УДК -338
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Т.А. Степченко, O.A. Булавенко
Проблема профессиональной компетентности является одним из основных направлений современных исследований. В рамках данного аспекта проведен анализ представленных в научной литературе понятий, подходов, содержательных компонентов специальной профессиональной компетентности и представлена типологическая модель компетентного экономиста.
Ключевые слова: компетентность; профессиональная компетентность; специальная компетентность, компоненты компетентности экономиста; модель компетентного экономиста.
Современные качественные изменения экономического и научно-технического развития, присоединение России к Болонскому процессу определяет объективную потребность в кардинальном реформировании сферы подготовки специалистов различных областей хозяйственной деятельности.
Современный рынок труда предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников, востребует их личностные качества.
Понятие «компетентность» может трактоваться как: «совокупность (система) знаний в действии; личностная черта, свойства и качества личности; как критерий проявления готовности к деятельности; способность, необходимая для решения задач и для получения необходимых результатов работы и др.[1].
Зеер Э.Ф. и Э. Сыманюк обозначают термином «компетентность» - интегративную целостность и действенность знаний, умений и навыков вообще. С.Ш. Чернова под компетентностью понимает « характеристику личности, означающую обладание совокупностью определённых компетенций». В своих исследованиях И.Л. Зимняя принципиально разводит понятия «компетентность» и «компетенция». Понятие «компетентность по сравнению с компетенцией гораздо шире» - пишет И.Я. Зимняя. «Оно включает наряду с когнитивно-знаниевым - мотивационный, отношенческий, регулятивный компоненты» [2]. Компетентность - интегральное качество личности - это успешно реализованная в деятельности компетенция.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных учёных. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны: «как углубленные знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» (G.K. Britell, R.M. Jueger, W.E. Blank). Профессиональная компетентность рассматривается как «характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности» [3]. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н. Розов, Е.В. Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С. Гершунский, А.Д. Щекатунова), компетентность находится между исполнительностью и совершенством [4].
По определению О.В. Ховова, профессиональная компетентность включает «не только представление о квалификации (профессиональных навыках, как опыта деятельности, знаний и умений), но также социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности.
В.Г. Пишулин обосновывает и включает в профессиональную компетентность такие составляющие, как специальная компетентность, коммуникативная компетентность, ауткомпетентность (саморегуляция), навыки устной и письменной речи, организаторская компетентность, поисково-исследовательская компетентность.
Подводя итог, В.И. Байденко определяет профессиональную компетентность как «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически
организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности» [5].
Общая профессиональная компетентность определяется как общепрофессиональные знания, умения, навыки, способности, а также готовность их актуализировать в сфере определённой группы профессий [6].
Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К. Маркова выделяет четыре виды профессиональной компетентности [7]: специальную, социальную, личностную, индивидуальную.
В рамках нашего исследования лежит анализ специальной компетентности, а именно -компетентности экономиста. «Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике» [8].
Существуют различные подходы к определению компетенции экономиста. Так, например, И.А. Сасова считает, что экономист должен соответствовать трем основным требованиям:
• задачам, обусловленным особенностями научно-технического прогресса, - это знания и
умения;
• задачам, обусловленным особенностями общественно-политического строя страны ,- это научное мировоззрение, моральные качества, умение работать в общественных организациях, ориентировка в политических событиях, культура специалиста;
• задачам, диктуемым требованиями профессии, - это умения вести исследовательскую работу; умения для решения практических задач; умения решать коммуникативные проблемы.
На основе вышесказанного попробуем определить качества личности, знания и умения, отражающие весь объем требований к компетентности экономиста.
Качества личности:
• выражающие отношение к работе: трудолюбие, внимательность, творческий подход;
• характеризующие общий стиль поведения и деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову, авторитетность, активность и энергичность;
• умственные способности: гибкость, прозорливость, дальновидность.
