Теория и методика профессионального образования
DOI: 10.31862/2500-297X-2019-3-43-52
Д.К. Бартош1, Д.А. Старовойтова2
1 Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 117485 г. Москва, Российская Федерация
2 Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина, 224016 Брест, Республика Беларусь
Проектные технологии в формировании педагогической культуры современного преподавателя иностранных языков
В статье педагогическое проектирование представлено как деятельность, направленная на формирование педагогической культуры современного преподавателя иностранных языков, включающей проектную культуру, обеспеченную сформированностью комплекса проектировочных умений: диагностические умения, умения педагогического целеполагания, конструктивно-содержательные и конструктивно-деятельностные, рефлексивные умения. Особенностью рассмотренных проектных технологий является их инновационный характер, позволяющий решать теоретические и практические педагогические задачи.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, будущий преподаватель иностранных языков, проектировочные умения
ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Бартош Д.К., Старовойтова Д.А. Проектные технологии в формировании педагогической культуры современного преподавателя иностранных языков // Педагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 43-52. ЭО!: 10.31862/2500-297Х-2019-3-43-52
© Бартош Д.К., Старовойтова Д.А., 2019
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
I _
ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3
DOI: 10.31862/2500-297X-2019-3-43-52
D. Bartosh1, D. Starovoitova2
1 Pushkin State Russian Language Institute, Moscow, 117485, Russian Federation
2 Brest State A.S. Pushkin University, Brest, 224016, Republic of Belarus
Design technologies
in the formation of the pedagogical culture of a modern teacher of foreign languages
In the article, pedagogical design is presented as an activity aimed at the formation of the pedagogical culture of a modern teacher of foreign languages, including the design culture, provided by the formation of a complex of design skills: diagnostic skills, pedagogical goal-setting skills, reflective skills, constructive-meaningful and constructive-active skills. A feature of the considered design technologies is their innovative nature, which allows solving theoretical and practical pedagogical problems.
Key words: pedagogical design, future teacher of foreign languages, design skills
CITATION: Bartosh D.K., Starovoitova D.A. Design technologies in the formation of the pedagogical culture of a modern teacher of foreign languages. Pedagogy and Psychology of Education. 2019. No. 3. Pp. C. 43-52. DOI: 10.31862/2500-297X-2019-3-43-52
ч у о о
К X
S ф
о. ^
о ^
Проблема повышения качества деятельности современного педагога неоднозначно зависит от сформированности его педагогической культуры. Решение этой проблемы представляется принципиально необходимым прежде всего потому, что формирование умений решать профессиональные задачи приоритетно и более чем очевидно.
В нашем исследовании профессиональная подготовка студентов-лингвистов понимается как многослойная система, которая включает усвоение студентами основ общих и специальных знаний и применение их на практике, овладение умениями и навыками для успешного выполнения профессиональных задач познавательного, практического характера,
что показывает сформированность важных для будущего лингвиста профессиональных качеств [2].
Оптимизации профессиональной лингвистической подготовки студентов - будущих преподавателей иностранных языков - должна соответствовать конкретная система принципов и подходов к обучению, которая, наряду с целями, задает характер других компонентов. Основным принципом современной концепции обучения является принцип профессиональной направленности. Так, С.И. Архангельский трактует требование профессиональной направленности обучения как достаточно очевидное следствие других дидактических принципов [1]. В данной системе исследователи особо выделяют роль форм, методов, приемов, способов и технологий, которые используются в практике высшей школы (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, А.В. Хуторской и др.). Их совокупность Б.Т. Лихачев называл инструментарием педагогического труда [7].
Моделирование (воссоздание) в учебном процессе условий будущей профессиональной деятельности специалистов образования с помощью отбора материала, ориентированного на специальность с позиции будущей профессиональной деятельности обучающихся (тем и ситуаций общения, текстов для чтения, заданий и проектов и др.), желательно осуществлять как можно раньше, что стимулирует не только качество деятельности человека в области его профессии, но и интерес к изучению иностранного языка.
