Профессиональная направленность развития коммуникативной культуры сотрудников полиции в системе повышения квалификации и переподготовки кадров
В статье рассматриваются понятия «культура», «коммуникативная культура», «профессионально-коммуникативная культура» в контексте переподготовки и повышения квалификации сотрудников полиции, определяются компоненты процесса развития профессионально-коммуникативной культуры.
Ключевые слова: культура, коммуникативность, компоненты, ценности, мировоззрение.
D.V. Karabash, Master of Pedagogics, Head of a Chair of Tactical-Special and Fire Preparation of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583934;
E.V. Kazachenko, Post-graduate of a Chair of Pedagogics and Psychology of the Krasnodar State University of Culture and Arts; tel.: +78612583934.
Professional orientation of development of communicative culture of police officers in professional development system and retrainings of personnel
In article the concepts «culture», «communicative culture» «professional and communicative culture» in a context of retraining and professional development of police officers are considered, components of development of professional and communicative culture are defined.
Key words: culture, communicativeness, components, values, outlook.
Карабаш Дмитрий Васильевич
кандидат педагогических наук,
начальник кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583934)
Казаченко Елена Валерьевна
соискатель кафедры педагогики и психологии
Краснодарского государственного университета культуры и искусств (тел.: +78612583934)_
Одно из важных мест в многоступенчатой, многоуровневой системе непрерывного образования системы МВД России занимают учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. В настоящее время в их деятельности происходят серьезные изменения. В эпоху быстрой смены технологий речь идет о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения.
В современной практике подготовки сотрудников полиции наблюдается тенденция усиления духовно-нравственного потенциала поствузовского образования. Система повышения квалификации и переподготовки кадров является той базой, на которой можно проводить целостную системную работу по профилактике профессиональных деформаций сотрудников МВД, сделав акцент именно на развитии профес-
сионально-коммуникативной культуры. Важен поиск педагогических условий личностного и профессионального развития сотрудника полиции как основы его саморазвития в поствузовский период. Представление о сотруднике полиции как о духовно богатой личности во всем многообразии и совокупности ее качеств и способностей, как о носителе культуры определяет сотрудника как компетентного специалиста, а отсутствие этих качеств говорит о наличии у него профессиональных деформаций. Это обстоятельство актуализирует постановку задачи по созданию в организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров комплексной системы поддержки, включающей в себя не просто оказание образовательных услуг, но, в первую очередь, усилия, направленные на поддержание внутренней потребности профессионально-коммуникативной культуры. Требование к полноценной личности сотрудника полиции
296
выражает диалектическая взаимосвязь его функциональной роли и индивидуальной культуры. В связи с этим возрастает значение реализации в процессе повышения квалификации инновационных подходов к развитию профессионально-коммуникативной культуры сотрудников полиции.
В настоящее время одной из задач современной организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров системы МВД России является подготовка конкурентоспособного специалиста. Решение этой важной задачи затруднено сложившимися противоречиями между знаниевой ориентацией содержания, традиционным подходом к организации процесса развития профессионально-коммуникативной культуры сотрудников полиции и личностным профессиональным развитием, которое предполагает получение знаний, позволяющих оптимально адаптироваться в условиях стремительного развития современного общества. Все это приводит к необходимости реформирования, модернизации, изменения образовательной системы учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.
Основой развития профессионально-коммуникативной культуры является формирование культурологической составляющей процесса переподготовки и повышения квалификации сотрудников полиции. Исследователи [10, с. 76] указывают на то, что функции культуры включают производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; коммуникативную функцию, обеспечивающую знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; социализацию общества через создание структуры отношений опосредованных культурными компонентами; как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная и игровая культура, действующая в отведенной для нее сфере.
