Научная статья на тему 'Проектирование сетевой практико-ориентированной магистерской программы "подготовка преподавателя для новой инженерии"'

Проектирование сетевой практико-ориентированной магистерской программы "подготовка преподавателя для новой инженерии" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СЕТЕВАЯ ФОРМА / INNOVATIVE ENGINEERING EDUCATION / MASTER PROGRAM / TEACHER OF INNOVATIVE EDUCATION / NETWORK FORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гафурова Наталия Владимировна, Осипова Светлана Ивановна, Шубкина Ольга Юрьевна, Чурилова Елена Юрьевна

В статье исследуется проблема разработки магистерской программы «Подготовка преподавателя для новой инженерии» при ее реализации в сетевом формате. Выделены этапы разработки программы: формулирование результатов освоения образовательной программы в категориях компетентностного подхода с описанием компетентностей модели выпускника; разработка согласованного инструментария достижения результатов образования в определение содержательного и процессуально-технологического компонент для достижения названных результатов образования; формирование модульной структуры образовательной программы и графика образовательного процесса; распределение модулей образовательной программы между участниками сети и ответственности за образовательную деятельность. Целью исследования является создание ресурсного центра по обеспечению кадрами горнометаллургической отрасли посредством реализации системы непрерывной подготовки, начиная с инженерных классов довузовского этапа с ориентацией на дальнейшую инженерную подготовку. Использовались базовые методы педагогических исследований, сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогических исследований по проблеме, анализ нормативно-правовой базы сетевой формы образования. Результаты исследования: модель преподавателя для инновационного образования, модульная структура образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гафурова Наталия Владимировна, Осипова Светлана Ивановна, Шубкина Ольга Юрьевна, Чурилова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing a practice-oriented network master program "Teacher’s Training for New Engineering"

The paper considers the problem of developing a master program “Teacher’s Training for New Engineering” implemented in network collaboration. The stages of the program development are identified: the defining of the results of the development of the educational program in the categories of competency-based approach with a description of the competencies of the graduate model; the development of a toolkit for learning outcomes assessment and determination of the content, process and technological components; the formation of the modular structure and schedule of the educational program and process; the distribution of modules of the educational program among network participants and responsibilities for educational activities. The aim of the study is to create a resource center to provide personnel for the mining and metallurgical industry through the implementation of a continuous training system, starting with the engineering classes of the pre-university stage and oriented to further engineering training. The basic methods of pedagogical research, such as a comparative analysis of psychological and pedagogical investigations on the problem, the analysis of the normative framework of the network form of education The results of the research: teacher’s model for innovative education, modular structure of the educational program

Текст научной работы на тему «Проектирование сетевой практико-ориентированной магистерской программы "подготовка преподавателя для новой инженерии"»

Проектирование сетевой практико-ориентированной магистерской программы «Подготовка преподавателя для новой инженерии»

Гафурова Наталия Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Сибирский федеральный университет», [email protected]

Осипова Светлана Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Сибирский федеральный университет», [email protected]

Шубкина Ольга Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Сибирский федеральный университет», [email protected]

Чурилова Елена Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Сибирский федеральный университет», [email protected]

В статье исследуется проблема разработки магистерской программы «Подготовка преподавателя для новой инженерии» при ее реализации в сетевом формате. Выделены этапы разработки программы: формулирование результатов освоения образовательной программы в категориях компетентностного подхода с описанием компетентностей модели выпускника; разработка согласованного инструментария достижения результатов образования в определение содержательного и процессуально-технологического компонент для достижения названных результатов образования; формирование модульной структуры образовательной программы и графика образовательного процесса; распределение модулей образовательной программы между участниками сети и ответственности за образовательную деятельность.

Целью исследования является создание ресурсного центра по обеспечению кадрами горно-металлургической отрасли посредством реализации системы непрерывной подготовки, начиная с инженерных классов довузовского этапа с ориентацией на дальнейшую инженерную подготовку.

Использовались базовые методы педагогических исследований, сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогических исследований по проблеме, анализ нормативно-правовой базы сетевой формы образования.

Результаты исследования: модель преподавателя для инновационного образования, модульная структура образовательной программы.

Ключевые слова: инновационное инженерное образование, магистерская программа, преподаватель инновационного образования, сетевая форма.

Введение

Разрабатываемая магистерская программа имеет своей целью создание ресурсного центра по обеспечению кадрами горно-металлургической отрасли посредством реализации системы непрерывной подготовки, начиная с инженерных классов довузовского этапа с ориентацией на дальнейшую инженерную подготовку.

