НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ | | Серия Философия. Социология. Право. 65
IШ ' 2012. № 20 (139). Выпуск 22
УДК 378.184
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА1
Я.И. СЕРКИНА В статье обоснована актуальность перехода вузов на инно-
вационную деятельность, сформирован соответствующий понятийно-категориальный аппарат. Рассмотрена необходимость
Белгородский государственный ^ проектного управления инновационной деятельностью вуза.
национальный исследовательский
университет
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность e-mail: [email protected] вузов, проект, проектное управление.
Утверждение инноваций в качестве доминирующего фактора развития высшей школы является одной из значимых характеристик нашего времени. Это обусловлено тем, что способность к восприятию инноваций и выбор инновационного пути развития позволяет выживать и развиваться высшей школе в условиях нарастающей динамики социальных изменений и все более ожесточающейся конкуренции. Такие вузы, преодолевая собственное кризисное состояние, преобразуя содержание научно-педагогической деятельности, могут ответить на вызов времени. Потребность вуза в инновационной деятельности все более заявляет о себе как явно прослеживаемая тенденция, связанная с выработкой устойчивой реакции на динамизм развития общества.
В последнее время в России возрастает интерес к исследованию особенностей развития инновационной деятельности высшего учебного заведения. Вместе с тем, проблема разработки эффективных методов комплексной оценки инновационной деятельности вуза в России пока не нашла достаточно полного отражения и нуждается в углубленном исследовании. На сегодняшний день необходима методика оценки как инновационной деятельности вуза, обучения ее проведению, так и оценки образовательной деятельности, которая стимулирует развитие инновационной.
В самом широком значении инновации (от позднелатинского тпоуайо - инновация, новшество, нововведение) обычно рассматриваются как новый способ что-либо сделать. «Понятие инновация включает в себя открытие - приращение знания и изобретение - новый способ использования существующих знаний»2. «Инновация» означает обновление какого-либо объекта, иначе - проведение в нем какого-либо изменения. Любые реально проведенные изменения всегда приводят к одному результату - характеристики (свойства) объекта изменяются. Другими словами, нововведение (инновация) переводит объект из одного качественного или количественного состояния в другое.
Инновация - это, по сути, комплекс действий и его практический результат по использованию достижений научной и научно-технической деятельности в конкретной области науки, техники, технологии, организации в целях совершенствования характеристик объекта управления.
Общий анализ литературы позволяет выделить три направления в интерпретации сущности инноваций. Во-первых, трактовка инновации как процесса внедрения в практику каких-либо новых элементов, получивших общественное признание в виде рыночного (коммерческого) успеха. Во-вторых, понимание ее как результата творческого процесса, выступающего в виде нового продукта (техники), технологии, метода и т.д. В-третьих, характеристика инновации как процесса инвестирования в новации, вложения средств в разработку новой техники, в технологии, в научные исследования.
1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания высшим учебным заведениям на 2012 год, № 6.2744.2011 «Социологический мониторинг внутриуниверситетской среды как условие обеспечения качества образовательного процесса».
2 Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: учебное пособие для высших учебных заведений. М., 2001. - С. 179.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22
Несмотря на ярко выраженную потребность в инновациях в современном обществе, процесс их внедрения крайне сложен и противоречив. Проблема заключается в том, что преобразующая функция инноваций в образовании может носить как позитивный (созидательный), так и деструктивный характер. Критическому анализу инновационного процесса в российском образовании, фактам негативных социальных последствий необоснованных нововведений посвящены публикации А.А. Давыдова, Д.Л. Константинов-ского, О.В. Крыштановской, Т.Новиковой, А.И. Пригожина, В.И. Чупрова, В.А. Ядова и других авторов3.