В связи с актуализацией культурологического подхода в подготовке сотрудников полиции все чаще мастерство и профессионализм заменяется понятием «коммуникативная культура», которую В.С. Леднев определяет как единство эмоциональной, нравственной культуры и культуры речи [15, с. 46]. Коммуникативная культура представляется условием и предпосылкой эффективности профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования. Профессиональная деятельность сотрудника полиции имеет свою специфику, обусловленную особенностями его нравственного и социального
положения, а также широтой сферы профессиональной деятельности. Раскрытие преступления, правовоспитание, исправление совершившего преступление лица и возвращение его в общество - здесь заложен нравственный потенциал. Неоспорима связь между личностными качествами, которыми должен обладать сотрудник полиции, и обществом, в котором его деятельность реализуется, а значит, значима и социальная ценность его личностных качеств. Иными словами, профессионально-коммуникативная культура сотрудника полиции способствует эффективному исполнению профессиональных обязанностей, что, в свою очередь, приносит определенную пользу обществу, т.е. является социально ценным.
Исходя из приоритетных задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержанию общественного спокойствия, законности и правопорядка, основываясь на фундаментальных общечеловеческих и профессиональных нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга, олицетворяя ожидания общества по отношению к моральному облику сотрудника, дающему право на уважение, доверие и поддержку деятельности российской полиции со стороны народа, принимается Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Здесь сформулирована задача, которая заключается в том, что непрерывная система подготовки кадров МВД России должна формировать гуманистическую личность специалиста, развивать его профессиональную, правовую, духовно-нравственную, эстетическую, физическую, экологическую культуру, учить современным формам общения, умению жить в быстро меняющемся мире, развивать способности эффективного общения.
Достаточно абстрактное понятие коммуникативной культуры конкретизируется в профессиональной направленности личности сотрудника полиции, осмыслением значимости общения в профессиональной деятельности, пониманием творческого характера труда, фоновых знаний, коммуникативных умений и навыков. Следовательно, коммуникация представляет собой аспект общения: «Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле того слова, состоит в обмене информацией между партнерами по общению; передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями между общающимися сторонами, т.е. организация межличностного взаимодействия. Персептивная сторона общения есть процесс восприятия и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений» [4, с. 65].
297
Коммуникация (от лат. соттипюаНо - «сообщение, передача») есть «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц» [22, с. 264]. Коммуникация - социальный феномен, раскрывающий механизм структурирования, организации и функционирования человеческого общества, а также формы и способы включения индивида в социально-исторический контекст. Непременное условие коммуникации -социальность, что определяет сложность и многомерность понятия [3; 7; 21; 25; 6; 9]. В философской трактовке коммуникация - весьма специфическое понятие, хотя в более широком смысле трактуется как общение [26, с. 588]. В социальной философии термин «коммуникация» имеет большое количество определений. Оно трактуется как действие по поддержке отношений; действие по коммуникации, средство связи; контакт с помощью слов, обмен мыслями, коррекция. В социологии определение коммуникации представляется как передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. В человеческом обществе коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем. Коммуникация между людьми происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон [27, с. 286].
В психологическом словаре коммуникация определяется как взаимодействие двух или более людей в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера [18]. Этого определения придерживается и А.А. Бодалев [2; 4].
В современных педагогических исследованиях [1 ; 1 9] процесс коммуникации рассматри -вается в тесной связи с процессом образования, т.е. обучения и воспитания. Именно поэтому изучение современного коммуникативного пространства - этой довольно сложной системы, включающей в себя различные виды коммуникации: межэтническую, деловую, социальную, межличностную, межкультурную, -является необходимым и актуальным в организации процесса переподготовки и повышения квалификации сотрудников полиции. Коммуникация представляет для педагогики особый интерес, так как через общение и происходит обучение личности, как государством, так и собственно индивидуальное, неформальное, происходящее в процессе повторяющихся контактов с людьми. Исходя из того,
что коммуникация - процесс, его процессуаль-ность подразумевает изменчивость. Всякая коммуникация является результатом изменения реальности, а изменение реальности, в свою очередь, - результатом коммуникации. Большинство исследователей трактуют коммуникацию как процесс передачи действий, которые оказывают влияние на личность. Неоспоримо, что этот процесс носит личностный характер и подразумевает взаимодействие.
