УДК 36+378
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ
© Андрей Александрович Полханов
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов, Россия, аспирант кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере,
e-mail: ksr.tgu.tmb@rambler.ru
В статье представлены компоненты технологии обучения социальных работников в вузе. Автором рассмотрены особенности методов формирования компетентности в области правового просвещения как вида социально-правовой компетентности.
Ключевые слова: педагогическая технология; правовая компетентность; правовое просвещение; методы обучения.
Повышение качества вузовской подготовки специалистов социальной работы имеет существенное значение для решения многих общественно-политических, социальноэкономических, социокультурных задач
страны. В этих условиях повышение результативности вузовского обучения социальных работников взаимосвязано с проектированием новых подходов и технологий социальной сферы. Специалист социальной работы -проводник позитивных социальных изменений, он призван профессионально решать социальные проблемы и предупреждать их появления. Правовое просвещение населения в современных условиях развития социального государства - это важное направление превентивной деятельности специалистов социальной сферы, позволяющее уменьшить социальную напряженность, стабилизировать позитивные начинания, интенсифицировать социальный прогресс, повысить правовую информированность клиентов социальных служб.
Социальной практикой востребовано усиление внимания к содержанию вузовской подготовки, нацеленной на формирование правовой компетентности будущих социальных работников. Одной из составляющих правовой компетентности является способность эффективно осуществлять правовое просвещение населения.
Проектирование технологии вузовского обучения, направленной на формирование компетентности в правовом просвещении у будущих специалистов социальной сферы, относим к виду дидактического проектирования.
Дидактическое проектирование обеспечивает описательные, объяснительные и предсказательные функции по отношению к целям, содержанию, методам, средствам и организационным формам обучающей деятельности, направленной на удовлетворение требований личности и общества к образованию [1].
В нашем понимании проектирование технологии вузовского обучения - это деятельность, предполагающая научное обоснование и реализацию технологии, обеспечивающей формирование профессиональной компетентности будущего специалиста.
В педагогике существуют разнообразные трактовки термина «технология», связанные с использованием технических средств обучения, совокупностью средств и методов педагогического процесса, с проектированием педагогических систем в масштабе класса, образовательного заведения и даже региона. Наше внимание сосредоточено на исследованиях, рассматривающих возможности техно-логизации вузовского обучения.
В.И. Андреев считает, что педагогическая технология - это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в т. ч. при последующем воспроизведении и тиражировании [2].
Таким образом, педагогическая технология - это научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Следует также обратить внимание на то. что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания.
Подход М.В. Кларина [3] послужил основой для технологизации процесса формирования компетентности студента - будущего специалиста социальной работы в правовом просвещении, а технология определена как совокупность традиционных и инновационных методов, обеспечивающих цель совместной педагогической деятельности и деятельности студента.
На основе концепции дидактического проектирования подготовки специалистов социальной работы в вузе (автор - Н.В. Га-рашкина) [1] была спроектирована технология вузовского обучения специалиста социальной работы правовому просвещению, интегрирующая потенциал учебных дисциплин по блоку общепрофессиональных, специальных дисциплин, дисциплин по выбору, дисциплин специализации, учебной и производственной практики студентов. Технология рассматривается ею как дидактический проект, включающий следующие структурные компоненты: аксиологический, содержа-
тельный и методический.
Аксиологический компонент в разрабатываемой технологии обусловлен ее направленностью на формирование компетентности в правовом просвещении, которая является составляющей профессиональной и социально-правовой компетентности будущего специалиста социальной работы.
Профессиональная компетентность - это ценность и условие успешности в профессиональной деятельности специалиста социальной работы.
Гарантированный результат проектируемой нами технологии вузовского обучения - это сформированность компетентности будущего специалиста социальной работы в правовом просвещении населения.
Изучение сущности, содержания, структуры и особенностей профессиональной компетентности специалиста по социальной работе позволило сделать вывод о том, что правовая компетентность является ее подструктурой.
С.В. Гурин считает, что личность со сформированной правовой компетентностью должна иметь систематические знания по
основам права и быть способна самоопределяться и самореализовываться в типовых правовых ситуациях, определять собственную позицию на основе принципа неразрывности прав и обязанностей; специалист любого профиля должен иметь систематические фундаментальные знания по общим и профильным разделам права, быть способным определять адекватные модели поведения и/или принимать решения в типовых и нестандартных правовых ситуациях; иметь глубокие системно-организованные знания по общим и профильным разделам права (на профессиональном уровне), быть способным к применению правовых норм в сложных неоднозначных правовых ситуациях и быть способным к законотворческой деятельности [4].
