РАЗДЕЛ III
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности
УДК 378.1
Ангеловский Алексей Анатольевич
Кандидат педагогических наук, заместитель директора лингвистического центра ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», [email protected], Челябинск
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛЬНЫЕ АГЕНТЫ ПЕРВИЧНОЙ И ВТОРИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
Angelovskiy Aleksey Anatolievich
The candidate of pedagogical science, deputy director of the Linguistic centre, South Ural State University, [email protected], Chelyabinsk
PERSON'S PROFESSIONALIZATION. SOCIAL AGENTS OF THE PRIMARY AND SECONDARY PROFESSIONALIZATION
Профессионализация личности, или профессиональная социализация -это процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для профессиональной деятельности. Целесообразно разграничение первичной и вторичной профессионализации.
Первичная профессионализация есть процесс становления специалиста. Она включает в себя приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала профессиональной деятельности, т. е. приобретение специальности. В силу своего характера, первичная профессионализация непосредственно связана с профессиональным образованием, ее целью и результатом является становление специалиста, поэтому она может быть охарактеризована как специализация. Соответственно, показателем успешного прохождения этапа первичной профессионализации является окончание профессионального образования и получение профессиональной квалификации.
Специфика первичной профессионализации состоит в том, что в ее процессе личность становится подлинным субъектом профессиональной деятельности и профессиональных отношений, обретает профессиональный статус и, таким образом, получает возможность активного и функционального участия в социальных процессах.
Вторичная профессионализация имеет своей целью превращение специалиста в профессионала, т. е. психолого-педагогическое, социальное и мировоззренческое развитие личности, формирование особого профессионального мастерства, творческого подхода к профессиональной деятельности и широкого профессионального мировоззрения, включающего в себя духовно-нравственный компонент. Вторичная профессионализация представляет собой становление и развитие профессионализма личности в ходе трудовой деятельности на основе накопления и использования профессионального опыта, профессиональной активности человека и широкого мировоззренческого подхода к решению профессиональных задач.
Таким образом, с одной стороны, процесс профессионализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью профессиональной зрелости, которая характеризуется обретением высокого профессионального мастерства и статуса; с другой стороны - профессионализация продолжается в течение всей жизни человека, поскольку совершенствование профессионального мастерства и развитие профессионализма не ограничено какими-либо временными рамками.
Ядром первичной профессионализации, ее центральным компонентом и главнейшим этапом является профессиональное обучение, получение конкретной специальности в вузе или другом профессиональном образовательном учреждении. Главной целью профессионального обучения является приобретение определенных знаний, навыков и умений, необходимых для успешного осуществления конкретного типа профессиональной деятельности. Однако получение специальности не исчерпывает содержание этого этапа профессионализации. Процесс профессиональной подготовки в вузе предполагает целенаправленное формирование у будущих специалистов системы социально-профессиональных качеств, глубоких убеждений, мировоззренческих позиций, что составляет фундамент для развития профессионализма. Кроме того, профессиональный интерес, не отягощенный общечеловеческими нравственными ценностями, может стать причиной профессиональной узости, поэтому значимым компонентом профессионального обучения должно стать нравственное воспитание.
Студенческий возраст обычно определяется в исследовательской литературе как поздняя юность личности - 17-25 лет. По мнению И. С. Кона, этот период в становлении личности характеризуется тем, что «ведущей сферой деятельности становится труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей. Образование, которое продолжается и на этом этапе развития, становится не общим, а специальным, профессиональным, причем сама учеба в вузе может в известном смысле рассматриваться как вид трудовой деятельности» [3, с. 45].
Основной формой профессионализации личности на этапе вузовской подготовки является профессиональное воспитание как освоение профессионального опыта и формирование навыков к конкретному виду профессионального труда. Однако содержание профессионального воспитания не ис-
черпывается задачами практического освоения профессии. Получивший определенную профессиональную квалификацию специалист только в том случае сможет пройти путь к профессионалу, если его профессиональное становление включало в себя не только приобретение навыков и умений, но и формирование духовных качеств и установок, позволяющих ему решать актуальную личностную проблему перехода к активной, самостоятельной, творческой и ответственной профессиональной роли.
