А. А. Бойцова
(г. Гатчина)
Проектная деятельность как средство интеграции
ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА В ШКОЛЕ
Статья посвящена развитию интегративных знаний в проектной деятельности. Особое внимание уделено модели организации проектной деятельности школьников в условиях интеграции естественнонаучных дисциплин в современной школе
В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения для школы значительное внимание уделено формированию метапредметных компетенций. Не вызывает сомнения важность развития метапредметных умений для обеспечения успешности образования и дальнейшей жизнедеятельности школьников. Тем не менее настораживает тенденция, которая уже складывается в школе: отсутствие современных технологий формирования метапредметных компетенций непосредственно при изучении отдельного предмета. В основном внимание уделяется внеурочной деятельности учащихся. Наше исследование показало, что формирование метапредметных умений школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов (ФГОС основного общего образования] наиболее эффективно при включении обучающихся в проектную деятельность.
Проектная деятельность является элементом культуры человека в информационном обществе. Квалифицированный специалист, прежде чем решать производственную конкретную задачу, должен проектировать и прогнозировать алгоритм достижения результата.
Проектная деятельность направлена на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практике, что создает условия для развития интеллектуальных умений обучающихся. Через проектную деятельность можно сформировать умение применять теоретические знания в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Проектная деятельность приближает процесс обучения к жизни, выпускник школы получит возможность научиться: планировать и выполнять учебное исследование, учебный
проект, использовать такие методы и приемы, как моделирование, абстрагирование, развитие логического мышления, коммуникативных способностей, осознавать ответственность за достоверность полученных знаний, качество выполненного проекта [3-5].
Наиболее успешно проектная деятельность осуществляется в условиях интеграции учебных дисциплин, позволяющей получить новое качество образования. Ученые, изучающие проблему интеграции, обращают внимание на сложность этого явления. Это объясняется тем, что в основе сложившейся системы обучения лежит содержание образования в виде учебных предметов, построенных на науках, разграниченно изучающих мир. Предметное разграничение облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает отрывочное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру. Так возникает потребность на уровне обучения в объединении знаний из разных наук об одних и тех же объектах действительности, то есть потребность в интегрированном изучении учебных дисциплин. Процесс обучения должен быть построен так, чтобы разграничить между собой отдельные предметы и одновременно интегрировать в сознании схожие и родственные понятия, тем самым внося ясность в наше понимание картины мира [5].
Интеграция характеризуется как процесс установления связей между информацией, знаниями, науками, обеспечение их целостности, охватывающей все компоненты в их единстве [3-5, 10]. Интеграция предполагает:
- рассмотрение любых явлений с различных точек зрения;
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (37) 2013
185
- развитие умений применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;
- формирование способности проводить творческие исследования [3].
Интегративный процесс предусматривает планирование специальных занятий по темам, общим для нескольких предметов, которые могут проводиться разными педагогами. Наиболее успешно проектная деятельность осуществляется в условиях интеграции учебных дисциплин, позволяющих получить новое качество образования. Организация интегративного обучения на практике часто осуществляется на учебных занятиях, объединяющих в себе одновременно изучение нескольких дисциплин. На таком уроке всегда выделяется учебный материал ведущей дисциплины.
Интегративные занятия (игры, викторины], игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности [6-9].
В процессе интегрированного преподавания решаются следующие проблемы:
- согласованность изучения смежных учебных дисциплин;
- ликвидация затрат времени на дублирование одних и тех же вопросов в программах разных учебных предметов;
- единство в интерпретации общих научных понятий, преемственность в их раскрытии на различных этапах обучения;
- перенос знаний и умений, полученных при изучении одних учебных предметов, на изучение других;
- реализация единого подхода к выработке у учащихся метапредметных умений и навыков;
- раскрытие взаимосвязей явлений, изучаемых на уроках по различным предметам;
- показ общности методов исследования, применяемых в различных науках [6-8].
Интеграция информатики и предметов естественнонаучного цикла особенно эффективна в условиях организации проектной деятельности. При построении проектной деятельности на уроках естественнонаучного цикла важно учесть, что тема проекта должна быть интересна для учащихся, должна опираться на их учебный и жизненный опыт: в основу осмысления естественнонаучной кар-
тины мира положены взаимосвязь физических, химических, экологических, биологических процессов, моделирующие естественные, природные и учебно-познавательные явления и ситуации.
