УДК 377.4:658.3
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ДЛЯ НЯ-
СПЕЦИАЛИСТОВ
Бондарев Н. С., 2017 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт», доктор
экономических наук, заведующий кафедрой гуманитарно-правовых дисциплин. Кемерово
Равочкин Н. Н., 2017 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт», кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарно-правовых дисциплин. Кемерово
Аннотация: сегодня проектный подход наблюдается повсеместно: от управления и сферы культуры до образования на всех его уровнях. Дополнительное профессиональное образование не является исключением. В статье рассматриваются особенности проектирования программ профессиональной переподготовки для ИЯ-специалистов, представляющих собой одну из многогранных профессий/позиций на современном предприятии. Кроме этого, авторы Дополнительное профессиональное образование, в особенности - программы профессиональной переподготовки, призваны оперативно реагировать на запросы рынка труда (и удовлетворять их) в стремительно изменяющихся условиях, обусловливающих запрос на профессионализм занимающих руководящие/управленческие должности в той или иной отрасли.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка, проектирование программ, ИЯ-специалисты, организация, целевая аудитория.
Программы профессиональной переподготовки как составная часть дополнительного профессионального образования представляются нами в виде инструмента перераспределения специалистов по отраслям и сферам деятельности, развития профессиональной структуры в инновационном развитии страны. Основной целью освоения этих программ является приобретение новых знаний и умений, овладение компетенциями как уже работающими специалистами, так и получение новой квалификации для будущих соискателей. Прохождение профессиональной переподготовки является актуальным в ряде случаев:
- при несоответствии занимаемой специалистом должности с квалификацией, указанной в дипломе об образовании;
- студентам, которые нацелены на получение дополнительного образования, близкому или идущему вразрез с осваиваемой образовательной программой;
- для людей, желающих получить дополнительную профессию с целью повышения собственного уровня образованности.
На сегодняшний день, характерной чертой перспективного развития большинства стран является переход, сфокусированный на обновлении и модернизации организационной и производственной структур различных отраслей. Образование для ИЯ-специалистов необходимо сообразовывать не только с уже ранее предложенным нами портретом (ориентация на быстрое достижение требуемого результата с одновременным сохранением долгосрочных целей; умение сформировать внутреннее видение планируемой работы персонала, наличие высокой ценности самореализации и содержания решаемых задач и др.), но и региональной спецификой и координацией осваивающих ее лиц в связи с (раз)решением возникающих перед ними задач, к которым они могли быть не подготовлены изначально. Сюда, например, относится подготовка к нелинейному развитию карьеры, сформированность необходимого сегодня системного мышления, оттачивание навыков работы в команде, независимое использование информации.
Рассматривая функции и роль НЯ-специалистов промышленных предприятий в истории менеджмента, любопытным представляется, что ранее на превалирующем большинстве предприятий они были оторваны от его реальной деятельности. Зарубежные исследователи в области управления персоналом пишут, что ранее ИЯ-специалисты не могли ответить на вопросы об объемах
производимой продукции/продаж, не знают, какова отдача от инвестиций в обучение персонала и даже не представляют, сколько сотрудников работает на предприятии. Однако статус HR-специалистов (из)менялся - и сегодня служба управления персоналом увеличивающее стоимость компании за счет эффективной реализации своих функций [last]. Во многом это находит подтверждение и в исследовании А.В. Ананиной и И.В. Осиповой, уточняющих, что в абсолютно любых экономических условиях конкурентоспособность компании базируется на кадровом потенциале, суть - на конкурентных преимуществах своих сотрудников, за развитие и его эффективность отвечают HR-специалисты [2].
По мнению О.К. Клоповой, социальная динамика современных преобразований обусловливает необходимость в обучении HR-специалистов для развития, например, аналитических навыков, так необходимых для принятия и реализации нестандартных решений в целях повышения конкурентоспособности организации. В этом мы соглашаемся с ней, что в системе непрерывного образования в области управления персоналом приоритетной становится подготовка компетентного специалиста для удовлетворения требований инновационной экономики [5]. Профессия HR-специалиста диктует постоянное (само)развитие и участие в процессах обучения, что поможет профессионально совершенствовать и развивать в искомые профессиональные навыки.