На наш взгляд, следует особое внимание уделить проектной деятельности, т.к. ее отличительной особенностью является универсальность и синтетический характер. В ней прослеживается соединение технократического и гуманитарного, исследовательского и прогностического, репродуктивного и творческого, информационно-образовательного, личностно- и социально-преобразовательного начал. Это позволяет некоторым авторам провозглашать проектную культуру в качестве основы новой образовательной парадигмы XXI в. [5].
Сегодня многие исследователи считают, что проектирование нужно рассматривать в качестве самостоятельного, специально организованного вида деятельности. Такой подход проявляется в целом ряде работ. Так, например, В.С. Безрукова, О.Г. Прикот считают, что педагогическое проектирование помогает освоить информацию об учебно-воспитательном процессе, разработать основные детали предстоящей профессиональной деятельности, предвидеть развитие педагогической реальности, смоделировать ситуации учебной и воспитательной работы [3; 9].
ч у о о
К X
S ф
о. ^
о ^
ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3
Под педагогическим проектированием мы понимаем законосообразную нормированную педагогическую деятельность, направленную на создание и реализацию в определенном ценностно-смысловом контексте моделей педагогического процесса («ценности - цели - критерии результативности - содержание (виды опыта) - методический инструментарий»), включающую процедуры диагностики, целеполагания, прогнозирования, моделирования, конструирования содержания и системы педагогических средств, программирования и рефлексии, обеспечивающие в данном педагогическом контексте качество образования («цель -результат»), развитие и саморазвитие участников педагогического взаимодействия [11, с. 91].
Педагогическое проектирование состоит из многих процедур: мониторинг и анализ педагогического контекста; диагностика целевой группы; целеполагание; конструирование содержания (видов опыта), системы педагогических (методы, методические приемы, формы) и материально-технических средств, обеспечивающих освоение учебного материала; разработка технологии/технологий педагогического взаимодействия его участников; рефлексия (экспертиза и коррекция) процедуры проектирования и собственно проекта; реализация проекта с последующим анализом [10-12].
Мы будем рассматривать понятие «педагогическое проектирование» как интегрированное, которое объединяет все виды проектной деятельности, субъектами которой выступают участники педагогического процесса, при этом основываться на принципе культуросообразно-сти, предполагающем успешность процесса формирования личности, стремящейся к самосовершенствованию, творчеству, конструктивному решению профессиональных задач с последующей его практической реализацией.
Для эффективной организации и осуществления педагогического процесса будущий преподаватель иностранных языков должен владеть комплексом общепедагогических умений, которые являются компонентами проектной культуры.
В классификации педагогических умений существует несколько 1 подходов. Например, Н.В. Кузьмина к ним относит: проектировочные ^ | (умения формулировать систему педагогических задач, планировать 5 5 содержание информации, проектировать свою деятельность и деятель-| ™ ность обучающихся); конструктивные (владение композиционным построением предстоящего занятия, вида деятельности, системы отношений обучающихся); организаторские (деятельность по осуществле-
СС X X ф
о.
8 нию педагогического взаимодействия, контроля за исполнением дела,
о
46
по подведению итогов проделанного, их оценки); коммуникативные
(способности к педагогической коммуникации); гностические (стремление к расширению собственных знаний и умений) [6].
А.К. Маркова выявила и описала следующие педагогические умения: увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогической задачи, конкретизировать ее, предвидеть близкие и отдаленные результаты ее решения; формировать у обучающегося умения и навыки на основе изучения его возможностей, предвидеть типичные затруднения; организовывать успешную коммуникацию; удерживать собственную устойчивую профессиональную позицию; осознавать перспективы собственного профессионального развития; иметь индивидуальный стиль; осуществлять оценку и прогнозирование, стимулировать личностное развитие обучающихся и т.д. [8].
Из анализа существующих классификаций общепедагогических умений мы сделали вывод о том, что проектировочные умения являются существенной их составляющей.
