Научная статья на тему 'Профессиональная модель сотрудника современного библиотечно-информационного сервиса'

Профессиональная модель сотрудника современного библиотечно-информационного сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3143
534
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРЕАТИВ-ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ / ТРЕНИНГ / INFORMATION TECHNOLOGY / VIRTUAL SERVICES / PROFESSIONAL COMPETENCE / CREATIVE TECHNOLOGY / LIBRARY STAFF TRAINING / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головко Светлана Ивановна

Рассматриваются приоритетные направления библиотечных преобразований. Констатируется изменение характера услуг, предоставляемых населению современной библиотекой. Определяются цели и средства переустройства данной отрасли. Утверждается целесообразность появления библиотечных учреждений нового типа, сочетающих традиционные функциональные структуры (залы открытого доступа к документам, помещения для работы с аудиовизуальными документами, информационные залы с выходом в Интернет, залы для коллективных занятий и кабинеты для индивидуальной работы, комфортные залы для чтения) и структуры культурного центра (залы для конференций и выставок, видеосалоны, музыкальные гостиные, мультимедийные залы, книжные магазины, музейные комплексы, игротеки, кафе). В свете необходимости разработки и предоставления обновленного перечня услуг информационно-библиотечного сервиса признается большое значение подготовки специалистов в этой области. От их профессиональных и личностных качеств зависит эффективность работы библиотек. Автор отмечает, что информационная поддержка читателей и консультационные услуги библиотекарей-новаторов сегодня связаны с применением новых информационных и коммуникационных технологий. Доказывается, что сотрудник библиотеки сегодня должен показать себя как «креативный специалист», то есть способный использовать креативные технологии в библиотечной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головко Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational Model of Modern Library and Information Service Staff Member

The priorities of library transformations are considered. The changing of the kind of services provided by the modern library to the public is stated. The purposes and means of the reorganization of this department are determined. The expediency of emergence of the library departments of the new type, combining the traditional functional structures (halls of public access to the documents, rooms for working with the audiovisual documents, information halls with Internet access, halls for group activities and individual work rooms, comfortable reading halls) and structures of the cultural center (conference and exhibition halls, video and music rooms, multimedia halls, bookstores, museum complexes, game rooms, cafes) is stated. In the light of the necessity of development and providing the updated list of services of information and library service the importance of training the specialists in this area is recognized. The libraries effectiveness depends on their professional and personal qualities. The author notes that the readers information support and consulting services provided by librarians-innovators are connected today with the use of new information and communication technologies. It is proved that the library staff member today has to prove to be the “creative professional”, that is able to use creative technologies in the library sphere.

Текст научной работы на тему «Профессиональная модель сотрудника современного библиотечно-информационного сервиса»

Головко С. И. Профессиональная модель сотрудника современного библиотечно-информационного сервиса / С. И. Головко // Научный диалог. - 2014. - № 2 (26) : Педагогика. -С. 61-77.

УДК 023:378.1

Профессиональная модель сотрудника современного библиотечно-информационного сервиса

С. И. Головко

Рассматриваются приоритетные направления библиотечных преобразований. Констатируется изменение характера услуг, предоставляемых населению современной библиотекой. Определяются цели и средства переустройства данной отрасли. Утверждается целесообразность появления библиотечных учреждений нового типа, сочетающих традиционные функциональные структуры (залы открытого доступа к документам, помещения для работы с аудиовизуальными документами, информационные залы с выходом в Интернет, залы для коллективных занятий и кабинеты для индивидуальной работы, комфортные залы для чтения) и структуры культурного центра (залы для конференций и выставок, видеосалоны, музыкальные гостиные, мультимедийные залы, книжные магазины, музейные комплексы, игротеки, кафе). В свете необходимости разработки и предоставления обновленного перечня услуг информационнобиблиотечного сервиса признается большое значение подготовки специалистов в этой области. От их профессиональных и личностных качеств зависит эффективность работы библиотек. Автор отмечает, что информационная поддержка читателей и консультационные услуги библиотекарей-новаторов сегодня связаны с применением новых информационных и коммуникационных технологий. Доказывается, что сотрудник библиотеки сегодня должен показать себя как «креативный специалист», то есть способный использовать креативные технологии в библиотечной сфере.

