Научная статья на тему 'Проектирование рациональной конструкции поршневого насос-компрессора_'

Проектирование рациональной конструкции поршневого насос-компрессора_ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
555
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРШНЕВОЙ НАСОС-КОМПРЕССОР / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Корнеев Сергей Васильевич, Барышев Валерий Иванович, Лысенко Евгений Алексеевич, Носов Евгений Юрьевич

В статье рассмотрены концепция проектирования объектов новой техники и возможные конструкции поршневого насос-компрессора с описанием их преимуществ и недостатков. Это позволяет проектировщику обоснованно принимать решения при разработке технического предложения и технического задания на проектирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Корнеев Сергей Васильевич, Барышев Валерий Иванович, Лысенко Евгений Алексеевич, Носов Евгений Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of rational structure of piston pump-compressor

In the article the concept of designing of objects of new technics and possible structures of a piston pump-compressor with description of its advantages and drawbacks is considered. It allows the designer to prove solutions by development of the technical offer and the technical project on designing.

Текст научной работы на тему «Проектирование рациональной конструкции поршневого насос-компрессора_»

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (107) 2012

УДК 621.512:621.651 С. В. КОРНЕЕВ

В. И. БАРЫШЕВ Е. А. ЛЫСЕНКО Е. Ю. НОСОВ А. К. КУЖБАНОВ

Омский государственный технический университет

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ ПОРШНЕВОГО

НАСОС-КОМПРЕССОРА___________________________________

В статье рассмотрены концепция проектирования объектов новой техники и возможные конструкции поршневого насос-компрессора с описанием их преимуществ и недостатков. Это позволяет проектировщику обоснованно принимать решения при разработке технического предложения и технического задания на проектирование.

Ключевые слова: поршневой насос-компрессор, проектирование.

Одной из наиболее широких тенденций современного проектирования является расширение функциональных возможностей объектов самого разного назначения. Это связано, прежде всего, с экономией ресурсов путем снижения общей материалоемкости изделий и придания им свойств, позволяющих экономить энергию. Так, на рынке появились автомобили с гибридным двигателем внутреннего сгорания, сотовые телефоны, выполняющие одновременно функции фотоаппарата и калькулятора, компьютеры с функциями аудио и видео центров и т.д. При этом, как правило, в созданных гибридах используются конструкции с единым или близким технологическим направлением.

На протяжении последних двух столетий в промышленной и бытовой технике чрезвычайно широко используются устройства и механизмы, действие которых основано на изменении рабочего объема. Это, прежде всего, насосы и компрессоры. И те, и другие предназначены для поднятия давления в рабочей среде с последующим ее перемещением потребителю. Причем во многих случаях рабочие среды этих машин (жидкости в насосах и газы, и их смеси в компрессорах) в той или иной степени оказываются совмещенными в одном агрегате. Так, например, жидкости широко используются для смазки и охлаждения компрессоров, основным рабочим веществом которых являются газы и их смеси, а газообразные вещества (в основном — воздух) часто применяются для распыливания и подачи жидкостей под давлением (лакокрасочные работы, создание масляных аэрозолей для смазки и охлаждения высокоскоростных подшипников качения и т.д.). В некоторых случаях жидкости вместе с газами используются непосредственно при проведении рабочих процессов машин объемного действия [1, 2 и др.].

Наиболее широко известно одновременное использование жидкостей и газов под давлением при обслуживании работы станочного парка (смазка

трущихся поверхностей, подача смазочно-охлаждающей жидкости в зону резания, подача сжатого воздуха и жидкости под давлением в пневмозажимы, пневмо- и гидродвигатели). Традиционно потребность в жидкости и газа под давлением в станочном оборудовании удовлетворяется путем использования отдельно установленных гидростанций и компрессоров, что, безусловно, усложняет общую конструкцию станков и ухудшает их массогабаритные характеристики и повышает стоимость.

Вполне вероятно, что это связано со сложившимися (по крайней мере — в отечественной промышленности) традициями, в соответствии с которыми, как правило, станкостроительная отрасль не занимается проектированием и выпуском машин объемного действия, а компрессоростроительное производство не имеет мощностей для выпуска насосного оборудования.

В простейшем случае конструирование гибридных машин может быть произведено путем агрегатирования двух объектов на единой платформе и, возможно, с общим двигателем. Такой подход возможен, однако он малоинтересен как с технической, так и с технологической точек зрения, т.к. не предполагает поиска выигрыша, который может быть достигнут за счет более полного совмещения конструкций компрессора и насоса, например, путем их объединения в едином элементе, в качестве которого может выступать общий рабочий цилиндр.

