Научная статья на тему 'Проектирование региональных методик подушевого бюджетного финансирования образовательных учреждений: принципы, этапы, состав нормируемых расходов'

Проектирование региональных методик подушевого бюджетного финансирования образовательных учреждений: принципы, этапы, состав нормируемых расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / НОРМАТИВНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / НОРМАТИВ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ / РАСХОДЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ / НОРМИРОВАНИЕ / НОРМИРОВАНИЕ РАСХОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова О. Н.

В работе обсуждаются цели, принципы и этапы формирования методик подушевого финансирования образовательных учреждений (ОУ), определена информационная база, необходимая для расчета нормативов в денежном выражении. В работе введена аналитическая классификация расходов по признаку функций ОУ; на ее базе обсуждаются возможности и проблемы включения в норматив разных статей бюджетной классификации. Предложены варианты нормирования всех категорий расходов ОУ. В работе также обоснованы принципы выбора единиц и объектов нормирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование региональных методик подушевого бюджетного финансирования образовательных учреждений: принципы, этапы, состав нормируемых расходов»

Бюджетное финансирование

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕТОДИК ПОДУШЕВОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРИНЦИПЫ, ЭТАПЫ, СОСТАВ НОРМИРУЕМЫХ РАСХОДОВ

О. Н. ВОЛКОВА, кандидат физико-математических наук, профессор, заведующая кафедрой международного бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургский филиал ГУ-ВШЭ

В работе обсуждаются цели, принципы и этапы формирования методик подушевого финансирования образовательных учреждений (ОУ), определена информационная база, необходимая для расчета нормативов в денежном выражении. В работе введена аналитическая классификация расходов по признаку функций ОУ; на ее базе обсуждаются возможности и проблемы включения в норматив разных статей бюджетной классификации. Предложены варианты нормирования всех категорий расходов ОУ. В работе также обоснованы принципы выбора единиц и объектов нормирования.

Ключевые слова: методика, нормативное финансирование, подушевое финансирование, норматив финансирования, образование, образовательное учреждение, региональная программа модернизации образования, региональная программа реформирования финансов, расходы, классификация расходов, нормирование, нормирование расходов.

Нормативное подушевое финансирование (НПФ) как инструмент повышения эффективности расходования бюджетных средств образовательных учреждений (ОУ) выступает одной из основных компонент региональных программ модернизации образования, нового масштабного направления приоритетного национального проекта «Образование» реализация которого началась в Российской

1 Впервые задачи перехода на принципы подушевого финансирования были сформулированы в Федеральной целевой программе развития образования на 2006 — 2010гг., утвержден-

Федерации в 2007 г. Наряду с введением нормативно-подушевого финансирования общеобразовательных учреждений в региональных проектах должны быть предусмотрены изменение системы оплаты труда, направленное на повышение доходов учителей, а также создание соответствующих современным требованиям условий обучения, развитие сети общеобразовательных учреждений, разработка объективной независимой системы мониторинга и оценки качества образования и обеспечение государственно-общественного характера управления образованием.

Одновременно с этим переход на НПФ декларируется в качестве части процесса внедрения новых моделей финансирования образовательных и иных бюджетных организаций всех уровней в рамках региональных программ реформирования финансов.

Таким образом, решения, касающиеся методологии построения и расчета нормативов подушевого финансирования, отвечают задачам сразу двух крупнейших современных направлений экономического реформирования в нашей стране, что определяет актуальность как теоретического

ной постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 № 803. Дальнейшее развитие данная тема получила в программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 — 2012 гг.», проект которой был представлен 02.09.2008 на коллегии Министерства образовании и науки России.

анализа проблемы, так и прикладных разработок по теме. Наша задача — разработка методических подходов к формированию моделей и расчету в денежном выражении нормативов бюджетного финансирования учреждений образования2.

Введем определения терминов, используемых в контексте данной проблематики.

Нормативное подушевое финансирование — метод финансирования образовательных учреждений, предполагающий определение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых образовательным учреждениям, в размере, установленном на основе специальных показателей (нормативов) и численности обучающихся.

Образовательное учреждение — учреждение, оказывающее образовательные услуги по образовательным программам соответствующего уровня и вида в соответствии с государственными образовательными стандартами (ГОС), финансируемое из бюджета3 РФ, соответствующее требованиям Закона об образовании, требованиям Типовых положений об образовательном учреждении соответствующего уровня и вида, имеющее лицензию на право осуществления образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации.

Образовательная программа — совокупность норм и содержащих их нормативных документов, определяющих цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания в образовательном учреждении определенного уровня и типа.

