ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НАУКОЕМКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ*
М.С. Чванова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Держа: ул. Интернациональная, 33, Тамбов, Россия, 392000
М.В. Храмова ^^^
Кафедра информационных систем и технологий%ОбгЧени] Саратовский государственный университет иМНТ' Чврнышевского Астраханская ул., 83, Саратов, Г-ссиг, -100у6
А.А. СкворЦоВ
Кафедра информатики и информационных технологий Тамбовский государственныШУниВавсиГшим. Г.Р. Державина ул. ИнтернациональнаябЗЗ, Тамбов, Россия, 392000
В статье описывается структура соврЩменнойШйвтемы дистанционного обучения для специалистов наукоемких специальностей, вКлюЧающая элементы, необходимые и характерные для исследовательской и инновационной деятельности.
Ключевые слова: структурВсистемш дистанционного обучения, наукоемкие специальности, профессиональная подготовка, обучение.
С учетом тенд( менной системы д альностей должна тем, что дда^аукрем:
НЩразвития информационных техновогай'стр'уктура совре-циокного обучения для шециаЛистоЦ^ауКоемких специ-о отличаться от традиционниХ^кртеМЮто обусловлено х специальностей характериоЧКлючение исследовательской
деятельностив образовательный процесс, ориентация неиспользование проектного обучения,^Частие студентов в инновационных профессионально ориентированных *ро|кВёХ, выполнение наукоемких лакош!орных практикумов, общение ;етйжЛредставителями профессионального Сообщества разных стран. В системе дистанционного обучения взаимодейсдауЮ»обучаемые; обучающие — преподаватели вуза (от ассистента дошрофэссора); представители профессионально иентированного сообщества; представители бизнеса и инновационных инфраСтруктур. При рассмотрении^эламентов системы дистанционного обучения будут описываться не только задачи обучаемого в системе, но и действия остальных участников учебного процесса.
Выявление структуры системы подготовки специалистов наукоемких специальностей позволяет, по^ашему мнению, определить оптимальный интерфейс для системы дистанционного обучения. Остановимся подробнее на составе основных элементов.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка инновационной информационно-коммуникационной системы для дистанционного обучения специалистов наукоёмких специальностей», проект № 12-06-12006/12.
Административный элемент. Стартовая страница системы до регистрации носит презентационный характер: представляет систему дистанционного обучения посетителю, информирует о возможности зарегистрироваться для полноценного доступа к ресурсам системы, открывает список курсов, выполненных проектов и т.д. В системе предусмотрены роли, каждая роль имеет определенный набор действий и возможности манипулирования системой. ПользоватвлЬшегистрирует-ся в системе, указывая необходимы сведения, и получает уЦикалЪноеимя пользователя (логин) и пароль для входа в систему. ж
После процедуры авторизации — идентификации щщьзователя по логину и паролю интерфейс системы меняется. Участник видВт^ейл?менты, доступ в которые для него возможен, частично имеет возможность изменять дизайн системы, редактировать информацию о себе (личную страницу), загружать фотографии, дополнительную информацию, управлять своим календарем. Система может предусматривать самостоятельную регистрацию и запись на курсы.
Элемент «Деканат» выступаег^вЯ^редставитель деканата в традиционном обучении с соответствующим набором задач: объединение студентов в учебные группы, подгруппы; проведени^сонтрол^успеваемости, ведение автоматизированного журнала посещений, составление расписания. Расписание в данном случае подразумевает сроки и время прохождения соответствующих дисциплин и курсов, время сдачи контрольныхЪаданий (зачетов, экзаменов, проекта!1), аТакже указывает, например, время обязательных виртуальных онлайн-консультаций с преподавателем. В дополнение к традиционному деканату строится рекомендуемая технологическая карта обучения.
