В каждой зоне находится различное количество материала, способствующее выработке у ребенка определенных умений и навыков. После проведения «круга один», детям предлагается пойти рисовать (или лепить, или заняться аппликацией). Все дети идут в зону продуктивной деятельности и каждый занимается в ней то количество времени, которое соответствует его возрасту, интересам, психофизическим возможностям, состоянию эмоционально-волевой сферы.
Затем, постепенно, дети с родителями расходятся по разным зонам (соответственно интересам ребенка на данный момент), где ведется свободная игровая деятельность. В выбранной зоне ребенок может работать с одним или несколькими материалами любое количество времени, иногда даже все оставшееся время до «круга два». Далее, убрав за собой материал, дети могут перейти в другую зону и работать со свободным материалом, соблюдая при этом правила работы в группе, указанные ранее.
По истечении 40 минут педагог вновь дает детям звуковой сигнал колокольчиком и предлагает собраться в круг.
Заключительная часть («круг два»). Включает в себя следующие этапы: драматизацию сказки, совместные игры в кругу, пальчиковые игры, ритуал прощания (задувание свечи). После того, как дети по
очереди задуют свечку, все друг с другом прощаются. Занятие закончилось.
По окончанию занятия, каждый ребенок вместе с родителем проверяет место своей работы в зонах, убирает за собой дидактический материал и только после этого уходит домой.
Литература
1. Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы. Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. Вузов / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2007.
3. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е.А. Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребе-левой; Ин-т коррекц. педагогики РАО. Изд. 2-е. М.: Экзамен, 2004.
4. Основы коррекционной педагогики. Учебно -методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЦЕЛОСТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Е.А. СЕЛЮКОВА,
кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета Научная специальность: 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования
E-mail: [email protected]
Аннотация. Описаны главные составляющие педагогического процесса, показана роль педагогического коллектива в успешном функционировании образовательного учреждения; проанализированы стадии развития педагогического коллектива, основные черты успешно функционирующего коллектива; знания, умения и деловые качества педагога.
Ключевые слова: педагог, педагогический коллектив, профессиональные качества, профессиональная компетентность.
PROFESSIONALISM AND COMPETENCE OF TEACHERS AS THE BASIC COMPONENTS DEFINING INTEGRITY OF PEDAGOGICAL COLLECTIVE
E.A. SELJUKOVA,
the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university 13.00.01 — the General pedagogics, pedagogics and formation history
E-mail: [email protected]
Annotation. In article the main components of pedagogical process are described, the role of pedagogical collective in successful functioning of educational institution is shown (stages of development of pedagogical collective, the basic lines of successfully functioning collective are analysed; knowledge, abilities and business qualities of the teacher). Keywords: the teacher, pedagogical collective, professional qualities, professional competence.
В образовательных учреждениях, как правило, функционируют два самостоятельных и в то же время тесно взаимосвязанных коллектива: коллектив учащихся; коллектив педагогов. Каждый из этих коллективов имеет свои задачи, свое содержание деятельности, свою систему взаимоотношений и свой функционал. Решающую роль в образовательном учреждении играет педагогический коллектив как целостное объединение, призванное обеспечить успешное функционирование данного учреждения.
Основными составляющими, характеризующими целостность педагогического коллектива, выступают: профессионализм и компетентность педагогов, представляющие собой тот содержательный стержень, на котором держится вся образовательная система учреждения. Профессионализм предполагает хорошее владение профессиональными знаниями и умениями, владение своим предметом, умение увлечь им учащихся, найти те приемы и способы, которые помогут учащимся овладеть предлагаемыми знаниями. Профессионализм предполагает наличие профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность и оптимальность выполнения своих профессиональных функций.
Осознание и оценка своих профессиональных качеств, знаний, умений и навыков рассматривается как содержание профессиональной компетентности, которая дополняется характером самооценки профессиональных потребностей и мотивов деятельности. Критериями развития профессиональной компетентности могут быть: самооценка профессио-
нальных качеств и притязаний; сформированность профессионального целеполагания; способность к выработке программы действий, ее реализации, анализу и коррекции.
