7. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коновалова Ю. В. Анализ потребности в умениях: метод. пособие. М.: Альфа-М, 2005. 142 с.
8. Олейникова О. Н. Разработка стандартов профессионального образования за рубежом. М.: Центр изучения проблем проф. образования, 2001. 84 с.
9. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: метод. пособие / М. В. Привезенцев, О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева и др. М.: Альфа-М, 2007. 160 с.: ил.
10. Требования работодателей к системе профессионального образования / под ред. Т. Л. Клячко, Г. А. Красновой; Академия народ. хоз-ва при Правительстве РФ. М.: МАКС-Пресс, 2006. 128 с.
11. Шершнева В. А., Перехожева Е. В. Формирование профессиональной компетентности выпускника вуза: педагог. модель. 2008. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www.pguas.ru/conf/conf4/
УДК 316.444.5; 37.015
В. А. Мищенко
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты профессиональной мобильности как неотъемлемой составляющей психолого-педагогичес-ких качеств будущих специалистов. Показаны различные точки зрения авторов, занимающихся исследованием данного феномена; на основе исследования, проведенного в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, предлагаются рекомендации по развитию профессиональной мобильности у студентов.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, профессия, готовность, способности, внутрипрофессиональная мобильность, самосознание, профессиональная ориентация.
In the given article the theoretical and practical aspects of professional mobility as the integral making of psychological - pedagogical qualities of the future experts are examined. The analysis of the psychological - pedagogical and social - economic data is made with the purpose of specification of concept “professional mobility”. The various points of view of the authors engaged in research of a phenomenon of professional mobility are considered and generalizing recommendations for High Schools on development of professional mobility at students are given on the basis of the researches carried out in Khanty - Mansiysk autonomous region - Yugra.
Key words: Professional mobility, profession, readiness, abilities, innerprofessional mobility, self - consciousness, professional orientation.
В конце 80-х - начале 90-х гг. прошедшего столетия в Российской Федерации почти полностью исчезло гарантированное государством распределение на работу выпускников после окончания ими высших учеб-
ных заведений. Это было связано с резким ухудшением экономической ситуации в стране, отменой плановой системы хозяйствования и упразднением большинства государственных заказов почти во всех отраслях народного хозяйства. К тому же в условиях наступления значительного спада производства произошли заметные изменения на рынке труда. Многие ранее престижные и сравнительно высокооплачиваемые профессии (например, инженеры в оборонном комплексе, офицеры и т. п.) оказались невостребованными, и, вместе с тем, резко возрос престиж таких профессий, как экономист, юрист, работник торговли, строитель, разработчик компьютерных программ и др.
Последнее, естественно, не могло не оказать существенного влияния и на систему отечественного высшего образования: она должна была учитывать изменения на рынке труда и оперативно приспосабливаться к складывающейся ситуации. В образовательной теории и практике актуализировался, в частности, принцип опережающего развития образования, предполагающий получение в стенах учебного заведения такого уровня общих и специальных знаний и умений, который мог бы позволить выпускнику адаптироваться к широкому спектру всевозможных изменений условий своей профессиональной деятельности [1].
С некоторым улучшением экономической ситуации в стране в начале XXI в. появились принципиально новые престижные профессии, что было обусловлено развитием передовых технико-конструкторских подходов и технологий, а также быстрым развитием интеграции знаний из различных областей фундаментальной и прикладной науки. Овладение этими профессиями потребовало высокой квалификации и специальной подготовки выпускников вузов.
Задача вуза сегодня - подготовить образованных специалистов, которые умеют приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка труда [5, с. 89]. Эта задача тесно связана с формированием у выпускников готовности к профессиональной мобильности.
Понятие «профессиональная мобильность» достаточно емкое и неоднозначное. На бытовом уровне оно характеризует внутреннюю готовность человека к смене профессии. Появившееся в отечественной педагогической и психологической литературе в начале 80-х гг. ХХ в., первоначально оно означало способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности [8, с. 1]. Однако впоследствии трактовка профессиональной мобильности как интегративного феномена определенным образом изменилась. В современной российской научной литературе предлагаются различные подходы к толкованию этого явления. Разными авторами оно рассматривается с позиций педагогики, психологии и социологии или же комплексно - как сложный социально-психолого-педагогический феномен.
С социологических позиций профессиональная мобильность - постоянно оцениваемые как самим индивидом, так и его окружением функциональностатусные перемещения в пространстве профессиональной иерархии [10].
