Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК РЕСУРС ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ'

ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК РЕСУРС ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / городская среда / проектная мастерская / культурная институция / кинофестиваль / communication / urban environment / project workshop / cultural institution / film festival

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Б. Ли, Д А. Шаламова

Статья посвящена описанию промежуточных результатов работы в проектной мастерской в рамках образовательной программы магистратуры «Коммуникации в государственных структурах и НКО» НИУ «Высшая школа экономики». Мастерская направлена на получение теоретических знаний и практических навыков в сфере коммуникации городских преобразований. В статье описан процесс работы с реальным региональным заказчиком в лице культурной институции в городе Уфе (будущий Музей современного искусства ZAMAN). Участники мастерской согласовали с заказчиком разработку для него концепции кинофестиваля, который помог бы повысить узнаваемость и найти потенциальных партнеров будущего музея, а также активизировать местные сообщества вокруг культурных событий, проводимых институцией. Подготовка концепции стала конечной целью прикладного проекта. Задачи, результаты выполнения которых описаны в статье: теоретическое обоснование значимости роли кинофестивалей в развитии города и местных сообществ; формулирование принципов реализации концепции кинофестиваля. Концепция, разрабатываемая на основе информации из открытых источников, тематической научной литературы и проведенных интервью с представителями будущего музея и местными жителями может быть использована заказчиком как возможный методический ориентир при организации культурного события. Для участников проектной мастерской разработка концепции кинофестиваля является полезным упражнением для углубления знаний и развития навыков, необходимых для успешной работы коммуникаторов городских проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT WORKSHOP AS A RESOURCE FOR OBTAINING PROFESSIONAL SKILLS OF FUTURE PUBLIC RELATIONS SPECIALISTS IN THE URBAN CONTEXT

The article describes intermediate results of work in the project workshop in the master’s degree program “Communications in the Public Sector and NGOs”, the National Research University Higher School of Economics’s framework. The workshop aims to develop professional theoretical knowledge and practical skills in the field of the urban projects’ communication. The article describes the process of working with a real regional client who is a cultural institution in Ufa (the future ZAMAN Museum of Modern Art). The workshop participants agreed with the customer to develop a film festival concept, which would help to increase the future museum recognition and search for its potential partners, as well as to activate local communities around cultural events held by the institution. The preparation of the concept became the ultimate goal of the applied project. Tasks, the results of which are described in the article, are to theoretically substantiate the importance of the role of film festivals in the development of the city and local communities; to formulate principles for the implementation of the concept of a film festival. The festival concept, developed on the basis of information from open sources, specialized scientific literature and interviews conducted with the future museum representatives and local residents, can be used by the client as a possible methodological guideline for organizing the cultural event. For the participants of the project workshop, the development of the concept of the film festival is a useful exercise for deepening knowledge and obtaining skills necessary for the successful work as urban projects’ communicators.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК РЕСУРС ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

При этом в настоящее время образовательную сферу искусства Кемеровской области представляют 106 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования, пять областных учреждений среднего профессионального и одно федеральное высшее. Детские школы искусств работают по двум видам образовательных программ: общеразвивающей и предпрофессио-нальной. В городе Кемерово из двенадцати музыкальных школ только в трех осуществляется обучение по программе «Музыкальный фольклор», что составляет 25%. До 2013 года детские школы искусств осуществляли программы эстетической направленности (5, 7 лет). Новое в работе учреждений данного типа - деление на предпрофессиональные программы (8 лет) и общеразвива-ющие программы (4-5 лет). Предпрофессиональные программы обучения модернизированы (Дорожная карта до 2025 года). Осуществляется отбор детей с 6,5 до 9 лет на фиксированное количество мест. Отчисления детей возможны только в исключительных случаях. В ДШИ предъявляются строгие требования к образованию педагога: он должен иметь диплом об окончании профильного специалитета или магистратуры, бакалавриата. Важным моментом в образовании ребенка в ДШИ является контроль его развития, творческого роста. Его показателем является участие в конкурсных мероприятиях хотя бы со 2 класса. Лауреатства влияют на рейтинг школы, педагога, портфолио ребенка. Другим важным показателем работы является процент детей, продолживших свое обучение в учреждениях СПО (хороший показатель - около 50%). В настоящее время кафедра и факультет музыкального искусства ведут активную работу с региональными учреждениями системы музыкального образования. Несмотря на значительные результаты, достигнутые в совершенствовании музыкального

Библиографический список

образования Кузбасса, главной проблемой остается вопрос кадров и ведомственная разобщенность - учреждения, относящиеся к трем уровням системы, имеют разное подчинение: школы - муниципальные, колледжи - областное, вуз - федеральное, а также отсутствует единая региональная программа развития в области художественного образования. Ведомственная разобщенность ведет к малому проценту поступающих выпускников СПО в КемГИК. Если сегодня не решить эти проблемы, то в ближайшей перспективе область останется без квалифицированных специалистов. Кроме этого Кузбасс вошел в число регионов РФ, в которых развивается культурный кластер, требующий большого количества кадров высшей квалификации.

