УДК 378.11
А. Г. Кириллов
ПРОЕКЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ВУЗА НА СИСТЕМУ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Рассматриваются вопросы применения сертифицированной по международному стандарту ISO 9001:2008 системы менеджмента качества (СМК) в вузе, а конкретно методика проекции лицензионных показателей, ак-кредитационных требований и показателей мониторинга на систему менеджмента качества, возможности их постоянного отслеживания при проведении внутренних аудитов - обязательного процесса СМК. В статье также представлена примерная процессная модель вуза.
Ключевые слова: система менеджмента качества, ISO 9001:2008, процессная модель вуза, показатели эффективности вуза.
Одним из наиболее важных направлений повышения эффективности деятельности вуза является анализ процессов, происходящих в вузе, которые необходимо измерять по показателям, отслеживать динамику их изменения и выяснять места, где возникают несоответствия. В этой ситуации существенно облегчит работу система менеджмента качества, основанная на международном стандарте ISO 9001:2008, центральной частью в которой является процессная модель вуза и документированные процедуры всех существующих процессов, где однозначно определяются ответственные структурные подразделения и исполнители. Вся деятельность организации разбита на процессы, которые представляют собой последовательность взаимосвязанных действий, совершенствование которых должно происходить по циклу управления Деминга: «планирование - выполнение - проверка - действие» (PDCA) [1]. При этом важным элементом системы менеджмента качества является наличие аудитов, которые помогают выявлять возникающие проблемы в вузе и позволяют точнее выявить истоки возникающих проблем. Для большей эффективности оценивания процессов необходимо автоматизировать сбор данных от них и для принятия наиболее эффективных управленческих решений анализировать большие наборы данных.
Сведения, полученные от процессов, можно проецировать на основные характеристики деятельности вуза, например, выполнение лицензионных, аккредитационных требований, предъявляемых к вузу, а также показатели мониторинга вузов. Важной особенностью показателей процессов вузов является то, что они могут быть оперативно скорректированы при изменении внешних условий, принятии новой нормативной базы, изменении показателей мониторинга. По накопленной базе показателей за достаточно длительный период (3-4 года) можно анализировать эффективность принятых ранее управленческих решений и оценивать деятельность ответственных лиц.
Примерная процессная модель вуза подробно представлена на рисунке. Представленные процес-
сы оцениваются по измеримым показателям, которые были выделены на основе принципов, заложенных в key performance indicators (KPI), или ключевых показателей эффективности для выделенных процессов [2, 3]. Количество таких показателей должно быть небольшое - в среднем не более пяти, причем они должны быть легко измеримыми на любом этапе процесса, ограничены по времени и реальными с точки зрения достижения [4].
Рассмотрим для примера некоторые показатели мониторинга эффективности процессов СМК вуза.
Основной целью системного процесса управления документацией и записями является поддержка документации СМК ШГПИ в рабочем состоянии. Процедура предназначена для представителя высшего руководства (ПРК) по качеству, руководителей и специалистов структурных подразделений вуза, участвующих в разработке и управлении документацией и записями системы менеджмента качества.
Оценка результативности может быть произведена по следующим критериям:
- количество отсутствий документов СМК в подразделениях, где они необходимы;
- количество случаев использования отмененных документов СМК;
- количество несоответствий, выявленных при внутренних или внешних проверках, относящихся к процессу управления документацией и записями;
- количество нарушений идентификации, полноты и четкости оформления документации и записей уполномоченными лицами;
- количество потерянных документов и записей, требующих восстановления.
К одним из важнейших процессов жизненного цикла предоставления образовательных услуг относится организация учебного процесса, он может оцениваться по следующим показателям:
- количество разработанных учебно-методических комплексов (УМК);
- количество замечаний по УМК, выявленных в ходе проверок и аудитов;
- количество замечаний по оформлению студенческой документации;
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 8 (161)
Процессная модель вуза
- количество выявленных несоответствии нормам распределения нагрузки преподавателей.
Оценка результативности процесса реализации учебного процесса осуществляется проректором по учебной работе. Ответственность за реализацию учебного процесса несет первый проректор (проректор по учебной работе) и руководители структурных подразделений вуза в рамках своей компетенции.
