Литература
1. Абдулаева П.З., Абдулаева Х.С., Алибекова З.Н., Алиева У.Г., Березова Н.В., Богатырева Ж.В., Везе-тиу Е.В., Вовк Е. В. и др. Психолого-педагогические проблемы развития высшего образования в России в условиях реализации ФГОС : кол. монография. - М., 2018.
2. Абдулгалимов P.M., Асадулаева Ф.Р.. Богатырева Ж.В., Валиева П.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджи-ева П.Д.. Джаватова Г.А.. Джамбекова Т.Б., Джиое-ва А.Р.,Джиоева Г.Х.,Дубовицкий И.Н., Зинченко A.C. и др. Психологические и педагогические аспекты совершенствования учебно-воспитательного процесса в системе образования России : кол. монография. - М., 2018
3. Короткова И.И. Особенности интегрированного подхода в преподавании информатики в средней школе // Информатика и образование. - 2009. - № 4,5,- С. 115-116.
4. Левченко В.В. Интегрированный подход в подготовке учителя иностранных языков // Высшее образование. - Самара, 2009. - №2. - С. 84-87.
5. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока : Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону : Учитель, 2003.
6. Николашина Е. А. Интегрированный подход в обучении иностранному языку// Концепт. - 2017.
- Ыо16. - иР1_:Ь«р://е-копсер1:.ги/2017/470197.htm.
7. Шершнева В.А. Математика и информатика в вузе: взгляд из будущего. Сибирский федеральный университет // Высшее образование. - 2008.
- №1.- С. 10-12.
8. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. - Томск, 2010.
DESIGNING A LESSON IN AN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT Gakame Yuiia Daudovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Tolpeeva Maria Vladimirovna, Undergraduate student
Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, Kuban State University, Krasnodar
in the article such concepts as "inclusive education" "pedagogical designing", "lesson"are considered. The results of the research of teachers' activity on revealing their readiness for work in conditions of inclusive education are indicated. Specific features of building an inclusive lesson are defined, and a technological map is presented.
Keywords: inclusive educational environment; pedagogical design; modeling; design; lesson; technological map.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБР АЗОВ А ТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В статье рассмотрены такие понятия, как "инклюзивное образование", "педагогическое проектирование", "урок". Обозначены результаты исследования деятельности учителей по выявлению их готовности к работе в условиях инклюзивного образования. Определены специфические особенности построения инклюзивного урока, представлена технологическая карта. Ключевые слова: инклюзивная образовательная среда; педагогическое проектирование; моделирование; конструирование; урок; технологическая карта.
УДК 373.3 ВАК РФ 13.00.02
© Гакаме Ю.Д., 2018 © Толпеева М.В., 2018
ГАКАМЕ Юлия Да уд овна,
кандидат педагогических наук, доцент
ТОЛПЕЕВА Мария Владимировна, магистрант
кафедра Педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, Краснодар
Одним из приоритетных направлений социальной политики государства является реализация инклюзивного подхода в образовании. "Инклюзия" и "инклюзивное образование" вошли в педагогическую науку и практику сравнительно недавно. Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. includ -заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для учеников с особыми потребностями. В.И. Слободчиков считает, что инклюзивное образование, несмотря на наличие интеллектуальных, физических, эмоциональных, психологических или других особенностей, предоставляет огромную возможность быть полностью внедрённым в общий процесс обучения и воспитания, что со временем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества без особых усилий. С.Н. Со-
рокоумова трактует инклюзивное образование как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех младших школьников, что обеспечивает доступ к образованию для учеников с особыми потребностями.
Урок является основной формой обучения в отечественной традиционной системе начального общего образования. Специфика инклюзивного образования вносит свои изменения в структуру построения и проведения урока в начальной школе. Педагогическое проектирование урока представляет собой создание подвижной системы взаимодействия субъектов образовательного процесса, необходимой для достижения планируемых результатов. Теоретико-методологические основы, структура,теория и практика педагогического проектирования содержательно представлены в работах В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бека, Н.К. Зотова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера и др. В.Е. Ра-дионов рассматривал педагогическое проектирование как полифункциональную деятельность, возникающую в соответствии с необходимостью "преобразований в образовательных системах" [4].
Е.С. Заир-Бек [2], определяет педагогическое проектирование как создание нового образа "системы и одновременно процесса реализации в действительности задуманного". Выделяют три этапа в системе проектирования: моделирование (создание модели урока), проектирование (создание проекта урока), конструирование (создание технологии обучения).
