ПРОЕКТИРОВАНИЕ ШТУЧНЫХ ИЗДЕЛИИ ПО МОТИВАМ СЛУЦКИХ ПОЯСОВ PIECE GOODS DESIGN ON GROUNDS OF SLUTSK BELT
Г.В. Казарновская* Н.А. Абрамович
Витебский государственный технологический университет
УДК 677.024
G. Kazarnovskaya*, N. Abramovich
Vitebsk State Technological University
РЕФЕРАТ
ABSTRACT
СЛУЦКИЕ ПОЯСА, ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ, ЖАККАРДОВАЯ МАШИНА, ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК, СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ БРЕНД
Предметом исследований является проектирование и наработка сувенирной продукции на РУП «Слуцкие пояса». Основная задача - разработка штучных изделий, базирующихся как на художественной концепции аутентичных слуцких поясов, так и на технологических разработках, полученных в результате реконструкции исторических поясов на современном ткацком оборудовании РУП «Слуцкие пояса».
Разработанная продукция направлена на создание белорусского национального культурного бренда, который можно тиражировать в различных вариациях, параллельно с возрождением аналогов аутентичных слуцких поясов.
Внешний вид штучных изделий представляет собой своего рода развитие темы поясов. Анализ исторических поясов определил направление для организации композиционной структуры и пластических форм в следующих типах сувенирной продукции: закладка для книг, шарф, панно. Вопросы технологии, способа воспроизведения, строения изделий нашли свое развитие в предшествующих исследованиях структуры исторических поясов. Представленные штучные изделия наработаны и внедрены в производство на РУП «Слуцкие пояса».
SLUTSK BELTS, WEAVE, JACQUARD MACHINE, TECHNICAL DRAWING, SOUVENIRS, NATIONAL BRAND
The main subject of this study is development of piece-goods, based on the artistic concept of authentic Slutsk belts, and on technological developments resulting from the reconstruction of historical Slutsk belts in modern weaving machinery RUE «Slutsk Belts». The developed products aimed at the creation of the Belarusian national cultural brand, which can be replicated in different variations, along with the revival of unique authentic Slutsk belts.
Analysis of historical belts defined direction for the organization of the composite structure and plastic forms in the following types of souvenirs: the tab for books, the scarf, panels. The issues of technology and structure of products were discussed in previous studies of structure of the historical belts. Presented piece-goods are tried and tested and implemented in production process at RUE «Slutsk Belts».
у
Целью проведенной работы является проектирование штучных изделий, базирующихся на художественной концепции и строении аутентичных слуцких поясов. Научные исследова-
ния по реконструкции исторических поясов на современном ткацком оборудовании легли в основу и нашли свое дальнейшее развитие в наработке опытных образцов сувенирной продук-
* E-mail: [email protected] (G. Kazarnovskaya)
вестник витебского государственного технологического университета, 2017, № 1 (32)
ции. Разработанные штучные изделия направлены на создание белорусского национального культурного бренда, символа, который можно тиражировать в различных вариациях, параллельно с возрождением аналогов аутентичных слуцких поясов, развивая ассортимент сувенирной продукции.
В истории культуры разных стран мира есть исключительно знаковые достижения, которые позволяют объективно оценить ступени и масштабность национального вклада в мировое художественное наследие. Классический слуцкий пояс - это длинная (до 350-400 см) ткань шириной 35-40 см, которую, складывая вдвое или скручивая, повязывали поверх шляхетского костюма (кунтуша). Аксессуар мог быть одно-, двух-, трех-, четырехлицевым. Каждая из сторон использовалась в зависимости от колорита наряда и ситуации [1].
Слуцкие пояса - это произведения шелкового ткачества с особой композиционной гармонией и изысканной орнаментикой. По композиции слуцкий пояс разделен на три части: два прямоугольных завершения - «головы» и основная часть - «середник» (рисунок 1).
Работа с традицией очень ответственна: богатая и насыщенная сама по себе, она диктует жесткие ограничения для проявления креативности, ставит в узкие рамки, заставляет находить компромисс между копией и новаторством. В случае, когда создается совершенно новая композиция, теряется характерная образность пояса, его узнаваемая стилистика. Это составляет сложную задачу визуальной концепции: не уйти в полное копирование, но и сохранить образную
узнаваемость исторического источника.
