Проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и ЕАЭС: конкуренты или партнёры?
ВАН Шучунь ВАНЬ Цинсун
Два проекта: Россия - ЕАЭС, КНР - «Экономический пояс
Шёлкового пути»
Осенью 2011 г. тогдашний российский премьер-министр, а ныне президент Владимир Путин опубликовал в «Известиях» статью о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства трёх стран - России, Белоруссии и Казахстана, на основе принципов равноправия, суверенитета и добровольности, который способен стать одним из полюсов современного мира и играть роль эффективной «связки» между Европой и
динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом [1]. В день своего вступления в должность президента (7 мая 2012 г.) Владимир Путин подписал Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», в котором было чётко заявлено намерение «рассматривать развитие многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств как ключевое направление внешней политики Российской Федерации; спо-
ВАН Шуцунь - профессор, директор Юридического института Гуандунского университета иностранных языков и международной торговли (Гуанчжоу, КНР), доктор юридических наук. E-mail: [email protected]
ВАНЬ Цинсун - докторант факультета русского языка Гуандунского университета иностранных языков и международной торговли. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: «Экономический пояс Шёлкового пути», ЕАЭС, Россия, Китай, сферы сотрудничества.
собствовать углублению евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и созданию к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза, исходя из открытости этих процессов для присоединения других государств, прежде всего членов Евразийского экономического сообщества и участников Содружества Независимых Государств; содействовать международному позиционированию новых интеграционных структур» [2].
В новой Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой Президентом России 12 февраля 2013 г., мы находим следующие слова: «Россия считает приоритетной задачу формирования Евразийского экономического союза, призванного не только максимально задействовать взаимовыгодные хозяйственные связи на пространстве СНГ, но и стать определяющей будущее стран Содружества моделью объединения, открытого для других государств. Строящийся на универсальных интеграционных принципах новый союз призван стать эффективным связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом» [3].
В своем Послании Федеральному Собранию РФ за 2013 г. В.В.Путин отметил, что «к 1 мая 2014 года согласование текста Договора будет завершено и он поступит в парламенты России, Белоруссии и Казахстана... Уже сейчас действуют рабочие группы, которые готовят «дорожные карты» по присоединению к Таможенному союзу Киргизии и Армении.
Уверен, реальные достижения евразийской интеграции только повысят интерес к ней со стороны других наших соседей, в том числе и со стороны украинских партнёров» [4].
Это означает, что Путин во время своего нового президентства прилагал, прилагает и будет прилагать все усилия для продвижения евразийской интеграции и возрождения русской нации, чтобы Россия могла стать независимой стратегической силой, с которой нужно считаться другим странам в будущем, а затем стать одним из полюсов современного мира и важной силой создания нового типа международных отношений.
29 мая 2014 г. президенты Белоруссии, Казахстана и России по согласованному графику подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). С 1 января будущего года, после ратификации документа парламентами стран-союзниц, на территории союза будет поэтапно формироваться режим свободного передвижения товаров, капиталов, рабочей силы, услуг, а также будет обеспечен равный доступ к транспортной и энергетической инфраструктуре, будут действовать общие правила таможенно-тарифного регулирования. Ожидается, что к новому интеграционному объединению чуть позже присоединятся Армения и Киргизия. Этот исторический документ ознаменует новый этап экономической интеграции, и создавшийся союз выведет страны-участницы на более высокий уровень интеграции.
В то же время ЕАЭС не единственный случай в своём роде. 7 сентября 2013 г., выступая с речью в Назарба-
ев Университете (Казахстан), председатель КНР Си Цзиньпин предложил Китаю и странам Центральной Азии объединить усилия и создать «Экономический пояс Шёлкового пути» и призвал все страны Евразии уплотнять экономические связи, углублять взаимное сотрудничество, расширять пространство для развития, выбирать новаторскую модель сотрудничества и совместно построить новый «Шёлковый путь».
