Научная статья на тему 'Проектировочная компетенция офицера-преподавателя: структурно-содержательные характеристики'

Проектировочная компетенция офицера-преподавателя: структурно-содержательные характеристики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектировочная компетенция офицера-преподавателя / методологические подходы к исследованию проектировочной компетенции / структурно-содержательные характеристики проектировочной компетенции / уровни проявления проектировочной компетенции / design competence officer teacher / methodological approaches to the study of the design competences / the structural characteristics of design competence / levels of existence of design competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овод Владимир Васильевич

В статье на основе анализа актуальной научной литературы, обобщения собственного опыта работы формулируется авторское определение проектировочной компетенции офицера-преподавателя. Проектировочная компетенция офицера-преподавателя рассматривается как сложное структурное образование, в содержание которой входят знание содержания компетенции; готовность к проявлению компетенции; отношение к содержанию компетенции и объекту приложения; опыт проявления компетенции в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях. Выявлены и содержательно описаны основные группы умений проектировочной компетенции офицера-преподавателя военного вуза и уровни их проявления. Обозначены направления дальнейшего научного поиска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGN COMPETENCE OF THE OFFICER-TEACHER: STRUCTURAL AND SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS

The article based on the analysis of relevant scientific literature, summarizing their own work experience formulated a definition of the design competence of an officer of the teacher. The design competence of an officer of the teacher is seen as a complex structural formation, the content of which includes content knowledge competence; the willingness to exercise competence; the relevant to the content of the competence and the application object; the experience of manifestation of competence in a variety of standard and nonstandard situations. Identified and content describes the main groups of skills and design competence of an officer of the military high school teacher and the levels of their manifestation. Outlines directions for future research.

Текст научной работы на тему «Проектировочная компетенция офицера-преподавателя: структурно-содержательные характеристики»

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

УДК 378.046.4

ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОФИЦЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

В.В. Овод

Аннотация. В статье на основе анализа актуальной научной литературы, обобщения собственного опыта работы формулируется авторское определение проектировочной компетенции офицера-преподавателя. Проектировочная компетенция офицера-преподавателя рассматривается как сложное структурное образование, в содержание которой входят знание содержания компетенции; готовность к проявлению компетенции; отношение к содержанию компетенции и объекту приложения; опыт проявления компетенции в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях. Выявлены и содержательно описаны основные группы умений проектировочной компетенции офицера-преподавателя военного вуза и уровни их проявления. Обозначены направления дальнейшего научного поиска.

Ключевые слова: проектировочная компетенция офицера-преподавателя, методологические подходы к исследованию проектировочной компетенции, структурно-содержательные характеристики проектировочной компетенции, уровни проявления проектировочной компетенции.

THE DESIGN COMPETENCE OF THE OFFICER-TEACHER:

STRUCTURAL AND SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS

V. Ovod

Abstract. The article based on the analysis of relevant scientific literature, summarizing their own work experience formulated a definition of the design competence of an officer of the teacher. The design competence of an officer of the teacher is seen as a complex structural formation, the content of which includes content knowledge competence; the willingness to exercise competence; the relevant to the content of the competence and the application object; the experience of manifestation of competence in a variety of standard and nonstandard situations. Identified and content describes the main groups of skills and design competence of an officer of the military high school teacher and the levels of their manifestation. Outlines directions for future research.

Keywords: design competence officer teacher, methodological approaches to the study of the design competences, the structural characteristics of design competence, levels of existence of design competence.

Совершенствование качества

профессионально-педагогической подготовки офицера-преподавателя акцентирует внимание на рассмотрение обучения военнослужащих как специального процесса (обеспечение высокой постоянной боевой готовности офицеров), как сложного социального и педагогического процесса, успешная реализация основных функций которого (обучающая, воспитательная, развивающая, научно-исследовательская) в значительной степени обусловлена способностью

преподавателя проектировать оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разрабатывать программы их достижения с гарантированным эффектом (Т.М. Давыденко, ПИ. Третьяков, Т.И. Шамова, Г.М. Шибанова и др.) [10].

