О.Ю. Филатова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0110
O.Yu. Filatova
Проектирование жилых интерьерных пространств на кафедре Дизайна архитектурной среды МАРХИ
Design of residential interior spaces at the department Design of the architectural environment MARKHI
Ключевые слова: жилой интерьер, дизайн архитектурной среды, методика проектирования, мебель, оборудование, предмет.
Keywords: residential interior, design of the architectural environment, design technique, furniture, equipment, subject. Аннотация: Статья суммирует кафедральный опыт по проектированию жилых интерьеров (индивидуальное пространство для творчества, малогабаритная квартира, мини-хаус, трехкомнатная квартира и индивидуальный жилой дом) на начальных курсах обучения в МАРХИ. Описываемая методика проектирования и преподавания стремится ответить на актуальные запросы работодателей, среди которых фигурируют выпускники кафедры ДАС. Abstract: The article summarizes the department's experience in the design of residential interiors (individual space for creativity, a small-sized apartment, a mini-house, a three-room apartment and an individual residential building) in the initial courses of study at the Moscow Architectural Institute. The described design and teaching methodology seek to meet the current needs of employers, among which are graduates of the DAS department.
В связи с расширением инвестиционной активности в строительной отрасли и увеличением объемов ввода жилья для населения России и столицы архитекторы и дизайнеры сейчас востребованы на рынке труда. Как показывает статистика, за 2020 год спрос на квартиры в новостройках вырос в среднем на 5% в связи с ипотечными льготами, предоставляемыми на жилье в домах от застройщика, и большим количеством свободного времени на период пандемии. Динамика стоимости квадратного метра наиболее ликвидного жилья была значительно снижена относительно среднего и высокого ценового сегмента. А значит, количество запросов на интерьер жилого пространства средней и малой площади возрастает пропорционально темпу роста совершенных сделок.
Градационный рост уровня жизни горожан также провоцирует спрос на предметы-индикаторы, демонстрирующие причастность их обладателей к искусству и культуре на повседневной основе. Одним из маркеров утонченного вкуса потребителя является его решение
жилого пространства, а именно - обращение к услугам архитектора-дизайнера на этапе ремонта приобретенной квартиры в новостройке или модернизации устаревшего жилья. Компетентный подход к проектированию, реагирующий на актуальные тенденции, формируется во время профессионально-учебной деятельности, что соответствует высокому уровню образования и необходимости в нем. Последние новшества в сфере дизайна и достижения в области материалов находят отражение в ежегодных корректировках методических планов изучаемых предметов. Тем более, что проведенный опрос руководителей проектных бюро, среди которых немало выпускников кафедры ДАС МАРХИ прошлых лет, показывает, что они заинтересованы в профессионалах, которые специализируются на выполнении дизайн-проектов интерьеров квартир и индивидуальных домов, знают современные принципы и приемы организации жилых пространств в соответствии с заявляемым образом жизни требовательного или анонимного клиента. «Интерьер сегодня есть отдельная обширная
Таблица 1
Учебно-практические задания 1-2 курсов
1 курс 2 курс
1 семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр
АДП АНАЛИЗ «Мой выбор» - индивидуальное пространство для творчества Анализ творчества архитектора (планшет 700х2000) Знакомство с жилым комплексом «Эгодом» архитектора Сергея Скуратова (2018) Проект-копия дома мастера
ПРОЕКТ Моноблок (планшет 550х750) Проект мини-хауса 36-54 кв. м Дизайн-проект квартиры до 100 кв. м. Проект индивидуального жилого дома
ОПК АНАЛИЗ Анализ мастерской художника Мебельная фабрика (аналитический планшет 700х2000) Анализ творчества дизайнера в картинках в духе Чарльза и Рэй Имзов макет дома мастера (макет 1:100)
ПРОЕКТ Мономатериальный макет (м 1:10, моноблок) Проект «Домино» Проект и изготовление стула «Гибрид» Макет индивидуального жилого дома (м 1:50)
и самостоятельная сфера архитектурного искусства со своими установками, средствами и приемами проектной деятельности, которые не могут быть заменены принципами, средствами и технологиями других разделов "пространственного творчества"» [7, с. 256].