При работе над внешним видом штучных изделий использовался метод интерпретации. Этот метод позволяет более свободно обращаться с традиционным орнаментом прошлого. Примером такого решения могут служить орнаментальные композиции лоскутного построения. С использованием фрагментов старинных орнаментов создается композиция, построенная на сочетании простых или сложных геометрических форм, заполненных формами орнамента. Можно сочетать одни и те же формы разного масштаба, варианты колористического решения или несколько разных фрагментов, объединенных стилевым характером элементов. Как и в любой другой композиции, необходимо решить такой рисунок цельно, подчиняя все единому ритмическому и пластическому строю, цветовой гармонии.
Внешний вид штучных изделий представляет развитие темы поясов. Форма объектов - вытянутый по вертикали прямоугольник, композиционная организация заполняющих элементов статичная и характеризуется наличием вертикальной и горизонтальной симметрий. Пластика заполняющих элементов криволинейная, статичная, в большинстве симметричная по горизонтали и вертикали.
Анализ структуры и рисунка исторических поясов определил направление для организации композиционной структуры и пластических форм в типе сувенирной продукции - закладка для книг. В качестве источника базовой композиции, строения, технологии изготовления послужил пояс, представленный на рисунке 2.
Рисунок 2 - Исторический пояс - мотив
У
Технология, способ воспроизведения, оборудование и сырье, несомненно, влияют на характер рисунка исходной продукции. При сохранении композиционной схемы, присущей слуцким поясам, с учетом размерности изделия, рисунок становится мелкоузорчатым, что определяет вы-
бор элементов. Они должны быть читаемы после изготовления в материале. В качестве узора в бордюре и полосах середника выбран один и тот же элемент, чтобы не разрушать целостность восприятия композиции (рисунок 3).
Элементы головы симметрично повторяются два раза. На базе выбранной стилистики и с учетом технологических возможностей разработаны следующие элементы для головы пояса.
Как и в историческом поясе, в эскизе сувенирной продукции присутствуют метки в виде латинских букв FS.
Разработанная технология, базирующаяся на исследовании структуры слуцкого пояса и ее особенностей, легла в основу кода файла для управления работой ткацкого станка, созданного в программной среде DesignScope victor фирмы EAT (Германия). Для воспроизведения штучного изделия разработан технический рисунок, представленный на рисунке 5.
Строение представленного изделия соответствует строению реконструированного пояса аналога [2]. Для исключения перезаправки ткацкого станка, рисунок закладки расположен го-
ризонтально. Длина закладки соответствует ширине заправки ткацкого станка для выработки копии пояса, представленного на рисунке 2. В строении участвуют две системы нитей основы и четыре системы нитей утка. На поверхности ткани присутствуют 8 ткацких и 5 цветовых эффектов. Модельные переплетения для ткацких эффектов показаны на рисунке 6.
Мотивом для второго варианта образца штучного изделия послужил пояс слуцкого типа, изготовленный во второй половине 18 века. Этот пояс хранится в музее древнебелорусской культуры при ГНУ центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси (рисунок 7).
Композиция второй закладки имеет совершенно другой подход. В качестве головы представлена метка SLUCK. Элементы рисунка пояса-аналога взяты без изменений, но характер
Рисунок 5 - Технический рисунок штучного изделия - закладка для книг
Рисунок 6 - Модельные переплетения
Рисунок 8 - Технический рисунок штучного изделия - закладка для книг
V.
J
их распределения в середнике носит характер бордюра, увеличивающегося до центра, вытесняя полосы (рисунок 8).
В качестве орнамента используются характерные для всего декоративно-прикладного искусства Беларуси реалистические черты в трактовке растительных композиций с введением мотивов местной флоры - васильков, незабудок, клевера, дубовых листьев.
Данная закладка имеет ширину 5 см. Рисунок характеризуется наличием большого числа мелких тонких элементов различного цвета. Такой подход к разработке рисунка был в большей степени свойственен Лионским поясам. Как и в предыдущем случае, структура разработанного штучного изделия соответствует своему мотиву. В строении участвуют две системы нитей основы и шесть систем нитей утка.
