Научная статья на тему 'Профессиональная мотивация педагога: научная теория и инновационная социально-педагогическая практика'

Профессиональная мотивация педагога: научная теория и инновационная социально-педагогическая практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7206
907
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGUE''S PROFESSIONAL MOTIVATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГА / ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКТИКА / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ / МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ / INNOVATIVE PRACTICE / PERSPECTIVE MODELS / INEXPERIENCED TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скударёва Галина Николаевна

В статье исследованы научные основы проблемы профессиональной мотивации педагогов, инновационные подходы к организации ее перспективных моделей. С учётом обзора и анализа отечественной инновационной практики и международного опыта автором предложены действенные меры и способы организации профессиональной мотивации молодого учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional motivation of a pedagogue. Scientific theory and social and modern pedagogic practice

The article touches upon the scientific basis of the problem of professional motivation of pedagogues and modern approaches to the organization of its perspective models. In consideration of the analysis of modern Russian practice and international experience, the author suggested real measures and ways of organization of professional motivation of an inexperienced teacher.

Текст научной работы на тему «Профессиональная мотивация педагога: научная теория и инновационная социально-педагогическая практика»

ПЕДАГОГИКА

УДК 371

Скударёва Галина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево

fdp@mgogi.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГА: НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ И ИННОВАЦИОННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

В статье исследованы научные основы проблемы профессиональной мотивации педагогов, инновационные подходы к организации ее перспективных моделей. С учётом обзора и анализа отечественной инновационной практики и международного опыта автором предложены действенные меры и способы организации профессиональной мотивации молодого учителя.

Ключевые слова: профессиональная мотивация педагога, инновационная практика, перспективные модели, молодой учитель.

Проблема профессиональной мотивации педагогов, особенно молодых, обуслов-. лена, прежде всего, модернизационны-ми процессами в образовании и социально-экономическими трансформациями, происходящими сегодня в обществе, что инициирует современного педагога к непрерывному профессиональному самосовершенствованию, обеспечивающему его конкурентоспособность на рынке труда. Вместе с тем, инновационные позиции компетентностной парадигмы образования диктуют необходимость качественно нового педагогического управления образовательным процессом взрослых, ориентированного на формирование и развитие мотивации и самомотивации педагога к профессиональному росту.

Именно поэтому необходимо сформировать систему моральных и материальных стимулов, влияющих на сохранение в школе лучших учителей и пополнение образовательных учреждений новым поколением педагогов, способным работать в новых социально-педагогических условиях.

Актуальность вышесказанного подтверждается тем, что проблема профессиональной мотивации педагогов, особенно молодых, является одной из основных и приоритетных проблем государственной кадровой политики, и, соответственно, основополагающим условием достижения новых результатов и нового качества образования. Данное положение актуализировано рядом государственных стратегических нормативно-правовых ориентиров, как-то: новый «Закон об образовании в РФ», государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, новые федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», профессиональный стандарт педагога и др.

В рамках представленного исследования предпримем попытку проведения обзора и анализа орга-

низации профессиональной мотивации педагогов с учетом влияния теоретических положений науки и современных требований педагогической практики. В связи с этим обратимся к некоторым авторским научным взглядам, определяющим теоретические основы понятия «мотив» и «мотивация» и которые позволят заключить, что субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентаций и т.п. Проиллюстрируем данное суждение.

В словаре «Психология» даны следующие определения: «мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта»; «мотив - осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности». В Дефектологическом словаре под мотивами деятельности понимаются «побудительные причины действий и поступков человека, определяемые отдаленными целями, ради которых человек достигает более близкие цели. Исходным побуждением человека к деятельности являются его потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие мотивов деятельности».

Согласно андрогогическому подходу (С.Г. Вер-шловский, Ю.Н. Кулюткин и др.) процесс развития педагога приобретает смысл самообразовательной деятельности. Авторы определили две группы мотивов - «краткосрочные» и «дальнего проектирования». Первые непосредственно связаны с сугубо профессиональными интересами людей, а мотивы «дальнего» плана - с решением проблем жизненного самоопределения, самовыражения, творческой самореализации.

Л.И. Божович считала, что «мотивация» - это термин, производный от понятия «мотив». В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства, переживания, - словом, всё то, в чём нашла воплощение потребность» [3].