Подушевая основа, соответствующая формированию норматива в денежном выражении на одного обучающегося, безусловно, наилучшим образом соответствует идеологии результатного, целеориентированного управления бюджетными финансами и отраслями, и поэтому именно в такой формулировке ставятся задачи в рамках государственных целевых программ и проектов.

Принимая подушевую основу в качестве базы нормирования, мы понимаем, что это — не единственная возможность формирования нормативов. В дальнейшем мы будем обсуждать не саму возможность построения нормативов на подушевой основе, а конкретные механизмы разработки соответствующих методик.

2 Материалы статьи отражают основные результаты научно-исследовательских проектов по разработке нормативов финансирования учреждений образования, выполненных автором в одном из регионов РФ в 2007 — 2008 гг.

3 Компоненты рассматриваемой методологии могут быть использованы и негосударственными ОУ для планирования и финансирования собственной деятельности.

Принципы формирования нормативов подушевого финансирования

Процесс перехода к нормативному подушевому финансированию в каждом конкретном регионе характеризуется специфическими особенностями и темпом, однако основными принципами формирования региональных НПФ должны стать следующие:

— обеспечение равных условий финансирования подготовки обучаемых по одним и тем же образовательным программам в образовательных учреждениях одного типа или вида внутри региона, выражающееся в единстве методологии расчетов нормативов бюджетного финансирования по единым региональным моделям;

— обеспечение прозрачности и понятности расчетов путем использования формализованного формульного способа (алгоритма) расчета нормативов бюджетного финансирования;

— учет законодательно определенных натуральных норм (наполняемость классов или групп, санитарные нормы, структура и почасовые объемы учебных планов и др.),

— дифференциация нормативов финансирования подготовки обучаемых по различным образовательным программам, т. е. учет различий в нормативе бюджетного финансирования потребностей разных категорий обучающихся, особенностей реализации образовательных программ и некоторых других факторов;

— учет сложившихся региональных особенностей (особенностей формирования сети ОУ, различий между городской и сельской местностью и т. п.).

Перечисленные принципы актуальны для нормативов финансирования всех категорий ОУ; при этом каждая категория (учреждения общего, дополнительного, среднего специального образования и т. д.) имеет свои особенности и, как следствие этого, формы реализации общих принципов в процессе формирования и расчета нормативов.

Общими целями внедрения нормативов подушевого бюджетного финансирования являются:

— повышение финансовой самостоятельности образовательных учреждений,

— обеспечение среднесрочной устойчивости финансирования за счет бюджетных средств;

— создание прозрачной и информационно открытой системы финансирования образования;

— предотвращение нерационального расходования государственных и муниципальных средств;

— стимулирование роста внебюджетных доходов учреждений образования.

В предлагаемой нами методологии процесс бюджетного финансирования рассматривается как инструмент управления ОУ и сводится к распределению фондов на основе установленных норм расходов по реализации образовательных программ (ОП) и, возможно, содержанию учебных заведений.

Соблюдение принципа подушевого финансирования обеспечивается тем, что объем выделяемых средств ориентирован на число обучающихся, а объем финансирования на одного обучающегося варьируется в зависимости от дифференцирующих признаков.

Почему введение НПФ способствует повышению финансовой самостоятельности учреждений образования? В условиях нормативного подушевого финансирования учредитель обязан довести до каждого подведомственного учреждения рассчитанный на основе нормативов объем бюджетных средств на планируемый период единой суммой без разбиения по статьям экономической классификации. Учреждения, получив информацию по объему финансирования на планируемый период, самостоятельно разрабатывают сметы расходов на реализацию основных образовательных программ в пределах объемов финансирования, установленных органом управления образованием, в том числе распределение по кварталам годовых объемов финансирования. Смета формируется в соответствии со штатным расписанием образовательного учреждения, тарификацией и планами образовательного учреждения по расходованию бюджетных средств по тем статьям экономической классификации, финансирование которых осуществляется за счет норматива. Таким образом, в условиях НПФ учреждение обладает самостоятельностью в расходовании средств внутри норматива, в отличие от сметного финансирования, при котором невозможно было расходование средств, выделенных по одной статье сметы, на другие направления, даже в пределах экономии финансовых ресурсов, без разрешения вышестоящих финансовых органов. Получение таких разрешений («передвижки») были сопряжены с немалыми организационными усилиями как со стороны самих учреждений, так и со стороны региональных и муниципальных финансовых органов и органов управления образованием.

