Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ BAM-МИРА: ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, ПОДХОДЫ БИЗНЕСА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ'

ПРОЕКТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ BAM-МИРА: ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, ПОДХОДЫ БИЗНЕСА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOFT SKILLS / МЕТАНАВЫКИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HARD SKILLS В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ / BANI-МИР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуланова Оксана Леонидовна, Куприянова Екатерина Васильевна, Чуланов Дмитрий Викторович, Хохрякова Юлия Андреевна

В статье авторы обозначают актуальность выбранной темы исследования в том, что в постоянно меняющихся условиях, а также при ускоренных инновационных процессах, организации нужно быть гибкой, конкурентоспособной, сокращать жизненный цикл производства продуктов, в чем может помочь проектная деятельность. Формирование проектных компетенций может решить одну из основных проблем управления проектной деятельностью-человеческий фактор, то есть уровень профессионализма персонала. Объектом исследования выступает проектное управление. Предметом исследования является формирование проектных компетенций в образовательной среде и бизнес-среде. Целью исследования, результаты которого отражены в статье является проведение анализа, выявление актуальных проектных компетенций и разработка технического задания программного продукта для структурной и систематизированной работы по формированию проектных компетенций у персонала. В статье представлена авторская операционализация проектных компетенций. Подробно рассмотрены компетенции, которые может включать в себя проектная деятельность. В авторской операционализации представлены три кластера проектных компетенций - прикладные компетенции (hard skills) - это профессиональные знания, умения и навыки, имеющиеся у каждого участника команды в соответствии с выполняемой им ролью в проекте; Soft skills и метанавыки. Авторы приводят подробное описание данных компетенций. В статье приведены результаты авторского исследования формирования проектных компетенций в образовательной среде. Представлены результаты проведенного авторами опроса посредством google формы в период с мая 2022 г. по июнь 2022 г. Анкета состояла из 23-х вопросов, 6 из которых предполагают > 1 ответа либо свой вариант; в остальных 17-ти вопросах выбирается один вариант. Опрос прошли 196 человек. Объектом исследования выступили студенты Сургутского государственного университета, проходившие курс «Основы проектной деятельности». Предмет исследования - формирование проектных компетенций и их значимость в проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чуланова Оксана Леонидовна, Куприянова Екатерина Васильевна, Чуланов Дмитрий Викторович, Хохрякова Юлия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT COMPETENCIES OF PERSONNEL IN THE CONDITIONS OF THE BANI-WORLD: OPERATIONALIZATION, BUSINESS AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT APPROACHES TO FORMATION AND DEVELOPMENT

In the article, the authors indicate the relevance of the chosen research topic in that in constantly changing conditions, as well as with accelerated innovation processes, an organization needs to be flexible, competitive, shorten the life cycle of product production, which can help project activities. The formation of project competencies can solve one of the main problems of project management - the human factor, that is, the level of professionalism of the staff. The object of the study is project management. The subject of the study is the formation of project competencies in the educational and business environments. The purpose of the study, the results of which are reflected in the article, is to conduct an analysis, identify relevant design competencies and develop a technical specification for a software product for structural and systematic work on the formation of project competencies among staff. The article presents the author's operationalization of project competencies. Competences that may include project activities are considered in detail. The author's operationalization presents three clusters of project competencies - applied competencies (hard skills) are the professional knowledge, skills and abilities that each team member has in accordance with their role in the project; Soft skills and meta-skills. The authors provide a detailed description of these competencies. The article presents the results of the author's study of the formation of project competencies in the educational environment. The results of a survey conducted by the authors through a google form from May 2022 are presented to June 2022. The questionnaire consisted of 23 questions, 6 of which require > 1 answer or their own option; in the remaining 17 questions, one option is selected. The survey was completed by 196 people. The object of the study was the students of Surgut State University, who took the course "Fundamentals of project activities". The subject of the research is the formation of project competencies and their significance in project activities.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ BAM-МИРА: ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, ПОДХОДЫ БИЗНЕСА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2022, №4, Том 14 / 2022, No 4, Vol 14 https://esi.todav/issue-4-2022.html URL статьи: https://esi.todav/PDF/30ECVN422.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Чуланова, О. Л. Проектные компетенции персонала в условиях BANI-мира: операционализация, подходы бизнеса и образовательной среды к формированию и развитию / О. Л. Чуланова, Е. В. Куприянова, Д. В. Чуланов, Ю. А. Хохрякова // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 4. — URL: https://esi.todav/PDF/30ECVN422.pdf