28

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Скударёва Г.Н., 2014

Достаточно точное и полное определение мотивации труда у авторов Н.Н. Зубова, О.С. Виханско-го, А.И. Наумова. Учёные определяют мотивацию как «совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают её границы и формы, направленность, ориентированную на достижение определённых целей» [6].

С.Г. Вершловский отмечает, что «мотивация педагогической деятельности - это разные побуждения, ради которых человек избирает эту профессию: мотивы, потребности, интересы, стремления, идеалы...» [4].

Американский теоретик и практик «поведенческой школы» А. Маслоу считал, что пока не удовлетворена какая - либо потребность, она побуждает к совершению действий, активизирует деятельность. Следовательно, различные потребности обладают разной мотивирующей силой.

Его теория находит подтверждение в исследованиях Н.Н. Зубова [6] и А.Б. Бакурадзе [2], которые, исследуя мотивацию молодых учителей, выявили, что молодые педагоги, придя в школу после окончания вуза, сначала удовлетворяют потребность в принадлежности и, отчасти, - в безопасности и только потом начинают самоутверждаться, самореализовываться, т.е., переходят к удовлетворению потребностей, стоящих на более высоком уровне (знать, понимать, создавать прекрасное, т.е. самоактулизироваться) в соответствии с иерархией потребностей А. Маслоу, без чего нельзя добиться успеха, как в профессиональном становлении учителя, так и успеха развития образовательного учреждения.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы приводит к выводу, что в подоснове мотивов лежат потребности личности. Вместе с тем, мотив не только выражает потребность, но и, придавая смысл поведению, направляет его на объекты, в которых потребность находит удовлетворение.

Важным для перспективного практического моделирования профессиональной мотивации педагогов может являться мнение С. Селектора: «использование теорий мотивации в реальной педагогической практике часто вызывает возражения. Некоторые педагоги-практики утверждают, что мотивация слишком индивидуальна. То, что служит стимулом для одного человека, может оказаться недейственным для другого. Считается, что мотивация очень изменчива. То, что производило определённый эффект вчера и сегодня, завтра оказывается неэффективным». Данная авторская позиция теоретически предопределяет совокупность реальных мер и мероприятий по формированию профессиональной мотивации педагога в действующей педагогической практике [9].

Анализ нормативно-правовой базы, мониторинговых и статистических материалов регионально-

го и федерального уровней позволил выявить характерологические особенности существующих моделей и действующих механизмов профессиональной мотивации педагогов, а также перспективы и тенденции, достигшие на сегодняшний день максимального продвижения. Наиболее распространённые среди них:

1. Модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, мотивирующие педагогов на непрерывность и адресный подход к повышению квалификации, на реализацию принципов как сетевого взаимодействия учреждений, так и индивидуализации обучения, позволяющие каждому педагогическому работнику выстроить в межаттестационный период индивидуальную (персонифицированную) программу повышения квалификации, основанную на реализации накопительного подхода при кредитно-зачет-ных отношениях участников регионального сетевого взаимодействия и способствующую обеспечению дифференциации оплаты труда учителей в зависимости от установленных квалификационных категорий. Данные модели основаны на инновационных формах аттестации педкадров (в том числе, в режиме удаленного доступа с применением дистанционных технологий обучения), обусловленных развитием в регионах конкурентной образовательной среды, обеспечивающей реализацию принципа адресности в процессе формирования индивидуальных и групповых запросов к системе повышения квалификации и переподготовки, ключевой составляющей которого является внедрение прак-тико-ориентированной модульной системы в процесс повышения квалификации.

2. Модели диссеминации инновационного педагогического опыта и лучших образовательных практик призваны решать задачу мотивирования педагогов на поиск новых форм и путей управления инновациями и распространения собственных инновационного педагогического опыта и лучших образовательных практик, в числе которых могут быть:

- организация поддержки на конкурсной основе разработок педагогами программного обеспечения, методик, баз данных по внедрению новых информационных технологий;

- организация инновационных площадок, ресурсно-внедренческих центров инноваций, принимающих на стажировку педагогов, демонстрирующих профессиональную готовность развернуться в направлении перехода из виртуального в пространство контактного взаимодействия;

- организацию диссеминации инновационного педагогического опыта в рамках педагогических ассамблей и марафонов, слета педагогов, фестиваля педмастерства; поощрение лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

29

3. Модели инновационного методического сопровождения педагогов с выделением в инновационных структурах методических служб адресного содержательного и структурного компонента для молодых учителей, введением в штатное расписание методиста по работе с молодыми специалистами в методических центрах.

