УДК 378.147
С.А. Муханов
канд. пед. наук, доцент, кафедра высшей математики, ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)»
А.А. Муханова
канд. пед. наук
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА В КОНТЕКСТЕ СТАНДАРТОВ CDIO
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы проектирования курса «Технология разработки электронных образовательных ресурсов и методика их оценки» направления 050100.62 Педагогическое образование профиля «Информатика» в соответствии с принципами CDIO. Рассматривается соответствие компетенций ФГОС и CDIO Syllabus (Версия 2.0).
Ключевые слова: Всемирная инициатива CDIO, методы активного обучения, компетенции, профессиональное образование.
S.A. Mukhanov, Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI)
A.A. Mukhanova
DESIGN OF TRAINING COURSE IN THE CDIO STANDARDS CONTEXT
Abstract. The article deals with the projection of the course «Technology of electronic educational resources and methods of their assessment» specialty 050100.62 Pedagogical education profile «Computer Science» in accordance with the principles of CDIO. Correspondence between Federal state educational standards and CDIO Syllabus (Version 2.0) is considered.
Keywords: Worldwide initiative CDIO, active learning, competence, professional education.
На современном этапе развития общества возрастает внимание во всем мире к качеству высшего образования. Современные подходы в образовании базируются на идее интегрированного обучения и подготовки выпускников к комплексной (бакалавриат) и инновационной (магистратура, специалитет) деятельности, в основе которой лежит применение фундаментальных знаний, методов анализа и проектирования, выполнение научных исследований, владение проектным и финансовым менеджментом, эффективными способами коммуникации, организации индивидуальной и командной работы, следование принципам профессиональной этики и социальной ответственности.
В настоящее время на базе ряда технических университетов реализуется крупный международный проект по подготовке специалистов к комплексной инженерной деятельности: «Conceive - Design - Implement - Operate» (CDIO). Название проекта складывается из 4 шагов, выделенных в динамике реальных процессов производства и систем: «Задумай - Проектируй -Внедряй - Управляй».
Официально сообщество CDIO появилось в 2000 году, благодаря сотрудничеству Массачусетского технологического университета с тремя шведскими университетами: Технологическим университетом Чалмерса, Линкёпингским университетом и Королевским технологическим институтом. На сегодняшний день CDIO охвачены более 100 вузов по всему миру, в том числе университеты Лидса и Бристоля (Великобритания), Калифорнийский и Стенфордский университеты (США) и др. Среди российских вузов пионерами стали Томский политехнический университет, Астраханский государственный университет, Московский авиационный институт. В 2013 году Агентство стратегических инициатив приступило к внедрению концепции CDIO во всей отечественной системе образования.
Всемирная инициатива «CDIO» была принята первоначально вузами инженерных направлений. Однако она оказалась эффективной и для современных университетов в целом.
Применение этой модели обучения предполагает, что существенное место отводится участию студентов в производственном процессе, а также созданию ими новых идей, продуктов и систем - от оригинальной задумки до управления своим проектом.
Проф. Бермус А.Г. пишет: «Несмотря на очевидные различия инженерной и педагогической профессии, разработка и реализация СРЮ имеют примерно тот же смысл, который заложен в ФГОС и документах по развитию педагогического образования: переход к практико-ориентированной подготовке в соответствующей области профессиональной деятельности, обеспечивающей совместную реализацию компетентностного, интегративного и проектного подходов. При этом одновременно решается проблема дифференциации академического и прикладного профилей внутри каждой из программ. Ключевым здесь оказывается не тот или иной набор компетенций (которые могут быть общими для разных профилей и направлений), но целостный образ будущей профессиональной деятельности: ее объекта, сферы, условий осуществления, профессионально значимых требований к личности и пр.» [1].
Попробуем установить соответствие между компетенциями ФГОС по направлению 050100.62 Педагогическое образование профиля «Информатика» в рамках одной конкретной дисциплины курса, а также обсудим возможности реализации активного практического подхода, которому уделяется повышенное внимание в условиях реализации ФГОС [2]. Результат работы сведем в таблицу (табл. 1).
В качестве примера возьмем курс «Технология разработки электронных образовательных ресурсов и методика их оценки». Будем основываться на соответствующей рабочей программе, разработанной на кафедре «Теория и методика обучения информатике» ФГБОУ ВПО МПГУ автора Зенкиной С.В. [3]. В данной таблице мы сознательно не стали менять терминологию СР10 БуИаЬиз (Версия 2.0), полностью оставив ее инженерное содержание с целью показать соответствие инженерной и педагогической деятельностей. Таблица получилась очень большой. Приведем здесь ее фрагмент, оставив в некоторых строках только коды компетенций и те номера СР10 БуИаЬиз, которые, по нашему мнению, им соответствуют.