For citation:

Сhulanova O.L., Kupriyanova E.V., Chulanov D.V., Khokhryakova Yu.A. Project competencies of personnel in the conditions of the BANI-world: operationalization, business and educational environment approaches to formation and development. The Eurasian Scientific Journal, 14(4): 30ECVN422. Available at: https://esi.todav/PDF/30ECVN422.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 331.103.22

Чуланова Оксана Леонидовна1

БУ ВО ХМАО — Югры «Сургутский государственный университет», Сургут, Россия Профессор кафедры «Государственного и муниципального управления и управления персоналом»

Доктор экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2477-0096 РИНЦ: https://elibrarv.ru/author profile.asp?id=535996 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAB-4944-2019 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57200229000

Куприянова Екатерина Васильевна

БУ ВО ХМАО — Югры «Сургутский государственный университет», Сургут, Россия Заместитель директора регионального модельного центра дополнительного образования детей ХМАО-Югры,

старший преподаватель кафедры «Государственного и муниципального права»

E-mail: [email protected]

Чуланов Дмитрий Викторович

БУ ВО ХМАО — Югры «Сургутский государственный университет», Сургут, Россия Магистр по направлению «Управление персоналом», соискатель

Соискатель БУ E-mail: [email protected]

Хохрякова Юлия Андреевна

БУ ВО ХМАО — Югры «Сургутский государственный университет», Сургут, Россия Студент 4 курса направление «Управление персоналом», член студенческого научного кружка «Инновационные технологии в управлении персоналом» кафедры «Государственного

и муниципального управления и управления персоналом» E-mail: [email protected]

Проектные компетенции персонала в условиях BANI-мира: операционализация, подходы бизнеса и образовательной среды к формированию и развитию

1 https://www.chulanova.com Страница 1 из 14

Аннотация. В статье авторы обозначают актуальность выбранной темы исследования в том, что в постоянно меняющихся условиях, а также при ускоренных инновационных процессах, организации нужно быть гибкой, конкурентоспособной, сокращать жизненный цикл производства продуктов, в чем может помочь проектная деятельность. Формирование проектных компетенций может решить одну из основных проблем управления проектной деятельностью-человеческий фактор, то есть уровень профессионализма персонала. Объектом исследования выступает проектное управление. Предметом исследования является формирование проектных компетенций в образовательной среде и бизнес-среде. Целью исследования, результаты которого отражены в статье является проведение анализа, выявление актуальных проектных компетенций и разработка технического задания программного продукта для структурной и систематизированной работы по формированию проектных компетенций у персонала.

В статье представлена авторская операционализация проектных компетенций. Подробно рассмотрены компетенции, которые может включать в себя проектная деятельность.

В авторской операционализации представлены три кластера проектных компетенций — прикладные компетенции (hard skills) — это профессиональные знания, умения и навыки, имеющиеся у каждого участника команды в соответствии с выполняемой им ролью в проекте; Soft skills и метанавыки. Авторы приводят подробное описание данных компетенций.

В статье приведены результаты авторского исследования формирования проектных компетенций в образовательной среде. Представлены результаты проведенного авторами опроса посредством google формы в период с мая 2022 г. по июнь 2022 г. Анкета состояла из 23-х вопросов, 6 из которых предполагают > 1 ответа либо свой вариант; в остальных 17-ти вопросах выбирается один вариант. Опрос прошли 196 человек. Объектом исследования выступили студенты Сургутского государственного университета, проходившие курс «Основы проектной деятельности». Предмет исследования — формирование проектных компетенций и их значимость в проектной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность; компетенции проектной деятельности; операционализация компетенций проектной деятельности; Soft skills; метанавыки в проектной деятельности; hard skills в проектной деятельности; исследование компетенций проектной деятельности в образовательной среде; BANI-мир

Современный мир, в котором мы живем, является нестабильным, если смотреть на это объективно, то такое понятие как «VUCA-мир», объединяющее такие характеристики нашего мира: volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность, уходит, уступая место другому понятию — «BANI-мир». «BANI-мир» характеризуется следующими чертами: brittle, anxious, nonlinear, incomprehensible — хрупкость, тревожность, нелинейность, непостижимость, отличие от «VUCA-мира» заключается в том, что он более пугающий, его нельзя понять.

