£ •
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА -ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МВД
рОССИИ
PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER - FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE
MIA OF RUSSIA
УДК 378
В.и. КОВАЛЕНКО,
доктор педагогических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
V.I. KOVALENKO,
doctor of pedagogical science,
associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
О.А. СОКОЛОВА,
кандидат педагогических наук (Белгородский государственный институт искусств и культуры) [email protected]
O.A. SOKOLOVA,
candidate of pedagogical science (Belgorod state Institute of arts and culture)
Аннотация: в статье рассматривается проблема повышения качества воспитания и обучения курсантов в вузах МВД России в условиях изменений в мировой и отечественной системах образования. Фактором, обусловливающим инновационность вузовского педагогического процесса, является формирование высокого уровня профессиональной компетентности преподавателей вуза. Излагается сущность и содержание профессиональной компетентности современного вузовского преподавателя; даются результаты анализа образовательной практики - доминирует традиционный знаниевый подход; обосновывается необходимость повышения уровня профессиональной компетентности преподавателей вуза как необходимого фактора и условия перехода образовательной системы МВД России на инновационный режим развития.
Ключевые слова: профессионализм, компетентность, профессиональная компетентность, профессионально-педагогическая компетентность.
Abstract: the article considers the problem of improving the quality of education and training of students in the educational institutions of the MIA of Russia in the conditions of changes in the global and domestic education systems. Factor obuslovlivaet innovation of University teaching process, is the formation of a high level of professional competence of University teachers. Describes the essence and content of professional competence of the modern University teachers; the results of the analysis of educational practices - knowledge dominates
traditional approach; the necessity of raising the level of professional competence of University teachers as a necessary factor and the conditions of transition of the educational system of the MIA of Russia on the innovative development mode.
Keywords: professional competence, professional competence, professional and pedagogical competence.
Конец XX и начало XXI века в истории цивили-
зационного мира отмечается качественными изменениями во всех сферах общественной жизни: «Будущее сегодня наступает чрезвычайно стремительно. Оно в изменениях политики и экономики, культуры и социальной сферы, в изменении индивидуальных и общественных отношений, в изменении идеальных моделей образа жизни и ее стандартов... Причина тому - стремительный переход человечества в совершенно новую, так называемую постиндустриальную эпоху своего развития. К встрече с будущим надо готовиться. И надо готовить это будущее. В том числе и в первую очередь готовить систему образования для этого будущего. Ибо именно образованию в новом постиндустриальном обществе принадлежит ключевая роль» [9, с. 4]. Переход к новой системе образования возможен лишь через модернизацию и реформирование системы образования.
Специфической особенностью модернизации и реформирования является то, что она, как и мировая экономика, политика, социальная жизнь, культура и духовно-нравственная сфера общества, находится в состоянии кризиса, характерного каждому переходу человечества от одной эпохи к другой. «Суть мирового кризиса образования в самой общей форме была определена как увеличивающийся разрыв между результатами функционирования систем образования и непрерывно меняющимися, быстро растущими производственными, социально-культурными требованиями общества» [12, с. 79]. Кризис системы образования обусловлен тем, что, во-первых, постиндустриальное общество лишь только рождается, вытесняя устаревший индустриальный уклад, во-вторых, кризис системы образования - следствие того, что в недрах нового уклада лишь зарождается и утверждается педагогическая наука и система образования постиндустриального периода развития. При этом в становлении новой системы образования в нашей стране можно выделить два этапа: первый - конец XX и первое десятилетие XXI века; второй - второе десятилетие XXI века.
Первый этап подготовки к этому будущему стал периодом начала модернизации и реформирования всей системы российского образования на основе концепции компетентностного подхода. Он связан с обострившимися противоречиями среди стран современного мира, с геополитикой
США, навязывающей свою демократию путем проведения «оранжевых революций» в ряде стран Европы, Азии и Африки, угрожающей миру вооруженными силами НАТО и развязыванием вместе со странами Европейского Союза невиданных масштабов психологической информационной войны, целью которой является зомби-рование сознания людей во имя утверждения их идеала монополярного мира. А мир объективно развивается по законам полиполярности, однако порожденные США явления в мировой экономике, политике, идеологии привели к возникновению терроризма, ныне угрожающего самому существованию человеческой цивилизации.