Одними из основных дисциплин кафедры «Дизайн архитектурной среды» на начальных курсах являются «Объемно-пространственная композиция» и «Архитектурно-дизайнерское проектирование». Программа курса наиболее приближена к реальной деятельности специалиста благодаря множеству практических заданий, основанных на сегодняшних реалиях в сфере дизайна и архитектуры.
Курс развивает базовые знания и навыки в макетировании, проектном черчении и архитектурной графике, в работе с обширным списком необходимых источников информации и самостоятельном развитии идеи до полноценного проекта. За период обучения студент от малых архитектурных форм и средовых объектов постепенно переходит к проектированию жилых помещений и предметов мебели, что предвосхищает работу над индивидуальным жилым домом в четвертом семестре, подводящем итог обучения в течение первых двух лет.
Каждый из блоков учебно-практических заданий, представленных в таблице, имеет определенную структуру:
1. Сбор информации и анализ с последующим выявлением тезисов.
2. Копирование произведений и проектов мастеров.
3. Проектирование аналогичного объекта или пространства на базе усвоенных навыков и принципов.
Такая технология, основанная на преемственности, позволяет избежать стандартных проектных решений, развивает идеи, заложенные признанными мастерами, и обеспечивает постепенное движение современной архитектуры в уже намеченном направлении. Будучи знаком с архитектурными традициями, студент способен самостоятельно формировать собственный почерк.
Подход к заимствованию принципов проектирования и их развитие в связи со схожими задачами и представлениями о взаимодействии человека со средой широко распространен в архитектурной практике. Например, идеи Луиса Баррагана, обладателя Прит-цкеровской премии, нашли свое продолжение в работах Рикардо Легорреты. Последователь архитектора продолжил автономно проектировать в рамках выработанной стилистики Баррагана и вывел ее на международный уровень, познакомив мир с новой мексиканской архитектурой.
Посредством изучения великих мастеров студенту необходимо «осознать исторические задачи, стоявшие перед архитектурно-художественной культурой своего времени и своей страны, использовать опыт поколений и воплотить эти задачи в точной и совершенной форме» [4, с. 359]. В этом заключаются принципиальные отличия профессионала от людей, ведущих практическую деятельность, не имея высшего образования. Обширная база заложенных знаний и выработанная
за годы обучения методика проектирования позволяют архитектору выйти за рамки традиционных решений в строительстве, утверждать собственные стандарты и принимать участие в формировании модных тенденций.
Открывает курс проект индивидуального пространства для творчества, вмещающий преставление о комфортной среде для работы творческого человека. Как первое прикосновение к проектированию, студент знакомится с эргономическими параметрами и моделирует различные ситуации в помещениях с точки зрения полученных знаний. Первая работа выполняется в традиционной ручной подаче на подрамнике 550х750 мм и сопровождается мономатериальным макетом. Строгость оформления планшета контрастирует с идейной моделью, где студент ограничен только габаритами и собственной фантазией. Помимо распространенных материалов, используемых в макетировании (таких как пенокартон, гипс и фанера), студенты используют оргстекло, бетон и ткани.
Рис. 1. Проект мини-хауса. АДП, 1 курс, 2 семестр
Рис. 2. Настольная игра «Домино». ОПК, 1 курс, 2 семестр
На выставке работ прошедшего этапа студенты и преподаватели подводят итоги, предвосхищая работу следующего семестра в соответствии с наработанными навыками и обнаруженными сложностями, которые потребуют дополнительного внимания.
Второй семестр приближает студента к будущему проектированию жилого дома в 600 кв. м: проводится анализ архитектора и проба пера на мини-хаусе - небольшом летнем доме не более 50 кв. м. на природе. Уникальные мастера, законодатели архитектурных течений двадцатого века, выбраны среди лауреатов Притцке-ровской премии, работы которых для студентов негласно являются образцом для подражания и источником вдохновения (рис. 1).
Чтобы приблизиться к пониманию формирования определенного стиля каждого из архитекторов и его типологию проектирования, студент изучает графику, предметы мебели, экспозиции, философию мастера, издания и многое другое. Малые площади заявленного проекта, призванные закрепить базовые принципы проектирования, позволяют впервые применить знания на практике и развить объемно-пространственное мышление. По итогу курса студент уже имеет опыт дизайна строений минимальных площадей и способен принимать участие в их проектировании и вне учебных рамок.
