димо учитывать психологические особенности другого человека, а не свои личностные характеристики. Нередко в деловом общении коммуникатор строит отношения с оппонентом исходя из своих представлений, желаний и эмоционально-ситуативного состояния. Коммуникативные навыки включают как виды общения (слушание, говорение, чтение, письмо), так и темы, сферы, ситуации. Свободное пользование названными видами является показателем меры готовности эксперта выступать участником общения в различных условиях.
Решая мысленно задачу, эксперт предполагает достичь определенных результатов, основой тому служит его опыт использования психологических знаний и навыков, повышающий эффективность в мышлении и общении. Опыт позволяет гармонично соединить, в зависимости от вида, целей и задач деятельности, когнитивную либо коммуникативную стороны со специальными знаниями, с навыковой природой профессионального действия. Процесс приобретения профессионального опыта обусловлен в первую очередь особенностями личности, а также включает в себя конструирование способов овладения операциональной стороной деятельности, которые своим содержанием формируют мотивы профессионального становления специалиста. Таким образом, профессиональное и личностное в деятельности находятся в постоянной динамике, то сближаясь, то вступая в противоречия между собой. В первом случае специалист включает профессиональное в личностное, при этом наблюдается частичная идентификация личности со своей профессиональной нормой, во втором - профессиональное и личностное существуют формально, без пересечений (12, 31).
Приобретение опыта рассматривается как часть и этап сложного динамичного процесса в профессиональном развитии личности.
Исследование психологической компетентности судебного эксперта позволяет определить важнейшие условия его успешной деятельности. Поскольку процесс профессионального развития специалиста является не стихийным, а управляемым, то возникает необходимость дальнейшего систематического и детального исследования психологической компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Битянова Н. Р. Управление профессиональным саморазвитием сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1999. - № 2.
2. Болотова А. К. Психология организации времени: учебное пособие для студентов вузов. - М., 2006.
3. Гаранина Ж. Г. Психологическая компетентность будущего специалиста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 1999.
4. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие - М., 2001.
5. ЖуковЮ. М. Коммуникативный тренинг. - М., 2004.
6. Кирхлер К. и др. Психологические теории организации // Психология труда и организационная психология. - М., 2005. - Т. 5.
7. Немов Р. С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. -М., 2007. - Ч. 1.
8. Психология / под ред. А. Г. Ковалева. - М., 1966.
9. Ромашина М. В. Формирование психологической компетенции через понимание литературного героя школьника: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2003.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1989. - Т. 2.
11. Степанов В. В., Шапиро Л. Г. Специальные знания в судебной экспертизе // Судебная экспертиза. - 2004. - № 1.
12. ШайковаМ. В. Профессиональное становление и развитие личности руководителя ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2004. - № 1.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ ЮРИСТОВ
В. И. Шмыков
Обсуждаются вопросы соотношения удовлетворенности и эффективности деятельности сотрудников ОВД. Представлены результаты исследования оптимизации труда в группах юристов гражданско-правовой и уголовно-правовой специализаций.
Ключевые слова: эффективность деятельности, удовлетворенность трудом, организация управления персоналом, развивающее воздействие.
Важной предпосылкой оптимизации профессиональной деятельности и профилактики стресса считается активное использование современных психотехнологий. Причем не только психосаморегуляции и аутогенной тренировки, например, но и технологий психологического сопровождения развития личности профессионала (1; 2).
Влияние различных жизненных и профессиональных стрессоров, нормативных и ненормативных кризисов на психическое состояние, психическое здоровье и профессиональную надежность субъекта труда широко освещается в психологических публикациях (2; 5; 7). Стрес-соустойчивость личности имеет огромное практическое значение, так как охраняет личность от дезинтеграции и психических расстройств, создает основу высокой работоспособности. Психическая устойчивость (стрес-соустойчивость) предопределяет адекватные реакции на повреждающие факторы внешней среды (в том числе профессиональные).
Взаимосвязь психической устойчивости и профессиональной адаптации, социально-психологических ресурсов сотрудников органов внутренних дел (ОВД) обозначена нами в прежних публикациях (8; 9).
Данный этап исследования проблемы повышения эффективности правоохранительной деятельности посвящен установлению зависимости удовлетворенности и производительности труда сотрудников ОВД.
Существенное значение в формировании стрессо-устойчивости имеют эмоции. Эмоции - особый класс психических состояний, отражающих в форме переживаний результаты практической деятельности и удовлетворенность трудом. Занимая значительное место в психологической структуре индивидуальности, эмоциональ-
ные состояния оказывают влияние на процесс и продуктивность деятельности.
Удовлетворенность трудом является важной составляющей в процессе внутренней регуляции поведения. Следовательно, эмоциональное состояние в форме удовлетворенности отражает проявление психической устойчивости в профессиональной деятельности.
