24
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 2(24)
УДК 338.22
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЗАКАЗЧИКА - БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Е.Р. Борисова
В статье представлен один из основополагающих принципов контрактной системы - профессионализм заказчика. В ходе анализа Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 05.04.2013 г № 273-Ф3 «Об образовании в РФ», профессиональных стандартов «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок» рассматривается сущность данного принципа применительно к сфере государственных и муниципальных закупок, определяется его специфика, направления дальнейшего его совершенствования.
Ключевые слова: контрактная система; профессионализм; контрактная служба; контрактный управляющий; члены комиссий; профессиональный стандарт.
E.R. Borisova. THE PROFESSIONALISM OF THE CUSTOMER - THE BASIC PRINCIPLE OF THE CONTRACT SYSTEM OF PUBLIC PROCUREMENT
The article considers one of the fundamental principles of the contract system - the professionalism of the customer. In the course of the analysis of the Federal law of 05.04.2013 № 44 «About contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs», the Labour code of the Russian Federation, the Federal law of 05.04.2013 № 273 «About education in the Russian Federation», professional standards «Specialist in procurement», «Expert in procurement», the essence of this principle in the field of public procurement is considered, its specific nature, areas for further improvement are determined.
Keywords: the contract system; professional contract service; contract Manager; members of commissions; professional standard.
Компетентное управление всем циклом закупки продукции для государственных и муниципальных нужд является одним из инструментов повышения эффективности расходования бюджетных средств. Квалифицированные специалисты, осуществляющие управление закупками, необходимы любому заказчику, именно они выстраивают стратегию закупки продукции, выбирают оптимального поставщика, несут ответственность за эффективное исполнение контракта.
В первую очередь отметим, что любой принцип носит базовый характер применительно к соответствующей научной области, в силу чего на основе фундаментальных принципов строится вся система научной сферы исследования. В нашем случае такой сферой выступает контрактная система закупки продукции для государственных и муниципальных нужд [6]. Случаями применения принципа профессионализма контрактной системы являются соответствующие нормативно-правовые документы, направленные на его реализацию.
Принцип профессионализма заказчика определен наряду с другими пятью принци-
пами (открытости, обеспечения конкуренции, стимулирования инновационной деятельности, единства, ответственности и эффективности) в первой главе Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ-44) в ст. 9 [2; 7]. Из положений ФЗ-44 следует, что принцип профессионализма заказчика реализуется посредством профессионализма: 1) работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссий заказчика; 2) работников специализированных организаций, уполномоченных органов; 3) работников контрольных органов. Таким образом, принцип профессионализма охватывает большую часть участников контрактной системы, выполняющих нормы ФЗ-44.
Одним из наиболее существенных проявлений реализации принципа профессионализма заказчика является формирование контрактных служб заказчика, что определено ст. 38 ФЗ-44.
Выстраивание структуры контрактной службы. Контрактная служба заказчика формируется в организации одним из двух способов: 1) создание отдельного структурного
Экономические науки
25
подразделения; 2) без образования отдельного структурного подразделения. Критерием выбора способа создания контрактной службы выступает совокупный годовой объем закупок по плану-графику закупок. Если он превышает 100 млн руб., то однозначно заказчик обязан создать контрактную службу как отдельное структурное подразделение. Если совокупный годовой объем закупок менее 100 млн руб., то заказчик может: 1) создать контрактную службу как отдельное структурное подразделение;
2) создать контрактную службу без образования отдельного структурного подразделения (утверждение постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы);
3) назначить одного или нескольких контрактных управляющих: определяется одно или несколько должностных лиц, ответственных за выполнение контрактов. Из ФЗ-44 следует ряд ограничений, которые необходимо учитывать при формировании контрактной службы. Численность контрактной службы не может быть менее двух человек. В случае создания контрактной службы как отдельного структурного подразделения ее возглавляет руководитель контрактной службы, назначаемый приказом руководителя заказчика, в случае без образования отдельного структурного подразделения -один из заместителей руководителя заказчика.
Требования к контрактной службе. В ФЗ-44 оговорены некоторые требования к формированию контрактных служб заказчика. Во-первых, такая контрактная служба должна действовать в соответствии с типовым положением о регламенте работы контрактной службы, утвержденным Министерством экономического развития РФ [4]. Во-вторых, определены требования к образованию работников контрактных служб. Согласно ФЗ-44 работники контрактных служб (контрактные управляющие) должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, что определено в ст. 38, ч. 6 ФЗ-44. Вместе с тем к этой норме есть переходное положение, оговоренное в ст. 112 ФЗ-44: до 1 января 2017 г. работником контрактной службы (контрактным управляющим) может быть лицо, получившее дополнительное образование в сфере размещения заказов.