Ключевые слова: информационные технологии; виртуальные услуги; профессиональная компетентность; креатив-технологии; подготовка библиотечных кадров; тренинг.

Библиотечно-информационное поле органично вписывается в новое, меняющееся российское информационное пространство. Обновление деятельности библиотек становится необходимым условием их функционирования в сегодняшней социокультурной ситуации. В современном обществе - образованном, имеющем доступ к информации, - библиотеки способствуют созданию информационной и культурной среды, образованию и просвещению россиян, содействуют повышению интереса к деловой сфере не только своей страны, но и всего мирового сообщества, помогают обеспечивать будущее государства, организуя использование его культурно-информационного потенциала. Происходит трансформация традиционной библиотеки в современную - насыщенную информационными технологиями и занимающую достойное место в социокультурном пространстве региона. Это уже не просто помещение, где хранят, получают и читают книги, это - выполняющий социальную функцию центр досуга, общения, обучения, содействия профессиональной карьере, культурному развитию (подробнее о функциях библиотек см. [Головко, 2004]).

Новый импульс модернизации отечественной библиотечно-информационной сферы придала стратегия развития информационного общества в России на период до 2015 года, утвержденная президентом РФ в 2008 году, реализация которой направлена, в частности, на создание равных возможностей доступа к информации и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Подключение к сети Интернет многих библиотек открывает путь к использованию электронных материалов и тем самым в значительной мере поднимает уровень доступности к библиотечным ресурсам. Повышение компьютерной грамотности и информационной культуры населения сегодня является для библиотечных специалистов приоритетным направлением в их деятельности по расширению репертуара оказываемых услуг и обеспечению привлекательности библиотек в читательской среде [Блин, 2010; Гендина, 2011; Рябцева, 2012, с. 189 и мн. др.].

Внедрение новых технологий в библиотечную сферу позволяет автоматизировать все этапы работы пользователей как в библиотеке, так и за ее пределами. Удаленным пользователям предоставляются библиотечные услуги в таком же объеме, что и читателям, работающим непосредственно в стенах библиотеки. Расширить географические границы доступа пользователей к ЭИР позволяют:

- организация их обслуживания в удаленном режиме на базе технологии виртуальных читальных залов;

- виртуальные справочные службы;

- электронная доставка документов.

Инновационной формой предоставления виртуальных услуг являются web-сайты библиотек, которые позволяют предоставлять удаленным пользователям такие сервисные услуги, как поиск в электронном каталоге, электронная доставка фрагментов документов, доступ к виртуальным выставкам и электронным коллекциям ценных и наиболее востребованных читателями частей фонда, в том числе к коллекциям документального культурно-исторического наследия.

Развитие услуг, ориентированных на потребности читателей, в конечном счете служит повышению эффективности работы библиотеки в целом. Применение новейших технологий позволяет активно использовать инструменты компьютерной графики в библиотечной деятельности, элементы web-дизайна, гипермедийной ориентации (текст, звук, графика, трехмерность), необходимые при разработке виртуального портрета библиотеки. Для успешного осуществления библиотечного обслуживания современного пользователя необходимы:

- учет все нарастающей тенденции существования книги в виде сетевого электронного продукта, а не только в традиционной форме печатного издания;

- понимание эволюции практики чтения под влиянием новых носителей информации и развития Интернет;

- изучение трансформации практики чтения в молодежной среде, где активно используются многофункциональные мобильные телефоны и персональные компьютеры;

- ориентированность на обновление форм и методов работы с молодежью и для молодежи в условиях развития цифровых технологий;

- изменение характера библиотечных и информационных услуг, а также требований к компетенции библиотекарей в связи с внедрением технологий, в том числе технологий Web.2.0;

- высокопрофессиональное библиотечное обслуживание в виртуальной реальности.

