..........................................СШШШМ......И.......ВШРОРиЧШШЕ......ШШЕ-Ш......ТШМШЖШ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Безусова Татьяна Алексеевна,
заведующая кафедрой педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Пермь, [email protected]
в статье рассмотрены основные понятия, связанные с качеством образования. проведён сравнительный анализ понятий «внутришкольный контроль» и «ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА». описаны функции школьной системы оценки качества образования и предложены процедуры по её проектированию. описан опыт образовательного учреждения по реализации проекта, ориентированного на оценку результатов обучения в рамках фгос ооо.
• система школьной оценки качества • процедуры проектирования школьной системы качества • метапредметные УУД
1. Краткое введение
Главной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования всех уровней. Поэтому оценка качества стала неотъемлемой частью образовательного процесса.
Вопросы оценки качества общего образования рассмотрены в работах Л.Н. Гудыревой [2], Л.Г. Осиповой [5], А.А. Гольцовой [5], Е.И. Варченко [1] и др. В публикациях Л.Г. Осиповой, А.А. Гольцовой отражена работа по изучению Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» и норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Авторы иллюстрируют оценочные средства для проведения контрольных оценочных процедур, стратегии оценивания, адаптируя их к требованиям нормативных документов. Е.И. Варченко определяет понятие качества образования в общеобразовательном учреждении, описывает особенности организации модели внутришкольной системы оценки качества образования и предлагает методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении. Вопросы оценки качества высшего образования раскрыты в работах Т.И Елисеевой [3]. В своих работах она занимается вопросами удовлетворения потребностей всех заинтересо-
ванных сторон (работодателей, родителей, студентов) в управлении качеством подготовки выпускников в университете.
Несмотря на то что достаточное количество учёных и практиков занимались вопросами оценки качества в образовании, приходится констатировать неактуальность старой системы оценки обученности школьников, а также отсутствие достаточного количества средств диагностики условий в образовательном учреждении, соответствующих склонностям и интересам обучающихся при обязательном выполнении государственных образовательных стандартов для обеспечения процесса обучения. Перед образовательным сообществом стоит проблема разработки критериев и инструментов оценки новых требований к образовательным результатам.
2. Цель исследований
Изучение и разработка процедуры проектирования школьной системы оценки качества образования.
3. Материалы и методы исследования
Л.Н. Гудырева [2] подчёркивает двойственность содержания качества образования: с позиции качества результата и качества условий. Эта двойственность находит своё
отражение в обязательном (стандартном) и вариативном компонентах качества (определяемый образовательным учреждением).
Более широкий взгляд на проблему качества в общем образовании заставляет говорить о триединой модели качества: образовательный результат; образовательные условия; управление качеством. Эти три модуля могут быть оценены с позиции разных контролирующих процедур и регламентирующей этот процесс документации. Первый модуль контролируется требованиями ФГОС, второй - процедурами рецензирования и аккредитации, а третий - системой менеджмента качества на основе международных стандартов качества (СМК).
Нормативно-правовую базу для разработки школьной модели системы оценки качества образования составляют следующие стратегические документы федерального уровня:
- Федеральный закон «Об образовании»;
- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 07 сентября 2010 года № 157-р;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 6 от 07.02.2011).
Под школьной системой оценки качества образования принято понимать совокупность систем внутришкольного контроля, мониторинга, общественной и профессиональной (внешней и внутренней) экспертизы и аудитов [2].
Сразу оговорим несинонимичность понятий «школьная система оценки качества образования» и «система внутришкольного контроля». Цель последней ориентирована только на измерение и анализ результатов, а школьная система оценки качества образования предполагает оценку качества работы учителя с учётом уровня класса и качества создаваемых учителем условий обучения.
- формирование единых критериев и показателей качества образования, методологии его измерения;
- определение форматов собираемой информации и разработка технологии её обработки, накопления и использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;
- обеспечение ресурсной базы функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования;
- разработку идеологии, инструментария, методик измерения и оценки, а также электронных баз данных и порядка работы с ними, форм и порядка информирования внешних пользователей;
- организационное сопровождение федерального (ЕГЭ, новая форма итоговой аттестации выпускников 9-х классов) и регионального мониторинга качества образования;
- обеспечение непрерывного «наблюдения» за состоянием образовательного процесса в ОУ, аналитическое обобщение получаемой информации и обеспечение эффективного и объективного его информационного отражения;
- своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;
- предупреждение негативных тенденций, осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития образовательного процесса и его результатов;
- обеспечение оценки эффективности, оптимальности и результативности инновационных процессов;
- информационное обеспечение формирования рейтинга педагогических работников на основе их достижений для определения стимулирующей надбавки к заработной плате за высокое качество обучение и воспитания;
- обеспечение повышения квалификации педагогических работников в вопросах, касающихся качества образования и его оценки.
