ЭТИКА В ВОПРОСАХ УГОЛОВНОГО ПРАВА ETHICS IN CRIMINAL LAW MATTERS
5.7.4 Этика (философские науки)
Ethics (Philosophical Sciences)
5.1.4. Уголовно-правовые науки
Criminal Law
УДК: 179.9 ГРНТИ: 02.51 EDN:CXTUBY
Профессиональная мораль
как основа деятельности сотрудников ПДН
и конфликт интересов
с молодежной субкультурой
Ю.С. Протасов3 ©, С.А. Сашенковb ©, В.Е. Талынёвс ©
Воронежский институт Министерства внутренних дел России, г. Воронеж, Российская Федерация
a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проанализированы вопросы сущности и содержания моральных основ профессиональной деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних в свете актуальных проблем функционирования криминальной субкультуры несовершеннолетних граждан Российской Федерации, особенности организации противодействия пропаганде суицидального поведения детей и подростков, употребления и распространения ими наркотических средств, психотропных веществ и алкогольной продукции, а также рассмотрены современные риски распространения молодежного экстремизма и терроризма посредством сети Интернет, в том числе, на мотивацию подростка к преступному поведению. Цель исследования: на основе материалов исследования определить основные факторы, определяющие формирование морально-нравственных основ профессиональной деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних (далее ПДН). Методология исследования: в рамках проведенного исследования проанализированы и выделены основные профессионально-моральные качества, предложены основные направления по совершенствованию моральных основ профессиональной деятельности инспектора ПДН ОВД Российской Федерации, а также представлен правоохранительным органам ряд практических мер, направленных на повышение эффективности противодействия вышеуказанным подростковым преступным проявлениям. Результаты исследования позволили сформировать рабочий вариант образного портрета сотрудника ПДН, его личностных особенностей через призму обозначения норм профессиональной морали, а также, сформулировать основные противоречия и направления по решению важнейших задач по профилактике правонарушений среди граждан подросткового возраста.
Ключевые слова: мораль, моральные основы профессиональной деятельности, несовершеннолетний, профилактика преступности
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Протасов Ю.С., Сашенков С.А., Талынёв В.Е. Профессиональная мораль как основа деятельности сотрудников ПДН и конфликт интересов с молодежной субкультурой // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 1. С. 107-121. EDN: CXTUBY V_/
ISSN 2223-0092 (print) Т. 14. № 1. 2024 Социально-политические науки 107
ISSN 2310-7065 (online)
Professional Morality as the Basis for the Activities of PD Employees and Conflict of Interests with the Youth Subculture
Yu.S. Protasov3 ©, S.A. Sashenkovb ©, V.E. Talynyovc ©
Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, Russian Federation
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzes the issues of the essence and content of the moral foundations of the professional activities of employees of juvenile affairs units in the light of the current problems of the functioning of the criminal subculture of minors of the Russian Federation, the specifics of the organization of countering the propaganda of suicidal behavior of children and adolescents, their use and distribution of narcotic drugs, psychotropic substances and alcoholic products, modern risks of the spread of youth extremism and terrorism via the Internet, including the motivation of a teenager to criminal behavior, are also considered. The purpose of the study: based on the research materials, to determine the main factors determining the formation of the moral foundations of the professional activity of employees of juvenile affairs units (hereinafter, PD). Research methodology: within the framework of the conducted research, the main professional and moral qualities are analyzed and highlighted, the main directions for improving the moral foundations of the professional activity of the traffic police inspector of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are proposed, and a number of practical measures aimed at improving the effectiveness of countering the above-mentionedjuvenile criminal manifestations are presented to law enforcement agencies. The results of the study made it possible to form a working version of the figurative portrait of a PD employee, his personal characteristics through the prism of designating the norms of professional morality, as well as to formulate the main contradictions and directions for solving the most important tasks of preventing offenses among teenage citizens.
Key words: morality, moral foundations of professional activity, minor, crime prevention
ВВЕДЕНИЕ
Отмечая актуальность проведенного исследования по проблеме «Специфика становления и развития профессиональной морали сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», необходимо подчеркнуть важнейшую роль изучения реального состояния уровня преступности со стороны несовершеннолетних, эффективности организационно-управленческих решений в ходе подготовки будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее, сотрудников ПДН ОВД) в образовательных организациях МВД России, а также отношение самих курсантов к профессиональной подготовке будущих сотрудников полиции к работе с подростками, молодежью. Конституцией РФ1, в целом, законодательной
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 04.07.2020).
базой2 для подростков гарантируются права и обязанности, но получается так, что сотрудники ПДН ОВД в большей степени решают вопросы обеспечения безопасности личности подростка и его прав практически во всех видах деятельности, вынося на второй план своей профессиональной деятельности вопросы обязанностей подростков также во всех видах деятельности.
Следует напомнить некоторые сравнительно недавние исторические обстоятельства организации
2 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900; указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 37. Ст. 3449; Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177; приказ МВД России от 15.10.2013 г. № 845 (ред. от 31.12.2018) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11.
Протасов Ю.С., Сашенков С.А., Талынёв В.Е. -
и повышения эффективности работы сотрудников ПДН с несовершеннолетними. В истории работы правоохранительных органов с этой категорией российских граждан есть период, когда в дополнение к инспекторам по делам несовершеннолетних, были специально выделены сотрудники, тогда еще - милиции, из этих подразделений, которые, начиная с 2004 г. свои служебные обязанности выполняли в школах Российской Федерации в должности школьных инспекторов ПДН и были закреплены за этими образовательными учреждениями на постоянной основе.
Эта практика в настоящее время кардинально изменилась. Если вспомнить, то раскрывается такая картина, когда на первоначальном этапе школьные инспекторы ПДН закреплялись за образовательными учреждениями численностью свыше 500 учащихся, а позже стали закреплять сотрудников ПДН только за наиболее, так называемыми «проблемными» школами. Следует подчеркнуть, что такая ситуация часто складывалась из-за непродуманной стратегии деятельности чиновников-руководителей образовательной сферы, которые принимали решения о концентрации «сложных» подростков в одном учреждении, считая, что так проблема будет решена. «Сложных» детей переводили в другую, специальную школу, и, отсюда, и получалось, что на территории одного муниципального образования, района образовывалась, как правило, одна школа, куда старались перевести всех «проблемных» детей, которые не устраивали своим неадекватным поведением или слабой успеваемостью руководство школы, что в результате и приводило к тому, что в одной школе района собирались все эти «сложные» подростки.
Конечно, особых возражений по этому факту не должно быть, таким школам необходимо уделять более пристальное внимание со стороны правоохранительных органов, в школе с такой обстановкой просто необходимо, да и интересно работать инспектору ПДН, который обязан и может помочь отдельно взятому подростку выбраться из трудной жизненной ситуации. Но за каждой школой, на наш взгляд, прикреплять сотрудника полиции нет необходимости, т.к. дети не должны все время находиться под фактически надзором полиции. В рамках дальнейшего реформирования органов внутренних дел такая система профилактической работы с несовершеннолетними претерпела значительные изменения.
Сегодня специфика деятельности инспектора ПДН имеет существенные особенности по сравнению с деятельностью других структурных подразделений ОВД, носит абсолютно универсальный характер и требует не только высокого профессионализма, но и немалых психолого-педагогических знаний и навыков [1]. В первую очередь, перед инспектором ПДН стоят важные «задачи по предупреждению подростковой преступности, безнадзорности несовершеннолетних, профилактики семейного неблагополучия и защите детей от преступных посягательств» [14].