Таблица 1 - Соответствие компетенций ФГОС и CDIO Syllabus
Компетенции по ФГОС CDIO Syllabus (Версия 2.0) Средства формирования компетенций
ОК-1 владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; 2.3. Системное мышление 2.3.1. Целостное мышление 2.3.3. Расстановка приоритетов и выделение ключевых факторов Лекции, в том числе: • проблемная лекция по теме «Электронные ресурсы в системе образования», • лекция-визуализация по теме «Этапы разработки ЭОР», • лекция с заранее запланированными ошибками «Педагогическая целесообразность создания и использования ЭОР». Консультирование и выполнение самостоятельных работ. Текущий и итоговый контроль.
2.4. Позиция, мышление и познание 2.4.2. Настойчивость в достижении цели, изобретательность и гибкость 2.4.3. Креативное мышление 2.4.4. Критическое мышление
ОК-8 2.2. (2.2.2.)
ОК-9
ОК-13 1.3.
ОК-16 способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; 3.2. Коммуникации 3.2.6. Устная презентация 3.2.7. Опрос, слушание, ведение диалога 3.2.8. Ведение переговоров, достижение компромисса, разрешение конфликта 3.2.9. Отстаивание позиции Коллективные методы работы по теме «Анализ дидактических возможностей ЭОР», в том числе: • пресс-конференция, • имитационные упражнения, • ролевые игры
ОПК-1 4.1. (4.1.2., 4.1.3., 4.1.4., 4.1.5.)
ОПК-4 4.1. (4.1.1., 4.1.4., 4.1.5.)
ПК-1 способен разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; 4.4. Проектирование 4.4.1. Процесс проектирования (продукции / системы) 4.4.2. Стадии и методы проектирования 4.4.3. Применение знаний при проектировании 4.4.5. Междисциплинарный проект Междисциплинарный проблемный семинар (лабораторная работа) по теме «Этапы разработки ЭОР» Выполнение междисциплинарного проекта в группах по разработке ЭУР в системе дистанционного обучения кафедры / факультета
ПК-2 2.5. (2.5.1., 2.5.3., 2.5.5.)
ПК-3 готов применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; 4.6. Применение 4.6.1. Проектирование и оптимизация устойчивых и безопасных процессов эксплуатации 4.6.3. Поддержка жизненного цикла продукции (системы) Лекция с заранее запланированными ошибками, а также коллективные методы работы, в том числе имитационные упражнения по теме «Экспертные и аналитические методы в оценке ЭОР»
ПК-4 4.5. (4.5.1., 4.5.3., 4.5.4., 4.5.5., 4.5.6.)
ПК-5 3.2. (3.2.4., 3.2.5.)
ПК-6 готов к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами; 3.2. Коммуникации 3.2.1. Коммуникационная стратегия 3.2.2. Коммуникационная структура 3.2.3. Письменная коммуникация 3.2.4. Электронные / мультимедиа коммуникации 3.2.5. Графические коммуникации 3.2.8. Ведение переговоров, достижение компромисса, разрешение конфликта Коллективные методы работы над темой «Распределенный информационный ресурс образовательного назначения», в том числе: • имитационные упражнения, • ролевые игры. Работа в системе ДО по подготовке, групповому обсуждению и коллективной оценке реферата по теме «Электронные ресурсы в системе образования».
ПК-12 4.3. (4.3.1., 4.3.2., 4.3.3., 4.3.4.)
СК-5 готов к обеспечению компьютерной и технологической поддержки деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной работе. 4.6. Применение 4.6.1. Проектирование и оптимизация устойчивых и безопасных процессов эксплуатации 4.6.2. Обучение применению 4.6.3. Поддержка жизненного цикла продукции (системы) 4.6.6. Управление эксплуатацией Работа в системе ДО по подготовке, групповому обсуждению и коллективной оценке реферата по теме «Анализ дидактических возможностей ЭОР». Имитационные упражнения и кейс-технологии по теме «Электронные ресурсы в системе образования»
СК-7 4.2. (4.2.6.)