Библиотечное сообщество понимает необходимость функциональной реорганизации библиотеки. Эволюция форм и функций библиотеки логично приводит к необходимости решения вопроса эстетического и функционального обновления библиотечно-информационного пространства. Интерьер библиотечных учреждений следует рассматривать как новообразованное информационное пространство, требующее обновления существующих библиотек прежде всего потому, что в современном обществе библиотека берет на себя глобальные задачи культурного, коммуникационного и информационного центра. Становится актуальной идея создания информационно-библиотечных культурных центров или комплексов. Наше профессиональное мнение адекватно современным тенденциям трансформации библиотеки, в том числе идее создания и функционирования подобных комплексов. Представляется целесообразным появление библиотечно-информационно-культурных центров (БИКЦ) как библиотечных учреждений нового типа, органично сочетающих традиционные функциональные структуры (залы открытого доступа к документам, помещения для работы с аудиовизуальными документами, информационные залы с выходом в Интернет, залы для коллективных занятий и кабинеты для индивидуальной работы, комфортные залы для чтения) и структуры культурного центра (залы для конференций и выставок, видеосалоны, музыкальные гостиные,

мультимедийные залы, книжные магазины, музейные комплексы, игротеки, кафе).

Библиотечно-информационная сфера России, изменяясь в контексте инновационного переустройства, вместе с тем синтезирует инновации с опытом исторического развития, используя культурноисторическое наследие, принадлежащее прошлым векам как важный источник позитивного опыта, соответствующий поискам нового поколения библиотекарей. Постижение лучшего из достигнутого в отечественном библиотековедении и библиографии - путь к пониманию взаимосвязей и преемственности в развитии библиотечной сферы в прошлом и настоящем. Творческое наследие выдающихся деятелей книги не потеряло своего значения и поныне. Обращение к истокам библиотечного дела, к памятникам библиотечной мысли, знакомство с историей его развития от зарождения до современного состояния помогает современным библиотекарям воспринимать идею культурной преемственности и обогащаться новыми сведениями об интеллектуальных феноменах прошлого и настоящего, осуществлять реконструкцию прошлого во имя настоящего, что дает основу для формирования перспективы в будущем.

Главный смысл преобразований - создание облика информационного пространства XXI века, обеспечение максимального комфорта для читателей при радикальном трансформировании и расширении форм обслуживания, новая организация зданий, помещений, в которых поиск и использование разных видов информации будет более результативным.

Библиотекари, ощутившие необходимость преобразований в алгоритме вариативности и трансформаций в реконструируемом социокультурном пространстве, сосредоточили особое внимание на следующих аспектах реформаторской деятельности:

- повышение общественно значимого статуса библиотеки;

- создание новых моделей библиотечно-информационных учреждений;

- обеспечение быстрого, полного и свободного доступа пользователей к информации;

- внедрение результативных вариантов сервисного обслуживания;

- активные действия по формированию и поддержке позитивного имиджа библиотек, укреплению их престижа, паблисити;

- достижение консенсуса с представителями бизнес-сообществ, благотворительными фондами и организациями, распространяющими свою деятельность на библиотеки, меценатами и спонсорами, средствами массовой информации (СМИ);

- развитие профессионального сознания в русле общемировых тенденций, освоение опыта зарубежных библиотек, формирование профессиональной толерантности.

Использование PR-технологий в коммуникационной политике библиотечных учреждений позволяет добиваться позитивных результатов в создании благожелательного образа библиотеки и во взаимодействиях с общественностью. Успешное сотрудничество с органами власти и управления, в том числе местного самоуправления, а также с различными ассоциациями, союзами, коммерческими структурами, СМИ, общественными организациями приносит свои успехи: библиотеки получают общественное признание и поддержку. Особую актуальность приобретает создание системы информирования о библиотеке с использованием мультимедийных и компьютерных технологий [Головко, 2012, с. 79-106]. Важную роль PR-деятельности в поддержке и развитии связей с общественностью сегодня понимают многие руководители библиотек, постепенно убеждающиеся в необходимости осуществления успешной коммуникационной политики и потому создающие PR-службы, пресс-службы, центры общественных связей в структуре библиотечных учреждений. Выполняя сервисные функции, устанавливая связи со СМИ, они формируют общественное мнение, моделируя и создавая на основе анализа информационных потоков новости, которые интересны СМИ и окажут

ожидаемое действие на целевые аудитории. Результаты деятельности PR-службы являются основой для оценки обществом возможностей и результатов деятельности библиотечного персонала.

