Государственная и муниципальная служба
П. В. САМЫЛОВ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Ключевые слова:
метод проектов, проектная деятельность, системно-деятельностный подход, общекультурные и профессиональные компетенции
Статья посвящена изучению возможностей использования метода проектов в целях формирования социальных и профессиональных компетенций будущих государственных служащих. Представлена тематика студенческих проектов, а также рассматриваются особенности комплексной оценки их результатов.
Одной из основных современных проблем российского вузовского образования является разработка эффективной модели формирования специалиста в системе «образование — обучение — трудоустройство». Такой подход предполагает решение основных управленческих задач при реализации учебного процесса:
— выполнение основных требований программы обучения в соответствии с образовательным стандартом дисциплины;
— формирование профессиональных навыков при обучении будущего специалиста, которые должны учитываться в соответствии с требованиями рыночных условий.
Key words:
method of projects, project activities, system and activity-based approach, cultural and professional competences
The article is devoted to studying the possibilities of using the projects to create social and professional competencies of future civil servants. Subjects of student projects are presented, as well as the specific features of a comprehensive assessment of their results.
В условиях модернизации высшего образования особое значение приобретают адаптация учебного процесса к реалиям постиндустриального общества, а также совершенствование структуры образования для сохранения лучших традиций подготовки профессиональных элит в соответствии с требованиями рынка труда. В этой связи особое значение приобретает обновление технологий и организации обучения. Важно, чтобы в результате данного процесса получился не просто человек, «напичканный» информацией, — часто избыточной, бесполезной и быстро устаревающей, а индивид, способный к постоянному самообучению, умеющий «добывать» знания.
Особенности образования на современном этапе развития России обусловлены задачами, стоящими перед демократическим и правовым государством, а также требованиями рыночной экономики. Современные процессы развития образования связаны со сменой парадигм: ориентация на знания сменяется ком-петентностным подходом, в котором заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого от достижения требуемых результатов, а целью становится обеспечение качества образования [1]. В условиях модернизации образования повышаются требования к организации образовательного процесса и актуализируются вопросы использования проектного обучения как образовательного ресурса в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов вуза.
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность [2].
В современной системе высшего образования в России доминирует
знание-центрированный подход. Несмотря на то, что элементы системно-деятельностного подхода имеются в теории и практике профессионального обучения, он не представляет целостностной системы в контексте проектной деятельности студентов. Помимо этого, нужен не просто контроль качества обучения студентов, а системный мониторинг качества образования, где бы достигалась системная интеграция условий образования с ориентацией проектной деятельности студентов на творческое саморазвитие конкурентоспособной личности [5].
В связи с этим важным этапом исследования, проводимого в Калужском филиале Северо-Западной академии государственной службы, стало выявление резервных возможностей проектной деятельности с позиции системно-деятельностной ориентации обучения в вузе и ее влияния на развитие общекультурных и профессиональных компетенций студентов — будущих государственных служащих.
В рамках данной статьи мы остановимся только на двух значимых аспектах исследования: во-первых, возможности применения комплексного, системно-деятельностного подхода к реализации метода проекта в образовательном процессе вуза, во-вторых, на комплексной системе оценки результатов проектной деятельности студентов.
Самылов П. В. Проектная деятельность как средство повышения качества профессиональной подготовки...
Государственная и муниципальная служба
Организаторами проектной деятельности студентов вуза выступают кафедры и научно-исследовательские подразделения (лаборатории) учебного заведения в соответствии с их предметной (тематической) направленностью и с учетом междисциплинарного характера проектной работы. Результатом работы студентов являются завершенные проекты, имеющие авторский характер, выполненные индивидуально или в соавторстве, направленные на исследование конкретных социально-экономических вопросов.
Следует выделить несколько типов таких учебных проектов:
— исследовательский проект,
предполагающий обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов (при этом используются методы современной науки: лабораторный экспери-
мент, моделирование, социологический опрос и др.);
— информационный проект, направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (результатом такого проекта часто является публикация в средствах массовой информации, в том числе в Интернете);
— творческий проект, предусматривающий максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (это может быть видеоряд, посвященный экономической, коммерческой, социальной тематике, рекламный ролик, видеофильм и т. п.);
— практико-ориентированный проект, нацеленный на профессиональные интересы самих участников проекта или внеш него заказчика (продукт заранее определен и может быть использован в дальнейшей профессиональной деятельности; важным критерием оценки является реальность продукта, его способность решить поставленную проблему на практике).
Приведем примерную тематику направлений исследования. К таким направлениям следует отнести проекты развития:
— сельских территорий (вопросы социального развития села);
— энергосберегающих технологий в регионе и муниципальных образованиях (в системе ЖКХ, в малом и среднем бизнесе и др.);
— транспортной инфраструктуры в регионе и муниципальных образованиях;
— института семьи, решение демографической проблемы в регионе и муниципальных образованиях;
— образования, науки и инновационной сферы в регионе и муниципальных образованиях;
— политических и общественных институтов, форм участия населения в управлении территорий (в том числе развитие ТОС и ТСЖ), электоральной активно -сти избирателей;
— системы подготовки кадров для муниципальной и государственной служб, профессиональной ориентации молодежи, переподготовки кадров для осуществления модернизации экономики конкретной территории;
— российских регионов и муниципальных образований (увеличение инвестиционной привлекательности территории, создание бренда территории, развитие внутреннего туризма и др.);
— духовно-нравственного начала многонационального российского народа, охраны и реставрации памятников истории и культуры.