4. Механизмы материального стимулирования педагогических работников, обеспеченного выплатой средств регионального бюджета, распределяемых на увеличение заработной платы учителей за счёт систематических доплат и единоразо-вых выплат, частичной компенсации расходов на проезд к месту работы, выплаты грантов, премий и др. виды материального стимулирования достижения высоких результатов в профессии за качество работы. Для молодых специалистов: выплаты единовременных пособий при поступлении на работу; дифференцированная выплата для имеющих диплом с отличием или увеличение выплат за каждый год работы; оплата коммунальных услуг; материальная поддержка проживающих в общежитии; выплаты молодым педагогам до возможности прохождения квалификационной аттестации. В ряде регионов страны предприняты меры, которые позволяют молодому педагогу получать заработную плату в размере, равной средней заработной плате педагога со стажем.

5. Отдельного внимания заслуживают реализуемые в различных регионах страны способы моральной поддержки учителя. Кроме профессиональных конкурсов, институциализированных в нормативных документах большинства регионов, в ряде субъектов Российской Федерации учреждены почетные знаки и награды, среди которых особо значимыми могут быть нагрудный знак «Педагогическая слава», почётное звание «Заслуженный педагог».

Как видно, инновационные модели мотивации и поддержки профессионального роста педагогов, в том числе молодых, базируются на инновационном заделе, разработанном и успешно апробированном в различных субъектах Российской Федерации: инновационных моделях организации повышения квалификации и диссеминации инновационного педагогического опыта и лучших образовательных практик; инновационном содержании и структурах методического сопровождения педагогических работников; инновационных мерах материальной поддержки учителя; инновационных способах моральной поддержки учителя; инновационном опыте регионов, в которых усилия направлены на создание благоприятных социальных и экономических условий привлечения в школу молодых учителей.

Вместе с тем, становится очевидным, что уже реализуемые мероприятия моральной и материальной, психолого-педагогической, методической и со-

циально-экономической направленности педагогических кадров, обеспечивающие их мотивацию пребывания в профессии и профессиональный рост, а также меры профессионального стимулирования молодых педагогов хотя и основаны на имеющихся инновационных подходах к решению обозначенной проблемы, к сожалению, свидетельствуют об отсутствии новых концептуальных решений, институциональных форм и механизмов, позволяющих не только успешно мотивировать педкадры к профессиональному росту, но и привлечь молодых для работы в школы и создать условия для их успешной профессиональной адаптации.

Проиллюстрируем данное суждение мнением А.И. Адамского [1], который отметил, что сейчас наблюдается следующая алогичная ситуация: чем выше ресурс, тем ниже мотивация учителей. Вероятно, что-то упускается в управлении модернизацией, ведь уровень мотивации учителей очень низкий, возможно, это связано с независимостью учителя перед результатами образования, возможно, с дискредитацией образа учителя в СМИ. Необходимо повышать мотивацию иными механизмами, ведь на качество образования уровень зарплаты не влияет. Эксперт подтвердил своё суждение результатами исследований о факторах, снижающих мотивацию учителя: сначала - рутинность работы, потом - давление администрации, лишь после этого - слабое материальное обеспечение, заработная плата.

Подчеркнём, что сегодня наибольшую обеспокоенность в субъектах Российской Федерации, в том числе, и в Московской области, вызывает низкий уровень притока и закрепления молодых педагогов в школах. В этой связи необходимо сделать акцент на условии комплексности решения проблемы разработки инновационных моделей мотивации и поддержки профессионального роста педагогов и на федеральном, и региональном уровнях и выделить из этого комплекса проблему мотивации именно молодых педагогов, как ключевую и актуальную сегодня. Обоснуем данное суждение. «По статистике за 2008 г. число учителей пенсионного возраста (по сравнению с 2000 г.) возросло с 1011% до 17%. Для того, чтобы увидеть динамику старения учительского корпуса, сравним эти данные со статистикой 2011 г., а затем и 2012 г. По данным Федеральных статнаблюдений Минобразования МО за 2011 г. молодых педагогов в сфере общего образования МО всего лишь 5%, тогда как пенсионеров - 32% [7]. По данным Минобразования и науки РФ на 2012 г. в России 1,2 миллиона педагогов, большинство из них - женщины, примерно 85%. Средний возраст российского учителя 30-49 лет, их - 42%, учителей моложе 25 лет - 5%, в возрасте 25-29 лет - 13%, 50-59 лет - 29% и старше 60 лет - 11%» [8].