Некоторые авторы предпочитают очень краткие определения, например: профессиональная мобильность - это «способность и готовность человека к смене трудовой деятельности» [5, с. 89]. Другие, напротив, пытаются в определении дать целостный анализ всех элементов этого понятия.
Так, Л. Н. Горюнова полагает, что профессиональная мобильность включает в себя триединый комплекс следующих составляющих:
• качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека через сформированность ключевых, общепрофессиональных компетентностей;
• деятельность человека, детерминированная меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни;
• процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды [3, с. 116].
По нашему мнению, профессиональная мобильность должна подразумевать смену не только профессии, но и специальностей, входящих в одну и ту же профессию. Напомним, что понятия «профессия» и «специальность» не являются тождественными. Специальность - понятие более узкое, чем профессия, это «более конкретная область приложения своих сил» [2, с. 16]. В качестве соотношения профессии и специальности можно привести следующие, закрепленные на юридическом уровне примеры: профессия - психолог, специальность - социальный психолог; профессия -радиоинженер, специальность - конструктор радиотехнической аппаратуры и т. п. В некоторых работах членение на специальности именуется мобильностью внутри одной профессии, мобильностью в едином профессиональном поле и др. Мы полагаем, что более уместно использование понятия «внутрипрофессиональная мобильность», подразумевающего возможность и готовность к смене специальностей внутри одной профессии.
Оценка возможностей высших учебных заведений в области формирования профессиональной мобильности у студентов и выпускников должна опираться на структурный анализ этого явления как сложного психолого-пе-дагогического феномена. Не останавливаясь на тех или иных достоинствах и недостатках приведенных выше трактовок, мы предлагаем рассматривать профессиональную мобильность в первую очередь как качество человека, отражающее его способности и готовность к смене профессии. Данное качество обусловлено личными характеристиками, внешними условиями жизни и социализацией, включая и направленную профессиональную и психологическую подготовку, полученную в различных образовательных структурах. Подобное определение, на наш взгляд, достаточно кратко и в то же время отражает все факторы, влияющие на формирование профессиональной мобильности у отдельных лиц. Оно позволяет рассматривать профессиональную мобильность как интегративное качество личности, объединяющее в себе:
• мотивационный компонент - сформированную внутреннюю потребность в профессиональной мобильности, которая не означает простую «охоту к перемене мест», а включает в себя стремление к эффективному карьерному росту на основе полученных в вузе знаний из различных областей науки и полноценную профориентацию студентов и выпускников;
• когнитивно-компетентностный компонент - способности и «знани-евую» основу профессиональной мобильности, которые непосредственно связаны с умением выпускников самостоятельно овладевать различными видами профессиональных знаний, причем в самой разнообразной форме: от пользования специальной литературой и Интернет до личных бесед с более опытными коллегами по работе. Кроме того, «знаниевая» основа мобильности может пониматься и в более широком смысле, как владение элементами различных профессий, а также навыками управления коллективом, пусть небольшим. Весьма полезным для формирования профессиональной мобильности может оказаться и знакомство с некоторыми основами психологии, полученное в процессе обучения или путем личного социального опыта;
• рефлексивно-оценочный компонент - осознание личностью потенциала своей профессиональной мобильности, сформированное на основе рефлексии готовности к такой мобильности. Необходимо отметить, что это качество тесно связано с предыдущим: во-первых, формирование подобного самоосознания невозможно без наличия определенных профессиональных знаний и хорошей ориентации в различных профессиях, поскольку именно это придает человеку уверенность в своих силах; во-вторых, само-осознание своей профессиональной мобильности во многом основывается на врожденных или развитых коммуникативных способностях.
Каждая из этих составляющих профессиональной мобильности включает в себя подструктуры, связанные с выработкой различных личностных качеств, развитие которых и приводит в конечном счете к ее целостному формированию. Так, в основе формирования потребности в профессиональной мобильности лежат развитие мотивации самообразования, развитие мотивации достижения, выработка установки на самоактуализацию, установки на оптимистическое восприятие действительности, смены специальности или даже профессии. Способности к профессиональной мобильности включают в себя развитые когнитивные способности, креативность, дивергентность, критичность мышления. «Знани-евая» основа профессиональной мобильности складывается из общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных знаний, ключевых квалификаций и компетенций, способности к быстрому переносу знаний [8, с. 3].
