УДК 371.214
Макаренко Елена Витальевна
кандидат педагогических наук, директор
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 124» г. Перми,
Пермь, Россия
614090, г. Пермь, ул. Гусарова, д. 4, тел. +7(342) 242-51-18 e-mail: [email protected]
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОЕКТНО-ЗАДАЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Elena V. Makarenko
Candidate of Pedagogical Sciences, Director
Municipal Autonomous Educational Institution «Secondary School № 124»
Perm, Russia 4, ul. Gusarova, Perm, Russia, 614090 e-mail: [email protected]
PROJECT TASK AS A KEY ELEMENT OF PROJECT-TASK TECHNOLOGY
Аннотация. Обосновывается важность использования проектно-задачной технологии в образовательном процессе младшего школьника на современном этапе развития российского образования в соответствии с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рассматривается понятие «система проектных задач» в образовательном процессе начальной школы. Приводятся примеры проектных задач по степени усложнения от класса к классу в содержании и в структуре построения (на примере математики).
Ключевые слова: проектно-задачная технология, система проектных задач, проектная задача, форма учебной деятельности, младший школьник.
Abstract. This article substantiates the importance of using a project-task technology in the educational process of a primary school student at the present stage of development of Russian education in accordance with the implementation of the Federal State Educational Standard of Primary General Education. The concept of "system of project tasks" in the educational process of primary school is considered. Examples of design problems according to the degree of complexity from class to class in the content and in the structure of construction (for example, mathematics) are given.
© Макаренко Е.В., 2018
Key words: project-task technology, system of project tasks, project task, form of educational activity, junior schoolchild.
Приоритетной целью российского образования на современном этапе развития является создание условий для получения учащимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций как целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится способность человека действовать в конкретной жизненной, профессиональной, социальной ситуации, проявляя самостоятельность, мобильность, креативность, компетентность.
Начальная школа, являясь стартовой ступенью образования, закладывает базу общих учебных умений в учебно -познавательной деятельности, формирует ключевые компетенции, составляющие основу образования на протяжении всей жизни.
Одной из базовых технологий, поддерживающей концепцию компетентностно-ориентированного образования, является технология проектного обучения, различные аспекты реализации которой рассмотрены в исследованиях Н.В. Засоркиной, Н.В. Матяш, К.Н. Поливановой, В.Д. Симоненко, М.Ю. Шатиловой [2; 6; 7; 8]. Так, отмечается, что целостная система универсальных (или общеучебных) знаний и умений не может появиться иначе, чем в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование (К.Н. Поливанова [7]). Применительно к начальной школе мы говорим о применении в образовательном процессе младшего школьника проектно-задачной технологии.
Анализ научно-педагогических исследований (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Клевцова, О.В. Раскина и др.) позволяет сделать вывод о том, что использование проектных задач в образовательном процессе способствовало появлению новой образовательной технологии - проектно-задачной технологии обучения [3]. В этой технологии проектная задача выступает содержательным ядром (ведущим компонентом) данной технологии.
В соответствии с результатами проведенного нами исследования, реализация проектно-задачной технологии обучения в условиях насыщенного образовательного пространства школы выводит школьников на функциональный уровень сформированности универсальных учебных действий, обеспечивает освоение младшими школьниками учебно-познавательной компетенции, повышает эффективность образовательного процесса при одновременном усилении учебной мотивации учащихся.
Важнейшим условием результативности проектно -задачной технологии является реализация принципа системности.
Системность определяется целенаправленным подбором проектных задач, которые последовательно предлагаются детям в процессе образовательной деятельности на протяжении четырех лет обучения в начальной школе. Система проектных задач - это совокупность проектных задач, в которой прослеживается усложнение проектной задачи и по структуре, и по составу, и по форме организации.
Система проектных задач выстраивается на основе: постепенного усложнения осуществляемой детьми процедуры отбора содержания проектной задачи, усложнения алгоритма решения данной задачи, на основе постепенного увеличения количества межпредметных связей, повышения роли обращения к ресурсам образовательного пространства, перехода к работе в группах гетерогенного (разнородность: разная способность, разновозрастного и т.д.) состава.
Основная идея при разработке системы проектных задач состоит в координации (пересечении) разных учебных предметов. Такая координация дает возможность учителю - видеть отдельные учебные предметы как части единого образовательного пространства; ученику - переносить знания, умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задачи другого учебного предмета; ученическому коллективу - осуществлять деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности выпускника начальной школы.