Таким образом, народно-певческое образование в регионе развивается по двум направлениям: в системе образования (центры и дома творчества) и культуры (ДМШ и ДШИ), реализующие программы общеразвивающего и пред-профессионального типа. Проанализировав систему начального образования, необходимо отметить, что охват детей в Кемеровской области, занимающихся по направлению «Музыкальный фольклор», крайне мал. Это отражается впоследствии на наборе в СПО и вуз. Выпускники средних специальных учреждений в 70% случаев выбирают для продолжения образования столичные вузы, что влечен отток специалистов из региона. На наш взгляд, сегодня назрела необходимость решения этих вопросов на федеральном и региональном уровнях. Для стабилизации положения в народно-певческом образовании региона требуется увеличение контрольных цифр приема на направление «Искусство» и разработка программы развития образования в области традиционного музыкального искусства на ближайшие десять лет.

1. О проведении в Российской Федерации года культурного наследия народов России. Указ Президента Российской Федерации от 30.12.2021 г № 745. Available at: https:// edu.gov.ru/press/4582/2022-god-budet-godom-narodnogo-iskusstva-i-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-narodov-rossii/?ysclid=l3dttnwvfq

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Available at: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/

3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). Available at: https://www.livelib.ru/book/1003965517-besedy-o-russkoj-kulture-byt-i-traditsii-russkogo-dvoryanstva-xviii-nachalo-xix-veka-yurij-lotman

4. Котлярова Т.А., Котляров М.Г Освоение Западнорусской песенной традиции в учебном творческом коллективе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 277 - 279.

5. Морозов Д.В. Методика стилевого распевания народно-певческого коллектива в гнесинской хормейстерской школе. Вечные истоки: материалы Всероссийской научно-практических конференций в рамках фестиваля-конкурса. Москва: ПРОБЕЛ, 2000: 72 - 82.

References

1. O provedenii v Rossijskoj Federacii goda kul'turnogo naslediya narodov Rossii. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30.12.2021 g. № 745. Available at: https://edu.gov.ru/ press/4582/2022-god-budet-godom-narodnogo-iskusstva-i-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-narodov-rossii/?ysclid=l3dttnwvfq

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Available at: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/

3. Lotman Yu.M. Besedy o russkoj kul'ture. Byt i tradicii russkogo dvoryanstva (XVIII - nachalo XIX veka). Available at: https://www.livelib.ru/book/1003965517-besedy-o-russkoj-kulture-byt-i-traditsii-russkogo-dvoryanstva-xviii-nachalo-xix-veka-yurij-lotman

4. Kotlyarova T.A., Kotlyarov M.G. Osvoenie Zapadnorusskoj pesennoj tradicii v uchebnom tvorcheskom kollektive. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 277 - 279.

5. Morozov D.V. Metodika stilevogo raspevaniya narodno-pevcheskogo kollektiva v gnesinskoj hormejsterskoj shkole. Vechnye istoki: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskih konferencij v ramkah festivalya-konkursa. Moskva: PROBEL, 2000: 72 - 82.

Статья поступила в редакцию 20.05.22

УДК 378

Lee N.B., senior teacher, Pacific National University (Khabarovsk, Russia), E-mail: [email protected]

Shalamova D.A., MA student, National Research University Higher School of Economics (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

PROJECT WORKSHOP AS A RESOURCE FOR OBTAINING PROFESSIONAL SKILLS OF FUTURE PUBLIC RELATIONS SPECIALISTS IN THE URBAN CONTEXT. The article describes intermediate results of work in the project workshop in the master's degree program "Communications in the Public Sector and NGOs", the National Research University Higher School of Economics's framework. The workshop aims to develop professional theoretical knowledge and practical skills in the field of the urban projects' communication. The article describes the process of working with a real regional client who is a cultural institution in Ufa (the future ZAMAN Museum of Modern Art). The workshop participants agreed with the customer to develop a film festival concept, which would help to increase the future museum recognition and search for its potential partners, as well as to activate local communities around cultural events held by the institution. The preparation of the concept became the ultimate goal of the applied project. Tasks, the results of which are described in the article, are to theoretically substantiate the importance of the role of film festivals in the development of the city and local communities; to formulate principles for the implementation of the concept of a film festival. The festival concept, developed on the basis of information from open sources, specialized scientific literature and interviews conducted with the future museum representatives and local residents, can be used by the client as a possible methodological guideline for organizing the cultural event. For the participants of the project workshop, the development of the concept of the film festival is a useful exercise for deepening knowledge and obtaining skills necessary for the successful work as urban projects' communicators.