Этапы и информационная база моделирования методик нормативного финансирования

Формирование региональных методик формирования и расчета нормативов бюджетного

финансирования образовательных учреждений, как правило, осуществляется не по всем типам ОУ сразу, а отдельно для каждого типа или группы типов образовательных программ, предусмотренных ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (например, для начального профессионального образования и среднего профессионального образования или для общеобразовательных программ).

В любом случае в разработке методики можно выделить следующую последовательность шагов.

1. Определение номенклатуры расходов (затрат), подлежащих включению в норматив.

2. Выделение единиц нормирования, которые фактически будут играть роль баз расчета компонентов (факторов-слагаемых) норматива, и объектов нормирования.

3. Состав системы нормативов.

4. Моделирование структуры норматива (факторы-слагаемые).

5. Алгоритм расчета коэффициентов при факторах-слагаемых норматива.

6. Расчет величин нормативных значений по всем нормативам.

Первые два этапа работы требуют лишь «идеологической» работы — решений экспертной группы относительно общих, программных вопросов формирования методологии. Третий — пятый этапы являются собственно моделированием, в результате их будут сформированы функциональные (формульные) зависимости расчетных величин (нормативов) от выбранных факторов.

На последнем, шестом этапе должны получиться числовые значения нормативов в денежном выражении. В отличие от результата предыдущих этапов (собственно методики нормативного подушевого финансирования) расчет должен будет осуществляться заново как минимум ежегодно, в рамках процедур бюджетного планирования, а как максимум — по мере внесения изменений в отдельные компоненты модели (например, при введении в действие новых государственных образовательных стандартов, систем оплаты труда работников образовательных учреждений и т.д.), впрочем, последний вариант пересмотра нормативов в учреждениях образования, финансируемых из бюджетов разных уровней, проблематичен в силу особенностей бюджетного процесса.

Начиная с третьего этапа работа потребует использования фактических данных о системе образовательных учреждений соответствующего уровня. На этапах 3 — 5 это должны быть следующие сведения:

— данные по типологии образовательных учреждений соответствующего уровня в регионе;

— план по сети учреждений соответствующего уровня (количество обучающихся и групп в учреждениях);

— перечень образовательных программ, по которым осуществляется обучение в образовательных учреждениях региона (профилей, направлений, профессий, специальностей и других видов программ, реализуемых в ОУ соответствующего уровня);

— учебные планы, государственные образовательные стандарты и иные нормативные документы, регламентирующие содержание и форму образовательных программ по всем видам образовательных программ.

Для расчетов нормативов в денежном выражении потребуются также дополнительные финансовые и другие данные.

1. Наличие дифференциации в финансирования городских и сельских образовательных учреждений (или иные территориальные особенности) по каким-либо статьям расходов.

2. Штатные расписания образовательных учреждений.

3. Сметы расходов с расчетами и отчеты об их исполнении по учреждениям.

4. Отчеты об исполнении плана по сети учреждений.

5. Сведения, предоставляемые образовательными учреждениями в соответствии с действующими формами отчетности с расчетами расходов.

6. Требования к оборудованию, оснащению и содержанию ОУ (СНиПы и СанПиНы).

7. Нормативные акты регионального уровня по следующим направлениям:

— оплата труда работников образовательных учреждений (в том числе все виды надбавок и доплат);

— компенсационные и стимулирующие выплаты работникам и обучающимся в ОУ.

Расходы, включаемые в норматив подушевого бюджетного финансирования

Финансирование расходов образовательных учреждений из бюджетов РФ, федерального, региональных и муниципальных, ведется в соответствии с классификаторами расходов, действующими в Российской Федерации.

В зависимости от степени влияния на чистую стоимость активов экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации состоит из групп, статей и подстатей, отражающих наиболее детальное распределение расходов бюджетов. Состав расходов, характерных для образовательных учреждений, по каждой подгруппе приведен в табл. 1.

Таблица 1

Состав расходов в соответствии с экономической классификацией бюджетов РФ

Подразделения экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации Виды расходов

Группа расходов Статья расходов Подстатья расходов

Код Наименование Код Наименование Код Наименование

200 Расходы 210 Оплата труда и начисления на оплату труда 211 Заработная плата Расходы по заработной плате; дополнительной плате за сверхурочную и ночную работу, а также за работу в выход-ныедни; оплата отпусков; стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т. п.)

