Научная статья на тему 'Проектно-ориентированная технология подготовки студентов на базе Ресурсного центра «Космичекие аппараты и системы»'

Проектно-ориентированная технология подготовки студентов на базе Ресурсного центра «Космичекие аппараты и системы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева К. В.

Проектно-ориентированная технология подготовки студентов на базе Ресурсного центра заключается в прохождении всех этапов реализации крупномасштабного уникального проекта от идеи и проектирования до изготовления и производственных испытаний на уникальном оборудовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектно-ориентированная технология подготовки студентов на базе Ресурсного центра «Космичекие аппараты и системы»»

Секция

«ИННОВАЦИОННЫЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 65.015.13

К. В. Авдеева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА БАЗЕ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА «КОСМИЧЕКИЕ АППАРАТЫ И СИСТЕМЫ»

Проектно-ориентированная технология подготовки студентов на базе Ресурсного центра заключается в прохождении всех этапов реализации крупномасштабного уникального проекта от идеи и проектирования до изготовления и производственных испытаний на уникальном оборудовании.

В Красноярске на базе СибГАУ был создан отраслевой Ресурсный центр коллективного пользования «Космические аппараты и системы».

Целью его создания является подготовка ученых и специалистов для оборонно-промышленного комплекса и предприятий высокотехнологичных секторов экономики (например, КРАСМАШ, ОАО «ИСС»).

На данный момент, центр имеет несколько лабораторий, оснащенных дорогостоящим современным оборудованием: проектно-конструкторское бюро, лаборатория электронных систем космических аппаратов, лаборатория испытаний на ЭМС, лаборатория механических систем космического аппарата, чистая зона, а также подготовленные комнаты для лабораторий космической энергетики, силовой электроники и имитационного моделирования.

Основная суть работы сотрудников Ресурсного центра заключается в моделировании процесса создания космического аппарата с самого начала, разработке проектной документации, до конечного этапа, а именно, управления спутником на орбите функционирования.

Образовательная технология включает:

- формирование команды из студентов разных специальностей 3-6 курсов для работы над проектом «Студенческий малый космический аппарат»;

- индивидуальное научное руководство студентами, осуществляемое ведущими специалистами базовых предприятий;

- специализацию студентов по одному из направлений создания МКА: проектирование, изготовление, наземная отработка, разработка элементов полезной нагрузки или постановка научно-технических экспериментов;

- координацию работ средствами распределенной интернет-системы управления проектом;

- подготовку курсовых и дипломных проектов студентами по выбранному направлению создания МКА;

- участие студентов в профильных конференциях, встречи со специалистами отрасли, учебные стажировки в ведущих вузах, публикации результатов работ в центральных изданиях;

- обучение в аспирантуре СибГАУ по профильным специальностям;

- систему авторских спецкурсов по выбору.

Ввиду того, что в основе механизма реализации

проектно-ориентированной технологии подготовки лежит Интернет, стирающий границы и расстояния, то становится возможным подключение к проекту студентов и преподавателей других аэрокосмических университетов России. Вовлечение студентов удаленных специализированных вузов дает возможность заочного знакомства со спецификой предприятия, получение уникального опыта разработки космического аппарата в рамках работы Ресурсного центра и, как следствие, формирование необходимых профессиональных компетенций.

Относительно недавно, в процесс работы Ресурсного центра была внедрена программа Microsoft Project - программа управления проектами. Microsoft Project создан, чтобы помочь менеджеру проекта в разработке планов, распределении ресурсов по задачам, отслеживании прогресса и анализе объёмов работ. Программа включает: название задачи, длительность в днях, начало и окончание, процент завершения, трудозатраты в часах, графическое изображение вытекающих задач.

Результаты командной работы Ресурсного центра «Космические аппарата и системы»

- создан прибор РАДЭК для космического аппарата «Юбилейный-1»;

- создан уголковый отражатель для космического аппарата «Юбилейный-2»;

- выполнена работа над изготовлением триакси-альной системы;

- изготовлен транспортировочный контейнер космического аппарата;

- разработан опытный образец негерметичной платформы космического аппарата для дистанционного зондирования земли с применением новых конструкционных материалов и технологий;

- камера ДЗЗ.

