ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ,
НАЦЕЛЕННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ
А.В. Авдеева, студент
Научный руководитель: Н.Г. Кондрашова, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-10-1-190-193
Аннотация. Проектный подход, как деятельность по достижению конкретных целей, актуален для государственного управления по решению накопившихся проблем. Научная и практическая значимость статьи заключается в формировании авторской позиции в отношении применения проектного подхода в государственном управлении. На примере конкретного проекта «Здравоохранение» рассмотрено государственное управление процесса по сохранению и укреплению здоровья населения, определены слабые стороны его реализации. Сделан вывод о необходимости усиления контроля за выполнением проекта, ведении мониторинга количественных и качественных целевых показателей и ежегодного размещения его результатов на сайте Министерства здравоохранения.
Ключевые слова: государственное управление, проект, проектный подход, целевые показатели, контроль выполнения.
Государственное управление предполагает воздействие государственной власти на различные процессы для непрерывного развития всех сфер общественной жизни государства. В рыночных условиях оно имеет специфику, состоящую в установлении ограничительных рамок правил поведения (норм, правил и контроля их выполнения) для учета и ослабления побочных эффектов рыночного влияния [1, с. 13].
На данный момент происходит активное применение проектного подхода в Российской Федерации. Актуальность рассматриваемой темы определена тем, что накопившиеся проблемы государственного управления находятся в различных жизненных сферах, а неотъемлемой частью проекта является постановка и достижение поставленных целей. Проект направлен на: получение результата в короткие сроки; эффективное использование вложенных средств; рациональное принятие решений.
Из многообразия предложенных в научной литературе определений проекта можно выделить общее: проект - это «временное мероприятие, ограниченное по времени, бюджету и ресурсам, предназначенное для создания новых продуктов или результатов» [2, с. 10-11; 3, с. 11]. Можно выделить некоторые особенности проекта:
причина его появления заключается в решении конкретной проблемы и достижение поставленной цели; ограничение во времени, бюджете; итогом является новый продукт.
На сегодняшний день почти во всех направлениях работы в региональных органах власти активно разрабатываются и применяются различные проекты. Можно смело утверждать, что управление проектами - новый способ управления в государственных органах.
Необходимость создания механизмов выполнения приоритетных проектов в государственном секторе была отмечена в послании Президента РФ от 03 декабря 2015 года. Например, сам процесс преобразование бюджетного сектора, который совершил переход к бюджетированию, нацеленный на результат, а в конце концов к «программному бюджету». Результатом данного проекта можно считать: внедрение организационных механизмов, которые обеспечивают связь между объемом финансирования с показателями результатов работы органов государственной власти.
Государственное управление для достижения конкретных целей все чаще использует проектное управление. Нацио-
нальные проекты направлены на повышение уровня жизни каждого российского гражданина. Например, ориентиром в решении комплекса проблем по сохранению и укреплению здоровья населения является национальный проект «Здравоохранение».
В рамках проекта «Здравоохранение» государственное регулирование направлено на решение комплекса проблем этой сферы, а именно: обеспечение гарантированной доступности медицинских услуг,
сокращение уровня смертности, увеличение рождаемости, устранение кадрового дефицита медицинских учреждений, охват ежегодным профилактическим медосмотром всего населения сохранение и укрепление здоровья населения. Этот проект должен улучшить демографическую ситуации в стране. Сроки его реализации: 01.01.2019 г. - 31.12.2024 г. Бюджет 1725,98 млрд. рублей.
Целевые показатели проекта представлены на рисунке 1.
3
3
3
снижение смертности населения трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тыс. населения;
снижение смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. населения;
снижение смертности от новообразований, в том числе и злокачественных, до 185 случаев на 100 тыс. населения;
снижение младенческой смертности до 4,5 случаев на 1 тысячу родившихся детей;
ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Укомплектованность в 2024 г. врачебных должностей и среднего медицинского персонала в амбулаторных условиях - на 95%. Число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного медицинского образования к концу 2024 года - 1880 тыс. человек;
обеспечение охвата профилактическими медосмотрами не реже 1 раза в год должен достигать 70% населения, увеличение до 80% охвата профилактическими медосмотрами детей в возрасте 15-17 лет;
обеспечение доступности для населения (в том числе и для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленной местности) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь всего населения;
оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в мед.организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу. Внедрение единой государственной информационной системы (ЕГИС) в сфере здравоохранения с подключением к ней всех медицинских организаций 85 субъектов РФ к концу 2024 г.;
а
увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в 4 раза по сравнению с 2017 г. (до 1 млрд. долл. США).
Рис. 1. Основные целевые показатели проекта «Здравоохранение» [4]
Сравнительный анализ динамики целевых показателей проекта позволяет выявить положительные и отрицательные тенденции [5, с. 25]. По статистическим данным можно провести анализ выполнения запланированных показателей проекта «Здравоохранения». Например, можно проследить динамику показателя младен-
ческой смертности. Отследить динамику других показателей не представляется возможным, так как документов, содержащих сведения о ежегодном значении установленных в проекте показателей ни на сайтах профильных учреждений, ни в средствах массовой информации (в том числе электронных) практически нет.
Только на сайте общественной организации эндокринологов 26.02.2020 г. доклад замминистра здравоохранения РФ на круглом столе Общероссийского народного фронта по результатам реализации нацпроекта «Здравоохранение» в 2019 году немного прояснил ситуацию. По ее словам, в 2019 году удалось достигнуть 8 показателей, самым главным из которых является снижение младенческой смертности. Также достигнут показатель охвата ежегодным профилактическим медосмотром населения, он составил 108% (66,5 млн. чел.) Не удалось достичь запланированных показателей по снижению смертности населения трудоспособного возраста, от болезней системы кровоснабжения и новообразований. При этом кассовое освоение средств в 2019 г. составило 98% [6]. Значения целевых показателей проекта за 2020 год вообще отсутствует, что затрудняет выявлению тенденций его реализации.