Вопреки тому, что управление людьми имело место быть со времен расслоения общества, вопросам образовательной (пере)подготовки HR-специалистов не уделялось сколько-нибудь достаточного внимания. За рубежом такая «точка отсчета» приходится на начало ХХ в., в России система обучения этих специалистов существует лишь более двадцати лет. И это в то время как управление персоналом сегодня один из наиболее динамично развивающийся вид трудовой деятельности, а сам объем необходимых для (пере)подготовки профессионалов знаний значительно возрастает, «более быстрыми темпами, интегрируя достижения многих наук» [4].
Современные HR-специалисты, как считают Н.М. Паршин и Н.А. Калистру, обязаны:
• постоянно повышать уровень квалификации работников, содействовать развитию карьеры;
• формировать благоприятный имидж компании на рынке труда для потенциальных сотрудников;
• воспитывать корпоративный дух и формировать команду;
• адаптировать новых сотрудников и обеспечивать их быстрое обучение;
• работать с выпускниками и молодыми специалистами, пришедшими в компанию [7].
Проектирование образовательных программ является одним из важнейших направлений
современного образовательного процесса в условиях стремительного увеличения их разнообразия. Обращение потребителей к тем или иным программам профессиональной переподготовки подразумевает отражение ее специфики с учетом их интересов. Авторское убеждение строится на том, что программы профессиональной переподготовки, спроектированные с учетом индивидуальных потребностей конкретных целевых групп, наиболее эффективны в связи с повышением на них спроса в условиях ускоряющегося и изменяющегося общества и конкурентного рынка образовательных услуг.
В условиях развития вариативного, профильного, многоуровневого образования гибкость изменения программ позволяет регулярно совершенствовать их содержание в зависимости от поставленных потребителями определенных целей. Грамотное проектирование образовательной программы также дает возможность построить инновационную модель образовательного пространства, ориентированную на широкое использование в ряде производственных направлений. В тех случаях, когда реализуется совокупность взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью и условиями их выполнения используется термин «программа». К примеру, программа развития социальной ответственности подразумевает реализацию ряда проектов: проведение исследований, целевую работу с категориями персонала и населения, участие в благотворительности и множество других мероприятий. А многочисленные проекты, в виде программ, разработанные и внедряемые педагогическими коллективами образовательных учреждений есть не что иное как продукты проектирования в образовании. Также справедливым будет рассматривать программу в качестве
крупного проекта ввиду ее сложности и продолжительности. Результат программы составляет качественное изменение состояния, обеспеченное ее реализацией.
Рассмотрим особенности программ:
• цели программы соответствуют стратегическим целям организации и корректируются в случае изменения стратегии;
• реализация программы требует мультипроектных методов управления;
• организационная структура программы обычно состоит из двух уровней (программа и проекты);
• содержание программы может подвергаться значительным изменениям;
• некоторые проекты в составе программы могут быть неощутимо прибыльны или полезны, эффект заметен только в составе программы;
• включение в программу дополнительных проектов зависит от результатов осуществления первоочередных проектов программы;
• завершение программы определяется достижением цели, когда полученные результаты передаются соответствующим подразделениям организации [8].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» трактует образовательную программу как учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг для ее реализации [1].
Как и всякий проект, образовательная программа также имеет свою структуру, которая задается педагогическим процессом, и состоит из следующих компонентов:
- целевой: цели (стратегическая и тактические) и задачи, реализуемые в конкретных условиях;
- содержательный: определяет всю совокупность знаний, формируемых ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения;
- деятельностный: характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса;
- результативный: достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса обеспечивают управление качеством образовательной деятельности;
- ресурсный: отражает условия протекания педагогического процесса, его обеспечение [9].