В то же время объединение насоса и компрессора в едином цилиндре сулит возможность получения существенных преимуществ. Так, например, большое значение для экономичной работы компрессора, особенно средней и высокой производительности, с высокой степенью повышения давления в одной ступени, является обеспечение тщательного охлаждения сжимаемого газа (или смеси газов) путем организации систем охлаждения как внутреннего (впрыск жидкости), так и внешнего типа за счет применения

жидкостных рубашек, развития наружной поверхности цилиндров, воздушного охлаждения и т.д. Все эти мероприятия так или иначе требуют дополнительной энергии на работу проталкивания жидкости или на работу вентилятора. В то же время, если организовать работу компрессора и насоса в одном цилиндре, или, по крайней мере, в одном агрегате, то можно использовать жидкость, нагнетаемую насосом, одновременно и для охлаждения и герметизации рабочих полостей компрессора. Это должно оказать заметное положительное воздействие на протекающие в компрессоре рабочие процессы.

Основная сложность создания таких машин заключается в существенных различиях физико-механических свойств жидкостей и газов, которые достигают нескольких порядков (например — плотность, динамическая вязкость). Так, например, если обычная частота экономичной работы малорасходного поршневого компрессора составляет около 12 — 25 Гц, то в его же цилиндре невозможно сжимать жидкость с частотой более 7—10 Гц в связи с большим сопротивлением клапанов.

Вероятно, что выше упомянутые противоречия и являются основной причиной отказа проектировщиков создавать гибридные конструкции насосов-компрессоров, в связи с чем такие машины в настоящее время промышленностью не выпускаются.

Впервые анализ работы поршневого насос-компрессора был выполнен авторами [3, 4], там же можно подробно ознакомиться с работой этого агрегата. Исследования показали работоспособность конструкции и возможность повышения КПД компрессорной полости за счет снижения температуры цилиндра. В этих исследованиях применен очевидный конструктивный подход, основанный на крейцкопф-ном исполнении привода поршня, который разделяет цилиндр на две полости — компрессорную и насос-

ную. То есть, по существу, использована вертикальная конструкция компрессора двойного действия [5], надпоршневое пространство которого соединено через самодействующие клапаны с источником и потребителем газа, а подпоршневое пространство, в котором размещен шток, — с источником и потребителем жидкости (рис. 1).

Как и любая достаточно сложная машина, данная конструкция обладает как положительными свойствами, так и недостатками.

К положительным следует отнести многофункциональность (агрегат может работать как компрессор, как насос и как насос-компрессор), присущую всем гибридам, а также уже упоминавшуюся выше способность повысить экономичность компрессорной полости за счет снижения температуры цилиндра.

К недостаткам можно отнести сравнительную громоздкость конструкции, присущую всем крейц-копфным вариантам машин объемного действия, а также сложность в обеспечении высокой герметичности уплотнительного узла 5 (рис. 1).

Уменьшить вертикальный размер машины, позволив некоторое технологическое усложнение, можно за счет придания поршню П-образной формы (рис. 2). Этот вариант существенно сокращает вертикальный размер насос-компрессора, что должно благоприятно также сказаться на его вибрационных характеристиках за счет лучшего расположения центра масс. Кроме того, в данной конструкции после остановки агрегата, даже при изношенном уплотнителе, сжимаемая жидкость не может попасть в картер насос-компрессора.

Относительно проблемы с герметичностью уплотнительного узла следует заметить следующее.

Как правило, давление сжатого воздуха, используемого в машиностроении, не превышает 6 — 8 бар, что обусловлено многочисленными факторами,

Рис. 1. Конструктивная схема цилиндропоршневой группы насос-компрессора (а) и его поперечного сечения (б):

1 — шатун, 2 — палец, 3 — крейцкопф, 4 — направляющая крейцкопфа,

5 — уплотнительный узел, 6 — жидкостный нагнетательный клапан, 7 — насосная полость,

8 — шток, 9 — поршень с щелевым уплотнением, 10 — цилиндр, 11 — компрессорная полость, 12 — газовый нагнетательный клапан, 13 — газовый всасывающий клапан,

14 — жидкостный всасывающий клапан, 15 — картер, 16 — коленчатый вал,

17 — масло смазки механизма движения поршня

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (107) 2012 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (107) 2012

I

Рис. 2. Конструктивная схема цилиндропоршневой группы насос-компрессора с П-образным поршнем:

1 — жидкостный нагнетательный клапан,

2 — насосная полость, 3 — П-образный поршень,

4 — основной уплотнительный узел,

5 — направляющая крейцкопфа, 6 — шток,

7 — компрессорная полость,

8 — газовый нагнетательный клапан,

9 — газовый всасывающий клапан,

10 — уплотнение утечек,

11 — канал сброса утечек в линию всасывания,

12 — крейцкопф, 13 — шатун,

14 — всасывающий жидкостный клапан

начиная с того, что для получения более высокого давления необходимо применять более дорогие и сложные компрессоры многоступенчатого сжатия, и кончая небезопасным хранением воздуха в баллонах высокого давления.