Однако региональные системы образования развиваются в специфических условиях, затрудняю-

30

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

щих осуществление некоторых федеральных программ, поэтому исключительно единые стандартные мероприятия и программы федерального уровня не могут решить проблем регионального образования без местного проектирования новых форм. Примечательно, что региональные органы управления образованием, в частности, в Московской области, достаточно гибко и своевременно регулируют свою образовательную политику. В данном контексте применимым для эффективного использования может служить международный опыт [5], обнаруживающий наиболее действенные средства в мотивации молодых педагогов:

- Дифференциация оплаты труда молодых специалистов (ежегодное увеличение заработной платы в течение первых трех-пяти лет работы), что позволяет молодому педагогу видеть перспективы роста материального обеспечения не только в долгосрочной, но и в краткосрочной перспективе.

- Уменьшение педагогической, а именно, урочной, нагрузки в первый год работы до 50% с сохранением заработной платы, что позволяет успешно и качественно пройти профессиональную адаптацию.

- Проведение уроков, особенно в первый год работы, под наблюдением наставника. При этом данная работа наставнику включается в его педагогическую нагрузку или дополнительно оплачивается.

- Организация молодежного педагогического движения, форм общения педагогической молодежи, активно использовавшихся в нашей стране в 1970-1980 гг. (слеты молодых педагогов, летние школы педагогики и др.).

- Организация национальных и зарубежных поездок с целью изучения чужого позитивного опыта работы, обеспечение методическими материалами, предоставление должности в учреждении более высокой ступени.

Решение проблемы закрепления молодых педагогов тесным образом связано с проблемой рассогласования профессионального педагогического образования с кадровыми потребностями системы общего образования. Однако практически ни один регион не предлагает способы решения данной проблемы. Как правило, субъекты Российской Федерации проводят отдельные научно-педагогические мероприятия с вузами, в том числе с участием студенчества, но не используют формы, которые сегодня применяются высшими профессиональными образовательными учреждениями в диалоге с бизнесом: встречи с работодателями, экспертное обсуждение программ подготовки, конференции по проблемам профессионального образования с участием работодателей и т.п.

Таким образом, в результате теоретического анализа понятий «мотив» и «мотивация» сделан вывод, что в подоснове мотивов лежат потребнос-

ти личности, побуждающие человека к деятельности, придающие ей направленность, ориентированную на достижение определённых целей. Выявлено, что «мотивация педагогической деятельности» -это различные побуждения, ради которых человек избирает профессию педагога: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, идеалы и т.д. Характер мотивации индивидуален и изменчив, соответственно, реальные меры и практические мероприятия по формированию профессиональной мотивации педагога в действующей педагогической практике должны быть выстроены по индивидуальной траектории с учётом персональных запросов и адресных потребностей педагогов.

Обзор практических инновационных моделей профессиональной мотивации педагогов позволил определить, что в основе моделей - инновационные способы моральной поддержки учителя; меры материального стимулирования педагога; формы аттестации и др. Несмотря на государственное внимание к этой проблеме, сегодня отсутствуют институциональные механизмы и концептуальные подходы к её решению, что усугубляет актуальную для сегодняшнего дня проблему мотивации именно молодых учителей, характеризующуюся постоянно нарастающей их нехваткой и старением пед-кадров. Заимствованные из зарубежного опыта и предложенные практические меры в виде дифференциации оплаты труда молодых специалистов, уменьшения наполовину в первый год работы урочной нагрузки с сохранением зарплаты, проведения уроков под наблюдением наставника, объединение молодых педагогов в профессиональные движения, слёты, форумы и др. могут обеспечить действенность и эффективность профессиональной мотивации педагогов, необходимые для реализации современных модернизационных процессов и удовлетворения социального заказа образованию.