• административно-организаторские: умение создавать трудовую атмосферу, умение руководить людьми, постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их;
• характеризующие отношение к людям: честность, беспристрастность, воспитанность;
• характеризующие отношение к себе: требовательность, скромность, уверенность, самосовершенствование.
2. Знания:
• профессиональные по своей экономической специальности;
• экономико-математические;
• обшая культура;
• информированность об экономической деятельности, её целях, задачах и планах.
3. Умения:
• решать профессиональную экономическую задачу;
• работать с экономической литературой;
• видеть задачу;
• обучать работе;
• ориентироваться в работе;
• опытность;
• проводить профессиональную экономическую политику;
• осуществлять взаимодействие с другими сферами деятельности;
• объяснять профессиональную задачу;
• планировать экономическую деятельность.
Определив требования к компетентности современного экономиста, можно предположить, что для каждого вида экономической деятельности (компетентности) необходимо определить само понятие «экономическая компетентность» на основе формирования качеств, знаний и умений, что на
сегодняшний день остается до конца не изученным и не определенным с точки зрения профессиональных наук.
С учетом анализа существующих в отечественной и зарубежной науке исследований по вопросу экономической компетентности можно уточнить рассматриваемое понятие для специалистов экономического профиля. В соответствии со сказанным, компетентность экономиста можно представить как качественную характеристику личности экономиста, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний в области экономики, профессиональных умений и навыков, опыта, наличие устойчивой потребности в том, чтобы быть компетентным экономистом, наличие интереса к профессиональной компетентности своего профиля.
Следует отметить, что сущностные характеристики компетентности экономиста нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер и являются продуктом экономической подготовки в целом.
Исходя из предъявляемых требований к профессиональной специальной компетентности, выделим следующие компоненты компетентности экономиста: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.
Раскроем каждый из них с учетом специфики профессии экономиста.
1. Мотивационно-волевой компонент.
Во-первых, он включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки актуализации в экономической компетентности, стимулирует творческое проявление личности в экономической компетентности; предполагает наличие интереса к указанной категории, который характеризует потребность личности экономиста в знаниях, в овладении эффективными способами формирования экономической компетентности.
Во-вторых, включает в себя способность к экстравертности и доминированию. Эта способность позволяет усиливать влияние на других людей, поскольку экстравертные люди способны выдерживать большую социальную нагрузку, а с другой стороны, социально ориентированная способность доминировать подразумевает умение добиваться своего путем убеждений, координации и разъяснений.
В-третьих, подразумевает приложение дополнительных усилий для уменьшения вероятности неудачи, а также мобилизацию энергии, проявление настойчивости, активность и умение выдерживать нагрузки, упорство при выполнении сложных заданий, целеустремленность, т.е. характеризует волевую сторону поведения и неразрывно связан с волей человека.
2. Функциональный (от лат. &пс1;ю - исполнение, осуществление) компонент, в котором преломляются первичные значения экономической компетентности как «осведомленность», «знания, опыт» и т.д. и который представляет собой систему приобретенных в вузе знаний с учетом их глубины, объема, стиля мышления, нормы этики, социальных функций экономиста. В основе подготовки экономиста лежит овладение функциональными профессиональными знаниями, а именно теоретико-методологическими знаниями из области гуманитарных, мировоззренческих, собственно профессиональных наук, универсальными способами познания и практической деятельности. Фундаментальные знания предполагают «преобразование структуры и содержания научного знания, установления таких связей между учебными дисциплинами, которые позволяют формировать у экономистов целостное представление о деятельности в области экономики, что повышает степень применяемости знаний, активное их использование». Поэтому студент должен овладевать как программным, так и дополнительным материалом, что позволит повысить его общую эрудицию, информированность в различных областях экономики и сделает его компетентным специалистом.