В то же время в гидравлических машинах обычно используют относительно высокое давление, т.к. одним из основных преимуществ гидропривода является как раз его высокая компактность при одновременной передаче большой мощности, а жидкость под высоким давлением не представляет большой угрозы при разрушении гидропровода. В связи с этим от насос-компрессора может понадобиться получение жидкости под давлением 50 — 60 бар и более.

В работе [6] приводятся сведения о конструкции эластомерных уплотнений, которые обеспечивают высокую герметичность (практически — отсутствие утечек) при работе на высоких давлениях. В соответствии с рекомендациями этих авторов, подобные уплотнения могут выдержать до 4 — 5 тыс. часов непрерывной работы без заметного нарушения герметичности. Это не слишком большой ресурс работы, он составляет примерно 0,5 года при непрерывной эксплуатации агрегата.

В связи с этим при проектировании уплотнительного узла необходимо предусмотреть возможность сброса утечек основной рабочей жидкости в линию всасывания, как, например, это показано на рис. 2 (поз. 10 и 11). Очевидно, что схожее техническое решение может быть применено и в насос-компрессоре, показанном на рис. 1.

Еще одной проблемой при использовании высокого давления в насосной полости могут стать сравнительно большие перетечки сжимаемой жидкости в компрессорную полость через щелевое уплотне-

ние, что может приводить к появлению в ней гидроудара.

В принципе, избежать этого негативного явления можно, установив на поршне обычное контактное уплотнение в виде поршневых колец. Однако при этом, во-первых, появится износ цилиндра, а во-вторых, прекратится циркуляция жидкости по зазору и, соответственно, снизится или вообще исчезнет эффект объединения в одном цилиндре насоса и компрессора, т.к. стенки цилиндра не будут активно омываться перекачиваемой жидкостью, имеющей сравнительно низкую температуру.

Если допустить износ цилиндра, что для смазываемого кольцевого уплотнения обеспечит непрерывную работу в пределах 20 — 25 тыс. часов, то можно организовать охлаждение цилиндра с помощью жидкостной рубашки, через которую будет прокачиваться нагнетаемая рабочая жидкость. Это несколько усложнит конструкцию машины и увеличит гидравлическое сопротивление нагнетательного тракта.

Предотвратить значительные перетечки жидкости из насосной полости в компрессорную, можно тривиально увеличив длину поршня и уменьшив до технологически возможного предела зазор в цилиндропоршневой паре. Однако при этом возрастут габариты машины, масса поршня и соответственно инерционные усилия, что вызовет необходимость развития поверхностей трения в механизме привода и увеличит его массу, а также практически сведет на нет интенсивность охлаждения цилиндра протекающей в зазоре жидкостью.

Еще одним вариантом, предусматривающим отсутствие значительных перетечек жидкости через щелевое поршневое уплотнение в компрессорную полость при высоком давлении нагнетания насосной полости, может быть традиционно используемый в гидросистемах сброс избытков жидкости на всасывание (рис. 3). Реализующий этот принцип насос-компрессор, изображенный на рис. 3, работает следующим образом.

При ходе поршня 3 вниз увеличивается объем компрессорной полости 5, давление в ней падает, всасывающий клапан 7 открывается, нагнетательный клапан 8 закрывается, и газ от источника попадает в компрессорную полость 5, происходит процесс всасывания (направление движения газа показано стрелками).

В это же время объем насосной полости 6 уменьшается, давление находящейся в ней жидкости в связи с малой ее сжимаемостью резко увеличивается, что приводит к закрытию всасывающего клапана 9 и открытию нагнетательного клапана 10, жидкость из насосной полости 6 течет потребителю, происходит процесс нагнетания (направление движения жидкости показано стрелками).

Под действием перепада давления между жидкостной 6 и компрессорной 5 полостями обратный клапан 12 закрывается, и жидкость течет вверх через уплотняющий зазор 2 и в канал 13. При этом жидкость заполняет отделительную канавку 11, и ее расхода недостаточно, чтобы и заполнить канавку 11 и преодолеть всю длину уплотняющего зазора 2, что предотвращает, таким образом, попадание жидкости в компрессорную полость 5.