Однако взаимовлияния удовлетворенности и эффективности труда сложны и противоречивы. Так, А. В. То-лочек отмечает, что в оценке профессиональной деятельности выделяются две группы критериев: производительность (объективные критерии) и удовлетворенность (оценка субъектом труда своей деятельности). В современных условиях демократизации общества уже неправомерно сводить производственную активность человека лишь к формальным характеристикам труда и материальному вознаграждению, а самого работника оценивать как изолированного от общества (7).
В исследованиях М. X. Мескон отмечено, что факторы, влияющие на продуктивность деятельности и косвенно детерминирующие успешность работы (через мотивы удовлетворенности), находятся в обратной зависимости. Установлено, что одни факторы определяют эффективность труда - перспективы продвижения по службе, оплата, развитие способностей. Тогда как другие факторы определяют удовлетворенность трудом -отношения с коллегами и с руководством, интересная работа, вознаграждение, вовлеченность работника в принятие решения и др. (3).
Факторы, выступающие в качестве основы успешности труда и удовлетворенности работой, влияют на разные стороны профессионального поведения людей. Парадоксально, но, по утверждению А. В. Толочек, удовлетворенность напрямую не связана с результатами труда (7). Однако, по мнению других психологов, удовлетворенные работники быстрее овладевают профессиональными навыками и характеризуются высокими результатами труда (4; 6).
Очевидно, что изучение факторов, определяющих удовлетворенность и производительность труда, позволяют оптимизировать организацию управления подразделениями ОВД для повышения эффективности. В проведенном с этой целью экспериментальном исследовании приняли участие юристы уголовно-правовой специализации (группа 1 - 545 сотрудников ОВД) и гражданско-правовой специализации (группа 2 - 459 человек). Применялись методики, позволившие выявить профессиональную привлекательность (удовлетворенность) и показатели интенсивности (эффективности) деятельности юристов (табл. 1).
Сравнительный анализ полученных результатов характеризует существенные различия условий труда в обеих группах (показатели 1, 2).
В контексте данного исследования представляет интерес комплекс показателей, обеспечивающих субъективную удовлетворенность и производительность в каждой из рассмотренных групп респондентов (табл. 2, диаграмма 1).
Диаграмма 1
Удовлетворенность трудом
______________Факторы________
—Группа 1 - сотрудники ОВД
Группа 2 - гражданско-правовые юристы
В группе 1 первые ранговые места занимают факторы, которые в наибольшей степени определяют эмоциональное благополучие: хорошие отношения с коллективом, интересная работа, повышение квалификации и усовершенствование, отношения с непосредственным руководителем, перспективы продвижения по службе.
В группе 2 наиболее значимыми, в отличие от группы сотрудников ОВД, являются: работа, позволяющая развивать способности, минимум напряжений и стрессов, признание руководителем результата труда.
Показатели, характеризующие производительность, определялись по тем же наименованиям факторов, но с учетом их влияния на эффективность (табл. 3, диаграмма 2).
В группе 1 наиболее значимые ранговые места занимают: хорошие отношения с коллективом, интересная работа, повышение квалификации и усовершенствование, высокая ответственность, отношения с непосредственным руководителем и работа, предполагающая самостоятельность.
В группе 2, в отличие от группы сотрудников ОВД, высокие ранговые места занимают как совпадающие, так и отличающиеся факторы, определяющие эффективность. К различиям относятся: признание руководителем результата труда и оплата, связанная с результатами
труда.
Таблица 1
Оценка эффективности-удовлетворенности
№ п/п Показатели Группа 1 Группа 2 P-значимость различий
Mean Std. Dev. Mean Std. Dev.
1 Удовлетворенность трудом 7,32 1,78 6,95 2,07 p < 0,01
2 Эффективность труда 7,12 1,42 7,38 1,56 p < 0,01
Примечание. Mean - среднее арифметическое; Std. Dev. - среднее квадратичное отклонение.
Факторы удовлетворенности трудом
Таблица 3
Факторы производительности труда
Диаграмма 2
Производительность труда
9 -
ё 8-
о
X
%
я 65 -
А V
X Л < / V /
V' N У ~р/ [4-
т (
Факторы
Группа 1 • Группа 2 -
- сотрудники ОВД гражданско-правовые юристы
Наименование фактора Групп
Меап
1. перспективы продвижения по службе 6,99
2. Оплата? связанная с результатами труда 6,79
3. йризнание руководителем результата труда 7,05
4- Работа, позволяющая развивать способности 7,08
5. Сложная и трудная работа 6,99
6- Работа? предполагающая самостоятельность 7,19
7- Высокая ответственность 7,44
8- йнтерешаа работа 7,97
9- Работа, требующая творческого подхода 6,88
10- Значительные дополнительные льготы 6,61
11- Справедливое распределение обьема работ 6,86
12- йнформация о жизни отдела 5,97
13- Вариативность темна работы 6,54
14- Гибкий график работы 6,36
15- Отношения с непосредственным руководителем 7,37
16- пороше отношения с коллективом 8,16
17- Минимум напряжений и стрессов 6,86
18- раовр|;}у»»та8адыхт(об1часж?сда1мерелра1тия}нал иза 6,26
можншншльнрватотчго организация труда сотруд ни- Д,38
ков Юввд[ негрие>к_на-нсфййации0 усов ювишмшьвер но—7,29
различается. Оцениваемые факторы по-разному влияют на эмоциональное благополучие и эффективность деятельности в различных условиях профессиональной
среды.