Следовательно, в основу функциональной компетентности специалиста экономического профиля входит приобретенный синтез знаний: гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных специальных и специализирующих экономических дисциплин; навыков творческой деятельности специалиста, - трансформирующийся из потенциального в реальное, деятельностное состояние. Данный компонент функционирует в виде способов деятельности, необходимых экономисту для проектирования собственной технологии управления и организации в экономической деятельности, конструирования логики экономического процесса, приемов самостоятельного и мобильного решения экономических задач,
генерирования идей, нестандартного мышления, что в целом способствует повышению его самообразованности и профессионализма.
3. Коммуникативный (от лат. соттишсо - связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог. Следует заметить, что компетентность экономиста предполагает также включение в коммуникативный компонент следующих умений:
• умение проведения деловых встреч и бесед;
• умение проведения деловых совещаний;
• умение ведения деловой переписки;
• умение общаться,
• умение слушать.
Кроме этого, компетентный экономист должен владеть деловым этикетом, обладать культурой речи. Помимо вышеперечисленных, в состав коммуникативного компонента следует включить также умения обсудить проект, план, программу, технологический процесс, принять участие в создании совместных проектов, реконструкции производства, выступить с отчетом, докладом.
Коммуникативные способности проявляются в сотрудничестве и коллективной экономической деятельности. К ним относятся: способность понимать взаимоотношения людей, адекватно воспринимать ситуацию общения, использовать опыт других; способность понимать партнеров по общению, их мотивы и цели; способность к сотрудничеству; способность отстаивать свою точку зрения; способность прогнозировать межличностные события, знать основные приемы общения; способность избегать конфликтов в общении.
Таким образом, коммуникативная компетентность экономиста становится одним из приоритетных качеств современного специалиста экономического профиля, поскольку различные виды деятельности в экономике (управленческая, организационная, производственно-технологическая, проектная) осуществляются в непосредственном контакте с людьми.
А так как деятельность экономиста характеризуется установлением бесконечного многообразия отношений с социальной средой (Б.А. Душков, Б.Ф. Ломов, Б.А. Смирнов), экономическое общение становится одной из главных сторон компетентности экономиста и во многом определяет его успех в профессиональной экономической деятельности. Поэтому обязательным профессиональным качеством для каждого выпускника экономического профиля должно стать умение работать с людьми.
4. Рефлексивный (от лат. геАехю - обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, уверенность в себе, склонность к самоанализу, способность к предвидению, инициативному, критическому и инновационному рефлексированию и прогнозированию результатов деятельности и отношений, творческому воображению, а также профессионально-значимых знаний, умений и навыков. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, мобильности, побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности, развития рефлексивных способностей и формирования индивидуального стиля работы.
Выделение рефлексивного компонента очень важно, поскольку этот компонент определяет уровень развития самооценки, понимания собственной значимости для других людей, ответственности за результаты своей деятельности, познания себя и самореализации в процессе профессиональной деятельности.
Все вышеперечисленные компоненты интегрируются в одно наиболее синтезированное образование, коммуникативно-функциональную компетентность экономиста, являющуюся интегративным качеством личности экономиста.
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что в процессе профессиональной специальной подготовки в области экономических знаний, умений и навыков необходимо учитывать типологии компетентности экономиста, а именно:
• учимся знать (профессионально-методическая компетентность экономиста);
• учимся жить вместе (социально-коммуникативная компетентность экономиста);
• учимся делать (компетентность экономиста в плане деятельности, претворения задуманного в
жизнь);
• учимся быть (компетентность экономиста в плане личности).
Соответственно, если представить это в схематичном виде, то мы получим некоторую типологическую модель компетентного экономиста (рис.1.1.)
Из рисунка видно, что все составляющие компетентности экономиста взаимодействуют между собой, а это значит, что мы в конечном результате получаем компетентного профессионала в своей области, в нашем случае - специалиста в области экономики.