Принцип профессинализма заказчика подразумевает, что работодатель должен принимать меры по повышению квалификации тех должностных лиц, которые в той или иной мере заняты процессом закупки продукции для государственных и муниципальных нужд. Данное положение ст. 9 ФЗ-44 подтверждается нормами Трудового кодекса РФ, ст. 196 кото-
рого обязывает работодателя повышать квалификацию работников, предполагающих выполнение соответствующих функций, если таковое предусмотрено федеральными законами [1]. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №2 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к уровням дополнительного образования относятся: 1) повышение квалификации, 2) профессиональная переподготовка [3]. Программы первого уровня направлены на совершенствование новых компетенций, программы второго уровня - на получение компетенций, необходимых для получения новой квалификации (нового вида профессиональной деятельности). При этом такие программы дополнительного образования должны учитывать требования профессиональных стандартов.
Вопрос создания контрактной службы достаточно четко определен в вышеназванном Типовом регламенте о контрактной службе. Цель создания контрактной службы вытекает из положения ст. 38 ФЗ-44 и состоит в обеспечении заказчиков теми товарами, работами, услугами, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Все положения ФЗ-44 реализуются заказчиками через контрактную службу. Отдельные функции работников контрактной службы (контрактных управляющих) определены в ст. 38 ФЗ-44 и Типовом регламенте о контрактной службе. Выполнение трудовых функций работников контрактных служб разбиты на все этапы сферы закупок продукции для государственных и муниципальных нужд: 1) планирование, обоснование и нормирование; 2) определение поставщика и заключение с ним контракта; 3) исполнение контракта. Логика формирования этих функций следует из того, что нормы ФЗ-44 заказчики реализуют посредством непосредственной деятельности работников контрактной службы, что должно отражаться в специальном документе «Положение о закупках заказчика». Контрактная служба выступает как маркетинговое подразделение, поскольку одна из важнейших ее задач - исследование рынка закупаемых товаров, работ, услуг. Такое исследование рынка необходимо, в том числе, для формирования плана закупок, обоснования начальной максимальной цены. Постоянный мониторинг рынка продукции, отслеживание тех товаров, работ, услуг, которые закупаются заказчиками для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать работники контрактной службы. На контрактную службу заказчика возложено проведение процедур с использованием введенной с 01.01.2016 г. Единой информаци-
26
вестник Российского университета кооперации. 2016. № 2(24)
онной системы закупок, размещение в этой системе всех видов информации и документов, предусмотренных ФЗ-44, внесение в них изменений. Важнейшей функцией работников контрактной службы является взаимодействие с поставщиками в процессе исполнения государственного или муниципального контракта, расторжение и изменение контракта. Не последней по значимости является возложенная на работников контрактной службы функция ведения претензионной работы.
Комиссии по осуществлению закупок. Этот институт не новый для заказчика, он был учрежден рядом законов о размещении заказов. Комиссии по осуществлению закупок создаются во всех случаях проведения закупочных процедур, за исключением закупки продукции способом у единственного поставщика. ФЗ-44 (ст. 39) предоставляет заказчику возможность создания нескольких видов комиссий: единой, конкурсной, аукционной (по этим трем видам количество членов должно быть не менее пяти человек), котировочной, комиссии по запросу предложений (в последних двух - не менее трех человек). В ФЗ-44 есть положение, устанавливающее требование профессионализма членов комиссий заказчика: в состав комиссий должны быть преимущественно включены лица, имеющие дополнительное профессиональное образование в сфере закупок или обладающие специальными знаниями по предмету закупаемой продукции. ФЗ-44 достаточно жестко регламентирует требование к независимости членов комиссии заказчика, предъявляются особые требования к их неаффилированности и независимости от тех участников закупки, заявки которых рассматриваются.
Принцип профессионализма заказчика нашел свое подтверждение в принятых профессиональных стандартах «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок», в соответствии с которыми с 01.07.2016 г. работодатели получают право проводить кадровую политику в области закупок, аттестовывать специалистов и повышать их квалификацию [5].
Таким образом, можно сделать выводы: 1) принцип профессионализма заказчика является базовым принципом контрактной сис-
темы, поскольку от профессионального уровня специалистов, занятых в сфере закупок, зависит качество принимаемых решений и достижение основной цели закупок - удовлетворение государственных и муниципальных нужд; 2) ФЗ-44 установил круг лиц, на которые распространяется принцип профессионализма заказчика: работники контрактных служб, контрактные управляющие, члены комиссий. Однако в сфере закупок продукции для государственных и муниципальных нужд задействовано больше лиц заказчика с одной стороны и совсем не обозначен принцип профессионализма других участников контрактной системы. Данные аспекты нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Список литературы
1. Трудовой кодекс РФ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 3.
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.
3. Об образовании в РФ: федер. закон от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598.
4. Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе: приказ Министерства экономического развития РФ от
29.10.2013 г. № 631 // Рос. газ. 2013. 04 дек.
5. Приказы Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок», № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
6. Борисова Е.Р. Методологические основания контрактной системы закупки продукции для государственных и муниципальных нужд // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 4 (22). С. 20-24.
7. Борисова Е.В. Роль государственных закупок в формировании инновационной экономики России // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 2. С. 11-15.
БОРИСОВА Елена Рафаиловна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: elrajborisova@mail.ru.
BORISOVA, Elena Rafailovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: elrafborisova@mail. ru.