На практике программа профессиональной переподготовки, как и любая образовательная программа - это документ, представляющий собой некоторый план или перечень дисциплин и требований с заданной структурой. Отправной точкой является принципиальное обращение к условию проектирования от целей, которые преследуют участники образовательного процесса, в данном случае - ИЯ-специалисты, обращаясь с записью на обучение напрямую, или же по заявке от предприятия (Рис. 1.). Исходным пунктом также может служить относительно невысокий уровень профессиональной подготовки целевой аудитории, в частности, с уклоном в конкретную отрасль. К настоящему времени к позиции «эйчара» сформирован целый ряд требований к менеджмент - и бизнес-образованию, которые не реализуются только через наполнение слушателей знаниями.
Рис. 1. Мотивы к освоению программ профессиональной переподготовки
Именно после этого и стоит проводить индивидуализацию обучения на предмет содержания программы профессиональной переподготовки. На практике проектирования, уместней руководствоваться принципом не только содержания, но и преследуемых результатов освоения программы. Она адресуется не просто слушателю, но должна максимально описывать содержание и способы его действий. Такой принцип проектирования напрямую связан с модульно -компетентностным и маркетинговым подходами, учитывающими не только модернизацию российского образования, но и уже обозначенные деятельность обучающихся, их цели и мотивацию, ожидание результатов от обучения, их последующее применение в текущей трудовой деятельности, что определяет содержание, методы, средства и обозначит результаты освоения программы.
Необходимо обеспечение сформированной компетенции, гарантирующее адаптацию к изменяющимся условиям и приводящее к формированию отдельных тенденций повышения квалификации и переподготовки слушателей, но и информационно-образовательной среды в целом, создание условий для свободы творчества и самовыражения каждого слушателя.
Чтобы процесс обучения и процесс повышения квалификации на предприятиях были взаимосвязаны, создается экспертный совет, куда входят работодатели и представители организации дополнительного профессионального образования либо приглашаются специалисты из других образовательных учреждений. В этом процессе участвуют представители сферы образования и бизнеса, а связано это с тем, что лишь благодаря такому эффективному взаимодействию появляется возможность грамотной, отвечающей современным запросам бизнеса, подготовки. Работа экспертного совета заключается в:
- проведении отбора программы согласно тем критериям, которые обеспечивают основные цели и задачи данного обучения;
- определении условия обучения, формировании лекторского состава, который должен обеспечивать качественное образование.
Для корректировки программ по степени удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг ведётся мониторинг качества обучения в межкурсовой период, состоящий из ряда последовательных этапов:
- оценка образовательной среды - наблюдение и оценка атмосферы, которая сопровождает образовательный процесс. Процесс образования может проходить только в приемлемых для участников условиях, которые будут мотивировать к качественному освоению новой информации;
- качественные образовательные технологии - данные технологии должны соответствовать требуемым стандартам и отображать требуемые цели и задачи;
- оценка результатов образовательного процесса - в процессе использования анкетных данных и тестового материала, производится предварительная оценка материала, который был успешно усвоен;
- результаты воспитательного процесса - определения уровня организованности в работе, социометрические показатели, наличие взаимодействия в командной деятельности;
- эффективность оперативного и стратегического управления - оценка факторов, которые влияют на конечный результат образовательного процесса в системе дополнительного образования [6].
Образовательная программа для ИЯ-специалистов должна проектироваться с учетом целей целевой аудитории, как совокупность знаний, умений и опыта, которыми должны обладать выпускники программы через определенное время после ее завершения. Для этого необходимо систематическое изучение интересов основных потребителей с последующим использованием при разработке и совершенствовании образовательных программ профессиональной переподготовки для этой целевой аудитории, установить соответствие запросам одного и более потребителей, четко сформулировать саму программу, понимаемую и разделяемую той группой потребителей, чьи интересы она должна удовлетворять, с подчеркнутой уникальностью и результатом обучения. Обеспечение современных условий организации образовательного процесса, в том числе на основе использования новейших информационных технологий, позволяет овладеть актуальными знаниями в комфортном для обучающихся режиме.
