Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность: исследование эффективности организационно-педагогических условий развития'

Профессиональная компетентность: исследование эффективности организационно-педагогических условий развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность организационно-педагогических условий / профессиональная компетентность / средства информационно-коммуникационных технологий

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Сергей Иванович

В статье исследуется эффективность организационно-педагогических условий развития профессиональной компетентности. Сформированность мотивационного, коммуникационного, содержательно-процессуального, интеллектуального и эмоционально-волевого компонентов у офицеров-пограничников предусматривает реализацию организационно-педагогических условий: сформированность устойчивой мотивации к использованию дистанционных технологий в учебно-воспитательном процессе; внедрение дистанционных технологий в систему повышения квалификации как обязательного компонента; целенаправленное развитие профессиональной компетентности средствами технологий дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность: исследование эффективности организационно-педагогических условий развития»

31. Тумаш Г.Ю. Информация как фактор эволюции образования и педагогической науки // SCI-ARTICLE.RU 2014 № 8.

Профессиональная компетентность: исследование эффективности организационно-педагогических условий развития Новиков С. И.

Новиков Сергей Иванович /Novikov Sergej Ivanovich - студент, факультет психологии,

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев, Украина

Аннотация: в статье исследуется эффективность организационно-педагогических условий развития профессиональной компетентности. Сформированность мотивационного, коммуникационного, содержательно-процессуального,

интеллектуального и эмоционально-волевого компонентов у офицеров-пограничников предусматривает реализацию организационно-педагогических условий: сформированность устойчивой мотивации к использованию дистанционных технологий в учебно-воспитательном процессе; внедрение дистанционных технологий в систему повышения квалификации как обязательного компонента; целенаправленное развитие профессиональной компетентности средствами технологий дистанционного обучения. Ключевые слова: эффективность организационно-педагогических условий,

профессиональная компетентность, средства информационно-коммуникационных технологий.

Развитие психики человека нельзя рассматривать вне связи с окружающей средой. Понятие «образовательная среда» подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности [24, С. 128]. Характеризуя первое организационно-педагогическое условие (сформированность устойчивой мотивации к использованию дистанционных технологий в учебно-воспитательном процессе), отметим, что готовность офицеров-пограничников к использованию дистанционных технологий во многом зависит от мотивационной сферы военнослужащих и их готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий. Мотивация является предпосылкой поведения офицера-пограничника, она направляет и организует ее, а также придает личностный смысл и значимость. При положительно направленной мотивации поведение офицера-пограничника приобретает личностный характер, способствует превращению внешне сформулированных целей во внутренние, личностные потребности.

Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от преподавателя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия субъектов. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения [25, С. 102]. Для проверки эффективности развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников использованы различные формы учебных занятий (лекции, лабораторные, практические и контрольные работы, самостоятельно-индивидуальная работа, творчески-поисковая и научноисследовательская работа), а также разработан учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Вопросы организации и несения службы пограничных нарядов в пунктах пропуска, порядок пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств и грузов». Приобретенные знания и сформированные умения для каждого из показателей уровней развития профессиональной компетентности (репродуктивный, реконструктивный, продуктивный, творческий) офицеров-пограничников имеют

| 117 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

достаточную прочность и требуют знаний и умений предыдущих показателей и соответствующих уровней сформированное™ компонентов профессиональной компетентности на этапе констатирующего эксперимента.

Анализ компонентов образовательной среды Главного центра курсов дистанционного обучения персонала Государственной пограничной службы Украины на базе Национальной академии Г осударственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого с позиции их содержательного наполнения позволил утверждать, что они (компоненты) имеют достаточно высокую степень насыщенности: мотивационный, коммуникационный, содержательно-процессуальный включают учебную, квазипрофесиональную, а также учебно-профессиональную деятельность офицеров-пограничников и преподавателей (цели, содержание, формы организации, стиль преподавания, характер контроля, методы, технологии и т.д.), обеспечивают различные пути, способы получения и применения профессиональных знаний и опыта социальных отношений, и являются основой моделирования предметного и социального контекстов деятельности; интеллектуальный и эмоционально-волевой компоненты представляют взаимодействие субъектов (научно-педагогического состава Национальной академии Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого, слушателей и т.п.), основанное на принципе диалогичности и партнерства. Их совокупность способствует «эстетизации» учебно-профессиональной деятельности и развитию профессиональной компетентности офицеров-пограничников. Таким образом, образовательная среда Главного центра курсов дистанционного обучения персонала Государственной пограничной службы Украины на базе Национальной академии Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого обладает разнообразными источниками для развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников [19].