Далее, с целью изучения доминирующего влияния определенной части факторов на удовлетворенность и эффективность труда, в группе 1 сопоставлены результаты исследования в условиях правоохранительной деятельности (диаграмма 3).
7
9
Диаграмма 3 Соотношение удовлетворенности-эффективности
По результатам оценки влияния одних и тех же факторов необходимо констатировать, что они неоднозначно влияют на эмоциональное состояние и эффективность правоохранительной деятельности сотрудников ОВД. Например, дополнительные льготы (вне связи с итогами труда), гибкий график работы, а также общепринятые и доступные в настоящее время развлечения, отдых, общественные мероприятия находятся в обратной зависимости и не способствуют повышению производительности труда сотрудников. Тогда как существующая практика повышения эффективности деятельности в ОВД связана с непопулярными мерами - только высокой личной ответственностью. Настораживающими являются показатели, негативно влияющие на эмоциональную удовлетворенность и одновременно снижающие эффективность деятельности - сложная и трудная работа, информация о жизни отдела (как правило, непозитивная), существующие формы воспитательной работы в отделе.
Как свидетельствуют результаты данного исследования, для оптимизации профессиональной деятельности сотрудников ОВД необходима продуктивная система организации управления труда, способная обеспечить развивающее воздействие на персонал и их профессиональную эффективность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Деркач А. А., Зазыкин В. Г Профессиональная деятельность в особых и экстремальных условиях. - М., 1998.
2. Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. - Свердловск, 1988.
3. МесконМ. X. Основы менеджмента. - М., 2000.
4. Модели и методы управления персоналом / под ред. Е. Б. Моргунова. - М., 2001.
5. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. - СПб., 1996.
6. Ньюстром О. Г., Девис К. Организационное поведение. - СПб., 2000.
7. ТолочекА. В. Стили профессиональной деятельности. -М., 2000.
8. Шмыков В. И. Проблема психической устойчивости и профессиональной адаптации выпускников юридических вузов МВД РФ // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2007. - № 1.
9. Шмыков В. И. Ресурсы психической устойчивости сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2007. - № 3.
ХАРАКТЕРИСТИКА САМОКОНТРОЛЯ У СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РАЗЛИЧНЫМ СРОКОМ СЛУЖБЫ
А. В. Берсим
В статье рассматривается самоконтроль как профессионально важное качество сотрудников УйС, развитие которого выступает необходимым условием для достижения высоких показателей профессионализма и компетентности- Полученные в ходе исследования результаты позволяют утверждать, что с увеличением срока службы у сотрудников УйС увеличивается уровень выраженности самоконтроля-
Деятельность сотрудника уголовно-исполнительной системы имеет ряд особенностей- Характер выполняемых им функций предопределяет специфику подготовки и подбора кадров, порядок назначения на должность и освобождения от нее, регулирование ответственности и порядок прохождения службы- Под личностью сотрудника исправительного учреждения понимается личность конкретного человека в совокупности тех свойств и качеств, которые характеризуют его как обьект общественных отношений и сознательной деятельности- Личность формируется, развивается, деформируется в процессе деятельности, общения, под влиянием условий, характерных для истории ее жизни- Обьектом деятельности сотрудников исправительных учреждений являются осужденные, Учет этого фактора должен быть главным в поступках и действиях персонала- Профессиональная деятельность в пенитенциарном учреждении предьяв-ляет достаточно серьезные требования к личностным качествам сотрудников- В системе исполнения наказаний работа сотрудника в значительной мере связана со стрессовыми и экстремальными ситуациями (5)-
Способность личности к самоконтролю является одним из показателей развитости его воли, обеспечивает преодоление трудностей при достижении поставленной цели (2, 123)- В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы, овладевает соответствующими умениями и навыками (3, 34)- Среди психологических механизмов, обеспечивающих надежность профессиональной деятельности, самоконтролю принадлежит фундаментальная роль- Прямо, по своей сути, самоконтроль нацелен на своевременное предотвращение или обнаружение уже совершенных ошибок-
На эффективность реализации самоконтроля влияют внешние факторы, связанные с условиями выполнения человеком конкретной деятельности, и внутренние, субьективные факторы, проистекающие из индивидуальных особенностей человека (4, 87)- Самоконтроль является важным резервом повышения производительности труда- Только за счет самоконтроля может быть достигнут прирост производительности ручного труда без приспособлений на 40-50% , ручного труда с при-