Характер третьего рисунка закладки (рисунок 9) наиболее приближен к организации композиционной схемы поясов.
Выполнен рисунок на базе стилизации исторического пояса, наработанного на РУП «Слуцкие пояса» и утвержденного в качестве копии слуцкого пояса на заседании научно-экспертно-
го совета по отнесению образцов продукции к аналогам, копиям, художественным стилизациям слуцких поясов, протокол № 4 от 12 декабря 2014 года (рисунок 10).
Декор голов строится на метке MEFECIT SLUCIAE и является смысловым акцентом закладки. На поясах это особые метки слуцких мастеров: во времена Речи Посполитой - на латинице, позже на кириллице: SLUCK, SLUCIAE, SLUCIAE FECIT, MEFECIT SLUCIAE («Меня сделал Слуцк»).
Середник решен посредством чередования полос двух видов: декорированной растительно-цветочным бегунком, заполненной волнообразной цепочкой мелких цветов и узких вытянутых листьев, и орнаментированной геометрическими элементами. Орнаментальные полосы имеют окантовку, затканную мелкими ромбами.
Разработку орнаментации середника ввел Леон Маджарский, сын Яна Маджарского, арендовавший Слуцкую мануфактуру с 1781 г., когда тип слуцкого пояса приобрёл определённую законченность. Вместо чередования полос одинаковой ширины, которые отличались цветом, орнаментальными элементами, Леон ввёл слож-
Л
Рисунок 9 - Технический рисунок штучного изделия - закладка для книг
-У
Рисунок 10 - Фрагмент исторического пояса -мотив
ную систему последовательных комплексов полос, которые строились на контрасте их размеров, цветов и орнамента. Он применял противопоставление геометрических и растительных орнаментов. Этот же прием заложен в решении композиции закладки.
В строении участвуют две системы нитей основы и пять систем нитей утка. Длина закладки соответствует ширине заправки ткацкого станка и нарабатывается с теми же параметрами, что и пояс, являющийся мотивом.
Разработана коллекция сувенирных шарфов. Один из рисунков внедрен в производство (рисунок 11).
Коллекция представляет вариант решения задачи использования изделий, несущих характер знаковой исторической вещи, в быту [3]. Размер наработанного шарфа 30х200 см. Композиционная схема рисунка раппорта статична, симметрична по вертикали и горизонтали. Изделие имеет две головы, середник и кайму «бордюры». Композиционный центр расположен на концах: крупные контрастные по отношению к фону декоративные композиции букетов. Замкнутость композиции, помимо ярко выраженной горизонтальной и вертикальной каймы, обеспечивается явно симметричным ритмом полос раз-
личных по оттенку в местах смены цвета утков. Графическая трактовка мотивов - линейно-пят-новое решение. Контуры элементов - это линии с переменным радиусом кривизны, формирующие симметричные блоки. Мотивы используются как растительные, так и геометрические. Композиции букетов составлены из симметрично расположенных изображений цветов, листьев, бутонов, перенесенных из исторического слуцкого пояса. Натуральные шелковые нити, из которых вырабатывалось изделие, тонкие - линейная плотность в среднем равна 20 текс, это позволило получить очень мелкий и тонкий рисунок (рисунок 12).
Представленное изделие имеет свое уникальное строение, базирующееся на наработках аналогов исторических поясов, однако, имеющее свои характерные черты. По структуре спроектированное изделие - уточный гобелен. Назначение изделия подчеркнуто его строением, в котором принимают участие две системы основных нитей - прижимная и настилочная коричневого цвета и всего лишь три системы нитей утка, что придает большую легкость изделию и соответствует его функциональности. В качестве утков используются нити бежевого, коричневого и чередующихся синего и красного цветов. Чтобы получить возможность использовать большее количество цветов нитей утка, в технологии изготовления используются запрограммированные остановы ткацкого станка для смены цвета нитей шпуль в челночных коробках. Всего ис-
пользуется четыре вида утка, отличающихся по цвету. Участки шарфа с замененными утками имеют легкую оттеночность, что придает шарфу небольшую ритмично-организованную полоса-тость, характерную для многих видов изделий данного типа. Такое решение вычленяет изделие из композиционного построения исторических поясов, придает большую художественность и утилитарность.