Одновременно с разработкой мини-хауса идет изучение продукции мебельных фабрик. Из предоставленного списка (Cassina, Baxter, Minotti, Alessi, Knoll, Flos и т.д.) студент выбирает одну для более детального анализа. В будущем каждый оформит планшет с широким визуальным рядом, напишет тезисы, формулирующие принципы работы производственной компании (которые также проявятся в настольных играх, реализованных студентами). Пункты анализа включают производство, ценовую политику, ведущих дизайнеров фирмы, культовые объекты (организацию их на открытом пространстве, в интерьере, на выставках и т.д.). Идет знакомство с местными дистрибьютерами с возможностью дальнейшего сотрудничества.
Для коллективного изучения студентам предлагается проанализировать по заданным критериям швейцарскую мебельную компанию Vitra, законодателя мод в сфере промышленного дизайна. Решение обусловлено высочайшим уровнем качества продукции, ее долговечностью, оригинальностью идей и колоссальным количеством эпохальных моделей, ставших иконами своего времени. Вне зависимости от стилевых и колористических предпочтений каждому студенту необходимо ознакомиться с культовыми предметами компаний (Lounge Chair & Ottoman, Plywood Group LCW, Coconut Chair, Heart Cone Chair и т.д.), без которых невозможно составить полное представление об истории промышленного дизайна последнего столетия. На базе проектирования и изготовления мебели создан средовой шедевр, развитие которого началось еще в 1980-х и продолжается до сих пор. Кампус Vitra, музей под открытым небом, вырос в Германии, каждое сооружение комплекса любовно спланировано ведущим архитектором того времени. Так, методика последовательного соединения дизайна
и архитектуры находит применение не только в процессе обучения, но и в производственной практике.
В плане занятий предусмотрены выезды к официальным представителям, включены ознакомительные лекции о производственных стандартах, дизайнерах и архитекторах, партнерствах, принципах. Но еще важнее испытать опыт тактильных ощущений габаритов, обивки, веса, мобильности, а порой акустических свойств объекта. Нестандартный формат оставляет яркое впечатление, знакомит с одним из возможных путей реализации студента после выпуска.
На занятиях представлена специальная литература: буклеты с международных выставок, книги и каталоги. Работа с материалами фиксируется в виде зарисовок с заметками, цитатами, тезисами на полях.
Как итог анализа фабрики создается проект в игровой форме - «Домино». Проработать дизайн настольной игры - комплексная задача, так как плоскостная композиция переходит в объем. Для костей необходимо отобрать семь лучших изображений, наиболее ярко проявляющих характер фабрики, и расположить их соответственно цифрам от 0 до 6. По согласованию с преподавателем возможно сделать аналогичную игру по типу дженга или лото. Одна из лучших работ группы - интерпретация ведущей мебельной компании Mi-notti, которая стала предметным выражением баланса традиций и следования моде, роскоши, сдержанности и комфорта. Вдохновленная дизайном стеллажа Dalton Chrome, серия выполняется из хромированного металла в сочетании с текстурой темного дерева. Безупречность в деталях как нельзя точно передает дух итальянской фабрики (рис. 2).
Одна из первых задач третьего семестра - спроектировать жилое пространство до 100 кв. м. В роли заказчика выступает сам студент, им и формулируются предпочтения и вкусы, которые требуется учесть при разработке проекта.
В преддверии сложного и комплексного проекта приглашенным практикующим дизайнером проводится лекция по интерьерным стилям от Египта до модерна. Помимо краткого экскурса в историю, который задает возможные пути решения своего интерьерного пространства, студент непосредственно узнает от успешного профессионала, какие темы актуальны в дизайне сейчас.
На подготовительном этапе проводится анализ представленных на рынке жилья новостроек, из которых были выбраны строящиеся комплексы от ведущих деве-лоперов: D1, «Река», «Символ», White Khamovniki и т.д. Изучение буклетов с планами этажей, развертками и визуализациями интерьеров формирует представление комплексного подхода к проекту и предпочтениям потенциального заказчика, а также знакомит с особенностями устройства многоквартирного дома (вентиляционные и лифтовые шахты, коммуникационные стояки, электрические щиты и т.д.).