Также активно развивается общественная деятельность Ресурсного центра «Космические аппараты и системы». Впервые была проведена online - конференция с преподавателем «Королёвского института управления, экономики и социологии», директором малого инвестиционного предприятия ООО «Корол-

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

САТ» Батухтиным Вячеславом Афанасьевичем. Состоялась серия запланированных экскурсий для студентов СибГАУ, желающих принять участие в проекте. В конце года был проведен конкурс на логотип РЦ «КАС», по итогам которого был выбран лучший вариант.

Благодаря успешно выполненным работам, запланирована деятельность уже по новым направлениям: композиционные материалы, механические системы,

антенны, разработка электронных устройств, измерение параметров микросхем. Планируется расширение штата работников центра, выход на новые формы сотрудничества с партнерами и заказчиками РЦ «КАС», реализация долгосрочных проектов, привлечение студентов к участию в проекте, организация специальных мероприятий.

© Авдеева К. В., 2011

УДК 37.02

Я. А. Аверьянова Научный руководитель - Н. И. Пак Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Красноярск

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ АУДИО-ЛЕКЦИЙ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА

Представлена методика диагностики качества запоминания аудиальной информации, обсуждаются результаты запоминания устного текста в зависимости от дидактических условий восприятия информации.

Во многих случаях в процессе обучения доминирует звуковая информация, восприятие которой в значительной мере зависит от звуковой памяти [2]. Расширение практики использования мультимедиа в образовании предъявляет высокие требования к качеству современных средств и методов обучения. К примеру, привлекательность учебных аудио книг и лекций для самостоятельного обучения напрямую зависит от их дидактических качеств. В связи с этим определяется актуальность и практическая направленность вопроса подготовки аудио лекций.

Целью настоящей работы была разработка диагностики восприятия аудиальной информации и на ее основе создание методики создания аудио средств в учебном процессе.

Кратковременная память выступает в роли промежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего большой объем информации, отсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную [1]. От того, как и какая информация поступает в кратковременную память, зависит ее дальнейшее сохранение в долговременной памяти, являющейся основой обучения.

С целью диагностики факторов запоминания информации была разработана программная среда, написанная на языке Delphi, позволяющая оценивать объем запоминания различных видов информации.

В первой части диагностики программа предъявляет в аудиальной форме список слов, состоящий из цифр. Каждое слово предъявляется по отдельности в течение 1 секунды. После предъявленного стимула испытуемого просят записать запомненное. Объем информации (количество цифр) в каждой серии испытаний меняется. В результате диагностики фиксируется зависимость объема запомненной информации от объем предъявляемого стимула. Результаты диагностики, данные испытуемого (фамилия, пол и пр.) и время прохождения сеанса записываются в текстовый файл.

Вторая часть диагностики связана с предъявлением слов русского языка, связанных одной областью. Диагностика происходит также как и с цифрами.

В третьей части диагностики предъявляются слова русского языка из различных областей знаний.

Программная среда в первой части диагностики (цифры) была апробирована на ряде испытуемых, среди которых был и автор работы. Полученные результаты оказались близкими к известным данным когнитивной психологической науки, что позволило сделать вывод о валидности программной среды диагностики.

Затем диагностике подверглась группа студентов и взрослых.

В результате проведенной диагностики были получены данные, позволяющие сделать следующие выводы. Практически все испытуемые (100 %) запоминали 5 слов из любой области, 70 % - запоминали 7 слов, 50 % - 10 слов, 40 % - 15 слов и 30 % - 20 слов.

Те же данные для случая слов из одной области: 95 % запоминали 5 слов, 60 % - 7 слов, 43 % - 10 слов, 37 % - 15 слов и 32 % - 20 слов.

Те же данные для цифр: 97 % запоминали 5 слов, 57 % - 7 слов, 40 % - 10 слов, 30 % - 15 слов и 27 % -20 слов.

Таким образом выявляется, что слова связанные одной тематикой запоминаются лучше, чем цифры или слова из разных областей.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями [3].

Качество запоминания услышанного материала К зависит от объема новой информации и смыслового содержания и может быть количественно оценено по формуле

К = ВД Г) / ^(П, Г),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.