К проектировочным мы относим диагностические умения, умения педагогического целеполагания, конструирования учебного материала, методического инструментария и технологии педагогического взаимодействия, рефлексивные умения. Целеполагание включает в себя постановку цели, разработку критериев ее достижения, определение средств достижения, а также прогнозирование предполагаемого результата. Конструирование учебного материала, методического инструментария и технологии педагогического взаимодействия базируется на полученных теоретических знаниях и развитых творческих способностях, изобретательских интересах и склонностях обучающихся.
Процесс формирования данных проектировочных умений проводится на занятиях, включающих:
- составление анкет для выявления уровня готовности будущих преподавателей иностранных языков к педагогическому целеполаганию и рефлексивной деятельности;
- конструирование тестовых заданий различных форм (открытая, где ответ написан самостоятельно; закрытая, где нужно выбрать вариант ответа; установление правильной последовательности);
- контент-анализ, предполагающий формирование диагностических | умений студентов; ^ t=
- педагогическое моделирование, где будущие преподаватели иностран- Ц 5 ных языков осваивают сущность и специфику разных типов целе- ш ™ полагания («свободное» и «жесткое» по О.Е. Лебедеву); учатся осуществлять таксономию целей, т.е. систематизировать банки подцелей (задач), реализация которых способствует достижению прогнозируемого результата; определяют доминирующие учебно-познавательные
СС X
X ф
о.
о ^
N 2500-297X
Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3
(профессиональные) мотивы у себя и своих сокурсников; разрабатывают модель педагогического процесса («цель - содержание - методический инструментарий») с заданными целями или модель урока, цель которого, например, сформировать у учащихся VIII класса умения употреблять новую лексику по теме «Праздники в Германии» в письменной речи посредством выполнения системы упражнений;
- интерактивные технологии, например, «Алфавит», «Мастерская будущего» [4];
- конструирование содержания, методического инструментария и алгоритма (технологии) педагогического взаимодействия на базе усвоенных знаний, известных студенту способов деятельности, его опыта творческой деятельности и использования, например, учебных программ по иностранным языкам, учебников немецкого языка для обучающихся разных классов (авторы А.Ф. Будько, И.Ю. Урбанович), дополнительных пособий, компьютерных программ и интерактивных приложений; по результатам выполнения различных заданий определяется степень продуктивности методического средства для решения определенных дидактических задач;
- проведение педагогических мастерских, которые дают обучающимся возможность не только самостоятельно приобретать и преобразовывать информацию, но и осваивать новые способы будущей профессиональной деятельности в рамках объективных жизненных ситуаций, в которых содержатся все необходимые условия (потенциальные возможности) для развития потребностей и способностей обучающегося;
- конструирование «дерева целей», по результатам выполнения которого приобретаются навыки формулирования разнотипных целей (личностные, предметные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные); формируются умения определять предполагаемые цели и предвидеть наиболее эффективное использование того или иного методического инструментария в соответствии с заданной темой занятия, например, на основе темы урока немецкого языка в V классе «Выбираем путе-
р шествие» выстраивается «дерево целей» (в виде схемы) и подбирается х с= методический инструментарий;
В § - самодиагностику проектировочных умений, распределенных по уров-| к ням их сформированности: высокий, средний, низкий.
В рамках занятий по учебным дисциплинам «Практика устной
с
о^ и письменной немецкой речи», «Методика преподавания иностранных
языков» и др. выполнение студентами заданий оказывает позитивное
влияние на формирование у них проектировочных умений. По результатам выполнения проектов можно провести рефлексивный анализ в разнообразных формах, например, минисочинение «Цели моей будущей педагогической деятельности», «Конструктивно-содержательные и конструктивно-деятельностные умения преподавателя иностранных языков в организации и осуществлении педагогического процесса» или контрольные тесты по группам умений, а также предложить будущим специалистам образования осуществить самооценку исследуемых умений.