В первую очередь составляется обмерный план квартиры студента, графически и идейно приближенный к реальным планам застройщика. Затем идет сравнение
двух ситуации и выявление преимуществ и недостатков, которые будут учтены при проектировании в следующем жилом пространстве.
Конкретная ситуация для проекта - жилой комплекс «Эгодом» (2015, бюро Sergey Skuratov Architects), расположенный в СВАО по адресу: Новоалексеевская, 22а.
Главной отличительной чертой дома является уникальный облик здания, особенности которого транслируются в выбор решений интерьеров. Мономатериальный фасад из клинкерного кирпича состоит из чередующихся участков глухих стен с пилонами, идущими на всю высоту, и вытянутыми окнами.
Особенно заметно в проекте «Эгодома» влияние новых архитектурных веяний: исключительное внимание к окружению проектируемого объекта и моделирование его жизни в среде и воздействие на нее. А поиск вдохновения ведется среди природных форм с опорой на ландшафт местности.
Рис. 3. Интерьер трехэтажного таунхауса, АДП, 2 курс, 3 семестр
Рис. 4. Образная картина жилого интерьера. Коллаж. АДП, 2 курс, 3 семестр
а) б)
Рис. 5 а, б. Стул «Гибрид» ОПК, 2 курс, 3 семестр
Сергей Скуратов, творческий руководитель, описывает задачи, которые ставятся не только перед действующим проектировщиком, но и студентом, делающим первые шаги на профессиональном поприще: «Для меня главное - выбрать основное композиционное направление... и определить форму диалога между объектами. И здесь возникают два пути: контраст или мимикрия. Выбор между ними зависит от степени яркости или, наоборот, ординарности существующего на той или иной территории объекта-лидера» [1 с. 34]. Такой метод применим не только к архитектуре, но и к малым формам и интерьерам.
Для успешного выполнения практической задачи необходимо выбрать стилистическое решение в соответствии с приоритетами исследуемой мебельной компании. Такими ориентирами могут служить сдержанность, лаконичность, комфорт, консервативность, выразительность, цветовая экспрессивность, сдержанная палитра, аскетизм и т.д. Составленный словарь фабрики направлен на создание единого и цельного впечатления от проектируемого интерьера (рис. 3).
В состав проекта входят: обмерный план помещения с несущими стенами, план с устанавливаемыми перегородками, план с меблировкой, покрытием пола, сантехническим, кухонным и хозяйственным оборудованием; разрез и развертки всех помещений, средовая картина с художественным решением.
Особое внимание уделяется концепции и подаче финальной работы - средовой картины, наиболее наглядно отражающей идею студента. Задание формулируется как «портрет интерьера, который может быть использован в оформлении жилого пространства». Приветствуется творческий и нестандартный подход. Для этого осознанно подбирается способ подачи (коллаж, 3Б-визуализация, ручная графика и т.д.). Необходимо также в полной мере раскрыть интерьер, максимально проработав предметный состав помещений (рис. 4). Однако нельзя забывать про техническую сторону вопроса: «создавая интерьеры, мы, казалось бы, творческие люди, несем ответственность за многое: строительство, инженерию, закупки и производство, архитектуру и предметный дизайн» [5, с. 120].
Одновременно с разработкой интерьера проводится исследование творчества дизайнера. На предыдущем курсе в том же ключе изучались художники и скульпторы, однако, переходя от творческих работ к проектированию жилых пространств, необходимо создавать базу эталонных аналогов в данной сфере.
Многие из знаковых дизайнеров - деятели искусства, произведения которых имеют невероятный эффект и тиражируются как изображения «Моны Лизы» или «Девушки с жемчужной сережкой» руки гениальных мастеров Возрождения. Попытки в какой-то мере удовлетворить спрос на уникальные предметы-проводники в великолепный мир искусства, как правило, не оканчиваются успешно. Так, реплики Panton Chair, узнаваемого по текучим плавным формам, не могут существовать без дополнительных ребер жесткости, а под благородной матовостью скрывается совершенно иной
цвет, обнажаемый царапинами из-за несоблюдения технологии производства. Первопроходец в использовании стекловолокна Ээро Аарнио произвел настоящую сенсацию, представив в 1966 году The Ball Chair, излюбленное кресло экранных гангстеров и мафиози. Символ футуристического дизайна шестидесятых нередко появляется в интерьерах современных дизайнеров в роли композиционной доминанты. Кресло полюбили не только проектировщики и дети, но и пиратские компании. Однако подделка во многом уступает оригиналу, и дело не только в материалах, но и эргономике: оригинальное сконструировано так, чтобы при транспортировке проходить в стандартный дверной проем. В этом и заключается задача архитектора: продумать каждый из сценариев использования изделия.
