно-методических комплексов) и многое другое. Вся эта деятельность осуществляется с целью повысить качество образовательных систем. Конечно, отдельные направления реформирования уже прошли этап эксперимента и зафиксировали себя на образовательном пространстве нормативно, а именно в рамках Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012). И вместе с тем система образования по-прежнему находится в зоне поиска и определения оптимальных форм и методов эффективной образовательной деятельности.
Как отмечают К. Н. Сивцева и А. Р. Атласова, профориентация «выходит на уровень социального контроля, институтов социализации и социальной защиты, интегрируя их возможности в обеспечении конкурентоспособности... Повышение роли профориентации в оптимизации социальных процессов связано с направленностью ее на формирование и активизацию адаптационных возможно-
стей индивида не только в широком социальном контексте его жизнедеятельности, но и в сфере труда» [1].
Проблемной зоной, на взгляд автора, в данной связи является не то, что они (реформы, инновации, эксперименты) происходят часто или редко, а в том, что большинство из них не прорабатываются целостно и, как следствие, не доводятся до конца.
Изменившийся вектор социально-экономического развития страны на рубеже 1990-х гг. вызвал появление новых образовательных потребностей, настоятельно требующих своего удовлетворения. В их числе и проблема профессионального образования, которую необходимо рассматривать в четкой корреляции потребностей развития общества в целом и конкретных местных условий. В данной логике значительное внимание следует уделять не только собственно профессиональному образованию, но и осуществлению профориентации, что позволит с наибольшей полнотой удовлетворить возможности и потребности каждого, кто выбирает свой жизненный путь.
Без усвоения индивидом потребностей и интересов общества невозможен осознанный выбор профессии, учитывающий интерес общества и самого индивида, невозможно развитие личности -данные аспекты активно рассмотрены в трудах Е. А. Шикиной и др. [2].
Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего совершенствования, только работая над усовершенствованием своих современников для их блага и благополучия. Эта мысль неоднократно высказывалась в работах педагогов советского периода (С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко и др.), а формирование профессионального интереса и мотивации, начиная с уровня школьного образования, будет способствовать наиболее полной реализации личности в дальнейшей жизни, чему мы посвящали отдельное внимание [3].
А. Д. Копытов. Профессиональная ориентация и профессиональное образование.
В данном контексте речь идет о способности человека со знанием дела ориентироваться в сложной структуре существующих отношений, связанных с ним институтов и социальных образований, а также о знании и понимании индивидом объективных потребностей общества на данном этапе его развития или какого-либо определенного вида труда, опираясь на потребности и возможности общества.
И сегодня является актуальным высказывание А. И. Цебракова, что «профессиональная (добавим и профессионально ориентированная. - А. К.) работа в школе должна быть полностью обусловлена потребностями... хозяйства в области подготовки кадров, и совершенно понятно, что в связи с этим школа в первую очередь должна формировать профессиональные склонности учащихся в применении к этим задачам» [4]. Продуманный индивидуальный подход к каждому обучающемуся позволяет найти и определить дело, которое соответствовало бы его силам, интересам и способностям, а это в свою очередь повышает плодотворность и эффективность его деятельности, сформирован-ность профессиональных компетенций в процессе обучения и, соответственно, высокую личную реа-лизованность в дальнейшем - ведь если профессиональное направление обучения выбрано корректно, то его жизнь (и профессиональная, и личная) будет интересной и увлекательной, полной творческих исканий. Но успешность выбора сегодня особенно трудна. Подрастающий человек оказывается перед целым миром профессий, специальностей, так как процесс возникновения новых и отмирания старых профессий, изменение их содержания происходят почти беспрерывно. Философ Э. А. Араб-Оглы писал: «Многие распространенные сейчас традиционные профессии и узкие специалисты даже квалифицированного труда к началу XXI века, по всей вероятности, будут занесены в своего рода „Красную книгу" вымирающих и редких занятий, подобно тому, как уже сейчас значатся кучера и извозчики, кузнецы и шорники, повивальные бабки и лакеи» [5].
И в подтверждение этих слов можно привести комплексное исследование бизнес-школы «Сколко-во» и Агентства стратегических инициатив «Атлас новых профессий» [6], в котором ежегодно выделяются на основе системного анализа и прогнозных выводов группы профессий-пенсионеров, профессий новых и профессий будущего.
Многочисленные исследования социологов, экономистов, специалистов в области профессионального образования фиксируют в своих масштабных и частных исследованиях изменчивость профессионального поля. Так, утверждается, что в связи с разными темпами «устарения знания»
жизнь профессий сокращается (для одних профессий эти сроки составляют 5-7 лет, для других - до 15), появляется все больше специальностей, в которых люди не могут рассчитывать на то, что им хватит полученных в период обучения знаний на время работы.
Однако подсчеты экономистов и социологов показывают, что правильная организация профориен-тационной работы может дать большой социально-экономический эффект.
