Научная статья на тему 'Проектная технология как метод индивидуальной траектории развития учащихся на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС'

Проектная технология как метод индивидуальной траектории развития учащихся на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФГОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алемжина Ольга Александровна, Давыдова Ирина Владимировна

В современных условиях реализация ФГОС в системе среднего общего образования требует от педагогического коллектива поиска новых, порой нестандартных подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Одним из возможных путей реализации является внедрение индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальной траектории образования на уроках физической культуры, проектная технология идеальный вариант построения процесса физического воспитания учащихся и является качественной подготовкой по образовательному курсу «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная технология как метод индивидуальной траектории развития учащихся на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС»

Список литературы

1. Маринина М.В., Герасименко А.С. Методические рекомендации по организации тьюторского сопровождения студентов. Волгоград, 2014. 78 с.

2. Социальные и психологические ресурсы службы тьюторов в системе адаптации и сопровождения студентов. Сборник статей научно-практической конференции (24 ноября 2014 г.). Барнаул, 2014. 72 с.

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК МЕТОД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Алемжина О.А.1, Давыдова И.В.2

'Алемжина Ольга Александровна — преподаватель первой квалификационной категории, заместитель директора;

2Давыдова Ирина Владимировна — учитель высшей квалификационной категории, директор, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Научно-методический центр», г. Кемерово

Аннотация: в современных условиях реализация ФГОС в системе среднего общего образования требует от педагогического коллектива поиска новых, порой нестандартных подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Одним из возможных путей реализации является внедрение индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальной траектории образования на уроках физической культуры, проектная технология - идеальный вариант построения процесса физического воспитания учащихся и является качественной подготовкой по образовательному курсу «Физическая культура».

Ключевые слова: индивидуальная траектория развития, физическая культура, проектная технология, ФГОС.

УДК 371.3

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) в системе среднего общего образования требует от педагогического коллектива поиска новых, порой нестандартных подходов к организации учебно-воспитательного процесса, к системе контроля качества образования, к планированию учебного материала и самостоятельной работы учащихся. Возникшие проблемы в реализации ФГОС не обошли стороной и деятельность учителей дисциплины «Физическая культура».

Согласно Федеральному Закону РФ «Об образовании» система образования на современном этапе должна обеспечивать «...самоопределение личности, создавать условия для ее реализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества».

Одним из возможных путей реализации данного закона являются создание индивидуальных образовательных траекторий, которые представляют собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую учащемуся позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

Цель работы: определить необходимость применения проектных технологий как метода индивидуальной траектории развития учащихся на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС.

Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности учащихся.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося в образовательной деятельности.

Индивидуальная образовательная траектория - последовательность дополнительных образовательных предметов (элективных курсов), свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, построенные совместно с обязательными образовательными предметами, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит совместно с педагогами.

Традиционно построение индивидуальных образовательных траекторий в учреждении общего среднего образования состоит в освоении одаренными учащимися имеющегося спектра социально-средовых условий для максимально полного раскрытия заложенного природой потенциала.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №25» г. Кемерово. В данной гимназии педагоги дают возможность каждому учащемуся двигаться по индивидуальной образовательной траектории.

Приобретение учащимся опыта самостоятельного продвижения, принятия самостоятельных решений, выработки им собственных стратегий образования и развития возможно при:

- формировании образовательного и жизненного самоопределения, желании учиться, потребности в самообразовании и саморазвитии;

- осознании и понимании своих индивидуальных свойств, интеллектуальных, психологических, социальных возможностей;

- адекватной самооценке своих образовательных и жизненных достижений;

- овладении умениями и навыками самоорганизации;

- рефлексивном отношении ребенка к собственной учебной, познавательной, трудовой деятельности, жизненным и образовательным достижениям.

В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и, исходя из сущности общего и среднего образования, ясно то, что цель учебного предмета «Физическая культура» состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности.

При проведении уроков физической культуры следует делать опор на современные психолого-педагогические и физиолого-педагогические аспекты обучения, воспитания и развития личности, используя с учетом личностных особенностей каждого учащегося.

Современное состояние физического, психического и нравственного здоровья учащихся общеобразовательной школы вызывает серьёзные опасения у специалистов. У детей и подростков наблюдается рост хронических заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Отмечается увеличение количества детей с дефицитом массы тела и имеющих отклонения в психике.

К сожалению, статистика свидетельствует, что в течение последних лет состояние здоровья детей нашей гимназии ухудшается. Сегодня в среднем на каждого из детей приходится около двух заболеваний в год. Приблизительно 20% детей относится к категории часто и длительно болеющих.

Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно. Если так будет и дальше продолжаться, то к 2020 году число детей - потенциально больных сердечно - сосудистыми заболеваниями и вегето-сосудистой дистонией увеличится до 85 %. Все больше детей нуждаются в психокоррекции, что часто объясняется психологическим неблагополучием в семье, связанным с малым вниманием родителей по отношению к детям, а также отсутствием друзей. Лучший друг ребенка в наше время это компьютер и другие гаджеты.

В МБОУ «Гимназия №25» г. Кемерово количество занимающихся физкультурой, например, в 7 классах составляет 55%-65%. В состав тех, кто не занимается физкультурой входят не только учащиеся с освобождением или отсутствующие по болезни, но и те, которые пришли без формы или не хотят заниматься, оправдывая это своим плохим самочувствием. Многим из не занимающихся, родители пишут записки. Некоторые дети любят урок физкультуры, но не могут сдать на хорошую оценку нормативы, так как им не позволяют проблемы со здоровьем или с лишним весом. Большинство из отличников физической подготовки, помимо физкультуры посещают спортивные секции, которые открыты в гимназии: легкая атлетика, спортивное ориентирование.

Еще одной проблемой плохой физической подготовки и слабого здоровья школьников является отношение к своему организму, непонимание всей важности здорового образа жизни. Учащиеся не задумываются над тем, к чему может привести нерациональное питание, отсутствие режима дня, нарушение продолжительности сна, а многие к 9 классу начинают приобщаться к вредным привычкам, чтобы этим подчеркнуть свою взрослость.

Имея данные проблемы, мы нашли идеальное решение - внедрение проектных технологий на уроках Физической культуры. В настоящее время учебное проектирование гармонично дополняет традиционную классно-урочную систему обучения.

Именно эта технология обучения тесно связанно с жизнью, практикой, стимулирует учащихся к процессу самореализации. В рамках введения ФГОС общего образования проектные технологии стали особенно актуально.

Считаем, что внедрение мини-проектов в учебную деятельность наиболее эффективно, так как позволяет:

- Способствует формированию устойчивого интереса к предмету.

- Экономит время на уроке (так как может быть использован в ходе одного урока).

- Развивает исследовательские навыки.

- Позволяет получить новые знания и умения.

- Раскрывает творческий потенциал учащегося.

Проекты на уроках физкультуры - это проекты по исследованию влияний физической культуры на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников, составление индивидуального тренировочного процесса, Формирование программы спортивного самосовершенствования и т.д. Технология проектного обучения делает учебный процесс увлекательным. Учащиеся самостоятельно проводят сбор информации по теме исследования, анализируют необходимость выполнения конкретного комплекса физических упражнений для конкретных целей. Некоторые проекты интегрированные, охватывают содержание других учебных предметов. У учащихся при разработке собственного проекта формируются знания и умения в применении методик поддержания здоровья и физического совершенствования.

Каждый учащийся благодаря проектным технологиям в разнообразных условиях раскрывается как личность.

Таким образом, для индивидуальной траектории образования на уроках физической культуры, проектная технология - идеальный вариант построения процесса физического воспитания учащихся. И является качественной подготовкой по образовательному курсу «Физическая культура».

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 413).

3. Димова А.Л. Построение индивидуальной образовательной траектории студентов по физической культуре в вузах с дистанционным обучением // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2008. № 6 (40). С. 32-37.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ МЫСЛИТЕЛЕЙ О ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ

В ОБЩЕСТВЕ Хайитова Ф.А.1, Хуррамов Х.М.2

'Хайитова Фируза Абдуллаевна — преподаватель,

кафедра методики начального образования; 2Хуррамов Хаётбек Муродилла угли — студент, направление: начальное образование и спортивное образование, педагогический факультет, Термезский государственный университет, г. Термез, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются педагогические идеи мыслителей по профессии учителя, роль учителей в обществе.

Ключевые слова: мыслители, уважение, пример, культура, профессиональные качества, система, интеллектуальное движение, достижения науки.

У узбекского народа есть такая пословица: «Если ты хочешь сделать людям год добра, посеешь пшеницу, хочешь десять лет добра, - учить и воспитывать его». Поэтому с давних времен наши предки передавали своих детей в руки учителя, доверяли наставникам «мясо твое, кость наша».

Осуществляет ряд задач, связанных с системой образования Республики Узбекистан. Главная из них-повышение престижа учителей в обществе. Отмечалось, что во многих развитых странах преподавание является одной из самых престижных профессий. Поэтому сейчас повышение авторитета учителя, превращение его в одну из самых престижных профессий должны стать важнейшей задачей сегодняшнего дня, сказал Президент нашей страны. Ш. Мирзиеев отметил следующее: «Я тоже не уважаю руководителя, который не уважает учителя» [1. 5]

История народов Востока уходит в глубь веков. Они внесли бесценный вклад в мировую цивилизацию оставив глубокий след в летописях науки, литературы этнопедагогически и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.