Особую значимость заявленной проблемы подчеркивает увеличение доли преступности среди несовершеннолетних граждан, которая наблюдается в течение последних 3-5 лет. Следует отметить, что сегодня «практически все страны современного мира сталкиваются с протестной активностью молодежи. Молодежь как социальная группа стремится к улучшению своей
жизни, требует предоставления ей возможностей для достижения своих целей. Зачастую пути достижения этих требований не являются мирными, что негативно сказывается на стабильности и устойчивости развития общества и государства» [11: 30]. Подростки в возрасте 16-18 лет все чаще становятся субъектами практически всех видов преступлений, за которые Уголовным кодексом РФ3 предусматривается ответственность, чего раньше особо не отмечалось, да, а, если и встречалось, то достаточно редко. По мнению респондентов, принявших участие в исследовании, детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социально-неблагополучных семей, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых, что порождает опасные для молодежи и обществе в целом тенденции: - рост числа граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет широкое распространение сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних; - омоложение преступности; -увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.
Но категорически заявлять, что молодежная, особенно, подростковая группа возраста 14-18 лет, и сотрудники ПДН стоят по разные стороны баррикад в борьбе за правопорядок в обществе, обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности россиян, на наш взгляд, безосновательно. Большей частью в сложных условиях современности молодежь проявляет себя с положительной стороны, сплотившейся, понимающей серьезность государственной обстановки на мировой арене и др. Поэтому, для более четкой расстановки акцентов на организации процесса противодействия преступным деяниям со стороны граждан несовершеннолетнего возраста, следует дать характеристику общих портретов субъектов (подростка, сотрудника ПДН), а также государственных органов власти, участвующих в формировании целостной картины в правоохранительном поле. При этом, более подробно в статье сформулируем моральные основы профессиональной деятельности сотрудников ПДН ОВД Российской Федерации [2].
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Следует отметить, что при обращении к эмпирической базе (официальные данные), мы видим, что в Российской Федерации, только за 2021 г. осудили 14855 несовершеннолетних, т.е. россияне в возрасте младше 18 лет совершили почти 2,6% уголовных преступлений от общего количества в стране. За рамки обсуждения проблемы, хотя это несомненно важно, пока оставим в стороне административные нарушения этой группы граждан. Также отметим, что за 2022 г. по стране с участием детей в возрасте до 16 лет зарегистрировано 115 118 ДТП, из них погибло - 12 753, ранено - 144 7544.
3 Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
4 Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обраще-
ния: 05.10.2023).
МВД России также информирует, что количество уголовно наказуемых деяний с участием несовершеннолетних уменьшилось на 4,4% и составило 30,5 тыс. против 31,9 тыс. случаев в 2021 г. [14: 42]. В ходе проводимого исследования, а также анализируя судебную статистику, мы определили за какие правонарушения в основном подростки попадают на скамью подсудимых, а также какова наиболее применяемая практика привлечения несовершеннолетних к ответственности превалирует в нашей стране. Также, по результатам исследования и отдельно проведенного анализа официальных статистических данных, были выделены основные факторы, которые лежат в основе принятия несовершеннолетними решения преступить закон5.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе проведенного исследования по проблеме «Специфика становления и развития профессиональной морали сотрудников подразделений «по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» были использованы как теоретические методы, среди которых: анализ, систематизация и обобщение, сравнение, синтез, так и эмпирические методы: анкетирование и экспертные опросы на различных уровнях, беседа, наблюдение, описание, тестирование, эксперимент.
Безусловно, нам представляется, что для дальнейшего укрепления практической составляющей процесса изучения данного вопроса, особенно в образовательной области, необходим лонгитюдный поиск разносторонних интерактивных технологий проведения учебных занятий, в том числе практических, которые мы попытались найти в рамках проведенного исследования. Цель исследования была продиктована необходимостью изучения значимости профессиональной морали в деятельности сотрудников ПДН, создания определенных методических средств обучения, применение которых позволит внедрять в процесс обучения практическую реализацию изучения отдельных вопросов в рамках проведения учебных занятий в интерактивной форме. Решение указанной проблемы отражено в ходе апробации и применения отдельных законодательных, педагогических положений в процессе обучения будущих и действующих полицейских по дисциплинам «Профессиональная этика и служебный этикет», «Профессиональная этика», «Нравственно-этические основы службы», «Религиоведение, основы противодействия религиозному экстремизму» и др. В рамках проведенного указанного выше исследования были апробированы новые, ранее не применяемые, специально разработанные для указанных учебных дисциплин, методические средства обучения, содержащие обозначенные методы обучения и результаты их практического применения в форме интерактивных технологий, в виде кейс-метода и метода деловой игры, которые продемонстрировали ярко выраженную положительную динамику в освоении курсантами и сотрудниками полиции новыми знаниями, умениями и на-
5 Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2003-2007 годы и 2008-2021 годы. URL: htpp// www.cdep.ru/index.php?id=798item=2074 (дата обращения: 03.10.2023).
выками, что дает основание вести речь о практической значимости результатов данного исследования.
Также, в процессе исследования по углублению отдельных знаний по криминологическим и административным проблемам профилактики пьянства и алкоголизма среди несовершеннолетних, в рамках проведения видеоконференции, а также круглого стола были проанализированы проблемные вопросы детерминации на практике рассматриваемых социально-негативных явлений в современной России, с учетом накопленного положительного опыта различными органами и учреждениями в сфере предупреждения этих явлений, были сформулированы предложения, направленные на повышение эффективности мер ранней профилактики пьянства и алкоголизма среди несовершеннолетних6.
В таких условиях особую значимость приобретает проблема повышения результативности деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних ОВД. Анализ современного развития российской государственности показывает, что за последние два десятилетия в нашей стране произошли радикальные социально-экономические преобразования, которые вывели в системе профессионально-служебной подготовки сотрудников полиции на лидирующие позиции актуальность подготовки высококвалифицированных профессионалов, непосредственно связанных с организацией и проведением предупредительной, профилактической работой противоправного поведения среди граждан подросткового и молодежного возраста.
Сегодня в Российской Федерации в органах внутренних дел служат 14,7 тысячи сотрудников ПДН и чуть более 2 тысяч сотрудников центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее ЦВСНП). Сотрудниками проводится комплексная профилактическая работа в отношении 255,7 тысячи несовершеннолетних и 213,5 тысячи неблагополучных родителей [7:419].
Анализируя проблему реального состояния процесса поддержания законности, практики прокурорского надзора, а также уровня деятельности сотрудников ПДН Воронежской области за профилактикой безнадзорности и правонарушений, совершенных несовершеннолетними, следует дать характеристику со стороны территориальной, возрастной, образовательной, тендерной составляющей.
Согласно Закону «Об административно-территориальном устройстве Воронежской области», Воронежская область как субъект РФ включает следующие административно-территориальные единицы: 3 городских округа (Борисоглебский, Воронеж, Нововоронеж) 31 муниципальный район (район) 28 городских поселений, 418 сельских поселений7. На территории административного центра Воронежской области, которым
6 Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.
7 Закон Воронежской области от 27 октября 2006 года № 87-03 «Об административно-территориальном устройстве Воронежской области и порядке его изменения» // Молодой коммунар. 03.11.2006; инф. система «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.gowrn.ru). URL: https://www.BecTHHK-HayKH. рф/агПс1е/8825 (дата обращения: 08.07.2023).
