Лапшина Е.А.
Высшая школа народных искусств (институт)
Проектирование высокохудожественных кружевных изделий
Проектирование высокохудожественных кружевных изделий - это уникальная система, включающая в себя создание произведения кружевного искусства от зарождения идеи до воплощения в материале [1].
Учебная дисциплина «Проектирование» занимает особое место в системе высшего профессионального образования художника в области такого вида традиционного прикладного искусства как художественное кружевоплетение и является инновационным введением в учебный процесс как основа креативного мышления и дальнейшей профессиональной деятельности. В учебно-творческой деятельности студенты приобретают теоретические знания, практические умения и навыки по применению традиций коклюшечного кружева в композиционном решении и проектировании изделий современной одежды, а также утилитарных изделий прикладного искусства - художественного оформления интерьера, сувенирной продукции и т.д. [2].
В ходе выполнения учебных заданий по дисциплине «Проектирование» студенты приобретают знания и умения, необходимые для формирования у них чувства ритма, пропорциональности, законченности произведения прикладного искусства. Именно в этот период развивается творческое мышление, эстетический вкус, расширяется художественный и научный кругозор, что позволяет создавать изделия, наполненные глубоким смысловым художественным содержанием.
Содержание курса «Проектирование» определяется следующими задачами, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к будущему творчеству художника по кружевоплетению: во-первых, это воспитание художественной культуры и художественного вкуса на примере изучения традиций народного декоративно-прикладного искусства - русского кружевоплетения и, во-
вторых, формирование знаний и умений, необходимых в проектировании кружевных изделий парной и сцепной техник плетения. Задачей педагога является раскрытие в студенте возможности творческого потенциала в конкретном виде традиционного прикладного искусства.
Для учебной художественно-творческой деятельности важную роль играет смена творческой обстановки культурного пространства - выездные практики, творческие экспедиции, посещение музеев, центров кружевоплетения, выставок традиционного прикладного искусства, показов мод и т.д.
Участие в конкурсах, конференциях, общение с профессионалами в области традиционного прикладного искусства, работа в библиотеках над изучением различных материалов, касающихся кружевоплетения и других видов декоративно-прикладного искусства, изучение зарубежного искусства кружевоплетения способствует развитию творческого потенциала студента, стимулирует создание новых идей, новых проектов, новых эксклюзивных изделий художественного кружевоплетения.
Знакомство с произведениями традиционного прикладного искусства вырабатывает у студентов желание осмыслить их художественное значение, обобщить и выявить принципиальные положения и закономерности, выбрать индивидуальный подход к решению художественной проблемы, при этом личное участие в создании предметов художественного кружевоплетения инициирует творческую активность.
Указанный предмет способствует развитию у всех студентов творческого уровня при выполнении художественной работы, которая имеет характер субъективной и объективной новизны, и овладение ею необходимо будущему художнику в области художественного кружевоплетения.
Творчество - это деятельность, порождающая новое качество, отличающееся
неповторимостью, оригинальностью, общественно - исторической уникальностью.
Отсюда, задача преподавателя состоит в открытие и развитие специфических
умений у студентов, необходимых для художественного творчества, а именно,
умения понять себя и главную идею, смысл своего творчества; умения увидеть
4
свою проблему, индивидуальную цель; видеть мир на языке изобразительного творчества; придавать новый художественный смысл знакомым предметам; умение владеть творческими операциями во всех видах художественно-творческой деятельности. Главным фактором при создании художественного произведения является глубина и чистота мысли, добрые намерения автора - те неподкупные чувства, которые трогают и восхищают зрителя.
Цель дисциплины "Проектирование" заключается в формировании профессионала-художника, знающего основные законы композиции кружева, умеющего проектировать плоскостные и объёмные кружевные изделия парной и сцепной техник плетения, владеющего технологией исполнения кружевных изделий в материале.
Для выполнения студентом художественно-графического проекта преподаватель раскрывает технические возможности изобразительных материалов, определяет последовательность ведения работы и критерии законченности учебного задания. Количество и подбор заданий охватывает наиболее характерные виды кружевных изделий, несущих в себе художественные традиции народного искусства и соответствующих тенденциям современного социума. При проектировании высокохудожественных кружевных изделий студенты должны учитывать: назначение изделия и его применение; материал, из которого должно изготавливаться проектируемое изделие; технологию; художественно-стилевые особенности конкретного вида художественного кружевоплетения; специфические условия и требования, отражённые в каждом учебном задании.
Каждое учебное задание начинается с демонстрации преподавателем
иллюстративного материала: книг, альбомов, фотоматериалов, проектов
кружевных изделий, выполненных студентами, образцов кружевных изделий.
Далее педагог произносит общие требования по размещению эскизов на листе
бумаги, масштабу изображений, окончательному оформлению работы и т.д. В
творческих работах по проектированию используются растительные мотивы,
элементы геометрического орнамента, архитектура, изображения животных и
5
человека.
Для выполнения высокохудожественных изделий из кружева за период обучения студент обязан научиться отличать стилевые особенности кружевоплетения различных центров России (Вологда, Кириши, Рязань, Елец, Вятка, и т.д.) и зарубежного кружевоплетения (Франция, Бельгия, Англия, Испания, Италия, Чехия, Финляндия и т.д.); применять понятия, законы, правила и условия композиции при разработке эскизов мотивов, орнаментов и в целом кружевных изделий в разных техниках исполнения; соблюдать последовательность при работе над заданным эскизом композиции; контролировать качество и последовательность выполнения композиции; учитывать при проектировании кружевных изделий материалы и технологию, в которых предполагается исполнить произведение традиционного прикладного искусства; проектировать авторские современные изделия на основе традиций художественного кружевоплетения и в целом традиционного прикладного искусства; составлять сколок кружев парной и сцепной техник плетения в курсовых и дипломных проектах с перспективой проработки изделий в материале.
