зация речи ребенка, но и смена тональности повествования является сильным качеством прозы Голявкина.
Повесть В. В. Голявкина «Мой добрый папа», с одной стороны, продолжает тему гениальности ребенка, поднятую еще К. И. Чуковским в книге «От двух до пяти». С другой стороны, писатель обращает внимание на «трагическую гениальность» взрослого человека: ради семьи, ради страны папа готов пожертвовать искусством и своим будущим.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пантелеев Л. - Чуковская Л. Переписка (19291987) / подгот. текста и коммент. Е. Ц. Чуковская. М.: НЛО, 2011.
2. Писатели рассказывают // Пионер. 1962. № 3. С. 70.
3. Калмановский Е. У детей своя мудрость // Дет. лит. 1966.№ 5. С. 55-56.
4. Данчич А. Герои шагают в мир // Нева. 1964. № 8. С. 189.
5. Нинов А. Где начинается горизонт // Нева. 1966. № 10.С.171-179.
6. Соловьев В. [рец. на повесть В. Голявкина «Рисунки на асфальте»] // Новый мир. 1966. № 1. С. 277-278.
7. Чудакова М. Собственный почерк // Семья и школа. 1965. № 6. С. 36.
8. Соловьев В. Взрослый автор, юные герои и маленькие читатели // Семья и школа. 1967. № 11. С. 50.
9. Лейбсон В. Без подозрительности // Нар. образование. 1966. № 9. С. 111-114.
10. Зернова Р. Герой взрослеет // О литературе для детей: вып. 9. Л.: Дет. лит., 1964. С. 149-158.
11. Зернова Р. Умрешь за живопись? // О литературе для детей: вып. 10. Л.: Дет. лит., 1965. С. 83-92.
12. Шушковская Ф. Виктор Голявкин: очерк творчества // О литературе для детей: вып. 14. Л.: Дет. лит. 1969. С. 70-84.
13. Сахарнов С. О детскости // Дет. лит. 1966. № 6. С.18-20.
14. Красухин Г. «Частица жизни твоей...» // Дет. лит. 1966.№ 9. С. 9-11.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «И.А. ГОНЧАРОВ» В 10 КЛАССЕ
PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS OF THE 10th FORM IN THEIR STUDY OF I. A. GONCHAROV'S WORKS
А. М. Стручкова
В статье исследуется проектная деятельность учащихся на примере изучения творчества И. А. Гончарова в 10-м классе с использованием материалов литературного краеведения в процессе анализа очерка писателя «Фрегат «Паллада».
Ключевые слова: проектная деятельность, русская литература, технология подготовки и реализации проекта по литературе, литературное краеведение.
A. M. Struchkova
The article describes the project activities of students in the 10th form, which study I. A. Goncharov's works. The materials of literary regional studies, used in the process of analyzing the feature story "Frigate Pallada", are taken into consideration.
Keywords: project activity, the Russian literature, methods used in the process of preparing and carrying out the project on literature, literary regional studies.
Проектная деятельность обеспечивает новый уровень общения с эстетическим объектом (текстом литературы), реализует интерпретационное начало, активизирует личностный взгляд ученика на текст и его автора, содействует межличностной коммуникации в процессе освоения художественной структуры произведения, что очень важно в современной школе: учитель-словесник должен по-новому подойти к изучению классики, которая помогает учащимся постичь духовные богатства русского народа, его истории, национального характера.
В связи с этим мы считаем обращение к творчеству И. А. Гончарова своевременным. Именно в якутской школе появляется благоприятная возможность обращения к материалам литературного краеведения. Известно, что И. А. Гончаров в конце своего кругосветного путешествия (1854 г.) посетил Якутию и оставил свои воспоминания в очерке «Фрегат "Паллада"» [1]. Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А. Гончарова, тем не менее, дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но
неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в «страшной» роли цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей непривычностью для современного школьника могут по-настоящему заинтересовать и увлечь [2]. Задача учителя-словесника - привить интерес учащихся к чтению и сформировать вдумчивого читателя. Поэтому при изучении очерка И. А. Гончарова «Фрегат "Паллада"» мы выбираем интересную и эффективную форму урока с применением метода проекта -составление интерактивного плаката (по программе Macromedia Flash Professional) с использованием материала по истории России XIX в. и краеведению.
Проведенная нами работа способствовала развитию критического мышления учащихся, совершенствованию анализа художественного текста с учетом рода и жанра произведения в зависимости от эстетических воззрений писателя, умению интегрировать полученные знания.