Острота проблемы проектирования

собственной профессионально-педагогической деятельности, учебно-профессиональной

деятельности курсантов, обучения их

проектированию будущей профессиональной

деятельности заключается в том, что многие преподаватели военно-учебных заведений вышли из числа офицеров, имеющих военное образование, но не имеющих опыта педагогического образования и опыта педагогической деятельности (А.В.

Барабанщиков, А.К. Быков, В.П. Врачинский, С.П. Желтобрюх, В.Б. Кочергин, М.В. Петровская, С.Ф.Сердюк и др.) [2, 5, 8, 9].

Проблема исследования проектировочной компетенции офицера-преподавателя

осложняется тем, что, с одной стороны, понятие «компетенция» имеет множественную интерпретацию в научной литературе и единый подход к ее определению все еще не сформирован (В.И. Байденко, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.Е. Шишов и др.), с другой, отсутствием должной интерпретации феномена «проектировочная компетенция преподавателя», включая офицера-

преподавателя военного вуза, несмотря на то, что термин уже активно используется в педагогической, психологической и

42

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

акмеологической литературе, в авторитетных справочных источниках [6].

Мы разделяем научную позицию большинства авторов и рассматриваем профессиональную компетентность офицера-преподавателя как системное понятие, а проектировочную компетенцию - как ее важную профессионально обусловленную составляющую [1]. При этом мы руководствуемся определением компетенции в Глоссарии терминов ЕФО как способности специалиста делать что-либо хорошо или эффективно; как способности выполнять особые трудовые функции.Проектировочная компетенция офицера-преподавателя, как любая компетенция, рассмотрена нами как сложное структурное образование, в содержание которой входят такие компоненты, как: а) знание содержания компетенции; б) готовность к проявлению компетенции; в) отношение к содержанию компетенции и объекту приложения; г) опыт проявления компетенции в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях [6].

Проектирование процесса обучения военнослужащих - целенаправленная

деятельность по моделированию

представлений о будущей деятельности, ее конечном результате и последствиях (З.А. Гаджимагомедова); это также умение офицера-преподавателя предвосхищать, предвидеть возможные последствия решения

педагогических задач (Н.В. Кузьмина);

способность «промысливать» то, что должно быть (И.А. Колесникова); индивидуальная творческая деятельность по созданию педагогических технологий (Н.Н. Суртаева); интеллектуальное, ценностное,

информационное предопределение условий,

способных направлять развитие

преобразуемых объектов (В.Е. Радионов) [4,

7].

В настоящем исследовании

проектировочную компетенцию мы рассматриваем как уровень владения

офицером-преподавателем знаниями,

умениями, навыками прогнозирования

параметров эффективности военнообразовательного процесса, моделирования условий и планирования системы его содержательно-технологического обеспечения.

Основанием формирования более целостного представления о сущности проектировочной компетенции офицера-преподавателя, ее компонентах, показателях и уровнях, а также о закономерностях ее

развития послужили систематизированныев тему исследования методологические подходы: системный, деятельностный,

компетентностный, акмеологический.

Основываясь на ведущих идеях системного подхода (В.А. Барабанщиков, В.П. Беспалько, Л.Ф. Ломов и другие), проектировочная компетенция офицера-преподавателя

рассмотрена как системное

многофункциональное образование,

интегрирующее совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, представляющих собой единое целое, имеющее многоуровневую организацию, находящуюся в динамике, развитии и детерминированную различного рода факторами и условиями и, в первую очередь, активностью самого преподавателя. С позиций деятельностного подхода учебно-профессиональная деятельность офицера-преподавателя рассмотрена нами как основа, средство и решающее условие изменения, развития и преобразования его личности - его ценностей, компетенций, качеств и др. (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.).

Основные идеи компетентностного

подхода указали, что проектировочная компетенция, включает когнитивную,

операционально-технологическую, поведенческую составляющие (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.И. Байденко и др). Акмеологический подход позволяет ориентировать изучаемый процесс на

приоритет прогрессивного личностнопрофессионального развития и достижений преподавателя; на выявление и учет факторов и условий его успешности; на рассмотрение потенциала личности преподавателя как системы постоянно пополняемых и возобновляемых ресурсов (А.А. Бодалев, А.А.Деркач, Н.А. Коваль, Н.В. Кузьмина, Е.В. Селезнева и др.).

