- рекомендации руководителей организаций, в которых студенты проходили практику;
- документы, отражающие участие выпускника в различных конференциях, конкурсах, олимпиадах;
- наличие сертификатов о прохождении дополнительных профессиональных курсов или дипломов о втором образовании.
Такой подход позволяет повысить качество профессионального образования, максимально приблизив квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда.
Список литературы:
1. Иванов Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? / Отв. ред. Л.Е. Курнешова // Компетенции и компетентност-ный подход в современном образовании. Серия «Оценка качества образования». - М.: Моск. центр качества образования, 2008. - С. 3-56.
2. Двуличанская Н.Н., Тупикин Е.И. Теория и практика непрерывной общеобразовательной естественно-научной подготовки в системе «колледж-вуз» (на примере химии): монография. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 254 с.
3. Коврижкина Л.Н. Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций студентов ВУЗа при обучении естественнонаучным дисциплинам // Вестник Южно-Уральского профессионального института. - 2012. - № 2 (8).
4. Коврижкина Л.Н. Использование интерактивных методов обучения и практико-ориентированного обучения в высшем учебном заведении как способ формирования ключевых компетенций / ред. А.А. Якушев, А.В. Дубыни-на; ФГБОУ ВПО Челябинский филиал Финансового университета при Правительстве РФ // Инновационное развитие экономики и образования на современном этапе развития России: коллективная монография. - Челябинск:, 2013. - С. 318-332.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
© Косолапенкова О.Н.*
Митрофановская средняя общеобразовательная школа, Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка
Какие преимущества несет с собой компетентностный подход в образовании для ученика и учителя? Что нужно изменить учителям в
* Учитель географии, директор школы, Почетный работник общего образования.
своей деятельности? Автор статьи отвечает на эти вопросы, используя свою практическую деятельность. Основным для компетентностного подхода в образовании является понятие «компетенция». Формирование одной из ключевых компетенций - проблемной, рассмотрено через проектную деятельность на примере опыта работы учителя географии О.Н. Косолапенковой.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, ключевые компетенции, проблемная компетенция, технология проблемного обучения, проектная деятельность, практико-ориентированные проекты, результативность.
Русские зодчие ставили школы как подарки родной природе. Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, украшающее определенное место. Поэтому для меня школа - храм, храм науки, наш - дом. Она сохраняет в себе тепло и добро тех, кто здесь работал и работает сейчас, кто здесь учился и сейчас учится. Школа - место, где дети не только учатся. Они здесь живут. Ведь мир детства - это особенный мир. Все дети талантливы и любознательны. Хочется, чтобы они жили в мире красоты, творчества и любви, чтобы их жизнь была насыщенной интересными событиями, чтобы обучение приносило удовлетворение, чтобы ребенок шел в школу и на урок с радостью.
На мой взгляд, учителя географии, директора школы, успех порождает успех, при исполнении трех составляющих:
- понимания современного содержания учебного процесса;
- желания и способность учеников учиться;
- построения развивающего взаимодействия.
Все это побудило изменить отношение к организации образовательного процесса в урочное и внеурочное время, изучить и использовать новые развивающие образовательные технологии, развивающие образовательные программы, корректировать цели обучения в соответствии с требованиями ФГОС и запросами учащихся, родителей, учить школьников использовать полученные знания на практике наиболее эффективно.
Этому способствует компетентностный подход в образовании рамках внедрения в нашей школе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с 2010 года и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 2013 года. Компетентностный подход помогает научить ребенка применять знания и умения в различных ситуациях, в первую очередь уметь действовать в ситуациях неопределенности, постоянно повторяющихся в жизни. Привлекательность компетентностного подхода видна в том, что он имеет очень практическую направленность. В его рамках конечная цель всякого обучения состоит в том, чтобы выпускник освоил такие формы поведения, и приобрел такой набор знаний, умений и личностных характеристик, кото-
рый позволит ему успешно осуществлять ту деятельность, которой он планирует заниматься, то есть - овладел набором необходимых для этого компетенций. Исходя из того, что компетенция, это опыт + практика, хотелось бы познакомить с результатами применения в моей работе одного из методов формирования проблемной компетенции. Технология проблемного обучения - важное средство формирования проблемной компетенции. Это связано с тем, что учащихся необходимо обучать решению проблем не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности.