Шарф характеризуется наличием четырех ткацких, включая кромку, эффектов и четырех цветовых. Модельные переплетения представлены на рисунке 13.
Разработана коллекция декоративных жаккардовых панно по мотивам слуцких поясов, продолжающая ряд сувенирной продукции, вызывающая интерес к белорусской истории и традициям и способная выступать акцентом в декоре интерьера или костюма.
В Витебском художественном музее с 23 января по 5 марта 2015 года прошла выставка «Раритеты», на которой были представлены экспонаты из собрания Музея старобелорусской культуры Центра исследований национальной культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси. Среди экспонатов был представлен и слуцкий пояс, датируемый второй половиной XVIII века, найденный в костеле города Глубокое Витебской области. Он и послужил основным источником вдохновения для коллекции. Один из рисунков панно выполнен в материале и внедрен в производство (рисунок 14).
Г
Рисунок 13 - Модельные переплетения
Г
Л
Рисунок 14 - Сокращенный патрон панно
Композиция и элементы панно максимально приближены к композиционному решению голов исторического пояса. Мотивы аутентичного пояса незначительно переработаны, сохранена общая композиция головы слуцкого пояса и свойственная ей пластика. Эскиз имеет статичную симметричную композиционную структуру. Центром панно являются два основных вертикальных мотива в виде расцветающих ветвей, которые образуют два медальона. Окружают центр композиции два вертикальных и два горизонтальных бордюра, на которых изображены стилизованные цветы, бутоны и ветви. В нижних правом и левом углах каждого из панно присутствует изображение ткацкой метки <^иСК». Строение панно аналогично историческому поясу - две системы нитей основы и шесть систем нитей утка.
Назначение разработанного ассортимента штучных изделий - определить вид сувенирной продукции, призванной напоминать о художественных шедеврах прошлого белорусской земли. В производстве изделий используется натуральный шелк, золотная нить, метанит. Разработанная технология предполагает прокладывание утков в мелкоузорчатых штучных изделиях по всей его ширине, что исключает использование эффекта «броше» и тем самым повышается производительность труда без снижения эстетической ценности сувенирной продукции.
Все представленные образцы штучных изделий внедрены в производство и выпускаются на РУП «Слуцкие пояса».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Казарновская, Г.В. (2013), Технология слуцких поясов на современном ткацком оборудовании, Художественная культура армянских общин на землях Речи Посполитой, Материалы международной научной конференции, Минск, 2007, С. 22 - 23.
REFERENCES
1. Kazarnovskaya, G.V. (2013), SLutsk belts technology on modern weavers equipment [Tehnologija sluckih pojasov na sovremennom tkackom oborudovanii], Art culture of Armenian communities in the lands of Polish-Lithuanian Commonwealth, Material of international research conference, Minsk, 2013, pp. 22 - 23.
2. Казарновская, Г.В., Абрамович, Н.А. (2014), Технология изготовления копий исторических поясов, произведенных на Слуцкой мануфактуре, Вестник Витебского государственного технологического университета, 2014, № 26, С. 44.
3. Казарновская, Г.В., Полудеткина, К.И. (2014), Коллекция шарфов по мотивам слуцких поясов, Инновационные технологии в текстильной и легкой промышленности, Материалы докладов международной научно-технической конференции, Витебск, 2014, С. 160 - 161.
2. Kazarnovskaya G.V., Abramovich, N.A. (2014), Technology of production copies of historical belts made in manufactory of Slutsk [Tehnologija izgotovlenija kopijistoricheskih pojasov, proizvedennyh na Sluckoj manufakture], Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta - Vestnik of Vitebsk State Technological University, 2014, № 26, p. 44.
3. Kazarnovskaya, G.V., Poludetkina, K.I. (2014), The collection of scarves based on the Slutsk belts [Kollekcija sharfov po motivam sluckih pojasov], Innovative technologies in the textile and clothing industry, Proceedings of the international scientific and technical conference, Vitebsk, 2014, pp. 160 - 161.
Статья поступила в редакцию 24. 03. 2017г.
70