Можно сказать, что это важное заявление китайского лидера о будущей политике Китая в Евразии и чёткий сигнал к всестороннему экономическому сотрудничеству между Китаем и странами Евразии, а также важное послание о сотрудничестве, переданное странам Центральной Азии и всем регионам вдоль «Шёлкового пути».
Две вышеизложенные идеи достаточно широко обсуждаются в политических и экспертных кругах многих стран, естественно, включая и Китай, и Россию. Среди российских экспертов и учёных пока нет единого мнения о создании «Экономического пояса Шёлкового пути».
Одни считают, что, несмотря на «стратегическое партнёрство», Москва и Пекин являются конкурентами в Евразии. Китай рассматривает создание ЕАЭС как угрозу своим экономическим и геополитическим интересам. И проект создания «Экономического пояса Шёлкового пути» в противовес ЕАЭС позволит усилить китайские позиции в Центральной
Азии и замкнуть на себя грузопоток из Юго-Восточной Азии на Европу.
Другие восприняли идею Китая более положительно. По их мнению, Россия и Китай могут начать двусторонний диалог по данному проекту. При желании и умении двух стран договариться экономическая выгода России от его реализации будет несомненна. Кроме того, реализация этого проекта позволит России и Китаю развивать более активное экономическое сотрудничество, затрагивающее не только российские районы Дальнего Востока и Сибири, но и ее европейскую часть.
Ожесточённый спор вокруг двух проектов всё ещё продолжается среди экспертов и учёных.
Так что возникла насущная необходимость понять, почему Китай предложил проект «Экономический пояс Шёлкового пути» именно в тот момент?
В чём заключается суть данного проекта?
Какое соотношение между российским и китайским проектами: конкуренты или партнёры?
Не означает ли, что новые масштабные проекты могут привести к столкновению интересов России и Китая в Евразии?
Если ответ отрицательный, то какие перспективные сферы сотрудничества между ними? Как КНР превратит свою инициативу в реальность?
Ответить на эти вопросы мы постараемся в настоящей статье.
Почему появился проект «Экономический пояс Шёлкового пути»
Для Китая идея создания «Эконо- руководители Китая неустанно при-мического пояса Шёлкового зывали к восстановлению древнего пути» не новая: в течение многих лет «Шёлкового пути». Ныне председа-
тель КНР Си Цзиньпин впервые выдвинул эту инициативу на официальный уровень. По нашему мнению, для этого имеется ряд причин.
Во-первых, с точки зрения экономического развития и роста расширение регионального экономического сотрудничества - это основной лейтмотив политики Китая в отно-ше- нии всех регионов, в первую очередь в отношении своих соседей. В 2008 г. глобальный экономический и финансовый кризис нанёс тяжёлый ущерб мировой экономике, хотя Правительство Китая предприняло своевременные антикризисные меры и быстро вышло из кризиса, но экономика Китая, после динамичного 30-летнего роста, начала проявлять признаки усталости. В связи с этим, с одной стороны, Китай всё больше рассматривает нераскрытый потенциал внутреннего спроса менее развитых районов страны - центральной и западной частей (в частности, Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), который граничит со странами Центральной Азии) как средство для избавления от зависимости экономики от экспорта и для перехода на путь, ориентированный на потребителя. С другой стороны, Китай проводит перестройку экономической структуры и активно ищет новые внешние пути для стимулирования экономического роста. Для Китая страны - участницы Содружества Независимых Государств как близкие соседи и важные партнёры сотрудничества, без всякого сомнения, имеют весьма важное значение и ценность. СНГ обладает значительным природным и экономическим потенциалом.
По оценкам экспертов, страны СНГ располагают 16,3% мировой территории, почти 5% численности населения, 25% разведанных запасов природных ресурсов (в том числе 7% мировых запасов нефти и 40% природного газа), 10% мирового промышленного потенциала [5].