Д.Л. Константиновский и его коллеги, в частности, связывают негативные аспекты инновационного процесса в образовании с изменением статуса знаний в современную эпоху. Д.Л. Константиновский, А.А. Овсянников и Н.Е. Покровский пишут в данной связи: «Если прежде знание, наука опирались на просветительскую картину мира и рассматривались в основном как абсолютная и безбрежная ценность, то отныне возобладало понятие полезного знания (useful knowltdge), т.е. знания, ограниченного в принципе, сфокусированного на конкретике и нацеленного на результат, приносящий немедленную экономическую выгоду»4.
В проекте Закона «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 20) записано, что инновационная деятельность в сфере образования должна быть «ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, а также их объединениями». Тем самым государство нацеливает научно-педагогические коллективы вузов и их руководство на инновационную деятельность высшей школы по всем направлениям её деятельности.
В результате социологического исследования, проведенного Центром развития малого бизнеса, образования и международных связей «Сократ» (г. Липецк)5 были выявлены три основные вариации понятия «инновационная деятельность»:
- поиск и применение новых инновационных методов обучения;
- научная работа (в рамках учебного процесса);
- изобретательская деятельность (т.е. разработка новых технологий и изделий).
Респондентам было предложено ранжировать по степени важности эти три основных понятия. Наиболее важными новые инновационные методы обучения считают 67,7% респондентов, научную деятельность - 56,2%, а деятельность, связанную с разработкой новых товаров и технологий - 60,7%.
Инновационная деятельность в вузе должна быть направлена на создание, реализацию и получение экономического, социального, экологического и иных видов эффектов от реализации инновационных продуктов:
- инноваций в образовании - это результаты инновационной деятельности в виде новых образовательных курсов, специальностей, направлений (профилей) подготовки и переподготовки кадров, новых технологий образования;
3 Давыдов А.А. Инновационный потенциал России: настоящее и будущее. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/blog_modern_3.html; Новикова Т.Г. Экспертиза инноваций в образовании. Подготовка экспертов гражданских институтов // Народное образование. 2006. № 4. C. 104-109; Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989; Зубок Ю.А., Чупров В.И. Инновации в образовании молодежи: социальная регуляция риска. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.isras.ru/abstract bank/l2Q8362l79.pdf.
4 Константиновский Д.Л., Овсянников А.А., Покровский Н.Е. Совершенствование социологического образования. Аналитический доклад. М., 2005. - С. 22.
5 Аналитический обзор результатов социологического исследования «Изучение объективных и субъективных противоречий в процессе управления инновациями в системе среднего и высшего профессионального образования в регионах Российской Федерации»/ НП «Центр развития малого бизнеса, образования и международных связей «Сократ» (г. Липецк), 2009.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22
- научно-технических инноваций - это результаты инновационной деятельности в виде новых технологий, образцов новой техники, материалов, изделий, научно-технических услуг и иной наукоемкой продукции;
- инноваций в управлении - это результаты инновационной деятельности в виде новых технологий управления видами деятельности и бизнесом;
- инновационная деятельность в вузе должна быть направлена на поиск и развитие наиболее одаренной молодежи6.
К субъектам инновационной деятельности вузов относятся структурные подразделения университетов, юридические лица (новые организационные формы инновационных процессов, организации различных организационно-правовых форм деятельности и формы собственности, органы государственной власти, органы местного самоуправления) и физические лица, занимающиеся инновационной деятельностью в процессе реализации стратегий инновационного развития высшей школы. К объектам инновационной деятельности вузов относятся осваиваемые на основе реализации научных исследований или иных разработок новые способы организации деятельности, новые технологии, новые продукты, интеллектуальная собственность, инновационные проекты и процессы, инновационные программы и проекты, по поводу которых возникают экономические и правовые отношения между субъектами инновационной деятельности высших учебных заведений.
Таким образом, инновационная деятельность вузов - это организация субъектов и объектов, взаимодействующих в процессе создания инноваций на единых организационных принципах, определяемых стратегией инновационного развития вуза 7.
