Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Информационные технологии
Система представляет собой Windows-приложение, разработанное в среде разработки Microsoft Visual Studio 2012. Разработанный программный продукт, реализует алгоритм распознавания регистрационных номеров автомобилей на основе сверточной нейронной сети, основными функциями которого являются: загрузка изображения через диалоговое окно, загрузка нейронной сети, создание нейронной сети, обучение нейронной сети, загрузка обучающей выборки, выделение символов на изображении и детектирование регистрационного номера.
Библиографические ссылки
1. Спицын В. Г. Распознавание изображений : учеб. пособие // Изв. Том. политехнич. ун-та. Томск : ТПУ, 2012. С. 54-59.
2. Le Cun Y., Bengio Y. Convolutional networks for images, speech and time series // The handbook of brain theory and neural networks. 1998. Vol. 7. P. 255-258.
3. Ronse C., Najman L., Decenciere E. Mathematical morphology: 40 years on // Proceedings of the VII Intern. symposium of mathematical morphology. Netherlands, 2005. № 30. P. 350-370.
© Болдырев К. М., Лаптева М. А., 2014
УДК 004.932.2
Ю. В. Борисов Научный руководитель - А. Г. Зотин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОМОЩНИК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»
Представлено описание проектирования учебной информационной системы для преподавателей школ, позволяющей обеспечить автоматизированную работу с ведением документооборота, а также предложен метод обеспечения безопасности доступа к персональным данным.
Электронный документооборот является неотъемлемой частью сфере образования. Любой школьный преподаватель ведет достаточно много различной документации. Так, например, во время проведения занятий необходимо проставлять отметки посещаемости и успеваемости учащимся. Помимо этого в обязательства преподавателей входит написание различных планов, порой характеристик, отчётов о проделанной работе и мн.др. Практически все преподаватели реализуют всю документацию в продуктах офисного пакета корпорации Microsoft (MS Office Word, MS Office Excel, MS Office Access и др.). Несмотря на огромные возможности этих продуктов, многие используют лишь самую малую часть предложенного функционала. Столкнувшись с этой проблемой, было решено спроектировать такую учебную информационную систему, которая позволит автоматизировать процесс создания форм отчётности, ведения электронного журнала и пр.
При изучении предметной области было выявлено, что в основном преподавателями проводятся следующие виды работ: составляются календарно-тематические и учебно-тематические планирования, ведется рейтинг успеваемости и посещаемости, происходит написание различных отчётов [1]. В связи с этим была предложена следующая структура программы, позволяющая реализовать вышеперечисленные действия (рис. 1).
Все модули программы находятся под управлением ядра программы. Модуль, отвечающий за интерфейс, позволит настраивать вид программы под каждого пользователя индивидуально в соответствии с должностными обязанностями. Например, завуч сможет объявить каждому преподавателю о предстоящих
проверках, собраниях, педагогических советах и др. мероприятиях. Модуль защиты, связанный с модулем доступа к БД, обеспечит защищенный вход. Большая часть всех модулей даст возможность сгенерировать различные отчёты, которые пишутся преподавателями, а модуль расчета расписания и аудиторного фонда покажет, в какое время и какие аудитории заняты или свободны и высчитает расписание конкретного преподавателя. Поскольку информационная система предназначена для использования ее в течение учебного процесса, то она будет учитывать различные нюансы, возникающие в это время, включая учебные и неучебные дни.
Архитектура конечного приложения предполагается вида «клиент-сервер». Программа-клиент рассчитана на людей, производящих образовательную деятельность, программа-сервер - исключительно для администратора, задачей которого является сопровождение ПО и БД, а также внесение первоначальных основных данных.
В связи с конфиденциальностью информации, хранящуюся в БД было решено использовать несколько способов для доступа к данным (рис. 2).
Рис. 2 показывает три типа возможной авторизации:
1) авторизация с помощью логина и пароля. Это классический тип авторизации, не способный обеспечить максимальную защиту данных, в связи с чем пользователю будет предоставлен максимально ограниченный доступ.
2) авторизация на основе распознавания лица [2] надёжнее предыдущего типа авторизации, однако полноценной защиты также не обеспечит, поэтому доступ к некоторым данным будет ограниченным.
Секция «Информационнее системы и технологии»
Электронный помощник преподавателя
Модуль доступа к БД
Модуль защиты 1 классическая авторизация 1 авторизация на основе распознавания лиц
Модуль интерфейса
Рис. 1. Модульная структура программы
Рис. 2. Организация безопасности данных
3) авторизация на основе распознавания лица с подтверждением логина и пароля. Этот тип входа обеспечит максимально возможную защиту персональных данных, хранящихся в БД.
Описанная структура программного продукта и его функциональные возможности смогут стать преподавателю хорошим подспорьем в ведении документов, поскольку конечное приложение будет генерировать в автоматизированном режиме необходимые документы. Предложенная структура организации безопасности данных усилит защиту персональной информации от несанкционированного входа.
Библиографические ссылки
1. Использование автоматизированных информационных систем в организации учебного процесса [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliofond.ru/ (дата обращения: 18.03.2014).
2. Метод Виолы-Джонса (Viola Jones) как основа для распознавания лиц [Электронный ресурс]. URL: http://habrahabr.ru/ (дата обращения: 18.03.2014).
© Борисов Ю. В., 2014