Вообще, благодаря географическим преимуществам «Экономический пояс Шёлкового пути» обладает огромным потенциалом для рынка Китая и будет иметь огромое значение для устойчивого экономического развития Китая.
Во-вторых, с точки зрения безопасности. Территориальные вопросы в Южно-Китайском море привели к нестабильности отношений Китая с Вьетнамом, Филиппинами и другими странами Юго-Восточной Азии, что также рассматривается как повод, подталкивающий Китай обратить внимание на Евразию. Кроме того, американский фактор тоже играет ключевую роль в дестабилизации отношений Китая с соседями. После окончания холодной войны США как единственная сверхдержава в мире стремятся предотвратить любой вызов своему господству. Америка рассматривает крупнейшую социалистическую страну мира -Китай как условного противника и постоянно создаёт и укрепляет так называемые «кольца окружения» Китая, что напрямую отражается на безопасности КНР.
Администрация Б.Обамы выдвинула в ноябре 2011 г. концепцию «тихоокеанского разворота» (Pacific Pivot) и объявила о возвращении США в Юго-Восточную Азию, а также о вмешательстве в ситуацию Южно-Китайского моря. Концепция связана с инициативами в торгово-экономи-
ческой и военно-политической сферах. В экономической сфере развитие Транстихоокеанского партнёрства (ТПП) - зоны свободной торговли и инвестиций, стало одним из важнейших приоритетов политики США в АТР.
США уже предприняли значительные усилия для активизации диалога со странами АСЕАН в области экономики и безопасности в рамках программы «Расширенное экономическое вовлечение США - АСЕАН» (U.S. - ASEAN Expanded Economic Engagement-E3). В военно-политической сфере «тихоокеанский разворот» связан с дальнейшим и более активным переоснащением сил ВМС и ВВС, развёртыванием системы ПРО в регионе, развитием различных форматов сотрудничества с новыми и старыми региональными союзниками (Япония, Республика Корея) и партнёрами США (Филиппинами, Вьетнамом) в сфере безопасности. С ростом противоречий США и их союзников и партнёров с КНР, в особенности в связи с эскалацией напряжённости вокруг спорных районов Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, а также территориальных проблем в регионе, Китай всё больше ощущает политическое и силовое давление США. Если конфликты на море будут и дальше накаляться, то открытие торгового маршрута через Евразию позволит сократить зависимость Китая от транспортных путей Южно-Китайского моря и Малаккского пролива.
Наконец, исходя из сбалансирования векторов внешних торгово-экономических обменов и сотрудничества, «Экономический пояс Шёлково-
го пути» позволит Китаю ещё больше открыться в сторону Запада. Однако это не означает его отхода от традиционных восточного и юго-восточного направлений, а нацелено на то, чтобы сбалансировать векторы сотрудничества, не умаляя значения ни одного из них. Кроме того, «Экономический пояс Шёлкового пути» придаст новый импульс развитию экономического сотрудничества с Россией и странами Центральной Азии и продвижению региональной интеграции в рамках ШОС, которая была создана Китаем и странами СНГ.
Шанхайская организация сотрудничества является первой региональной международной организацией с момента образования Нового Китая, которая носит имя китайского города, и ее секретариат находится в Китае.
В Центральной Азии Китай и государства - члены ШОС уже добились значительных успехов в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, транснациональной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и в других нетрадиционных областях безопасности.
Однако результаты региональной экономической интеграции не стали пока чем-то особенным.
Китай ещё в 2003 г. предложил программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств - членов ШОС, а на второй встрече премьер-министры организации утвердили эту программу, и «до 2020 года государства - члены ШОС будут стремиться к максимально эффективному использованию региональных ресурсов на взаимовыгодной основе, содействию создания благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного пере-
движения товаров, капиталов, услуг и технологии» [6].
Но торгово-экономические связи государств - членов ШОС в основном пока остаются на двустороннем уровне.