Достижение названной цели предполагает выделение базовых характеристик преподавателя инновационного инженерного образования для использования их в проектирование магистерской программы.

Уникальность и существенное отличие проектируемой магистерской программы состоит в том, что достижение такого эффекта предполагает сетевое взаимодействие ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», при участии «АНО», «енНано», ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», ФГАОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», что позволит использовать интеллектуальный ресурс и материально-техническую базу участников проекта и на этой основе повысить качество подготовки инженерных кадров.

Несмотря на возможность сетевой организации образовательного процесса в соответствии со статьей 15 Федерального закон «Об образовании в Российской Федерации» опыта её практической реализации явно недостаточно [1].

Литературный обзор

Наиболее известными в международной практике подготовки преподавателей инженерного образования является «Международное общество по инженерной педагогике» Ю^, всемирная инициатива CDЮ, и принятая в РФ программа «Преподаватель высшей школы». Есть несколько магистерских программ, готовящих специалистов для профессионального образования в российских вузах. Например, НИУ ВШЭ («Управление в высшем образовании», «Управление образованием»). В настоящее время осуществляется попытка подготовки таких кадров в аспирантуре через новые квалификации по вновь введенному стандарту с 2014 г. набора. При всей ценности существующих подходов и практик и непосредственном использовании в нашем университете Ю^ с 2003 г. и CDЮ с 2013 г., ПВШ с 2000 г. через форму повышения квалификации, присутствует значимый дефицит в целенаправленной подготовке кадров для инженерной технологической магистратуры. Предлагаемая программа будет опираться на представленный российский и международный опыт и использовании базовых идей CDЮ [2]. Сами авторы программы были инициаторами внедрения в университете представленных подходов в инженерном образовании. Возможно, полученный результат позволит его перенести на аспирантский уровень образования.

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о с

СП ^

о

сч

Методы и материалы

В исследовании использовались базовые методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, в том числе и нормативно правовая база сетевой формы образования.

Исследование строилось на методологии компе-тентностного подхода (выделение компетентности преподавателя инновационного образования как результатов обучения по магистретской программе), системного подхода (рассмотрение всех компонентов педагогической системы в их системно-комплексном единстве и взаимосвязи), личностно-ориентированного подхода (построение индивидуальной образовательной траектории обучающимися на основе модульного представления учебного плана магистерской подготовки), деятельност-ного подхода (постулирующего развитие обучающегося в деятельности, преимущественно-проектной).

Материалы исследования включали в себя научную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, документы, определяющие нормативно-правовую базу сетевой формы организации образовательного процесса.

Основная часть исследования

Инновационное инженерное образование, базируется на лучших практиках отечественного и зарубежного опыта, ориентированное на повышение качества подготовки выпускников, их конкурентоспособности обеспечивается существенными изменениями в образовательном процессе. Целевые установки, выступающие как прогнозируемый результат образования будущих инженеров, находится в системном единстве с критериально-диагностической определенностью результатов образования в соответствии с поставленной целью [3]. Проектирования образовательного процесса от прогнозируемых результатов и способов их измерения позволяют использовать логику т.н. обратного дизайна и оптимизировать другие компоненты педагогической системы, ее содержательный и процессуально-технологический компонент.

Проектирование магистерской программы «Подготовка преподавателя для новой инженерии» начинается с определения требований к результатам образования участниками сетевой формы организации образовательного процесса. Компетентность преподавателя инновационного инженерного образования в данном исследовании представляется кластером компетенций, включающим универсальные, базовые и специальные компетенции [4].

Универсальные компетенции, используемые в педагогической деятельности в совокупности обеспечивают ее результативность на основе сформулированной способности к коммуникации, к рефлексивной деятельности, управления собой и образовательным процессом, используя интеллектуальные навыки и информационную культуру.

Базовые компетентности преподавателя инновационного инженерного образования соответствуют требованиям профессионального стандарта [5] с учетом прогноза научно-технического развития РФ до 2030 года [6], приоритетных направлений развития горно-металлургической отрасли Красноярского края [7]:

БК-1 - компетентность в создании педагогических условий для развития обучающихся;

БК-2 - социально-педагогическая поддержка обучающихся в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии;

БК-3 - предметная компетентность в области преподаваемой дисциплины и методики организации образовательного процесса;

БК-4 - компетентность в сфере научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной деятельности;

БК-5 - компетентность в разработке учебно-методического обеспечения реализации дисциплины или отдельных видов учебных занятий.