В новой для нас реальности «BANI-мире» людям стало сложнее ориентироваться в обстоятельствах вокруг, как-то подстраиваться или изменять принятые решения, делая их более эффективными, так как стресс от непостижимости этого мира накапливается и растет. Если разбирать характеристики «BANI-мира», то мы можем видеть, что:

Введение(актуальность)

Вестник Евразийской науки 2022, №4, Том 14 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2022, No 4, Vol 14 https://esj.today

• хрупкость — подразумевает под собой те условия, в которых мы должны быть стойкими и непоколебимыми, на что будет требоваться много энергии и сил;

• тревога — в минимизации ее может помочь рефлексия, более осознанный подход к действительности и эмпатия ко всему окружающему;

• нелинейность — говорит о том, что придется подстраиваться под изменяющиеся обстоятельство, быстро учиться устанавливаться взаимосвязи между явлениями и процессами;

• непостижимость — в таком мире придется более внимательно анализировать свои решения и опыт, пытаясь развивать интуицию для принятия различных решений.

Из этого можно сделать выводы, что профессиональные компетенции, hard skills — остаются только базой, на которую нужно дополнительно накладывать soft skills, которые развиваются тяжело, но они необходимы современным работодателям, а их владение напрямую повышает ценность работника, его конкурентоспособность на рынке труда. Но в реалиях наших дней, soft skills также нужно дополнять — метанавыками (meta skills).

Пандемия внесла свои коррективы в работу организаций по всему миру. Стало понятно, что толерантность к изменениям, их способность быстро и гибко подстраиваться под изменяющиеся условия, их способность к самообучению и самопониманию — все это метакомпетенции, которых многим не хватает. Существует связь между владениями компетенций, развивая метанавыки в дальнейшем можно быстрее овладевать другими, например, hard skills [1].

Чем больше компетенций имеет человек, тем выше его стоимость на рынке труда, но в любом случае, для различных видов деятельности будут приоритетны разные компетенции. Мы будем рассматривать компетенции, которые необходимы для проектной деятельности.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что в постоянно меняющихся условиях, а также при ускоренных инновационных процессах, организации нужно быть гибкой, конкурентоспособной, сокращать жизненный цикл производства продуктов, в чем может помочь проектная деятельность. Формирование проектных компетенций может решить одну из основных проблем управления проектной деятельностью — человеческий фактор, то есть уровень профессионализма персонала.

Объектом исследования выступает проектное управление.

Предметом исследования является формирование проектных компетенций в образовательной среде и бизнес-среде.

Целью данного исследования является проведение анализа, выявление актуальных проектных компетенций и разработка технического задания программного продукта для структурной и систематизированной работы по формированию проектных компетенций у персонала.

Методы и материалы

Основными методами исследования были метод сравнения и обобщения информации; системный и статистический анализы количественных данных.

Результаты и обсуждение

В рыночной экономике, человеческий фактор — уровень профессионализма сотрудников, развитие их потенциала, является одной из основных задач эффективного управления персоналом, которая может определить конкурентоспособность организации. Современные концепции управления персоналом направлены на то, чтобы укрепить роль организации на экономическом рынке, ее жизнеспособность.

Управление персоналом приобретает стратегический характер, нужны компетентные сотрудники для достижения поставленных целей в длительной перспективе. Необходимо подбирать персонал, который будет соответствовать представлению «идеального» сотрудника, будет владеть необходимым набором компетенций, чтобы приближать организацию к ее целям и помогать осуществлять миссию [2].

Удержание компетентных сотрудников для поддержания благополучия бизнеса также является одной из основных задач менеджмента [3]. Если рассматривать управление персоналом как составляющую проектного менеджмента, то нужно понимать, что сотрудники должны обладать рядом компетенций для качественной работы над проектом. Для реализации проекта может быть достаточно материальных(сырьевых), финансовых и временных ресурсов, но если у проекта не будет грамотно подобранной команды, участники которой будут компетентны в своей рабочей области, то рентабельность использования ресурсов может быть под вопросом, как и эффективность всего процесса ведения проекта.