Начатая в 20-30-х гг. XX в. профориентацион-ная работа традиционно сводилась в основном к просветительским мероприятиям, обследованию и консультированию учащихся. Проводили ее в основном специальные учреждения - лаборатории и бюро профконсультаций, профотбора, которые ограничивались констатацией психофизиологических особенностей подростов и выдачей им рекомендаций о выборе профессий, фактически данные службы были оторваны от общеобразовательных школ.
Подготовка молодежи к трудовой деятельности осуществлялась в основном психотехниками, которые утверждали, что у человека существует изначальная пригодность к тем или иным профессиям, оперировали отдельными психофизическими качествами личности, не учитывая, что профессиональная пригодность - явление динамическое.
Ведущим критерием приспособления человека к профессии психотехники считали экономический эффект, а такие показатели, как прогнозная работоспособность, удовлетворенность трудом и ряд других, не принимались во внимание. Основной путь установления соответствия между личностью и профессией они видели в профессиональном отборе. К сожалению, недооценивалась и методика обучения, направленная на развитие необходимых качеств работника и на выработку индивидуального стиля деятельности. Соотношение «человек -профессия» анализировалось только в направлении от профессии к человеку, на этом строились и отбор, и профессиональная тренировка (подробнее об этом см. в работах И. В. Гравовой, Д. В. Соколовой, А. А. Пеевой и др. [7]).
Как утверждают С. Н. Чистякова и др., «Профессиональная ориентация в трактовке отечественной науки и практики - равноправное взаимодействие общественных структур и личности в длительном процессе ее профессионального самоопределения. Оно предусматривает определенные отношения, которые, с одной стороны, являются движущими силами этого процесса, а с другой -создают адекватное представление о тех социально-экономических задачах, которые стоят перед обществом и которые потребуется решать в будущем» [8].
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 12 (177)
Со стороны многих ученых (см., в частности, исследования А. Н. Смирнова, М. Я. Басова, П. А. Болтунова, Н. Д. Летвинова и др.) диагностический подход подвергался критике за несостоятельность его основополагающих теоретических положений, пассивную позицию, которая отводилась выбирающему профессию, отсутствие педагогической направленности профориентации (она ограничивалась констатацией интересов, склонностей, не ставя задачу их развития, трактовку проблемы выбора профессии как сугубо личной, игнорирования ее как проблемы общественно-политической, подчеркивающей резкие различия между отдельными специальностями, чрезмерное увлечение тестами, ограниченностью применяемых методов). Мы уже не говорим, что компетентностный подход, являющийся сегодня ведущим в образовании, вообще отсутствовал.
Американский психолог Э. Гинзберг на основе анализа эмпирических данных выделил три периода в процессе профессионального самоопределения: период фантазий, период пробных выборов и период реалистического выбора и соотнес их с конкретными возрастными ступенями. Но предложенная им периодизация представляет лишь усредненную картину возрастных особенностей: у реальных детей всегда наблюдаются значи-
тельные колебания в ориентирах выбора деятельности.
В психолого-педагогической науке, конечно, теория Э. Гинзберга не единственная [9]. Сходная классификация стадий профессиональной жизни предложена психологом Д. Сьюпертом, который выделил период роста, период «разведки» или «исследования», период «упрочнения», период «сохранения», период «спада», «привязав» свою периодизацию к физическому возрасту (соответственно, до 14 лет, 15-24, 25-44, 45-64, более 65 лет) (подробно рассмотрел указанные и иные классификации в своих исследованиях Э. Ф. Зеер. см., например, [10]).
Мы не ставили своей задачей зафиксировать векторы современного видения профессионально ориентированной работы с учащейся молодежью -она сегодня не только претерпевает «второе» рождение, но и демонстрирует преемственность как отечественной, так и мировой истории вопроса, но в новом ключе - в ключе компетентностного подхода, подтверждая слова наркома просвещения А. В. Луначарского, сказанные им около века назад, что первейшая обязанность школы (в широком понимании этого слова. - А. К.) - вооружить каждого ученика такими знаниями, дать ему «то широкое образование, которое откроет перед ним позднее все дороги» [11].
Список литературы
1. Сивцева К. Н., Атласова А. Р. Проблемы профориентации студенческой молодежи в России // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». 2015. Т. 26. С. 476-480. URL: http://e-koncept.ru/2015/95380.htm
2. Шикина Е. А. Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. № 6. С. 1-7.
3. Копытов А. Д. Самореализация личности в системе образования // Конструирование человека: Томск, 13-15 июня 2007 г.: сб. тр. конф. Томск, 2007. С. 39-48.
4. Личность и ее ценностные ориентации. Вып. 1. М., 1969. С. 69.
5. Араб-Оглы Э. А. Обозримое будущее. М., 1988. С. 149.