Проблемное обучение делает процесс познания интересным, стимулирует мотивацию, создает творческую среду для становления и развития способностей детей. Проектная деятельность связанна с решением учащимися творческой, исследовательской задачи. Участвуя в проектной деятельности, школьники узнают много новой интересной и познавательной информации, учатся ориентироваться в обилии информационных источников, выделять главное и второстепенное, критически оценивать источники информации. Таким образом, благодаря выполнению проекта у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы, формируется определённая система взглядов и убеждений, то есть мировоззрение. Существенную роль в данном случае играют проекты различной направленности. Поэтому формирование проблемной компетенции реализую через создание с учащимися практико-ориентированных проектов. В результате сегодня можно говорить о сложившемся бренде школы - ландшафте школьного двора.
Темы проектной деятельности школьников связаны с вопросами ландшафтного дизайна территории школьного двора. Вовлечение ребят в выполнение проектных работ такого типа обеспечивает расширение кругозора учащихся, способствует проявлению активности и инициативности ребят, даёт возможность продемонстрировать свои способности.
Современное здание и территория нашего школьного двора занимает значительную территорию - 4 га. Территория школьного двора распределена по функциональным зонам, в которых школьники могут проводить общественные мероприятия, спортивные занятия, организовать досуг учащихся. Значительную часть школьного двора занимают участки, призванные создать эстетический вид всей школьной территории. К ним относятся цветочные клумбы, газоны, ландшафтные гравийные композиции, малые архитектурные формы, входные группы и тематические композиции. По результатам работы в данном направлении ребятами были выполнены и реализованы практико-ориентированные большие проекты по ландшафтному дизайну школьного двора на темы: «Мечты реально воплощенье», «Творится мудрость здесь и красота», «Полёт души - есть вдохновенье и воплощение мечты». Этому способствовала система мероприятий, ставшая важным условием в формировании проблемной компетенции учащихся и привлечении их к практически значимой деятельности:
1. Конкурсы на лучшие детские проекты по озеленению территории школьного двора.
2. Декоративное оформление главного входа в здание школы композициями из контейнерных растений.
3. Посадка и уход за посевами газонной травы и цветочных композиций на территории школы.
4. Посадка многолетних и однолетних цветочно-декоративных культур на цветочных клумбах.
5. Посадка и уход за растениями школьного розария.
6. Внедрение в практику детских мини - проектов по благоустройству цветочных клумб композициями из щебня, песка и поликарбоната.
7. Посадка живой изгороди по периметру школы из древесных культур (березы, клены, катальпы, каштаны, зеленые и голубые ели, можжевельник).
8. Посадка и уход за живой зеленой изгородью из кизильника черноплодного по периметру цветочных клумб и газонов.
9. Выращивание рассады петуньи в школьной теплице.
10. Уход за плодовыми деревьями сада.
Составление учебных проектов позволяет учащимся работать самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, направлена на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
В результате на территории школьного двора произрастает 450 кустов роз, 1200 кустарников, 120 деревьев. Ежегодно высаживается 4500 штук рассады петуньи и других цветов, выращенных в здании школы. Созданы гравийные цветные композиции: «Бабочка», «Ромашки», «Божья коровка на веточке», «Круги», «Солнечные круги».
К видам проектной деятельности относятся и исследовательские проекты, которые учащиеся разрабатывают и защищают благодаря сотрудничеству школы с НИИ Центрально-Черноземной полосы имени В.В. Докучаева, опытное поле которого находится в нашем селе. Основным содержанием является опытническая работа. Под руководством научных сотрудников учащиеся занимаются экологическим сортоиспытанием зерновых культур. Ученики получают определенные умения и навыки по выращиванию культурных растений, проводят опыты по сорной растительности злаковых культур. Такими опытами являются: выявление и распознавание типичных сорных культур на злаковых культурах, применение на практике различных способов борьбы с сорными растениями, выявление и определение типичных вредителей зерновых культур на опытных делянках, определение признаков и степени поврежденности вредителями зерновых культур на опытных делянках, применение на практике, применение на практике различных спо-
собов борьбы с вредителями опытных делянок, изучение влияния минеральных удобрений на рост и развитие зерновых культур, фенологические наблюдения за ростом и развитием озимых зерновых культур.
