практической конференции (29-30 октября 1999 г.) / УГАТУ. - Уфа, 1999. - С. 258262.
3. Основные концепции получения и представления информации для целей управления тренировкой боксеров / Г.И. Мокеев, С.Е. Бакулев, М.П. Иванов, А.М. Ла-тыпов, К.В. Шестаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. -№ 2 (24). - С. 63-71.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ КАК МЕХАНИЗМ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Елена Юрьевна Невельсон, старший преподаватель Пермский государственный университет (ПГУ) г. Пермь
Аннотация
Обосновывается рассмотрение профессиональной активности социальных работников как одного из механизмов совладания со стрессом. В статье отражены результаты работы автора по разработке оригинального опросника профессиональной активности социальных работников.
Ключевые слова: профессиональная активность социальных работников, стресс, факторный анализ
THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF SOCIAL WORKERS AS A MECHANISM OF COPING WITH MENTAL STRESS: THEORETICAL APPROACHES AND DIAGNOSTIC INSTRUMENT
Elena Jurievna Nevelson, senior lecturer, social work department Perm State University Perm
Abstract
Social workers’ professional activity, which is considered as one of the mechanisms of coping with mental stress, is found in the article. The results of the authors’ work on the development of the original inquirer of social workers’ professional activity are also represented in the article.
Keywords: social workers’ professional activity, mental stress, factor analysis
ВВЕДЕНИЕ
Трудовая деятельность представителей многих профессий часто проходит в условиях, требующих усиленного расхода внутренних резервов человека. Длительные значительные нагрузки без достаточных условий для полного восстановления сил, социальная, коммуникативная депривация и другие факторы оказывают наиболее неблагоприятное воздействие на субъекта, иногда полностью дезорганизуя его трудовую деятельность. При продолжительном и комбинированном влиянии комплекса таких факторов с большой долей вероятности можно ожидать появление ряда выраженных функциональных и психических сдвигов, ухудшение работоспособности, снижение качества работы и перегрузок. Профессия социального работника не является исключением. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся в неблагоприятных условиях жизнедеятельности, является стресс.
R.S.Lazarus, R.Launier [3] считают, что стресс как трансактный процесс начинается со специфической оценки какого-либо события и собственных ресурсов по его преодолению. В результате формируются связанные со стрессом эмоции, возникают адаптивные реакции (копинг). В этом случае стресс является процессом, который протекает в постоянном взаимодействии индивида с окружающим миром.
Наше понимание профессиональной активности соответствует концепции сов-ладающего (копинг-) поведения, которое в последнее время активно изучается в миро-
вой и отечественной психологии [3]. Копинг-поведение (совладающее поведение) предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления стрессовых ситуаций. Стратегии эффективного поведения (совладания) -это, соответственно, привычные либо сформированные способы реагирования в стрессовых ситуациях.
МЕТОДИКА
В Пермской научной школе В.С. Мерлина - Б.А. Вяткина проводятся исследования целостной активности субъекта жизнедеятельности. В рамках разработанной в этой школе концепции профессиональная активность рассматривается как один из механизмов совладания со стрессом. «Копинг-поведение является сложным комплексом активности субъекта в сочетании с его индивидуальными особенностями и опытом. В противодействии стрессу участвует не только личность - активна вся индивидуальность! На наш взгляд, копинг-поведение - ответ на внешний или внутренний вызов субъектности.» [1].
С целью выявления внутренних ресурсов социальных работников нами был разработан «Вопросник активности социального работника». В основу вопросника была положена модель профессиональной активности А.А. Волочкова, структура которой состоит из 4-х компонентов:
1. Потенциал активности, который выражается в соотношении мотивации к профессиональной деятельности и способностей (под способностями к профессиональной деятельности социальных работников мы имеем в виду, прежде всего, коммуникативные способности и эмпатию).
2. Активность регуляции, компонент, выражающий характер соотношения контроля действий при планировании деятельности и действий при фрустрации, неудачи, стрессе.
3. Динамический компонент структуры активности - характеристики темпа, интенсивности, а также стремления к видоизменению деятельности.
4. Результативный компонент, в нашем случае состоящий только из субъективной, внутренней удовлетворенности характером и результатами своей деятельности.
Первоначальный вариант методики состоял из 99 вопросов, сформулированных в соответствии с моделью А.А. Волочкова. Ответы респондентов выражали степень их согласия с суждениями по пунктам, градуировались по пятиступенчатой шкале в диапазоне от 1 (никогда) до 5 (всегда).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Участники исследования. Выборка состояла из 96 человек. Все испытуемые -женщины, социальные работники Центров социального обслуживания населения г. Перми.
Структурная валидность опросника определялась средствами факторного анализа пунктов по методу главных компонент, с последующим Varimax-вращением. При этом эмпирическая факторная структура пунктов опросника сопоставлялась с теоретически ожидаемой, вытекающей из теоретической модели теста (a priori критерий). По критериям Кайзера-Геттмана и Р.Кеттелла (критерий «осыпи») в ходе факторизации матрицы интеркорреляций 99-ти пунктов шкал опросника выделилось 4 значимых фактора.
1. Мотивационная активность социального работника (МАП). Эта шкала связана с удовлетворённостью своими профессиональными результатами. Она выражает отношение к профессии, выраженность профессиональной мотивации и удовлетворённость её процессом и «накопленными» результатами.
2. Волевая активность социального работника (ВАП). Шкала связана с целеустремлённостью, настойчивостью, решительностью, скоростью принятия профессиональных решений.