Поэтому, формирование команды для проекта — это важный шаг перед его началом. Во многом от того, насколько квалифицированы и компетентны будут участники команды, будет зависеть результаты проекта, качество созданного продукта (услуги).

Подробнее рассмотрим компетенции, которые может включать в себя проектная деятельность. Приведем следующее понятие «компетенция» — сочетание в человеке знаний, умений и навыков, которые должны быть прикладными, то есть чтобы их можно было реализовать в практической деятельности, и которые оцениваются, включая в себя специальные индикаторы соответствующего поведения для определенной измеряемой позиции. Компетенция отражает черты готовности человека к тому или иному виду деятельности, насколько эффективно и качественно эта деятельность будет протекать.

Для наглядности и понимания того, что мы подразумеваем под проектными компетенциями, обратимся к рисунку 1.

Рассмотрим каждый элемент, входящих в проектные компетенции подробнее.

Остановимся на прикладных компетенциях (hard skill) — это профессиональные знания, умения и навыки, имеющиеся у каждого участника команды в соответствии с выполняемой им ролью в проекте. Сюда входят технические навыки, например:

• Программирование — владение компьютерным языком для решения технических задач для проекта, его диджитализация.

• Владение иностранными языками — умение, которое нужно для международных проектов для взаимодействия с иностранными участниками, а также для получения информации из иностранных источников.

• Дизайн — знания основ дизайна позволит оформить и презентовать продукт, который создает команда.

• Маркетинг — владение инструментами маркетинга, позволит продвигать свой продукт на рынке и эффективно продать его.

Вестник Евразийской науки 2022, №4, Том 14 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2022, No 4, Vol 14 https://esj.today

• Аналитика — поможет анализировать, сводить и интерпретировать данные о различных процессах в создании проекта.

Рисунок 1. Операционализация проектных компетенций (разработано авторами на основе исследования)

Раньше профессиональных компетенций для многих видов деятельности было достаточно, многие рабочие функции выполнялись по инструкции и четким алгоритмом, но в недалеком будущем многие функции будут выполнять роботы, такой труд станет автоматизирован, поэтому для повышения конкурентоспособности на рынке труда нужны будут компетенции, которые относятся к soft skills и meta skills. Но следует подчеркнуть то, что

hard skills — остаются основой профессиональной деятельности, которую нужно формировать и развивать у сотрудников и участников проектной деятельности.

Среди soft skills, «мягких» навыков, для реализации проектной деятельности можно выделить следующие2:

• Коммуникация.

Умение донести до окружающих свою мысль, сюда же можно отнести умение слушать и слышать своего оппонента, чтобы лучше понять друг друга, умение презентовать себя, команду и свой продукт, как перед заказчиком, так и перед потребителями. Межкультурная коммуникация, если проект больших масштабов, важно понимать людей, которые не похожи чем-то на нас.

• Тайм-менеджмент.

Правильная самоорганизация, координация действий, разумное использование трудового времени.

• Мышление.

Критическое мышление позволяет из огромного потока информации, который приходит как из внешней среды, так и внутри нее выбирать только нужное и анализировать, насколько эти данные полезны.

Креативность — умение посмотреть на ситуацию или процесс не только под одним углом, а постараться сделать это с разных. Решение вопросов и проблем с новыми подходами, принятие непопулярных решений.

Системное мышление — дает возможность видеть взаимосвязи в различных явлениях и процессах, уметь анализировать, понимать причинно-следственные связи.

Решение проблем. Это непосредственно связано с принятием решений, сейчас мир — нестабильное и турбулентное место, поэтому решение важно принимать быстро, ведь завтра может быть уже поздно.

• Эмоциональный интеллект.

Одно из важнейших и нужных навыков в современном мире. Развитый эмоциональный интеллект помогает осознать свои эмоции, как следствие их можно контролировать и ими управлять. Понимание своих эмоций способствует распознаванию эмоций других людей, и появляется возможность управлять ими [4].