А.В. Молчанова рассматривает профессионально-правовую компетентность социального педагога как способность выполнять профессиональную деятельность в соответствии со своими ценностными ориентациями в рамках установленных норм права (правового поля). Другими словами, профессионально-правовая компетентность представляет собой высокую степень овладения социальным педагогом профессиональными компетенциями и умениями их реализовать на практике в соответствии с нормами права [5].
В своей профессиональной деятельности социальные работники решают практические задачи по оказанию социально-правовой помощи, защиты и поддержки различных слоев населения, следовательно, в структуре профессиональной компетентности данного специалиста следует выделить социальноправовую компетентность.
Социально-правовая компетентность
складывается из компонентов: диагностикопрогностического, организационно-управ-
ленческого, превентивного, правовоспитательного, консультативного, правозащитного. В зависимости от характера профессиональной деятельности социального работника по должностному назначению, месту работы содержание данных компонентов приобретает специальное наполнение.
На наш взгляд, в этой структуре отдельно должен быть выделен компонент правового просвещения, т. к. социальное неблагополучие клиента усугубляется низким уровнем правовой культуры, правовой грамотности. Проблема реализации социальных гарантий
напрямую зависит от знаний и умений ориентироваться в законодательной базе. Правовая грамотность населения становится важным инструментом для реализации своих прав и возможностей.
В нашем понимании правовое просвещение - это процесс по распространению правовой культуры среди различных возрастных и социальных групп населения, способствует усилению способности к социальному функционированию человека.
Согласны с позицией В. А. Никитина о том, что «в широком смысле социальная работа обозначает социальную деятельность общества по обеспечению социализации человека. В узком смысле предметом социальной работы является ресоциализация человека, оказание помощи и создание условий для восстановления способности к социальному функционированию» [6].
Деятельность специалиста социальной работы направлена на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе, создавая условия для позитивной социализации. Социальная работа предполагает оказание различных видов поддержки (в т. ч. и правовой) всем категориям населения, прежде всего детям и семьям, и (независимо от наличия у них проблем) с доминированием профилактических задач.
В современных условиях чрезвычайно актуальными для граждан нашего общества стали проблемы правовой осведомленности и юридической грамотности. Трудно назвать такую категорию населения (группа риска, социально благополучная, социально перспективная), для которой степень остроты подобных сведений не имела бы значения. Правовое просвещение востребовано всеми категориями населения, поэтому рассматриваем его как профилактическое направление деятельности социального работника. В случае реализации охранно-защитной функции социальный работник, в большей степени, является посредником, который обращается к юристу как профессионалу, границы компетентности которого в правовых вопросах значительно шире.
Проведенный анализ сущности базового понятия «просвещение» показал, что это:
- система образовательно-воспитательных мероприятий и учреждений в стране (1955 г.) [7];
- распространение знаний, образования, система воспитательно-образовательных учреждений в каком-либо государстве (1975 г.) [8].
В педагогике просвещение - это разновидность образовательной деятельности, рассчитанная на большую, обычно не расчлененную на устойчивые учебные группы, как-либо официально незарегистрированную и неформальную аудиторию. Основная задача просвещения - широкое распространение знаний и иных достижений культуры, способствующих правильному пониманию жизни в целом или ее отдельных сторон, а также пропаганда тех или иных идей, их внедрение в сознание людей в целях привлечения и участия в их воплощении. Названная задача выполняется через лекции, беседы, выступления в средствах массовой информации, разного рода популярные издания [9].
М.В. Снегирева рассматривает просвещение как направление передовой общественной мысли, связанное с деятельностью по распространению разными способами передовых знаний и идей, служащих социальному прогрессу, развитию образования и науки. Просвещение предполагает распространение моральных ценностей, культуры, правовых принципов на более широкие слои населения; длительный процесс приобщения новых поколений к утвердившимся нормам, взглядам, идеям, через которые общественное сознание осваивает процесс своей саморегуляции. Просвещение основывается на свободном отборе информации из разных источников, в то время как образование включает в себя обучение, которое определяется более строгими целями и методами» [10].