212 Прочие выплаты Расходы по оплате мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации

213 Начисления на оплату труда Расходы по оплате работодателем единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

220 Приобретение услуг 221 Услуги связи Расходы по оплате услуг связи, в том числе оплате использования телефонных, телеграфных каналов связи..., каналов передачиданных (информации), услуг почтовой связи..., а также расходы, связанные с предоставлением доступа к каналам связи (установка телефонов и других средств связи)

Продолжение табл. 1

Подразделения экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации Виды расходов

Группа расходов Статья расходов Подстатья расходов

Код Наименование Код Наименование Код Наименование

222 Транспортные услуги Расходы по оплате транспортных услуг, оказываемых сторонними организациями, в том числе оплату: найма транспортных средств, услуг по пассажирским и грузовым перевозкам; транспортных расходов по служебным командировкам ИТ. д.

223 Коммунальные услуги Расходы по оплате коммунальных услуг

224 Арендная плата за пользование имуществом Расходы по оплате арендной платы, начисленной в соответствии с заключенными договорами аренды имущества, включая аренду помещений, сооружений, транспортных средств и другого имущества

225 Услуги по содержанию имущества Расходы на оплатууслуг сторонним организациям, связанные с содержанием в соответствии с правилами и нормами эксплуатации нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении либо в аренде, в том числе содержание в чистоте инвентаря, помещений, зданий, дворов; пусконаладочных работ, технического обслуживания и ремонта всех видов техники (включая лифтовое оборудование, компьютерную и оргтехнику, средства связи, приборы и т. п.), транспортных средств; текущего и капитального ремонта имущества (инвентаря, мебели, зданий, сооружений, включая их благоустройство и реставрацию идр.); других услуг, связанных с эксплуатацией имущества

226 Прочие услуги Расходы на оплату услуг сторонним организациям, не отнесенные на подстатьи 221 — 2

260 Социальное обеспечение 261 Пособия по социальному страхованию населения Расходы на выплаты населению в рамках государственных программ социального страхования: пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременных пособий при рождении ребенка, социальных пособий на погребение, сумм по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, всех видов государственных пенсий, санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей, выплаты физическим и юридическим лицам в рамках программ обязательного медицинского страхования, а также прочие выплаты за счет средств государственных программ социального страхования

262 Пособия по социальной помощи населению Расходы на выплаты населению, производимые вне рамок государственных программ социального страхования (пособия по безработице, выходные пособия при увольнении сотрудников, пособия и компенсации в рамках социальной помощи, установленные законодательством)

290 Прочие расходы Расходы по выплате стипендий; оплата налогов в соответствии с налоговым законодательством Российской Федера-ции...;другиерасходы, неотнесенныенаподстатьи211 —263

300 Поступление нефинансовых активов 310 Увеличение стоимости основных средств Оплата приобретения основных средств: зданий, сооружений, передаточных устройств, рабочих и силовых машин и оборудования, измерительных и регулирующих приборов и устройств, компьютерной и оргтехники, транспортных средств, инструментов, производственного

Окончание табл. 1

Подразделения экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации Виды расходов

Группа расходов Статья расходов Подстатья расходов

Код Наименование Код Наименование Код Наименование

и хозяйственного инвентаря, рабочего и продуктивного скота, многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог, а также расходы на их модернизацию; оплату приобретения и изготовления постельного белья и принадлежностей, одежды и обмундирования, включая спецодежду; оплату работ, осуществляемых сторонними организациями по возведению, расширению, реконструкции постоянных зданий и сооружений и связанных с ними работ по монтажу железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций, работ по монтажу и установке конструкций идругихустройств, связанныхс оборудованием, другихработ, связанныхс монтажом оборудования; оплату капитального строительства

320 Увеличение стоимости нематериальных активов Оплата прав, возникающих из: авторских и иных договоров на создание научных разработок; произведений науки, литературы, искусства и объекты смежных прав ит. п.; патентов на изобретения, промышленных образцов, селекционных достижений; свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование; прав на «ноу-хау»; приобретение исключительных прав на программное обеспечение и баз данных для ЭВМ; приобретение и пополнение нематериальных активов и т.д.

340 Увеличение стоимости материальных запасов Приобретение запасных частей ко всем видам транспорта, оборудования, механизмов, приборов, устройств, аппаратов, средств связи, вычислительной и организационной техники, вооружения и военной техники ит. п.; оплата расходных материалов и предметов снабжения; оплата материалов, предметов для текущих хозяйственных целей

Часть расходов, предусмотренных кодами бюджетной классификации, нехарактерна для бюджетных образовательных учреждений и в данной работе не рассматривается4.