Таким образом, создание «Экономического пояса Шёлкового пути» придаст новый импульс реализации стратегии развития КНР, окажет огромное влияние на процесс экономи-
ческой интеграции в рамках ШОС, поможет Китаю и далее расширять доступ на рынки СНГ, будет содействовать устойчивому экономическому развитию и создаст условия для формирования зоны свободной торговли в границах стран - членов ШОС. Именно в этом контексте китайский проект «Экономический пояс Шёлкового пути» для Евразии и появился на свет.
«Экономический пояс Шёлкового пути» и ЕАЭС: конкуренты или партнёры?
Евразия никогда не вызывала такое широкое внимание всего мира, как сегодня.
Как сказал Фёдор Лукьянов, «в XXI столетии Евразия всё больше и больше попадает в центр международного внимания, будь то политические перемены, экономические перспективы, ресурсный потенциал, риски и угрозы или дискуссии о наличии моделей национально-государственного строительства, альтернативных западной. . Потенциально Евразия является единым регионом, где могут быть созданы региональные институты и действовать общие правила, и в этом случае он претендует на лидирующую роль в мире, на определение того, какую форму примет глобализация» [7].
Действительно, ведущие державы одна за другой предлагали различные евразийские концепции, включая американский «Новый Шёлковый путь», новый интеграционный проект Путина - Евразийский экономический союз, китайский проект «Экономический пояс Шёлкового пути», южнокорейский проект «Евроазиатская инициатива» и т.д. И здесь, естественно, возникают вопро-
сы: какое соотношение между ними? конкуренты или партнёры (особенно между российским и китайским проектами)? не приведёт ли это к столкновению интересов России и Китая в Евразии?
Чтобы дать ответы, нужно знать, в чём заключается суть каждого из этих проектов.
«Экономический пояс Шёлкового пути», вне всякого сомнения, - это в основном экономический проект, направленный на ускоренное развитие западных провинций Китая и на формирование между государствами региона тесных отношений в экономической, политической и гуманитарной областях. Политика и архитектура строительства «Экономического пояса Шёлкового пути» полностью соответствуют естественной географии и экономическим реалиям региона, одновременно отражая и желание соответствующих стран и народов. Проект географически охватывает Центральную Азию, Южную Азию, Западную Азию и Евразию. Гранича с КНР, Центральная Азия, конечно, играет особую роль. Однако это не означает, что Китай считает её особым регионом и будет
проводить в отношении неё специальный политический курс, хотя конкретные формы и проявления политики Пекина в Центральной Азии могут отличаться от его международной деятельности в других регионах. Речь идёт о следующих пяти субрегионах.
Во-первых, пять стран в Центральной Азии, а именно Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан, соприкасающиеся с западной границей Китая, имеют сухопутные пути сообщения друг с другом, население многонациональное, а его расселение носит мозаичный характер. Этот регион поддерживает самые тесные экономические связи с Китаем, он является важным поставщиком энергетических и природных ресурсов для Китая, а также главным рынком для инвестиций и китайских товаров.
Страны Центральной Азии, в свою очередь, ценят сотрудничество с Китаем, надеются на развитие местной экономики через сотрудничество с Китаем, который имеет достаточный потенциал, чтобы развивать двустороннее и многостороннее сотрудничество и полностью раскрыть взаимодополняющие преимущества в экономике. Поэтому Центральная Азия очень важный регион в строительстве «Экономического пояса Шёлкового пути».
Во-вторых, Иран, Ирак, Иордания, Сирия, Саудовская Аравия, Турция и другие страны в Западной Азии, которые главным образом опираются на производство и экспорт нефтегазовых ресурсов и отличаются относительно развитым энергетическим сектором экономики. Однако перед ними стоит задача ухода от
моноструктуры экономики. Эти страны надеются развивать другие отрасли и сельское хозяйство за счёт сотрудничества с Китаем, поэтому этот регион является потенциальным рынком для китайских товаров и идеальным местом для размещения промышленного производства.