Специальные компетенции преподавателя инновационного инженерного образования имеют практическую направленность на проблемы конкретного преподавателя и включают в себя:

СК-1 - компетентность в целесообразном учете в образовательном процессе тенденций цивилизационного развития отрасли, конкретного предприятия;

СК-2 - компетентность в организации проектной деятельности обучающихся по стратегическим и актуальным проблемам отрасли, предприятия;

СК-3 - компетентность в исследование специальных программных продуктов для решения проектных заданий.

Магистерская программа имеет модульную структуру и содержит 6 модулей, 2 из которых междисциплинарные и служат профессиональному самоопределению и выработке целостного видения собственной профессиональной деятельности. Четыре других модуля направлены на наполнение когнитивной составляющей и формирование умений практической деятельности по созданию и реализации технологической инженерной магистратуры. Магистерская программа ориентирована на формирование инновационного мышления за счет переосмысления традиционной практики и освоения новых подходов в организации и реализации инженерного образования. Модуль «Теория инженерной педагогики» (обязательные и дисциплины по выбору) включает освоение магистрантами таких разделов как: андрагогика, психология обучения взрослых, нормативная база магистерского уровня образования, современные педагогические технологии обучения взрослых, дидактика профессионального образования, теория и методики электронного и дистанционного обучения взрослых. Отдельное место в магистерской программе имеет личностное развитие обучающихся, актуализация потенциала успешности его педагогической деятельности в условиях прохождения специальных тренингов. Системообразующий модуль (дисциплины по выбору): образование и подготовка инженеров, системная инженерия, управление проектами и инновационное производство, методология современной инженерии, основы промышленного дизайна. Смыслообразу-ющий модуль (обязательные дисциплины): история и новое видение инженерного образования, инженерная этика, лидерство и командообразование, управление изменениями, риторика и коммуникация, оценка качества профессионального образования. Модуль «Практика инженерной педагогики» (индивидуальное проектирование): сетевое взаимодействие с работодателем, проектирование образовательной программы, модуля, работа с проектами.

Методология и методическая новизна представленного проекта. Суть проекта заключается в содержательной интеграции в единую образовательную программу разрозненных практик повышения квалификации, преподавательских семинаров и проектных групп в области магистерского и инженерного образования. Принципиальной методической позицией является конкретная практическая направленность программы, реализуемая за счет ее контингента из числа преподавателей инженерных направлений и тематика диссертационных работ, решающая конкретные образовательные задачи вузов.

Новизна состоит в создания центра превосходства образования в современной деятельности вуза в условиях сетевого взаимодействия вузов и государственно-частного партнерства, в основе которого лежит системная подготовка кадров, осуществляемая при реализации

инновационных образовательных программ, ориентированных на поэтапное формирование у магистрантов-преподавателей компетентности использовать в профессиональной деятельности современные подходы инженерного образования при активном участии представителей предприятий.

Модели инженерного образования на уровне магистратуры проектируются на основе компетентностного подхода с учётом прогрессивного российского и международного опыта, в том числе и международной инициативы CDЮ на основе интеграции образовательной, научной и производственно-практической деятельности студентов на предприятии, в условиях усиления самостоятельной субъектной деятельности студентов, приоритетного использования активных педагогических технологий и тотальной информатизации образовательного процесса [2]. Базовой составляющей нового инженерного образования является проектная деятельность студентов. Такие подходы требуют особых технологий в учебном процессе. В вузе имеется опыт актуальных педагогических технологий, стимулирующих в инженерном образовании субъектную позицию студента. Для реализации отдельных частей модулей предполагается приглашать ведущих специалистов страны (по возможности мира), в том числе для дистанционных модулей с участием иностранных профессоров. Планируется использование академической мобильности магистрантов для прохождения отдельных модулей в партнерах. Отдельной технологией выполнения программы будет электронное обучение, реализуемое по модели смешанного обучения, и отдельные модули с использованием дистанционных образовательных технологий. Отбор на образовательную программу предполагается на основе конкурса проектных идей (концептов) о программе или модуле по технологической инженерной магистратуре.

Результаты исследования

Магистерская программа «Подготовка преподавателей для новой инженерии» является оригинальным, продуктом участников проекта и характеризуется:

• Критериально-диагностической определенностью образовательного результата достигаемого обучающимися преподавателями в соответствии с требованиями профессиональных стандартов в виде компетенций, оценка которых осуществляется внешними экспертами;

• содержание программы включает модули, ориентированные на осознании проблем и способности к их разрешению в соответствии с прогнозом научно-технического развития РФ до 2030 года и приоритетными направлениями развития горно-металлургической отрасли Красноярского края;

• процесс образования магистрантов осуществляется с использованием активных современных технологий (проблемного обучения, мозговой штурм, кейс-стадии и др.) вовлекающих обучающихся в освоение способов деятельности и формирование компетенций. Используется электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, массовые открытые онлайн курсы. Базовой технологией обучения является проектная деятельность магистрантов.