Проектирование системы оценки качества
общего образования можно осуществлять
через призму процедур, указанных в табл. 1.
Л.Н. Гудырева [2] в качестве основных задач школьной системы оценки качества образования обозначает следующие:
Мониторинг предполагает постоянное слежение за образовательными достижениями обучающихся, при необходимости вносятся
СОШУЛШЖ......У.......ПШГОГИтаИЕ.......НОИШШ.......ОТЛОГИМ
Таблица 1
Основные процедуры оценки качества образования
№ Процедура оценки качества образования в ОУ
1 Мониторинг образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения (промежуточная аттестация)
2 Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников, результатов внешней оценки качества образовательных достижений
3 Анализ творческих достижений школьников
4 Анализ результатов аттестации педагогических и руководящих работников
5 Анализ результатов статистических и социологических исследований, проведённых по инициативе администрации и органа государственно-общественного управления школы
6 Внутришкольный контроль
7 Результаты медицинских исследований школьников; результаты психологических измерений (например, скрининг психологического комфорта, готовности детей к обучению в школе и др.)
8 Анализ результатов внешнего аудита
коррективы в образовательный процесс. Коррективы могут касаться предметного содержания и предполагать дополнительную проработку как частично освоенных или не освоенных обучающимися тем, так и условий, в которых осуществляется процесс получения обучающимися знаний и опыта деятельности. Мониторинг должен быть скоординирован заранее составленным планом, в том числе планом промежуточных аттестаций.
Анализ результатов итоговой аттестации выпускников проводится ежегодно. Предметом такого анализа могут быть: оценки, полученные обучающимися по результатам итоговых испытаний, количество выпускников, поступивших в учреждения среднего профессионального и высшего образования, количество медалистов, количество обучающихся, которые переведены в другое образовательное учреждение подобного типа.
Анализ творческих достижений школьников осуществляется ежегодно, учитываются количество участников и призёров научных конкурсов, предметных олимпиад.
Анализ результатов аттестации педагогических и руководящих работников предполагает отслеживание выполнения сотрудниками графиков повышения квалификации, количество учителей, повысивших и подтвердивших категорию, вклад достижений педагогов-новаторов в образовательный процесс
Статистические исследования должны проводится не реже одного раза в год и предполагать анализ удовлетворённости сто-
рон, участвующих в образовательном процессе: сотрудников, родителей, обучающихся, выпускников. Основным методом измерения удовлетворённости потребителей является анкетирование. Анкеты можно разделить на два вида: первый вид - для оценки удовлетворённости работой преподавателя, второй вид - удовлетворённость условиями предоставления образовательной услуги, то есть деятельностью образовательного учреждения в целом. Результаты медицинских исследований школьников должны учитываться при организации системы дополнительного образования обучающихся.
К внешнему аудиту можно отнести показатели проверок управления образованием города и экспертов СМК (если в образовательном учреждении имеется сертификат СМК).
Внутришкольный контроль тесно связан с оценкой достижений планируемых результатов обучения. Основной тенденцией последнего десятилетия является введение стандартов, связанных с системой оценки как ожидаемых, планируемых образовательных достижений или результатов обучения.
Л.Н. Гудырева [2] предлагает алгоритм проектирования системы оценки достижения планируемого результата освоения ООП и контрольно-оценочной деятельности педагога.
1. Разработка кодификатора по всем блокам образовательных результатов. Здесь прописываются все УУД (обозначенные в основной образовательной программе).
Таблица 2
Требования ФГОС к системе оценивания
Комплексный подход к оценке результатов освоения ООП Оценка результатов всех групп: личностные, метапредметные и предметные
Уровневый подход к содержанию оценки, инструментарию, представлению результатов, их интерпретации Выделение ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития
Сочетание внутренней оценки и внешней независимой оценки Внешняя оценка задаёт понимание: что подлежит оценке, в какой форме, с помощью каких заданий вести оценку, критерии оценки ответов. Внутренняя оценка проводится по показателям внешней оценки
Использование разнообразных методов и форм оценивания Стандартизированные письменные и устные работы, проекты, самооценка, творческие работы, наблюдения
Оценка динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения ООП Использование накопленной оценки, портфолио
2. Конкретизация задач промежуточного, текущего планирования по каждой группе образовательных результатов итогового контроля, а также по каждой возрастной параллели.
3. Выполнение сравнительного анализа задач междисциплинарных программ с целью исключения дублирующих.