Протасов Ю.С., Сашенков С.А., Талынёв В.Е. -
является город Воронеж, количество проживающих воронежцев на 1 января 2023 г. составило 1 051 995 человек, плотность 1767,84 чел./км2, что в целом соответствует средним показателям по России. К 1 января 2023 г. численность населения Воронежской области составила 2,285 млн человек. Следует отметить, что годом ранее показатель численности населения был выше на 17,3 тыс. и составлял 2,302 млн граждан. Согласно официальной статистике, городское население региона сегодня составляет 1,156 млн (было 1,157 млн), а сельское - 719,5 тыс. (725,1 тыс.) человек8 [13].
На начало 2023 г. в Воронежской области, по данным, которые приводит пресс-служба Воронежстата, «численность детей и подростков в возрасте до 17 лет (включительно) снизилась по сравнению с предыдущим годом на 0,6% и составила 408 тыс. человек. Чуть более трети (35,4%) от этого числа составляли младенцы и дошкольники до 6 лет, 49,1% - ученики младших и средних классов (7-14 лет), оставшиеся 15,5% (63 тыс. 240 человек) приходились на старшеклассников (15-17 лет). При этом численность детей в возрасте до 6 лет сократилась на 5,6%, тогда как в возрастных группах 7-14 и 1517 лет - увеличилась на 2,6 и 1,6% соответственно9.
С тендерной позиции подсчет показал, что общая численность детей в Воронежской области составила: 51,4% - мальчики, 48,6% - девочки. Всего в 2022 г. родилось 17 215 малышей, что на 7,3% меньше, чем в 2021 г., при этом на 100 родившихся девочек приходилось 109 мальчиков. Таким образом, общий коэффициент рождаемости в Воронежской области в целом не уступает общероссийскому и в 2022 г. составил 7,5 рождений на 1000 жителей, доля первенцев в общем количестве родившихся составила 41,8% и возросла по сравнению с предыдущим годом на 2,1%, тогда как доля вторых и последующих детей (по очередности рождения) снизилась с 60,3% в 2021 г. до 58,2% в 2022 г.10
Родиться в полных семьях повезло не всем детям. Чуть более трех тысяч малышей - шестая часть от общего числа младенцев - родились у жительниц региона, не состоявших в законном браке. Но все-таки радует, что показатель рождаемости в Воронежской области в зарегистрированных семьях вырос - на 0,3%.
Отсюда, согласно статистическому отчету о работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Воронежской области по профилактике безнадзорности, беспризорности и социального сиротства несовершеннолетних (в соответствии с Постановлением КДН и ЗП правительства Воронежской области от 26.04.2019 № 2) за 12 месяцев 2021 г. количество несовершеннолетних на территории муниципального района, городского округа Воронежской области, управы района г/о город Воронеж, состоящих на учете, составляло 5128 человек, т.е. за 2022 г. их уменьшилось на 63 несовершеннолетнего и составило 5065 подростков11.
8 Подробнее: URL: https://nu-today.ru/news/17-society/23659-voronezhstat-v-regione-snizilas-chislennost-detey-i-podrostkov. html?ysclid=lm64jl8ili448645446
9 Там же.
10 В Воронежской области несовершеннолетние стали рожать чаще // Агентство городских коммуникаций Горком 36; Temavoronezh.ru. 01.07.2019. URL: http://voronez.russiaregionpress. ru (датаобращения: 21.08.2023).
11 Там же.
В Воронежской области отработана сравнительно эффективная система учета, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних лиц, которую на протяжении многих лет возглавляет Министерство социальной защиты Воронежской области (ранее Департамент социальной защиты). Согласно представленной информации за 2020-2023 гг., в части касающейся Министерства соцзащиты с указанием количества несовершеннолетних, малоимущих семей и др., можно сделать вывод о том, что рождаемость, количество многодетных малоимущих семей, несовершеннолетних, поставленных на профилактический учет несколько увеличивается с каждым годом, а вот количество безнадзорных детей снизилось в сравнении с предыдущим годом на 11,3%12. Такое отношение к делу профилактики правонарушений несовершеннолетними заслуживает уважения и значительно улучшает непосредственно взаимодействие инспектора ПДН и государственных органов опеки (табл. 1).
Добавим, что в подведомственности Министерства социальной защиты Воронежской области находятся:
1) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2 организации);
2) учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (21 учреждение, в том числе: 18 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 2 социальных приюта для детей и подростков, 1 центр поддержки семьи и детства);
3) учреждение социальной реабилитации и оздоровления (1 учреждение);
4) учреждения реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (3 учреждения);
5) центр социальной помощи семье и детям (1 учреждение).
Анализ статистики в отношении несовершеннолетних граждан показывает, что в общей картине, количество состоящих на учете, и не только в Воронежской области, но и в целом по стране, уменьшилось (табл. 2).
Вместе с тем, беспокоит ситуация с нарушениями служебной дисциплины, а также с кадровым обеспечением инспекторами ПДН не только в Воронежской области, но и в целом по стране, нехватка которых в регионах, ощущается достаточно остро.
На фоне общего дефицита кадров, о котором заявили в ведомстве: «у нас на сегодняшний день сотрудников из 700 тысяч - 100 тысяч некомплект», а как добавил Министр МВД РФ «в августе из МВД уволились пять тысяч человек - это средняя штатная численность одного регионального управления»13, то ситуация с инспекторами ПДН становится весьма тревожной.
12 Закон Воронежской области от 3 февраля 2017 г. № 5-03 «Об общественных воспитателях несовершеннолетних» // Информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет». URL: http://www.gowrn.ru (дата обращения: 21.08.2023).
13 Глава департамента МВД Кальбфляйш заявила о нехватке 100 тысяч сотрудников ЦГазета^. 11 октября 2023.
