Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность учителя начальных классов'

Профессиональная компетентность учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1265
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиев Гаджияв Магомедович, Шамхалов Расул Ибрагимович

Статья посвящена проблеме обеспечения профессиональной компетентности учителя начального образования, в частности учителя сельской школы. Приводится определение понятия «компетентность», раскрываются его структура и входящие в нее педагогические умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиев Гаджияв Магомедович, Шамхалов Расул Ибрагимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The article reveals the problem of professional competence of teachers in primary education, in particular the rural school teachers. Provides a definition of competence, revealed its structure and its member pedagogical skills.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность учителя начальных классов»

УДК 37

Г.М. Гаджиев

Р. И. Шамхалов

Gadzhiyav Оа]1уеу Яази! Shamkhalov

На современном этапе педагогическое образование развивается в контексте качественных из -менений профессионального труда учителя, где умелое решение проблем выдвигается на передний план в противовес информированности обучаемого в образовательном процессе, в отличие от традиционных представлений о педагогической деятельности, регулируемой нормами стандартизированного поведения в повторяющихся ситуациях, кардинально меняются цели, содержание, требования к качеству подготовки будущего педагога. В условиях введения стандартов особая роль в их качест-венной реализации принадлежит педагогу начального образования. При этом деятельность педагога рассматривается как активное инновационное реагирование на конкретные ситуационные взаимодействия субъектов образовательного процесса, где фактором успешности выступает модель профессионального поведения, адекватная оптимальным условиям развития субъекта воздействия.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в современной социально-экономической ситуации, когда происходит модернизация социальных функций учителя, изменение системы ценностей, характеризующих готовность к принятию решений, развитие индивидуальности и стиля мышления обеспечивается подготовкой в вузе, где происходит вхождение в мир профессиональной деятельности, формирование мировоззрения, осознание контуров будущей профессии, а также овладение профессиональными компетенциями. Студенты - вчерашние выпускники общеобразовательных школ, не воспринимают свою учебную деятельность как познавательную активность по освоению одновременно профессиональной деятельности и системы соответствующих ей компетенций. Это обостряет потребность в интенсивной подготовке педагога начального образования в вузе, где только начинается переход на новую систему высшего профессионального образования, ориентированного на компетентностный подход, которое развивало бы профессиональную познавательную активность будущих педагогов начального образования, их способность к саморазвитию. Профессионально-педагогическая познавательная активность будущих педагогов начального образования - системообразующий фактор в подготовке и становлении профессионально-компетентного специалиста, обеспечивающий интеллектуальное и познавательное развитие личности как фундамент приобретения профессиональной компетентности. Задачей высшего профессионального образования является необходимость самообразования, обусловленная высоким уровнем развития познавательной активности будущего педагога начального образования в процессе обучения в вузе, где нет достаточной разработанности его системного дидактического составляющего на данный период развития об-

© Гаджиев Г.М., Шамхалов Р.И., 2014

Вестник Университетам» 13, 2014

разования. Следовательно, проблема обеспечения профессиональной компетентности учителя является объектом дискуссии психологов, педагогов, физиологов, вследствие чего отсутствует общепризнанный подход в определении сущности и структуры.

По мнению Т.Г. Браже, М.Н. Скаткина, С.А. Смирнова и др., в определении профессиональной компетентности специалиста, работающего в системе «человек - человек», отмечая многофакторность анализируемого явления, в качестве базовых выделяют научные знания и умения, а также ценностные ориентации как интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе, своей деятельности, смежным областям знания), включая способность к развитию творческого потенциала [1; 5; 7]. Сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить несколько подходов к изучению профессиональной компетентности учителя начальных классов:

- процессуальный, предполагающий исследование качества подготовки к деятельности специалиста в ходе учебно-воспитательного процесса, контрольно-диагностических процедур;

- личностный, ориентированный на оценку знаний и умений, мотивационный компонент, профессионально значимые личностные качества педагога;

- результативный, характеризующий степень усвоения учащимися содержания учебных программ, приобретения опыта репродуктивной и творческой деятельности в конкретной области, изменение эмоционально-ценностных отношений к содержанию учебного предмета и деятельности.