Запись студент|в на курсы может проходитькак^втомтизированно, после распределения на соответствующий курс или группу, так и в ручном режиме, с учетом^ехнолвгической карты и рекомендаций по обучению. Результаты любой деятельности вплоть до обычного входа в систему фиксируются, полный отчет собран на одной странице (либо в виде файла, удобного для статистической обра-данной подсистеме происходит информирование о внесении в календарь ствующих событий, например, информации о конкурсах, олимпиадах, сро-подачи материалов для учжтия^мтой или иной конференции. На уровне дан-
ной подсистемы важно Информационно-з
живать различные различные вариан крытое образован зволяет создавать
приватности информации об обучаемых. дсистема позволяет разрабатывать и поддер-(по структуре, формату, срокам). Заметим, что Системы наиболее полно описаны в журналах «От-гдагогическая информатика». Данная подсистема по--методические курсы преподавания различных дисциплин
учебного плана, разрабатываемые преподавателями. При создании курсов от преподавателя требуется знание особых программных средств. При таком подходе не предъявляется особых требований к предварительной компьютерной подготовке как студента, так и преподавателя. Нет принципиальной зависимости от определенного типа компьютера, операционной системы или пакета прикладных программ. Разрабатываемое преподавателем методическое содержание курса в этом смысле универсально. Различные компоненты (модули курса) обеспечивают про-
ведение всех форм занятий. Подсистема позволяет модернизировать и дополнять курсы преподавателя, организовывать гибкую структуру составляющих (лекция, семинаров, заданий, чатов, форумов, лабораторных, тестов) внутри создаваемого курса [7].
Психолого-педагогические функции курса реализуются посредством взаимодействия студентов с преподавателями, представителями профессионально ориентированных сообществ, представителями бизнеса и инновационных инфраструктур посредствам чата, форума, теле- и видеоконференций [6]. После'Авторизации в системе обучаемому доступны все курсы, на которые он записан.
Контроль и самоконтроль в системе. Многие о1|Чецвенные и западные исследователи считают, что компетентностный подрой к\бразованию с неизбежностью потребует инновационной методологической перестройки оценки качества усвоенных знаний, приобретенных навыков, способностей и, следовательно, компетенций [4; 10]. Определенное решение этвй^Ироблемы должна предоставить подсистема непрерывного контроля текущих учебных достижений студента с постоянным многомерным мониторингом результатов в различной форме.
Поскольку мониторинг представляет собой результаты систематического наблюдения за учебным процессом'данные которого используются для соответствующей коррекции, его результаты должны содержать информацию, по которой можно не только констатировать результаты обучения, но и выявлять причины затруднений, испытываемых^чаЩимися [5]. Разработка содержатель1ой части такой информации требует специального внимания для адекватного преобразования в определенные^ера?1г'ические действия [1—3]. Оиствма контроля должна не только сообщать о факте усвоения или неусвоения учебной информации, но должна проводить диагностику причин возмож решений устранения причин.
КонтродЪ^ самоконтроль достигнутого^обучаемым уровня учебных достижений позволяет создавать благоприятную зону ближайшего развития студента аждой точке его траектории в образовательном пространстве, прогнозировать итие знаний, умений и навыков на основе полученных данных, с учетом чего преподаватели могут выстраивать систему педагогических воздействий для каж-го конкретного случая. Нааснове^анных элемента контроля проводится авто-атизированная оценка сформированнЬсти профессиональных компетенций.
практикумы». Специфика подготовки специали-устанавливает необходимость в проведении рактикумов, причем во многих случаях невозможна замена определенной научной задачи соответствующим лабораторным учебным практикумом. Таким образом, в системах дистанционного обучения необходимо предусматривать возможность интеграции и кооперации различных научных лабораторий (разбросанных территориально, принадлежащих разным научным школам), предлагающих на различных условиях (в том числе и платно) проведение определенного рода исследований по заказу, предоставление лабораторного оборудования и сопровождения технических специалистов для проведения экспериментов.