В свете необходимости разработки и предоставления обновленного перечня услуг информационно-библиотечного сервиса все большее значение имеет профессионализм библиотечных специалистов. Современные библиотечные специалисты осознали важность и необходимость активных системных действий по формированию и поддержке позитивного имиджа библиотечного учреждения, укреплению его престижа, паблисити (популяризация, создание известности, привлечение внимания). Имиджевая политика должна быть направлена на создание положительных ассоциативных связей между благожелательным, популярным образом библиотеки, комплексом ее услуг и пользователем. В результате осуществления долгосрочной, управляемой, прогнозируемой политики, направленной на формирование общественного мнения, на создание ценностных установок, увеличивающих важность информационных услуг в глазах пользователя, создается и структурируется библиотечно-имиджевое пространство.

В условиях трансформации своих социальных функций библиотека не только становится местом хранения информации и знания, а превращается в один из важнейших институтов в жизни местного сообщества. От степени интегрированности библиотек в социальную жизнь зависит в наши дни их успешное развитие. Более того, открытость и участие в разного рода социально ориентированных проектах позволяет им еще глубже укреплять свою репутацию и привлекать новых пользователей. Информационные технологии - будущее библиотек. Электронные ресурсы способствуют не только расширению информационного пространства, но и популяризируют творчество лучших представителей отечественной литературы, а также служат цели сохранения истории, культуры, традиций. Обеспечение доступа к культурному наследию на основе использования новых ИКТ;

сохранение и популяризация культуры как формы трансляции исторического опыта; позиционирование библиотеки как учреждения, способного влиять на культурную жизнь региона, - перспективные направления деятельности библиотечного сообщества. Важно по пути в будущее сохранить память о традициях, так как традиция -это результат исторического отбора и сохранения лучших технологий, методик, средств. Должно преумножать традиции, обогащать их новыми интеллектуальными, образовательными, творческими достижениями современных креативных (креативный ‘творческий, созидающий’ - из англ. creative от лат. creare ‘порождать, создавать’) сотрудников библиотек. Синтез накопленных за многие десятилетия традиций, опыта и инноваций - эффективный путь повышения результативности в преобразовании библиотечного обслуживания.

Инновации - «выходы за пределы нормативности» - перспективный стиль сегодняшней работы библиотеки. В основе современной организации работы библиотек должны лежать инновационные процессы. Информационная и консультационная поддержка библиотека-рей-новаторов с применением новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - способ активного влияния на обновление библиотечной деятельности, путь становления высококлассных библиотечных специалистов.

Современный социум наряду с повышением уровня образованности людей ставит приоритетную задачу формирования у них креативности как ценностно-личностной созидательной категории. Необходимость использования креативных технологий в библиотечной сфере обусловлена тем, что решение актуальных проблем модернизации и информатизации библиотечных учреждений находится в прямой зависимости от деятельности креативных библиотечных специалистов, которые обладают открытостью к новым задачам, склонностью к быстрому освоению нового и осуществлению созидательной, преобразовательной деятельности. Креативные умения рассматриваются «как структурный компонент личности, определяющий возможность

осуществления творческой деятельности, включающий умения принимать решения в нестандартных, новых ситуациях; формулировать гипотезы, предлагать оригинальные идеи; <...> умение прогнозирования роста и развития» [Байтимерова, 2008, с. 77]. Эти умения определяют возможности библиотечного специалиста выходить за пределы ситуативной необходимости, готовность принимать оригинальные, нестандартные решения, способность к творческому освоению и преобразованию действительности в режиме нового времени.

Формирование креативных умений и навыков студентов в образовательном процессе в вузе и дальнейшее их развитие в системе дополнительного профессионального образования - путь к формированию специалиста современного типа. Библиотечная отрасль сегодня решает глобальную проблему поиска психолого-педагогических условий оптимизации обучения студентов - будущих специалистов, создания условий образовательной среды, способствующих раскрытию и актуализации творческой интенции (лат. intention ‘стремление’) студентов.

Профессиональная модель библиотекаря, востребованного в XXI веке, содержит набор требований и основных качеств, которыми должен обладать библиотечный специалист новой формации. В процессе профессиональной подготовки студентов важно формировать у них представление о содержании основных параметров такой модели. Нами разработана профессиональная модель «Современный библиотекарь: грани профессии» (табл. 1).