Таким образом, в результате проводимых педагогических манипуляций в рамках формирования проектировочных умений студент может с уровня, на котором он не понимает сущность понятий «цель» и «целе-полагание», подняться на высокий уровень, когда эти знания у него сформированы; сформированы умения:
- формулировать цели занятия на основе результатов диагностики;
- разрабатывать критерии и показатели достижения цели;
- структурировать стратегические, тактические и оперативные цели;
- выявлять различия между дидактическими, воспитательными и развивающими целями занятия;
- устанавливать закономерные связи «цель - содержание - методический инструментарий»;
- предвидеть предполагаемый результат в соответствии с целью и т.д. Или с уровня, где он не умеет представлять учебный материал в виде
системы задач и не может отбирать методический инструментарий, перейти на высокий уровень, на котором он уверенно представляет учебный материал в виде системы задач; организовывает усвоение содержания и средств решения задачи; умеет преобразовывать учебный материал в соответствии с уровнем интеллектуального развития обучающихся; адаптирует учебный материал к возможностям каждого обучающегося; моделирует взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса; умело создает педагогические ситуации оценки, выбора, смысло-определения во время урока; организовывает качественное выполнение обучающимися заданий разного типа; координирует самостоятельную р
работу учеников; рационально распределяет свое время и время учени- ^ [= ков; привлекает обучающихся к рефлексивной деятельности; эффектив- В § но отбирает методический инструментарий в соответствии с поставленными целями и содержанием; умело вносит изменения в содержание урока в соответствии с изменяющимися условиями; конструирует алгоритм эффективного взаимодействия с целевой группой.
I _
ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3
В практике высшей школы формирование проектировочных умений обеспечивается реализацией ряда психолого-педагогических условий:
- компетентность, заинтересованность и согласованность действий преподавателей вуза;
- поэтапное построение процесса формирования проектировочных умений с учетом дифференцированного подхода к студентам;
- применение полученных знаний как в процессе общей профессиональной педагогической подготовки (в рамках изучения предметных дисциплин), так и при прохождении практики в школе через проектирование студентами фрагментов занятия / целого занятия;
- использование в рамках лекционных и семинарских занятий комплекса заданий, связанных с самостоятельным конструированием студентами отдельных компонентов педагогического процесса, моделей педагогического процесса.
С учетом вышесказанного, в процессе педагогического проектирования следует ожидать у студентов, будущих преподавателей иностранных языков, сформированность следующих профессионально значимых качеств: интеллектуальность (реалистичность, прогностичность, рассудительность, сообразительность), ответственность (дисциплинированность, исполнительность, объективность, самокритичность, самостоятельность, уверенность в себе, работоспособность), психическая устойчивость (самовнушаемость, самоконтроль, саморелаксация), динамичность (инициативность, предприимчивость, энергичность, находчивость), коммуникативность (коммуникабельность, адаптивность, сопричастность, эмпатичность, умение слушать, умение убеждать), креативные качества (ассоциативность, воображение, фантазия, неординарность, способность к генерации идей, интуиция) [2].
Библиографический список / References
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. [Arkhangelskiy S.I. Uchebnyy protsess v vysshey shkole, ego zakonomernye osnovy i metody [Educational process in higher s school, its natural foundations and methods]. Moscow, 1980. (In Russ.)]
ro p 2. Бартош Д.К. Профессиональная подготовка студентов-лингвистов
si в системе высшего педагогического образования: Монография. М., 2011.
о о [Bartosh D.K. Professionalnaya podgotovka studentov-lingvistov v sisteme
g s vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [Vocational training of language
s s students in higher pedagogical education]. Moscow, 2011. (In Russ.)]
^^ 3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие.
§ Екатеринбург, 1996. [Bezrukova V.S. Pedagogika. Proektivnaya pedagogika
[Pedagogics. Projective pedagogics]. Textbook. Yekaterinburg, 1996. (In Russ.)]
