ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В КИНООБРАЗОВАНИИ Потемкин В.И. Email: [email protected]
Потёмкин Виталий Иванович - кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой, кафедра режиссуры телевидения, факультет творческих экранных профессий, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения,
доцент,
кафедра междисциплинарных исследований и практик в области искусств,
факультет свободных искусств и наук, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: В.И. Потёмкин, профессор и заведующий кафедрой режиссуры телевидения Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения (СПбГИКиТ), доцент Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), режиссер и продюсер кино и телевидения, впервые проанализировал и изложил научно-методический и учебно-производственный опыт Проектного подхода в кинообразовании СПбГИКиТ в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта 5+ по специальности «Режиссура кино и телевидения».
Ключевые слова: проектный подход в кинообразовании, специальность «Режиссура кино и телевидения», специализация «Режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм, педагог», специализация «Режиссер мультимедиа программ, педагог», специализация «Режиссер интернет-программ, педагог».
THE PROJECT-BASED APPROACH IN FILM EDUCATION
Potyomkin V.I.
Potyomkin Vitaly Ivanovich — PhD in Art Criticism, Associate Professor, Chairman, TELEVISION DIRECTING DEPARTMENT, FACULTY OF CREATIVE SCREEN PROFESSIONS, ST. PETERSBURG STATE INSTITUTE OF FILM AND TELEVISION, Associate Professor,
DEPARTMENT OF INTERDISCIPLINARY STUDIES AND PRACTICES IN THE FIELD OF ARTS, FACULTY OF LIBERAL ARTS AND SCIENCES, ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY, ST. PETERSBURG
Adstract: Vitaly Potyomkin, professor and Chairman of Television Directing Department of the St. Petersburg State Institute of Film and Television (SPbGIKiT), associate professor of the State St. Petersburg University (SPbGU), film and television director and producer for the first time has analyzed and expressed scientific method and production experience of the project-based approach in film education in SPbGIKiT according to the objectives of the new Federal State Educational Standard "3+ " in the speciality "Film and TV Directing ".
Keywords: project-based approach in film education, speciality "Film and TV Directing", specialization "Director of TV Films, TV Programs, Educational Specialist ", specialization "Director of Multimedia Programs, Educational Specialist ", specialization "Director of Internet Programs, Educational Specialist".
УДК 378.147
DOI: 10.20861/2304-2338-2017-101-005
Отечественное государственное высшее специальное образование в области кинематографа и телевидения - явление консервативное, с трудом поддающееся видоизменениям. Оно формировалось десятилетиями в непрестанной борьбе отраслевых представлений о специальностях: режиссер, драматург, оператор, звукорежиссер, актер, продюсер...
В западных же кино-, медиашколах будущие драматурги, режиссеры, монтажёры, продюсеры (а порой и актеры) поначалу учатся вместе, в одной творческой мастерской. Со временем становятся очевидны их предпочтения в выборе профессии, а затем наступает период углубленного практического освоения избранной специализации. Кто-то становится хорошим режиссером, кто-то - режиссером монтажа, кто-то драматургом иди продюсером. В ходе такого совместного обучения (с привлечением, конечно, и операторов, и звукорежиссеров) они
путем совместного творчества надежно познают смежные профессии и постигают тайны выстраданной, осознанно выбранной профессии, в которой будут работать всю жизнь.
У нас же юный человек выбор будущей специальности должен сделать в период абитуриентских мечтаний. Хочу быть режиссером, потому что нравится режиссура, нравится кино! Нравится телевидение! Нравится мультимедиа! Это моя мечта! И почти никаких толковых понятий о кино, телевидении, мультимедиа, режиссуре...
В советский период на творческие специальности, такие как драматург, режиссер, оператор, принимали молодых людей, имеющих, как минимум, двухлетний производственный стаж, прошедших службу в армии. Сейчас абитуриенту 17-18 лет. А в западных странах, допустим, Дании, средний возраст первокурсника-режиссера 22 года.
ФГОС высшего профессионального образования по специальности «Режиссура кино и телевидения» третьего поколения, утвержденный в 2011 году [1], поначалу казался обнадеживающим. Он ставил две равнозначные и благородные цели: подготовить профессионала для современной кино-, теле-, мультимедиа индустрии и - одновременно - дать углубленные знания в обширной гуманитарной сфере. Обязательные дисциплины гуманитарного, социального и экономического циклов занимали 35-45 зачётных единиц. Обязательные дисциплины истории и теории мировой художественной культуры - 35-45. Обязательные дисциплины профессионального цикла - 145. Итоговая государственная аттестация - 64. А практики всего 18.