Таблица 1
Количество многодетных малоимущих семей (город/село) и несовершеннолетних, проживающих на территории Воронежской области (2020-2023 гг.) [Number of poor families with many children (city/village) and minors living in the Voronezh Region (2020-2023)]
Наименование показателя [Name of the indicator] По состоянию на 01.01.2021 [As of 01.01.2021] По состоянию на 01.01.2022 [As of 01.01.2022] По состоянию на 01.01.2023 [Asof01.01.2023]
Количество несовершеннолетних в многодетных малоимущих семьях (город/село) [Number of minors in large low-income families (city/village)] 20 682/43 656 22 468/45 443 24 356/47 430
Количество многодетных малоимущих семей (город/село) [Number of poor families with many children (city/village)] 6551/12 956 7084/13 401 7775/13 840
Количество несовершеннолетних, поставленных на профилактический учет [The number of minors placed on preventive registration] 2344 2306 2458
Количество безнадзорных детей [Number of street children] 133 167 148
Таблица 2
Динамика учета несовершеннолетних граждан Воронежской области и Российской Федерации [Dynamics of registration of minor citizens of the Voronezh region and the Russian Federation
Воронежская область [Voronezh region] РФ [Russian Federation]
2020 2021 2022 ^ 2023 2020 2021 2022 ^ 2023
Состояло на учете на начало 1260 990 829 742 126 752 114 649 109 873 105 705
отчетного периода,
в том числе:
[Registered at the beginning of the reporting period, including:]
• судимых [convicted] 49 35 23 23 5952 5125 4233 3799
Поставлено на учет
в отчетном периоде [Registered in the reporting period] 1247 1145 1035 476 129 006 127 567 123 726 57 934
Снято с учета в отчетном
периоде [Deregistered during the reporting period] 1517 1306 1122 515 141 112 132 343 127 894 60 901
Состоит на учете на конец 990 829 742 703 114 646 109 873 105 705 102 738
отчетного периода,
в том числе:
[Registered at the end of the reporting period, including:]
• до13 лет включительно 149 125 131 101 27 599 2788 27411 25 405
[up to 13years old inclusive] 235
• 14-15 лет [14-15years] 307 268 215 34 092 33 527 33 324 33 137
• 16-17 лет [16-17yearsold] 534 436 376 387 5295 48 452 44 970 44 196
• учащихся [students] 930 757 670 655 107105 102 892 99 210 96 120
• работающих [working] 10 7 12 10 1250 1253 1209 1333
• не работающих 50 65 60 53 6289 5726 5286 4791
и не учащихся [not working or studying]
Окончание табл. 2
Воронежская область [Voronezh region] РФ [Russian Federation]
2020 2021 2022 % 2023 2020 2021 2022 % 2023
Количество несовершеннолетних от 0 до 17 лет включительно на обслуживаемой территории [Number of minors from 0tol7 years inclusive in the service area] 41 0064 41 015 41 0093 41 0093 3 049 6774 3 065 8558 3124 6815 3 204 0695
Штатная численность подразделений по нормативам, установленным МВД России [Staffing number of units accordingto standards established by the Ministry of Internal Affairs of Russia] 180 181 181 181 14 783 14 837 14 728 14 608
Фактическая численность [Actual number] 176 176 175 171 14 053 13 966 13 745 13 508
Допущено нарушений служебной дисциплины и (или) законности сотрудниками [Violations of official discipline and (or) legality by employees] 87 76 97 24 7735 7339 6985 3265
Привлечено к ответственности сотрудников, в том числе: [Employees held accountable, including] • уголовной [criminal] • административной [administrative] • дисциплинарной [disciplinary] 56 0 0 56 42 0 0 42 52 0 0 52 14 0 0 14 3881 5 62 3814 3751 3 65 3683 3598 2 66 3530 1706 1 98 1607
Поощрено сотрудников [Employees encouraged] 101 96 72 71 9327 9411 9561 5804
Для сравнения отметим, что на 1 января 2017 г. в подразделениях по делам несовершеннолетних работали более 13,7 тысячи сотрудников (в настоящее время - по штату - 14608, фактически - 13 508), в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей - почти 1,9 тысячи, а на учете в указанных выше подразделениях ранее состояло 142,2 тысячи (сегодня - около 103 тыс.) несовершеннолетних и 134,4 тысячи родителей.
ОБРАЗНЫЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО, СКЛОННОГО К НАРУШЕНИЮ ЗАКОНА
Характеризуя личность несовершеннолетнего, склонного к нарушению закона, изучая его основные мотивационные установки, респонденты, отвечая на вопрос: «На Ваш взгляд, какие мотивы провоцируют нарушение моральных административных норм со стороны несовершеннолетних?», выделили следующие факторы:
1) пробелы семейного воспитания;
2) личныйхарактер;
3) корыстные цели;
4) стремление выделиться;
5) бедность;
6) проблемы в школе;
7) влияние «дворового» окружения;
8) национальная религия;
9) другое.
Преступность несовершеннолетних граждан отличается от преступности граждан других возрастных категорий коренным образом потому, что проявляется, в первую очередь, в «эффективном» (взято в кавычки специально) «воздействии причин и мотивированных факторов преступного поведения, а далее, выступает как следствие, оказывающее влияние на развитие преступности среди данной группы лиц» [12]. Молодежь относится к группе граждан повышенного риска, в большей степени, в силу недостаточной социально-материальной обеспеченности (за некоторым исключением представителей, которых с подачи самой молодежной группы, еще с 1970-х гг., называют «мажорами», «золотой
молодежью» (калька с фр. jeunesse dorée) - образное название молодых людей, принадлежащих к высшему классу, имеющих богатых и влиятельных родителей и чья жизнь характеризуется роскошью и развлечениями определенного свойства) и психологической незрелости. Отсюда, портрет подростка, склонного к правонарушениям, рисуется на фоне ряда факторов, например, «в силу отсутствия жизненного опыта для несовершеннолетних не свойственны подготовка к преступлению или разработка каких-то сложных путей его совершения» [16].
У граждан несовершеннолетнего возраста психика и сознание находятся в стадии формирования, т.е. они
отличаются большей восприимчивостью, как к положительному, так и отрицательному влиянию. Налицо у этой группы граждан равнодушие к нуждам других людей и общества в целом, т.е. преобладание эгоистической психологии. По результатам проведенного исследования, респонденты обозначили свое видение проблемы и указали основу мотивации или назвали факторы, провоцирующие несовершеннолетних на нарушения законодательных норм, среди которых: пробелы в семейном воспитании (70%), влияние дворового окружения (60%), стремление выделиться (35,7%), корыстные цели (30%), бедность (24,3%), личный характер (17,1%) (рис. 1).
На Ваш взгляд, какие мотивы провоцируют нарушение моральных административных норм со стороны несовершеннолетних?
(Отметить не более 2-х) 70 ответов [In your opinion, what motives provoke violation of moral administrative norms on the part of minors? (Check no more than 2) 70 answers]
Пробелы семейного воспитания [Gaps in family education] Личный характер [Personal character] Корыстные цели [Selfish goals] Стремление выделиться [The desire to stand out] Бедность [Poverty]
Проблемы в школе [Problems at school]
Влияние"дворового окружения" [The influence of the"yard"environment]
Религия [Religion]
■ 12(17,1% 5,7%)
(24,3%)
■■ 4(5,7%
0(0%)
49(70%)
10
20
30
40
50 %
Рис. 1. Основные факторы, влияющие на формирование противоправного поведения у несовершеннолетних Fig. 1. The main factors influencing the formation of illegal behavior in minors
Естественное для подростка фактически, как было отмечено выше, протестное стремление выделиться, самоутвердиться в схеме дворового окружения, реализуется посредством насилия, причинения особых страданий жертве, обусловленных, в том числе и наличием психических расстройств [16]. У несовершеннолетнего, как правило, под воздействием мотиваци-онных факторов (см. рис. 1), происходит искажение понимания сущности дозволенного и недозволенного, формируется правовой нигилизм и негативизм, в целом, враждебность к обществу и его институтам. Для них характерны ослабление чувства стыда и совести, развитие несдержанности в общении, поступках, лживость и некритичность к собственному поведению, адекватность его самооценки, ригидность в межличностных отношениях.
Опираясь на анализ особенностей современной ситуации, очевидна потребность в решении ряда проблем, например, нашим подросткам необходимо знать, где заканчивается время и границы детской шалости и начинается область уголовно-наказуемого деяния. Авторы статьи надеются, что, ознакомившись с законодательными требованиями в отношении личностного поведения, с видами наказаний, назначаемым несовершеннолетним за административные и уголовные нарушения, кто-то иначе посмотрит на действия своего окружения, своих товарищей, да и сам сумеет
вовремя остановиться, зная, какое наказание он может получить за свои проделки.