Критериями для оценки процесса могут служить следующие показатели:
- результаты промежуточной аттестации (число прошедших аттестацию с первого раза);
- количество дипломов с отличием;
- количество студентов, не прошедших итоговую аттестацию.
Предложенные примерные показатели эффективности процессов могут быть спроецированы на важнейшие для вузов критерии соответствия лицензионным и аккредитационным требованиям и показателям мониторинга эффективности образовательных организаций. Контроль соблюдения лицензионных требований и условий включает проверку лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, нормативно определенных Положением о лицензировании [5].
Показатели лицензирования можно условно разделить на две группы - общие для организации и показатели реализации конкретных образовательных программ. На практике общевузовские показатели лицензирования - это базовые лицензи-
онные требования, у данных показателей два возможных значения - «наличие» и «отсутствие». Данные показатели в рамках СМК могут не проверяться, потому что их невыполнение не позволит вузу вести образовательную деятельность в принципе, и их проверка происходит на этапе получения вузом лицензии.
Остальные лицензионные показатели более интересны для СМК, потому что могут проверяться не только по факту наличия и отсутствия, но и быть измеримы в качественном отношении и характеризовать работу конкретного процесса вуза, конкретного подразделения, что является важным для повышения эффективности системы управления вузом. Рассмотрим некоторые из них:
1. Наличие и состояние оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов физической культуры и спорта, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
2. Проверка наличия и состояния материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
3. Проверка наличия необходимого комплекта лицензионного программного обеспечения, предусмотренного основной образовательной программой (ООП).
Данные показатели могут быть включены во внутренний аудит процесса «Учебная деятельность» при проверке конкретных образовательных программ и включать качественную оценку состояния оборудованных кабинетов, наличие, состояние и актуальность наглядного материала, оснащенность компьютерных классов, наличие выхода в Интернет, актуальность версий программного обеспечения, применяемого при обучении и т. д.
При государственной аккредитации к основным относятся показатели:
1. Общие требования к образовательной программе.
2. Соответствие области, объектов и видов профессиональной деятельности выпускников требованиям ФГОС3+.
3. Требования к результатам освоения программы.
4. Требования к структуре программы.
5. Требования к условиям реализации программы:
Приведенные показатели аккредитации являются необходимыми для исполнения, поэтому они должны в обязательном порядке внедрены в СМК вуза, сделать это можно, внедрив их либо в показатели проверки процессов, либо в чек-листы при проведении внутренних аудитов.
Рассмотрим, каким образом показатели проверки требований к условиям реализации программы будут интегрированы в СМК вуза.
Общие требования к образовательной программе включают проверку таких позиций ООП, как формы, сроки получения образования по программе и т. д. Данные показатели формализованы и легко проверяются при этапе запуска образовательных программ в процессе «Проектирование и разработка образовательных программ» в рамках аудита данной процедуры.
Следующими жизненно важными для развития вуза являются показатели мониторинга эффективности образовательных организаций (рассмотрим мониторинг для большинства вузов без отраслевой специфики (2014 г.)):
1. Образовательная деятельность. Средний балл единого государственного экзамена (далее -ЕГЭ) студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. Научно-исследовательская деятельность. Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приходящийся на одного НПР.
3. Международная деятельность. Удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов.
4. Финансово-экономическая деятельность. Доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР.
5. Инфраструктура. Общая площадь учебно-лабораторных помещений в расчете на одного.
6. Трудоустройство. Удельный вес выпускников отчетного года, не обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы содействия в трудоустройстве.
7. Остепененность НПР. Число НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в расчете на 100 студентов [6].
Показатели являются гибкими, и каждый год в методику расчета и в сами показатели постоянно вносятся изменения, поэтому данные показатели
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 8 (161)
на практике являются целями-направлениями для стратегического развития вуза. Таким образом, процессы вуза и деятельность конкретных подразделений должны распадаться на эти направления.
Для примера рассмотрим показатель мониторинга «Научно-исследовательская деятельность», данный показатель является стратегическим ориентиром для вуза. Но для его реализации необходимо выстроить цепочку целеполагания и довести эту цель до каждого НПР вуза. Сделать это достаточно просто, указав необходимую позицию в эффективном контракте для каждого НПР, что факти-
чески означает софинансирование вузом научной деятельности НПР.