Из данной таблицы видно, что требования ФГОС СРЮ ЗуПаЬиэ нисколько не противоречат друг другу. Между тем, внедрение стандартов СР10 может способствовать повышению качества образовательного процесса. В таблице установлено описание приобретенных личностных, межличностных и профессиональных компетенций, соответствующих установленным целям программы, что соответствует стандарту 2 СР10 [4].
Стандарт 3 требует, чтобы учебный план включал в себя взаимодополняющие учебные дисциплины и был нацелен на интегрирование в преподавании личностных, межличностных компетенций, а также компетенций создавать продукты и системы. Это может быть достигнуто выделением в рамках предмета модулей, направленных на формирование определенных Знаний-Умений-Навыков (ЗУН), а затем проектирования взаимосвязанной системы выделенных ЗУН разных предметов.
В соответствии со стандартом 5 предполагается участие студента в учебно-практических заданиях по проектированию и созданию изделий на начальном уровне. Это реализуется путем выполнения дисциплинарного проекта по созданию элементов собственного электронного образовательного ресурса (ЭОР), выполняемого в СДО кафедры, а также проведением ряда междисциплинарных семинаров, в соответствии со стандартом 7. Распределение основных акцентов формирования компетенций по разделам курса приведено в таблице 2.
Таблица 2 - Соответствие содержания дисциплины компетенциям
№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Лаб. работы СРС
1 Электронные ресурсы в системе образования ОК-1 СК-5 ПК-6
2 Защита интеллектуальной собственности ОК-13 ПК-2 ОПК-4
3 Распределенный информационный ресурс образовательного назначения ПК-5 ПК-6 ОК-9
4 Инструментальные программные средства и системы для разработки электронных образовательных ресурсов ПК-5 ОК-8 ОК-8, ПК-5
5 Этапы разработки электронного образовательного ресурса ОК-1 ПК-1 ПК-1
6 Анализ дидактических возможностей электронных обра- ОК-1, ОК-16 ПК-12,
зовательных ресурсов в решении проблем совершенст- ПК-12 СК-5
вования информационной образовательной среды
7 Педагогическая целесообразность создания и использования электронных образовательных ресурсов ОК-1 ПК-2 ПК-4
8 Экспертные и аналитические методы в оценке ЭОР ПК-3 ОПК-1, ПК-3 ОПК-4
9 Сертификация электронных средств учебного назначения. Экспертиза электронных образовательных ресурсов ОК-13 СК-7 СК-7
Стандарт 7 требует организации обучения, основанного на активном подходе. Под активным обучением понимается «организация и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как дидактических, так и организационно-управленческих средств и методов активизации» (В.Н. Кругликов), а также такое обучение при котором «обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; достаточно длительное время» (М. Новик) [5].
Средствами формирования компетенций в соответствии с идеологией СР10, а также с учетом требований ФГОС должны выступать различные активные методы аудиторного обучения, приведенные в таблице. А основным упором при организации самостоятельной работы
студентов, на наш взгляд, должна стать индивидуальная и коллективная работа в системе дистанционного обучения (СДО) кафедры / факультета, так как современные системы ДО позволяют организовать эффективные коммуникации участников образовательного процесса, их совместную работу и оценивание.
В заключении отметим, что главным противоречием высшего образования является необходимость профессионального становления выпускника в рамках и средствами учебной деятельности, что не устраивает работодателей, требующих от системы образования трансформации учебно-познавательной деятельности в профессиональную деятельность практической направленности, ориентированную на потребности внешнего мира, а не на решение абстрактных задач внутри самих вузов. Инициатива СРЮ помогает преодолеть эти препятствия. Использование принципов, заложенных в концепции СР10, при подготовке будущих педагогов дает возможность по-новому посмотреть на процесс обучения в вузе.
Список литературы:
1. Бермус А.Г. Педагогический компонент многоуровневого профессионально ориентированного университетского образования // Непрерывное образование: XXI век. - Петрозаводск, 2014. - Вып. 1 (5). - С. 60-77.
2. Мирзоев М.С., Нижников А.И. Подготовка бакалавров педагогического образования профиля «Информатика» в условиях реализации новых федеральных образовательных стандартов // Наука и школа. - 2014. - № 1. - С. 60-65.
3. Захарова Т.Б., Самылкина Н.Н. Программы методической подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Информатика» с учетом требований ФГОС ВПО третьего поколения: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 376 с.
4. Всемирная инициатива СР10. Стандарты: информационно-методическое издание / пер. с англ. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной; Том. политехн. ун-т. -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 17 с.
5. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.