Key words: communication, urban environment, project workshop, cultural institution, film festival.

Н.Б. Ли, ст. преп., ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск, E-mail: [email protected]

Д.А. Шаламоеа, магистрант, НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва, E-mail: [email protected]

ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК РЕСУРС ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Статья посвящена описанию промежуточных результатов работы в проектной мастерской в рамках образовательной программы магистратуры «Коммуникации в государственных структурах и НКО» НИУ «Высшая школа экономики». Мастерская направлена на получение теоретических знаний и практических навыков в сфере коммуникации городских преобразований. В статье описан процесс работы с реальным региональным заказчиком в лице культурной

институции в городе Уфе (будущий Музей современного искусства ZAMAN). Участники мастерской согласовали с заказчиком разработку для него концепции кинофестиваля, который помог бы повысить узнаваемость и найти потенциальных партнеров будущего музея, а также активизировать местные сообщества вокруг культурных событий, проводимых институцией. Подготовка концепции стала конечной целью прикладного проекта. Задачи, результаты выполнения которых описаны в статье: теоретическое обоснование значимости роли кинофестивалей в развитии города и местных сообществ; формулирование принципов реализации концепции кинофестиваля. Концепция, разрабатываемая на основе информации из открытых источников, тематической научной литературы и проведенных интервью с представителями будущего музея и местными жителями может быть использована заказчиком как возможный методический ориентир при организации культурного события. Для участников проектной мастерской разработка концепции кинофестиваля является полезным упражнением для углубления знаний и развития навыков, необходимых для успешной работы коммуникаторов городских проектов.

Ключевые слова: коммуникация, городская среда, проектная мастерская, культурная институция, кинофестиваль.

Актуальность работы обосновывается тем, что за последние годы в России все больше внимания уделяется развитию городской среды - муниципальные власти задаются вопросом, как сделать эту среду удобной и привлекательной для горожан. Одной из заметных точек отсчета в данном процессе стал ряд масштабных инициатив, запущенных на федеральном уровне. В данном случае речь идет о Национальном проекте под названием «Жилье и городская среда», начатом, согласно паспорту проекта, в октябре 2018 года, с плановым завершением в декабре 2024 года [1]. Идеологически проект усиливается национальными целями развития Российской Федерации до 2030 года, среди которых - «комфортная и безопасная среда для жизни» [2].

Актуальности проекту добавляет и тот факт, что современная Россия имеет богатый опыт проведения масштабных международных событий, сопровождающихся фундаментальным изменением городской инфраструктуры. Яркими примерами этому служат 24-й саммит лидеров государств АТЭС (Владивосток, 2012), XXII Зимние Олимпийские игры (Сочи, 2014) и 21-й чемпионат мира по футболу ФИФА (Москва, Калининград, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Казань, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи, Екатеринбург; 2018).

У российских регионов и городов также имеется не меньший опыт в организации празднования больших юбилейных дат с момента начала своей субъ-ектности, насчитывающей от нескольких десятилетий до нескольких столетий. Празднование таких годовщин обычно сопровождается повышенным вниманием к «имениннику» со стороны как внутренней, так и внешней аудитории, ввиду проведения насыщенной программы городских мероприятий. С относительно недавнего времени такие программы перестали ограничиваться массовыми культурно-развлекательными событиями, в них также делается значительный фокус на городском благоустройстве [3], что получает широкое освещение в медиа [4]. Ярким информационным поводом прошлого года стало празднование 800-летия Нижнего Новгорода.

В то же время активизируются городские сообщества, включая те, которые занимаются творчеством. Художники, музыканты, поэты и их единомышленники с академической и предпринимательской специализацией пребывают в поиске точек и линий соприкосновения с городом, чтобы сделать его жизнь более интересной, приятной и разнообразной, наполняя городскую повестку событиями, а сам город - новыми местами и объектами инфраструктуры с созидательным посылом. В этих условиях творческими комьюнити создаются новые культурные институции и пространства, ключевые цели которых - позитивное изменение внешнего облика городской среды, создание площадки для обучения, развлечения и дискуссии среди горожан, реализация различных общественных инициатив, запуск городских акций и проектов, проведение мероприятий, создание условий для развития творческого предпринимательства, повышение туристической привлекательности города и др. За последние пять лет в разных регионах России в городском контексте начали свое органичное существование такие культурные институции и пространства, как «Арт-Квадрат» (Уфа, 2017), «Контора пароходства» (Тюмень, 2018), «Октава» (Тула, 2018), «Артсерватория» (Хабаровск, 2018), «Рельсы» (Тверь, 2018) и др.