Ученикам предлагается решать проблему или выполнять задачу в той или иной профессиональной или социальной роли в предлагаемой описываемой ситуации. Таким образом, реализуется принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата.
Мы говорим о трехэтапной системе проектных задач, предполагающей включение проектных задач в образовательный процесс начальной школы с первого класса:
- на первом, пропедевтическом, этапе задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи;
- на втором этапе в задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности;
- на третьем этапе требуемая последовательность выполнения заданий проектной задачи скрыта и должна быть выявлена самими учащимися из контекста задачи.
Охарактеризуем проектные задачи в развитии от этапа к этапу.
1-й этап (1-й класс) - пропедевтический
Проектные задачи имеют четкую последовательность заданий. На этом этапе формируются элементарные умения проектно -исследовательской деятельности. Ориентир на организацию групповой работы, освоение и соблюдение правил работы детей в группе, упорядоченный набор заданий в проектной задаче позволяет выстроить деятельность детей с учетом их возрастных особенностей; возможно включение разновозрастного сотрудничества.
2-й этап (2-й класс)
Проектные задачи предполагают возможность последовательности варьирования заданий при их решении. Содержание проектной задачи строится на расширении объема предметного материала, развитие умения сотрудничать,
наблюдается слаженная работа в команде, углубляется работа над построением собственной точки зрения ученика.
3-й этап (3-4-й класс)
3-й класс
Обогащение пространства для решения проектной задачи. Проектные задачи предполагают выявление заданий из контекста задачи. Содержание проектных задач включает выявление предметных и метапредметных связей, формируется конструирование нового способа действия, предполагается самостоятельное выстраивание порядка заданий группой детей.
4-й класс
Содержание проектной задачи усложняется интеграцией предметов, преобладает разновозрастное сотрудничество, проектная задача направлена на использование известных способов действий при неупорядоченном наборе заданий.
Предлагаем рассмотреть примеры проектных задач.
Пример проектной задачи по математике в 1 классе. После прохождения темы «Геометрические фигуры» детям предлагается составить план детской площадки с использованием геометрических фигур. Схематически обозначаются изученными геометрическими фигурами такие объекты как качели, песочница, спортивная площадка, детский городок. Итогом такой работы являются разные варианты групп с планами детских площадок. Это одна из первых задач, которые выполняют дети.
Пример проектной задачи по математике во 2 классе. После прохождения темы «Умножения» перед детьми ставиться задача: осветить территорию дома, расположив по-разному уличные фонари для освещения территории дома. Рассчитать более экономичную по затратам покупку фонарей для уличного освещения, используя разные предложения фирм.
Пример проектной задачи по математике в 3 классе. После прохождения темы «Площадь» перед детьми ставится задача благоустроить территорию нового дома. Детям необходимо составить план-проект с целью озеленения территории дома. Поместить клумбы с цветами, сделав экономические расчеты какие цветы и в каком количестве, и в какой фирме они будут их закупать.
Пример проектной задачи по математике в 4 классе. Благоустроить территорию дома: озеленение и освещение территории дома, расположить детскую площадку, продумать другие жизненно важные зоны для удобства жильцов дома. Итогом такой задачи является план-проект территории дома.
Как организована работа по решению проектной задачи?
Рассмотрим алгоритм работы с проектной задачей на уроке математики, 3 -й класс
Тема урока: Периметр и площадь. Решение задач с помощью формул.
Цель: обобщить имеющиеся у учащихся знания с помощью решения проектной задачи.
Задачи:
1. Устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор
действий (формируются познавательные универсальные учебные действия).
2. Решать арифметическим способом (в 1-2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью (формируются познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).
3. Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи (формируются личностные и регулятивные универсальные учебные действия).
4. Составлять таблицы, анализировать интерпретировать их данные, обобщать выявленные закономерности и записывать их в виде формул. (формируются регулятивные и познавательные универсальные учебные действия).
Сюжет проектной задачи
Заказчик - Градостроительный комитет - дал задание строительной фирме облицевать фундамент здания. Разработайте проект облицовки, рассчитайте необходимое количество и стоимость необходимых для этого материалов, исходя из требований заказчика.