ч, поиск возможных
Элемент «Лаборато
стов наукоемких специа большого числа лабо
ление чрез-ведения тра-з-за нехватки дования, а так-работ, связанных
Элемент «Лабораторные практикумы» содержит три основных компонента:
— коллекцию фото- и видеоматериалов лабораторных практикумов (различного формата — фото, видео, флэш). Материалы могут быть встроены в систему либо представлены в формате ссылок на ресурсы Сети. Соответствующее видео может оцениваться и комментироваться;
— комплект имитационных лабораторных работ. Данное вычайно популярно в последнее время в связи невозможно! диционного лабораторного практикума по некоторым ди аудиторного фонда, моральной устарелости и изношенно же в связи с ограничениями на поставку эксперим с угрозой жизни и здоровья обучаемых.
В условиях дистанционного обучения, виртуальное лабораторные работы, использующие технологию имитационного моделирования с привлечением современных аппаратно-программных (технических) средств визуализации, компьютерной графики, анимации для эффективного интерактивного взаимодействия пользователя (обучаемого-экспериментатора) со средой моделирования, являются незаменимыми. Потенциальнд^аки1Цабораторные работы могут использовать технические средства виртуальной реальности для создания эффекта присутствия, а также технологии Seco
— список лабораторных работ, который можно провести ации с парт-
„ебных^аведении и научных организа ких отраслей производства, не кум в полной мере собст е того, для некоторых эксперименто азца либо соответствую ом случает обучаемый вы
овящий спе-обеспечить ериментальным ебуется установка валификация для проведения паетшзаказчиком» эксперимента:
уждает постановку задачи, ости происходит подключение
нерами из других циалистов для на соответствующий оборудованием. промьп измер
через соответствующие средства коммун 'И ищ 'ишь эксперимента. При не' платежной системы. ^^^
одсистема коммуникаций стат щ своей целью обеспечение процесса об-ия всех участников образойателЬого процесса. О задачах и функциях этой подсистемы мы писали в работей]. Механизмы общения в системе интегрируют общение в традиционных системах обучения, общение на базе компьютерных коммуникаций, а также ^бЩение с бизнес-сообществом и потенциальными заказчиками. Для решенйя пэсГавлГнных задач возможно использование следующих сервисов: форумо!|^р1ф1ческих чатов, виртуальных классов, тренингов, видеотрансляций. Необходимо предусмотреть возможность организации рассылок по электронной почте (новостей, сообщений форумов, новых событий, оценок, комментариев преподавателя); организацию БМБ-рассылок.
Подсистема коммуникаций должна предусматривать различные степени общения — приватные и публичные. В ходе обучения и контроля за деятельностью обучаемых при дистанционной форме невозможно будет оценить эффективность педагогического воздействия без учета особенностей общения между обучающим и обучаемым посредством компьютера. Отсутствие «живого» общения, точнее,
нехватку личностного взаимодеиствия традиционно относят к причинам негативного отношения к дистанционному обучению как такового [9].
Рассмотрим основные особенности процесса педагогического общения, одновременно пытаясь указать возможные способы их реализации в системе дистанционного обучения:
— информация в процессе общения не только передается, но ийормируется, уточняется, развивается. Автор курса в системе профильного^бучения всегда может скорректировать его содержание, изменив структуру, наполнение, последовательность подачи материала в соответствии с опытнойапра|ациеи курса. Сетевые преподаватели могут дополнять курс своими элементмицщзЬясняя и иллюстрируя непонятные места; ^^ уГ
— вербальное общение реализуется посредЕтвом^актического, информационного, дискуссионного и исповедальногА^иЛдвшиЛлогов. Информационный и дискуссионныи диалоги реализуются с помощью форумов, комментариев к работам, чатов, а исповедальныи тип диалога — системои внутренних сообщении.