Поскольку любые изменения в городе затрагивают интересы множества людей, с учетом вышеназванных тенденций неудивительно, что в среде высшего образования России также начались преобразования, направленные, в свою очередь, на разработку новаторских треков для системной подготовки специалистов в области коммуникаций с государственной властью, бизнесом, некоммерческими организациями и обществом - всеми теми игроками, которые являются частью городской системы. Примером такого новаторства служит магистерская программа Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «Коммуникации в государственных структурах и НКО». Один из форматов обучения в рамках программы представляет собой экспериментальную проектную мастерскую, которая в данном случае носит название РиЫЮ1ТУ Эта мастерская направлена на изучение того, как связи с общественностью работают в развитии городской среды, и на наработку навыков коммуникатора городских преобразований. В рамках работы в мастерской студенты примеряют на себя роль небольшого коммуникационного агентства. Процесс обучения проходит через подготовку персональных и групповых исследовательских работ, базирующуюся на взаимодействии с реальным заказчиком.

Участники мастерской приняли решение работать с заказчиком - будущим Музеем современного искусства ZAMAN, начавшим свою работу в 2019 году и в данный момент придерживающимся концепции «Музей без стен» [5], - формат Посольства, проводящего культурно-просветительские и образовательные мероприятия на площадках города Уфы, столицы национальной республики Башкортостан - по нескольким причинам. Во-первых, примечательно, что ре-

спублика принимает участие в выполнении национального проекта «Жилье и городская среда» (средства из федерального и регионального бюджетов идут на строительство жилья, автомобильных дорог и расселение аварийного фонда [6]) и достигает в этом определенных успехов [7]. В дополнение к этому в июне 2021 года в Уфе состоялся первый Международный форум урбанистики «Территория будущего. Взгляд из сердца Евразии». Основная тема форума - «Ускорение изменения городов» [8]. Во-вторых, в 2024 году Уфе исполняется 450 лет с момента основания. С точки зрения городского развития празднование будет включать выполнение программы по модернизации городского ландшафта [9]. В-третьих, Музей современного искусства ZAMAN - это культурная институция, которая с помощью своей деятельности оказывает позитивное влияние на местные городские сообщества, в частности посредством своих мероприятий внося разнообразие в культурную жизнь города.

Формат проекта также неслучаен - в данный момент наблюдается тенденция к популяризации (кино)фестиваля как одного из форматов событийного туризма [10]. Заказчик и его запрос имеют российскую региональную специфику, а при организации региональных кинофестивалей в качестве основного нематериального ресурса используется локальная идентичность, идентичность места [11]. Такие события привлекают внимание к городам и целым регионам, помогают им становиться более заметными в первую очередь на культурной карте страны [12], что также интересует ZAMAN [13].

Таким образом, проектная команда обратилась к потенциальному заказчику с предложением разработать для него концепцию кинофестиваля, который сыграл бы роль ключевого коммуникационного инструмента для повышения узнаваемости и поиска потенциальных партнеров будущего музея, а также активизации местных сообществ вокруг проведения нового городского события. Так ZAMAN смог бы добавить в свою деятельность больше креативности, то есть, будучи одним из лидеров общественных изменений, отдать «другим часть своей власти - организовать кинофестиваль как площадку для диалога разных городских сообществ, - чтобы повысить собственную эффективность и собственное влияние» [14, с. 7].

Применительно к настоящему исследованию и с учетом того, что работа в проектной мастерской продолжается, конечную цель исследования можно обозначить как разработку концепции кинофестиваля, а задачи для выполнения на данном этапе будут следующими:

1. Теоретическое обоснование значимости роли кинофестивалей в развитии города и местных сообществ.

2. Формулирование принципов реализации концепции кинофестиваля.

Задачи, описанные выше, заключают в себе двойную функцию: в узком

смысле их выполнение необходимо для достижения поставленной цели, а в широком - для углубления понимания и знаний и развития навыков будущих коммуникаторов городских проектов.

Несмотря на то, что в иностранной и российской научной литературе недостаточно внимания уделено изучению кинофестивалей в контексте функционирования новых культурных институций и пространств, что, помимо уникальности образовательного формата проектной мастерской, определяет новизну исследования, сам кинофестиваль не является новаторским форматом ни для международной практики, ни для российского опыта событий в сфере культуры. Яркие примеры (региональных) кинофестивалей: Фестиваль уличного кино (по всей России), «Меридианы Тихого» (Владивосток), ARCTIC OPEN (Архангельск), «Кино без барьеров» (по всей России), «Человек и Природа» (Иркутск), «Россия» (Екатеринбург), «Флаэртиана» (Пермь), «Соль земли» (Самара), «Сибирь» (Омск), Beat Film Festival (по всей России), Garage Screen Film Festival (по всей России), Канский видеофестиваль (Канск), «Бесонница» (Калужская область), «Ночь кино» (по всей России), «Край света» (Южно-Сахалинск).