В целях данного исследования введем дополнительную аналитическую классификацию расходов ОУ. Классификационным признаком здесь выступают функции образовательного учреждения, «внутренние», формируемые факторами внутренней среды учреждения, соответствующие традиционной для экономического анализа трактовке факторов как внутренних и внеш-

4 Расходы: группы статей 500 — «Поступление финансовых активов» и 600 — «Выбытие финансовых активов», статьи 230 «Обслуживание долговых обязательств», 240 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям», 250 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам, подстатья 263 «Социальные пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления».

них5. Функционально можно разделить все расходы образовательного учреждения на следующие категории (табл. 2).

Из всего этого списка статей и подстатей к прямым расходам по обеспечению требований ГОС можно отнести лишь первые две категории. Остальные три можно трактовать как косвенные по отношению к учебному процессу расходы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно ст. 5 Закона РФ «Об образовании» «государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и

5 О внешних и внутренних факторах бизнес-среды см. например, \3, стр. 35-44\.

Таблица 2

Классификация расходов по функциям образовательного учреждения

№ Название категории Состав расходов Коды бюджетной классификации, по которым отражаются данные расходы

1 Расходы на обучение обучающихся Расходы по оплате труда педагогических работников (профессорско-преподавательского состава) Код 210за вычетом кода 212

Расходы по оплате труда учебно-вспомогательного и инженерно-технического персонала Код 210за вычетом кода 212

Расходы на оказание в целях обеспечения учебного процесса услуг связи, транспортных услуг, услуг в области информационных технологий, технического обслуживания Код 220 за вычетом кодов 223 и 226

2 Расходы на обеспечение учебного процесса Расходы на приобретение в учебных целях оборудования, вычислительной техники, медицинского инструментария, сце-ническо-постановочного оборудования, наглядных пособий и экспонатов, библиотечно-информационного фонда, инвентаря для учебных помещений и других основных средств Код 310

Расходы на приобретение программных продуктов и иных нематериальных активов, используемых в учебном процессе Код 320

Расходы на приобретение в учебных целях перевязочных средств, канцелярских принадлежностей, реактивов и химикатов, стекла и химпосуды, спецоборудования для учебных, практических работ, учебно-методической литературы Код 340

Расходы по оплате труда административно-управленческого и обслуживающего персонала Код 210за вычетом кода 212

Расходы на обеспечение руководства и хозяйственного обслуживания ОУ Расходы на оказание услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, прочих услуг (в том числе охранную и пожарную сигнализацию), направленных на управленческие и хозяйственные нужды Код 220

3 Расходы на приобретение транспортных средств, хозяйственного и мягкого инвентаря, прочих основных средств, используемых на управленческие и хозяйственные цели Код 310

Расходы на приобретение программных продуктов и иных нематериальных активов, используемых для обеспечение руководства и хозяйственного обслуживания ОУ Код 320

Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, иных расходных материалов, спецоборудования и литературы для обеспечения руководства и хозяйственного обслуживания ОУ Код 340

Расходы на обеспечение иных, кроме учебного, направлений Расходы по оплате труда прочего персонала, кроме ППС, УВП, АУП и инженерно-технического, связанных с обеспечением учебного процесса Код 210за вычетом кода 212

4 деятельности ОУ и не связанных с обеспечением руководства и хозяйственного обслуживания ОУ Расходы на оказание услуг связи, транспортных услуг, услуг в области информационных технологий, технического обслуживания, направленных на обеспечение иных, кроме учебного, направлений деятельности ОУ и не связанных с обеспечением руководства и хозяйственного обслуживания ОУ Код 220

Расходы на приобретение оборудования, вычислительной техники, медицинского инструментария, инвентаря идругих основных средств для обеспечения иных, кроме учебного, направлений деятельности ОУ и не связанных с обеспечением руководства и хозяйственного обслуживания ОУ Код 310

Окончание табл. 2

№ Название категории Состав расходов Коды бюджетной классификации, по которым отражаются данные расходы

Расходы на приобретение программных продуктов и иных нематериальных активов, используемыхдля обеспечения иных, кроме учебного, направлений деятельности ОУ и не связанных с обеспечением руководства и хозяйственного обслуживания ОУ Код 320

Расходы на приобретение перевязочных средств, канцелярских принадлежностей, реактивов и химикатов, стекла и химпосуды, спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, специальной литературы для обеспечения иных, кроме учебного, направлений деятельности ОУ и не связанных с обеспечением руководства и хозяйственного обслуживания ОУ Код 340

5 Расходы на обеспечение социальных гарантий государства гражданам Расходы по оплате мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации Код 212

Расходы на выплаты населению в рамках государственных программ социального страхования; расходы на выплаты населению, производимые вне рамок государственных программ социального страхования Коды 261и 262