4. Распределение всех оценочных задач по учебным предметам и мероприятиям внеурочной деятельности. Внесение в рабочие программы по предметам, в программы воспитательной деятельности, в программы дополнительного образования детей содержание и виды контрольно-оценочной деятельности в соответствии с выполненными разработками.
5. Разработка и подбор форм оценочного инструментария (листы наблюдений, оценочные шкалы, оценочные листы, листы самооценки, дневник учебных достижений и пр., портфолио, его презентация и оценка).
6. Разработка нормативно-правовых актов системы оценки ОУ и контрольно-оценочной деятельности педагога.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. В этом заключается цель разработки концепции развития УУД в системе общего образования, что отвечает новым социальным запросам.
В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стан-
дарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Комплексный подход к оценке результатов образования позволяет вести оценку достижений обучающихся по трём группам: личностные, метапредметные и предметные. ФГОС устанавливает требования к системе оценивания результатов обучения. В табл. 2 обозначены подходы к оценке результатов и возможности оценки личностных, мета-предметных и предметных УУД.
4. Результаты исследования и их обсуждение
С 2016/2017 учебного года на базе МАОУ «СОШ № 5» г. Березники апробировалась площадка по реализации ФГОС ООО в МА-ОУ. В ходе деятельности данной площадки были представлены работы по следующим темам: «Метапредметные компетенции как условие развития познавательной и мыслительной деятельности обучающихся»; «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО: условия, опыт и перспективы»; «ФГОС ООО: мифы и реальность»; «Разработка средств оценивания и формирования логических познавательных УУД в 6-7-х классах школы».
Данная площадка функционирует не первый год, и в результате её работы было подготовлено много теоретического материала, который только начинают перенимать и внедрять в процесс обучения другие
СОШУЛШЖ......У.......ПШГОГИтаИЕ.......НОИШШ.......ОТЛОГИМ
школы. В связи с этим были созданы творческие лаборатории для учителей, где можно регулярно обмениваться опытом инновационных образовательных практик.
Во многих муниципальных образовательных учреждения общего образования реализуются проекты по формированию и оценке метапредметных результатов через урочную деятельность в условиях ФГОС ООО. Их цель заключается в создании системы по формированию и оценке мета-предметных результатов. В ходе реализации проекта решаются следующие задачи: обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогов в соответствии с ФГОС ООО; подготовка банка рабочих программ, разработка уроков; разработка контрольных мероприятий по оцениванию сформированности метапредметных результатов.
В результате реализации проекта учителями и представителями администрации создан банк учебно-методических материалов: технологические карты уроков, контрольные мероприятия по оцениванию сформированности метапредметных результатов, учебные ситуации по формированию метапредметных результатов.
По мнению педагогов, введение ФГОС ООО в школы изменило профессиональную жизнь педагогов. Это и новые формы организации обучения, и новые образовательные технологии, и именно в этих условиях педагоги должны уметь чётко ориентироваться в новых понятиях и компетентно подходить к вопросам формирования мета-предметных результатов.
5. Выводы
В заключение отметим, что проблема проектирования системы оценки качества общего образования остаётся актуальной и по сей день. Это связано с тем, что деятельность всех образовательных учреждений направлена на достижение высоких
результатов в области качества, но единой модели не выбрано. Нормативные документы ориентируют нас на результат, регламентируют модернизацию общего образования. Однако единой модели, обязательных процедур такого перехода не существует. □
Литература
1. Варченко Е.И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой учёный. - 2013. -№ 3. - С. 471-474.
2. Гудырева Л.Н. Методические рекомендации по проектированию системы оценки качества результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования / Л.Н. Гудырева. - Сыктывкар, 2013. - 48 с.
3. Елисеева Т.И. Качество образования: выполнение требований заинтересованных сторон / Т.И. Елисеева, Е.Б. Гаф-форова, Е.Г. Юрченко, О.П. Головина // Высшее образование в России. - 2009. -№ 6. - С. 60-66.
4. Жданова Н.Н. Проектирование модели системы оценки качества образования на уровне образовательного учреждения / Н.Н. Жданова // XXXII международная научно-практическая конференция, Новосибирск, 2017: материалы. -Новосибирск, 2017. - С. 144-148.
5. Осипова Л.Г. Система оценки качества образования / Л.Г. Осипова, А.А. Голь-цова. - Электронный научно-методический журнал № 40 (13), 2016.
6. Пермяков О.Е. Методологические подходы к проектированию систем оценки качества образования // Известия Томского политехнического университета. -2005. - № 4. - С. 221-225.
7. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/420353316 (дата обращения: 12.04.2018).