В этих исторических условиях еще более возрастает необходимость создания и развития новой системы образования, особенно в России, так как именно на нашу страну нацелены агрессивные намерения США и стран Европейского Союза. В сложившихся условиях проблема теоретико-методологической, технологической, методической и организационно-технологической подготовки педагогов высшего образования становится все более актуальной, так как от подготовки будущих специалистов, их воспитания и обучения зависит не только качество их воспитания и обучения, но и будущее всей страны. Перед вузами России, обществом и государством поставлена задача воспитания Личности, Патриота, Гражданина, Профессионала: «Приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [11, с. 21].
Важнейшей задачей педагогического вузовского процесса становится воспитание. Воспитывающий характер обучения в вузе определяется тем, что в условиях общего кризиса в мире, в том числе кризиса воспитания и образования, необходимо исходить из того, что, не изменив человека, не сформировав у него адекватно задачам модернизации систему ценностей, форм мышления и социального поведения, невозможно принципиально изменить ситуацию в стране [4, с. 6]. Поэтому необходимо формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять
идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим социальным явлениям [11, с. 8].
Новая эпоха формирует новые требования к личности профессионала: «Развивающемуся обществу нужны предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, готовностью к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание» [7].
Идеал воспитания и обучения специалиста-профессионала в высшем звене образовательной системы обусловлен востребованностью человека, отвечающего требованиям постиндустриального информационного периода развития нашего общества. Цель высшего профессионально образования такова: «Система образования должна быть направлена на формирование высокоинтеллектуальной, духовно богатой, толерантной, профессионально мобильной личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и способной обеспечить устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом» [8, с. 73].
Общество и государство предъявило новое требование к профессиональному образованию на современном этапе его развития. «Стратегия образования, - отмечает В.И. Турчанов, долгосрочная программа действий, направленная на достижение четко определенных образовательных целей. Она обычно подчинена стратегическим целям государства, следовательно, выбор её подчиняется задаче максимального способствования достижения именно этих целей, т.е. цели образования должны сопрягаться с высшими целями государственной политики» [12, с. 78].
Созданная на первом этапе развития модернизации и образования педагогическая инновационная наука не сумела разработать проблемы дидактики для реализации её положений в вузовском педагогическом процессе. Более того, профессионально-педагогическая компетентность вузовского преподавателя не отвечала, да и сегодня далеко не в полной мере отвечает требованиям времени, хотя проблема нового уровня профессионально-педагогической компетентности его стала насущной проблемой, требующей своего разрешения, так как от этого зависит выполнение стратегической цели высшего образования, качества подготовки будущих специалистов всех сфер общественного производства и общественной жизни.
Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы обусловлена
его теоретико-методологической, технологической и практикоориентированной подготовкой, которая на сегодняшний день, к сожалению, далека от востребованной.
«Стремительное ускорение научно-технического процесса приводит к тому, что получаемые в учебных заведениях знания морально успевают устареть, прежде чем выпускники успеют получить дипломы и аттестаты. Возникает сомнение в разумности всей традиционной системы профессионального образования, связанной с длительным, часто многолетним учебным «подготовительным» этапом, предшествующим непосредственному практическому включению учеников в реальную профессиональную деятельность. Ведь нередко оказывается, что пока учащиеся знакомятся с профессией через лекции, учебники и т.п., содержание профессии меняется настолько, что когда дипломированный специалист приходит на работу, ему говорят: «забудь все, чему тебя учили в школе и вузе, и начинай учиться заново...» [12, с. 79].
Более того, как и во всей системе российского образования, в высшем профессиональном образовании и сегодня наблюдается традиционное зуновское обучение будущих профессионалов: «Традиционная установка на передачу от учителя к ученику «необходимого запаса знаний» становится совершенно утопической, поскольку в современных условиях устаревание информации происходит значительно быстрее, чем завершается единый цикл обучения в средней и высшей школе. Нужно не столько располагать знаниями, сколько обладать личностными характеристиками, уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством огромных хранилищах информации» [1, с. 51].