Для успешного выполнения функций субъекта профессиональных отношений индивид должен не только овладеть знаниями, навыками и умениями в условиях профессионального обучения, но и освоить культурное наследие общества, сделать его достоянием своего внутреннего мира. «Социальная философия вузовского образования заключается в передаче общечеловеческих ценностей в процессе обучения каждого индивида специальным профессиональным навыкам, а с ними и правилам социального саморегулирования. Общество определяет форму профессиональной специализации будущих специалистов. Задача каждого индивида - осознанно реализовать свои социально-профессиональные и духовные приобретения в обществе. Задача институтов образования - подготовить будущего специалиста к самореализации посредством обучения его общечеловеческим ценностям, развившимся в ходе исторической эволюции общества» [2, с. 18-19].
Таким образом, традиционное понимание профессионального воспитания как процесса формирования профессионально важных качеств должно быть переосмыслено в новых исторических условиях, когда неотъемлемой составляющей профессионализма является духовность и нравственность.
Целью профессионального воспитания является личностное развитие субъекта, формирование профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентации, обеспечивающих непрерывное развитие, самоактуализацию и полноценное участие в профессиональной жизни. Конкретизируя цели профессионального воспитания в вузе, выделим следующие задачи:
- адаптация первокурсников к среде профессионального учебного заведения;
- создание условий для дальнейшей профессионализации учащейся молодежи; обеспечение духовно-нравственного становления;
- оказание помощи в социальном и профессиональном самоопределении;
- развитие профессионально важных способностей человека и социально-значимых качеств;
- содействие нахождению своего места в профессиональном мире после завершения образования и формирование конкурентоспособности выпускников;
- формирование профессионально-этических норм поведения;
- освоение личностью объективной системы профессиональных ролей;
- становление профессиональной культуры будущего специалиста.
В современной исследовательской литературе также представлено мнение, согласно которому основной целью профессионального воспитания должно быть обеспечение соответствия индивидуальных качеств личности
общественным требованиям, предъявляемым к профессии. В основе этой идеи лежит сформулированное Т. Парсонсом положение о том, что результат профессиональной деятельности (ее успешность и удовлетворенность ею) зависит от степени соотнесенности индивидуальных качеств с требованиями к профессии [9]. Это положение в рамках различных теорий толковалось как соответствие направленности личности объективным характеристикам профессии; индивидуальных особенностей личности типам профессий; стремлений личности объективным условиям профессиональной деятельности; личных профессиональных мотивов социальным требованиям к профессии; типа личности типу профессиональной среды; профессиональных альтернатив ожидаемому успеху и т. д.
Новая парадигма профессионального воспитания, обусловленная требованиями гуманизации профессиональных отношений, основана на утверждении в качестве основной цели воспитания развитие у студентов активной жизненной и профессиональной позиции, способности к творчеству, заинтересованности и потребности в саморазвитии. «Сегодня профессиональное воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности профессиональной социализации учащейся молодежи в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности. Основным содержанием профессионального воспитания, таким образом, становится обеспечение процесса социализации личности профессионала и саморазвития человека» [1, с. 45].
Важнейшей составляющей профессионального воспитания является профессиональное образование как система социокультурных, воспитывающих и развивающих воздействий на человека, направленных на формирование необходимых для данной профессии знаний, умений, качеств личности. По мнению А. Н. Лейбовича, профессиональное образование - это процесс и (или) результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением заранее установленными знаниями, умениями и навыками по конкретным профессиям и специальностям [4].
В современном обществе быстрыми темпами растет значимость профессионального образования. Увеличивается удельный вес лиц с профессиональным образованием на рынке труда. Для настоящего времени характерна тенденция приобретения не просто образования, а профессионального образования - иногда вне зависимости от его уровня.