Умение брать ответственность за себя. Особенно важно при работе в команде, когда нужно осознавать, что из-за принимаемых тобой решений и действий могут быть последствия не только у тебя, но и людей, которые трудятся вместе с тобой.

Конструктивная обратная связь. Критиковать так, чтобы это было полезно, не опускаться до унижений, доносить все конструктивно. Уметь правильно реагировать на критику, не обижаться, а осознавать свои ошибки и исправлять их.

Эмпатия — способность почувствовать переживание других людей, поставить себя на место другого человека, оказать ему поддержку.

2 Русская школа управления. Ключевые управленческие компетенции. [Электронный ресурс] URL: https://uprav.ru/blog/klyuchevye-upravlencheskie-kompetentsii/ (дата обращения: 26.06.22).

Необходимость владения метанавыками показала ситуация с пандемией, когда переход на удаленную работу был неизбежен. Метанавыки важны не только в проектной деятельности, но и для любых сфер жизни. В первую очередь, это умение понимать себя, корректировать свое поведение в различных ситуациях, умение подстраиваться и владеть собой, какие бы обстоятельства не произошли3.

Метанавыки напрямую будут связаны с многими мягкими навыками, так как осознанность, понимание себя — все это будет влиять на действия человека, например, на умение брать на себя ответственность, решать проблемы, а не пускать все на самотек и т. д.

Отдельно можно выделить ресурсное состояние4. Человек должен понимать свое самочувствие, не перерабатывает ли он, чтобы не выгореть.

Ассертивность — человек должен самостоятельно регулировать поведение, не поддаваться влиянию других людей, умение говорить «нет», выражать свои желания и позицию, напрямую и открыто.

Толерантность — проявление уважение к чужой позиции, даже если она вами не разделяется, принимать чужие установки, поведение и взгляды на различные ситуации.

Безоценочность — способность не давать свою субъективную оценку людям, поведению, ситуации, а принимать все так, как оно есть с разных сторон.

Внимательность — способность фокусировки своего внимания, его сосредоточения на различных явлениях, событиях, людях.

Для эффективной команды необходимо наличие хотя бы у одного из участников команды лидерских качеств. Остановимся на нескольких навыков лидера5:

• Следить за ментальным здоровьем сотрудников, предотвратить случаи выгорания, но, чтобы это сделать, сам лидер должен обладать эмоциональным интеллектом, осознанностью, чтобы замечать это у членов команды.

• Выстроить доверительные отношение с коллективом, держать их в курсе событий, в этом поможет гибкая методология, один из принципов которой является прозрачность действий и задач.

• Стимулировать команду, показывать пример своими действиями.

• Справедливое отношение к участникам команды.

• Поддерживать здоровый психологический климат в коллективе — в этом поможет высокий эмоциональный интеллект, который поможет распознавать эмоции, например, предотвратить назревающий конфликт.

• Давать возможность проявлять инициативу, чтобы участники чувствовали свою надобность, понимали, что с ними считаются и их слышат.

3 Теории и практики. Пост «Как компаниям развивать метакомпетенции сотрудников». [Электронный ресурс] URL: https://theorvandpractice.ru/posts/19408-kak-kompaniYam-razvivat-metakompetentsii-sotrudnikov (дата обращения: 24.05.22).

4 Как меняется проджект-менеджмент в 2022: 5 трендов. [Электронный ресурс] — URL: https://l-a-b-a.com/blog/3059-kak-menvaetsva-prodzhekt-menedzhment-v-2022-5-trendov (дата обращения: 26.07.22).

5 Русская школа управления. 7 управленческих навыков современного лидера. [Электронный ресурс] URL: https://uprav.ru/blog/7-upravlencheskikh-navvkov-sovremennogo-lidera/ (дата обращения: 24.08.22).

Современные работодатели проявляют особую тщательность к подбору персонала, помимо высоких профессиональных качеств и умений, им нужны кадры, которые будут активно вливаться в инновационную деятельность для приближения к выполнению стратегических целей. Развитию проектных компетенций инженеров посвящено исследование И.Ю. Васькова, К.А. Кузьминой, Н.А. Кузьминой, Т.А. Кузьмина [5].