Мы можем констатировать, что высшая школа к 2016 году не смогла перейти на инновационный режим работы, основанный на теории и практике инновационного воспитания и обучения.
«Два десятилетия модернизации, а в реальности - глубокой реформы российского образования не привели к ожидаемым позитивным сдвигам, сделав очевидной проблему несоответствия результатов на всех уровнях образования требованиям обучающихся, родителей, производства (работодателей), государства и общества в целом» [3, с. 3].
В педагогической действительности налицо водораздел между инновационной постиндустриальной педагогической теорией и педагогической практикой в высшем профессиональном образовании.
Основной его причиной, на наш взгляд, является недостаточная подготовка преподавателей, обусловленная низким уровнем их профессиональной педагогической компетентности.
Профессионализм преподавателя вуза так же, как и аспекты их подготовки к инновационной педагогической деятельности, нуждаются в качественном изменении, чтобы соответствовать требованиям нашего времени. В первую очередь в профессиональную подготовку вузовского преподавателя должны быть включены следующие составляющие: глубокая мета-подготовка, межпредметная подготовка и подготовка в избранной им предметной области; дидактическая и методическая подготовка, овладение знаниями по общей возрастной и педагогической психологии, социологии, культурологии, формировании и совершенствовании личностных качеств, так как только Личность может повести за собой молодых, воспитывать не только специалистов-профессионалов XXI века, но и Патриотов, достойных граждан своей страны.
Поэтому, на наш взгляд, процесс модернизации вузовского образования, реализация ФГОС и нового закона об образовании, подготовка к инновационной педагогической деятельности на основе повышения уровня их профессионализма - взаимосвязанные, взаимообусловленные задачи, выполнение которых обеспечит решение стратегической цели повышения качества вузовского образования. Более того, в повышении профессионализма преподавателей четко прослеживаются два направления: первое направление - исследование и обоснование требований и содержания мета-предметной теоретико-методологической, мировоззренческой, межпредметной и предметной подготовки, а также к качествам личности преподавателя вуза XXI века; второе направление нацелено на формирование высокого уровня и его общей и педагогической культуры, активной гражданской позиции, на стремление к непрерывному пополнению знаний, самосовершенствование в овладении педагогическим мастерством и искусством, что и определяется термином «профессиональная компетентность преподавателя вуза».
Изучение этимологии понятий, входящих в профессиональную компетентность преподавателя вуза XXI века, необходимо начать с раскрытия термина «профессионализм». «Профессионализм - 1) качество работника, которое определяет степень владения им средствами решения профессиональных задач; 2) мастерское владение профессией (специальностью), высокая зрелость, ответственность и наличие чувства профессионального долга» [2, с. 204].
«Компетентность» - осмысленное владение теоретическими знаниями, умениями, способами принятия решений, нравственными нормами, ценностями, традициями, необходимыми для теоретической реализации конкретных видов де-
ятельности и наиболее полной самореализации человека [5, с. 10].
В понятие «профессиональная компетентность» авторы «Педагогики профессионального образования» включают три аспекта:
- проблемно-практический, под которым подразумевается адекватность распознания и понимания ситуации постановки и эффективного выполнения целей, задач и норм в данной ситуации;
- смысловой, который означает осмысление профессиональной ситуации в более общем социально-культурном аспекте;
- ценностный, соответствующий способности правильной оценки профессиональной ситуации, её сути, целей, задач, норм с точки зрения собственных и общественно значимых целей [10].
По проблемам профессиональной педагогической компетентности написано уже достаточно много работ, среди которых нельзя не перечислить труды З.А. Аббасова, А.В. Баранникова, А.А. Вербицкого, С.Г. Вершловского, Б.С. Вер-шловского, С.И. Змеева, Н.В. Кузминой, А.К. Марковой, А.М. Новикова, Е.И. Пассова, В.В. Серикова, А.В. Хуторского, В.В. Щербаковой и др.
Прежде всего необходимо отметить то, что общепринято понимать под «педагогической компетентностью»: 1) это интегративная профессионально-личностная характеристика, определяемая готовностью и способностью выполнять профессионально-педагогическую функцию в соответствии с квалификационными стандартами, действующими в системе высшего, послевузовского дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов; 2) единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей и педагогического сознания [2, с. 185-186].