Как правило, исследователи определяют коммуникацию следующим образом:
сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека; осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера [20];
процесс обмена мыслями и информацией при помощи различных сигналов [17];
процесс передачи тех или иных сообщений, когда «субъект передает некую информацию, которую получатель должен, всего-навсего, принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать» [13, с. 137];
процесс, в котором имеют место быть следующие отношения: субъект-субъектное отношение: диалог равноправных партнеров, в котором выражается одна из форм коммуникации - общение; субъектно-объектное отношение: коммуникативная деятельность в форме управления, в которой адресант рассматривает адресата как объект коммуникативного воздействия, как средство достижения своей цели; объект-субъектное отношение: коммуникативная деятельность в форме подражания, когда адресант целенаправленно выбирает адресата в качестве образца для подражания, а последний может не знать о своем участии в коммуникации [23, с. 24-28];
необходимое условие бытия людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные отношения. Только в коммуникации возникает определенное поведение людей [22, с. 32].
Анализ научных источников свидетельствует о том, что единого определения понятия «коммуникация» нет. Но существует два пути к трактовке данного термина: коммуникация в узком смысле - как обмен информации с использованием различных каналов и знаковых систем, как аспект общения; и коммуникация в широком смысле - как общение между людьми посредством различных социально-выработанных
298
и фиксированных в данной культуре знаковых систем, важнейшей из которых является язык (речь устная и письменная). В работах, посвященных проблеме развития коммуникативной культуры, выделяются следующие виды коммуникаций: формальная и неформальная; устная и письменная; межличностная и безличная; непосредственная и опосредованная; планированная и спонтанная [5]. Для сотрудника полиции как субъекта профессиональной деятельности способом познания и преобразования мира выступает профессиональная культура, а способом преобразования себя - коммуникативная культура. Природным основанием коммуникации признается имманентно присущая человеку потребность «Я» в «Другом».
Коммуникативная культура часто определяется как составляющая профессиональной культуры, компонент культуры общения, совокупность норм и правил, регулирующих процесс общения [12; 11; 14; 24]. Более детальный анализ научной литературы по этому вопросу показывает, что коммуникативная культура рассматривается как элемент профессиональной деятельности: система ценностей-регуляторов профессиональной деятельности (аксиологический подход); предпосылка, цель, способ, инструмент профессиональной деятельности, уровень самореализации в ней, ее результат и критерий оценки (деятельностный подход); концентрированное выражение личности (личностный подход); совокупность способов, приемов, органических возможностей эффективной профессиональной деятельности (технологический подход).
Рассматривая коммуникативную культуру (культуру коммуникативной деятельности) как
1. Бим И.Л. Языковой плюрализм - веление времени // Преподаватель. 2001. № 1.
2. Бодалев А. В. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
4. Бодалев A.A. О коммуникативном ядре личности // Сов. педагогика. 1990. № 5.
5. Васильева H.H. Личностно-ориенти-рованная межкультурная коммуникация технологии обучения студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов, 2000.
6. Воробьев В. В. Лингвокультурология: теория и методы. М., 1997.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.:, 1991.
9. Гудков Д. Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения. М., 2000.
10. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей истории. М., 1990.
системообразующий компонент общей и профессиональной культуры сотрудника полиции, мы опираемся на модель общей культуры человека, разработанную школой Л.С. Выготского [8] и А.Н. Леонтьева [16], где она представлена как сложное системное образование, смыслообразующим ядром которого является отношение человека к себе и другим.