Общим основанием для исследования структурно-содержательных, функциональных характеристик проектировочной компетенции офицера-преподавателя военного вуза послужили работы, которые вносят весомый вклад в разработку теории педагогического проектирования, в определение его сущности, особенностей, критериев эффективности (В.П. Беспалько, В.И.Генецинский, Е.С. Заир-Бек, И.И. Ильясов, И.А. Колесникова, Н.В.Кузьмина, В.М. Монахов, В.А. Сластенин, Л.А. Филимонюк и др.).

Особо значимыми явились направления, связанные с изучением проектирования

43

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

педагогического процесса (В.П. Беспалько,

В.И. Генецинский, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, Н.В. Матяш и др.); посвященные вопросам проектирования учебного предмета (И.И. Ильясов, З.А. Гаджимагомедова, Н.В.Матяш и др.); затрагивающие проблемы подготовки педагогов к проектной деятельности (А.А. Баранов, И.А. Колесникова, В.М. Монахов и др.).

Вопросы, касающиеся процесса

формирования и совершенствования как

педагогической, так и конкретно

проектировочной компетенции офицера-преподавателя военного вуза, в имеющихся исследованиях не ставятся.

Результаты анализа теоретических

исследований позволяют утверждать, что проектировочная компетенция не является естественным новообразованием, которое возникает само по себе и успешно формируется в процессе выполнения проектировочной деятельности, как

метадеятельности, в динамике - «от

проектировочной деятельности к

проектировочной компетенции» (Н.И. Вьюнова) [3].

На основе вышеизложенного с учетом анализа актуальной педагогической, психологической литературы и результатов эмпирических исследований нами выделены три основные группы умений

проектировочной компетенции офицера-преподавателя военного вуза: проективно-

аналитические, проективно-моделирующие и проективно-организационные.

Специфика выявленных умений такова, что в каждом умении выделяется действие, обладающее особым потенциалом в отношении функционирования и развития всей системы проектировочной компетенции офицера-преподавателя. Соответственно

владение им данными действиями выступает ведущей характеристикой уровня развития его проектировочной компетенции.

К конкретным умениям проектировочной компетенции мы относим:

- проективно-аналитические умения интегрируют: умение диагностично ставить цели, переводить их и содержание обучения в конкретные педагогические задачи; умение определять тип занятия в соответствии с его целями; умение анализировать и отбирать содержание учебного материала;

- проективно-моделирующие умения

проявляются в: умении моделировать и

выбирать целесообразные виды деятельности субъектов образовательного процесса (обучения, воспитания, развития); умении проектировать и разрабатывать содержание занятия с учетом войскового опыта, логичную структуру содержания учебного материала; умении моделировать и определять основные условия достижения целей;

- проективно-организационные умения

включают: умение проектировать и

организовывать оптимальное сочетание содержания, форм, методов и средств обучения; умение организовывать систему контроля обучения; умение проектировать и организовывать сотрудничество всех субъектов военно-образовательного процесса.

На основе систематизации и обобщения количественных и качественных проявлений показателей проективных умений были выделены группы преподавателей с различными уровнями их сформированности, что позволило обозначить следующие уровни реализации проектировочной компетенции:

- профессионально-адаптивный;

- профессионально-репродуктивный;

- профессионально-технологический;

- профессионально-творческий.

Дальнейший научный поиск будет

направлен на построение и апробацию педагогической модели формирования проектировочной компетенции офицера-преподавателя в условиях внутривузовского повышения квалификации.

Литература:

1. Абдалина Л.В. Профессионализм педагога:

психолого-акмеологическая модель развития в системе повышения квалификации: учебное

пособие. - Воронеж: ЦНТИ, 2010. - 208 с.

2. Барабанщиков А.В. Основы военной психологии и педагогики: учебное пособие для студ. пед. институтов / А.В. Барабанщиков и др. -М., 1988. - 271 с.