Не имея возможности детализировать отдельные концепции общепризнанных компонентов профессиональной компетентности преподавателя вуза наших дней, так как рамки статьи этого сделать не позволяют, мы остановимся на основных составляющих её компетентностях:
- профессионально-педагогическая компетентность, включающая в себя высокий уровень знаний теории педагогики, методики, владение педагогическими технологиями эвристической дидактики, обусловливающей методику общения с использованием интерактивных методов, приемов, средств и форм воспитания и обучения, обеспечивающими возможность роста педагогического мастерства, результативность творческой, инновационной педагогической деятельности;
- социальная компетентность, способность брать на себя ответственность за принятие
решения, разрешать конфликты, продуктивно взаимодействовать в культурно-образовательной среде вуза и во внешнем образовательном пространстве, владение опытом социального проектирования ситуаций и процессов;
- психологическая компетентность, обусловленная пониманием того, что без эмоциональной восприимчивости, без умений и навыков рефлексии, без опыта межличностного общения, самореализации профессиональная компетентность преподавателя вуза остается частичной, неполной;
- информационная компетентность, состоящая из владения новыми информационными технологиями, культуры пользователя сетевыми информационными ресурсами, алгоритмами и компьютерными программами ситуационного и имитационного моделирования и др.;
- коммуникативная компетентность, предполагающая высокий уровень владения речью, опытом ведения диалога и дискуссий, владение иностранными языками;
- экологическая компетентность, основывающаяся на общих законах природы и общества, экологической ответственности за профессиональную деятельность;
- валеологическая компетентность, означающая наличие знаний и умений в области сохранения здоровья обучающихся и в интересах здорового образа жизни.
Нельзя не учитывать того, что каждый вид компетенции органично включает в себя комплекс компетенций.
«Компетентность» - это категория, характеризующая степень овладения теми или иными компетенциями.
«Компетентность» - это в первую очередь объективные требования, предъявляемые человеку, выполняющему определенный вид деятельности, зафиксированные в профессиограмме либо точнее в модели деятельности субъекта определенного вида деятельности, реализуемого при выполнении той или иной роли [6, с. 71].
Как ясно видно из всего вышесказанного, профессиональная компетентность преподавателя вуза XXI века - это интегральная характеристика уровня теоретико-методологической, технологической, методической, организационно-технической и практико-ориентированной компетентностей педагога, олицетворяющая совокупность общекультурных и профессиональных компетенций, степень сформированности которых определяет способность осуществлять в педагогическом процессе результативную практическую деятельность по подготовке в вузе будущих специалистов-профессионалов, вооружая их фундаментальными знаниями, умениями, спосо-
бами личной, профессиональной и общественной деятельности на основе осознанного усвоения концептуальных идей инновационной педагогики, включающей коренным образом обновленную методологию педагогики, её общепедагогическую, постиндустриальную теорию, а также знания новых достижений в общей, возрастной и педагогической психологии, социологии, культурологии и используя при этом воздействие на студентов своим интеллектом, личностными высокоморальными качествами, общепринятыми ценностными ориентациями.
Профессиональная компетентность преподавателя современного вуза, отвечающая требованиям и потребностям личности, общества и государства, является важным фактором повышения вузовской подготовки студентов.
Однако мы уже констатировали тот факт, что, несмотря на инновационную педагогическую науку и разработанную в ранний период её развития и становления теорию профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза, процесс модернизации профессиональной подготовки востребованных специалистов фактически не достиг за два десятилетия желаемого из-за возникшего водораздела между теорией педагогики и практикой её реализации в учебно-воспитательном процессе вуза. Какова же причина этого явления в образовании?
«Основная причина в том, что так или иначе реализуемые решения об основных направлениях модернизации оставляют нетронутыми системообразующие основания традиционной образовательной парадигмы уходящего индустриального общества: её принципы уклада жизни образовательных учреждений (организаций), педагогические технологии, нормативную основу в виде учебных планов и программ (пусть и модульного типа), и самое главное - тип наследования социального опыта.
Новое, накладываемое на доминирующие «скрепы» традиционной образовательной парадигмы, рано или чуть позже ассимилируются со старыми на всех уровнях образования, не приводя к ожидаемому росту качества» [3, с. 3].