Другой лагерь дизайнеров избирает более консервативный путь, приучая потребителя к эстетике и элегантности с меньшей долей потрясений. Сторонницей логичных планировок и рационального дизайна является Моника Армани. Спокойные, нюансные тона, плавные линии в декоре в сочетании с геометрией конструкций создают вневременные интерьеры. Постепенно такой стиль выходит из рамок индивидуальных жилых пространств и внедряется в проекты отелей, ресторанов и спа.
Таким образом, изучение мастеров дает понимание формирования современных стилей, развивает вкус, определяет выбор направления в собственной профессиональной практике.
Результатом аналитической работы по дизайнеру становится дизайн-проект «Карточки». Как специалист широкого профиля, студент должен освоить графический дизайн для качественной и небанальной подачи проектов на старших курсах. Набор состоит из открыток 88,9х57,15 мм. Тексты, миниатюрные картинки, фотографии, изображенные на 36 карточках, отражают ключевые вехи в истории жизни дизайнера. Рубашка и цифры навеяны творческим почерком мастера, его набросками, проектами декора, орнамента и т.д. Материалы необходимо оформить в альбом с подробным описанием идеи, концепции, снабдить необходимыми чертежами, рисунками и фотографиями.
Финальная часть курса объемно-пространственной композиции посвящена проекту стула-гибрида, соединяющего в себе знания, полученные от изучения фабрики, и творчества дизайнера (рис. 5 а, б).
В одном из реализованных проектов стула соединились дух экспериментаторства и любовь к насыщенным синим тонам Паолы Навоне, важнейшего итальянского дизайнера современности, со строгой формой и утилитарным подходом, продиктованными лидером на рынке дизайнерских предметов - B&B Italia. Синтез двух разных подходов к дизайну мебели дает неповторимое сочетание ценностей, обеспечения функциональность и выразительность изделия.
Первый опыт реализации объекта готовит студента к дальнейшей практической деятельности, дает прикладные умения и понимание конструкции и тектоники стула.
Требуется найти оригинальное, необычное решение объекта, который в будущем может быть показан на студенческих выставках и вне рамок института. Такое произведение должно сначала заинтересовать и увлечь зрителя, убедив его в своей художественной состоятельности и большой смысловой нагрузке. Точно найденный идейный замысел позволит добиться желаемого эффекта. Для этого идет ознакомление с обширной базой знаковых, оставивших значительный след в истории дизайна аналогов. Были рассмотрены последние модели Vitra, серия Френка Гери Easy Edges, линейка Эвана Фэя Lawless. Следующая ступень приближает студента к реализации проекта - ведется поиск элементов стульев и кресел, пришедших в негодность. Важно использовать уже имеющиеся материалы в целях реализации эргономичного, износостойкого объекта в рамках учебного проектирования. Традиция включать в арсенал материалов найденные объекты была возрождена в начале XX века скандально известным Марселем Дюшаном, однако эта идея уходит корнями к образу жизни первобытного человека. Сейчас реди-мейд является одним из наиболее широких направлений в искусстве, с которым студенты неоднократно сталкиваются на художественных и дизайнерских выставках.
Отдельное внимание уделяется подаче итоговых материалов: образцы буклетов Playwood group by Eames, Visavis by Citterio демонстрируют профессиональный подход международного уровня, который необходимо перенять студентам. В состав листов входят средовые картинки, виды, схематичные чертежи с габаритами объекта, пояснительная записка на двух языках и зарисовки на ранних этапах разработки.
В текущем семестре студентам удалось совместно посетить конференцию «Дизайн для интерьеров», послушать выступления коммерческого директора российской мебельной компании об устройстве производственного процесса на территории России, главного редактора издательства Tatlin, руководителя архитектурного бюро «Гинзбург архитектс» о масштабных реконструкциях Москвы. Ежегодные международные выставки «АРХ Москва» и фестиваль «Зодчество» необходимы для ознакомления со свежими идеями и достижениями в области градостроительства, архитектуры и дизайна России.