6. Атлас новых профессий. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 01.06.2016).
7. Гравова И. В. Допрофессиональная педагогическая подготовка учащихся: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 1999. 168 с.; Соколова Д. В., Пеева А. А. Профессиональная ориентация школьников как фактор развития человеческого потенциала территорий // Проблемы развития территории. 2015. Вып. № 3 (77). С. 104-116.
8. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сахарова В. И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. Вып. 10. С. 23-29.
9. Волков А. А. Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы и профессиональной направленности личности // Вестн. Северо-Кавказского гуманитар. ин-та. 2015. № 4 (16). С. 190-208.
10. Зеер Э. Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 122-127.
11. Луначарский А. В. О народном образовании. М., 1953.
Копытов А. Д., член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634060. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 12.08.2016.
А. Д. Копытов. Профессиональная ориентация и профессиональное образование...
A. D. Kopytov
PROFESSIONAL ORIENTATION AND PROFESSIONAL EDUCATION: THE CONTEXT OF NEW SCIENTIFIC
AND PEDAGOGICAL PROBLEMS
In the context of contemporary vision training focuses on professional orientation of students. It is fixed that without adoption of the needs and interests of society by the individual the choice of profession, taking into account the interest of the society and the individual himself is not possible, as well as the development of personality. Describes the classification of the typology of professions from the point of view of their variability, provides a historical review of the formation of the domestic occupational practice and defines its vector in the system "man -profession"; comments on the classification of the stages of the professional life of E. Ginzberg and D. Superte.
Key words: professional orientation, vocational education, classification of the stages of professional life, typology of professions.
References
1. Sivtseva K. N., Atlasova A. R. Problemy proforientatsii studencheskoy molodezhi v Rossii [Problems of professional orientation of students in Russia]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept"- Scientific and Methodological Electronic Journal "Koncept", 2015, vol. 26, pp. 476-480. URL: http://e-koncept.ru/2015/95380.htm (in Russian).
2. Shikina E. A. Osobennosti professional'noy orientatsii vypusknikov shkol: problemy i resheniya [Features of the professional orientation of school graduates: Problems and solutions]. Sovremennaya ekonomika: problemy, tendentsii, perspektivy - Modern Economy: Problems, Trends, Prospects, 2012, no. 6, pp. 1-7 (in Russian).
3. Kopytov A. D. Samorealizatsiya lichnosti v sisteme obrazovaniya [Self-realization of the person in the educational system]. Konstruirovaniye cheloveka: Tomsk, 13-15 iyunya 2007 g.: sbornik trudov konferentsii [Human Design: Tomsk, June 13-15, 2007: Proceedings of the conference]. Tomsk, 2007. Pp. 39-48 (in Russian).
4. Lichnost'i eye tsennostnye orientatsii [Personality and its value orientation]. Vyp. 1. Moscow, 1969. P. 69 (in Russian).
5. Arab-Ogly Ye. A. Obozrimoye budushcheye [Near future]. Moscow, 1988. P. 149 (in Russian).
6. Atlas novykh professiy [Atlas of new professions]. URL: http://atlas100.ru/ Rezhim dostupa - svobodnyy (accessed 01.06.2016) (in Russian).
7. Gravova I. V. Doprofessional'naya pedagogicheskaya podgotovka uchashchikhsya. Dis. kand. ped. nauk [Pre-vocational teacher training of students. Thesis cand. ped. sci.]. Tomsk, 1999, 168 p.; Sokolova D. V., Peeva A. A. Professional'naya orientatsiya shkol'nikov kak faktor razvitiya chelovecheskogo potentsiala territoriy [Professional orientation of students as a factor in human development areas]. Problemy razvitiya territorii -Problems of Development of the Territory, 2015, no. 3 (77), pp. 104-116 (in Russian).
8. Chistyakova S. N., Rodichev N. F., Sakharova V. I. Tendentsii razvitiya professional'noy orientatsii uchashcheysya molodezhi i vyzovy vremeni [Trends in the development of vocational guidance for students and challenges of the time]. Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom - Professional Education in Russia and Abroad, 2013, vol. 10, pp. 23-29 (in Russian).
9. Volkov A. A. Issledovaniye osobennostey motivatsionno-potrebnostnoy sfery i professional'noy napravlennosti lichnosti [Research of features of need-motivational sphere of personality and professional orientation]. Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta - Bulletin of North Caucasus Institute of Humanities, 2015, no. 4 (16), pp. 190-208 (in Russian).
10. Zeer Ye. F. Kontseptsiya professional'nogo razvitiya cheloveka v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Professional human development concept in continuing education]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii - Pedagogical Education in Russia, 2012, no. 5, pp. 122-127 (in Russian).
11. Lunacharskiy A. V. O narodnom obrazovanii [On Public Education]. Moscow, 1953 (in Russian).
Kopytov A. D
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634060. E-mail: [email protected]