Специфика проекта: уложиться в выделенные ресурсы и реализоваться точно в срок, предполагает необходимость контроля в ходе его осуществления. При этом в процессе контроля можно использовать современные информационные системы для обобщения полученных данных и получения объективных выводов [7, с. 148]. Контроль - совокупность взаимосвязанных процедур для выявления отклонений между плановыми и реальными результатами, осуществляемых для достижения целей. Процедуры контроля помогут минимизировать риски его выполнения [8, с. 27]. Это риски изменений проекта, стоимости, сроков и, в целом, его реализации, когда проект, несмотря на вложенные средства, может стать провальным.
В проект «Здравоохранения» вкладываются огромные средства - 1725,98 млрд. рублей и хотелось конкретнее знать о ходе его выполнения. Информация о достижении запланированных показателей проекта при наличии развитой сети Интернет должна быть доступна всем желающим. Поэтому необходимо ответственным за
реализацию нацпроектов вести мониторинг их количественных и качественных целевых показателей на основе автоматизированной обработки информации [9, с. 293] и ежегодно размещать его результаты на сайте профильных министерств. В частности, это позволит государственному управлению направления здравоохранения стать более открытым и прозрачным для населения, а также достичь поставленных целей и снизить количество провальных проектов.
Однако, несмотря на существующие трудности реализации проекта «Здравоохранение» в условиях пандемии короно-вируса, его эффективность несомненна. Об этом свидетельствуют следующие статистические данные с 2016 по 2019 гг.: увеличение продолжительности жизни до 73 лет, увеличение рождаемости до 1481 тыс. чел, снижение младенческой смертности до 7328 человек [10].
Таким образом, проектный подход в государственном управлении является ориентиром для решения накопившихся проблем в различных жизненных сферах государства. Разработка и реализация проектов способствует их разрешению. Так, проект «Здравоохранение» направлен на сохранение и укрепление здоровья населения для улучшения демографической ситуации в стране. Срок его реализации 2019-2024 гг. Несмотря на трудности его реализации в настоящее время статистические данные подтверждают его эффективность. Однако для получения запланированного результата необходимо усилить контроль за выполнением количественных и качественных целевых показателей проекта, который позволит своевременно выявлять риски его осуществления. В рамках его осуществления вести мониторинг их количественных и качественных целевых показателей и ежегодно размещать его результаты на сайте министерства здравоохранения. Это сделает информацию по реализации проекта прозрачной и доступной для российского населения.
Библиографический список
1. Кондрашова Н.Г. Институциональный подход к обеспечению и контролю качества аудита на уровне аудиторской организации // автореферат дис. ... кандидата экономических наук / Финансовый ун-т при Правительстве РФ. - Москва, 2014. - 22 с.
2. Боронина Л.М. Основы управления проектами: учеб. пособие / Л.Н. Боронина, З.В. Сенук; М-во образования и науки Рос.Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 112 с.
3. Клиффорд Ф-Грей, Эрик У. Ларсон Управление проектами: Практическое руководство/ Пер. с англ. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. - 528 с.
4. Национальный проект «Здравоохранение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roszdravnadzor.gov.rU/i/upload/images/2018/7/25/ 1532512237.26174-1-15781^_(дата обращения: 05.10.2021).
5. Кондрашова Н.Г. Теоретические и практические аспекты анализа налоговой нагрузки коммерческой организации // Аудит и финансовый анализ. -2019. - № 4. - С. 24-29.
6. Достижения национального проекта «Здравоохранение» в 2019 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rae-org.ru/news/dostizheniya-nacionalnogo-proekta-zdravoohranenie-v-2019-g (дата обращения: 05.10.2021).
7. Ткаченко А.Л. Применение искусственного интеллекта в управленческих информационных системах // Развитие управленческих и информационных технологий, их роль в региональной экономике: материалы II Международной открытой научно-практической конференции / Под ред. Пироговой Т.Э., Швецовой С.Т., Орловцевой О.М. - Калуга: ООО "ТРП", 2016. С. 147-153.
8. Кондрашова Н.Г. Этапы осуществления внутреннего контроля в малых коммерческих организациях // Аудитор. - 2017. - Т. 3. № 4. - С. 26-33.
9. Ткаченко А.Л., Полпудникова О.В. Анализ и моделирование бизнес-информации с помощью унифицированной программной платформы // Математическое моделирование в экономике, управлении, образовании. Материалы Международной научно-практической конференции. / Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. - Калуга: Эйдос, 2015. -С. 292-297.
10. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 02.10.2021).
PROJECT APPROACH AS A METHOD OF PUBLIC ADMINISTRATION FOR
RESULTS
A.V. Avdeeva, student
Supervisor: N.G. Kondrashova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University name after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The project approach, as an activity to achieve specific goals, is relevant for public administration to solve accumulated problems. The practical and scientific significance of the article lies in the formation of the author's position on the application of the project approach in public administration. On the example of a specific project "Health", the state management of the process of preserving and strengthening the health of the population was considered, and the weaknesses of its implementation were identified. Conclusion was made about the necessary to strengthen control over the implementation of the project, to monitor quantitative and qualitative target indicators and to post its results annually on the website of the Ministry of Health.
Keywords: public administration, project, project approach, target indicators, implementation control.