ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
ПРОЕКТНАЯ МОДЕЛЬ ПЕРЕХОДА НА ФГОС
Е. П. Корнеев, директор ГОУ НПО ПУ № 50, лауреат премии Президента в области образования Т. И. Кизимова, зам.дир.по УМР ГОУ НПО ПУ № 50
В образовательном учреждении ГОУ НПО ПУ № 50 г. Новокузнецка выстроена проектная модель перехода на ФГОС нового поколения, для определения последовательности и содержания действий по введению нового стандарта, достижения поставленных целей и ожидаемых результатов.
Проектная модель предусматривает три этапа.
Этап 1. Подготовительный.
Создание совета, обеспечивающего координацию действий всего педагогического коллектива, осуществляющего информационное, консалтинговое и научно-методическое сопровождение инновационного процесса. Разработано и принято положение о деятельности этого временного органа управления. Руководителем совета избран директор Корнеев Е. П.
Задачами первого этапа было:
- изучение новых стандартов по профессиям и сравнительный анализ с ныне действующими;
- изучение федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Миноб-рнауки России) от 23 июня 2009 г. «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования»;
- диагностика уровня развития ОУ;
- определение основных направлений деятельности, планирование деятельности по переходу на ФГОС-3, обсуждение мероприятий и их корректировка.
На заседании совета было принято решение утвердить план мероприятий по переходу на ФГОС нового поколения.
Этап 2. Основной.
На этом этапе проводилась работа по утвержденному плану подготовки училища к переходу на ФГОС нового поколения. Основные направления - анализ социокультурной среды и мероприятия по социализации личности выпускника (с учетом ОК), мероприятия по ресурсному обеспечению, разработка комплектов учебно-программных документов.
После проведения ревизии существующих программных документов решено разработать
ОПОП для профессий машинист на открытых горных работах и мастер по обработке цифровой информации. Для этого были созданы ВТГ и определен порядок работы над ПМ (профессиональный модуль) и ПД (предметная дисциплина). Организовано изучение терминологического поля ФГОС нового поколения.
Особое внимание уделялось подбору дидактических единиц и формам контроля.
ФГОС нового поколения предоставляют возможность ОУ и педагогам право выбора вариативной части. При разработке вариативного компонента проведен анализ профессиональных компетенций и соответствие их запросам работодателей, определены новые направления и формы взаимодействия по вопросам учебной и производственной практики.
Этап 3. Обсуждение выполнения запланированных мероприятий.
Утвержден план развития МТБ на 2011-2013 учебные года. Для оснащения лабораторий технического обслуживания электрооборудования и механического оборудования с ОАО «Шахта Полосухинская» холдинга «Сибуглемет» согласован вопрос поставки в 2011 году новейшего оборудования на сумму 500 т. рублей. Согласно соглашению о государственно-частном партнерстве с ОАО УК «Кузбассразрезуголь» «Талдин-ский угольный разрез» будет оснащена лаборатория устройства технической эксплуатации и ремонта выемочно-погрузочных машин. Кроме этого, образовательному учреждению переданы строительные материалы на сумму около 200 тыс. рублей.
Новые стандарты дают возможность ОУ выбирать комбинацию сочетаний профессий из рекомендуемого перечня с учетом спроса на профессию, наличия лицензии, МТБ. Педагоги получили возможность самостоятельного выбора дидактических единиц содержания модулей в соответствии с требуемыми компетенциями, право внесения корректировок в расчасовку и выбора содержания проведения практического обучения.
Кардинально меняется роль педагога. Педагог не «транслятор» знаний, а организатор учебного процесса. Поэтому необходима серьезная подготовка педагогических кадров по осмысле-
нию и внедрению инновационных образовательных технологий. Так как наше образовательное учреждение преобразовано объединением двух учебных заведений, то возникает необходимость создания учебно-методического центра в целях объединения коллектива для работы над проблемами внедрения ФГОС нового поколения, непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, трансляции передового опыта, информатизации образовательного процесса.
Важным в новых стандартах является обращение к развитию личности обучающегося, социализация и адаптация к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. В нашем образовательном учреждении планируется тесное взаимодействие между психологической и методической службой, направленное на решение важной задачи - формирование рейтинга развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Сокращение сроков обучения до 2,5 лет вызывает много вопросов и вместе с ними много проблем. Для подготовки специалистов горных профессий необходима производ-
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -
ственная практика на рабочем месте; к работе допускаются лица, имеющие группу допуска (свыше 1000 В), в возрасте не менее 18 лет. Следовательно, наши обучающиеся будут лишены возможности прохождения практики и приобретения навыков управления горным и горнотранспортным оборудованием во время обучения в училище. Дальнейшее сопровождение уже выпускников требует новых взаимоотношений с работодателями. Предстоит большая работа по решению этой проблемы.
В целом стандарты нового поколения структурируют содержание образовательной программы, определяют контрольно-измерительные материалы, формы и методы обучения и оценивания результатов профессиональной подготовки. Практикоориентированный подход позволяет повысить качество профессионального образования, максимально приблизить квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда.
НОВЫЕ СТАНДАРТЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Н. Г. Пастор, зам. директора по УПР ГОУ НПО ПЛ № 1, отмечена благодарностью Президента РФ Т. А. Бормотова, председатель методического объединения спецдисциплин ГОУ НПО ПЛ № 1
Усердный в службе не должен
бояться своего незнания:
ибо каждое новое дело он прочтет.
Козьма Прутков
Современные реформы в образовательной системе России направлены на обеспечение доступности качественного образования, его дифференциацию и индивидуализацию. Инновационные процессы, происходящие сегодня в социально-экономической жизни общества, предъявляют новые требования не только к уровню профессиональной подготовки выпускника, но и уровню профессиональной квалификации и компетентности современного педагога. Парадигмой педагогической деятельности становится новый жизненный стандарт: «Образование через всю жизнь».
Приоритетными становятся задачи формирования способностей к самоизменению, рефлексии, самоорганизации в различных видах деятельности.
Методологический основой стандартов нового поколения (ФГОС) является компетентност-
ный подход, который предполагает использование в обучении самых современных образовательных технологий и обуславливает требования к организации обучения, такие как:
- выбор методов и приемов обучения, которые формируют самостоятельность мышления и деятельности обучающихся;
- реализация форм учебного процесса, где были бы востребованы активность и инициатива обучающихся.
Во ФГОС такие понятия, как «знания», «умения», «навыки» в их привычном понимании практически исключены и введены понятия «общие компетенции» и «профессиональные компетенции», т. е. происходит переосмысление оценки результатов профессионального образования, пересмотр основных понятий, например, понятия «образованность» и «подготовленность» переходят в понятия «компетентность», «компетенции», а способы деятельности - в компетентность^ подход.
В настоящее время компетентностный подход в системе профессионального образования предполагает, что в процессе обучения обучаю-