Все представленные в вузе проекты систематизированы по критериям Е. С. Полат [3]:
1. По предметно-содержательной области: проекты, ориентированные на решение теоретического вопроса конкретного предмета образовательной программы в целях углубления знаний студентов (монопроект), которые носят интегративный характер и направлены на решение актуального практическо-
го вопроса, требующего привлечения знаний студентов из разных научных областей (межпредметный проект).
2. По доминирующей в проекте
деятельности: исследовательская,
поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная.
3. По характеру контактов: проекты, осуществляемые участниками вуза совместно с представителями других организаций города, региона, а также с зарубежными партнерами.
4. По продолжительности: проекты кратковременные, продолжительные.
5. По составу участников: проекты, выполняемые индивидуально, малыми группами, большими группами участников.
Результаты проектной работы студентов рассматриваются по представлению руководителя проекта на заседаниях кафедры. Работа может быть рекомендована для участия в межвузовских, региональных и федеральных конкурсах и олимпиадах. В отдельных случаях по представлению руководителя проекта, при наличии положительного заключения, проектная работа засчитывается в качестве итоговой по профильной дисциплине кафедры.
При этом оцениваются не только «прямые» результаты выполнения проекта с позиции анализа ка-
Самылов П. В. Проектная деятельность как средство повышения качества профессиональной подготовки...
Государственная и муниципальная служба
чества работы (профессиональные результаты), но и «побочные» эффекты от процесса участия студентов в проектной деятельности (личностные достижения и результаты).
Оценка результатов проектной деятельности студентов предусматривает комплексный подход, включающий:
1) внешний экспертный анализ результатов (педагогическая экспертиза и анализ, осуществляемый студентами, не участвующими в данном проекте);
2) самоанализ, который проводится студентами, принимавшими участие в проектной деятельности.
Для внешней оценки используется экспертная карта, включающая критерии оценки оформления и выполнения проекта И. Д. Чечель [4]:
— актуальность темы и предполагаемых решений, практическая направленность и значимость работы; объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность предлагаемых решений;
— уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, планируемых результатов;
— аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость;
— качество исполнения проекта: оформление, соответствие стан-
дартным требованиям, рубри-цирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; уровень подготовленности рецензий.
Среди критериев оценки защиты проекта выделяются:
— качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность, объем тезауруса);
— уровень знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи, педагогическая ориентация (культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории);
— ответы на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы);
— деловые и волевые качества докладчика (ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, контактность).
Для оценки развивающих эффектов проектной работы студентам предлагается карта самоанализа, включающая позиции, связанные с развитием общих и профессиональных компетенций. Особое внимание уделяется познавательным умениям (выявлять проблемы, осуществлять поиск, отбор и анализ
информации, проводить наблюдение, фиксировать результаты, строить гипотезы, исследовать, делать выводы и др.) и коммуникативным умениям (способность работать в команде, высказывать свою точку зрения, выслушивать, понимать иное мнение, взаимодействовать с партнерами в целях нахождения общего решения и др.).
При таком подходе к анализу результатов проектной деятельности осуществляется попытка связать профессиональные, социальные, общекультурные и личностные умения, формируемые у студентов в процессе выполнения проектов, и компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза и которые зафиксированы в требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.
Таким образом, изучение возможностей использования метода проектов в целях формирования социальных и профессиональных компетенций будущих государственных служащих показало, что
применение данной методики позволяет не только активизировать процесс приобретения и углубления знаний по конкретным предметам, стимулировать творческую активность студентов, но и решать задачи развития личности, содействия профессиональному росту, развитию общекультурных и профессиональных компетенций. Таким образом, проектная деятельность становится средством построения развивающего образовательного пространства конкретного региона за счет выхода на сотрудничество и взаимодействие с другими учреждениями и организациями в городе, регионе, стране, а также за рубежом.
Образовательная среда, насыщенная вариативной проектной деятельностью, отношениями сотрудничества и диалогического взаимодействия, обладающая креативной направленностью, становится средством расширения возможностей и обогащения личностных ресурсов студентов — будущих государственных служащих.
1. Алушкин Ю. А., Самодуров А. А., Яновский В. В. Адаптивные модели образования // Управленческое консультирование. 2006. № 3. С. 153-167.
2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10.
3. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 3. С. 3-9.
4. Чечель С. И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. № 4. С. 3-10.
5. Хайруллина Э. Р. Системная ориентация проектно-творческой деятельности на саморазвитие конкурентоспособности студентов, инженеров-технологов. Казань: Центр инновационных технологий, 2007.
Самылов П. В. Проектная деятельность как средство повышения качества профессиональной подготовки...
Государственная и муниципальная служба
References
1. Alushkin Ю. A., Samodurov A. A., Яnovskiy V. V. Adaptivnye modeli obrazovaniya // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2006. № 3. S. 153-167.
2. Polat E. S. Metod proektov na urokakh inostrannogo yazyka // Inostrannye yazyki v shkole. 2000. № 2. S. 3-10.
3. Polat E. S. Metod proektov na urokakh inostrannogo yazyka // Inostrannye yazyki v shkole. 2000. № 3. S. 3-9.
4. Chechel S. I. Metod proektov: sub'ektivnaya i ob'ektivnaya otsenka rezultatov ili popytka izbavit uchitelya ot obyazannostey vseznayuschego orakula // Direktor shkoly. 1998. № 4. S. 3-10.
5. Khayrullina E. R. Sistemnaya orientatsiya proektno-tvorcheskoy deyatelnosti na samorazvitie konkurentosposobnosti studentov inzhenerov-tekhnologov. Kazan: Tsentr innovatsionnykh tekhno-logiy, 2007.