УДК 377.5, 378.14
Романенкова Дарья Феликсовна
кандидат педагогических наук, начальник Регионального учебно-научного центра инклюзивного образования Челябинского государственного университета [email protected]
Романович Наталья Анатольевна
психолог Регионального учебно-научного центра инклюзивного образования Челябинского государственного университета [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ АБИТУРИЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ И АБИТУРИЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены особенности профессиональной ориентации абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья. Обоснована необходимость профориентационной дополнительной образовательной программы для инвалидов, реализуемой на базе учреждения профессионального образования, способствующей рациональному профессиональному самоопределению инвалидов. Раскрыто содержание и технологии реализации программы.
Ключевые слова: инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение.
Romanenkova Darya Feliksovna
PhD in Pedagogy, Head of the Regional Educational Scientific Center of Inclusive Education, Chelyabinsk State University [email protected]
Romanovich Natalya Anatolyevna
Psychologist of the Regional Educational Scientific Center of Inclusive Education of Chelyabinsk State University [email protected]
PROFESSIONAL ORIENTATION OF DISABLED APPLICANTS AND APPLICANTS WITH LIMITED HEALTH ABILITIES AS REQUIRED CONDITION OF THEIR PROFESSIONAL EDUCATION
The article considers the professional orientation features of disabled applicants and applicants with limited health abilities. The necessity of additional vocational guidance educational programme for disabled people implemented on the basis of the institution of vocational education contributing to rational vocational selfdetermination of the diabled has been substantiated. The content and technologies for the programme realization are introduced.
Key words: disabled people, people with limited health abilities, professional orientation, professional selfdetermination.
В настоящее время профессиональная реабилитация инвалидов является одним из актуальных и приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере. В связи с этим в формировании социального статуса инвалида важное значение придается профессиональной составляющей реабилитационных мероприятий, которая направлена на становление профессиональной трудоспособности инвалидов и достижение их социальной и материальной независимости. Особая роль в этом направлении принадлежит профессиональной ориентации инвалидов.
В Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации дается следующее определение профессиональной ориентации: профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [1; 2].
Профессиональная ориентация инвалидов является частью общей системы профориентации, при этом первому присущие особые черты, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации, коррекции, компенсации. Наличие физических ограничений здоровья инвалидов означает понимание особой природы процесса их взаимодействия с окружающей средой, в том числе в плане профсамоопределения. Это изменяет их социальную позицию, социальную установку в среде. Специфика профессионального самоопределения для инвалидов заключается в том, что маршрут развития их профессионального пути, будет зависеть от того, насколько инвалиды осознают (или не осознают) свой особый статус, ограничения возможностей здоровья. В этом случае зонами риска для инвалидов в плане профессионального самоопределения является выбор профессии без учета своих профориентационных возможностей [3]. В связи с этим профо-
риентационная помощь инвалидам, которая понимается как способствование развитию субъекта в профессиональном и личностном самоопределении, должна быть выстроена в соответствии с их психофизиологическими особенностями личности, а выявление и развитие профессиональных наклонностей должно быть грамотным и своевременным.
Поскольку профессиональная реабилитация включает в себя профессиональное обучение, которое может быть достигнуто только путем приобретения профессиональных навыков, умений и знаний в процессе обучения, обеспечивая в дальнейшем их успешную социальную реабилитацию и интеграцию с социальной средой, в реализации важной части перечисленных задач особая роль принадлежит профессиональному образованию.
Профессиональная ориентация в образовательном учреждении профессионального образования должна представлять собой научно-обоснованную систему мер, способствующую профессиональному самоопределению личности, формированию будущего специалиста, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда [4]. Рациональному профессиональному самоопределению инвалидов способствует профориентационная дополнительная образовательная программа, реализуемая на этапе предшествующем поступлению в учреждение профессионального образования. Необходимость в реализации такой программы на базе образовательного учреждения профессионального образования объясняется тем, что инвалиды-выпускники школ зачастую не готовы к осознанному самостоятельному выбору профессии. Неадекватная самооценка инвалидов, поступающих в колледж или вуз, функционирование механизмов психологической защиты часто проявляется в недооценке тяжести своего состояния здоровья и неадекватном выборе профессии.