Прошло пять лет, и стало очевидно, что этот ФГОС себя не оправдал. Он диктовал вузам номенклатуру обязательных дисциплин. Им, правда, разрешалось вводить инновационные, авторские дисциплины (вариативная часть, определяющаяся ООП вуза), но не более 25 зачетных единиц. Таким образом, сдерживалась творческая инициатива высшей школы и накапливалось недовольство профессорско-преподавательского состава, студентов, работодателей.
Анализ учебных планов кинематографических специальностей Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (СПбГИКиТ), по которым обучали с 2011 года, показал, что студенты перегружены изучением дисциплин, порой дублирующих друг друга. К тому же они по семестрам были расставлены хаотично, не следуя принципу преемственности. Большая часть дисциплин гуманитарных циклов была поставлена на младшие курсы, когда студенты к ним еще не были готовы, а многие дисциплины профессионального цикла, необходимые для получения творчески-производственных навыков при создании творческих курсовых работ на младших курсах, они получали лишь к завершению обучения. Студенты в большинстве случаев занимались шесть раз в неделю, не имея творческих дней для съемок и монтажа видеоработ, времени для совместной работы с юными коллегами - операторами, звукорежиссерами, продюсерами, актерами. К тому же практики были неоправданно краткосрочны и формальны.
В итоге студенты не получали достаточного производственного опыты совместной работы в творческих группах разных профессий. Дипломные фильмы и программы иной раз страдали эстетическим эксгибиционизмом, самодовольной самодеятельностью, техническим несовершенством, зрительской безадресностью... Нечто подробное можно было наблюдать и в других вузах, готовящих режиссеров кино, телевидения, мультимедиа.
Не удивительно, что такой формат кинообразования с годами становился все более и более недееспособным. В последние двадцать лет только в Москве вполне успешно работает свыше двадцати кино-, телешкол, дающих надежные профессиональные знания и умения. Они больше ориентированы на принципы организации и методики обучения западных киношкол, на современную индустрию кино и медиа с их устремленностью к технологической и творческой конвергенции.
Появление к концу 2016 года нового ФГОС 3+ по специальности «Режиссура кино и телевидения» [2], как, впрочем, и по другим кинематографическим специальностям -операторству, звукорежиссуре, драматургии, продюсерству, - сравнимо разве что с отменой крепостного права.
ФГОС 3+ разрешает: «Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ)» [2].
У кинематографических вузов появилось много прав самим выбирать дисциплины, создавать инновационные авторские курсы, выстроить в достаточном количестве учебные,
производственные, творческие, преддипломные практики. Но самое главное: новый ФГОС открыл небывалые ранее возможности для проектного подхода в кино-, теле образовании.
1 декабря 2016 года в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума в СПбГИКиТ состоялась представительная научно-практическая конференция «Проектный подход в кинообразовании» [3, с. 2-3], собравшая ведущих специалистов киношкол страны. Декан Факультета экранных искусств СПбГИКиТ известный продюсер В. М. Будилов в своем развернутом докладе на эту тему озвучил основополагающий принцип такого обучения: усилия творческих учебных мастерских по разным специальностям должны быть объединены для создания их студентами совместного творческого продукта высокого художественного и технологического уровней.
В этих целях ректорат, деканат Факультета экранных искусств, кафедра режиссуры телевидения (на ней обучаются и режиссеры мультимедиа) синхронизировали учебно-производственный процесс (включая практики) студентов разных специальностей -режиссеров, драматургов, операторов, звукорежиссёров, продюсеров, актеров с целью создания ими совместных творческих проектов (фильмов, телепрограмм, мультимедиа-программ).