Изучению проектных компетенций студентов в настоящее время уделяют внимание многие исследователи. Так Орлова С.Н. и Фирсова С.В. [6] в своем исследовании рассматривают некоторые аспекты применения проектного обучения для формирования коммуникативной компетенции у студентов в качестве новой инновационной модели цифровой трансформации системы образования. Ганиева Г.Р. рассматривает возможности проектной и исследовательской деятельности как условие формирования креативных компетенций [7]. Алдошина М.И. артикулирует важность формирования предпринимательских компетенций студентов университета в проектной деятельность [8]. Ахмедова Э.М. рассматривает проектную деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций у студентов [9]. Были рассмотрены методы мотивации преподавателей-наставников в проектной деятельности и представлен опыт СурГУ [10].

В рамках нашего исследования актуальности формирования проектных компетенций в образовательной среде нами был проведен опрос посредством google формы в период с мая 2022 г. по июнь 2022 г. Анкета состояла из 23-х вопросов, 6 из которых предполагают > 1 ответа либо свой вариант; в остальных 17-ти вопросах выбирается один вариант. Опрос прошли 196 человек. Объектом исследования выступили студенты Сургутского государственного университета, проходившие курс «Основы проектной деятельности». Предмет исследования — формирование проектных компетенций и их значимость в проектной деятельности. Приведем лишь некоторые результаты исследования.

Да Нет, хотел(а) быть руководителем проекта ■ Нет, не хотел(а) быть руководителем проекта

Рисунок 2. Удовлетворенность респондентов своей ролью в проекте, % (разработано авторами на основе исследования)

94,4 % респондентов были удовлетворены своей командной ролью, лишь малая часть, выразила неудовлетворенность: 2,6 % — хотели быть руководителями проекта, 3,1 % — не хотели быть в роли руководителя проекта, но по каким-то причинам занимали ее (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее распространенное для выбора преимущество стало новые полезные знания и навыки (76 %), также значительная часть (47 %) выбрали воплощение интересной идеи в жизнь, опыт работы с реальной компанией выбрало 32 % респондентов, исключительно получение зачета и знакомство с новыми интересными людьми выбрали почти равное количество

Страница 8 из 14

30ECVN422

респондентов (26 % и 29 % соответственно), меньше всего респондентов выбрали такое преимущество — строчка в резюме (3 %) (рис. 3).

Строчку в резюме ■ Опыт работы с реальной компанией

Воплощение интересной идеи в жизнь Знакомство с новыми интересными людьми Новые полезные знания и навыки Исключительно получение зачета

0 20 40 60 80 100 120 140 160

Рисунок 3. Преимущества, которые респондентам дала работа в проекте в рамках ОПД («Основы проектной деятельности») (разработано авторами на основе исследования)

Большая часть респондентов (65 %) ответили, что они сталкивались с дефицитом компетенций в процессе проектной деятельности, у меньшей части респондентов (35 %) таких проблем не было.

На вопрос как именно респонденты решали проблему, для которой им не хватало компетенций, большинство респондентов (65 %) использовали различные интернет-ресурсы, 43 % самостоятельно решили возникшую проблему, 29 % обращались к друзьям и знакомым за помощью, 26 % респондентов упрощали проект, чтобы решить проблему, 9 % обращались на платформу, чтобы найти команду или людей, которые уже сталкивались с похожей проблемой, а у 7 % проблем не было (рис. 4).

Проблем не было

Обращались на платформу, чтобы найти команду или людей, которые уже сталкивались с похожей проблемой

Упрощали проект, чтобы решить проблему Обращались к друзьям и знакомым за помощью Самостоятельно решили возникшую проблему Использовали различные источники интернета

0 20 40 60 80

Рисунок 4. Способы решения проблем, для которых у команд не хватало компетенций (разработано авторами на основе исследования)

Большая часть респондентов (41 %) считают, что при формировании команд для проектов стоит обращать внимание на совокупность навыков (soft skill, hard skill, meta skill), 30 % считают, что нужно обращать внимание на метанавыки, 16 % говорят о «твердых» навыках, а 13 % о «мягких» навыках (рис. 5).