На наш взгляд, в инновационной педагогической науке XXI века огромную роль играет концепция новой парадигмы педагогической отрасли знаний, интенсивно, дискуссионно и сложно утверждающаяся в теории и еще не дошедшая до массовой педагогической вузовской практики. Её основные теоретические аспекты должны найти свое место и в теории профессиональной педагогической компетентности.
Более того, если педагогическая парадигма является основной, ведущей категорией педагогики (Н. Савотина), то и парадигмальная компе-
тентность должна стать основным компонентом формирования профессиональной компетентности преподавателя вуза.
Основные выводы данной статьи следующие:
1. Динамично и быстро развивающийся мир в условиях постклассической научной рациональности требует модернизации и реформирования системы образования, особенно высшего.
2. Обостряющиеся противоречия в жизни государств постиндустриального периода остро поставили перед ведомственной системой образования МВД России задачу повышения качества воспитания и обучения Личности, Патриота, Профессионала и Гражданина.
3. Основным фактором, способствующим решению стратегической задачи воспитания и обучения курсантов, является уровень профессиональной компетентности преподавателя вуза.
4. Сущность и содержание теории профессиональной компетентности современного преподавателя вуза должны быть откорректированы с учетом значимости развивающихся концепций де-ятельностной педагогической парадигмы, главной, ведущей категории педагогики и теоретико-методологической основы современной деятельностной образовательной парадигмы, на основе реализации которой должен быть построен инновационный педагогический процесс в современном вузе.
Литература
1. Андреева А.Л. Компьютерная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа педагогики // Педагогика. 2005. № 4.
2. Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2005. 315 с.
3. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. Методологические основы реализации образовательной парадигмы // Педагогика. 2014. № 2. С. 3-15.
4. Данилюк А.Я, Кондаков А.М. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России // Педагогика. 2011. № 1.
5. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. 2011. № 2. С. 8-33.
6. Змеев С.И. Компетенции и компетентности преподавателя высшей школы XXI века // Педагогика. 2012. № 5. С. 69-74.
7. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. ОВД. Межведомственный информационный бюллетень. 2002. № 7.
8. Миронов В.Г. Инновационная направленность - фактор конкурентоспособности педвуза // Педагогика. 2012. № 1.
9. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2011.
10. Педагогика профессионального образования: учебно-методическое пособие / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007.
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru
12. Турченко В.Н. Интегративная парадигма образования // CONCOKDE. 2015. № 1.
= References =
1. Andreeva A.L. Сотри^пд paradigm in education: experience of philosophical and methodological analysis of pedagogy // Pedagogy. 2005. № 4.
2. Belkin A.S., Tkachenko E.V. The Dissertation Council on education (experience, problems, prospects). - Ekaterinburg: Publishing house of Ural state pedagogical University, 2005. 315 p.
3. Verbitsky A.A., Rybakina N.A. Methodological bases of realization of the educational paradigm // Pedagogy. 2014. № 2. P. 3-15.
4. Danyluk A.I., Kondakov A.M. Development of human potential by means of education and socialization in the conditions of modernization of Russia // Pedagogy. 2011. № 1.
5. Ermakov D.S. The Competence approach in education // Pedagogy. 2011. № 2. Р. 8-33.
6. Zmeev S.I. Competence and competency of high school teacher of the XXI century // Pedagogy. 2012. № 5. Р. 69-74.
7. The concept of modernization of Russian education for the period up to 2010. ATS. Interdepartmental newsletter. 2002. № 7.
8. Mironov V.G. Innovative orientation - a factor of competitiveness of educational institutions // Philology. 2012. № 1.
9. Novikov A.M. Рost-industrial education. - M.: Agues. 2011.
10. Pedagogy of vocational education: educational-methodical manual / under the editorship of V.A. Slastenina. - M.: Academy, 2007.
11. The government of the Russian Federation from may 29, 2015 № 996-p Moscow «Strategy of development of education in the Russian Federation for the period until 2025» // www.consultant.ru/
12. Turchenko V.N. Integrative paradigm of education // CONCOKDE. 2015. № 1.
(статья сдана в редакцию 30.04.2016)