Сутью правового просвещения является процесс распространения правовых знаний, идей, ценностей, который служит росту общей правовой культуры личности и общества. Главная его цель - воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения, овладение населением основами правовых знаний, понимание прав человека, социальной и юридической ответственности, социальных гарантий.
Правовое просвещение должно быть нацелено на освоение навыков использования прав и свобод, умелого сочетания прав и обя-
занностей, ответственности перед другими, на воспитание правовой культуры.
Проведенное исследование показало, что особенно востребовано правовое просвещение как направление социальной работы среди подростков, молодежи, пожилых.
В ходе правового просвещения, с одной стороны, клиент усваивает определенные знания за счет активизации собственной деятельности, с другой - специалист социальной работы предварительно проектирует модель решения социально-правовой проблемы и управляет процессом ее решения, контролирует качество и ход решения проблемы.
Правовое просвещение - реально востребованная превентивной практикой технология деятельности социального работника.
К функциям правового просвещения как вида деятельности социального работника относим:
- диагностическую (оценка правовой информированности, потребностей в правовых знаниях у индивида или группы),
- проектировочную (разработка образовательно-воспитательных программ, проектов, мероприятий с учетом возрастных, гендерных и иных особенностей категории клиента социальной службы),
- организационно-управленческую (координация, посредничество, обеспечение ресурсами для реализации профилактических проектов),
- образовательную (повышение уровня информированности населения в правовых вопросах),
- социально-воспитательную (включение в профилактические программы общественных ресурсов, использование воспитательного потенциала микросоциума),
- функцию социализации (приобщение населения к правовой культуре).
Социально-правовая компетентность
вбирает в себя все аспекты жизнедеятельности человека, которые обеспечивают приобретение опыта социально-правового взаимодействия. Уровень осознанности социальным работником и клиентом их социальных статусов во многом зависит не только от знания прав и обязанностей, но и от умения их реализовать.
В исследовании М.В. Горбушиной рассматривается правовая компетентность специалиста по социальной работе, которая
представляет собой совокупность качеств, отражающих степень квалификации, уровень правовых знаний, умений и навыков, готовности и способности, связанные с осуществлением комплекса мер по правовой поддержке и защите населения [11].
Проанализированные подходы позволили рассматривать в нашем исследовании компетентность в правовом просвещении как составляющую профессионально-правовой компетентности специалиста социальной работы, согласно базовым функциям включающую диагностическую, проектировочную, организационно-управленческую, правовую и педагогическую компетенции, а также позволило спроектировать содержание вузовского обучения будущего профессионала.
Содержательный компонент спроектированной технологии включает инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть соответствует Государственному и вузовскому стандартам профессионального образования, вариативная зависит от индивидуальных интересов студента, от приобретенных им ранее знаний, от его практического субъектного опыта в профессиональной деятельности, от специфики научных интересов и возможностей преподавателей, ресурсов кафедры, потребностей социальных служб и региона. Содержательный компонент проектируется с учетом личностного, социального и технологического модулей дисциплин и сквозных направлений вузовской подготовки: теоретическое обучение, организации учебнопрофессиональной деятельности студентов и практическое обучение.
Методический компонент технологии является комплексом, включающим традиционные и инновационные методы обучения. Базовыми методами обучения специалиста социальной работы в вузе определяем метод проектов и активные методы обучения. Это связано с тем, что в ходе реализации образовательного проекта выявлены условия активизации индивидуальных возможностей студента: личностно-ориентированное, вариа-
тивное обеспечение субъектной деятельности; прогнозирование позитивной социальной направленности ее; формирование коллективного субъекта с учетом индивидуальных особенностей каждого; постепенное усложнение деятельности с переходом на более
высокие уровни развития, творчества, самосовершенствования.
В спроектированной технологии формирования профессиональной компетентности будущего социального работника введен процессуальный компонент, включающий этапы организации учебно-профессиональной деятельности студентов, соответствующие этапам присвоения новой информации (мотивационно-подготовительный, этап планирования, построения ориентировочной схемы учебно-профессиональной деятельности, этап конкретных действии и операций, рефлексивный и оценочный этапы).
Разработанная технология применялась в рамках общепрофессиональных («Правовое обеспечение социальной работы», «Технология социальной работы», «Педагогика») и специальных дисциплин («Организация правовой помощи населению»), а также в ходе студенческой практики по специальности «социальная работа».