Работа над проектом по изучению очерка «Фрегат "Паллада"» включала в себя следующие этапы:
I (подготовительный). За неделю до начала изучения произведения (глав, посвященных Якутии) учащимся предлагается создать четыре проектные группы. Уточняется цель проекта (что хотим получить?); задачи проекта (что делаем для достижения цели?); наличие проблемы. Определяем формат продукта, составляем примерный план работы каждой группы, распределяем обязанности в группе.
II (практический). Сбор и обработка исходной информации в библиотеке; работа с архивными материалами, поиск современных критических статей; корректировка промежуточного продукта проекта; оценивается индивидуальный вклад каждого участника.
III (презентационный). Это защита проекта (интерактивного плаката), которая осуществляется на первом уроке по изучению романа «Обломов» И.А.Гончарова.
IV. Рефлексия, самооценка каждой проектной группы.
Изучению романа И. А. Гончарова «Обломов» предшествовала проектная деятельность школьников по очерку «Фрегат "Паллада"». Нам показалось интересным замечание одного из исследователей творчества И. А. Гончарова Ю. М. Лощица, что «Фрегат "Паллада"» и «Обломов» никогда не прочитывались параллельно, контекстно [3]. И такое прочтение - одна из задач на уроке литературы в современной школе. Эти два произведения хронологически близки друг к другу. «Написав первую часть, я отложил ее в сторону и не касался продолжения до 1857 года. В промежуток этот я плавал вокруг света, возил и первую часть «Обломова» с собой, но не писал, а обрабатывал в голове...» - писал И. А. Гончаров В. В. Стасову 27 октября 1888 г. [цит. по: 4]. Можно даже говорить об их синхронности: время написания «Обломова» окольцовывает годы работы над «Фрегатом.» (1848-18521857-1858) [5]. Поэтому считаем, что изучение романа «Обломов» должно предварять выборочное чтение глав «Фрегата...», а в якутской школе обязательно знакомство с 7-8-й главами очерка «Фрегата. », посвященными г. Якутску и пребыванию писателя на земле Саха.
Проектные творческие группы. Первая - «историографы» - осуществляет работу над созданием плаката на тему «И. А. Гончаров о г. Якутске» (7-8-я главы очерка «Фрегат "Паллада"»); составляют литературный образ г. Якутска XIX в. глазами русского путешественника И. А. Гончарова: «О Якутске собственно я знал только, что он главный город области этого имени,лежит по 62° северной широты, производит торг пушными товарами и что, как я узнал теперь, в нем нет... гостиницы. Я даже забыл, а может быть, и не знал никогда, что в нем всего две тысячи семьсот жителей. Что увижу, наконец, после двухлетних странствий, первый русский, хотя и провинциальный город». «У ней есть много особенностей, как в природе, так и в людских нравах, обычаях, отчасти, как вы видите, в языке, что образует ей свою коренную, немного суровую, но величавую физиономию». «Я ехал мимо старинной, полуразрушенной стены и несколько башен: это остатки крепости, уцелевшей от времен покорения области. Якутск основан пришедшими от Енисея казаками, лет за двести перед этим, в 1630 годах» [6]. Чтение этого отрывка вызвало неподдельный интерес ребят, которые непременно захотели узнать, где же, в каком доме нашего города останавливался И. А. Гончаров. Известно, со слов путешественника: «У мещанина Соловьева;две большие комнаты, просто, но прилично меблированные...» Десятиклассники занялись поисковой работой, которая вызвала у них настоящий энтузиазм. Подлинным титаном, «крупной исторической личностью» представлен в главах, посвященных Якутии, архиепископ Иннокентий (впоследствии митрополит Московский и Коломенский): «...чем дальше населяется, оживляется Сибирь, тем выше и яснее станет эта апостольская личность». К моменту встречи Гончарова с архиепископом в Якутске его паства включала более 200 тыс. якутов, несколько тысяч тунгусов и других племен, раскиданных на пространстве трех тысяч верст. Под его руководством перелагается евангельское слово на якутский язык.
Другая группа - «филологи», их главная задача - выписать якутизмы из очерка И. А. Гончарова «Фрегат "Паллада"» (7-8-я главы). С этой задачей ребята успешно справились, они нашли следующие слова: ураса 'большой шалаш канонической формы из березовой коры'; кухлянка 'рубашка из оленьей шкуры, шерстью верх'; торбаса 'сапоги из оленьей шерсти'; чижи 'чулки из шкурок молодых оленей' и др.