— органическим дополнением вербальнои речи является употребление невербальных средств общения: кинесикС(жесты|таимика, пантомимика), паралингвистики (качество голоса, его диапазонжональность) и экстралингвистики (включение в речь пауз, смеха, п/каш^ваний и т.п.), проксемики (проциянственная и временная организация общения— хронотипы «вагонного посутчит», «больничной палаты» и т.п) визу1лвное общение (контакт глажми^лНевербальные
средства общения лики. Для того что ляя свой профай. комментарии
и
пытаться реализовать, используя так называемые смай-митировать визуальное общение, рекомендуется, оформ-стить в нем свою фотографию!^, этом случае в любом сообщении форума собеседники будут видеть изображение; ая сторона общения проявляется в совместной деятельности. жна обладать широким спектром возможностей для организации совмест-й деятельности: wiki-страниЦьI,'A/íданfeе вторичного глоссария, дис-форумах и чатах;
процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между его частниками. Для достижения взаимопонимания между участниками педагогиче-ого общения можно рекомендовать использования системы внутренних сообщений. Эта система позволяет^гаЛравлять письма не только по траектории «преподаватель — обучаемые»^)н^учащийся — учащийся».
Подсистема коммуникаций позволяет организовать коллективное обсуждение наиболее сложных илЯЬызвавших затруднения вопросов курса [8]. Ключевой функцией преподавателя дистанционного курса является обеспечение конструктивных обсуждений материала. Активное вовлечение участников в критический анализ происходящего является залогом формирования учебного сообщества курса. Основным средством достижения этого являются дискуссионные форумы.
Подсистема проектной деятельности. Для незарегистрированных (непред-ставившихся) участников доступна стартовая страница с названием выполненных и выполняемых в данный момент проектов. Если проект завершен, на странице
кратко представлены его основные результаты, приводятся ссылки на отчет, патенты, публикации и т.д. (платно или бесплатно). Если проект находится в разработке, то гости могут видеть его название, основные задачи и, главное, предложения по потенциальному участию в проекте. Указываются координаты участников проекта.
Зарегистрированные участники имеют более широкие возМоЖнвсти взаимодействия с системой. После представления системе участникам^Гановится доступна опция «Мои проекты», в которой представлен список п^^ек^^в, участником которых он был, а, главное, является в настоящий мсрмент^Руководитель проекта имеет возможность просматривать страницы участников проекта, общаться с ними, организовывать дискуссии участников, перераспределять участников в микрогруппы для решения подзадач проектной деятельности! Для руководителя и участников проекта подсистема проектной деяте^нои^взаимодействует» с подсистемой контроля, позволяющей оценивать работу участников проекта. Данный контроль может быть как текущим, так и итоговым.
Элемент «Бизнес». Однойиз отличительных особенностей наукоемких отраслей является тесная связь с венчурным (рисковым) капиталом. Для качественной подготовки специалиста необходимо введение соответствующей подсистемы в образовательное пространство подготовки специалистов наумжмких специальностей. В ее задачи входит предоставление информации и организация связи, налаживание контактйвс пот1йциальными партнерами.
По нашему мнению, подсистема имеет нескольк
— «Наши партнеры» — список предприятий^щрга ий, имеющих уже установивщиеая^еловые контакты с вузом;
ранты» — научные фонды, гранто может обеспечить финансирование соответс
■ «Финансовое обеспечение» — д новационные инфраструктуры для к . телвжости. Это может быть взаим^
ели, сотрудничество с которыми ющих исследований;
ент предлагает выход на ин-ции результатов проектной дея-бизнес-инкубатором — для создания астниками проектной деятельности собственного предприятия (малое предприятие в рамках университета); технопарком — как площадкой для доведения результатов работы до «промышленного образца»; центром трансфера технологии — который позволит аккумулировать ведения о разработке с последующей передачей в международные о^ти тршофера технологий с целью привлечения партнеров, инвесторов или продажи ноу-хау; венчурным фондом — для финансовой поддержки проектной деятельности.
Желательно предусмотреть создание своей профессиональной социальной сети или выход в профессиональные сети, группы в социальных сетях, ленты новостей на сайте проекта. Если это невозможно, в системе предусматривается алгоритм, рекомендации и советы, по работе с инновационными структурами.