Популярность кинофестивалей объясняется рядом позитивных эффектов, которые они могут оказать на город и все заинтересованные и вовлеченные стороны. Так, ряд российских и иностранных авторов выделяет в качестве таковых укрепление чувства сообщества, создание благоприятной атмосферы и воспитание вкусов у зрителей [15; 16; 17]. Это в сочетании с оживлением культурной жизни города и созданием новых рабочих мест способствует прекращению или сокращению оттока молодежи [14; 15; 17]. Исследовательский тандем С. Гранвелл и И.С. Ха считает, что кинофестиваль может стать платформой для нетворкинга, делового общения в первую очередь для представителей киноиндустрии [18], а С. Джилани полагает, что данное событие также заключает в себе возможность для участников установить контакты на национальном и международном уровнях [16]. К тем, кто способен извлечь выгоду из проводимого киносмотра, относятся и небольшие кинотеатры, поскольку, по мнению Л. Кисель, они могут выступать

одной из площадок проведения фестиваля [19], и представители местного бизнеса, так как, с точки зрения Т. Г Пядышевой, для них спонсорство и партнерство организаторов - это формы проявления социальной ответственности [20]. При анализе эффектов от проведения кинофестиваля многие исследователи выделяют брендинг территории, создание позитивного имиджа региона [9; 10; 16; 19; 20; 22; 23], что, в свою очередь, несет в себе потенциал для извлечения экономической прибыли из усиливающегося туристического потока [16; 19]. В дополнение к эффектам, указанным выше, интересным представляется рассмотреть пример того, как кинофестиваль может привлечь внимание к общественным проблемам (на экране и в регионе проведения события) и улучшить условия жизни групп населения посредством образовательно-просветительских мероприятий публичной программы фестиваля. Таким примером является ежегодный Международный кинофестиваль «16 км», проходящий с 2011 года. Название фестиваля отсылает к территории проведения - Каньяда-Реал, трущобному квазигороду, протяженностью приблизительно 16 километров, в окрестностях испанского Мадрида. Мероприятие призвано дестигматизировать местное сообщество, создать площадку для общения национальностей, проживающих в разных секторах «поселения», предоставить возможность местным детям и подросткам посредством участия в серии мастер-классов приобрести перечень навыков, в том числе как снимать собственное кино [24; 25].

Что касается полезных эффектов для институции-организатора, то кинофестиваль может рассматриваться в качестве одного из эффективных PR-инстру-ментов [20], а также как формат культурного события для того, чтобы «вырастить свою аудиторию», часть которой на момент открытия музея уже достигнет совершеннолетия [26].

В качестве методов в работе было использовано изучение открытых источников и тематической научной литературы, а также проведение интервью с представителями команды заказчика и местными жителями, что помогло сформулировать принципы, которые лягут в основу концепции нового кинофестиваля:

- семейный показ (обеспечивает широкий охват зрителей нескольких крупных возрастных категорий; ключевая аудитория - подростки (формирование лояльной аудитории к моменту открытия музея));

- использование элементов геймификации (позволяет усилить вовлеченность зрителей в событие);

- сопровождение показов просветительскими, образовательными и развлекательными активностями на различных площадках города, в том числе вне помещений (позволяет наполнить культурную жизнь горожан новыми позитивными смыслами при непосредственном задействовании разнообразия городского ландшафта);

Библиографический список

- вовлечение местных креативных сообществ и сотрудничество с образовательными учреждениями (привлечение потенциальных спикеров и молодежной аудитории) и другими культурными институциями (укрепление связей с профессиональным сообществом, получение его признания и поддержки);

- привлечение представителей местного бизнеса и местных органов власти на основе взаимовыгодного сотрудничества (поиск спонсоров, партнеров и повышение уровня доверия к себе и своей экспертности);

- оказание позитивного влияния на туристическую и инвестиционную привлекательность города (фокус внимания делается не только на внутреннюю, но и на внешнюю аудиторию).

В заключение можно сделать вывод, что конечная цель по разработке концепции кинофестиваля находится в процессе достижения. При этом поставленные в данном исследовании задачи были выполнены - дано теоретическое обоснование важности роли кинофестивалей в развитии города и местных сообществ, а также описаны принципы реализации концепции будущего городского события. С точки зрения теории была предпринята попытка сделать вклад в изучение работы новых российских региональных культурных институций, в первую очередь представляло интерес применение такого инструмента коммуникации с общественностью, как организация кинофестиваля. С практической точки зрения разрабатываемую уникальную концепцию мероприятия следует воспринимать как возможный методический ориентир для заказчика при организации будущего культурного события, который, в свою очередь, может быть при необходимости дополнен и скорректирован с учетом меняющегося контекста. Кинофестиваль обладает потенциалом, чтобы стать ежегодным, расширить не только свою аудиторию, но и географию показов до уровня региона, задействовав другие города Поволжья, Прикамья и Урала, характеризующиеся этноязыковой общностью и общим самосознанием [5]. Для участников проектной мастерской разработка концепции кинофестиваля является полезным упражнением для углубления знаний и развития навыков, необходимых для успешной работы коммуникаторов городских проектов. В качестве перспективы развития настоящего исследования можно рассматривать, во-первых, выполнение оставшихся проектных задач (продумывание механики и реализации проекта) и достижение конечной цели по разработке концепции кинофестиваля, во-вторых, последующий анализ эффектов, оказанных будущим событием на жизнь города, местные сообщества и работу культурной институции-организатора, и, наконец, изучение эффективности подготовки в рамках проектной мастерской будущих специалистов по связям с общественностью в контексте городской среды.