Профессиональное образование преследует следующие цели:
1. Создание условий для овладения профессиональной деятельностью. Для каждого человека профессиональное образование выполняет две основные функции: а) является средством самореализации личности в профессиональном труде; б) является средством обеспечения устойчивости профессиональной карьеры индивида в условиях рыночной экономики.
2. Воспитание социально-активных членов общества для творческого участия в производстве, ответственности за результаты своего труда, состояние окружающей среды и т. д.
3. Обучение методам непрерывного самообучения для поддержания конкурентоспособности индивида на рынке труда и более полного раскрытия способностей личности.
Система профессионального образования в современном обществе должна решать двуединую задачу: во-первых, выполнять социальный заказ общества - готовить специалистов, необходимых на данный момент для удовлетворения общественных потребностей в трудовых и профессиональных ресурсах; во-вторых, в процессе профессиональной подготовки ориентироваться на развитие личности специалиста, становление его духовно-нравственного облика, воспитание потребности в непрерывном духовном саморазвитии и профессиональном самосовершенствовании. Гармонизация этих двух задач и их успешное выполнение в каждом конкретном профессиональном учебном заведении является социальным условием развития профессионализма.
Для духовного становления и развития личности в ходе профессионального образования необходима благоприятная по степени комфортности окружающая среда. Н. А. Коваль в своем исследовании использует понятие «гуманитарная среда» вуза. Структура гуманитарной среды - это система устойчивых связей и отношений, влияющих на учебно-воспитательный процесс, это духовное пространство учебного заведения. Гуманитарная среда обеспечивает профессиональную подготовку, формирование духовно-нравственной зрелости студентов, что в конечном итоге социально реализуется в таких качествах, как инициатива и ответственность, потребность в постоянном обогащении и обновлении своих знаний, способность принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь [2, с. 86-88]. Дополним к этому, что наличие и влияние гуманитарной среды профессионального учебного заведения является одним из необходимых условий успешной профессионализации личности и становления ее профессионализма. Признаками гуманитарной среды можно считать:
- процесс демократизации в вузе - наличие специальных курсов по выбору, разнообразие форм обучения и приобщения к научно-исследовательской деятельности;
- структура учебного процесса, приближенного к потребностям студентов и их будущей профессиональной деятельности;
- благоприятный нравственно-психологический климат в преподавательском и студенческом коллективе;
- наличие условий для общекультурной подготовки студентов, развитие творческого мышления и инициативы;
- осуществление мероприятий по социальной защите членов вузовского коллектива, моральное и материальное стимулирование наиболее активных и одаренных студентов;
- наличие развитой материально-технической базы и социокультурной сферы обучения.
Главным системообразующим фактором в процессе вузовской профессионализации является учебный процесс как ядро формирования всех
социально-профессиональных и духовно-нравственных качеств будущего специалиста. Необходимым условием, превращения учебного процесса в фактор профессионализации является выдвижение на первый план личностно-ориентированного подхода к обучению, усиление как заинтересованности студентов в получении профессиональных знаний и умений, так и в нравственно-гуманистическом развитии.
В вузовской профессионализации особая роль принадлежит преподавателю, формирующему интеллектуальный и гуманистический потенциал общества. «Чем выше профессионально-творческий, духовный потенциал ученого-педагога, тем благоприятнее условия для развития духовности студентов, совершенствования их учебной и профессиональной подготовки, тем больше способов самореализации. Деятельность педагога - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса вуза, оказывающая существенное влияние на его микросреду, развитие и воспитание личности» [2, с. 95]. Среди прочих качеств, необходимых для успешной преподавательской деятельности, следует выделить широту кругозора, эрудицию, работоспособность, установку на творчество, осознание духовной значимости своего влияния на студентов, потребность в непрерывном профессиональном самообразовании, компетентность и др.