Каким же образом эти качества могут получить развитие у студентов во время их обучения в вузах? По этому поводу у современных отечественных исследователей существуют различные мнения. Например, Е. Конева, Е. Кузьмина, В. Власов, Н. Ямщикова и ряд других авторов полагают, что один из важнейших факторов в сфере формирования профессиональной мобильности студентов - эффективная работа по их профессиональной ориентации, в процессе которой учащиеся получают основные сведения о необходимых знаниях для занятия той или иной профессиональной деятельностью и об особых психологических требованиях к конкретной профессии. Таким образом, студенты могут сделать выводы о личной пригодности в соответствии с профессиональными требованиями в различных областях человеческой деятельности и выбрать для себя наиболее подходящие профессии (как правило, не одну, а несколько).
Важная психологическая причина, тормозящая формирование у студентов высокого уровня профессиональной мобильности, по мнению А. Довейко, состоит в их «нерыночной ориентации на функции высшего образования». Впоследствии это приводит к трудностям при устройстве на работу и выполнении своих профессиональных обязанностей. Данную ситуацию, как считает автор, можно улучшить путем определенных корректив содержания образования в вузах, но никаких конкретных моделей подобных изменений А. Довейко не предлагает [4].
Н. Зверева видит основной путь к ускорению становления профессиональной мобильности студентов различных вузов в изменении учебных программ [5]. Предлагается включение в учебные планы как новых фундаментальных предметов, так и курсов по дополнительным специальностям. Например, подготовка специалистов по различным инженерным профессиям в современных рыночных условиях должна дополняться изучением основ экономики и социальной психологии. Кроме того, Н. Зверева указывает на важность самостоятельной творческой работы студентов и усиления значения практик в конкретных организациях и на предприятиях. Достаточно близкой позиции о способах эффективного формирования профессиональной мобильности у студентов придерживается Б. М. Игошев [6]. Он обращает особое внимание на педагогические подходы к этой проблеме и предлагает, во-первых, увеличить введение в учебные программы различных интегративных курсов, особенно связанных с фундаментальными науками; и, во-вторых, сделать максимально доступными для студентов различные информационные ресурсы.
Иной способ формирования профессиональной мобильности в период вузовского обучения рассматривается Г. А. Лукичевым [7]. Он считает, что одной из важнейших задач высшего профессионального образования является формирование у студентов «пригодности к трудоустройству». Для этого необходима модификация образовательного процесса в вузах на основе современных социально-экономических реалий, т. е. составление учебных программ в соответствии с требованиями различных работодателей, совершенствование со стороны вузов процесса прохождения студентами практики, предоставление им соответствующих базовых знаний в области экономики, информатики, трудового законодательства и т. п.
Еще одна позиция по проблемам формирования профессиональной мобильности у студентов технических специальностей нашла отражение в работах Н. В. Сидоровой [10]. Автор обращает внимание на важность организации в вузах научных исследований, связанных с конкретными потребностями тех или иных организаций, и последующего внедрения результатов этих исследований в производство. Таким образом, выпускники высших учебных заведений получат возможность ознакомиться с различными областями технических знаний, что будет способствовать формированию у них мобильности в рамках одной или нескольких близких друг к другу профессий.
Анализ перечисленных точек зрения позволяет разделить существующие подходы к формированию профессиональной мобильности на четыре основные группы - педагогические, психологические, психолого-пе-
дагогические и социально-экономические. Впрочем, эта дифференциация носит достаточно условный характер, поскольку некоторые из подходов тесно связаны между собой. Так, профессиональная ориентация в зависимости от методики ее проведения, имея в своем основании педагогическую направленность, может включать в себя элементы, во-первых, психологической подготовки (например, в процессе тестирования на психологическую пригодность к работе по той или иной специальности), во-вторых, социально-экономического воздействия (при ознакомлении учащихся с уровнем заработной платы, степенью престижности и условиями труда по той или иной профессии).
К группе педагогических факторов, влияющих на становление профессиональной мобильности у студентов, представляется возможным отнести:
• целенаправленную модернизацию учебных программ с обязательным включением интегрированных курсов по различным фундаментальным и прикладным дисциплинам, а также (вне зависимости от профиля вуза) курсов по основам экономики, социальной психологии и трудового законодательства;
• внедрение элементов опережающего образования;
• повышение доступа студентов к самым разнообразным источникам учебной информации (информационным ресурсам), в том числе по предметам, не входящим в учебные планы вуза;
• расширение объема научно-исследовательских работ в высших учебных заведениях с перспективами и реальным внедрением результатов этих исследований в производственную и непроизводственную (в зависимости от профиля вуза) деятельность различных предприятий и организаций.