1. Опубликован паспорт национального проекта «Жилье и городская среда». Available at: http://government.ru/info/35560/

2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474. Москва, 2020.

3. «Юбилейный» опыт: с какими проблемами столкнулись российские города при подготовке к празднику. Nn.ru: Новости Нижнего Новгорода. Available at: https://www. nn.ru/text/gorod/2021/08/05/70060883/

4. Инфраструктурные объекты Нальчика обновят к 100-летию Кабардино-Балкарии. Available at: https://www.interfax-russia.ru/south-and-north-caucasus/novosti-municipalitetov/infrastrukturnye-obekty-nalchika-obnovyat-k-100-letiyu-kabardino-balkarii

5. О музее. Музей современного искусства в Уфе ZAMAN. Available at: http://zaman.museum/one

6. В жилье и городскую среду в Башкирии за 4 года вложат 1,46 млрд РБК: Новости Башкортостана. Available at: https://ufa.rbc.ru/ufa/freenews/5f27fcdd9a7947b3cdd21826

7. Башкирия в тройке лидеров по реализации нацпроекта «Жилье и городская среда». ГТРК «Башкортостан»: Новости Уфы и Башкирии. Available at: https://gtrk.tv/ novosti/254564-bashkiriya-troyke-liderov-realizacii-nacproekta-zhile-gorodskaya-sreda

8. Территория будущего. Взгляд из сердца Евразии. Коммерсантъ Events: площадка для дискуссий на актуальные темы бизнеса и культуры. Available at: https://events. kommersant.ru/events/territorija-buduschego-vzgljad-iz-serdca-evrazii/

9. Кучеренко Д. Уфа готовится к 450-летию. Коммерсантъ: последние новости России и мира. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4848691

10. Головецкий Н.Я., Туманов А.И. Кинофестивали как фактор развития социальной инфраструктуры и туристической привлекательности региона. Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. 2017; № 3 (22): 90 - 94.

11. Безуглов Д. Ревизия фестиваля: как показывают большое кино на «Краю света». Strelka Mag: журнал о том, как устроен современный город. Available at: https:// strelkamag.com/ru/article/reviziya-festivalya-kak-pokazyvat-bolshoe-kino-na-krayu-sveta

12. Ooi C-S., Pedersen J.S. City branding and film festivals: Re-evaluating stakeholder's relations. Place Branding and Public Diplomacy. 2010; № 6 (4): 316 - 332.

13. «Когда искусство Уфы стало современным?». Музей современного искусства в Уфе ZAMAN. Available at: http://zaman.museum/history1

14. Лэндри Ч. Креативный город. Москва: Классика - XXI, 2006.

15. Алексеева П.А., Какосьян Э.К. Особенности процесса продюсирования кинофестивальной деятельности как одного из факторов экономического роста России. Научные труды Вольного экономического общества России. 2015; № 194 (5): 417 - 428.

16. Jilani S. Do film festivals help or hurt their host cities? The Guardian: News, sport and opinion from the Guardian's International edition. Available at: https://www.theguardian.com/ cities/2019/sep/11/do-film-festivals-help-or-hurt-their-host-cities-venice-sundance

17. Как прошла дискуссия 12 сентября «Кинофестиваль как инструмент развития территории»? (видео). International Film Festival of Asian Pacific Countries in Vladivostok. Available at: https://pacificmeridianfest.ru/en/festival-news-en/kak-proshla-diskussija-12-sentjabrja-kinofestival-kak-instrument-razvitija-territorii-video/

18. Grunwell S., Ha I.S. Film Festivals: An Empirical Study of Factors for Success. Event Management. 2008; № 11 (4): 201 - 210.

19. Кисель Л. «Берлинале»: как крупнейший кинофестиваль меняет город. Strelka Mag: журнал о том, как устроен современный город. Available at: https://strelkamag.com/ ru/article/berlinale-chto-daet-gorodu-krupneishii-kinofestival

20. Пядышева Т. Г Кинофестиваль как PR-инструмент формирования конкурентных преимуществ организации. Вестник Прикамского социального института. 2020; № 3 (87): 101 - 108.