При этом процесс обучения не должен быть односторонней передачей некоторой суммы знаний от преподавателя к студенту, скорее он может быть охарактеризован как двусторонний процесс. Профессиональное образование только тогда успешно выполняет свою функцию, когда сумма знаний, которую преподаватель передает студенту в процессе обучения, становится интеллектуальной культурой, мировоззрением и миропониманием как обучающих, так и обучающихся [7, с. 16]. Преподаватель существенным образом способствует профессиональному формированию студентов. Но в свою очередь, в ходе процесса обучения, под влиянием слушателей осуществляет собственный профессиональный рост. Следовательно, образование и наука должны пойти по пути гармонизации, формирования целостных представлений и в сознании преподавателя, и в сознании студента.
Итак, профессиональное воспитание в вузе представляет собой специально организованный, контролируемый процесс, в ходе которого происходит профессиональное становление специалиста, развитие профессиональной структуры его личности, постепенный переход от вчерашнего школьника к субъекту самостоятельного профессионального труда. Вузовское профессиональное воспитание завершает первичную профессионализацию человека. В том случае, когда человек получает профессиональное образование в других профессиональных учебных заведениях - техникумах, колледжах и т. д., именно эти организации становятся агентами профессионализации.
Успешное окончание профессионального учебного заведения и получение соответствующей специальности завершает первичную профессионализацию субъекта и становится отправной точкой его вступления в мир профессиональных отношений. В ходе конкретной профессиональной
деятельности происходит вторичная профессионализация личности, становление ее профессионализма. В основе вторичной профессионализации лежит профессиональная активность личности, установка на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование, накопление профессионального опыта, усвоение норм профессиональной этики. Превращение специалиста в профессионала происходит, таким образом, в процессе профессионального труда. Но это возможно лишь в том случае, если в ходе первичной профессионализации человек не только получил соответствующую профессиональную подготовку, но и заложил основы гуманистического мировоззрения, воспитал в себе активную и творческую личность. Психологическим фактором становления профессионализма является направленность личности на совершенствование и творчество, социальным - усвоение широкого спектра норм, ценностей и ориентации, как профессиональных, так и общечеловеческих.
Специфика вторичной профессионализации состоит в том, что, во-первых, этот процесс не является формализованным, он не ограничен ни временными, ни организационными рамками (единственным формальным моментом в ходе вторичной профессионализации являются разнообразные формы повышения квалификации, аттестации и т. д.); во-вторых, основной формой профессионализации на этом этапе становится профессиональное самовоспитание, соответственно, основным социальным агентом вторичной профессионализации является сам субъект профессиональной деятельности.
Агентами вторичной профессионализации являются также трудовые коллективы деловых организаций, в которых трудится субъект. «Деловые организации - фирмы и учреждения, которые либо возникают сами для коммерческих целей, либо создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач. Членство в них обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, коммерческой целесообразности [6, с. 285].
Профессиональная деятельность субъектов осуществляется, главным образом, в рамках деловых организаций. Ведущие современные социологи отмечают, что одной из общественных функций деловых организаций является функция социализации, включающая в себя информационную, образовательную и воспитательную составляющие [6, с. 286]. Отметим также, что в функцию социализации следует включить ее профессиональную составляющую. Трудовые коллективы в целом не учат человека профессии и не ставят перед собой такую задачу, хотя возможен и подобный вариант, в том случае, если профессиональное образование не обеспечило личность необходимыми профессиональными навыками. Но их роль в деле становления профессионала достаточно велика. Именно под влиянием профессиональной среды происходит усвоение нравственной составляющей личности профессионала, формирование профессиональной морали субъекта. Нравственно-психологический климат в организации существенно влияет
на динамику творческой активности субъекта, на устремленность личности к профессиональному росту.
Несмотря на определенное влияние, которое оказывают на профессиональное становление человека его коллеги и профессиональное окружение, основной формой профессионализации на этапе самостоятельной трудовой деятельности является самовоспитание и профессиональное самосовершенствование. Успешность профессионального самовоспитания зависит, главным образом, от активности личности, от ее стремления к совершенству, от желания достичь вершин в профессиональном мастерстве. Немалую роль в этом процессе играет также общая гуманистическая направленность и мировоззренческая подготовка специалиста, его способность к широкому и, вместе с тем, глубокому видению профессиональных и социальных проблем [8, с. 145]. Таким образом, становление профессионализма личности в ходе вторичной профессионализации опирается не только на профессиональные знания и умения личности, но и на заложенные в ходе первичной профессионализации духовно-нравственные и мировоззренческие основы.