В-третьих, Азербайджан, Грузия, Армения, Украина, Белоруссия, Молдавия. Эти страны расположены около границы Европы и Азии, у них развитая, но относительно односторонняя структура экономики. Они склоняются к экономической интеграции с ЕС, и сотрудничество с Восточной и Западной Азией для них пока находится на второстепенном месте. Но в будущем они могут повысить статус восточной дипломатии и сотрудничества с Востоком, чтобы получать выгоды и от Запада, и от Востока.
В-четвёртых:, Россия. Россия частично расположена на «Шёлковом пути» и является составляющей частью экономического пояса. Однако она сама является самостоятельным региональным центром и имеет тесные связи с Центральной Азией, Кавказом и Западной Азией, где обладает особым влиянием. Для строительства «Экономического пояса Шёлкового пути» необходимо учитывать фактор России и формировать естественную стыковку со стратегией России по евразийской интеграции, а также её интересы в Центральной и Западной Азии.
В-пятъщ Афганистан, Пакистан и Индия. Отношения этих трёх стран с центральной зоной «Экономического пояса Шёлкового пути», а именно с Центрально-Азиатским регионом, и их будущее развитие глав-
ным образом зависят от разрешения проблемы в Афганистане. Если там успешно будет продвигаться мирный процесс, то повысятся темпы экономического сотрудничества трёх стран с Центральной Азией. В противном случае этим странам будет достаточно сложно присоединиться к данному экономическому проекту.
Таким образом, эта стратегическая концепция имеет грандиозный размах и охватывает огромную территорию Евразии, отражая идею Китая о развёртывании взаимовыгодного сотрудничества и совместного развития со странами Евразии. Для оформления структуры регионального сотрудничества Китай намерен укреплять политические контакты, развивать транспортные коммуникации, обеспечивать бесперебойную торговлю, укреплять сферу денежного обращения, а также способствовать сближению народов региона.
Основная цель проекта заключается в укреплении экономических связей, углублении взаимодействия и расширения пространства сотрудничества стран Евразии. Его конечная цель - способствовать комплексному экономическому сотрудничеству в Евразии.
Новый интеграционный проект Путина - Евразийский экономический союз тоже имеет свои объективные основы. Создание Евразийского экономического союза необходимо для реинтеграции постсоветского пространства. В контексте развития глобализации и региональной интеграции разные страны и регионы в мире стремятся к своему национальному и региональному развитию. Вступление в региональные интегра-
ционные институты для укрепления экономических связей между странами является неизбежным выбором для продвижения региональной интеграции. Евразийский экономический союз в качестве новой формы интеграции соответствует мировой тенденции. В связи с высокой степенью экономической интеграции и взаимной зависимостью в СССР были сформированы общие инфраструктуры, общее промышленное пространство, общий язык, общее культурное пространство. Эти благоприятные факторы способствуют интеграции и обеспечивают прочную основу и долгосрочное устойчивое сотрудничество в сферах экономики, безопасности, гуманитарной области и др. Поэтому эти страны смогут избежать угрозу маргинализации и укрепить своё влияние в международных и региональных делах. Под влиянием финансового кризиса страны стремятся к региональной интеграции, чтобы противостоять внешним рискам, преодолевать трудности, добиваться экономического подъёма и защищать общие политические и экономические интересы. В целом реализация региональной интеграции соответствует общим интересам государств - членов Евразийского экономического союза.
Таким образом, ЕАЭС является одним из проектов, направленных на содействие региональной экономической интеграции. Кроме того, как отметил В.В.Путин, «Евразийский экономический союз - это открытый проект. Мы приветствуем присоединение к нему других партнёров, и прежде всего стран Содружества. При этом не собираемся кого-либо
торопить или подталкивать. Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами» [1].