При анализе личности несовершеннолетнего, склонного к преступным деяниям, особое внимание, по нашему мнению, должно сосредоточиваться на социально-демографической характеристике, образовательно-культурном уровне подростка, также на особенностях формирования ценностных ориентаций. Характеризуя социальный структурный элемент личности несовершеннолетнего, преступившего закон, необходимо обратить внимание на его уровень образования. Анализ и оценка образовательного уровня помогают в установлении определенной зависимости между уровнем образования и склонностью несовершеннолетнего к совершению преступного деяния [12].
Некоторые ученые отметили факт отрицательного отношения, либо полного отсутствия заинтересованности в образовании со стороны несовершеннолетних [5]. Такое отношение к учебе не позволяет развиваться морально, интеллектуально, физически, и самое главное - формировать систему человеческих ценностей у подростка, его восприятие культуры нашей Родины. Характерной особенностью социально-демографического показателя «является семейное положение -состав семьи, которая оказывает большое влияние на формирование личности. Около половины несовершеннолетних преступников воспитывались в неполных
семьях, либо вне семьи (детский дом, интернат и т.д.). Если же воспитание проходит в полной семье, то зачастую в ней проявляется устойчивая антисоциальная направленность инизкийуровень дохода [3:11-17; 17].
Если говорить о нравственной характеристике личности несовершеннолетнего, склонного к правонарушениям, то можно отметить выраженный эгоцентризм; неуважительное отношение к чувствам других людей; убежденность подростков в том, что насилие, физическое воздействие является допустимыми способами решения проблем, удовлетворения своих желаний; проявление грубого, вызывающего поведения. Обобщая, выделим основные типичные психологические черты личности несовершеннолетнего гражданина, склонного к преступной деятельности [12]. Среди них:
• отсутствие ответственности за свои действия;
• пренебрежение общепризнанными правилами поведения, несоблюдение моральных и правовых норм;
• обостренное, гипертрофированное чувство независимости, самовыражения;
• отсутствие жизненных ценностей;
• агрессивность, чрезмерная жестокость, дерзость, садизм;
• сильная зависимость от мнения круга общения;
• ограниченный круг интересов и безразличие к людям;
• концентрация на удовлетворении своих потребностей;
• восприятие «фейковой», негативной информации СМИ и Интернет, ложные ценности» [10:151].
Следует отметить, что при обращении к эмпирической базе (официальные данные), мы видим, что в Российской Федерации, за 2021 г. осудили 14 855 несовершеннолетних, т.е. россияне в возрасте младше 18 лет совершили почти 2,6 % уголовных преступлений от общего количества в стране (рис. 2). Как следует из официальных данных Следственного комитета (СК) только 16,5% подростков, обвиняемых по находящимся в производстве СК делам, состояли на учете как неблагополучные, либо на таком учете состояли их семьи. Всего же обвиняемыми по уголовным делам в производстве ведомства стали в 2022 г. 10 843 несовершеннолетних в возрасте от 14 лет, когда за преступления наступает уголовная ответственность. Из них каждый четвертый оказался моложе 16 лет.
160 140 120 100 80 60 40 20 0
" Е
я» с
п
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Годы [Yaers]
Рис. 2. Динамика преступности несовершеннолетних Fig. 2. Dynamics of juvenile delinquency
В ходе проводимого исследования, а также анализируя судебную статистику, мы определили за какие правонарушения в основном подростки попадают на скамью подсудимых, а также какова наиболее применимая практика привлечения их к ответственности превалирует в нашей стране. В «лидерах» такие виды преступности, совершаемые несовершеннолетними, как кражи, мошенничество и распространение наркотиков, побои, нарушения ПДД, грабежи и разбои.
ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И все же, как отметили в ходе исследования респонденты из 8 субъектов Российской Федерации, одну из важнейших ролей в системе по предупреждению противозаконного поведения несовершеннолетних играет инспектор ПДН. В наши дни значение подра-
зделений по делам несовершеннолетних трудно переоценить. Они являются одним из главных звеньев системы профилактики, куда входят органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Систему кратко можно представить в следующей форме (рис. 3).
Ясно, что органы исполнительной ветви власти любого государства призваны корректировать поведение граждан, стремясь его привести к установленным нормам и правилам, соответствию предписаниям законодательной ветви власти. В задачи органов власти и общественного уровня, государственных учреждений входят выявление обстоятельств, негативно влияющих на развитие детей, оказание помощи в их формировании как полноценных граждан страны. Кроме учителей, с ними работают социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, педагоги дополнительного образования, а также уполномоченные по правам участников образовательного процесса на общественных началах.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Bodies and institutions of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency]
Комиссии no делам несовершеннолетних и защите их прав [Commissions on Juvenile Affairs and Protection of their Rights]
Органы внутренних дел, подразделения ПДМ [Internal affairs bodies, PD units]
Органы опеки и попечительства [Guardianship and guardianship authorities]
Органы по делам молодежи [Youth affairs bodies]
Органы управления здравоохранением [Health management bodies]
Органы службы занятости [Employment service bodies]
Органы управления социальной защиты населения [Management bodies of social protection of the population]
Рис. 3. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Fig. 3. Bodies and institutions of the system of prévention of neglect and juvenile delinquency
С сентября 2023 г. в Воронежской области ввели региональный норматив штатной численности работников этой категории. Для педагогов, психологов организуются курсы повышения квалификации, семинары, тренинги, предусмотрены стимулирующие выплаты педагогам, работающим с детьми из социально неблагополучных семей. Эта мера позволила довести их среднюю зарплату до средней по региону.
Борьба с криминальными проявлениями, как совершаемых самими несовершеннолетними, так и в отношении них - одно из ключевых направлений деятельности ОВД [14], а профессиональная мораль инспектора ПДН, одного из главных субъектов этой битвы, становится фундаментом для формирования личности-профессионала полицейского по работе с «проблемной» группой молодежи.
Работа инспекторов ПДН - это не просто служба полицейского, это призвание. Жизнь требует от инспектора определенного склада характера, быть чуткими и доброжелательными по отношению к своим подопечным, уметь найти к ним нужные слова и особый подход, т.е. те проявления, которые показывают наличие высокой профессиональной морали. В конечном итоге от усилий инспектора ПДН во многом зависят судьбы конкретных детей и подростков, их жизненные перспективы, их будущее, а также судьба их родителей и близких, особенно, если учесть особенности этого субъективного возраста и психологического благополучия [18].
Надо признать, что сегодня центр вся тяжесть профилактической работы по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних сместился в сторону органов внутренних дел, поскольку они и подразделения по делам несовершеннолетних, в частности, являются замыкающим звеном в длинной цепи субъектов государственной профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших восемнадцатилетия.
Таким образом, роль подразделений полиции заключается, с одной стороны, в смягчении тех последст-
вий, которые вызваны неэффективностью превентивной работы других субъектов на более ранних этапах профилактики, а с другой, в осуществлении профилактических мероприятий непосредственно с несовершеннолетними лицами, поведение которых приобрело крайние формы девиации. В связи с этим у сотрудников ПДН больше специальных полномочий, определяемых Федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. и иными законодательными актами14, чем у работников иных учреждений, занимающихся проблемами предупреждения противоправного поведения и административных правонарушений несовершеннолетних.
ОСНОВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Анализ современного развития российского государства показывает, что за последние два десятилетия в нашей стране произошли радикальные социально-экономические преобразования, которые вывели в системе профессионально-служебного образования сотрудников полиции на лидирующие позиции в области деятельности ОВД актуальность подготовки высококвалифицированных профессионалов, непосредственно связанных с организацией и проведением предупредительной, профилактической работой противоправного поведения среди граждан подросткового и молодежного возраста. Поэтому профессиональная мораль сотрудника органов внутренних дел выступает в подчиненном отношении к основному закону государства - Конституции Российской Федерации. Выполнение конституционной обязанности государства, состоящей в охране [8] и защите прав и свобод человека и гражданина (согласно ст. 2 Конституции РФ), является стержневым для профессиональной морали сотрудников ОВД и формирует убежденность сотрудника в реализации предписаний нормативных правовых актов.
Сотрудники ПДН с высоким уровнем профессиональной морали соблюдают основные принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (рис. 4).
Таким образом, профессиональная мораль, выражаясь в конкретных правилах поведения сотрудника ПДН, исходит из своеобразных установок к действию, определяемых как требованиями общества, так и реализацией нравственных убеждений самого сотрудника. Палитра ценностных представлений сотрудника ПДН во многом зависит от реализации задач воспитания, которые тесно связываются с определенными социокультурными реалиями. Что касается принципов,
14 Приказ МВД России от 15.10.2013 г. № 845 (ред. от 31.12.2018) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. №11; указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 37. Ст. 3449; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.
Протасов Ю.С., Сашенков С.А., Талынёв В.Е. -
формирующих профессиональную мораль сотрудников органов внутренних дел, то значимая часть их оформлена рядом нормативно-правовых актов РФ. Воспитательная работа в органах внутренних дел как значимая часть подготовки к выполнению служебных обязанностей сосредоточена на достижении цели устранения противоречий в установках к сознательному поведению сотрудника ОВД [8].
Основные принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [The basic principles of activities for the prevention of neglect and juvenile delinquency]
Законности [Legality]
Демократизма [Democracy]
Гуманного обращения с несовершеннолетними [Humane treatment of minors]
Поддержки семьи и взаимодействия с ней [Support and interaction with the family]
Государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних [State support for the activities of local selfgovernment bodies and public associations for the prevention of neglect and juvenile delinquency, ensuring the responsibility of officials and citizens for violating the rights and legitimate interests of minors]
Индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации [An individual approach to the correction of minors with respect for the confidentiality of the information received]
Рис. 4. Основные принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Fig. 4. The basic principles of activities for the prevention of neglect and juvenile delinquency
ОБРАЗНЫЙ ПОРТРЕТ ИНСПЕКТОРА ПДН
Формирование высокого уровня профессионализма у сотрудников ПДН имеет государственный вектор, поскольку сотрудник является представителем власти и согласно Закону, осуществляет властные полномочия по обеспечению правопорядка, безопасности граждан, а профессионализм - не что иное, как показатель, особое качество гражданина постоянно, систематически, эффективно и надежно выполнять служебную непростую деятельность [6]. в самых разнообразных условиях. Это является основой образного портрета инспектора ПДН.
Конечно, можно много рассуждать о серьезных недостатках нынешней правоохранительной системы в отношении несовершеннолетних. Стоит признать, что в них повинны не только неблагоприятные социальные условия, но и не совсем ответственные педагоги, «проблемные» подростки, уклоняющиеся от выполнения прямых своих обязанностей родители и др. И все же, в этой ситуации сотрудники правоохранительных органов, инспекторы ПДН должны признать и взять на себя часть вины в разразившемся кризисе в отношении молодежи [6]. Сотрудники ПДН должны понимать, что именно их недостаточный уровень профессионализма, который усиливает авторитарная
позиция инспектора ПДН, а иногда просто равнодушное отношение, наносит серьезный ущерб моральной стороне проблемы, являются главной причиной отчуждения, а порой и противостояния. Возникает вопрос: в чем же специфика профессиональной морали инспектора ПДН и критерии его профессионализма?
Обязанности инспектора ПДН определены Приказом МВД России от 15.10.2013 г. № 84515. Это, в первую очередь, профилактика и выявление правонарушений. В то же время он обязан стоять на страже прав и интересов несовершеннолетних, обеспечивать безопасность подростков, защищать своих подопечных от жестоких действий взрослых, криминальных организаций.
В целом, согласно приказу № 845, «инспектор ПДН проводит индивидуальную профилактическую работу, как указано в приказе:
• с несовершеннолетним, привлекавшийся ранее к ответственности за нарушения отдельных пунктов административного или уголовного права;
• с родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
• ведет учет «проблемного» контингента на закрепленном участке и наблюдает за ним;
• собирает, проверяет и анализирует информацию, которая касается «проблемных» подростков, детей из неблагополучных семей и несовершеннолетних, попавших в трудные жизненные ситуации;
• выявляет случаи употребления алкоголя и наркотиков;
• оформляет подопечных в специальные воспитательные учреждения;
• читает разъяснительные лекции в школах и средних специальных учебных заведениях (техникумы, лицеи, колледжи);
• ведет документацию (составляет протоколы, отчеты, акты, запросы, учетно-профилактические карточки, заполняет журналы учета преступлений, регистрации несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, выписывает официальные предупреждения);
• реагирует на звонки и заявления граждан, проверяет поступившую информацию;
• вносит предложения в суд»16.
Профессия сотрудника по делам несовершеннолетних - это область деятельности, связанная с формированием разно уровневых, как по возрасту, так и по культуре, образованию и др. человеческих отношений в условиях повседневной жизнедеятельности граждан. Инспектор ПДН по сути не может быть в стороне от жизни других людей, как подросткового возраста, так и взрослого, т.е. от тех, кто отвечает за воспитание, содержание и развитие личности молодого человека. Ведь это поле деятельности его профессии!
15 Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 (ред. от 31.12.2018) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11.
16 Там же.
Сложность, многообразность и обыденность каждодневных задач - характерный и определяющий показатель профессии инспектора ПДН17. Например, проверка информации о распространении наркотиков в школе, условий содержания детей в обычной семье, помещения ребенка, оставшегося без надзора, в детский дом и др. При этом в поле зрения инспекторов ПДН находятся не только выходцы из социально-неблагополучных семей, но и дети внешне благополучных родителей, т.е. все несовершеннолетние, чье поведение отступает от общепринятых норм закона и морали, а также работают как с теми, кто употребляет наркотики и спиртное, прогуливает школу, замечен в административных или уголовных правонарушениях, так и с теми, кто оказался в непростой жизненной ситуации, например, стал жертвой насилия или обмана со стороны близких родственников. Приходится находить общий язык и с проблемными подростками, и с их родителями/опекунами, активно сотрудничать с представителями школы и других учебных заведений, постоянно взаимодействовать с органами опеки, коллегами из криминальной полиции и органов предварительного следствия, а также заниматься и несовершеннолетними, оказавшимися в центрах временной изоляции.