Формирование профессионализма возможно и в условиях репрофессио-нализации. До недавнего времени российская государственная политика занятости гарантировала каждому члену общества пожизненную занятость. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Частым явлением стала потеря рабочего места, необходимость смены профессии. Современный рынок труда ставит человека в ситуацию, когда он вынужден начинать свое профессиональное становление заново: желание выбрать ту или иную профессию стало корректироваться не только психофизиологическими возможностями человека, но и ограничениями, накладываемыми рынком труда. Но даже радикальная смена профессии уже в зрелом возрасте не означает невозможности полного овладения ею при условии наличия мировоззренческих и духовно-нравственных оснований для профессионального развития личности. Успешной репрофессионализации способствует соответствующая государственная политика, развитие системы профессионального консультирования, служб занятости - соответствующей инфраструктуры по оперативному предоставлению образовательных услуг для безработных или желающих получить новую профессию.
Роль общества и государства в профессионализации личности заключается в следующем:
- обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии;
- развитие новых форм занятости и путей самореализации личности в условиях социокультурной динамики общества;
- достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
- прогнозирование профессиональной успешности в трудовой деятельности;
- обеспечение соответствия уровня профессионализма личности ее социальному статусу, а также достойному благосостоянию.
В социально-психологических исследованиях профессионального развития личности иногда в качестве завершающего этапа этого процесса рассматривается т. н. «послепрофессионализм». Так, выделяя послепрофессио-нализм как заключительный этап развития человека-профессионала, связанный с завершением трудовой деятельности, А. К. Маркова исходит из положения о тесной и непосредственной связи профессионализма личности и процесса трудовой деятельности [5, с. 749-755].
Несомненно, такая связь является прямой и очевидной: профессионализм формируется и развивается в ходе профессиональной деятельности субъекта. Однако, на наш взгляд, завершение активной трудовой деятельности субъектом в связи с достижением определенного биологического возраста и уходом на пенсию никоим образом не означает автоматической утраты им профессиональных умений и навыков и тем более не приводит к потере ценностных ориентиров и сужению мировоззренческого горизонта. Возраст человека или состояние его физического здоровья не является непосредственной причиной послепрофессионализма, т. е. такого состояния личности, при котором происходит частичная или полная утрата профессиональности. Напротив, трудовой и жизненный опыт человека является неотъемлемой составляющей истинного профессионализма: очень часто широта мировоззренческого горизонта, умение глубоко анализировать профессиональные проблемы и увязывать их с комплексом всех стоящих перед профессионалом задач приходит именно с возрастом, в процессе накопления профессионального опыта и жизненной мудрости.
Профессиональная деградация личности есть процесс, обратный профессиональному развитию, он характеризуется разрушением цельности профессионального сознания, потерей интереса к профессии, утратой ценностных ориентиров, а иногда и самих профессиональных умений и навыков. Причины этого явления зачастую коренятся не столько в физическом или психологическом состоянии человека, сколько в социально-экономических условиях его жизни и профессиональной деятельности (падении престижа профессии, недостаточной материальной заинтересованности в результатах своего труда и т. д.).
Категория «профессионализация» может быть применима и к обществу в целом. Высокий уровень развития современного общества, интенсивность мировых экономических, политических и социальных процессов, все большая вовлеченность в них России способствуют динамичному развитию общественного разделения труда и, как следствие этого, изменениям в профессиональной структуре современного российского общества. Увеличение количества социально-профессиональных групп, развитие и укрепление между ними структурных связей, усложнение содержания профессионального труда, возрастание требований к качеству профессиональной деятельности, - все эти процессы свидетельствуют о профессионализации общества, интенсивность которой зависит от конкретных исторических условий.