Первое требование заказчика: предложить разные варианты размещения плитки на фундаменте здания. Задание 1
Начерти в тетради параллелепипед. Это фасад здания. Предложи вариант или варианты размещения плитки разной формы на фасаде.
Второе требование заказчика: фасад нужно облицевать плиткой прямоугольной или квадратной формы.
Задание 2
Рассчитайте необходимое количество плиток, если ширина здания - 50 метров, длина - 75 метров, высота фундамента - 4 метра. Длина и ширина плитки прямоугольной формы - 1 метр и 50 сантиметров соответственно. А длина и ширина плиток квадратной формы - 1 метр.
Третье требование заказчика: необходимо выполнить закупку плитки по самой выгодной цене. Задание 3
Две фирмы предлагают плитку. Выберете фирму (см. таблицу), которая предлагает наиболее выгодные условия. Объясните свой выбор.
Предложения строительных фирм
Фирма Плитка прямоугольной формы Плитка квадратной формы Стоимость доставки Общая стоимость
«Самострой» 1 шт. = 25 руб. 1 шт. = 20 руб. бесплатно
«Любимый дом» 1 м2 = 450 руб. 1 м2 = 500 руб. 100 руб.
Итогом решения задачи становится план действий при создании любого
проекта, связанного с размещением объектов:
1. Разработать на бумаге (в электронном виде) план размещения объектов.
2. Рассчитать количество необходимых материалов.
3. Узнать возможную стоимость закупки материалов.
4. Рассчитать наиболее выгодные условия закупки и купить материалы.
5. Разместить полученные объекты.
Дети в ходе рефлексивной беседы приводят примеры, где можно использовать этот план:
1. Облицовка дачного домика;
2. Облицовка беседки;
3. Облицовка печи.
Как показывает поведенное нами исследование, внедрение проектно-задачной технологии в образовательный процесс учащихся начальных классов эффективно обеспечивает освоение младшими школьниками учебно-познавательной компетенции при условии включения обучающихся в насыщенное культурно-образовательное пространство школы и готовности педагогов к проектированию и внедрение инноваций в собственную профессиональную деятельность, освоению профессионально -исследовательской деятельности, организации согласованного исследования
[1; 4; 5].
Проектная задача - ключевой элемент проектно-задачной технологии -может быть признана, как отмечает А.В. Воронцов [3], современной формой организации учебной деятельности младшего школьника.
Форма - внешняя оболочка содержания; форма учебной деятельности трактуется как способ, характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом. Принимая законченный характер, форма выражается в упорядоченности учебного процесса в отношении позиции его субъектов, их функций, а также завершенности циклов обучения по характеру деятельности и по времени (М.И. Махмутов, И.М. Чередов, П.И. Пидкасистый и др.).
Если урок обладает стабильными признаками (фиксированная продолжительность во времени, состав учащихся) и может быть классифицирован, в основном по основной задаче в дидактическом цикле (изучение нового материала, повторение и т.д.), то проектная задача - с учетом сложившейся классификации видов (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, С.В. Клевцова) - может быть дифференцирована
1) по месту организации в образовательном процессе: урочная, внеурочная;
2) по характеру: информационная, социальная, творческая, ролевая,
и т.д.;
3) по сроку проведения: краткосрочная, долгосрочная;
4) по направленности (содержанию результатов): предметная, межпредметная, метапредметная;
5) по возрасту: одновозрастная, разновозрастная.
Это позволяет проектной задаче более гибко реагировать на меняющуюся ситуацию в образовании и выполнять роль формы организации учебной деятельности учащихся в начальной школе. Данный дискуссионный тезис может стать основой дальнейших исследований в области дидактики наших дней.
Список литературы
1. Александрова В.Г., Недрогайлова Е.А. Инновационные идеи педагогики сотрудничества в современном образовательном процессе: учеб. пособие. - М.: МГПУ, 2011. - 92 с.
2. Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 1. - С. 58-61.
3. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010 - 176 с.
4. Косолапова Л.А. Профессионально-исследовательская деятельность современного учителя // Наука и школа. - 2011. - № 3. - С. 49-55.
5. Косолапова Л.А. Согласованное исследование - форма организации научного познания // Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 32-39.
6. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: учеб. пособие. - М.: Пед. о-во России, 2008. - 128 с.
7. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
8. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия проекты / М.Ю. Шатилова, Н.И. Селезнева, Н.И. Ильина и др. - Волгоград: Учитель, 2012. - 169 с.