Рассмотренная система понятий и компонентов встраивается в представленную модель компетентности специалиста, что в свою очередь, позволяет определить систему факторов, принципов, условий формирования компетентности будущего специалиста в области экономики в ходе образовательного процесса
л
Компетентность в личном плане Д - Компетентность в плане деятельности
Лояльность Норьвтивно -этическая установка
Аунтентич -ность Личная ответствен -ность
Безотказность
Салюуправле-ние, организованность
-л/д-
Творческие способности
Положительное восприя тие изменений
Рецитель -ность
Воля доводить дело до конца
- д/л-
Любовь к инновациям
Способность выдерживать нагрузки
Энергичность Положительность
Исполнительность И ниц кати - bhdсть
Юмор
Готовность прийти на
п0м011*>
-Л/С-
Поддержка сотрудников
Умение делит ир оват ь
Готовность учиться
Умение
мыслить
целью
л/п
Дисциплина
Надежность
Оптимизм
Общественная активность
-д/с-
Умение мотиви -ровать
Умение быстро реагировать
Практическая ориентация на результаты
-доп
Целенаправленный подходк руководству
Упорство
П о еледоват ель ность
Умение
разрешать
конфликты
Интеграционная способность
-С/Л-
Умение работать в коллективе
Способность
к диалогу. Ориентация на клиента
новых клиентов
-с/д-
Умение находить проблемные решения
Любовь к экспериментам
Способность консупьтиро-
Ориентация на знания
Аналитические способности
-п/л-
Деловитость
Умение оценивать, выносить суждение
Умение разрабатывать конце -пции
Организацион-
ные способности
-год-
Прилежание
Сисгемно-мег одический подход
Коммуни -кат ив ность Кооператив-ность
Менеджмент отношений Умение адаптироваться
В тление языком, красноречие
Готовность к пониманию
с/п-
Чувсгво долга
Добросовестность
Менеджмент проектов
Осознание последствий
-П/С-
Умение обучать
Пр о ф ессиональ ный авторитет
Профессиональные знания I Знание рынка I
Умение планировать Междисциплинарные знания
С - Социально - коммуникативная Л - Профессионально - методическая
компетентность компетентность
Рис.1.1. Типологическая модель компетентного экономиста.
The problem of the professional competence is one of the main trends of modern research. Within this aspect the analysis of notions, approaches, and substantial components of professional competence given in scientific literature is done and a typological model of a competent specialist is represented.
The key words: competence, professional competence, special competence, the model of a competent specialist.
Список литературы
1. Илъязоеа М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современныхисследований// Профессиональное образование. Столица.2008. № 1.С. 26-27.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. 2003.№ 5.С. 34-42.
3. Пуганее В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект Пресс, 2000. 54 с.
4. Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения. / Педагогика. 1997. № 2. С. 21-29.
5. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)// Высшее образование в России. 2004. № 11.С.3-13.
6. Илъязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современныхисследований// Профессиональное образование. Столица.2008.№ 1.С. 26-27.
7. Маркова А.К. Психология профессионализмам., 1996.- 308с.
8. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход// Сибирь. Философия. Образование.- Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк.2005 (выпуск 8).С. 26-44.
9. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)// Высшее образование в России. 2004. № 11. С.3-13.
10 .Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход// Сибирь. Философия. Образование.- Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. 2005 (выпуск 8).С. 26-44.
11. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. 2003.№ 5.С. 34-42.
12. Илъязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современныхисследований// Профессиональное образование. Столица. 2008.№ 1.С. 26-27.
13.КонИ.С. НТРи проблемысоциализациимолодежи. М.: Знание, 1988. 64 с.
14. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: вопросы образования. 1988. № 1. С. 17 28.
15.Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.308с.
16.Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2002.400с.
17.Пуганее В.П. Руководство персоналом организации. М.: АспектПресс, 2000. 54 с.
18. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986.
232 с.
19. Чернова Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе. Тольятти, 1992. 121 с.
20. Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения. / Педагогика. 1997. № 2. С. 21-29.