3. Вьюнова Н.И. От проектировочной деятельности - к проектировочной компетентности преподавателя вуза / Н.И. Вьюнова //

Преподаватель высшей школы: от

проектировочной деятельности - к проектировочной компетентности. - Воронеж, 2014. - С. 3-7.

4. Гаджимагомедова З.А. Формирование проектных умений будущего учителя: дисс. ... канд.пед.наук. - Махачкала, 2005. - 191 с.

5. Желтобрюх С.П. Профессиональнопедагогическая подготовка преподавателей военноучебного заведения, http://www.km.ru/referats /82959D83A9804E33A3086AF1BA3D5A18

44

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

как результативно-целевая основа

компетентностного подхода в образовании: авторская версия / И.А.Зимняя. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -40 с.

7. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская //Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

8. Кочергин В.Б. Развитие педагогической культуры военного преподавателя в условиях внутривузовского повышения квалификации: дисс. ...канд.пед.наук. - Воронеж, 2010. - 259 с.

9. Петровская М.В. Профессионализм

преподавателя военного вуза как

междисциплинарный феномен/ М.В. Петровская, Ю.Ф. Семоненко, В.В. Овод // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 3.2. - С. 103-108.

10. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова // Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 384 с.

References:

1. Abdalina L.V. Professionalizm pedagoga: psihologo-akmeologicheskaja model' razvitija v sisteme povyshenija kvalifikacii: uchebnoe posobie. -Voronezh: CNTI, 2010. - 208 s.

2. Barabanshhikov A.V. Osnovy voennoj psihologii i pedagogiki: uchebnoe posobie dlja stud. ped. institutov / A.V. Barabanshhikov i dr. - M., 1988. - 271 s.

3. V'junova N.I. Ot proektirovochnoj dejatel'nosti - k proektirovochnoj kompetentnosti prepodavatelja vuza / N.I. V'junova // Prepodavatel' vysshej shkoly: ot proektirovochnoj dejatel'nosti - k proektirovochnoj kompetentnosti. - Voronezh, 2014. -S. 3-7.

4. Gadzhimagomedova Z.A. Formirovanie proektnyh umenij budushhego uchitelja: diss. ... kand.ped.nauk. - Mahachkala, 2005. - 191 s.

5. Zheltobrjuh S.P. Professional'no-pedagogicheskaja podgotovka prepodavatelej voenno-uchebnogo zavedenija, http://www.km.ru/referats/ 82959D83A9804E33A3086AF1BA3D5A18

6. Zimnjaja I.A. Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii: avtorskaja versija / I.A. Zimnjaja. - M.: Issled. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. - 40 s.

7. Kolesnikova I.A. Pedagogicheskoe proektirovanie : ucheb. posobie dlja vyssh. ucheb. zavedenij / I.A. Kolesnikova, M.P. Gorchakova-Sibirskaja // Pod red. I.A. Kolesnikovoj. - M.: Akademija, 2005. - 288 s.

8. Kochergin V.B. Razvitie pedagogicheskoj kul'tury voennogo prepodavatelja v uslovijah vnutrivuzovskogo povyshenija kvalifikacii: diss. ... kand.ped.nauk. - Voronezh, 2010. - 259 s.

9. Petrovskaja M.V. Professionalizm prepodavatelja voennogo vuza kak mezhdisciplinarnyj fenomen / M.V. Petrovskaja, Ju.F. Semonenko, V.V. Ovod // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. - 2013. - T. 9. - № 3.2. -S. 103-108.

10. Shamova T.I. i dr. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami : ucheb.posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / T.I. Shamova, T.M. Davydenko, G.N. Shibanova // Pod red. T.I. Shamovoj. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. - 384 s.

Сведения об авторе:

Овод Владимир Васильевич (г. Воронеж, Россия), начальник кафедры организации боевого применения авиационных средств пораженияВоенного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», e-mail: mariana_g@mail .ru

Data about the author:

V. Ovod (Voronezh, Russia), head of Department of Organization of Combat Use of Air Weapons of Air Force Military Educational and Scientific Center “Air Force Academy named after professor N. Zhukovsky and Y. Gagarin”, e-mail: [email protected]

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.