При ходе поршня 3 вверх объем компрессорной полости 5 уменьшается, давление газа в ней возрастает (происходит процесс сжатия), из-за чего клапан 7 закрывается. После достижения газом давления, равному давлению нагнетания, нагнетательный клапан 8 открывается, и сжатый газ начинает

7 , 8

2

12

13

1

E25t>PiC

Рис. 3. Схема поршневого насос-компрессора со сбросом перетечек жидкости через зазор поршневого уплотнения в зону пониженного давления насосной полости в процессе всасывания:

(а) — всасывание в компрессорной полости, нагнетание в насосной полости;

(б) — нагнетание в компрессорной полости, всасывание в насосной полости:

1 — цилиндр, 2 — радиальный зазор между поршнем и цилиндром, 3 — поршень, 4 — шток,

5 — компрессорная полость, 6 — насосная полость, 7 — газовый всасывающий клапан,

8 — газовый нагнетательный клапан, 9 — всасывающий жидкостный клапан, 10 — нагнетательный жидкостный клапан, 11 — отделительная канавка, 12 — клапан сброса, 13 — канал сброса, 14 — уплотнительный узел

поступать потребителю, происходит процесс нагнетания (направление движения нагнетаемого газа показано стрелками).

В то же время объем насосной полости 6 увеличивается, давление в ней из-за малой сжимаемости жидкости резко падает, что приводит к закрытию нагнетательного клапана 10 и открытию всасывающего клапана 9, через который жидкость от источника поступает в насосную полость 6, происходит процесс всасывания (направление течения жидкости показано стрелками).

Под действием перепада давления между компрессорной 5 и насосной 6 полостями обратный клапан 12 открывается, и жидкость из отделительной канавки 11 через канал 13 начинает свободно сливаться в насосную полость 6, находящуюся под низким давлением (направление движения жидкости показано стрелкой). При этом объем канавки 11 практически полностью освобождается от жидкости. В дальнейшем цикл работы насос-компрессора повторяется.

Для выполнения описанного алгоритма работы конструкции, конечно, должны быть произведены соответствующие расчеты по определению необходимого объема отделительной канавки 12 и соотношений длины заполненного жидкостью радиального зазора, его величины и параметров самодействующего клапана 12.

Представленный анализ и варианты конструктивного воплощения поршневого насос-компрессора позволяют более объективно подойти к процессу первых стадий его проектирования.

Библиографический список

1. Пластинин, П. И. Рабочие процессы объемных компрессоров со впрыском жидкости / П. И. Пластинин, В. Е. Щерба // Итоги науки и техники. Сер. Насосостроение и компрессоро-строение. Холодильное машиностроение / ВИНИТИ. — 1996. — № 5. - С. 1-154.

2. Твег, Р. Системы впрыска бензина. Устройство, обслуживание, ремонт / Росс Твег. — М. : За рулем, 1999. — 144 с.

3. Щерба, В. Е. Математическое моделирование рабочих процессов поршневого насос-компрессора / В. Е. Щерба, В. С. Виниченко, Д. А. Ульянов // Вакуумная наука и техника: матер. XVII науч.-тех. конф. —М. : МИЭМ, 2010. — С. 117 — 122.

4. Виниченко, В. С. Конструкция и расчет поршневого насос-компрессора : автореф. дис. ... канд. техн. наук / В. С. Винниченко. — Омск : ОмГТУ, 2011. — 20 с.

5. Пластинин, П. И. Поршневые компрессоры. В 2 т. Т. 1. Теория и расчет / П. И. Пластинин. — М. : Колос, 2000. — 456 с.

6. Уплотнения и уплотнительная техника : справ. / Л. А. Кондаков [и др.] ; под общ. ред. А. И. Голубева, Л. А. Кондакова. — М. : Машиностроение, 1986. — 464 с.

КОРНЕЕВ Сергей Васильевич, доктор технических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Химические технологии органических веществ» Омского государственного технического университета. БАРЫШЕВ Валерий Иванович, доктор технических наук, профессор кафедры «Г идравлика и гидропневмосистемы» Южно-Уральского государственного университета.

ЛЫСЕНКО Евгений Алексеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Гидромеханика и транспортные машины» Омского государственного технического университета.

НОСОВ Евгений Юрьевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Г идромеханика и транспортные машины» Омского государственного технического университета.

КУЖБАНОВ Акан Каербаевич, ассистент кафедры «Гидромеханика и транспортные машины» Омского государственного технического университета. Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.

Статья поступила в редакцию 06.12.2011 г.

© С. В. Корнеев, В. И. Барышев, Е. А. Лысенко, Е. Ю. Носов, А. К. Кужбанов

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (107) 2012 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.