Нами построена модель организации проектной деятельности учащихся, основанная на идеях интеграции знаний. Данная модель включает компоненты: целевой - развитие метапредметной деятельности, научных основ проектирования интегративных процессов, содержательно-деятельностный компонент как совокупность учебных дисциплин и проектных технологий их реализации, результативный компонент как развитие у ученика различных форм интегративной и проектировочной компетентности (см. рис.].
Таким образом, интеграция осуществляется на этапе педагогических целей (ориентация на такие исследовательские качества личности, как активность, самостоятельность, креативность], на этапе проектирования содержания обучения (интегрированные программы, учебные курсы], на этапе различных форм деятельности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты], на этапе использования педагогических технологий (вариативность интегрированных форм и методов педагогического воздействия].
Исследование позволило раскрыть образовательно-развивающий потенциал интеграции предметов в ходе проектной деятельности: соответствие современному уровню научных представлений о мире; возможность развернуть перед учеником многомерную естественнонаучную картину мира в динамике; стимул к поиску новых методических видов взаимодействий с учеником, соответствующих принципам интегративного подхода; слияние усилий разных учителей-предметни-ков в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотивации обучаемых; уменьшение перегрузки в учебном процессе; получение качественно нового педагогического результата. В сознании учеников формируется естественнонаучная картина мира, они применяют свои знания в жизни, потому что знания легче раскрывают свой прикладной характер. Учитель по-новому видит и открывает свой предмет, лучше осознавая его соотношение с другими науками.
Целеполагание
£
Развитие интеграции метапредметной деятельности школьников
Научно-методологические
основы
-К
-і/
1. Концепции личностного роста (развития) человека.
2. Понятие интеграции
и интеграционных процессов.
3. Проектный подход, сущность, структура.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт.
V
Содержательно-деятельностный компонент
V V V _ V
Интеграция Содержание Новые типы учебных Управление
знаний исследователь- занятий: проектной
(физика, ских проектов - мотивационно- деятельностью
математика, (экологический, установочный, (урочная,
информатика, культурологи- - базово-формирующий, внеурочная)
ИКТ, химия) ческий и др.) - практикоориентированное практическое занятие, - исследовательско-аналитический, - презентационный
Результативный компонент
Качество Развитие Развитие аналитико- Социальная
базового у обучающихся проектировочной активность и
образования интегративной компетентности внеурочная
(ФГОС). компетентности деятельность
Рис. Интегративная модель организации проектной деятельности. ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (37] 2013 -----------------------------------------
Преимущества интегративного подхода перед традиционным очевидны. Можно создать хорошие условия для развития разных интеллектуальных метапредметных умений учащихся, выйти на формирование широкого синергетического мышления, научить приме-
нять теоретические знания в жизни, в конкретных профессиональных и научных ситуациях. Интегративный подход к обучению приближает процесс обучения к жизни, нату-рализирует его, оживляет духом современности, наполняет смыслами.
Литература
1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам: Физика. Математика. Информатика и ИКТ. -М.: Просвещение, 2010.
2. Федеральный закон об образовании от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании // Народное образование. - 2001. - № 1. -С. 161-165.
4. Бородай А. А. Уроки на интегративной основе: Методическая разработка. - Днепропетровск, 2004.
5. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике : моногр. - Екатеринбург : Гос. инж.-проект. ин-т, 1994. - 152 с.
6. Данилюк А. Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. - 1998. - № 2. - С. 8.
7. Стрелкова И. Л. Теоретическая основа понятия «интеграция» // Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Ч. 3. Интегративное образование : методич. материалы. - Ярославль, 2005. - С. 3-8.
8. Боярчук В. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. -Вологда, 1988. - 202 с.
9. Головинская Е., Лазарев Д. Опыт ведения интегрированного курса естественных наук // Перспективы. - 1986. - №8. -С. 25-28.
10. Груздева Н. В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования) // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования : [сб. ст.] / Санкт-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства ; [под ред. И. Ю. Алексашиной]. - СПб. : Крисмас+, 1996. -С. 70-80.
11. Данилюк А. Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. - 1997. - №4. - С. 24-28.
12. Ушинский К. Д. Избранные педагогические труды : в 8-ми т. - Т. 6. - М.: Педагогика, 1978. - 508 с.
13. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб. пособие для педагогич. учеб. завед. / под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -3-е изд., испр. и доп. - М. : ТЦ «Сфера», 2009. - 490 с.