Расходы по выплате стипендий Код 290

муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые». На первый взгляд, это означает, что гарантии бюджета по финансированию образования граждан касаются только обеспечения требований государственных образовательных стандартов по соответствующим ОП. Ст. 7 Закона РФ «Об образовании» определяет, что ГОС регулируют «обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования куров-ню подготовки выпускников». Инфраструктурные условия реализации образовательных программ (обеспеченность капитальными активами, условия доставки обучаемых к месту учебы и обратно и т. п.) действующие ГОС, как правило, не содержат. В связи с этим обязательными составляющими норматива финансирования должны быть статьи расходов, связанные с обеспечением предусмотренного ГОС учебного плана каждой образовательной программы, а именно — расходов на оплату труда с начислениями работников, обеспечивающих учебный процесс (профессорско-преподавательский состав (ППС) и учебно-вспомогательный персонал (УВП)), и расходы на приобретение товаров и услуг, обязательных для проведения учебного процесса (учебные расходы).

В контексте содержания ГОС вопрос включения в состав норматива статей расходов, связанных с

прочими функциями ОУ (административно-управленческая функция, в частности, оплата труда административно-управленческого персонала (АУП), функция социальной поддержки работников и обучающихся, содержание и ремонт зданий и прочих капитальных активов и т.д.), остается дискуссионным и решается в каждом конкретном случае экспертным сообществом, участвующим в разработке региональных методик нормирования бюджетных расходов. Рассмотрим возможные пути решения этих проблем при разработке методик бюджетного финансирования образовательных учреждений.

С точки зрения соответствия государственных гарантий финансирования характеристикам государственных образовательных услуг, изложенным в ГОС, было бы справедливо включать в норматив только расходы, напрямую связанные с обеспечением ГОС, однако надо принять во внимание и некоторые дополнительные аргументы.

Очевидно, что сам по себе, в отрыве от других функций ОУ и инфраструктурных условий образовательный процесс существовать не может. Следовательно, расходы на содержание инфраструктуры учреждения и управление учреждением и учебным процессом также целесообразно включать в общую методику нормирования. В учреждениях разных уровней образования обязательными являются и некоторые другие направления деятельности (категория № 4 табл. 2): так, для учреждений высшего

профессионального образования обязательным требованием при государственной аккредитации является проведение в том или ином объеме научных исследований6; для учреждений, реализующих общеобразовательные программы, обязательной функцией является воспитание и социальная адаптация обучаемых, на что прямо указывает федеральное законодательство7. Такая обязательность реализации сопутствующих образовательному процессу функций учреждения также может служить аргументом за включение расходов по ним в методику.

Второй аргумент, который следует принять во внимание при решении вопроса о составе статей расходов, включаемых в норматив, заключается в том, что бюджетная классификация расходов построена по принципу экономического содержания и не позволяет на уровне кодов бюджетной классификации выделить рассмотренные нами функции. Например, выделить в составе расходов по коду 211 заработную плату ППС, УВП и АУП и других категорий работающих можно только на уровне аналитических счетов, но практически невозможно (в любом случае — экономически неэффективно) — в процессе нормирования, на уровне органов государственного и муниципального управления, осуществляющих финансовое планирование. Аналогичные наблюдения можно сделать и по поводу финансирования расходов на приобретение услуг и увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов. В связи с этим при разработке методик нормирования расходов на образование на практике приходится решать вопрос скорее не о том, следует ли включать расходы по тем или иным функциям в норматив, аотом, какие статьи и подста-тьи бюджетной классификации войдут в норматив. Постатейное выделение расходов по функциям тут становится лишь предварительным этапом, результат которого представлен в таблице 3.

Анализ имеющихся данных показывает, что суммы расходов, фактически осуществлявшихся за последние годы, по подстатьям, входящим в коды 210,220,300 (в разных комбинациях), в большинстве

6 Вопрос о финансировании научных исследований слишком сложен, чтобы решать его в рамках данной проблемы однозначно. Современный уровень развитии наук, особенно естественных и технических, где высоки требования к материальному обеспечению исследований и разработок, требует отдельного финансирования работ, осуществляемого по про-ектно-целевому принципу.

7 «Общеобразовательные программы направлены нарешение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности кжизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ» — ст. 9 Закона РФ «Об образовании».