Магистерская программа создает условия для формирования у обучающихся новых и совершенствования имеющихся компетенций в соответствии с профессиональными стандартами.

Кроме профессиональных компетенций в рамках магистерской программы создаются условия, способствующие формированию личностной значимости профессионально деятельности педагога, развитию его интеллекту-

альных способностей (критическое, системное, творческое мышление; рефлексивные способности), универсальных компетенций (Soft skills).

Проект направлен подготовку педагогических кадров, способных вести образовательный процесс в непрерывной системе образования с ориентацией на технико-технологическую направленность. Значимость выполненного исследования состоит в том, что, несмотря на региональную ориентацию, привязку к определенному виду и конкретному направлению подготовки, базовые идеи, принципы и механизмы построения и реализации проекта могут быть распространены на другие направления подготовки.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, № 303, 31.12.2012.

2. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: информационно-методическое издание / Пер. с анг. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 17 с.

3. Модель системных изменений многоуровневого инженерного образования в контексте повышения качества: монография / С.И. Осипова (отв. ред.), Н.В. Гафурова, А.Д. Арнаутов [и др.]. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. - 160 с. http://catalog.sfu-kras.ru

4. Осипова С.И., Гафурова Н.В., Шубкина О.Ю.Мо-дель преподавателя для инновационного инженерного образования в идеологии CDIO. Современное педагогическое образование. 2019. № 5. С. 92-97.

5. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г., № 608н).

6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», утв. Правительством РФ 3 января 2014 г. www.rusnanonet.ru.

7. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года (проект от 16.05.2013 г.). - Красноярск, 2013. econ.krskstate.ru.

Designing a practice-oriented network master program

"Teacher's Training for New Engineering" Gafurova N.V., Osipova S.I., Shubkina O.Yu., Churilova E.Yu.,

Siberian Federal University

The paper considers the problem of developing a master program "Teacher's Training for New Engineering" implemented in network collaboration. The stages of the program development are identified: the defining of the results of the development of the educational program in the categories of competency-based approach with a description of the competencies of the graduate model; the development of a toolkit for learning outcomes assessment and determination of the content, process and technological components; the formation of the modular structure and schedule of the educational program and process; the distribution of modules of the educational program among network participants and responsibilities for educational activities.

The aim of the study is to create a resource center to provide personnel for the mining and metallurgical industry through the implementation of a continuous training system, starting with the engineering classes of the pre-university stage and oriented to further engineering training. The basic methods of pedagogical research, such as a comparative analysis of psychological and pedagogical investigations on the problem, the analysis of the normative framework of the network form of education.

о о ш n m

О m n m й А

X £ m

О

x О m

0

01 n А

ы о

Ш А X X m

The results of the research: teacher's model for innovative education,

modular structure of the educational program. Keywords: innovative engineering education, master program,

teacher of innovative education, network form. References

1. Federal Law of December 29, 2012 N 273-03 "On Education in

the Russian Federation (as amended on November 25, 2013; as amended and supplemented, entered into force on 01.01.2014) // Rossiyskaya Gazeta, No. 303, 12/31/2012.

2. Worldwide CDIO Initiative. Standards: information-methodical publication / Transl. with eng. and ed. A.I. Chuchalina, T.S. Petrovsky, E.S. Kulyukina; Tomsk Polytechnic University. -Tomsk: Publishing House of Tomsk Polytechnic University, 2011. - 17 p.

3. A model of systemic changes in multilevel engineering education

in the context of improving quality: monograph / S.I. Osipova (ed.), N.V. Gafurova, A.D. Arnautov [et al.]. - Krasnoyarsk: Sib. Feder. Univ., 2019 .-- 160 s. http://catalog.sfu-kras.ru

4. Osipova S.I., Gafurova N.V., Shubkina O.Yu. Teacher model for

innovative engineering education in CDIO ideology. Modern teacher education. 2019.No 5. S. 92-97.

5. Professional standard "Teacher of vocational training, vocational

education and additional professional education. (Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of September 8, 2015, No. 608n).

6. Forecast of the long-term socio-economic development of the

Russian Federation for the period until 2030. National Research University Higher School of Economics, approved. The Government of the Russian Federation on January 3, 2014 www.rusnanonet.ru.

7. The strategy of socio-economic development of the Krasnoyarsk

Territory for the period until 2020 (project dated 05.16.2013). -Krasnoyarsk, 2013. econ.krskstate.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o

E £

en ^

o w

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.