Исследования в области реализации управления инновациями показывают, что одним из наиболее эффективных способов управления инновациями является проектный подход. С.Г Фалько, А.М. Карминский, Оголева Л.Н., Л.С. Барютин8 и др. считают методологию проектного управления наиболее приемлемой при осуществлении инновационной деятельности.
Проектное планирование, целевое комплексное планирование, целевые комплексные программы - эти и другие аналогичные методы, применяемые в управлении и планировании развития организации, объединяет их инновационный характер, нацеленность организации на получение определенного конечного результата, проектно-ориентированный подход к управлению вузом. В основе этих методов лежит бизнес-планирование (бизнес-проекты, бизнес-планы, бизнес-модели), ограничивающее участников проекта определенными временными рамками и выделенными на его реализацию ресурсами.
Большинство проблем, над реализацией которых сегодня работают вузы, как правило, имеют междисциплинарный характер, требующий для своего решения участия специалистов разных кафедр и факультетов, а также взаимодействия с другими научно-образовательными институтами. А суть проектного управления и заключается в том, чтобы, не разрушая вертикальные связи, объединить усилия различных творческих коллективов для решения поставленной в проекте цели. Это сочетание вертикальной иерархии учебно-научных подразделений и горизонтальной подсистемы, в которой в качестве подразделений выступают проектные группы (временные творческие коллективы). Речь идет о функциональном объединении, может быть и в рамках временных творческих коллективов, а не об организационном слиянии или поглощении. Кафедра сохраняется как главное звено в университете. Управление построено на сочетании традиционной вертикальной структуры университета и горизонтальных связей между подразделениями
6 См.: Владимиров А.И. Об инновационной деятельности вузов. М. 2012.
7 См.: Емельянов С.Г. Экономический механизм стратегического управления развитием ВУЗа: монография. М., 2007.
8 См.: Фалько С.Г. Оценка экономической эффективности мероприятий по разработке системы управления инновационными процессами //Маркетинг и маркетинговые исследования.2003. №4; Контроллинг: учебник /А.М.Карминский, С.Г.Фалько, А.А.Жевага, Н.Ю, Иванова; под ред. А.М, Карминско-го, С.Г.Фалько. М., 2006; Оголева Л.Н., Радиковский В.М. Инновационная деятельность предприятия: Учеб. пособие. М., 1997; Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С.Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2004.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22
вуза (научно-образовательные центры, проектные группы, временные творческие коллективы и т.п.), развивая и поддерживая тем самым творческие инициативы сотрудников университета.
При проектном управлении, как и при реализации любого проекта, «необходимо соблюдение основополагающих принципов: согласование требований заинтересованных лиц и определение измеримых целей проекта; создание команды проекта, назначение руководителя (менеджера) проекта; ограничения по времени и выделенный бюджет9».
Проект представляет собой комплексное понятие, включающее форму целевого управления инновационной деятельностью, процесс осуществления инноваций, комплект определенных документов.
Как форма целевого управления инновационной деятельностью проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Проектно-ориентированный подход обеспечивает сохранение организационных основ научной и образовательной деятельности, не отрицает никаких традиций академического сообщества и не ведет к ликвидации тех или иных вузовских структур и должностей. Всё, что предлагает этот управленческий метод, имеет дополнительный характер.
Принципы управления и определяют методологию проектного управления инновационной деятельностью вузов.
Применение в вузе формализованных методов управления проектами позволяет более обоснованно определять цели и оптимально планировать инновационную деятельность, более полно учитывать проектные риски, оптимизировать использование имеющихся ресурсов и избегать конфликтных ситуаций, контролировать исполнение составленного плана, анализировать фактические показатели и вносить своевременную коррекцию в ход работ, накапливать, анализировать и использовать в дальнейшем опыт успешно реализованных проектов нововведений.