Благодаря возможности интерактивного общения в системе Moodle, между офицерами-пограничниками на курсах повышения квалификации происходила реализация внутриличностных, межличностных, групповых и организационных коммуникаций. Работая в Moodle, военнослужащие имели возможность оставлять комментарии относительно учебного процесса, обсуждать решения задач или организационные вопросы, общаться на форуме между собой, задавать вопросы преподавателям, оставлять личные сообщения. Ввиду этого, происходила реализация функций общения офицеров-пограничников: прагматичной, реализовывающейся в процессе совместной деятельности; формирующей и определяющей психическое состояние; поддержки межличностных отношений; подтверждения, которая влияет на самопознание и самоутверждение. Эти функции стимулируются благодаря интерактивным элементам дистанционных технологий обучения. Они привлекают слушателей своими возможностями, формами, вследствие чего возрастает мотивация к решению различных задач, повышается умственная активность, активизируется учебнопознавательная деятельность, благодаря чему уровень профессиональной компетентности возрастает [19].

Оценка применения метода кейса на занятиях по деловому общению позволили нам сделать вывод о том, что его использование в образовательном процессе высшей школы целесообразно, т.к. дает эффективный результат в обучении и развитии целого ряда значимых умений и навыков для будущих специалистов [14, С. 116]. Вследствие экспериментального исследования педагогических условий развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников получены результаты успеваемости слушателей экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп по учебной дисциплине «Вопросы организации и несения службы пограничных нарядов в пунктах пропуска, порядок пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств и грузов» по каждому организационно-педагогическому условию отдельно.

В профессиональном обучении активные методы могут применяться на тех занятиях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 118 |

взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих людей, а также для изменения моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи [1, С. 119]. Именно субъектная позиция придает педагогу социальную и профессиональную устойчивость, повышает его конкурентоспособность, помогает осознанно выстраивать этапы своего профессионального пути [11, С. 98].

На сегодняшний день оптимальным подходом к формированию профессиональной компетентности офицеров-пограничников на курсах повышения квалификации в условиях интенсивной информатизации является использование дистанционных технологий обучения. Они представят собой индивидуализированный процесс формирования профессиональной компетентности и способов познавательной деятельности слушателей, что происходит во время взаимодействия удаленных друг от друга участников обучения в специализированной среде, созданной на основе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Поэтому следующим педагогическим условием является целенаправленное развитие профессиональной компетентности офицеров-пограничников средствами технологий дистанционного обучения [19].

Результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что эффективность развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников в процессе дистанционного обучения на курсах повышения квалификации зависит от целенаправленного применения избранных организационно-педагогических условий, которые положительно способствуют развитию профессиональной компетентности у офицеров-пограничников и повышают уровень их готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.

Для профессиональных образовательных организаций принципиально важным является электронно-техническое обеспечение как общеобразовательных, так и специальных дисциплин, обеспечивающих формирование ключевых и профессиональных знаний и навыков студентов. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс влечет за собой изменение в содержании, методах, организационных формах образования и создает возможность повышения качества образования [21, С. 93]. Во время реализации второго организационно-педагогического условия (внедрение дистанционных технологий в систему повышения квалификации как обязательного компонента) были использованы видеоуроки, презентации (созданные самостоятельно или загружены из Интернета), различные тренажеры, электронные учебно-методические комплексы, а также информационно-коммуникационные технологии. Перечисленные средства информационно-коммуникационных технологий соответствуют принципу наглядности, активно и достаточно эффективно используются на курсах повышения квалификации офицеров-пограничников с целью внедрения в учебно-воспитательный процесс новейших педагогических технологий и научно-методических достижения, создание эффективной системы информационного обеспечения обучения.

Литература

1. Бледных О.И. Активные методы обучения // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 118-120.

2. Вальцев С.В. Духовность в ценностной иерархии российского образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 49-52.

3. Вальцев С.В. Духовность как один из факторов развития системы образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С. 22-25.

4. Вальцев С.В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 6 (6). С. 16-19.

| 119 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

5. Вальцев С.В. Компетентностный подход как компонент процесса развития социально-педагогической деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 9 (9). С. 19-21.

6. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 8-12.

7. Веремеева И.Ф. Конфликты в условиях учебной деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 166-169.

8. Грачева Ю.В. Организация профориентационной деятельности в вузе: проблемы и направления развития // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 120-125.

9. Дайкер А.О. Особенности исследования регионоведческого образования в России // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 86-87.