21. Иванов А.Ю. Влияние кинофестиваля «Флаэртиана» на брендинг территорий. Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2015; № 1 (11): 157 - 161.

22. Кокорин А.М. Социально-экономические процессы развития региональной киноиндустрии. Вестник Московского университета. 2019; № 3: 58 - 76.

23. Filipov M. Branding a City with Film Festivals. Economics and Management. 2021; № 18 (1): 137 - 143.

24. Pattern L. Real Madrid: film festival puts city's forgotten district on map. The Guardian: News, sport and opinion from the Guardian's International edition. Available at: https://www. theguardian.com/cities/2019/nov/22/real-madrid-film-festival-puts-citys-forgotten-district-on-map

25. Festival 16 de Cañada Real. Fair Saturday VOCES. Available at: https://voces.fairsaturday.org

26. Кармадонова Д. Российская фестивальная индустрия: что организаторы и спонсоры ждут друг от друга, а аудитория - от фестивалей. Sostav.ru - новости рекламы и маркетинга. Available at: https://www.sostav.ru/publication/rossijskaya-festivalnaya-industriya-chto-organizatory-i-sponsory-zhdut-drug-ot-druga-a-auditoriya-ot-festivalej-39586.html

References

1. Opublikovan pasport nacional'nogo proekía «Zhil'e i gorodskaya sreda». Available at: http://government.ru/info/35560/

2. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda». Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020 g. № 474. Moskva, 2020.

3. «Yubilejnyj» opyt: s kakimi problemami stolknulis' rossijskie goroda pri podgotovke k prazdniku. Nn.ru: Novosti Nizhnego Novgoroda. Available at: https://www.nn.ru/text/ gorod/2021/08/05/70060883/

4. Infrastrukturnye ob'ekty Nal'chika obnovyat k 100-letiyu Kabardino-Balkarii. Available at: https://www.interfax-russia.ru/south-and-north-caucasus/novosti-municipalitetov/ infrastrukturnye-obekty-nalchika-obnovyat-k-100-letiyu-kabardino-balkarii

5. O muzee. Muzej sovremennogo iskusstva v Ufe ZAMAN. Available at: http://zaman.museum/one

6. V zhil'e i gorodskuyu sredu v Bashkirii za 4 goda vlozhat 1,46 mlrd RBK: Novosti Bashkortostana. Available at: https://ufa.rbc.ru/ufa/freenews/5f27fcdd9a7947b3cdd21826

7. Bashkiriya v trojke liderov po realizacii nacproekta «Zhil'e i gorodskaya sreda». GTRK «Bashkortostan»: Novosti Ufy i Bashkirii. Available at: https://gtrk.tv/novosti/254564-bashkiriya-troyke-liderov-realizacii-nacproekta-zhile-gorodskaya-sreda

8. Territoriya buduschego. Vzglyad iz serdca Evrazii. Kommersant' Events: ploschadka dlya diskussij na aktual'nye temy biznesa i kultury. Available at: https://events.kommersant. ru/events/territorija-buduschego-vzgljad-iz-serdca-evrazii/

9. Kucherenko D. Ufa gotovitsya k 450-letiyu. Kommersant': poslednie novosti Rossii i mira. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4848691

10. Goloveckij N.Ya., Tumanov A.I. Kinofestivali kak faktor razvitiya social'noj infrastruktury i turisticheskoj privlekatel'nosti regiona. Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S. Yu. Vitte. 2017; № 3 (22): 90 - 94.

11. Bezuglov D. Reviziya festivalya: kak pokazyvayut bol'shoe kino na «Krayu sveta». Strelka Mag: zhurnal o tom, kak ustroen sovremennyj gorod. Available at: https://strelkamag. com/ru/article/reviziya-festivalya-kak-pokazyvat-bolshoe-kino-na-krayu-sveta

12. Ooi C-S., Pedersen J.S. City branding and film festivals: Re-evaluating stakeholder's relations. Place Branding and Public Diplomacy. 2010; № 6 (4): 316 - 332.

13. «Kogda iskusstvo Ufy stalo sovremennym?». Muzej sovremennogo iskusstva v Ufe ZAMAN. Available at: http://zaman.museum/history1

14. L'endri Ch. Kreativnyjgorod. Moskva: Klassika - XXI, 2006.

15. Alekseeva P.A., Kakos'yan 'E.K. Osobennosti processa prodyusirovaniya kinofestival'noj deyatel'nosti kak odnogo iz faktorov 'ekonomicheskogo rosta Rossii. Nauchnye trudy Vol'nogo 'ekonomicheskogo obschestva Rossii. 2015; № 194 (5): 417 - 428.

