УДК: 378.4
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, ПРЕТЕНДУющИХ НА ЗАЧИСЛЕНИЕ В ОТРЯД КОСМОНАВТОВ
Приоритетной задачей космонавтов на орбите является проведение научных исследований, способствующих продвижению человечества в освоении космического пространства. Поэтому актуальным является вопрос о подготовке космонавтов, которыми могут стать выпускники технических вузов. Показано, что чаще всего космонавтами становятся выпускники высших авиационных училищ и технических вузов. Профессия летчика, желательно истребительной авиации, способна открыть дорогу в космос. Роскосмос также сотрудничает с такими вузами как: МАИ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, факультетом космических исследований МГУ, НИЯУ МИФИ, СГАУ.
Ключевые слова: космонавт, отряд космонавтов, профессиональная мобильность студентов технического вуза.
Освоение космоса является одной из приоритетных областей современных научных исследований. Эта область исследований включает в себя: разработки технологий, способствующих укреплению безопасности полетов, сокращению вредного воздействия на окружающую среду; разработки новых материалов, применяемых в аэронавтике. Приоритетной задачей космонавтов на орбите является проведение научных исследований, способствующих продвижению человечества в дальнейшем освоении космического пространства. К ним относятся биологические и медицинские эксперименты, связанные с подготовкой к дальним полетам, вы-
Маслова Татьяна Ивановна
Старший преподаватель кафедры «Инженерная графика»,
Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия;
e-mail: [email protected]
ращивание растений в космических условиях, тестирование новых систем жизнеобеспечения и работа с новой техникой. В качестве примера уместно привести участие космонавта Олега Кононенко в российско-германском эксперименте «Контур-2», в рамках которого он дистанционно управлял роботом, предназначенным для исследования планет.
В связи с этим актуальным является вопрос о подготовке космонавтов, которыми могут стать выпускники технических вузов. Космонавт — «человек, испытывающий и эксплуатирующий космическую технику в космическом полёте» (НИЭ, 2004. Кн. 9. Кл — Ку, 158). В зависимости от выполняемых космонавтами функций, различают космонавтов-испытателей, космонавтов-инженеров и космонавтов-исследователей.
Претендентами на зачисление в отряд космонавтов становятся молодые люди, ориентированные на профессию космонавта. Ориентация рассматривается как «направленность деятельности, определяемая интересами кого-либо» (НИЭ, 2004. Кн. 13. Но — Пе, 126). Интерес к космонавтике появляется с юного возраста. В старших классах общеобразовательной школы будущим космонавтам нужно определиться с выбором учебного заведения. Проблема состоит в отсутствии профильных вузов, где готовят космонавтов.
Исследуя вопрос о том, люди каких профессий становятся космонавтами, выяснили, что из 552 космонавтов мира:
• 285 — летчиков;
• 138 — инженеров;
• 78 — ученых;
• 34 — врача;
• 5 — бизнесменов;
• 5 — учителей;
• 3 — программиста;
• 4 — другое (журналист, юрист, водолаз, разведчик) (Как стать космонавтом 2017).
Таким образом, чаще всего космонавтами становятся выпускники высших авиационных училищ и технических вузов. Профессия летчика, желательно истребительной авиации, способна открыть дорогу в космос. Ведь один из самых важных навыков пилота — умение работать в условиях совмещенной деятельности, то есть одновременно управлять самолетом, контролировать огромное
число параметров на приборной панели, вести визуальный контроль горизонта и вступать в боевые действия —является ценным для будущего космонавта. Приблизить мечту стать космонавтом могут технические вузы, которые готовят инженеров для ракетно-космической промышленности. Роскосмос сотрудничает с вузами: МАИ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, факультетом космических исследований МГУ, НИЯУ МИФИ, СГАУ.
Выпускникам общеобразовательных школ, мечтающим о зачислении в отряд космонавтов, необходимо ознакомиться с критериями отбора в отряд космонавтов. Конкурс по отбору кандидатов в отряд космонавтов Роскосмоса, по решению Межведомственной комиссии, стартовал 14 марта 2017 года. Финалисты конкурса станут первыми пилотами нового российского космического корабля «Федерация», будут работать по программе Международной космической станции, а также первыми из россиян полетят к Луне.
