СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ИНЖЕНЕРА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ Литвиненко А.И.
Литвиненко Анастасия Игоревна - магистрант, кафедра управления бизнес-проектами, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва
Аннотация: в условиях экономики знаний и всё большего усложнения требований к высокоинтеллектуальным профессиям, в частности, инженерам, университетам необходимо пересмотреть прежние образовательные форматы. Предлагается ввести проектное обучение по принципам CDIO в образовательный процесс для эффективной подготовки конкурентоспособных кадров с учетом внешних изменений. Ключевые слова: инженерное образование, проектное обучение.
УДК 378
Современным этапом развития общества многие исследователи (Д. Белл, У. Нордхаус, Р. Лэйн, П. Друкер, С. Глазьев) называют формирование глобальной экономики знаний (global knowledge economy) [1], общества знаний, инновационной экономики, для которой характерна ключевая роль инноваций как главного движущего механизма развития. В условиях такого типа экономики, а также глобализации, гиперконкуренции, появления комплексных системных мегапроблеми всё большего проникновения технологий во все сферы жизни общества, требования к инженерным кадрам претерпевают изменения. Образовательная система должна чутко реагировать на смену тенденций в индустрии, осуществляя подготовку кадров согласно требованиям социума и крупнейших корпораций.
В последние десятилетия эти требования существенно изменились. Если в 20 веке в России инженерные вузы создавались для обеспечения кадрами государственных мегапроектов - в ядерной, химической, машиностроительной, промышленности, то сейчас, в условиях рыночной экономики, специалисты в области инжиниринга нужны для реализации проектов развивающегося частного бизнеса и проектов государственной сферы, но работающих по тем же законам бизнес-среды. Как и в советской высшей школе, в современных университетах сегодня всё также в образовательных программах делается упор на хорошую теоретическую подготовку будущих инженеров. Однако технологические потребности экономики знаний меняют характер инженерного образования, требуя, чтобы инженер владел гораздо большим спектром ключевых компетенций, чем узкоспециализированное освоение научно-технических и инженерных дисциплин. Одним из наиболее востребованных у работодателя навыков сегодня являются так называемые надпрофессиональные компетенции, «softskills» — умение работать в команде, правильно ставить цели и добиваться их, умение взаимодействовать в мультидисциплинарной среде [2].
Кроме того, всё большее внимание уделяется недостаточности навыков создания объектов, процессов и систем в условиях междисциплинарной работы (к примеру, взаимодействие студентов IT и инженерного дела при создании робототехники). Сейчас они востребованы, и задача вузов - системно такие компетенции развивать.
Даже западные представители высшей школы признают, что за последние 50 лет вузы утратили ключевую ценность инженерного образования - практико-ориентированность, ставя главной задачей дать студентам прочную научную основу для решения перспективных инженерных задач [3]. Среди главных проблем называют низкую экономическую отдачу от инженерных кадров, слабую подготовку для
64
формирования необходимых навыков, низкий уровень коммуникабельности, отсутствие духа состязательности и настойчивости, обусловленный отрывом теоретического обучения от практических задач.
Российские исследователи также отмечают отсутствие системного взгляда на инженерные задачи, понимания экономической основы инженерных проектов.
Результатом обеспокоенности мировой общественности в вопросах качества образования инженеров стала, к примеру, всемирная инициатива CDIO - подход к проектированию образовательных программ. Основная идея заключена в аббревиатуре названия: CDIO (The CDIO™ Initiative): Conceive (Придумать) — Design (Спроектировать) — Implement (Внедрять) — Operate (Управлять). Официально сообщество CDIO появилось в 2000 году, на сегодняшний день CDIO охвачены более 100 вузов в 30 странах. Программа содержит 12 стандартов, с помощью которых должны быть пересмотрены образовательные программы вузов-участниц инициативы. Образование по такому типу нацелено на подготовку инженеров, способных обеспечивать сопровождение комплексных инженерных продуктов, процессов и систем в современной среде на протяжении всего жизненного цикла, эффективно взаимодействовать с другими участниками проектов и осознавать ответственность за экономические, экологические и технологические последствия своих действий.
Подход CDIO основан на проектном методе обучения. Только участие студентов в реальных проектах во время обучения способно обеспечить приобретение необходимых навыков, опыта и понимания технологического развития, подготовить выпускников к реалиям рыночной технологизированной экономики. Называется цифра от 4 до 10 - количество реальных проектов, в которых должен участвовать студент за 6 лет обучения.
В качестве примера для рассмотрения опыта российского вуза мы выбрали ТПУ, так как именно этот университет первым в России стал реализовывать подход CDIO -в 2012 году.
Реализация в ТПУ подхода CDIO к подготовке инженерных кадров стала неотъемлемой частью масштабной модернизации образовательной деятельности университета, направленной на создание личностно ориентированной образовательной среды, разработку образовательных программ нового поколения, развитие академической самостоятельности и ответственности студентов, повышение квалификации преподавателей и научно-педагогических работников. [4] Основной целью присоединения ТПУ к «клубу CDIO» является повышение качества и результативности инженерных образовательных программ, приведение их в соответствие с требованиями современного производства и проектного обучения.
Итак, мы можем выделить ключевые направления реформирования инженерного образования, обеспечивающего качество образования конкурентоспособного выпускника:
- Проблемно-ориентированные методы обучения (внедрение курсов и встреч с представителями отрасли по специальности студентов)
- Соответствие принципу полидисциплинарности при разработке тем курсовых проектов.
- Адаптация курсов гуманитарной и экономической направленности к специфике инженерной деятельности (этика инженера, экономика управления проектами)
- Внедрение общеуниверситетских проектов, с привлечением экспертов из отрасли, для развития чувства конкуренции и получения опыта решения реальных производственных задач.
- Обязательное введение в ООП проектной деятельности по заказу компаний-партнеров вуза.
- Командное обучение и взаимодействие.
- Проектно-организованные технологии обучения.
- Ранняя профориентация с посещением предприятий и организацией встреч, лекций с представителями отрасли.
- Постоянное взаимодействие (сбор обратной связи) с работодателями на предмет качества подготовки кадров и сбор рекомендаций по его улучшению.
Таким образом, важнейшей задачей российского высшего образования сегодня становится применение новых проектных и личностно-ориентированных методов обучения инженеров с учетом сохранения теоретико-исследовательских принципов советской школы.
Список литературы
1. Белл Д.Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 132-140.
2. Абдулова В.Ю. Модернизация системы образования как определяющий фактор ускоренного становления «Общества знаний» // Вестник ЧГУ, 2012. № 4. С. 73 -77.
3. Кроули Э.Ф., Бродер Р., Эдстрем К. «Переосмысление инженерного образования. Подход CDЮ», 2015. С. 15-17.
4. Чучалин А.И., Петровская Т.С., ТаюрскаяМ.С. «Международные стандарты СБЮ в образовательном стандарте ТПУ». Вестник ТПУ, 2012. С. 37-39.