50 1
4. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: Учебно-методическое пособие. Минск, 2011. [Kashlev S.S. Interaktivnye metody obucheniya [Interactive methods of training]. Textbook. Minsk, 2011. (In Russ.)]
5. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М., 2008. [Kolesnikova I.A., Gorchakova-Siberian M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie [Pedagogical Design]. Textbook. Moscow, 2008. (In Russ.)]
6. Кузьмина Н.В. Анализ педагогической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профтехучилищ: Методические рекомендации. М., 1978. [Kuzmina N.V. Analiz pedagogicheskoy deyatelnosti prepodavateley i masterov proizvodstvennogo obucheniya proftekhuchilishch [Analysis of pedagogical activity of teachers and masters of industrial training of vocational schools]. Methodical recommendations. Moscow, 1978. (In Russ.)]
7. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М., 2010. [Likhachev B.T. Pedagogika [Pedagogics]. Course of lectures. Moscow, 2010. (In Russ.)]
8. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. [Markova A.K. Psikhologiya truda uchitelya [Psychology of work of the teacher]. Moscow, 1993. (In Russ.)]
9. Прикот О.Г. Педагогическое проектирование как рабочий инструмент методической службы школы // Методист. 2002. № 2. С. 44-47. [Prikot O.G. Pedagogical design as a working tool of the school methodological service. Methodist. 2002. No. 2. Рр. 44-47. (In Russ.)]
10. Северин С.Н., Старовойтова Д.А. Технологический подход как средство обеспечения качества образования // Сравнительная педагогика в условиях международного сотрудничества и европейской интеграции: Сб. материалов IV международной научной конференции: в 2 ч. / Под общ. ред. А.Н. Сендер. Брест, 2009. Ч. 2. С. 165-168. [Severin S.N., Starovoitova D.A. Technological approach as a means of ensuring quality of education. Sravnitelnaya pedagogika v usloviyakh mezhdunarodnogo sotrudnichestva i evropeyskoy integratsii. Sb. materialov IV mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. A.N. Sender (ed.). Brest, 2009. Vol. 2. Pp. 165-168. (In Russ.)]
11. Старовойтова Д.А. Сущность и нормы педагогического проектирования // Вестк Брэсцкага утверсиэта. Сер. 3. Фшалопя. Педагогжа. Пгахалопя. 2011. № 1. С. 87-99. [Starovoitova D.A. The essence and norms of pedagogical design. VesnikBrestskaga Universiteta. 2011. No. 1. С. 87-99. (In Russ.)]
12. Старовойтова Д.А. Сущностные признаки понятия «педагогическое проектирование» в современном социокультурном контексте // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков: Mатериалы XIV республиканской научно-практической конференции: в 2 т. / Редкол.: Н.А. Тарасевич и др. Брест, 2010. Т. 2. С. 111-114. [Starovoitova D.A. Essential features of the concept of "pedagogical design" in the modern sociocultural context. Aktualnye voprosy germanskoy filologii i metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov: Materialy XIV respublikanskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. N.A. Tarasevich et al. (eds.). Brest, 2010. Vol. 2. Pp. 111-114. (In Russ.)]
ч у о о
К X
X ф
о. ^
о ^
I _
ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3 _)
Статья поступила в редакцию 26.03.2019, принята к публикации 03.05.2019 The article was received on 26.03.2019, accepted for publication 03.05.2019
Cведения об авторах / About the authors
Бартош Дана Казимировна - доктор педагогических наук, доцент; декан факультета дополнительного образования, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва
Dana K. Bartosh - Dr. Pedagogy Hab.; head at the Faculty of Supplementary Education, Pushkin State Russian Language Institute, Moscow E-mail: [email protected]
Старовойтова Дарья Алексеевна - преподаватель кафедры немецкой филологии и лингводидактики, Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина
Darya A. Starovoytova - Lecturer at the Department of German Philology and Lingvodidactics, Brest State A.S. Pushkin University E-mail: [email protected]
ч у о о
К X
X ф
о. ^
о ^