Эта таблица предоставит студентам возможность определить наличие тех или иных их личностных и профессиональных качеств, необходимых для успешного осуществления практической деятельности в выбранной специализации; установить, какие профессиональные функции они могут выполнять уже сегодня или хотели бы выполнять в будущем.

Только хорошо обученный, правильно организованный и целенаправленный, мотивированный на саморазвитие и осуществление

Таблица 1

Профессиональная модель библиотекаря: определение студентом личностных и профессиональных качеств для успешного осуществления практической деятельности

Модификации функции современного библиотекаря Профессиональные функции, которые

можете выполнять сегодня хотели бы выполнять в будущем

реформатор, участник технологических и функциональных преобразований в библиотечном деле

многопрофильный специалист, владеющий информационными и социокультурными технологиями

организатор обслуживания пользователей в удаленном режиме

аналитик и посредник в системе современных документных коммуникаций, в том числе электронных

маркетолог, HR-менеджер библиотечно-информационной сферы

специалист по формированию и поддержке интереса к чтению

собиратель, хранитель и популяризатор документного культурного наследия

инициатор рекламных кампаний по продвижению ресурсов, услуг и созданию позитивного имиджа библиотеки

Educator (педагог в широком смысле), организатор консалтинговых услуг

организатор культурно-досуговых акций

создатель оригинального библиотечного пространства, дизайнер

разработчик программ и проектов инновационного переустройства библиотечной сферы

коммуникатор и специалист по PR-деятельности; посредник в межкультурном коммуникационном процессе

профессиональной карьеры персонал, заинтересованный в повышении рейтинга профессии, - гарантия успешного движения библиотек в будущее. Системные, комплексные действия по созданию условий для самореализации, обеспечению возможности и перспективы в реализации профессиональных устремлений для библиотечной молодежи, сопровождаемые правильным планированием, четким целе-полаганием при высокой мотивации и стремлении, позволят креативным сотрудникам реализовать себя в профессиональном контексте, достичь личного успеха и обеспечить успешную репутацию библиотечного учреждения нового типа.

Компетентностный подход обеспечивается всесторонним применением традиционных и новых форм и методов обучения, соответствующей материально-технической базой, Интернет-ресурсами. Такой подход предполагает в качестве основной цели стимулирование развития личности специалиста новой формации с высококачественным багажом профессиональных знаний, умений и навыков; способностью к своевременному анализу происходящих изменений во внешней и внутренней среде библиотеки; умением применять современные достижения в библиотечной сфере.

Для осуществления трансформаций и внедрения инноваций в библиотечной сфере образовательный процесс в изменяющейся профессиональной среде должен носить опережающий характер. Адекватную реакцию на социокультурные парадигмы развития библиотечного дела, на текущие потребности отечественной библиотечной практики могут обеспечить специалисты, обладающие фундаментальной подготовкой. Для современного периода развития библиотечного образования характерен интерес к проблеме организацион-но-стимулирующего сопровождения профессионально-творческой подготовки будущих специалистов [Винтер, 2008]. Значимость педагогического сопровождения проявляется в том, что оно направлено на активизацию познавательных сил и возможностей студентов, на стимулирование интереса к профессионально-творческой деятельно-

сти. Большинство исследователей проблемы педагогического сопровождения ставят его в один ряд с такими понятиями, как «поддержка», «помощь», «обеспечение», «содействие», «профилактика». Так,

В. Г. Буданов пишет: «Педагогическое сопровождение представляет собой систему мер, оказывающих продуктивное влияние на развёртывание педагогического процесса и оптимальное достижение поставленных целей» [Буданов, 2009, с. 6].

Развитие личности с целью реализации творческих ресурсов, поддержка ее способностей к созидательному, продуктивному действию и ориентация на активную, преобразующую творческую деятельность -важнейшая задача наших инновационных педагогических инициатив в подготовке библиотечных специалистов новой формации. Используемые нами активные и интерактивные формы занятий направлены на стимулирование профессионально-творческой активности студентов, будущих специалистов. В связи с актуализацией задачи создания благоприятных условий для самореализации, карьерного роста молодых специалистов, возможностей для раскрытия и реализации своего профессионального и личностного потенциала мы предлагаем студентам провести сравнение своих индивидуальных возможностей с требованиями профессиограмм наиболее профессионально элитарных, высококвалифицированных должностей библиотечного персонала методиста и библиографа, что позволит соискателям на эти должности заранее установить свое соответствие и профессиональную пригодность к данным видам работы. Определение уровня такого соответствия профессиональных и личностных качеств сотрудника является важным условием его успешной должности на избранном поприще и средством самооценки для студентов - будущих специалистов, умеющих ставить перед собой новые профессиональные цели и добиваться их осуществления.