Профессиональная компетентность отличается от профессионализма тем, что предполагает осознание «себя» в профессиональной деятельности, что означает осознание своих потребностей, интересов, стремлений, ценностных ориентаций, социальных ролей и мотивов; соотношение профессионально важных качеств с их нормативом — общественно значимыми требованиями профессии; выработку собственной линии поведения, своего индивидуального стиля занятости на основе оценки себя как профессионала.
Профессиональная компетентность определяется как процесс осознания «себя» в каждой из трех составляющих пространства профессионального труда: системе профессиональной деятельности; системе профессионального общения; системе развития собственной личности.
Уровень профессионализма и компетентности педагогов в конкретном определенном учреждении характеризует степень сформированности педагогического коллектива. При низком уровне или разноуровневом профессионализме каждый педагог работает в своей логике и естественно, педагогический коллектив, как таковой, работает вразнобой. Только высокий уровень профессионализма и профессиональной педагогической компетентности всех педагогов или, по крайней мере, большинства, обеспечат наиболее результативную деятельность педагогического коллектива.
При наличии любой направленности деятельности чрезвычайно важно, чтобы жизнедеятельность педагогического коллектива сопровождалась благоприятным психологическим климатом. Психологический климат, как правило, характеризуется взаимопониманием, взаимоподдержкой, высоким уровнем эмпатийности, коллективистическими отношениями. Благоприятный педагогический коллектив строится на нравственных и коллективистических началах, на ответственности, открытости, контактности, организованности, эффективности и информированности.
Нравственность предполагает внутриколлектив-ные отношения на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Коллективистические начала включают в себя постоянную заботу членов коллектива об его успехах, умение решать все проблемы сообща в соответствии с интересами коллектива, создание добрых традиций, стремление добиться желаемых результатов. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого ученика, за его знания и развитие. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива принимают определенные обязательства, подтверждают свои слова делами, объективно оценивают свои успехи и неудачи, сознательно подчиняются дисциплине. Открытость предполагает способность устанавливать и поддерживать хорошие, построенные на доброжелательности, взаимоотношения с другими коллективами.
Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность, хорошие личные, эмоциональные, благоприятные, дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность позволяет оперативно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. Эффективность обеспечивает успешность решения стоящих перед коллективом задач. Информированность предполагает четкое знание задач, которые необходимо решать коллективу, знание содержания и итогов работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения.
Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга [1, 6, с. 123, 124].
Сплоченность коллектива во многом зависит от стадий его развития.
Проблема стадий развития коллектива рассматривалась А.С. Макаренко, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.Н. Лутошкиным и др. Наиболее устоявшейся стала следующая трактовка.
На первой стадии (притирка) люди приглядываются друг к другу, стараются показать свое «Я». На этой стадии отсутствует коллективное творчество, решающую роль в сплочении коллектива играет руководитель. Вторая стадия (конфликтная) характеризуется образованием группировок, открыто выраженным разногласием, борьбой за лидерство; здесь приобретают значение личные взаимодействия, возникают противодействия между руководителями и отдельными подчиненными. На третьей стадии (экспериментирование) коллектив начинает работать рывками, возникает интерес работать лучше, другими средствами и методами. На четвертой стадии (творчество) появляется опыт успешного решения проблем, каждый член коллектива гордится своей принадлежностью к нему. На пятой стадии внутри коллектива формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения в основном становятся неформальными.
Таким образом, уровень профессионализма, сплоченности, наличие единых взглядов, концептуальных подходов в педагогическом коллективе определяет эффективность и качество работы данного образовательного учреждения.
Литература
1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. Тюмень, 1997.
2. БатышевА.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. М., 2003.
3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, термины, активная лексика. М., 1999.
4. Гильманов С.А. Творческая индивидуальность учителя. Тюмень, 1995.
5. Липман О. Психология профессий. М., 1993.
6. Сергеева В.В. Управление образовательными системами. М., 2000.