Особое значение в проектировании технологии играет также еще один введенный функциональный компонент - диагностикопрогностический, включающий блок методик для входного, текущего и выходного контроля уровня сформированности компетентности в правовом просвещении.
Завершает структуру технологии результативный блок, который содержит описание результатов дидактического проекта. Для проведения диагностики результатов были определены основные критерии компетентности в области правового просвещения у будущих социальных работников. На основании исследований Т.С. Волох, М.В. Горбушиной, С.В. Гурина, А.В. Молчановой [4,
5, 11, 12], а также проведенного анкетирования по оценке параметров компетентности социального работника в области правового просвещения определены ее критерии: когнитивный, позиционный, деятельностнорефлексивный, соответствующие им показатели и уровни (высокий, средний, низкий).
Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что спроектированная технология вузовского обучения обеспечивает результат - повышение уровня сформиро-ванности компетентности социального ра-
ботника в правовом просвещении (у 87 % студентов). Разработанные компоненты технологии: аксиологический, содержательный, методический, процессуальный, диагности-ко-прогностический, результативный - позволяют осуществлять эффективное педагогическое управление и интегрировать усилия преподавателей, руководителей учебной и производственной практики, а также студентов в освоении функций правового просвещения.
1. Гарашкина Н.В. Проектирование социального образования в вузе: концепция, модель, технология реализации: монография. Тамбов, 2004.
2. Андреев В.И. Педагогика. Казань, 2000.
3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
4. Гурин С.В. Формирование правовой компетентности будущего учителя в учебно-воспитательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Мурманск, 2004.
5. Молчанова А.В. Формирование профессионально-правовой компетентности социального педагога в вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2008.
6. Никитин В.А. Социальная работа как специфический вид социальной деятельности // СОТИС. 2008. № 3. С. 6-11.
7. Большая советская энциклопедия. М., 1955. Т. 35.
8. Большая советская энциклопедия. М., 1975. Т. 21.
9. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. М., 2001.
10. Снегирева М.В. Общественные ресурсы в педагогических технологиях правового просвещения: автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009.
11. Горбушина М. В. Формирование правовой компетентности у будущих специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук. Ульяновск, 2007.
12. Волох Т. С. Развитие социально-правовой компетентности будущего учителя (на материале педагогических дисциплин): автореф. дис. . канд. пед. наук. Омск, 2006.
Поступила в редакцию 17.05.2010 г.
UDC 36+378
DESIGNING OF HIGH EDUCATION TECHNOLOGY OF LAW OF FUTURE SOCIAL WORKER
Andrey Aleksandrovich Polkhanov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: ksr.tgu.tmb@rambler.ru
The components of training technology of social workers in the university are presented in the article. The author considers the features of methods of competence formation in the field of legal education as kind of so-cially-legal competence.
Key words: pedagogical technology; legal competence; legal education; training methods.
УДК 355.232.001
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Алексей Викторович Столяров
Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Россия, адъюнкт, e-mail: stolya-aleksei@mail.ru
Рассматриваются основные отличительные особенности организации образовательного процесса в высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации.
Ключевые слова: военно-учебные заведения; подготовка офицеров; учебный процесс; специфика обучения в военно-учебном заведении.
В системе высшего образования Российской Федерации особое место занимают высшие учебные заведения Министерства обороны, которые решают специфические задачи по подготовке офицерских кадров.
Главными задачами высшего военноучебного заведения являются:
- подготовка и переподготовка офицеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для федеральных органов;
- профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров;
- военная (специальная) подготовка должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с решением мобилизационных и оборонных вопросов, а также задач по обеспечению безопасности Российской Федерации;
- организация и проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, направленных на решение проблем
укрепления обороноспособности и безопасности страны и совершенствование профессионального образования военнослужащих;
- удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;
- организация и проведение работы по военно-профессиональной ориентации молодежи и подготовке ее к поступлению в высшие военно-учебные заведения [1].
П.И. Образцов и А.М. Косухин отмечают, что в процессе обучения в военном вузе дополнительно решаются следующие задачи [2]:
- обеспечение системных разносторонних специальных знаний курсантов и слушателей;
- выработка у обучающихся необходимых значимых профессиональных навыков и умений;
- формирование высоких нравственных качеств офицера-патриота;
- развитие интеллектуальных и физических способностей;