Библиотека учебных материалов состоит как из внутренних документов системы, так и интегрируется с библиотеками учебных заведений, сетевыми библиотеками. Доступ к сторонним документам возможен за отдельную плату. Стар-
товая страница библиотеки имеет каталог представленных внутри нее ресурсов, поисковую систему по ресурсам библиотеки. Отдельно предоставляются ссылки на партнеров, доступ к книгам которых возможен на платной и бесплатной основе. Приводится список мировых электронных библиотек и каталогов электронных материалов. При составлении библиотеки учебных материалов в аннотациях желательно указывать, для каких курсов и дисциплин рекомендуется таВ^ииная книга. Учебные материалы (книги, пособия, статьи) предоставляются в%ринятых на данный момент стандартах (html, pdf, djvu), преимуществом^огут%ыть дополнительные иллюстративные материалы. Актуальным становитоСперевод учебных материалов в формат для мобильных устройств для чтеция^ни^— Ebook.
Платежный элемент позволяет иметь виртуалШкышсчет с системой кредитов для оплаты определенного набора услуг, а также подключать реальные платежные системы, предусматривающие опла (SMS), электронные деньги, систему межд и Mastercard (визуально представлен то.
Определяется место и функции технологий в учебном процессе функции преподавателя. Особое ционного обучения приобретает компьютерная среда», под Которы: вие человека и компьютера
налы, сотовые телефоны ластиковых карт типа Visa стрированных пользователей). ;их средств ИКТ и дистанционных дуализации обучения, уточняются ие при использовании технологий дистан-алог в системе «человек — информационная мы понимаем информационное взаимодейст-ающее в форме чередования обращений со сто-
ми и ответов на эти запросы а системы дистанционно ьностей позволяет создать риентированного на иссле^о
роны обучаемого с Таким образо стов наукоем] ганизации деятель
так, процесс информатизации являет цессом^вйктерным для всего мирового веческой деятельности, в у процессу стала возмо: дистанционное обучение, кото
|орм обучения. Система дис тей — это огромный шаг^пе; включает в себя новей ты. Использование в системы передачи да леко друг от друга, им формой обучения XXI в.
для специали-условия для ор-ю и инновационную
ным и объективным про. Он проявляется во всех сфе-образовании. Во многом благо-интетическая форма обучения — в себя лучшие черты традиционных
ого обучения для наукоемких специально-д на пути развития технологий, так эта система
ормционные технологии и педагогические аспек-ументов видеоконференции, Интернет и другие «сблизит» преподавателя и студента, находящихся дао поэтому дистанционное обучение часто называют
ЛИТЕРАТУРА
[1] Архангельский С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. — М.: Знание, 1975.
[2] Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест. — М.: Знание, 1999.
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8] [9]
[10]
Гутник Г.В. Мониторинг в контексте информатизации образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2001. — № 4. — С. 25—31.
Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8. Кальней В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель—ученик»: методическое пособие для учителя. — М.: Педагогическое общество России, 1999.
о-образова-атизации обра-
ию технических школа, 2007. ации обучения: (Педа-
стя... // Открытое образова-
Каракозов С.Д. Развитие содержания обучения в области инфо] тельных систем: подготовка учителя информатики в контекст зования: Монография / Под ред. Н.И. Рыжовой. — Барнаул Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к средств обучения: Учебно-методическое пособие. — Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы ко] гогическая наука — реформе школы). — М.: Пе Чванова М.С., Храмова М.В. Общение в сети —.1 ние. — 2010. — № 3. — С. 82—91.
Thatch E.C., Murphy K.M. Competencies forpisfMfcg *Education Professionals // Educational Technology, Research and Development*—^oL 43#— № 1. — P. 57—79.
DESIGWINGpF DISTANCE EDUCAl
for prOfesSiONals of high-tech sPEcn
M.S. Chvanova
Tambov state university named Internatsionalnaya str., 33, Tam,
M.V. Khramd
Chair of information systems akd^eCWfcblogies in training Saratov state univerntyfcamM after Chernyshevsky AstrakhanskayO&r., 83it§Êfatov, Russia, 410026
ivortsov
'ormatiCs and information technologies university named after Derzhavin 'aya str., 33, Tambov, Russia, 392000
The paper describeMhe structure of a modern system of distant education for professionals of intensive specialties, includingthe necessary elements and characteristics for research and innovation. Key words: structure of the system of distant learning, professional training, education.