Можно выделить основные преимущества использования системы управления проектами в области инновационной деятельности:
- возможность регламентирования процедур управления проектами;
- определение и анализ эффективности инвестиций;
- использование математических методов расчета временных, ресурсных, стоимостных параметров проектов;
- централизованное хранение информации по графику работ, ресурсам и стоимостям;
- возможность быстрого анализа влияния изменений в графике, ресурсном обеспечении и финансировании на план проекта;
- обеспечение структуры контроля выполнения работ проектов;
- учет и управление рисками проектов;
- обеспечение контроля качества работ;
- управление и контроль поставок и контрактов при обеспечении проектной деятельности.
Инновационная деятельность вуза предполагает серьезный пересмотр направлений его научно-исследовательских работ, которые сложились десятки лет назад и не имеют перспектив быть реализованными в различные нововведения в научно-технической сфере, не имеют своего потребителя.
Успешное управление инновационной деятельностью вуза во многом будет определяться согласованностью действий всех сторон, участвующих в инновационной деятельности страны - государственных органов, системы высшего образования, научного сообщества, бизнес-структур.
Проектный подход к управлению инновационной деятельностью вуза позволит существенно повысить значимость и эффективность высшей школы в решении стратегических проблем российского общества.
9 См.: Владимиров А.И. Об инновационной деятельности вузов. М. 2012.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22
Список литературы
1. Плотинский, Ю.М. Модели социальных процессов: учебное пособие для высших учебных заведений. [Текст]/ Ю.М. Плотинский. - M.: Логос, 2001. - 296 с.: ил..
2. Давыдов, А.А. Инновационный потенциал России: настоящее и будущее. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/blog_modern_3.html.
3. Новикова, Т.Г. Экспертиза инноваций в образовании. Подготовка экспертов гражданских институтов [Текст] / Т.Г. Новикова// Народное образование. - 2006. - № 4. - C. 104 - 109.
4. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия [Текст]/ А.И. Пригожин. - М.: Знание, 1989. - 245 с.
5. Зубок, Ю.А., Чупров В.И. Инновации в образовании молодежи: социальная регуляция риска. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.isras.ru/abstract bank/l2Q8.362l7Q.pdf.
6. Совершенствование социологического образования. Аналитический доклад. [Текст]/Константиновский, Д.Л., Овсянников А.А., Покровский Н.Е. М. - М. - 2005. - 121 с.
7. Аналитический обзор результатов социологического исследования «Изучение объективных и субъективных противоречий в процессе управления инновациями в системе среднего и высшего профессионального образования в регионах Российской Федерации»/ НП «Центр развития малого бизнеса, образования и международных связей «Сократ» (г.Липецк), 2009.
8. Владимиров , А.И. Об инновационной деятельности вузов [Текст]/ А.И. Владимиров. М.: ООО «Издательский дом Недра», 2012. - 72 с.
9. Емельянов, С.Г. Экономический механизм стратегического управления развитием ВУЗа: монография [Текст]/ С.Г. Емельянов. М.: Библиосфера, 2007. - 212 с.
10. Фалько, С.Г. Оценка экономической эффективности мероприятий по разработке системы управления инновационными процессами [Текст]/ С.Г.Фалько //Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2003. - №4. - С.35 - 42
11. Контроллинг: учебник [Текст]/А.М.Карминский, С.Г.Фалько, А.А.Жевага, Н.Ю, Иванова; под ред. А.М, Карминского, С.Г.Фалько. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 336 с.;
12. Оголева, Л.Н., Радиковский, В.М. Инновационная деятельность предприятия: Учеб. по-собие[Текст]/ Л.Н. Оголева, В.М. Радиковский. М.: ФА, 1997. - 321 с.
13. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С.Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 518 с.
PROJECT MANAGEMENT FOR INNOVATIONAL DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Belgorod State National Research University
Y.I. SERKINA
The article considers the urgency of transition of higher education institutions to innovative activity, and it discusses the corresponding conceptual and categorial device. The aithor claims the need for project management for innovational development of higher education institution.
e-mail: [email protected]
Keywords: Innovationsinnovational development of higher education institutions, project, project management.