Успешное решение этих и других актуальных проблем переустройства деятельности библиотечных учреждений, модернизации библиотечного обслуживания могут обеспечить библиотечные

специалисты новой формации, способные адекватно реагировать на изменения запросов реальных и потенциальных читателей и обладающие качественным профессиональным образованием, которое, в свою очередь, обеспечивает базовый набор знаний, умений и навыков, полученные во время обучения в вузе. Отметим важность стимулирования у студентов готовности к овладению различными инструментами работы в электронной среде, формирования готовности применять новые технологии в достижении качественного успеха в решении стратегических задач обновления библиотечно-информационного обслуживания, создания инновационных моделей, позволяющих синтезировать функции библиотеки и музея, культурно-информационного центра, правового (делового) центра. Качество и эффективность учебных занятий поддерживается электронной презентацией лекционных материалов и практических занятий. Изменение содержания и форм деятельности библиотечных учреждений в области культурно-досуговых услуг, расширение коммуникативной функции библиотеки стимулирует поиск новых эффективных методик обучения будущих специалистов специфике технологии этой деятельности (например, реализация обучающей программы «Мультимедиа-технологии в библиотеке», тренинговый формат обучения), активному использованию ими выразительных художественно-образных и символико-аллегорических средств, а также методик овладения основами драматургического действия, современными выразительными средствами репрезентации литературы и отображения действительной жизни, текущих событий. Нам представляется целесообразным обучение студентов навыкам театрализации библиотечных программ и других форм массовой работы (исторических путешествий, театрализованных выставок, интеллектуальных игр, заседаний клубов и литературных гостиных, конкурсов). Инновационные методики и формы, используемые нами в процессе обучения, позволяют обеспечить интеграцию важнейших проблем библиотечной теории и практики. В частности, обучению формам участия бу-

дущих специалистов во внедрении менеджмента качества в библиотечной деятельности способствует работа с таблицей самооценки по критерию использования потенциала сотрудников для обеспечения качества деятельности и услуг библиотеки.

Уникальный интеллект-ресурс креативных библиотечных специалистов мы рассматриваем как главное условие обеспечения успеха в созидательной деятельности по обновлению и модернизации отрасли, внедрению инноваций в работу библиотек в условиях глобальной информатизации, конечную цель которой можно сформулировать так: новому времени - новые библиотеки!

Разработка и апробация пилотных проектов обновления и развития библиотечной отрасли и кадрового потенциала станет, по нашему мнению, не только надежной основой для решения существующих проблем, но и источником трансформаций и инноваций библиотечной системы для появления новых высоких библиотечных креатив-технологий будущего. Моделирование и создание информационнобиблиотечного пространства будущего с высокими адаптивными свойствами и адекватной скоростью реакции на вызовы времени -приоритетная цель для креативных библиотечных лидеров.

Совершенствование профессионального мастерства, обновление и приобретение новых знаний - необходимые условия профессионального развития библиотечного специалиста. Библиотекам нужны профессионалы, способные адаптироваться в быстро меняющимся мире, понимать, что будет востребовано в будущем. Библиотекарь-профессионал (библио-профи) должен обладать стремлением к осуществлению качественного преобразования библиотечной сферы и лучшими качествами, выработанными предшествующими поколениями библиотекарей. Библиотекарь новой формации достойно соединяет в себе лучшие качества своих предшественников и инновационные достижения талантливых современников.

Одновременно с выдвижением на первый план функции библиотекаря как информационного посредника актуализируется необхо-

димость гармоничного сочетания ее с образовательной, культурнодосуговой функциями. Следует помнить и о сохранении профессиональных ценностей для будущих поколений библиотекарей, чувства гордости за принадлежность к одной из социально значимой, гуманной, просветительской профессии человеческого сообщества, о позиционировании гуманистической сущности миссии библиотечной профессии.