Инспекторами ПДН ежедневно проводятся тысячи мероприятий, направленных на предупреждение подростковой преступности и оказание помощи детям, которые лишены родительского внимания. Представляется, что благодаря искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка, терпению и мудрости инспекторов ПДН, воспитателей ЦВСНП подросткам и их родителям оказывается необходимая помощь и поддержка. Должно быть понятным, что лишь подлинное преобразование взаимоотношений на линии инспектор ПДН - несовершеннолетний, возможно лишь на основе моральных идей, в том числе, таких как демократизация и гуманизация, на возрождении простых человеческих чувств - взаимоуважения и доверия, любви и милосердия, заботы о детях и родителях одновременно и др. В такой обстановке, педагогическая позиция инспектора ПДН должна быть деликатной, незаметной, возможно, даже более скрытной от несовершеннолетнего, и, конечно, необходимо избегать менторского отношения к воспитуемому.
Профессиональная мораль сотрудника ПДН является ориентиром и фундаментом духовной культуры личности сотрудника. Это личностное качество сотрудника ОВД, демонстрирующее уровень проблемное™ общения сотрудников с гражданами, включающее совокупность моральных норм общечеловеческого характера и специфических норм, вытекающих из принципов, представлений, ценностей сотрудников ОВД и призванных регулировать профессиональную деятельность сотрудника. Поэтому можно говорить, что профессиональная мораль является аспектом профессионального сознания сотрудника полиции и выражается в его профессиональной деятельности - ее действенной стороне.
17 Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.
В ходе исследования, респонденты, отвечая на вопрос: «Какие нравственные качества считаете самыми главными для сотрудника ПДН?» выделили конкретные качества, расставив их по рейтингу, начиная с самого важного:
1) честность;
2) справедливость;
3) долг;
4) законность;
5) доброта;
6) эмпатия;
7) достоинство;
8) человечность;
9) мужество;
10) разумность;
11) совесть.
Исходя из действенной стороны проявления профессиональной морали сотрудников ОВД (рис. 5), отметим, что онахарактеризует различные сферы:
• область отношения сотрудника ОВД к конкретному человеку с присущими ему гражданскими правами и свободами;
• область отношений в служебном коллективе, которые связаны с общими целями и задачами службы в конкретном подразделении органов внутренних дел;
• область взаимоотношений с обществом в целом, что находит свое выражение в формировании стереотипов в восприятии сотрудников органов внутренних дел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, профессиональная мораль инспектора ПДН регулирует личностное отношение сотрудника полиции в рамках его профессиональной деятельности, которая определяется массивом нормативно-правовой базы, принятым моральным нормам в человеческой практике по следующим показателям:
• формирование знаний в области профессиональной морали, этики и служебного этикета;
• формирование действенного критичного отношения инспектора ПДН к своей профессиональной деятельности;
• формирование у инспектора ПДН способности осознавать значимость практики выполняемых им обязанностей в интересах несовершеннолетних граждан;
• стремление на основе профессиональной морали упорядочить исполнение обязанностей, возложенных на инспектора ПДН с целью повышения эффективности профессиональной деятельности по профилактике правонарушений среди граждан подросткового возраста;
• формирование «барьера» при негативном воздействии на несовершеннолетнего гражданина факторов антисоциального характера [2].
Таким образом, структура профессиональной морали сотрудников ПДН включает то, что наглядно демонстрирует реализацию личной убежденности сотрудника полиции в исполнении предписанного в нормативных и правовых актах, а именно:
1) нравственные аспекты профессиональной деятельности в отношении несовершеннолетних;
2) профессионально-нравственное сознание каждого инспектора ПДН, что характеризует его представления в сфере нравственных аспектов;
Какие личностные особенности характерны для сотрудника соблюдающего нормы морали? ' " х)70
Пунктуальность [Punctuality]
Ответственность [Responsibility]
Вежливость [Polite]
Честность [Honesty]
Внимательность [Attentiveness]
Совестливость [Conscientiousness]
(указать не более двух) 70 ответов ire characteristic of an employee who о (specify no more than two) 70 response
What personal characteristics are characteristic of an employee who observes the norms of morality? ' ' " o) 70 r
%)
5,7%)
1 1 (1,4%) ■ 12(17,1%)
10
20
30
40
50
60 %
Рис. S. Морально-профессиональные качества сотрудника ПДН Fig. S. Moral and professional qualities of a PD employee
3) профессионально-нравственное самосознание сотрудника ПДН, которое связывает воедино ценностные представления сотрудника ПДН и его деятельность18.
Отсюда, морально-нравственные аспекты профессиональной деятельности сотрудника ПДН тесно связаны с теми специфическими задачами, которые возлагаются на него лично и его подразделение. Для инспектора ПДН часто при высокой загруженности функциональными обязанностями бывают ситуации, когда его добросовестное и ответственное отношение к выполняемым обязанностям, вежливое и внимательное обращение с гражданами, не допускающее формализма в действиях и решениях, натыкается на грубость, низкий культурный, а зачастую и низкий интеллектуальный уровень лиц, с которыми инспектор ПДН общается в процессе выполнения своих функциональных обязанностей. В таких условиях нравственные основы в деятельности сотрудника ПДН проходят проверку на эффективность.
Сегодня очевидно, что процесс формирования образа инспектора ПДН, в сложный международный
Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2001.174 с.
период, период коренных социальных трансформаций в стране, реформы МВД РФ, связан с определенными трудностями. Понятно, что претензий граждан к нарушению общественного порядка накопилось много, сами по себе они не будут удовлетворены. Отсюда, ясно, что в современных условиях сотрудники государственных и общественных ведомств и сотрудники ПДН должны действовать слаженно, аккуратно, но в тоже время решительно, используя понятные для общества властные полномочия и другие механизмы. Одновременно нельзя оставлять без внимания факт того, что качество предоставляемых правоохранительных услуг населению в отношении профилактики преступлений несовершеннолетними и количество инспекторов ПДН должны быть прямо пропорционально связаны между собой. Сегодня необходимо не только активно популяризовать деятельность инспекторов ПДН, но и заниматься совершенствованием ведомственного образования, повышением квалификации сотрудников ПДН и дальнейшим развитием в этом направлении науки. На данный момент, ведомство в период модернизации структуры МВД РФ озабочено решением сразу нескольких задач, одной из которых является разработка и внедрение в деятельность новых нормативов численности сотрудников полиции, в том числе и инспекторов ПДН.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев И.М. и др. Уголовный процесс (досудебное производство): курс лекций. Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2021. 316 с.
2. Беженцев A.A. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие. М.: Флинта; МПСИ, 2012. 295 с.
3. Беликова С.Б. Правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2006. 22 е.;
4. Богатырева Н.В., Грибанов Е.В., Помогалова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатейный) // КонсультантПлюс, 2019.
REFERENCES
1. Alekseev I.M. et al. Criminal procedure (pre-trial proceedings): A course of lectures. Krasnodar: Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia, 2021 316p.
2. Refugees A.A. System of prevention of juvenile delinquency: Textbook. Moscow: Flint; MPSI, 2012. 295 p.
3. Belikova S.B. Legal education of high school students as a condition for the prevention of deviant behavior: Abstract of dis.... of PhD in Pedagogy: 13.00.01. Stavropol, 2006. 22 p.
4. Bogatyreva N.V., Gribanov E.V., Pomogalova Yu.V. Commentary to the Federal Law No. 120-FZ dated June 24, 1999 "On the basics of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency" (article by article). ConsultantPlus. 2019. (In Rus.)
5. Голубничая С.Л. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника //Амурский научный вестник. 2016. № 1. С. 161.
6. Дорошенко О.М. Роль личности в обеспечении правового регулирования профессиональной компетенции // Административное и муниципальное право. 2009. № 7. С. 51-53.