Для этого для студентов, обучающихся по специализациям «Режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм, педагог», «Режиссер мультимедиа программ, педагог», проделана следующая работа:
- сокращены дублирующие, не очень обязательные, морально (творчески и технологически) устаревшие дисциплины;
- объединены и укрупнены некоторые творческие дисциплины;
- синхронизированы графики практик студентов разных специальностей таким образом, чтобы они по времени, по своим основным целям и задачам совпадали, и в результате их совместной практической деятельности рождался бы творческий продукт, желательно эфирного качества;
- дипломное проектирование начинается с 7 семестра 4 курса обучения, когда в творческих мастерских режиссеров, как локомотивов кино-, телепроцесса, рождаются сценарные заявки, сценарии, их разработки, формируется творческий коллектив (студенты - режиссеры, операторы, звукорежиссеры, мультимедийщики, актеры, сценаристы, продюсеры.), намечаются календарно-постановочные планы и графики съемок, то есть студентами создаётся по образу и подобию профессиональной киновидеостудии «бумажный» Постановочный проект, который проходит через факультетские питчинги и утверждается вновь созданным в вузе Художественным советом;
- кино-, телепроекты, имеющие весенне-летнюю натуру, планируемые документальные события в эти периоды, поддержанные Художественным советом, запускаются в производство на учебной киновидеостудии (УКВЦ) и/или студией «СПбГИКиТ-Дебют» и уже частично могут сниматься в весеннем и летнем периодах;
- в 8 семестре режиссерские творческие мастерские продолжают работу над усовершенствованием дипломных кинопроектов, к концу семестра проходят публичные питчинги, и проекты выносятся на обсуждение Художественного совета, а затем запускаются в производство;
- в 9 семестре студенты-дипломники, проходящие преддипломную практику на профессиональном производстве, имеют возможность в производственных условиях получить богатый организационно-творческий опыт, а порой, используя производственные возможности практики, снимать дипломный фильм/телепрограмму;
- в 10 семестре студенты-дипломники доснимают фильмы, телепрограммы, мультимедийные программы, их озвучивают, создают Пояснительную аналитическую записку, готовятся к предзащите и защите Выпускной квалификационной работы (ВКР).
Эта серьезная научно-методическая перестройка всего учебно-творческого, организационно-производственного процесса, с тенденцией на их синхронизацию и объединение, позволяет вузу:
- выстроить оптимальный алгоритм изучения теоретических и освоения практических дисциплин;
- более емко объединить теорию с практикой;
- с ранних курсов мотивировать студентов разных специальностей и специализаций на совместную творческо-производственную деятельность;
- дать студентам разных специальностей в период всего обучения и во время различных практик возможность создания творческих работ в единых учебно-производственных коллективах;
- повысить ответственность студентов и педагогов за конечные результаты их совместного труда;
- разумно рассредоточить по сезонам съемки фильмов и телепрограмм, избегая их неоправданной скученности, как бывало - в последний период работы студентов над дипломными работами.
Все эти меры призваны значительно способствовать повышению качества высшего профессионального образования и выпускных квалификационных работ в области кино и телевидения, экономии средств, технических возможностей вуза.
Автор статьи В.И. Потёмкин был создателем инновационной специализации «Режиссер интернет-программ, педагог», вошедшей в ФГОС третьего поколения по специальности «Режиссура кино и телевидения» [4]. Шесть лет назад эта специализация казалась не ко времени. Российский сегмент интернета тогда еще не стал устойчивым фактором культуры. Другое дело - сейчас. Очевидна тенденция ухода значительной части телевидения, видео, кинематографа в сеть. Интернет в последние пять лет «отобрал» у телевидения более трети рекламного рынка, что свидетельствует об устойчивой тенденции творческого и делового развития видео культуры в сети. И вполне закономерна, что специализация «Режиссер интернет-программ, педагог» вошла в ФГОС 3+, утвержденный в конце 2016 года [2].
Новый этап развития специальности «Режиссура кино и телевидения» в СПбГИКиТ -набор в следующем учебном году студентов на специализацию «Режиссер интернет -программ, педагог».
Элементы методики проектного подхода в кинообразовании внедряются В.И. Потёмкиным в учебно-творческий процесс Факультета свободных искусств и наук (программа «Кино и видео») Санкт-Петербургского государственного университета, с которым СПбГИКиТ заключил договор о совместной деятельности.
Список литературы / References
1. ФГОС третьего поколения высшего профессионального образования по специальности «Режиссура кино и телевидения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vgik.info/upload/state_education_standard_2011/Film_tele_directing_FGOS .pdf/ (дата обращения: 18.04.2017).
2. ФГОС 3+ высшего профессионального образования по специальности «Режиссура кино и телевидения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/21/2114/ (дата обращения: 18.04.2017).
3. VI Санкт-Петербургский международный культурный форум. Программа конференции «Проектный подход в кинообразовании». СПБ, 2016.
4. Потёмкин В.И. Инновационная специализация «Режиссер интернет-программ, педагог»: профессиональные компетенции // Проблемы развития кинематографа и телевидения. Сборник научных трудов. Вып. 23. Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, 2011. С. 206-214.