случаев довольно тесно коррелируют8 с численностью обучающихся в учебных заведениях всех уровней. Нами исследовались данные о фактическом исполнении смет и численности обучающихся по нескольким десяткам образовательных учреждений общего и профессионального образования разных уровней и типов за 2004 — 2007 гг. Эти результаты можно объяснить сложившейся практикой финансирования образовательных учреждений, которая характеризуется, во-первых, формированием штатных расписаний учреждений в тесной связи с численностью обучающихся, что вполне оправданно, а во-вторых, тем, что все прочие, кроме оплаты труда, расходы, явно или не явно, в большей или меньшей степени, финансируются в зависимости от фонда оплаты труда учреждения. Вполне очевидно также, что объемы социальных выплат обучающимся должны быть (и так оно и есть) пропорциональны их численности, авыплаты работающим в образовательных учреждениях в среднем зависят от величины начислений на оплату труда, которые исчисляются в процентах от фонда оплаты труда. ФОТ, в свою очередь, определяется штатным расписанием, утверждаемым, как уже отмечалось выше, с учетом численности обучающихся.

Невысокую корреляцию с численностью обучающихся9 показывают только расходы по кодам 223 — 226. Это расходы, связанные с содержанием и обслуживанием зданий и прочих нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении или в аренде у образовательного учреждения. И здесь, решая проблему включения данных расходов в норматив, можно предложить три решения.

Первое решение — не включать данные категории расходов в норматив, оставив их для финансирования по смете. Аргументировать такой подход можно тем, что характеристики капитальных активов очень разнятся даже в пределах одного типа учреждений одного региона (например, школы одного типа могут размещаться как в старых зданиях без удобств, так и в современных комплексах зданий со спортивными сооружениями, актовыми залами, столовыми и т. д.). Очевидно, что расходы на содержание столь различающихся по своим физическим характеристикам объектов должны быть дифференцированы даже при одинаковой численности обучающихся. Проще всего учесть имеющиеся различия при прямом сметном

8 Степень корреляции — от средней до очень тесной, коэффициенты корреляции — от 0,5 до 0,95 по разным годам, образовательным учреждениям разных уровней, разным кодам расходов.

9 Коэффициенты корреляции — от 0,3 до 0,6.

Таблица 3

Отражение расходов на осуществление функций

образовательного учреждения по кодам бюджетной классификации

Коды статей и подстатей расходов № Категории расходов (согласно табл. 2)

1 2 3 4 5

211 и 213 + + + +

212 +

221 + + +

222 + + +

223 + +

224 + + +

225 + + +

226 + +

261 и 262 +

290 +

310 + + +

320 + + +

340 + + +

финансировании статей расходов, связанных с содержанием и обслуживанием инфраструктуры ОУ. Недостаток такого подхода только один, и он носит идеологический характер — при таком подходе нарушается принцип не только подушевого, но и вообще унифицированного нормативного финансирования образовательных учреждений.

Второе решение — включить расходы на содержание и обслуживание капитальных активов в состав норматива финансирования образовательного учреждения, но нормировать их не на подушевой, ана иной основе. В качестве базового показателя нормирования должны выступать физические характеристики активов. Самый очевидный вариант базы — это общая площадь помещений в зданиях, находящихся в оперативном управлении у ОУ, поскольку очевидно (и это также можно подтвердить результатами корреляционного анализа), что для подавляющего большинства учреждений расходы (суммарно по кодам 223 — 226) на содержание и обслуживание зданий прямо зависят от их площади- Возможна и более специфическая база нормирования: в северных районах значительная доля такого рода расходов ложится на отопление и освещение (топливо и электроэнергию) для поддержания нормальных условий в помещениях. В этом случае базой нормирования расходов может быть показатель, также как и площадь помещений, приводимый в технических паспортах зданий — объем помещений в них (кубатура). Этот подход, как нам кажется, обеспечивает максимально дифференцированный подход к потребностям и особенностям образовательных учреждений, и, работая в русле идеи нормативного финансирования, соответствует результатному подходу к осуществлению бюджетных расходов.

Есть и еще один аргумент в пользу именно такого подхода к нормированию данного вида расходов. Он связан с заметными различиями в ресур-соемкости (в части такого ресурса, как занимаемые помещения, здания и т. д.). Особенно наглядны эти различия на примере образовательных программ профессионального образования. Очевидно, что подготовка обучающихся по гуманитарным специальностям как среднего профессионального, так и высшего профессионального образования требует гораздо меньшего количества аудиторного фонда и активов, нежели обучение по техническим, естественно-научным, медицинским специальностям, где в учебных планах высока доля работ и иных занятий, которые требуют специально оборудованных лабораторий, мастерских и других аналогичных помещений. В интересах текущего анализа эффективности бюджетных расходов и ресурсоемкости отдельных образовательных программ и организационных единиц (отделений, факультетов и т.п.) в методологии финансирования ОУ следовало бы изначально предусмотреть механизмы контроля за тем, какие именно ресурсы расходуются на оказание того или иного вида образовательных услуг. Для этих целей целесообразно было бы выбирать для нормирования расходов на содержание и обслуживание капитальных активов показатели, связанные с характеристиками этих активов, а не численность обучающихся. Вместе с тем, также, как в первом случае, финансирование расходов на базе показателя, отличного от численности обучаемых, не соответс-твуетдекларации подушевого финансирования.