В целом профориентационная дополнительная образовательная программа позволяет актуализировать и обогатить знания инвалидов в области профессионального самоопределения, создать целостную картину индивидуальных профессиональных возможностей. В процессе применения профориентационной программы должны быть реализованы основные цели профориентации инвалидов: достижение сбалансированности между профессиональными интересами личности, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда; формирование внутренней готовности к осознанному, адекватному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития; прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности; оказание моральноэмоциональной поддержки учащихся инвалидов (формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему); содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния [5].
Особенностью профориентационной программы для инвалидов является учет того, что их учеба наполнена не только традиционными сложностями познания, усвоения нового, которые испытывают все обучающиеся, но и наличием проблем, связанных с состоянием здоровья, дефицитом навыков общения, отношением к ним со стороны окружающих.
При организации профориентационной работы с инвалидами в учреждении профессионального образования необходимо учитывать специфику физического ограничения, обучения и развития, возможности компенсаций нарушений в развитии, поскольку данный факт влияет на особенности процесса их профессионального самоопределения. Выявление личных интересов и склонностей в выборе профессиональной деятельности, характера и степени тяжести нарушения, доступных видов труда позволяют определить содержание, методы и формы профориентационной работы с разными категориями инвалидов. Таким образом, в процессе организации профориентационной работы с инвалидами целесообразно осуществлять профориентационную помощь в соответствии с двумя уровнями профсамоопределения, что позволит разграничить базовую готовность инвалидов к профвыбору и дифференцированную готовность инвалидов к профвыбору. Формирование базовой готовности инвалидов к профвыбору происходит независимо от вида и степени физического ограничения, этот уровень является общим для всех. Формирование дифференцированной готовности обеспечивает дифференцированный подход к профессиональному самоопределению инвалидов в зависимости от вида и степени физического ограничения, их возможностей и способностей с учетом сведений о состоянии физической работоспособности и возможности заниматься тем или иным видом труда, состояния эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной сферы, развития речи и коммуникативных навыков, значимых для профессиональной деятельности, характеру изменений психологического и социально-психологического статуса инвалида, связанных с заболеванием или травмой.
Трудности и особенности профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловлены еще и тем, что многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека. Это также требует индивидуального подхода к отдельному случаю. Каждая группа заболеваний имеет свою специфику, степень их выраженности, благоприятные (неблагоприятные) факторы условий труда, профессии, форму трудового устройства и соответственно противопоказания, связанные со значительным напряжением тех или иных органов.
В связи с этим в основе индивидуального подхода, обеспечивающего дифференцированную готовность инвалидов к профессиональному выбору, должна лежать оценка следующих значимых факторов:
а) требований, предъявляемых конкретной профессией к здоровью инвалида;
б) условий труда, значимых с точки зрения сохранения здоровья;
в) медицинских ограничений профессиональной пригодности при различных заболеваниях.
Профориентационная образовательная дополнительная программа учреждения профессионального образования для инвалидов может включать в себя или иметь отдельные формы и методы работы. К таким формам профориентационной работы можно отнести: профориентационный курс, урок или его фрагменты, факультативные занятия, профориентационные встречи, профориентационные экскурсии, вечер защиты профессий, лектории, проведение профессиональных проб, участие в дне открытых дверей, профориентационном тестировании, олимпиадах, изучение рекламно-информационных материалов для инвалидов, разработка и изучение профессиограмм специальностей и направлений подготовки и т.д.
Одной из оптимальных и наиболее эффективных форм осуществления профориентационной работы с инвалидами на базе учреждения профессионального образования является специально разработанный учебный образовательно-реабилитационный курс, направленный на адекватное, самостоятельное и осознанное профессиональное самоопределение. Подобные курсы являются системообразующей связью комплексного профориентационного влияния на процесс профессионального самоопределения и профессионального выбора.