Реализация стратегии инновационного развития библиотечной сферы возможна при неотложном решении проблем, связанных с подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой библиотечных кадров. Необходима дальнейшая государственная поддержка отрасли, ее обеспечение необходимыми кадрами, в том числе топ-менеджерами и HR-менеджерами (human resources) для библиотек, создание благоприятной среды для деятельности креативных библиотечных лидеров. Именно такие специалисты, обладающие творческими способностями, умеющие видеть перспективу, создающие «личностно-новое» безотносительно к предыдущему опыту, обеспечивают конструктивное развитие библиотечной сферы. Появление креативных личностей характерно для инновационных библиотечных учреждений.

Обновление подготовки кадров высшей квалификации, развитие профессиональной компетентности, поддержка креативных специалистов новой формации в период переосмысления и модернизации библиотечной отрасли обусловлены и эволюцией роли библиотекаря, и мобильностью реагирования образовательных моделей на нужды библиотечной практики. Отметим важность диалогических практик для развития плюралистического видения и толерантного мышления у сотрудников библиотечно-информационного сервиса. Инновационные технологии интерактивного характера (метод анализа кейсов (конкретных ситуаций), инновационные, ролевые, деловые и профессиональные игры, в том числе интеллектуальная разминка, метод проекта, различные модификации «мозгового штурма» и др.)

побуждают обучаемых к действиям как в жизни на пределе интеллектуальных возможностей, позволяют им проходить свой путь от информации к знанию в результате построения каждым своего образовательного маршрута.

В процессах модернизации, реформирования и обновления библиотечно-информационного пространства определяющее место принадлежит молодым специалистам. Следует максимально использовать творческий потенциал тех, кто стремится находить новые возможности для интеллектуального развития и общения россиян и способы инновационного переустройства библиотечной деятельности, обновления форм обслуживания. Оригинальное мышление, свободное от догм и стереотипов, позволяет молодым заглядывать в будущее, включаться в динамичный процесс развития информационного общества. Необходимо максимально способствовать реализации профессионального и творческого потенциала тех, кто способен обеспечить интеллектуальное развитие следующего поколения и в конечном счете обустроить будущее библиотечно-информационное пространство.

Литература

1. Байтимерова Л. С. Характеристика формирования креативных умений старшеклассника в образовательном процессе / Л. С. Байтимерова // Гуманизация образования. - 2008. - № 2. - С.74-82.

2. Блин Ф. Двадцать пять лет последовательной национальной политики: сетевое взаимодействие в области информационной грамотности в высшем образовании Франции / Ф. Блин // Информационная грамотность: международные перспективы / под ред. Хесуса Лау; пер. с англ. Е. В. Ма-лявская; науч. ред. перевода Н. И. Гендина. Москва: МЦБС, 2010. С. 41-74.

3. Буданов В. Г. Методология синергетики в постклассической науке и в образовании / В. Г. Буданов. - Изд. 3-е, доп. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2009. - 237 с.

4. Винтер Е. И. Вопросы организационно-стимулирующего сопровождения профессионально-творческой подготовки будущих специалистов / Е. И. Винтер // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 8. - С. 64-66.

5. Гендина Н. И. Вклад библиотек в информационную подготовку граждан. Анализ деятельности образовательных учреждений и библиотек

России по информационной подготовке граждан / Н. И. Гендина // Библиотековедение: научно-практический журнал. - 2011. - № 5. - С. 38-45.

6. Головко С. И. Креатив-технологии в библиотечной сфере / С. И. Головко. - Москва : Пашков дом, 2012. - 168 с.

7. Головко С. И. Социально-культурные функции библиотечной профессии / С. И. Головко // Библиотековедение. - 2004. - № 6. - С. 32-38.

8. Рябцева Л. Н. Информационная подготовка учащейся молодежи как фактор переосмысления образовательной функции библиотеки / Л. Н. Ряб-цева // Научный диалог. - 2012. - № 1 : Педагогика. Психология. -

С. 182-193.

© Головко Светлана Ивановна (2014), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра культурологии и искусств, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (Ставрополь), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.