Респондентам было предложено проранжировать навыки для проектной деятельности по степени значимости. 70 % респондентов считают, что ключевыми навыками для проектной деятельности являются умение брать на себя ответственность, креативность и коммуникация,

63 % выбрали критическое мышление, 48 % тайм-менеджмент, 44 % умение конструктивно давать обратную связь, 33 % выделили эмоциональный интеллект (рис. 6).

Рисунок 5. Мнение респондентов о том, на какие навыки стоит обращать внимание при формировании команды для проектов, % (разработано авторами на основе исследования)

Эмоциональный интеллект Конструктивная обратная связь Коммуникация Тайм-менеджмент Креативность Умение брать на себя ответственность Критическое мышление

0 20 40 60 80 100 120 140 160

Рисунок 6. Мнение респондентов о значимости навыков для проектной деятельности (разработано авторами на основе исследования)

Респонденты проранжировали обязательные, на их взгляд, навыки лидера в проектной команде. 79 % выбрали способность решать конфликты, 77 % умение стимулировать и мотивировать команду, 75 % умение брать на себя ответственность, 70 % умение слушать, 66 % умение самоорганизации и самодисциплине, 45 % критическое мышление, 42 % эмоциональный интеллект, 37 % креативность (рис. 7).

Критическое мышление Креативность Умение брать на себя ответственность Самоорганизация и самодисциплина Эмоциональный интеллект Способность решать конфликты Умение слушать Стимулировать и мотивировать команду

0 20 40 60 80 100 120 140 160 180

Рисунок 7. Значимые качества лидера команды для проектов по мнению респондентов (разработано авторами на основе исследования)

Для ведения проекта 59 % респондентов пользовалось таким инструментом как Microsoft To-Do, 26 % пользовались Trello, 6 % пользовались Jira, и 1 % пользовались Bitrix24 и Miro, остальные 7 % не пользовались инструментами при реализации проектов (рис. 8).

Не пользовались

Miro I Bitrix24 Jira Trello Microsoft To-Do

0 20 40 60 80 100 120 140

Рисунок 8. Инструменты для ведения проектов, которыми пользовались респонденты (разработано авторами на основе исследования)

Выводы

Таким образом, подводя общие итоги исследования формирования компетенций проектной деятельности в образовательной среде, можно сказать о том, что в настоящее время, время вызовов и возможностей, участники команды должны обладать совокупностью навыков (soft skill, hard skill, meta skill). Респонденты выделяют важность конкретных навыков актуальных в настоящее время: умение брать на себя ответственность, креативность и коммуникация. Навыки лидера команды также важны, респонденты выбрали на их взгляд самые необходимые: умение решать конфликты, стимулировать и мотивировать команду, умение слушать и брать на себя ответственность. Конечно, при постоянно меняющихся условиях участники команды могут испытывать стресс и это будет негативно сказываться на их взаимодействии, лидер команды должен быстро реагировать на такое поведение своих участников и не допускать конфликтов, умение стимулировать и мотивировать команду надо грамотно, потому что от этого может зависеть качество и эффективность работы и результата проекта.

В целом, можно сказать о том, что респонденты понимают значимость формирования навыков для проектной деятельности. Формирование в студенческие годы проектных компетенций, безусловно, только повысит их конкурентоспособность на рынке труда к окончанию обучения, что поможет в трудоустройстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чуланова, О.Л. Возможности применения джоб-шеринга в условиях вызовов Bani-мира / О.Л. Чуланова, Н.А. Лескин // Материалы Афанасьевских чтений. — 2021. — № 4(37). — С. 19-25. — EDN TTQJNI.

2. Абрамова, Е.А. Создание модели компетенций для совершенствования бизнес-процессов управления персоналом / Е.А. Абрамова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. — 2020. — № 4(64). — С. 8-13. — EDN ZYMWSL.

3. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: монография /

A.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, В.Г. Коновалова, О.Л. Чуланова. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 156 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/852. — ISBN 978-5-16-009530-1. — Текст: электронный.

— URL: https://znanium .com/catalog/product/1081867 (дата обращения: 03.05.2022). — Режим доступа: по подписке.

4. Чуланова О.Л. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации: Монография / Чуланова О.Л. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 218 с.