Библиографический список

1. Адамский А.И. Новая школа // Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика / науч. ред.: В.А. Мау, Я.И. Кузьминов. -Кн. 1. - М.: Дело, 2013. - № 11. - С. 300-358.

2. Бакурадзе А., Джамулаев А. Мотивация учителей: актуальные потребности и принципы их удовлетворения или компенсации // Директор школы. - 2007. - № 10. - С. 11-15.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1995. - 349 с.

4. Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с.

5. Джемилева Н.Е. Сравнительный анализ повышения квалификации учителей за рубежом //

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

31

Ярославский педагогический вестник. - 2011. -№ 1. - Т. 2. - С. 209-213.

6. Зубов Н.Н. Как руководить педагогами. - М.: АРКТИ, 2002. - 144 с.

7. Курская А.Б. Российские педагоги // РИА новости. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ria.ru>ratings_analytics/20120514/647531719. html (дата обращения 14.05.2012).

8. Сведения о численности и составе работников учреждения, реализующего программы общего образования по сост. на 20.09.2011 г. // Федеральное статнаблюдение. - М., 2008; 2011.

9. Селектор С. Когда формируется команда: Об инновационном поведении и мотивации // Директор школы - 1995. - № 4. - С. 9-13.

10. Скударева Г.Н. Профессиональное становление молодого учителя в современных социально-педагогических условиях // В мире научных открытий. - Красноярск, 2012. - № 4.1(28). - С. 159170.

11. Скударева Г.Н. Педагогические условия профессионального становления молодого учителя в муниципальном образовательном пространстве: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 18 с.

УДК 371.3

Долгополова Ирина Владимировна

кандидат психологических наук, доцент

Солодкая Наталья Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент Пермский государственный национальный исследовательский университет, Березниковский филиал

i_dolgopolova@mail.ru, nata51@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МЕТАЭФФЕКТА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Описаны результаты двух экспериментальных исследований — экономической компетентности учащихся и стиля педагогической деятельности учителей. Охарактеризована 4-компонентная структура элементарной экономической компетентности подростков и представлена эмпирическая модель процесса, направленного на ее развитие. Обобщены данные о 4-компонентной структуре стиля деятельности учителей, включающей в себя коммуникативные, организационные и самоорганизационные действия, а также действия, активизирующих интеллект учащихся. Представлена гипотеза о том, что существенным условием развития элементарной экономической компетентности учащихся является личность и особенности деятельности учителя, что проявляется в качестве метаин-дивидуальной функции.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, экономическая компетентность, элементарная экономическая компетентность, стиль деятельности учителей, метаиндивидуальность, метаэффекты стиля деятельности и индивидуальности.

Система российского образования за последние 3-5 лет претерпела наиболее масштабные изменения - от внедрения ГИА и ЕГЭ до появления обновленных стандартов образования и принципиально нового «Закона об образовании РФ». Но все эти изменения объединяет одно - они происходят на фоне новой экономической реальности. Между тем, для общеобразовательной школы подготовка учащихся в условиях рыночной экономики является относительно новой. Это связано с двумя обстоятельствами. С одной стороны, традиционная педагогика, особенно советская, не ставила перед собой задачи экономической подготовки учащихся. До 90-х годов ХХ в. успешно решалась задача воспитания подрастающего поколения в представлениях о ценности труда, но не разрабатывались теоретико-методологические основы экономического образования. С другой стороны, сами педагоги не готовы к включению экономической реальности в подготовку учащихся.

Заниматься решением вопроса развития личности учащихся в условиях новой экономической реальности необходимо уже давно и весьма серьез-

но. Современная окружающая среда, пронизанная экономическими отношениями, формирует мотивы экономического поведения учащихся, оставляя без внимания их знаниевую составляющую.

Первые попытки ориентации на экономические посылки в образовании уже наблюдаются на уровне распорядительных документов. В утверждённом приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 189 Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указано, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах . в пределах возрастных компетенций с учётом . экономических особенностей» [9]. Как видно, здесь позиционируется важность двух моментов: компетентностного подхода и экономических особенностей подготовки учащихся.

В рамках компетентностного подхода в лексикон педагогов прочно вошли понятия «компетентность» и «компетенция». Обобщение работ

32

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Долгополова И.В., Солодкая Н.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.