10. Игошина Н.М. Значение математического образования в формировании профессиональной компетенции курсантов военных институтов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 5 (23). С. 64-67.

11. Казак Е.Г. Компоненты субъектной позиции педагога в процессе дополнительного профессионального образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 98-100.

12. Калиуллина С.А. Значение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 131-137.

13. Калякина И.М., Чумакова М.Н., Филатова А.И. Электронные учебники как средство улучшения образования // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 83-84.

14. Колкова Н.А. Применение метода кейса на занятиях по деловому общению // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 2 (20). С. 114-116

15. Лепшокова М.А. Общекультурные компетенции будущих юристов как условие формирования гражданственности // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 106-108.

16. Лимонов С.А. Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения

организационно-педагогической модели // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 106-110.

17. Лубенко В.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в методологии стержневой истины // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 108-119

18. Лубенко В.В., Юркина Г.А., Ильина О.Я. Федеральные государственные образовательные стандарты (фгос), индивидуальность и коммуникация (средовый подход) // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 76-80.

19. Машталер А.Н. Исследование эффективности организационно-педагогических условий развития профессиональной компетентности офицеров-пограничников в системе повышения квалификации // SCI-ARTICLE.RU 2015 № 21

20. Минякова И.В. К вопросу о применении аксиологического подхода в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 117-122.

21. Морозкова Н.А. Подготовка студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности с применением elearning технологий // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 89-94

22. Мыцык И.А. Оценка медицинской группы для занятий физической культурой в вузах // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 129-130.

23. Полякова И.А. Формы и методы повышения культуры невербального общения учителя общеобразовательного учреждения // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 88-91.

24. Савина Т.Г. Развивающий потенциал образовательной среды // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 128-129

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 120 |

25. Чолак В.В. Интерактивное обучение // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 102-105.

26. Шеншина А.П. Грамматический аспект обучения языку специальности в туристическом вузе // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 69-72.

27. Алексеенко Т. Ф. Бша книга нацюнально! освгги Украши / [Т. Ф. Алексеенко, В. М. Анщенко, Г. О. Балл, I. Д. Бех та ш.]; за заг. ред. акад. В. Г. Кременя. - К. : 1нформацшш системи, 2010. - 342 с.

28. Губарева О. С. Психолопчш особливосп формування професшно! компетентносп пращвнишв ОВС: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.06 / Губарева Ольга Семешвна. -Харьков, 2005. - 216 с.

29. Каплун С. О. Професшна компетентшсть майбутнього офщера служб тилу як об’ект наукового аналiзу / Каплун С. О. // Вюник Житомирського державного унiверситету iменi 1вана Франка: наук. журнал [Педагопчш науки] / гол. ред. П. Ю. Саух. -Житомир, 2008. - Вип. 42. - С. 111-115.

Образовательная самостоятельность учащихся: компоненты и признаки Новиков С. И.

Новиков Сергей Иванович /Novikov Sergej Ivanovich - студент, факультет психологии,

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев, Украина

Аннотация: в статье анализируются компоненты и признаки образовательной самостоятельности учащихся. В настоящее время существует социальный заказ на подготовку востребованных на рынке труда выпускников, умеющих самостоятельно решать выдвигаемые перед ними задачи. Поэтому необходимо говорить о развитии образовательной самостоятельности учащихся, под которой понимается качество личности способной к осознанию цели собственной познавательной деятельности, умеющей создать алгоритм действий для достижения этой цели и понимающей, что в процессе такой самостоятельной деятельности необходимо руководствоваться нравственными ценностями, для того, чтобы ее результаты не могли иметь негативный характер и наносить вред себе и окружающим.

Ключевые слова: образовательная самостоятельность учащихся, интернет-

пространство, саморазвитие личности.

Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Потому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям [7, С. 166]. Структура такой позитивной образовательной самостоятельности имеет следующие компоненты: целевой, который заключается в нацеленности образовательной самостоятельности на развитие и саморазвитие личности, выработку у нее новых качеств. Он определяет выбор способов и действий, выступает в роли средства управления и сверки результатов действий с ожидаемым результатом и должен быть обязательно индивидуально осознан и принят, т. е. подросток должен понимать, что результат его самостоятельных действий важен, прежде всего, ему самому, а не педагогу или одноклассникам, что этот результат будет полезен в его будущей социальной или профессиональной жизни. Основой целевого компонента позитивной образовательной самостоятельности, по нашему мнению, является умение ставить практически и социально значимые перспективы, выдвигать рабочие гипотезы на основе осознанного самоконтроля для ее достижения [8].

| 121 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.