Грамотная организация и проведение урока во многом зависит от профессиональной компетентности учителя начальных классов. Переход от традиционно принятой системы обучения к расширению спектра и улучшению качества образовательных услуг, в частности, в работе с учениками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предъявляет повышенные требования к педагогу. Идея интегрированного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов.
Для определения особенностей содержательного наполнения структурных компонентов урока в инклюзивной образовательной среде начальной школы, а также выявления уровня готовности учителей к работе в усло-
виях интеграции на базе МБОУ СОШ № 2 имени A.B. Суворова станицы Динской Краснодарского края было проведено анкетирование учителей начальных классов. Для диагностики использовалась анкета H.A. Кузнецовой "Что вы знаете об инклюзивном образовании?", включающая 20 вопросов с вариантами ответа. Всего в опросе приняло участие 15 респондентов, из которых 25% опрошенных являются учителями в классах с инклюзивным обучением. Результаты диагностики уровня готовности учителей, к работе в условиях инклюзивной образовательной среды представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты уровня готовности учителей к работе в условиях инклюзивной образовательной среды
Как видно из таблицы 1, у учителей достаточно низкие показатели готовности к работе в инклюзивной образовательной среде. Высокий уровень готовности отмечен лишь у 20% опрошенных. Причём показатели учителей, работающих в инклюзивных классах, незначительно отличаются от данных учителей, работающих в обычных классах.
Результаты анкетирования позволили выделить следующие специфические особенности построения урока в условиях инклюзивной образовательной среды:
1) планирование общей и индивидуальной цели урока;
2) реализация индивидуально-дифференцированного подхода;
3) введение коррекционно-развивающих блоков в урок;
4) организация полисенсорного обучения (использование различных видов наглядности);
5) практико-ориентированная направленность в проведении уроков;
6) необходимость тьюторского сопровождения обучающихся на уроках;
7) использование групповых форм работы, организация взаимообучения;
8) введение шефства старшеклассников;
9) систематическая оценка и коррекция учебных достижений каждого обучающегося.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также результаты опроса послужили основой для со-
Респонденты (учителя начальных классов МБОУ СОШ № 2 ст. Динской) Уровень готовности учителей к работе в инклюзивной образовательной среде
низкий средний высокий
Учителя, работающие в инклюзивных классах (5 человек) 2 (40%) 2 (40%) 1 (20%)
Учителя, неработающие в инклюзивных классах (10 человек) 4 (40%) 4 (40%) 2(20%)
ЪС
ил
ъс о ш
<
С1 ш
*
28
отнесения особенностей урока в инклюзивной образовательной среде с этапами его построения. Рассмотрим специфику проектирования урока в условиях инклюзивного образования.
На этапе моделирования урока необходимо определить тип, вид урока, его цель (обще-развивающую, коррекционную), планируемые результаты, основную идею, спрогнозировать возможности разных групп обучающихся. Необходимо продумать организацию образовательного пространства (зонирование, подготовка развивающих, полисенсорных дидактических материалов, специализированного учебного оборудования, здоровьесберегаю-щих средств обучения и т.п.).
Этап проектирования урока рассчитан на подбор необходимых способов реализации задуманной модели урока. А.П. Тряпицына, характеризуя систему взаимодействия учителя и ученика, выделяет та кие этапы обучения, как мотивационно-целевой, операционально-де-ятельностный, оценочный и рефлексивно-смысловой [3]. В таблице 2 представлены специфические особенности инклюзивного урока, рекомендуемые для реализации в рамках соответствующих этапов.
Таблица 2 - Особенности организации урока в
условиях инклюзивной образовательной среды
№ Этап Содержание Особенности организации инклюзивного урока
1 Мотивационно-целевой (смыс-лообразующий) Постановка целей, задач, планируемых результатов Формулировка целей с учётом возможностей обучающихся, планируемых результатов (базового, продвинутого, индивидуального уровней) поиск внутренних мотивов смысла решения учебных задач.
2 Операциональ- но-деятельност- ный Выполнение учебных задач, развитие способов понимания и коммуникации как способов познания Использование индивидуальных маршрутных листов, дифференцирование учебных заданий; использование средств здоровьесбере-гающих технологий; введение тьютор-ства, шефства старшеклассников; обучение навыкам самоорганизации; использование на уроках сочетаний форм организации обучения.