Обобщая вышеизложенное, представляется возможным определить профессиональную компетентность учителя сельской школы как совокупность личных качеств, способствующих успешному решению задач обучения и воспитания, готовность к сохранению и развитию образовательной среды как особого источника педагогического воздействия на подрастающее поколение. Образовательная среда является частью социокультурной среды и определяется исследователями как комплекс специ-ально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, чем полнее среда наполнена возможностями реализации для личности, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие.

Очень важно обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды. Образовательное пространство имеет качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности в развитии, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. Организационной структурой, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система. Она включает в себя отдельные образовательные учреждения, психолого-педагогическая суть которых заключается в создании образовательной среды. Важным условием, придающим образовательной среде развивающий характер, признана ее психологическая безопасность. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья субъектов системы образования. На уровне школы это выража-ется в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В психологическом смысле это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.

В структуре профессиональной компетентности будущего учителя сельской школы нами выделяются педагогические умения: гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, исследовательские и т.д., каждая из которых состоит из совокупности умений.

Гностические умения позволяют учителю управлять педагогической системой, включают в себя действия по изучению особенностей школьников и коллектива, изучение процесса и результатов педагогической деятельности, анализ учебного материала, выбор учебных пособий и средств обучения в соответствии со сложностью содержания учебной темы, характера познавательной деятельности учащихся. В стратегии модернизации образования приоритетное место среди ключевых компетенций занимает познавательная компетенция, основанная на усвоении способов получения знаний из различных источников, определяемая как готовность к индивидуальной познавательной деятельности, соответствующей системе принципов, ценностей и методов познания. С этих позиций образовательные учреждения должны способствовать не только освоению обучающимися основ различных наук, но и расширению индивидуальных познавательных ресурсов в ходе овладения содержанием той или иной учебной дисциплины.

Проектировочные умения обеспечивают возможности проектирования различных видов образовательной деятельности, выстраивания содержания учебной информации с формированием образа конечного результата, осуществления отбора и структурирования учебного материала, обоснования оптимальной системы занятий, планирования учебного процесса учащихся и собственной профессиональной деятельности. Предполагает выделение специальной группы умений, разработку проекта образовательно-воспитательной работы, определение содержания и видов деятельности, осуществление которых учащимися обеспечит развитие прогнозируемых качеств и состояний.

Конструктивные умения являются решающими в творческой деятельности, выступая в роли мысленного моделирования педагогического процесса, предварительного обдумывания его осуществления, связанного с реализацией конкретной задачи. В настоящее время наблюдается разрыв между профессионально конструктивным образованием и стратегией реализации подготовки специалистов на практике, потребностью в специалистах, владеющих основами конструирования, и возможностями выпускников вуза.

Организаторские умения характеризуют способность учителя организовать коллектив и целенаправленно управлять его деятельностью по реализации разработанного проекта в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса. Умело организованная работа учителя позволяет сэкономить время на достижение положительных результатов учащимися во всех направлениях образовательного процесса. В связи с этим педагог должен уметь организовать индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, взаимодействуя с ними в учебно-воспитательной работе.

Коммуникативные умения позволяют устанавливать педагогически целесообразные отношения с участниками образовательного процесса, создавая благоприятный социально-психологический климат в учебном коллективе (умение говорить и объяснять грамотно, эмоционально воздействовать на учащихся в целях вовлечения их в учебный процесс, устанавливать различные виды взаимодействия на уроке, включая диалогическое общение, активно воспринимать и слушать ученика, сочетать вербальные и невербальные средства воздействия на сознание и чувства, проявлять симпатию, искренность, оптимизм, доверие и т.д.).

По мнению В.И. Загвязинского, Т.А. Каплуновича, М.В. Кларина, О.С. Орлова, Е.А. Федоровой и др., в практической деятельности педагога существенное значение имеют исследовательские умения, поскольку учителю часто приходится выходить за рамки педагогической дея -тельности, когда возникает проблема обобщения своего опыта, изучения опыта коллег и т.д. Часто появляется потребность в направленном поиске, возникает необходимость что-то проверить, внедрить, убедиться в достоверности полученных результатов [2; 3; 4; 8]. Современная образовательная среда требует реального включения в экспериментальную деятельность, вследствие чего исследова-тельские умения приобретают профессиональную значимость и позволяют будущему учителю постоянно отбирать, изучать и осмысливать научную и методическую литературу, обобщать педагоги-

Вестник Университета№ 13, 2014

ческий опыт для использования в практической деятельности, организовывать опытно-экспериментальную работу для оптимизации педагогического процесса.