Профессионализацию общества можно охарактеризовать как объективный процесс изменения характера трудовой деятельности, усложнения ее
содержания, усиления специализации и одновременно универсализации, отвечающий общественно-исторической закономерности развития труда в условиях научно-технического прогресса и обусловливающий повышение роли профессионалов в общественном производстве, а также соответствующую эволюцию социально-профессиональной структуры.
В современных условиях интенсивного общественного развития исключительно важное значение для эволюции общества приобретают общественные отношения, возникающие по поводу приобретения той или иной профессии, обмена продуктами профессиональной деятельности и социально-культурного взаимодействия между различными профессиональными сферами. Профессионализация общества как усложнение профессиональной социальной структуры и интенсификация профессиональных отношений в обществе предполагает приоритет вопросов совершенствования профессиональных отношений и развития профессионального качества личности, т. е. непосредственно связана с интенсивностью и результативностью процессов профессионализации личности.
Профессионализация оказывает разноплановое и разноуровневое воздействие на социокультурную динамику общества. Профессиональная самореализация личности происходит в ходе активной трудовой деятельности, где фактор выбора профессии и «жизни в профессии» приобретает особое значение как определяющий интересы, жизненные ориентации и образ жизни человека. Профессионализация российского общества на современном этапе его развития приводит к возрастанию роли профессионализма личности как важнейшего критерия социальной стратификации, фактора социальной мобильности и социокультурной динамики.
Библиографический список
1. Гейжан, Н. Ф. Теория и практика профессиональной консультации. [Текст] / Н. Ф. Гейжан - Пермь, 1992.
2. Коваль, Н. А. Духовность в системе профессионального становления специалиста. [Текст] /Н. А. Коваль -М., 1997.
3. Кон, И. С. Психология старшеклассника. [Текст] / И. С. Кон- М., 1980.
4. Лейбович, А. Н. Структура и содержание Государственного стандарта профессионального образования. [Текст] / А. Н. Лейбович - М., 1996.
5. Маркова, А. К. Психология профессионализма. [Текст] / А. К. Маркова - М., 1996.
6. Социология. Основы общей теории [Текст]/ Под ред. Г. В. Осипова. - М., 1996.
7. Тарабанько, Е. В. Конкурентоспособность будущих специалистов в контексте педагогического сопровождения профессионального становления студентов в вузе [Текст] / Е. В. Тарабанько // Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). - 2010. - № 4. - С. 24-28.
8. Щеголенкова, Е. С. Акмеологический подход в повышении квалификации как фактор психологического здоровья субъектов образовательного про-
H. В. Гафурова, Т. П. Бугаева
цесса [Текст] / Е. С. Щеголенкова// Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). - 2010. - № 6. - С. 141-148.
9. Parsons Т. Social system and the evolution of action theory. N. Y. - L. 1977.
УДК37.01
Гафурова Наталия Владимировна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика профессионального обучения» Сибирского федерального университета, [email protected], Красноярск
Бугаева Татьяна Петровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика» Сибирского федерального университета, [email protected], Красноярск
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В КОНТЕКСТЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Gafurova Natalya Vladimirovna
Doctor paedagogical, professor of Professional Education Pedagogy department of Siberian Federal University, [email protected], Krasnoyarsk
Bugaeva Tatyana Petrovna
The candidate of pedagogical sciences, associate professor of Higher Mathematics department of Siberian Federal University, [email protected], Krasnoyarsk
NATIONAL PRIORITIES IN THE CONTEXT OF THE EFFECTIVENESS OF OPERATION OF THE MODERN UNIVERSITY: EDUCATIONAL ASPECT
В ходе реализации гуманистической парадигмы в современных условиях особо значимым становится осмысление воспитания как существенной составляющей образования. Приоритетность решения задач воспитания современной молодежи отражена в нормативных актах федерального и регионального уровня: Законе «Об образовании», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Законах «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Красноярском крае», «О государственной моло-