3 Оценочный Принятие системы оценивания результатов решения учебных задач Использование технологии формирования оценочной деятельности О.И. Барановой [1]; применение критериальных шкал оценивания, знаковой символики, алгоритмических методов при организации контроля (пошаговый контроль, контроль по предложенной схеме, по алгоритму, составленному самостоятельно).
4 Рефлексивно-смысловой Оценка себя как субъекта учебно-познавательной деятельности Использование рефлексивного дневника, индивидуально-дифференцированных листов контроля, различных видов рефлексии: знаково-символической, жестовой, цветовой, с использованием устной и письменной речи.
На этапе конструирования урока создаются технологии обучения учащихся, направленные на достижение планируемых результатов.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Технологическая карта представляет собой не просто таблицу с перечнем всех инструментов, но и проработанный план урока. Она дает возможность повысить эффективность обучения школьников, улучшить методы подачи материала учителем и обеспечить повышение качества образования. Обобщив данные, полученные в ходе исследования, нами была разработана технологическая карта инклюзивного урока, представленная на рисунке 1.
Технологическая карта инклюзивного урока позволит учителю:
- синхронизировать и реализовать планируемые результаты ФГОС ООО и ФГОС специального образования в рамках инклюзии;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- выполнить диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- координировать действия всехсубъектов педагогической деятельности и ДР-
В рамках проведённого исследования по изучению специфики проектирования урока в условиях инклюзивного образования были рассмотрены различные подходы к пониманию понятия "инклюзивное образование", проанализированы работы, посвящённые педагогическому проек-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНКЛЮЗИВНОГО УРОКА
Тема
Цель урока (образовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная)
Задачи урока
Планируемые результаты (разделение по категориям успеваемости)
Педагогические способы формулирования цели
Педагогические средства обучения
Общепедагогические Коррекционно-развивающие средства обучения
Педагогические способы дифференциации и индивидуализации обучения
Характер самостоятельной работы учащихся
Средства оценивания познавательной деятельности младших школьников 1 вариант (низкий уровень) 2 вариант (средний уровень) 3 вариант (высокий уровень)
Организация образовательного пространства
Валеотренажёры (способы профилактики и коррекции психологического и физического здоровья обучающихся)
Ход урока
Этапы урока Деятельность уч-ся Формы организации деятельности обучающихся
Мотивационно-целевой
Операционально-деятельностный
Оценочный
Рефлексивно-смысловой
Рисунок 1 - Модель технологической карты инклюзивного урока
тированию, изучена структура урока в начальной школе, выделены и соотнесены с этапами урока специфические особенности организации деятельности обучающихся, разработана технологическая карта инклюзивного урока.
Примечания:
1. Баранова О.И. Технология формирования оценочной деятельности учащихся. -Кра снода р: Куб ГУ, 2014. - 202 с.
2. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. -СПб.,1995.
3. Педагогика : учебник / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2014.
4. Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования : дис. д-ра пед. наук. - СПб., 1996.
СО
1-Н
О си
-О X
2
г-
CU
си
ч
S
THE PROBLEM OF FORMA TION OF MORAL-AESTHETtCAL QUALITIES OF TRAINING IN THE CONDITIONS OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION
Gasanova Raisat Gasanovna, PhD of Pedagogical sciences, Senior Professor Magomedova Nutsalay Ahmedovna, PhD of Pedagogical sciences, Assistant Professor AUgadzhiyeva Alfiya Rasuiovna, PhD of Philological science, Senior Professor
Department of Foreign Languages for Technical Specialties, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Republic of Dagestan
The article deals with the problem of formation of subject qualities in students by means of foreign language education, it is proved that the study of a foreign language and culture contributes to the development of a student's personality; the most effective methods and the forms of innovative interactive technologies are proposed.
Keywords: moral and aesthetic education, the developing potential of a foreign language; foreign language; foreign language education; methods and forms of innovative technologies.
29
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-
ЭСТЕТИЧЕСКИХ КА ЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема формирования субъектных качеств обучающихся средствами иноязычного образования, обосновано, что изучение иностранного языка и иноязычной культуры способствуют развитию личности обучающегося; предложены наиболее эффективные методы и формы инновационных технологий взаимодействия.
Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание; развивающий потенциал иностранного языка; иностранный язык; иноязычное образование; методы и формы инновационных технологий.
УДК 372.881.1 ВАК РФ 13.00.02
© Гасанова Р.Г., 2018 © Магомедова Н.А., 2018 © Алигаджиева А.Р., 2018
Если человека учат добру -
учат умело, умно, настойчиво, требовательно,
в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),