Это значит, что ЕАЭС действительно будет создан на основе принципов равноправия, суверенитета и добровольности. Новый интеграционный проект Путина обладает немалой привлекательностью в странах СНГ. ЕАЭС призван содействовать евразийской интеграции, и с этой точки зрения создание ЕАЭС представляет собой уникальное «окно возможностей» для других стран Евразии. Осуществление реинтеграции на постсоветском пространстве является одной из стратегических целей России, с чем согласны и другие члены СНГ, особенно страны Центральной Азии, потому что участие в интеграционных процессах отвечает их национальным стратегическим интересам. Например, Казахстан активно выступает за укрепление процесса евразийской интеграции.
Одним словом, интеграционное сотрудничество в Евразии играет важную роль в обеспечении экономического развития, укреплении безопасности и стабильности, способствует формированию в регионе общего экономического и гуманитарного пространства.
С точки зрения логики охват большого географического района и частичное дублирование функций в определённой степени определяют конкурентные отношения между двумя проектами. Тем не менее мы считаем, что их отношения в значительной степени будут зависеть от того, как Россия и Китай договорятся, т.е.
китайско-российские отношения добрососедства, дружбы и сотрудничества играют решающую роль в реализации двух проектов. Китайское видение роли России в Центральной Азии абсолютно прозрачно.
Объявляя об открытии экономического пояса, президент Си Цзинь-пин заверил, что Китай не стремится к господству в регионе или к созданию там зоны своего влияния. Он призвал к сотрудничеству с Москвой, недвусмысленно дав ей понять о благих намерениях Пекина. У КНР нет оснований выдвигать проекты в ущерб интересам России и нашим двусторонним отношениям, которые Китай высоко ценит. Главная движущая сила проекта - естественное стремление к экономическому сотрудничеству. Географические параметры неизменны. И поэтому Китай и Россия должны выстраивать двусторонний диалог на долгосрочную стратегическую перспективу. Сотрудничество - наилучший из форматов для обеспечения интересов обеих сторон, а конкуренция с прицелом на вытеснение соперника нанесёт ущерб и той, и другой стороне. В интересах обеих стран - иметь дружественного соседа, стабильный регион, надёжного и доброжелательного соседа, близкого экономического партнёра. Пекину и Москве нужно объединить усилия и обеспечить в регионе стабильность, безопасность и процветание. И это отвечает интересам обоих государств.
Благодаря согласованному решению между Китаем и Россией эти два проекта не конкурируют друг с другом, по меньшей мере в обозримом будущем. Такие отношения зависят
от сотрудничества двух ведущих государств и их общей задачи в реализации региональной экономической интеграции в Евразии. Характерно, что в Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия (20 мая 2014 г.) говорится: «Россия считает важной инициативу Китая по формированию «Экономического пояса Шёлкового пути» и высоко оценивает готовность Китайской Стороны учитывать российские интересы в ходе её разработки и реализации. Стороны продолжат поиск путей возможного сопряжения проекта «Экономического пояса Шёлкового пути» и создаваемого Евразийского экономического союза. В этих целях они намерены и дальше углублять сотрудничество между компетентными ведомствами двух стран, в том числе для осуществления совместных проектов по развитию транспортного сообщения и инфраструктуры в регионе» [8]. И российский, и китайский проект предоставляют новые платформы для взаимовыгодного сотрудничества, способствуют дальнейшему обогащению и углублению их двустороннего стратегического партнёрства и взаимодействия. С нашей точки зрения, это полностью соответствует так называемым двум логикам развития китайско-российских отношений:
- внутренняя логика - две большие соседние страны должны дружить, а не выступать против друг друга, мы нуждаемся друг в друге, так что стратегическое сотрудничество между двумя странами неизбежно;
- внешняя логика - подъём Китая и возрождение России сталкиваются с давлением внешних сил, будь то с идеологической точки зрения или с точки зрения национальных интересов; некоторые западные страны рассматривают Китай и Россию как вызов западному миру и продолжают оказывать на них давление. Китай и Россия должны прилагать совместные усилия для того, чтобы уменьшить свои собственные расходы по возрождению.