Группа психологических факторов, влияющих на формирование профессиональной мобильности студентов в период их обучения в профессиональных образовательных учреждениях, включает:
• групповой и индивидуальный психологический подход к студентам с целью формирования у них готовности к профессиональной мобильности и работе в рыночных условиях;
• организацию различных психологических тренингов, направленных на формирование у студентов личностных качеств, способствующих становлению профессиональной мобильности.
Среди совмещенных психолого-педагогических факторов, которыми обусловлено становление профессиональной мобильности студентов, следует выделить:
• введение в вузах обязательных занятий по профессиональной ориентации, в том числе и с абитуриентами;
• совершенствование организации производственной (педагогической для студентов педвузов) практики;
• формирование у студентов в процессе обучения профессионального самоопределения, в том числе и самоопределения по различным специальностям, входящим в ту или иную профессию;
• организацию физической подготовки учащихся вузов и формирование у них готовности к здоровому образу жизни.
Наконец, к группе социально-экономических факторов, влияющих на формирование профессиональной мобильности у студентов, относятся:
• статус высших учебных заведений, в которых проводится подготовка по тем или иным профессиям (его финансово-материальное состояние, обеспечение современной научно-технической базой для проведения исследований, квалификация преподавателей, возможность приглашения высококвалифицированных специалистов, количество претендентов на обучение и т. п.);
• уровень связей высших учебных заведений с конкретными предприятиями и организациями, на которых в перспективе предстоит работать выпускникам этих вузов.
В декабре 2007 г. в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра было проведено научное исследование профессиональной мобильности выпускников учреждений профессионального образования [9]. Одной из задач этого исследования являлось определение готовности студентов и молодых специалистов к смене своей профессии и уровня их профессиональной подготовки в целом. Обработка статистических данных, полученных в процессе опросов учащихся, молодых специалистов, преподавателей и работодателей, дала достаточно интересные результаты. Коротко они сводятся к тому, что наличие высокой профессиональной мобильности у молодежи является необходимым объективным условием развития народного хозяйства в регионе и повышения уровня жизни, что осознается различными социальными группами, в том числе самими учащимися и молодыми специалистами.
В настоящее время в образовательных учреждениях автономного округа только намечены и лишь частично реализованы некоторые ведущие пути формирования профессиональной мобильности у учащихся профессиональных учебных заведений. Теоретическая и практическая работа в этой области имеет важное общественное значение и должна быть активно продолжена.
Литература
1. Архангельский А. И. Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.
2. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М.; Воронеж, 2002.
3. Горюнова Л. В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста. Ростов н/Д, 2005.
4. Довейко, А. Образовательные ориентиры вузовской молодежи в условиях рынка // Высш. образование в России. 2006. № 5. С. 37-43.
5. Зверева Н., Шевченко С., Каткова О. Подготовка выпускника к социальной и профессиональной мобильности // Высш. образование в России. 2006. № 6. С. 89-93.
6. Игошев Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально-мобильных кадров в непрерывном педагогическом образовании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2008.
7. Лукичев Г. А. Высшее образование и парадигма труда // Высш. образование сегодня. 2005. С. 30-34.
8. Нужнова С. В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе // http://www.rusnauka.com/Peda-gog/185.html.
9. Отчет по научно-исследовательскому проекту «Проведение исследований и разработка предложений по повышению профессиональной мобильности на рынке труда» / Департамент образования и науки ХМАО - Югры, Югор. гос. ун-т. Ханты-Мансийск, 2007. 100 с.
10. Сидорова Н. В. Роль инновационного развития высшей школы в профессиональной мобильности молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Иркутск, 2006.
УДК 151.8:301
Е. А. Шумилова
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье отражены некоторые аспекты проблемы формирования социальнокоммуникативной компетентности (СКК) при подготовке будущих педагогов профессионального обучения. Раскрыты структура, основные компоненты, принципы и механизмы формирования СКК. Определены и содержательно охарактеризованы уровни развития СКК будущих педагогов профессионального обучения.
Ключевые слова: социально-коммуникативная компетентность, будущие педагоги профессионального обучения, профессиональная компетентность.
In the article some aspects of a problem of social communicative competence formation are reflected by preparation future teachers of vocational training. The structure, basic components, principles and mechanisms of social communicative competence formation are revealed. Levels of social communicative competence development of future teachers of vocational training are defined and substantially characterized.
Key words: social communicative competence, future teachers of vocational training, professional competence.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Одним из таких механизмов, безусловно, является компетентностный подход. Согласно А. С. Белкину, с профессионально-педагогических позиций компетентность трактуется как «совокупность профессиональных, личностных качеств личности, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций» [1, с. 4].