7. Ефремова Н.М. Проблемы защиты прав несовершеннолетних детей на современном этапе в Российской Федерации // Вестник науки. 2023. Т. 2. № 6 (63) С. 419-424. ISSN 2712-8849. URL: https://www.BecTHMK-HayKM^/article/8825 (дата обращения: 07.10.2023).
8. Закатов B.B. Совершенствование специального профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.
9. Зуев A.B., Макеева И.А., Индык К.П. Проблемные аспекты защиты прав несовершеннолетних // Ленинградский юридический журнал. 2017. № 3 (49). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemnye-aspekty-zaschity-prav-nesovershennoletnih (дата обращения: 07.10.2023).
10. Климова Я.А. Содержание основных элементов криминалистической характеристики механизма преступлений, совершенных несовершеннолетними // Казанские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения: матер. Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. / отв. ред. Ю.Н. Кулешов. Казань, 2022. С. 149-152.
11. Керимов A.A. Протестная активность молодежи: к вопросу методологии исследования проблемы // Социально-политические науки. 2021. Т. 11. № 6. С. 30-35.
12. Мальцагов И.Д., Саидов М.Х., Штымова О.Х. Характеристика личности несовершеннолетних преступников // Закон и право. 2020. № 4. С. 121-123.
13. Митяева E.H. Проблемы и пути совершенствования муниципальной политики: на примере муниципальных образований Воронежской области: автореф. дис.... канд. полит. наук: 23.00.02. М., 2019. 25 с.
14. Мосендз Д.А. Криминалистическая характеристика преступности несовершеннолетних // Молодой ученый. 2023. № 33 (480). С. 41-44. URL: https://moluch.ru/ar-chive/480/105539/ (дата обращения: 03.10.2023).
15. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутреннихдел. Орёл: Орловский юрид. ин-т МВД России, 2021.
16. Солонникова Н.В. Особенности криминалистической характеристики преступлений, совершаемых несовершеннолетними Ц Философия права. 2021. № 2 (97). С. 132-135.
17. Федотова E.H. Особенности личности несовершеннолетнего преступника // Вестник Московского ун-та МВД России. 2019. № 6. С. 148. URL: http://crimestat.ru/social_portrait (дата обращения: 14.06.2023).
18. Эйдельман А.Б. Особенности субъективного возраста и психологического благополучия в молодом возрасте // Вестник КГУ. 2019. № 2. С. 30-35. URL: https://www.dv.kp. ru/daily/27493.5/4751859/.
5. Golubnichaya S.L. Criminological characteristics of the personality of a minor criminal. Amur Scientific Bulletin. 2016. No. l.P. 161. (In Rus.)
6. Doroshenko O.M. The role of personality in ensuring the legal regulation of professional competence. Administrative andMu-nicipalLaw. 2009. No. 7. Pp. 51-53. (InRus.)
7. Efremova N.M. Problems of protecting the rights of minor children at the present stage in the Russian Federation. Bulletin of Science. 2023. Vol. 2. No.6 (63). Pp. 419-424. (In Rus.). ISSN: 2712-8849. URL: https://www.BecTHMK-HayKM.RF/ar-ticle/8825 (data ofaccesses: 07.10.2023).
8. Zakatov V.V. Improvement of special professional training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation: Abstract of dis.... of PhD in Pedagogy. Moscow, 2007.
9. ZuevA.V., Makeeva I.A., IndykK.P. Problematic aspects of protection of the rights of minors. Leningrad Law Journal. 2017. No. 3 (49). (In Rus.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemnye-aspekty-zaschity-prav-nesovershennoletnih (data ofaccesses: 07.10.2023).
10. Klimova Ya.A. The content of the main elements of the criminalistic characteristics of the mechanism of crimes committed by minors. In: Kazan criminal procedure and criminalistic readings: Materials of the International Scientific and Practical Conference. In 2 parts. Yu.N. Kuleshov et al. (ed.). Kazan, 2022. Pp. 149-152.
11. Kerimov A.A. Protest activity of youth: On the issue of methodology of problem research. Socio-political Sciences. 2021. Vol. 11. No. 6. Pp. 30-35. (In Rus.)
12. Maltsagov I.D., Saidov M.H., Shtymova O.H. Personality characteristics of juvenile offenders. Law and Law. 2020. No. 4. Pp. 121-123. (InRus.)
13. Mityaeva E.N. Problems and ways of improving municipal policy: On the example of municipalities of the Voronezh region: Abstract of dis.... of Cand. Sci. (Polit.). Moscow, 2019. 25 p.
14. Mosendz D.A. Criminalistic characteristics of juvenile delinquency. Young Scientist. 2023. No. 33 (480). Pp. 41-44. (In Rus.). URL: https://moluch.ru/archive/480/105539 / (data of accesses: 03.10.2023).
15. Prevention of crimes and administrative offenses by internal affairs bodies. Orel: Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs ofRussia, 2021.
16. Solonnikova N.V. Features of criminalistic characteristics of crimes committed by minors. Philosophy of Law. 2021. No. 2(97). Pp. 132-135. (In Rus.)
17. Fedotova E.N. Personality characteristics of a juvenile offender. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia. 2019. No. 6. P. 148. (In Rus.). URL: http://crimestat.ru/social_portrait (data of accesses: 14.06.2023).
18. EidelmanA.B. Features of subjective age and psychological well-being at a young age. Bulletin ofKSU. 2019. No. 2. Pp. 30-35. (In Rus.) URL: https://www.dv.kp.ru/daily/27493.5/4751859/
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 79%
Рецензент: Устинов И.Ю., кандидат педагогических наук, доцент; заместитель начальника; кафедра военно-политической работы в войсках (силах) Военного учебно-научного центра «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Воронеж)
Статья поступила в редакцию 27.12.2023, принята к публикации 22.01.2024 The article was received on 27.12.2023, accepted for publication 22.01.2024
Протасов Ю.С., Сашенков С.А., Талынёв В.Е. -
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Протасов Юрий Серафимович, кандидат исторических наук, доцент; доцент, кафедра социально-гуманитарных, экономических и правовых дисциплин; Воронежский институт Министерства внутренних дел России; г. Воронеж, Российская Федерация. Author ID: 415786; SPIN-код: 3718-7700; E-mail: [email protected]
Сашенков Сергей Александрович, старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных, экономических и правовых дисциплин; Воронежский институт Министерства внутренних дел России; г. Воронеж, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Талынёв Валерий Егорович, доктор социологических наук, доцент; профессор, кафедра социально-гуманитарных, экономических и правовых дисциплин; Воронежский институт Министерства внутренних дел России; г. Воронеж, Российская Федерация. Author ID: 684086; SPIN-код: 9150-2719; E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Yuri S. Protasov, Cand. Sci. (Hist.), Associate Professor; associate professor, Department of Socio-Humanitarian, Economic and Legal Disciplines; Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Voronezh, Russian Federation. Author ID: 415786; SPIN-code: 37187700; E-mail: [email protected]
SergeyA. Sashenkov, senior lecturer, Department of Socio-Humanitarian, Economic and Legal Disciplines; Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Voronezh, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Valery E. Talynyov, Dr. Sci. (Sociol.), Associate Professor; Professor, Department of Socio-Humanitarian, Economic and Legal Disciplines; Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Voronezh, Russian Federation. Author ID: 684086; SPIN-code: 9150-2719; E-mail: [email protected]