Россия считает, что Евразийский экономический союз сыграет важную роль на международной арене, поэтому её новые идеи и инициативы не могут обойтись без поддержки Китая. В настоящее время она уже выдвинула новую стратегию подъёма.
Китай и Россия совместными усилиями будут способствовать формированию нового международного политического и экономического порядка. XXI в. будет веком Азиатско-Тихоокеанского региона, политический и экономический центр мира уже переместился туда. Путин намерен направить Российскую Федерацию по пути современного развития и наращивать участие в региональных интеграционных процессах в целях содействия ускоренному социально-экономическому развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Китай на сегодняшний день вполне может стать источником оживления экономики как для России, так и для масштабной интеграции в рамках ЕАЭС. Тем более что в Китае есть накопленный полезный опыт взаимодействия с Европейским союзом, АСЕАН и другими региональными структурами, который будет весьма
выгоден для всех заинтересованных сторон.
Только взаимовыгодное сотрудничество и совместные усилия всех стран региона позволят всем занять достойное место в сложном мире
XXI в., особенно в период, когда происходят глубокие преобразования международного ландшафта, сопровождающиеся волнениями в сферах экономики, политики и международных отношений.
Перспективные сферы сотрудничества и китайская политика ближайшего будущего
В обозримом будущем перспективные сферы сотрудничества между «Экономическим поясом Шёлкового пути» и ЕАЭС возможны по двум уровням.
На государственном уровне сотрудничество главным образом направлено на следующие сферы: энергетика, транспорт, торгово-экономическое сотрудничество, наука, техника и культура, инфраструктура и коммуникация.
На региональном уровне - экономика и торговля, сельское хозяйство, наука и техника, гидроэлектроэнергетика, региональное сотрудничество вдоль «Экономического пояса Шёлкового пути».
Это касается, в частности, СУАР, так как этот район имеет много общего в культуре, религии, вероисповедании со странами региона. К тому же СУАР обладает большим преимуществом в сфере гуманитарного сотрудничества.
При нынешних обстоятельствах Китай должен воспользоваться возможностью, чтобы превратить свою инициативу в реальность.
Во-первых, следует и дальше поддерживать активный дипломатический курс и прочные отношения с Россией, устранять настроение настороженности и психологического сопротивления с её стороны.
Среди государств Евразии Россия, несомненно, является наиболее важной страной для Китая. После распада Советского Союза отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой развиваются на принципах дружбы, конструктивного стратегического партнёрства и движутся к всестороннему стратегическому партнёрству. Главы России и Китая высоко оценили отношения между своими странами, которые служат примером сотрудничества между крупными государствами, поэтому развитие китайско-российских отношений имеет большое значение как для региона, так и для всего мира. Этим объясняется тот факт, что в политике Китая Россия занимает самое важное место, и развитие отношений с ней будет крайне полезным для КНР.
Практика показывает, что, так как Китай рационально установил отношения стратегического партнёрства и взаимодействия с Россией, последняя сыграла весьма конструктивную роль в определении государственной границы на северо-западе Китая, в создании Шанхайской организации сотрудничества и в других вопросах.
Центральная Азия является традиционной сферой влияния России и стратегически влияет на укрепление её статуса великой державы. Евразия является приоритетным направ-
лением внешней политики Российской Федерации, и Россия не позволяет внешним силам вторгаться в этот чувствительный для себя район. Китай в последние годы усилил торгово-экономическое сотрудничество со странами СНГ, что вызвало настороженность российской стороны. Поэтому КНР обязана проводить активную всестороннюю политику для создания системы международной координации и достижения консенсуса стран, охваченных данным проектом, надлежащим образом разрешать проблемы, устранять их неблагоприятные последствия и продолжать совершенствовать механизм взаимного доверия. Если стороны смогут это реализовать, то строительство «Экономического пояса Шёлкового пути» достигнет успеха.