В итоге лицензионные, аккредитационные требования и показатели мониторинга проецируются на СМК вуза следующим образом:
Часть показателей становятся целями-ориентирами конкретных структурных подразделений, часть входит в основной обязательный для исполнения функционал подразделений, часть используется для измерения конкретных процессов, а некоторые новые показатели могут послужить причиной для проведения серьезной инновационной работы, проводимой в вузе.
Список литературы
1. Гапонюк П. Н. Внутривузовское управление качеством образования: концептуальный аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 51-55.
2. Панов М. М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. М.: Инфра-М, 2013. 255 с.
3. Друкер П. Эффективное управление предприятием. Москва: Вильямс, 2008. 224 с.
4. Жихарева Е. Д. KPI как фактор повышения эффективности менеджмента компании // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 3. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/03/1962 (дата обращения: 13.10.2014).
5. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» // Российская газета. 21.10.2013. № 282. URL: http://www.rg.ru/2013/10/31/postanovlenie-site-dok.html (дата обращения: 22.02.2015).
6. Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 N АК-610/05 «О проведении мониторинга». URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4% D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/4082 (дата обращения: 22.02.2015).
Кириллов А. Г., кандидат педагогических наук, доцент. Шадринский государственный педагогический институт.
Ул. Карла Либкнехта, 3, Шадринск, Курганская область, Россия, 641870. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.02.2015.
A. G. Kiriüov
PROJECTION OF PARAMETERS OF THE EXTERNAL EVALUATION OF HIGH SCHOOL QUALITY MANAGEMENT SYSTEM
The article considers the application of certified ISO 9001: 2008 quality management system in high school and specifically the method of projection of license indicators, accreditation requirements and indicators for monitoring the quality management system. The article also shows an exemplary process model of the university. Processes are assessed on key performance indicators.The article presents the methods of tracking them when conducting internal audits. There are the examples of the evaluation process of document management and records management, organization and organization of educational process. Of interest are the examples of the projection of the license and accreditation requirements on the performance of specific processes of the university. For modern Russian universities monitoring indicators, which is annually held by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation are important. The article suggests how to work with the monitoring indicator "Scientific activity" on the basis of goalsetting in the framework of the quality management system.
Key words: Quality Management System, ISO 9001: 2008, process model of higher school, higher school performance indicators.
References
1. Gaponyuk P. N. Vnutrivuzovskoye upravleniye kachestvom obrazovaniya: kontseptual'nyy aspekt [Internal quality management in higher education: conceptual aspect]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 10 (112), pp 51-55 (in Russian).
2. Panov M. Otsenka deyatel'nosti i sistema upravleniya kompaniey na osnove KPI [Evaluation of the system and the company's management based on KPI]. Moscow, INFRA-M Publ., 2013. 255 p. (in Russian).
3. Drucker P. Effektivnoye upravleniye predpriyatiem [Effective management of the enterprise]. Moscow, Villyams Publ., 2008. 224 p. (in Russian).
4. Zhikhareva E. D. KPI kak faktor povysheniya effektivnosti menedzhmenta kompanii [KPI as a factor in increasing the efficiency of the company's management]. Ekonomika I menedzhment innovatsionnykh tekhnologiy - Economics and Management of innovative technologies, 2013, no. 3. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/03/1962 (accessed 13.10.2014) (in Russian).
5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.10.2013 no. 966 "O litsenzirovanii obrazovatel'noy deyatel'ností' [RF Government Decree of 28.10.2013 № 966. "On licensing of educational activities"]. Rossiyskaya Gazeta, 21.10.2013, no. 282. URL: http://www.rg.ru/2013/10/31/postanovlenie -site-dok.html (accessed 22/02/2015) (in Russian).
6. Pis'mo MinobrnaukiRossiiot 18.03.2014 NAK-610/05 "O provedeniimonitoringa"[Letter of the Russian Ministry of 18.03.2014 N AK-610/05 "On monitoring] URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/4082 (accessed 22/02/2015) (in Russian).
Kirillov A. G.
Shadrinsk State Pedagogical Institute.
Ul. Karl Liebknecht, 3, Shadrinsk, Kurgan Region, Russia, 641870.
E-mail:[email protected]
— ii9 —