В последние годы потребность в педагогах, способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, готовых компетентно решать профессиональные исследовательские задачи, значительно возросла. Однако, как показывает практика, большинство учителей (в том числе и учителей начальных классов) практически не готовы к осуществлению исследовательской деятельности, не владеют способами и приемами решения исследовательских задач. Это говорит о том, что вузы не готовят на не обходимом уровне учителя к использованию исследовательского подхода в обучении детей, а написание курсовых и выпускных квалификационных работ не обеспечивает формирования у них исследовательских умений.

Кроме того, изучение литературы позволило выявить основные вопросы содержания подго -товки студентов. Оно должно быть ориентировано на формирование у обучаемых исследовательских умений, выделенных А.И. Савенковым [6]: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить опытно-экспериментальную работу, выбирать методы исследования, соответствующие его целям, структурировать материалы исследования, обобщать полученные в исследова-нии результаты, представлять полученные результаты в виде доклада, реферата, курсовой работы, выпускной квалификационной (дипломной) работы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Исследовательская деятельность не сводится к набору исследовательских умений, а предполагает умелое сочетание фундаментальных профессиональных знаний с инновационным мышлением и научным подходом к решению проблем развития ребенка.

В компетентностном подходе обучаемый самостоятельно формулирует понятия, необходимые для решения, преображая учебную деятельность в исследовательскую. В связи с этим в комплекс практических умений включены исследовательские умения, характеризующие готовность работать с первоисточниками, формулировать и решать практические задачи обучения и воспитания как научную проблему, отбирать и применять диагностические методики по изучению конкретных аспектов педагогического процесса, проводить целенаправленное наблюдение педагогических явлений, осуществлять педагогический эксперимент и обработку его результатов. Внедрение исследовательского подхода способствует развитию творческих и познавательных способностей студентов, повышению их интереса к обучению.

Особо значимым компонентом педагогической компетентности учителя выступает профессиональное самосознание. Это умения самооценки, самоконтроля в педагогической деятельности и педагогическом общении, саморегуляции и самоуправления поведением в сложных ситуациях образовательного процесса. Педагог с высоким уровнем сознания и самосознания - творческая личность. Ценностный аспект педагогического сознания заключается именно в его творческой активности, суть которой состоит в том, что субъективные образы существуют в человеке отдельно от отображаемых объектов, поэтому творческая активность способствует созданию новых образов, проектов будущих материальных и духовных реальностей и ценностей. В свою очередь, эти новые образы воздействуют на носителя творческой активности и побуждают человека к действиям, формируют потребности в новой информации, новых знаниях для изменения своего внутреннего мира и окружающей среды.

Таким образом, подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности предусмат-ривает формирование компетенций, обеспечивающих успешное решение профессиональных задач, владение соответствующими умениями и навыками. Следовательно, педагогическая компетентность, содержательное наполнение и качественный уровень которой зависит от многих факторов (уровень развития педагогики и смежных наук, состояния культуры в конкретном регионе, социальных, психологических, экономических условий), требует соответствующей системы подготовки, ее реализации и системного целостного подхода к обеспечению готовности к профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 70-75.

2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя // Советская педагогика. - 1988. - № 1. - С. 70-75.

3. Моделирование и экспертиза педагогического опыта: монография / Т.А. Каплунович [и др.]. - В. Новгород: НРЦРО, 2001. - 152 с.

4. Орлов О.С. Образование в развивающейся школе: монография / О.С. Орлов. - В. Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2001. - 200 с.

5. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М., 2000. - 512 с.

6. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в условиях образования // Развитие личности.- 2002. - № 3.

- С. 278-290.

7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.

8. Стойлова Л.П. Система формирования исследовательских умений у будущих учителей // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». - 2009. - № 1 (7).

- С. 11-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.