Результаты проектной деятельности обучающихся получили высокую оценку на конференциях, слетах, конкурсах различного уровня. Проекты ребят стали победителями и лауреатами на международных конкурсах, конференциях: «Инновации в современной науке», «Инновационные технологии XXI века», «Моя педагогическая профессия», «Зажги свою звезду».
Достижения на всероссийском уровне: «Качественное образование - будущее нации», «Конкурс междисциплинарных проектов и программ по экологическому образованию и просвещению», награждены золотой медалью «Элита российского образования». Обмен опытом по организации деятельности учебно-опытных ученических производственных бригад - на Всероссийской научно-практической конференции в г. Ставрополь в 2010 г., медаль ВВЦ ВДНХ «Юннат - 2008».
Областные: «Гражданин Воронежского края - гражданин России» в номинации «Благоустройство территории», «Ландшафтный дизайн - среда обитания людей», Акция «Цвети Земля!», «Мир заповедной природы» «Моя малая родина: природа, культура, этнос», «Юннат - ежегодно» «Зеленая планета - 2012», «Юные исследователи природы - родному краю» в номинации «Молодое село», «Золотой Лев 2011» в номинации «Социальный проект», «Детский Золотой Фонд», областной слет профессионального мастерства ученических производственных бригад в номинации «Полеводы», «Юные исследователи окружающей среды», «От любви к природе к культуре природопользования».
Проектная работа дает возможность ученикам проявить себя, я не ограничиваем в выборе темы исследования, выявляю одаренных учащихся, их таланты. Моя цель - подготовка выпускника умеющего мыслить самостоятельно, принимать нестандартные решения, отвечать и защищать свои действия, свои выводы.
Исследовательская деятельность с ученической скамьи помогает воспитать выпускника интеллигентного и образованного, является важным фактором при подготовке в ВУЗ, в выборе профессии. Выигрывает выпускник, так как он приобретает знания навыки, которые пригодятся всю жизнь, в какой отрасли он бы не работал: это самостоятельность суждений, умения концентрироваться, постоянно обогащать свои запас знаний, умение целенаправленно и вдумчиво работать.
Общество получает достойного гражданина, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним.
Выпускники отмечают: «Я открываю мир для себя и себя в этом мире, приобретаю компетенции: участвую в экспериментах и исследованиях, ра-
ботаю с интерактивными ресурсами, умею общаться и сотрудничать. Школа даёт мне выбор, который поможет стать успешным!» Хотелось бы воспитать такого ученика, который бы сказал: «Я умею и хочу учиться».
Нам повезло: наверное, нет школы лучше, Но славу ей приносит ученик, И педагог, что с инновациями дружит, Чей труд так сразу незаметен, но велик!
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
© Лановенко А.О.*
Винницкий государственный педагогический университет, Украина, г. Винница
В данной статье проанализировано понятие компетентность, определены компонентный состав (мировоззренческие (общекультурные) компетенции, социально-личностные компетенции, гностические (общеучебные) и познавательные компетентности, информационно-коммуникационные компетентности, профессионально-трудовые компетенции, компетентности самоусовершенствования и показатели ключевых ком-петентностей будущих учителей гуманитарных специальностей.
Ключевые слова: учитель, гуманитарные специальности, компетентность, ключевые компетентности.
Смена парадигмы образования в последние годы ставит перед высшей школой требование совершенствования подготовки будущих учителей, становления их как профессионалов, педагогически компетентных, способных использовать инновационные формы, средства и методы обучения. Применение ИКТ в учебном процессе позволит повысить содержательную емкость и эффективность обучения. Кроме того, поможет будущему педагогу проводить интегрированные уроки из любой дисциплины.
Таким образом, компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в условиях переменной социально-экономической действительности.
Анализ предыдущих исследований свидетельствует, что проблемой компетентностного подхода занимались такие ученые: В. Болотов, П. Бех, А. Бигич, Д. Иванов, И. Зимняя, Е. Зеер, А. Лебедева, А. Овчарук, А. Пометун,
* Аспирант.