Третья группа - «литературоведы», задача этой группы: выписать ключевые (опорные) слова из 2-й части романа, обосновать свой выбор. Четвертая группа - «программисты», дети, владеющие различными компьютерными программами. Их задача - создать интерактивный плакат, содержанием которого являются такие разделы, как «Эпоха писателя», «И. А. Гончаров в Якутии», «Личность писателя» (высказывания И. А. Гончарова о своем времени, литературоведов о нем).
Работа над интерактивным плакатом способствовала: системности уроков, разработанных нами и апробированных; освещению исторической эпохи, в которой жил писатель; подбору музыкального сопровождения к уроку (ария из оперы В. Беллини «Норма» - "Casta Diva"); созданию опорной таблицы, отражающей национально-регио-
нальный колорит очерка И. А. Гончарова «Фрегат Палла-да»; отбору дидактического материала (письма И. А. Гончарова, критические статьи, посвященные творчеству писателя, воспоминания современников, афоризмы И. А. Гончарова, иллюстрации).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Недзвецкий В. А. Тоска Ольги Ильинской в «крымской» главе романа «Обломов»: интерпретации и реальность // Изв. РАН. Сер. литературы и языка. 2008. Т. 67, № 3. С. 40-46.
2. Мельник В. И., Мельник Т. В. И. А. Гончаров в контексте европейской и мировой литературы. Ульяновск, 1995. 193 с.
3. Лощиц Ю. М. И. А. Гончаров. 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 2004. 392 с.
4. Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994. 168 с.
5. Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров. Мир творчества. М., 1997. с.
6. Гончаров И. А. Фрегат «Паллада». Очерки путешествия // Гончаров И. А. Собр. соч. в 8 т. Т. 2. М., 1978. 334 с.; Т. 3. М., 1978. 526 с.
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ КОГНИТОЛОГИИ: КОНЦЕПЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
LINGUISTIC IDENTITY OF THE STUDENT IN THE CONTEXT OF COGNITIVE SCIENCE: THE CONCEPT AND RESEARCH PROBLEMS
Е. А. Буданова
Данная статья содержит описание различных подходов к рассмотрению концепции полиязыковой личности студентов языкового вуза в контексте когнитивных исследований. Анализ существующих тенденций дает возможность представить модель языковой личности как схему адаптации обучающегося к иной культурной картине мира.
Ключевые слова: билингвизм, картина мира, концепт, языковая личность, языковая способность.
Языковая способность, определяющая возможность осуществления вербального общения, является неотъемлемым свойством психики человека. Имея социальный характер, языковая способность широко рассматривается в рамках социо- и психолингвистики, в исследованиях проявления «человеческого фактора в языке». Таким образом, одним из важных направлений изучения языковой способности является рассмотрение когнитивных характеристик ее носителя - языковой личности, как человека, «существующего в языковом пространстве - в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц и смыслах текстов» [1, с. 7].
Одним из основоположников данного направления исследований является Ю. Н. Караулов, описывающий языковую личность как совокупность лингвистических способностей и характеристик человека, обусловливающих успешность процесса речепорождения [2]. Приведенное определение подчеркивает комплексный характер феномена и понятия «языковая личность». С одной
E. A. Budanova
This article considers different approaches to the research of the language students' polilinguistic identity concept in the context of cognitive science. The analysis of the existing tendencies gives an opportunity to present the model of linguistic identification as the scheme of adaptation to a foreign cultural world picture.
Keywords: bilingualism, picture of the world, concept, language identity, language ability.
стороны, термин «языковая личность» соотносится с терминами «способность», «языковая способность», то есть потенциальная возможность развития и реализации существующей в сознании человека системы языка. В этом случае индивид может рассматриваться в качестве сформировавшейся языковой личности, гибко реализующей языковую способность в соответствии с требованиями ситуации реального общения. В то же время, как отмечает В. И. Карасик, на определенном этапе индивид еще не является личностью, то есть не обладает отличительными социально обусловленными характеристиками либо не знаком со способами реализации языковой способности для осуществления общения [1, с. 7].
С другой стороны, определение Ю. Н. Караулова во многом обусловило появление работ, связанных с анализом языковой личности автора текста, что, в свою очередь, позволило сделать важный для настоящего исследования вывод: речевое произведение в совокупности его лингвистических характеристик, включая семантические и лексические параметры, является отражением национальной и