В Челябинском государственном университете в течение ряда лет в рамках адаптационнообразовательной программы довузовской подготовки инвалидов успешно реализуется курс «Психология личности и профессиональное самоопределение» [6]. Данная дисциплина не просто знакомит инвалидов с психологией как наукой о душе, о внутреннем мире человека, но и активизирует процессы самонаблюдения, самопознания, самовоспитания, саморазвития и саморегуляции учебной деятельности, общения и жизнедеятельности в целом. Достигается это за счет воздействия на когнитивную, мотивационно-деятельностную и эмоционально-волевую сферы личности. Занятия ориентированы на осознание трудностей, совместный поиск и активизацию сил для решения значимых для инвалидов проблемных вопросов:
- вопросы самопознания, саморегуляции, самоопределения, самореализации - преодоление чувства неполноценности, повышение уверенности в себе, поиск смысла жизни;
- вопросы, связанные с обучением, возможными способами деятельности, оптимальным выбором профессии, планированием жизненного и профессионального пути;
- вопросы взаимоотношений - поиск друга, партнера, преодоление страхов и барьеров в общении, преодоление конфликтов.
Основной раздел курса посвящается проблеме профессионального самоопределения и призван познакомить абитуриентов-инвалидов с проблемой выбора профессии, с факторами, влияющими на профессиональный выбор, потребностями современного рынка труда, а также мотивировать учащихся к ответственному профессиональному выбору на основе выявленных в процессе практических занятий индивидуально-психологических особенностей инвалидов.
В основе профориентационной программы, реализуемой учреждением профессионального образования, находится сознательная деятельность педагогов и других участников (субъектов) педагогического процесса, основанная на единстве четырех функций:
- диагностики существа возникшей проблемы (профконсультация на начальном этапе);
- информация о проблеме, имеющихся противоречиях (профдиагностика);
- пути решения проблемы (коррекция профессионального выбора с помощью профпросве-щения, реализации профориентационного курса и учебных дисциплин довузовской подготовки, применения дифференцированного подхода к профессиональному самоопределению инвалидов, участия взаимодействующих субъектов довузовской подготовки в профессиональном самоопределении инвалидов);
- профориентационная помощь на этапе реализации плана решения (профессиональный выбор).
Таким образом, реализация профориентационной программы в учреждении профессионального образования способствует формированию у обучающихся инвалидов внутренней готовности к профессиональному самоопределению, освоению технологии принятия решения в выборе направления образовательного и профессионального маршрута, овладению навыками проектирования и оценки внешних препятствий на пути к профессиональным целям, расширению знаний о мире профессий и специфике современного ранка труда.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что организованная в учреждении профессионального образования профориентация выступает в качестве своеобразного социального института, включающего в себя оказание современных профориентационных услуг, систему социальной поддержки молодых инвалидов, способы распространения социально значимой профессиональной информации. Выделенные формы профориентации позволяют организовать поэтапную работу с абитуриентами-инвалидами, определить их образовательные и профессиональные перспективы, потенциальные возможности, компенсаторные механизмы. Такая работа по профессиональной ориентации должна быть комплексной, системной, содержательной, за счет включения каждого обучающегося в разнообразные виды и формы профориентационной работы, при непосредственном участии учебных заведений и других социальных институтов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996. №
1 // Бюл. М-ва труда и соц. развития РФ. 1996. № 11.
2. Пряжникова ЕЮ., Пряжников Н.С. Профориентация. М., 2005.
3. Савиных В.Л. Профессиональное самоопределение подростков группы риска: монография. Курган, 2000.
4. Мартынова Е.А., Романович Н.А. Профессиональное самоопределение личности инвалида как условие формирования специалиста в системе высшего профессионального образования // Проблемы непрерывного профессионального образования в XXI веке: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. / Между-нар.акад.наук пед.образования, Шадр.гос.пед.ин-т. Шадринск, 2013.
5. Профессиональная реабилитация инвалидов: справ.-информ. пособие. Департамент федер. гос. службы занятости населения г. Москвы. М., 2002.
6. Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Психолого-педагогические и технологические основы профориентационной работы с абитуриентами-инвалидами в виртуальной образовательной среде // Педагогическое образование в России. 2013. № 1.