Этому принципу отвечает лишь третий вариант решения проблемы нормирования расходов на содержание и обслуживание инфраструктуры

образовательного учреждения. В этом варианте расходы по кодам 223 — 226 без всякой дифференциации включаются в общий подушевой норматив финансирования10.

В связи с этим нам кажется целесообразным в обязательном порядке включать в состав норматива подушевого финансирования расходы по оплате труда и начислениям на нее, приобретению услуг и увеличению стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов в полном объеме, т. е. все расходы по кодам 211,213, 220, 310, 320 и 340 бюджетной классификации финансировать в составе норматива суммарно, без разбивки по целевым направлениям расходования.

Особой проблемой остаются расходы на обеспечение социальных гарантий государства работникам ОУ и обучающимся (категория №5в табл. 2 и 3). С одной стороны, суммы по этим кодам тесно коррелируют11 с численностью обучающихся, что объясняется природой этих расходов: значительная их часть (коды 212,261 и 262) определяется численностью работающих, которая, в свою очередь, через принципы штатных расписаний прямо зависит от численности обучаемых, другая их часть (код 290) — напрямую зависит от того же показателя. С другой стороны, экономическая природа расходов на социальную поддержку не имеет ничего общего с целями функционирования образовательных учреждений и никоим образом не связана ни с какими организационными процессами в ОУ. В связи с этим нам кажется нецелесообразным включать расходы по этой категории в норматив финансирования.

Расходы на приобретение, строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, находящихся в оперативном управлении образовательного учреждения, не включаются в норматив бюджетного финансирования по причине своей экономической природы: нерегулярности, отсутствия их регламентации образовательными стандартами, инвестиционного характера.

Выбор единиц нормирования и объекта нормирования

Согласно стандартному определению, объект нормирования — вид продукции, работ или услуг,

10 Коэффициенты корреляции расходов по коду 220, включающему коды 223 — 226, с численностью обучающихся по проанализированным нами учреждениям, составляют 0,5 —0,6, что соответствует связи средней тесноты.

11 Это легко показать по результатам расчета коэффициентов корреляции. Для разных комбинаций кодов 212,261, 262 и 290 коэффициенты корреляции с численностью обучающихся — от 0,8 до 0,97.

на производство которых определяется норма или норматив расхода ресурсов. В контексте данной работы в качестве продукции можно рассматривать образовательные услуги, финансируемые за счет бюджетных средств, при этом видами продукции являются образовательные программы, реализуемые учреждениями в соответствии с ГОС; таким образом, объектами нормирования при разработке методик нормативного подушевого финансирования служат образовательные программы.

Единица нормирования — единица, на которую установлена норма расхода ресурсов. Очевидно, что само название «подушевое финансирование» определяет единицу нормирования в рамках этой методологии. Главной единицей нормирования должен выступать один обучающийся по определенной образовательной программе. По какой именно? Ответ на это вопрос будет зависеть от методологии построения системы нормативов, и будет рассмотрен далее.

Вместе с тем один обучающийся может быть не единственной единицей нормирования. Уже отмечалось, что объем потребности в финансировании части расходов (по кодам 223 — 226) определяется скорее не численностью обучающихся, а характеристиками капитальных активов, находящихся в оперативном управлении образовательного учреждения. Если в рамках разработки методики нормативного финансирования ОУ принято решение о нормировании этих расходов по иной, нежели численность обучающихся, базе, дополнительной единицей нормирования станет 1 кв. м или 1 куб. м общих активов.

После того как в процессе разработки методологии нормирования бюджетных расходов на образование определен состав расходов, включаемых в норматив, объекты и единицы нормирования, можно приступать к следующим этапам этой работы — определению состава и структуры нормативов. Эти вопросы, атакже формирование моделей нормативов мы рассмотрим в последующих статьях цикла.

Список литературы

1. Волкова О. Н. Об общей проблематике разработки региональных методик формирования и расчета нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений // Финансы и кредит. 2008. № 41 (329). С. 55 - 60.

2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 17.07.2009).

3. Волкова О.^.Управленческийучет:учебник. М.: Изд-во Проспект, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.