Среди общих требований к кандидатам — возраст до 35 лет и гражданство РФ. Претенденты должны иметь высшее образование («засчитываются» только дипломы специалистов и магистров) и 3-летний опыт работы по инженерным, научным или летным специальностям (Об утверждении 2016, 8—9). Нижней возрастной планки не установлено. Приоритетом при отборе пользуются лица, уже работавшие в авиационной и ракетно-космической промышленности Российской Федерации. После окончания технического вуза необходимо пойти работать на предприятия, участвующие в создании пилотируемых космических систем: РКК «Энергия» им. Королёва, НПП «Звезда» им. Северина, ГКНПЦ им. Хруничева.
Будущие космонавты также должны обладать способностями к изучению космической техники (за пару дней кандидату предложат для изучения одну из бортовых систем космического корабля «Союз» или Международной космической станции). Так комиссия оценит способность усваивать новый материал за короткое время. Большая часть космических программ является международной, поэтому от кандидатов также требуется знание английского языка на уровне программы неязыковых вузов.
Зафиксированных требований к темпераменту нет, но, как подчеркивают медики, для долгосрочных миссий не подойдут как «чистые» меланхолики, так и ярко выраженные холерики. Космос не любит крайностей (Как стать космонавтом 2017). Также
важно обладать хорошей памятью, умением удерживать внимание, способностью работать в экстремальных ситуациях и в условиях жесткого дефицита времени. И быть пунктуальным (работа в космосе расписана по часам). Во время длительных тренировок вырабатывается набор определенных качеств: профессиональная хладнокровность, помехоустойчивость и многозадачность формируются в процессе парашютной подготовки. Во время прыжка необходима концентрация не только на полете, но и на других заданиях, например, на репортаже, решении примеров или расшифровке наземных знаков, необходимости вовремя раскрыть парашют на высоте около 1200 метров. В центре подготовки юного человека ждут психологические тесты и обследования на специальных тренажерах (кресло ускорения Кориолиса, центрифуга, барокамера).
Следовательно, выпускникам общеобразовательных школ, ориентированным на проведение испытаний и эксплуатацию космической техники в космическом полете, необходимо ознакомиться с критериями отбора в отряд космонавтов и определить свою образовательную траекторию. По окончании технического вуза должен выбрать предприятие космической направленности, где сможет приобрести опыт работы.
Выпускник технического вуза, претендующий на зачисление в отряд космонавтов, должен быть профессионально мобильным. В этой связи главная роль в процессе подготовки специалистов должна быть отведена формированию компетентностей, воспитанию личных и профессионально важных качеств, развитию профессионально-творческого мышления.
Профессионально мобильный выпускник технического вуза способен действовать не только в существующих условиях, но и в условиях будущего. В этой связи образовательная система вуза должна быть нацелена на формирование компетентного специалиста, умеющего быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, самостоятельного, способного к саморазвитию.
Согласно современной прогностической концепции развития профессиональной деятельности и профессионального образования мы должны готовить специалистов для завтрашнего дня. Встаёт вопрос о необходимости создания опережающего образования, которое ориентирует не только на подготовку специалистов по
конкретной профессиональной деятельности, но и на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечению профессиональной мобильности выпускника.
Список литературы
Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 9. Кл - Ку. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. - 256 с.: ил.
Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 13. Но - Пе. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 256 с.: ил.
Как стать космонавтом. Требования. Подготовка. Перспективы: ТАСС, 2017 - [Электронный ресурс] - URL: http://tass.ru/spec/stat_kosmonavtom
Об утверждении Положения о проведении открытого конкурса по отбору кандидатов в отряд космонавтов Российской федерации в 2017 году: приказ Госкорпорации «Роскосмос»от 21 ноября 2016 г. № 244 -[Электронный ресурс] - URL: https://www.roscosmos.ru/media/files/ docs/2017/prikaz.244.pdf