Таким образом, говоря о развитии профессионально-коммуникативной культуры сотрудников полиции, следует иметь в виду следующие направления: культура личности представлена культурой отношения и культурой саморегуляции; культура деятельности - культурой интеллектуальной деятельности и культурой предметной деятельности; культура социального взаимодействия - культурой поведения и культурой общения. Все указанные направления включают различные компоненты коммуникативной культуры: культуру мышления, восприятия, понимания, взаимодействия, саморегуляции, речи, внешнего вида; эмпатию, рефлексию, коммуникативное ядро личности, аксиологический потенциал, акмеологические установки и др. Профессионально-коммуникативная культура является особой формой социальной культуры, охватывающей все стороны взаимодействий и взаимоотношений человека, выполняя важные функции: челове-котворческую, или гуманистическую; аксиологическую; информационную; методологическую; познавательную; регулятивную; семиотическую; геронтологическую; интегративную; воспитательную и др. Профессионально-коммуникативная культура сотрудника полиции определяет качество взаимодействия специалиста с окружающим миром.
1. Bim I.L. Language pluralism - time command // The Teacher. 2001. № 1.
2. Bodalev A. V. Perception and understanding of the person person. M., 1982.
3. Bodalev A.A. Personality and communication. M., 1983.
4. Bodalev A.A. About a communicative kernel of the personality. // Soviet pedagogics.1990. № 5.
5. Vasilyeva N.N. Personal the focused cross-cultural communication of technology of training of students: autoref. dis ... Master ofPedagogics. Rostov, 2000.
6. Vorobiev V.V. Lingvokulturology's sparrows: theory and methods. M., 1997.
7. Vygotsky L.S. Myshleniye and speech. M., 1996.
8. Vygotsky L.S.Pedagogical psychology. M., 1991 .
9. GudcovD.B. Crosscultural beeps communication: training problems. M., 2000.
10. Erasov B.S. Culture, religion and civilization in the east: Sketches of the general history. M., 1990.
299
11. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Alma Mater. 2005. № 3.
12. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. М., 1992.
13. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М., 1988.
14. Крипон Н. С. Развитие ценностных ори-ентаций студентов вуза в процессе межкультурной коммуникации: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006.
15. Леднев B.C. Методика профессионального обучения: производственное обучение: учеб.-практ. пособие. М., 2001.
16. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. М., 1981.
17. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
18. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А.В. Петровского. М., 1986.
19. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989.
20. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2001.
21. Садохин А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2004.
22. Советский энциклопедический словарь. М, 1985.
23. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб., 1996.
24. Соколов В.В. Культура речи и культура общения. М., 1995.
25. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М., 2000.
26. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989.
27. Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г.В Осипова. М., 1995.
11. Zimnjaa I.A. Main culture and sotsi-alno-professional competence of the person // Alma Mater. 2005 № 3.
12. Isayev I.F. Professional and pedagogical culture of the teacher of the higher school: educational aspect. M., 1992.
13. Kagan M.S. Communication world: problems of the intersubject relations. M., 1988.
14. Kripon N.S. Development of valuable orientations of students of higher education institution in the course of cross-cultural communication: dis. ... Master of Pedagogics. Magnitogorsk, 2006.
15. Lednev U.S. Technique of vocational training: inservice training: studies. grant. M., 2001.
16. Leontyev A.N. The general concept about activity // Bases of the theory of speech activity. M., 1981.
17. Leontyev A.A. Communication psychology. M, 1997.
18. Bases of pedagogics and psychology of the higher school / ed. by A.V.Petrovsky. M., 1986.
19. Passov E.I. Base passes of a communicative technique of training in foreign-language communication. M., 1989.
20. Rogov E.I.Psychology communication. M, 2001.
21. Sadokhin A.P. Theory and practice of cross-cultural communication. M., 2004.
22. Soviet encyclopedic dictionary. M., 1985.
23. Sokolov A.V. Introduction in the theory of social communication: studies. grant. SPb. 1996.
24. Sokolov V.V. Standard of speech and culture of communication M., 1995.
25. Ter-Minasova S.G., Language and cross-cultural communication: studies grant. M., 2000.
26. Philosophical encyclopedic dictionary. 2nd prod. M, 1989.
27. The encyclopedic sociological dictionary / under gen. ed. by G.V. Osipov. M., 1995.
300