После изучения курса "Проектирование" студенты должны знать: традиции композиции орнаментов, стилевые особенности коклюшечного кружевоплетения; основные понятия, приёмы и средства композиции; построение геометрического орнамента и стилизованных растительных форм; последовательность построения эскиза парного и сцепного кружева; ассортимент традиционных и современных изделий, особенности разработки композиционных построений для их исполнения; применение традиционных композиций в кружевных изделиях и пути поиска новых направлений в художественном кружевоплетении; состояние современной мировой моды.
Содержание дисциплины на первом курсе обучения сводится к
ознакомлению с основными разделами программы, видами художественного
кружевоплетения. Задача преподавателя состоит в объяснении влияния
западноевропейского кружева на создание самобытного направления в
художественном кружевоплетении России, связи художественного
6
кружевоплетения с современной модой, русским кружевом и интерьером. Студенты изучают ассортимент и тематику кружевных изделий, основные отличия коклюшечного кружева от других видов ажурных изделий, определяют роль и значение данного предмета, связь с другими учебными дисциплинами. В ходе работы выявляются особенности разработки композиционных построений художественного оформления кружевных изделий утилитарного назначения, женской одежды и аксессуаров, значение индивидуально-проектной деятельности в создании коллекции одежды или изделий для декоративного оформления интерьера, различия при построении плоскостных и объёмных изделий, особенности композиционных построений сцепной и парной техник плетения. А также значение и роль зеркального отражения в построении композиции кружевных изделий; требования к построению технологической карты изделия, её значение при дальнейшей работе; условия композиционного решения кружевного изделия, его расположение на плоскости; вариативность колористических решений разрабатываемого кружевного изделия, фона планшета, способы приготовления красителей.
Проект кружевного изделия обязан отвечать таким требованиям как: качественное и продуманное исполнение технологической карты - сколка; функциональность; производительность. Частые переходы одного элемента в другой, использование скани - ёлочка, частая расстановка точек накола, широкая или очень узкая полотнянка, мелкая или крупная решётка, заполнения с большим количеством насновок, отсутствие плетешковых переходов, накладные элементы, множество зашивок и т.д. - все эти показатели замедляют моторику при исполнении кружевного изделия, исполнитель часто останавливается, продумывая дальнейший ход выполнения изделия, скоростные навыки снижаются.
Практические задания объединяет один из важнейших дидактических принципов - поэтапное выполнение проекта, что включает:
- ознакомление с темой учебного задания по разработке конкретного вида изделия художественного кружевоплетения;
- выбор формы изделия и форэскизирование предполагаемого изделия;
7
- определение основных графических пятен в заданной плоскости - план изделия;
- сбор различного вида орнаментальных мотивов, соотнесённых с будущим художественным изделием;
- отбор наиболее реальных вариантов решения поставленной задачи;
- стилизация выбранных элементов;
- заливка отрисованных мотивов тушью;
- компоновка мотивов между собой и взаимное расположение их в заданной плоскости;
- разработка композиционных вариантов в заданной плоскости;
- окончательное композиционное решение - прорисовка;
- отрисовка элементов композиционного решения;
- подбор решётки как фона художественного изделия;
- разработка технического рисунка как схемы плетения элементов;
- выполнение сколка как основной технологической карты выполнения изделия;
- цветовые эскизы композиции - выбор цветового решения будущего кружевного изделия от элементов до окончательного решения поставленной задачи;
- выполнение художественно-графического проекта в цвете.
В соответствии с этим, используя иллюстративный материал, выполняются
орнаментальные эскизы; анализируется собранный материал для переработки в
заданной плоскости; композиционно располагаются растительные элементы в
плоскости симметрично или асимметрично относительно друг друга (решение
силуэтно-графическое на кальке карандашом); проверяется отрисовка
«полотнянки» по ширине на всём протяжении орнамента; включается между
орнаментальными мотивами - заполнения и решётка, если этого требует
композиция; выполняется технический рисунок и сколок композиции; дублируется
на кальку композиционное решение, без проработки технического рисунка -
только контур и фон или ксерокопируется композиция (передавливание орнамента,
8
в этом случае, потребует больших усилий, т.к. бумага плотнее кальки); обтягивается планшет; намешивается фон, покрывается планшет фоном, дается время на его сушку. Далее соблюдая требования, размещается орнаментальная композиция кружевного изделия на планшете и прикрепляется так, чтобы калька или ксерокопия композиционного решения была натянута на поверхности планшета; передавливается орнамент шариковой ручкой, снимается калька с планшета; используя тонкую кисть, гуашь или темперу, аккуратно обводится передавленный орнамент, решётка, заполнения, прорисовывается основной узор и скань; с помощью трафарета выполняется подпись проекта.
Чёткое последовательное выполнение всех технических условий и требований - важный фактор реализации поставленных задач в каждом конкретном практическом задании и залог успешного результата для студента.
Список литературы:
1. Лапшина, Е.А. Профессиональное образование в художественном кружевоплетении: монография / Е.А. Лапшина. - СПб.: ВШНИ, 2009.- 164с.
2. Лапшина, Е.А. Технология художественного кружевоплетения: учебник для высш. учеб. завед. по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественное кружевоплетение» / Е.А. Лапшина, И. Н. Москвина // под науч. ред. В.Ф. Максимович.- СПб.: ВШНИ, 2012.- 126 с.