Рис. 6. Макет дома мастера. 2 курс, 4 семестр
Уникальный опыт общения с ведущими специалистами отраслей оправданно ставит высокую планку в требованиях к студентам и их работам, приучая с первых лет в специальности к непревзойденному качеству и профессионализму.
Последний семестр двухгодичного обучения на кафедре ДАС МАРХИ завершает цикл архитектурно-дизайнерских заданий индивидуальным жилым домом. Сначала студенты анализируют дом мастера, делают макет в масштабе 1:100 и вычерчивают планы и проекции. Это может быть как дом самого архитектора (выбор снова осуществляется из списка лауреатов Притцкеровской премии), так и резиденция, сделанная архитектором для конкретного заказчика. История, время, место создания дома становятся такими же важными для изучения, как и объемно-пространственная композиция здания, предметное насыщение интерьера и его колористическое решение.
Копирование признанного временем архитектурного шедевра помогает студенту приступить к созданию своего проекта индивидуального жилого дома. Заказчиком в данном случае становится семья учащегося, а соратником и помощником в процессе проектирования -педагог. Студент выбирает один из трех подмосковных участков в сформировавшихся поселках; определяет поэтику сооружения, опираясь на своих кумиров в профессии; создает рабочую модель, программный макет своего будущего сооружения площадью около 500 кв. м. Макет реагирует на ландшафт участка, претерпевая пространственные изменения. Особое внимание уделяется работе на уровне общих планировочных решений этажей, где каждое помещение - от котельной до гостиной-столовой - тщательно отрабатывается в двух вариантах: от норм и правил и от образа жизни семьи заказчика. Итоги проектирования (генеральный план участка с подъездами и тропинками, чертежные проекции, экстерьеры и интерьерные виды) комбинируются на традиционном для МАРХИ планшете 1 на 1 метр. Но главное внимание концентрируется на макете сооружения в ландшафте участка (рис. 6).
Разработанная методика для первых двух лет обучения на кафедре ДАС МАРХИ значительно приближает студента к архитектурной практике в области интерьерного дизайна. По итогам четырех семестров студент готовит портфолио, в которое включаются лучшие работы, представляющие интерес для потенциального работодателя или заказчика: интерьер квартиры, проект мини-хауса, реализованный предмет мебели и, наконец, проект индивидуального жилого дома. Важно отметить постепенное развитие навыков владения компьютерными программами, увеличение площади проектирования и переход от проектирования автономных средовых объектов к предметно-пространственной организации территории. Прикосновение к разному без потери присутствия главного, несомненно, должно сыграть важную роль в достижении ближних и дальних целей студента: получения отличной оценки сегодня и хорошей профессиональной деятельности завтра.
Библиография:
1. Жилой комплекс «Эгодом» // Tatlin Plan. - Москва, 2019. -№34 (176).
2. Индикаторы рынка недвижимости: [Интернет-портал]. -URL: https://www.irn.ru (дата обращения: 01.03.2021).
3. Интерьер от первого лица. Книга вторая / Под редакцией Т. Кубенской. - Екатеринбург: Tanlin, 2020. - 208 с. - ISBN: 978-5-00075-220-3.
4. Панова Н. Архитектура тишины. Цветовые пространства Луиса Баррагана и Рикардо Легоррета / Н. Панова. - Текст: электронный // Architecture and Modern Information Technologies. - 2017. - № 3(44) - С. 346-361. - URL: https://marhi. ru/AMIT/2018/3kvart18/PDF/21_panova.pdf (дата обращения: 03.04.2021).
5. Работа на удаленном доступе - новая реальность: [Интервью] / Ольга Мальева // Interior + design. - 2021. - №12-1.
6. Уорд, О. Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство / Оссиан Уорд. - Москва: Ад Маргинем Пресс, 2021. - ISBN 978-5-91103-474-0.
7. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование интерьера. Проблемы и тенденции / Шимко В.Т., Уткин М.Ф., Рунге В.Ф. - Москва: Архитектура-С, 2011. - 256 с. -ISBN: 978-5-9647-0217-7