5. Развитие профессиональных компетенций инженера посредством ведения проектной деятельности / И.Ю. Васькова, К.А. Кузьмина, Н.А. Кузьмина, Т.А. Кузьмин // Роль и место инженерных знаний в структуре общего образования: Сборник статей V межрегиональной очно-заочной научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 30 марта 2017 года / Под редакцией А.Г. Козловой, Л.В. Крайновой,

B.Л. Расковалова, В.Г. Денисовой. — Санкт-Петербург: Частное образовательное учреждение дополнительного образования "Лингвистический Центр "Тайкун", 2017. — С. 158-161. — EDN YMSOGP.

6. Orlova, S.N. Digitalisation and challenges of the éducation system: project work in formation of foreign language communicative competence / S.N. Orlova, S.V. Firsova // Vestnik Universiteta. — 2022. — No 4. — P. 20-25. — DOI 10.26425/1816-42772022-4-20-25. — EDN YEWPKL.

7. Ганиева, Г.Р. Возможности проектной и исследовательской деятельности как условие формирования креативных компетенций учащихся / Г.Р. Ганиева // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика: Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (с международным участием), Елабуга, 17-18 ноября 2015 года. — Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. — С. 94-98. — EDN VIWLFH.

8. Алдошина, М.И. Формирование предпринимательских компетенций студентов университета в проектной деятельности / М.И. Алдошина // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2020. — № 3(88). — С. 121-125.

— EDN INIAHK.

9. Ахмедова, Э.М. Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций у студентов / Э.М. Ахмедова, З.М. Ахмедова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 29 января 2017 года. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2017. — С. 85-87. — EDN XYAJKD.

10. Дубровская, Е.Н. Мотивация преподавателей-наставников и студентов в проектной деятельности (на примере проекта "сквозные компетенции проектной деятельности" Сургут) / Е.Н. Дубровская, О.Л. Чуланова, Е.В. Куприянова // Материалы Ивановских чтений. — 2020. — № S4(31). — С. 91-97. — EDN CEKUBF.

^ulanova Oksana Leonidovna

Surgut State University, Surgut, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2477-0096 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=535996 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAB-4944-2019 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57200229000

Kupriyanova Ekaterina Vasilievna

Surgut State University, Surgut, Russia E-mail: [email protected]

Chulanov Dmitry Viktorovich

Surgut State University, Surgut, Russia E-mail: [email protected]

Khokhryakova Yulia Andreevna

Surgut State University, Surgut, Russia E-mail: [email protected]

Project competencies of personnel in the conditions of the BANI-world: operationalization, business and educational environment approaches to formation and development

Abstract. In the article, the authors indicate the relevance of the chosen research topic in that in constantly changing conditions, as well as with accelerated innovation processes, an organization needs to be flexible, competitive, shorten the life cycle of product production, which can help project activities. The formation of project competencies can solve one of the main problems of project management — the human factor, that is, the level of professionalism of the staff. The object of the study is project management. The subject of the study is the formation of project competencies in the educational and business environments. The purpose of the study, the results of which are reflected in the article, is to conduct an analysis, identify relevant design competencies and develop a technical specification for a software product for structural and systematic work on the formation of project competencies among staff.

The article presents the author's operationalization of project competencies. Competences that may include project activities are considered in detail.

The author's operationalization presents three clusters of project competencies — applied competencies (hard skills) are the professional knowledge, skills and abilities that each team member has in accordance with their role in the project; Soft skills and meta-skills. The authors provide a detailed description of these competencies.

The article presents the results of the author's study of the formation of project competencies in the educational environment. The results of a survey conducted by the authors through a google form from May 2022 are presented to June 2022. The questionnaire consisted of 23 questions, 6 of which require > 1 answer or their own option; in the remaining 17 questions, one option is selected. The survey was completed by 196 people. The object of the study was the students of Surgut State University, who took the course "Fundamentals of project activities". The subject of the research is the formation of project competencies and their significance in project activities.

Вестник Евразийской науки 2022, №4, Том 14 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2022, No 4, Vol 14 https://esj.today

Keywords: project activity; project activity competencies; operationalization of project activity competencies; Soft skills; meta-skills in project activity; hard skills in project activity; research of project activity competencies in the educational environment; BANI-world

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.