16. Jilani S. Do film festivals help or hurt their host cities? The Guardian: News, sport and opinion from the Guardian's International edition. Available at: https://www.theguardian.com/ cities/2019/sep/11/do-film-festivals-help-or-hurt-their-host-cities-venice-sundance

17. Kak proshla diskussiya 12 sentyabrya «Kinofestival' kak instrument razvitiya territorii»? (video). International Film Festival of Asian Pacific Countries in Vladivostok. Available at: https://pacificmeridianfest.ru/en/festival-news-en/kak-proshla-diskussija-12-sentjabrja-kinofestival-kak-instrument-razvitija-territorii-video/

18. Grunwell S., Ha I.S. Film Festivals: An Empirical Study of Factors for Success. Event Management. 2008; № 11 (4): 201 - 210.

19. Kisel' L. «Berlinale»: kak krupnejshij kinofestival' menyaet gorod. Strelka Mag: zhurnal o tom, kak ustroen sovremennyj gorod. Available at: https://strelkamag.com/ru/article/ berlinale-chto-daet-gorodu-krupneishii-kinofestival

20. Pyadysheva T.G. Kinofestival' kak PR-instrument formirovaniya konkurentnyh preimuschestv organizacii. Vestnik Prikamskogo social'nogo instituta. 2020; № 3 (87): 101 - 108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Ivanov A.Yu. Vliyanie kinofestivalya «Fla'ertiana» na brending territorij. Vestnik nauchnoj associacii studentov i aspirantov istoricheskogo fakul'teta Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2015; № 1 (11): 157 - 161.

22. Kokorin A.M. Social'no-'ekonomicheskie processy razvitiya regional'noj kinoindustrii. Vestnik Moskovskogo universiteta. 2019; № 3: 58 - 76.

23. Filipov M. Branding a City with Film Festivals. Economics and Management. 2021; № 18 (1): 137 - 143.

24. Pattern L. Real Madrid: film festival puts city's forgotten district on map. The Guardian: News, sport and opinion from the Guardian's International edition. Available at: https://www. theguardian.com/cities/2019/nov/22/real-madrid-film-festival-puts-citys-forgotten-district-on-map

25. Festival 16 de Cañada Real. Fair Saturday VOCES. Available at: https://voces.fairsaturday.org/

26. Karmadonova D. Rossijskaya festival'naya industriya: chto organizatory i sponsory zhdut drug ot druga, a auditoriya - ot festivalej. Sostav.ru - novosti reklamy i marketinga. Available at: https://www.sostav.ru/publication/rossijskaya-festivalnaya-industriya-chto-organizatory-i-sponsory-zhdut-drug-ot-druga-a-auditoriya-ot-festivalej-39586.html

Статья поступила в редакцию 11.05.22

УДК 378

Gorobets D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]

THE MODEL OF FORMATION OF READINESS OF THE TEACHING STAFF FOR INNOVATIVE ACTIVITY IN CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL HOLDING AT A FEDERAL UNIVERSITY. The article is dedicated to a process of implementing an experimental model of the formation of the readiness of teaching staff for innovation in an educational holding at a federal university. The study defines the basics, features and structure of pedagogical innovation activity, substantiates the need to form the readiness of the teaching staff for innovation. The paper describes components of the structure of the teacher's readiness for innovation. The paper considers in detail the experimental pedagogical model of the formation of the readiness of the teaching staff for innovation, methodological aspects of its implementation, its effectiveness is proved on the basis of the obtained quantitative and qualitative results.

Key word: innovations, innovative activity, professional training of teaching staff, readiness for innovative activity, innovative pedagogical activity, model, pedagogical modeling.

Д.В. Горобец, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта,

E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ХОЛДИНГА ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Статья посвящена процессу внедрения экспериментальной модели формирования готовности профессорско-преподавательского состава к инновационной деятельности в условиях образовательного холдинга федерального университета. В исследовании определены сущность, особенности и структура педагогической инновационной деятельности, обоснована необходимость формирования готовности профессорско-преподавательского состава к инновационной деятельности. В работе описаны компоненты структуры готовности педагога к инновационной деятельности. В работе подробно рассмотрена экспериментальная педагогическая модель формирования готовности профессорско-преподавательского состава к инновационной деятельности, методические аспекты ее реализации, доказана ее эффективность на основе полученных количественных и качественных результатов.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, профессиональная подготовка профессорско-преподавательского состава, готовность к инновационной деятельности, инновационная педагогическая деятельность, модель, педагогическое моделирование.

Модернизация современной системы высшего образования ориентируется на активное внедрение в теорию и практику педагогических нововведений. Анализ инновационной деятельности педагогов-практиков позволяет констатировать определенные проблемы, связанные, в частности, с несоот-

ветствием инновационных и государственных образовательных программ, с необходимостью согласования различных педагогических концепций и новых методических разработок, с низким уровнем инновационной культуры педагогических работников, недостаточной информированностью педагогов о сущ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.