Во-вторых, необходимо и дальше усиливать экономическое сотрудничество со странами Центральной Азии.
Экономическое сотрудничество является основой для создания «Экономического пояса Шёлкового пути», а общенародное и социальное понимание - стимулом. Как отметил в своём выступлении на заседании Совета глав государств - членов ШОС в Киргизии председатель КНР Си Цзиньпин, надо усиливать гуманитарные обмены и народные связи, заложить прочную общенародную и социальную основу для развития со-труднинчества в «Экономическом поясе Шёлкового пути». За счёт экономического сотрудничества можно содействовать развитию всех заинтересованных стран.
На данный момент страны региона реагируют на китайскую инициативу положительно, поскольку при-
чин ей препятствовать не существует. В экономической плоскости уровень участия и поддержки проекта странами Центральной Азии будет зависеть от того, насколько выгодны им станут его отдельные компоненты. Следует отметить, что в настоящее время экономические отношения между КНР и странами Центральной Азии настолько глубоки, что Китай становится для них одним из наиболее значимых торговых партнёров, инвестором и финансовым спонсором.
Согласно официальной статистике, в 1992 г., когда были установлены дипломатические отношения между Китаем и пятью странами Центральной Азии, совокупный товарооборот Китая с этим регионом составил лишь 460 млн долл. Спустя 20 лет (в 2012 г.) этот показатель достиг почти 46 млрд долл., увеличившись в 100 раз [9].
С развитием экономических связей с Центральной Азией Китай займёт ещё более важное место в экономическом развитии этого региона. Поэтому экономической сфере Китаю необходимо уделять особое внимание.
Наконец, необходимо использовать базу ШОС для создания «Экономического пояса Шёлкового пути».
ШОС стала мощной региональной организацией и имеет большой международный вес. Китай должен воспользоваться этой возможностью, чтобы максимально использовать многосторонние механизмы консультаций, разработать разумные правила игры, включить Китай и Россию в многосторонние механизмы для снижения настороженности и укрепления взаимного доверия между странами-участницами. Следует шире использовать площадку
ШОС, действуя на основе взаимной выгоды, развивать сотрудничество со странами, заинтересованными в совместном создании «Экономического пояса Шёлкового пути». В ре-
зультате все стороны смогут получить выгоды от этого сотрудничества, сформировать общность интересов и ослабить психологическую настороженность.
Таким образом, на данном этапе темпы Китая по созданию «Экономического пояса Шёлкового пути» не должны быть слишком быстрыми, в противном случае его политика будут обречена на провал. Для начала необходимо взяться за экономику, постепенно укреплять общенародное и социальное понимание, шире использовать многосторонние механизмы, укреплять роль Шанхайской организации сотрудничества, устранять настроение враждебности России к китайской политике и добиваться максимального успеха при минимальных издержках.
Примечания
1. Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 октября.
2. URL: http://kremlin.ru/acts/15256
3. Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г. // URL: http://www.rg.ru/2013/12/12/poslanie.htm
4. Концепция внешней политики Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru/ bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f2 89bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca 0017434944257b 160051bf7f
5. Доклад Национального экономического совета «Экономическое сотрудничество -фактор интеграции стран СНГ». Екатеринбург, 2004. С. 9.
6. О Программе многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств -членов Шанхайской организации сотрудничества // Региональное экономическое сотрудничество Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://www.sco-ec.gov.cn/crweb/scor/info/Article.jsp?a_no=721&col_no=67
7. Лукьянов Ф. Евразийская интеграция не по-нашему // РГ. 2013. № 6237. 20 ноября.
8. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия. 20 мая 2014 года // URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1642
9. Эксперты: Концепция создания «экономического коридора вдоль Великого шёлкового пути» послужит движущей силой для комплексного сотрудничества в Евразии / / По материалам Агентства Синьхуа. 2013. 24 октября.