3. Коммуникативная активность профессионала (КАП). Шкала образована, прежде всего, самооценкой коммуникативных способностей в профессионально важных и типичных ситуациях, а также оценкой интенсивности профессионального общения с клиентами.
Облическое вращение даёт еще один фактор, в котором все указанные пункты трёхфакторного решения образуют единый общий фактор второго порядка. Это показывает, что возможно вычисление суммарного показателя - Профессиональная активность работника социальной сферы (ПАРС).
Таблица 1
Структурная валидность опросника профессиональной активности социальных
работников. (Указаны факторные нагрузки выше 0,30)
Вопросы МАП ВАП КАП ПАРС
В этом месяце я постоянно ловлю себя на мысли: «Надо искать другую работу» -0,62
Мне бы хотелось всю жизнь работать с клиентами 0,49
При первой возможности я сменю профессию -0,79
Я продолжаю работать скорее по привычке, чем по своему желанию -0,64
Профессия социального работника меня устраивает, несмотря на все сложности 0,50
Если бы у меня был выбор, я ушла бы со своей работы -0,72
Другие профессии меня привлекают гораздо больше сегодняшней -0,69
Я жду только подходящего случая уйти из профессии раз и навсегда -0,69
После неудачного посещения у меня всё из рук валится -0,66
После неудачи я беру себя в руки и могу работать как ни в чём ни бывало 0,49
Если кто-то из руководства делает мне замечание, я весь день не могу нормально работать -0,58
После конфликта на работе я долго не могу успокоиться -0,58
Когда что-то расстраивает меня на работе, у меня пропадает всякое желание что-либо делать -0,56
Даже когда что-то на работе меня сильно огорчит, я легко от этого отключаясь, продолжая свою работу 0,38
Разговор с некоторыми людьми способен надолго выбить меня из колеи -0,56
Я быстро ориентируюсь в большинстве рабочих проблем 0,42
Я быстро принимаю решения в большинстве текущих ситуаций 0,42
Мне трудно принять быстрое решение, когда какая-либо ситуация в течение рабочего дня неожиданно меняется -0,46
Выполняя социально-бытовые услуги, я делаю всё максимально интенсивно 0,42
Стараюсь заполнять необходимую документацию быстро 0,49
Нужные слова и поступки приходят мне в голову обычно уже после того, как они должны бы были быть сказаны или сделаны -0,43
Я предпочитаю сначала поговорить с моим подопечным, а потом аккуратно заполнить тетрадь -0,44
Я легко определяю и учитываю настроение своих подопечных 0,45
Я умею внимательно слушать клиента 0,52
Я умею находить слова поддержки в самых сложных ситуациях 0,54
Я проявляю любопытство к внутреннему миру другого человека 0,44
Мне интересно общаться с людьми 0,38
В последнее время на работе меня все раздражает -0,49
Несмотря на усталость, в конце рабочего дня я чувствую удовлетворение от всего сделанного 0,43
Мне нравится постоянное общение с разными людьми 0,49
Надежность шкал опросника определялась по стандартизированному коэффициенту альфа Л. Кронбаха (одномоментная надежность). Коэффициенты надежности выявленных шкал вопросника составили, соответственно: МАП - 0,895, ВАП - 0,776, КАП - 0,820, ПАРС - 0,683.
ВЫВОДЫ
1. Психометрическая проверка авторского опросника профессиональной активности социальных работников показала, что он в целом соответствует теоретической модели, лежащей в его основе. Проведенной психометрической проверки достаточно для того, чтобы использовать опросник в практических целях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волочков, А. А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход/ А. А. Волочков; Перм.гос.пед.ун-т. - Пермь, 2007. С.253-264.
2. Постылякова, Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности/ Ю.В. Постылякова//Психологический журнал.- 2005.-Т.26 - №6. - С. 35-43.
3. Lasarus,R.S. Stressbezogene Transaktionen zwischen Person und Umwelt/ R.S. Lazarus, R. Launier// Stress: Theorien, Untersushunden, Massanahmen. - Bern: Huber, 1981. S.213-259.
ИЗМЕНИТЬ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Геннадий Сергеевич Орлов, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой
Марк Абрамович Рубин, кандидат педагогических наук, профессор
Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П.Ф. Лесгафта (СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта) г. Санкт-Петербург
Аннотация
Успехи российского футбола носят локальный характер, сборная России по футболу находится на 22-24 месте в мире, а в ее составе мало футболистов высокого класса.
Для того чтобы повысить класс и уровень отечественного футбола, необходимы не только организационные усилия, но и новый подход к работе тренеров в сфере детско-юношеского футбола. В первую очередь, надо пересмотреть критерии их работы и изменить систему соревнований.
Ключевые слова: футбол, критерии оценок
TO CHANGE CRITERIA OF ESTIMATIONS
Gennady Sergeevich Orlov, the candidate of pedagogical sciences, the professor, head of
the chair
Mark Abramovich Rubin, the candidate of pedagogical sciences, the professor St.-Petersburg state university ofphysical culture of a name ofP.F.Lesgafta
St.-Petersburg
Abstract
The successes of Russian football has a local character. The Russian football team is on the 2224th place in the world and there are very few good football players.
It is necessary to improve the work of child-youth trainers and organization in order to increase the level of our football. First and foremost we must reconsider criterions of their work and change the competition system.
Keywords: Russian football, reconsider criterions
Российский футбол медленно, но верно выходит из кризиса. Реализуются на практике конкретные программы Российского футбольного союза. Только за послед-