Проектирование программы профессиональной переподготовки для ИЯ-специалистов определяется учетом индивидуальных требований заказчика обучения, контингента обучающихся, региональной специфики и содержательного наполнения на основе анализа должностных инструкций обучающихся. Подтвердить качество спроектированной программы профессиональной переподготовки независимо от ее проблемной направленности, структуры и задач можно посредствам оценочного инструментария:
- независимая экспертная оценка соответствия качества созданной программы тем целям, которые в ней обозначены;
- изучение мнения потребителей;
- изучение мнения заказчика, оценивающего эффективность используемой программы в соответствии с целями предприятия;
- степень разнообразия и возможностей выбора способов взаимодействия получателя и исполнителя образовательной услуги - оценка мнений согласно наиболее эффективного способа предоставления той или иной образовательной услуги, с целью лучшего усвоения той или иной информации;
- экспертиза/контроль итоговых работ обучающихся;
- самооценка сотрудников.
- публикации в СМИ - оценка уровня освещенности проводимых образовательных мероприятий;
- степень востребованности образовательных услуг - изучение общей сохранности контингента обслуживания, расширение производственной географии, что помогает проследить реальный уровень и востребованность образовательных услуг [3].
Положительная экспертная оценка (в сравнении с результатами К-летней давности) позволяет сделать вывод о целесообразности тиражирования данного опыта проектирования программы профессиональной переподготовки, но лишь с учетом обращения внимания на конкретные параметры и критерии. Проектирование программ профессиональной переподготовки - это логичная и необратимая тенденция образовательного процесса, качественным образом изменяющая прошлое игнорирование индивидуальных интересов обучающихся и заказчиков. Проектирование программ
существенно повышает уровень профессионализма педагогических работников, являясь катализатором к появлению новых форм обучения и приводя к более внятным результатам по ее освоению.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (273-Ф3 РФ редакция 2017)
2. Ананина А.В., Осипова И.В. Влияние ошибок в деятельности HR-директора на конкурентоспособность компании // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 3-1 (72). - С. 8083.
3. Веберова И.И. Исследование рынка потребителей как основа позиционирования и продвижения программы дополнительного профессионального образования // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. - 2010. - Т.1. - № 2. - С. 230235.
4. Звонников В.И., Кибанов А.Я. Проблемы подготовки кадров по управлению персоналом при переходе на уровневую систему обучения // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 10. - С. 1922.
5. Клопова О.К. Повышение квалификации специалистов по управлению персоналом // В сборнике: Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам III международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 103-107.
6. Муратов В.С. Модель обеспечения качества проектирования и реализации образовательных программ высшего образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 2-2. - С. 277-281.
7. Паршин, Н. М. Н. А. Калистру Современные проблемы дополнительного образования кадров на производственных предприятиях // Организатор производства. - 2015. - № 2 (65). - С. 122127.
8. Управление инновациями в организации / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович.
- М.: Омега-Л. - 2009. - 415 с.
9. Цлаф В.М. Методология современного менеджмента. - Самара: Самарская губерния, 2014. - 160 с.
10. Furnham, A. People Management in Turbulent Times. - London: Palgrave Macmillan, 2009.
- 242 p.
УДК 377
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК РЕСУРС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА
Яковлева Елена Ивановна, 2017 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарно-правовых дисциплин
Дзержинского филиала ННГУ
Иванов Павел Юрьевич, 2017 Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедры экологического, земельного и
градостроительного права
Аннотация: в статье показана роль образовательного кластера в инновационном развитии региона. Доказана необходимость развития региональных образовательных кластеров как важного конкурентоспособного преимущества современной экономики. Рассмотрены вопросы, влияющие на эффективность работы образовательных кластеров при соблюдении требований профессиональных